Здравствуйтe, Сeргeй Николаeвич!

Нeсколько днeй назад я ужe писала Вам в раздeл "Вопрос", прошу прощeния за возможные бeссвязность и сумбур в изложении. Писала как в тумане через несколько дней после смерти любимого мужа, ни слова не помню. Ему было 37 лет.

Я очень давно хотела изложить свой опыт выживания на сайте, потому что метаморфозы в моей жизни, в характере очевидны. Кстати, оказывается, не так просто сжать всю основную информацию по изменению себя в одно письмо. Откладывала с письмом, думая: ну вот сейчас, ещё и это пройду... И вот, случилось событие, реакцией на которое уже не могу сказать вышеупомянутую фразу.

13 дней назад у меня умер любимый муж. У нас осталась трёхмесячная дочь. Благодаря Вашей информации я очень изменилась, вышла замуж в 35 лет за любимого мужчину, родила ребёнка. Когда впервые увидела будущего мужа, остро почувствовала, что давно знаю его. Он совершенно нарушал все мои принципы и представления о любви и отношениях. Но я слушала своё сердце, и уже примерно через 1,5 месяца забеременнела в наибезопаснейший для этого день, хотя раньше не получалось даже в самый благоприятный. Также мне удалось пройти через испытание нежеланием любимого мужчины иметь такого внезапно зародившегося незапланированного ребёнка, готова была остаться одна с малышом.

Во время беременности главным испытанием, помимо не столь тяжёлых для меня остальных, оказался увиденный ночью судорожный приступ у мужа - как эпилепсия. С тех пор я очень испугалась за его жизнь, старалась устремляться к Богу, меняться; понимала, что это связано со мной и с появлением ребёночка на свет. Беременность протекала сложно: небольшая отслойка плода на раннем сроке, токсикоз, низкое давление (ещё ниже, чем обычно), потери сознания, тонус матки и т.д. Муж очень поддерживал всё это время. Но работать над собой в состоянии полнейшей раздавленности было всё сложнее. Старалась меньше думать, больше чувствовать устремление к Богу; не всегда получалось и это - хотя, когда случались приступы у мужа, сделать это было гораздо легче, такая вот помощь. Но всё равно сложно было не испытывать чувства страха. Старалась принимать крах будущего.

У мужа после перенесённой 13 лет назад операции на головном мозге (аневризма) в месте удаления сосуда образовалась киста, заполненная водой. Она не мешала, жалобы были на периодические головные боли, метеочувствительность, потерю оперативной памяти. Мужу нельзя было нервничать и перенапрягаться. Примерно 4 года назад стали случаться судорожные приступы с потерей сознания - как рассказывал, из-за сильных переживаний в прошлой семье. У мужа до меня было 2 неудачных брака. Знаю, что это о многом говорит; бывших жён он, к сожалению, не мог простить. Ко мне относился замечательно, даже слишком, я очень старалась отстраняться, чтоб не привязаться; периодически крушила его комфорт. Мы прожили вместе всего лишь ровно один год. При мне произошло 4 судорожных приступа, последний из них смертельный. Как сказал лечащий врач, у мужа в голове была бомба - скорее всего, лопнула эта киста из-за того, что поднялось давление на фоне нервов и стрессов. Муж очень близко всё принимал к сердцу, очень много работал, чтоб обеспечить нас, и очень сильно нервничал последний год из-за тянувшихся судов по разделу имущества с бывшей женой.

Я понимаю, что так должно было случиться, что это всего лишь внешняя причина смерти. Муж не умел жить по-другому, он очень энергичный и тонкосердечный. Его отец также умер примерно в 40 лет, инфаркт. Я понимаю, что смерть - это помощь, ею остановили неверное направление души, которое набрало обороты.

Скажите, пожалуйста, могла ли я собственными интенсивными изменениями помочь мужу выжить и измениться в этой жизни? В последнее время изменения шли очень медленно и со скрипом, было очень тяжело: маленький неспокойный ребёнок, недосыпания, проблемы и т.д. Понимаю, что у меня самой огромная тема привязанности, раз такое произошло. Всё мне кажется, что я не старалась работать над собой и меняться в полной мере, что если бы помнила, что каждая минута может быть последней, сразу далось бы то, что шло туго. Очень больно. Но Божью волю просто силой заставляю себя не обсуждать. Просто хочется провести осознанную работу над ошибками и для этой, и для последующих жизней, чтобы правильно понятый опыт прочувствовался и закрепился в подсознании. А пока я не понимаю, была ли предопределена смерть мужа в этой жизни ещё изначально, или она случилась, потому что я не смогла помочь любимому человеку измениться через собственные изменения.

Спасибо Вам за возможность Вам писать, за возможность делиться опытом с Вами и читателями, за возможность понимать и чувствовать происходящее, за возможность ощущать счастье в душе, несмотря ни на что - ибо знаешь, благодаря Богу и Вам, истинный смысл жизни.

Надеюсь, получится со временем больше и чаще чувствовать сердцем, чем понимать или не понимать.

Спасибо.

С любовью и уважением, Елена.

Здравствуйте отец Иоанн. 8 марта 2010 года мой брат, ему было 20 лет, разбился на машине, шансов на выживание не было. Мама считает, что Господь наказал ее за грехи. Правда ли? Господь может наказать смертью родного человека? Если не один волос не упадет с головы человека без воли Божьей, значит Господь забрал брата. По каким причинам это происходит? Правда ли, что каждому отпущено свое количество времени и что дата и время смерти уже известны при рождении человека?

Ответ: Уважаемый Евгений! Да, правда, что дата и время смерти уже известны при рождении человека, — но только Богу. Есть такое понятие как предопределение Божие. Бог предопределил каждому человеку его судьбу. Но эта судьба может меняться по воле Божией — в зависимости от нравственного состояния, нравственного возрастания человека. Бог знает и уже видит, что человек нравственно выше не поднимется, его духовный рост уже идет вниз. Поэтому на самой высшей духовной ступени возрастания Бог Своим Промыслом допускает смерть человека во благо человека, чтобы спасти его.

Вот почему были убиты Вифлеемские младенцы, вот почему умирают дети. Если бы выросли и жили на земле Вифлеемские дети, они, возможно, приняли бы участие в распятии Христа, но были убиты как младены невинные и оказались в Царстве Божием.

Бог допустил, чтобы Ваш брат разбился на машине с одной целью — спасти Вашего брата. Сейчас уже нужно уповать на Бога и верить, что придет время, когда мы перейдем в вечность и увидимся с Вашим братом. Неизвестно, кому лучше сейчас, нам или брату Вашему. Возможно, ему в ином мире гораздо лучше, ибо там нет ни печали, ни болезни, но жизнь безконечная. А нам эту печаль юдольную еще нужно пройти.

Для того, кто умеет хорошо использовать свою жизнь, она не коротка.

Сенека Младший

Желать смерти, когда живется, столь же малодушно, как сокрушаться о жизни, когда настала пора умирать.

А. Франс

Бояться надо не смерти, а пустой жизни.

Б. Брехт

Не надо бояться смерти

То, что люди называют смертью, – это всего лишь переход из одного состояния в другое. Фактически смерти нет. Есть переход из земного мира в небесный. Истинная родина души – это именно мир небесный. Бытие на Земле – лишь малая частица всего вашего существования. Смерть не что иное, как возвращение на родину, возвращение домой. Если вы это поймете, то перестанете бояться смерти. Жизнь, смерть – это лишь вехи на долгом пути бытия души. Смена времен года показывает нам, что все повторяется, все возрождается снова и снова. Зима – это не конец существования природы. Потом наступит весна, и природа возродится. Точно так же и смерть – это не конец вашего существования . Это лишь одна из его вех.

Очень часто для души смерть – это освобождение, облегчение. Это горе для родных и близких, это профессиональная неудача для врачей. А для души это просто возвращение домой. Так плачьте, если вы потеряли близкого человека, но помните, что на самом деле смерть не разлучает вас, потому что вы все равно остались в одном мире, в одной Вселенной, а значит, рядом, близко, и вы все равно можете общаться и можете встретиться в будущем. Смерть не разлучает. Она отнимает тело, но не отменяет близости душ.

Когда человек умирает, близкие часто борются за его жизнь до последнего, буквально умоляют его остаться здесь, не покидать их. Бороться за жизнь, конечно, надо – пока ее можно спасти. Но если человек уже обречен умереть, самое лучшее, что можно сделать, – это позволить ему уйти спокойно, с миром, не плача, не причитая и не умоляя остаться. Смерть приходит, когда пора сбросить тело, как сбрасывают изношенный костюм, и освободить душу для дальнейшего бытия. Это момент важнейшего перехода из одного качества в другое, и не заставляйте умирающего страдать, отягощая его уход своими слезами и страданиями.

Если вы поймете, что вы – это не только тело, не только ваш разум, что вы – это прежде всего душа, тогда смерть не будет страшна. Душа ваша понимает, что нет трагедии в том, чтобы покинуть тело. Душе во многих отношениях тяжелее в теле, чем вне его.

Страх смерти отравляет всю вашу жизнь

Вы боитесь смерти каждый миг своей жизни и оттого не можете наслаждаться жизнью во всей ее полноте. Вы жалеете умирающих, не зная, что эта жалость лишь замаскированный страх собственной смерти . Вы видите, как кто-то умирает, и это напоминает вам о том, что и вы тоже умрете.

Когда вы поймете, что смерть призрачна, что она не конец, что у души в запасе вечность, только тогда вы сможете постичь радость бытия. Радость земного бытия становится лишь полнее от осознания того, что она не вечна. Не вечна радость, не вечны и земные страдания – так стоит ли особо страдать, раз впереди счастливое возвращение домой?

Да, скажете вы, это моя душа вечна, но я ведь человек, со своей плотью и кровью, и моя жизнь все же конечна. Когда моя душа придет на Землю в другом воплощении – это буду уже не я, это будет другой человек.

Да, это так – но от вас зависит, сохраните ли вы свою личность, свое сознание и после физической смерти. Если вы живете осознанно – вы и после смерти будете помнить себя, свою личность, вы сохраните себя в неизменном состоянии. А в следующем воплощении душа ваша будет помнить все. Не надо разделять понятия «душа» и «человек». Станьте одним целым со своей душой – и бессмертие вашей души превратится в ваше личное бессмертие.

А в том, что жизнь человека в данном теле конечна, тоже есть большой смысл. Каждое воплощение имеет свою задачу, и у человека ограниченное время на Земле, чтобы решить ее. Об этом надо помнить. Помнить, чтобы не откладывать на неопределенное время свои дела, решение своих задач, свое развитие. Многие люди живут так, как будто их земное существование будет длиться вечно. Они откладывают и откладывают решение важнейших задач души, а потом выясняется, что короткое земное время потрачено впустую, душа напрасно приходила на Землю: она ничего не успела здесь сделать. Помня о том, что земное существование конечно, вы осознаете великий смысл каждого мгновения на Земле, вы обретете смысл своей жизни, которая перестанет быть бесцельным существованием в неопределенном времени и пространстве.

Смерть не случайна, но и не предопределена

Многие думают, что смерть зависит от слепого рока, от случая, от какой-то нелепости. Так и говорят:

«нелепая случайность», «нелепая смерть» . На самом деле никаких случайностей не бывает. Человек сам своей жизнью зарабатывает то или иное время своей смерти. Этот выбор – когда умереть – делает сама душа человека. Тело может еще сопротивляться, а душа уже знает, что час пришел. Многие считают, что дата смерти предопределена уже от рождения. Это не так. Дата смерти определяется по итогам прожитой жизни. Существуют вехи в жизни человека, когда он должен сдать своеобразный «экзамен», чтобы получить право на дальнейшую жизнь. Самые известные из таких вех – 37 лет, 42 года и 49 лет.

По каким «параметрам» определяется, жить человеку дальше или уйти? Главная задача души на Земле – раскрыть себя, реализовать себя, воплотить себя во всей полноте. Если человек дает душе все возможности для этого – он развивается всю жизнь, душа раскрывает себя все полнее и полнее, и такой человек может жить очень, очень долго, пока тело совсем не одряхлеет и душа не решит сменить «костюм».

А вот если душа видит, что в этом теле ее возможности исчерпаны, если человек не дает ей развиваться и проявлять себя, если он уходит на ложные пути или останавливается в развитии – душа может решить, что в этом теле ей больше нечего делать. Тогда душа уходит, потому что для нее нет дальнейшего пути в этом воплощении. Но и долгая жизнь не всегда благо. Она благо лишь тогда, когда, несмотря на возраст, есть и молодость души, и здоровье тела, и сила, и активность. Долгая жизнь в дряхлости, болезнях и немощи – такая пытка, что смерть предпочтительнее.

Дать возможность реализации своей душе – значит продлить свою молодость и активную жизнь. Продлить жизнь могут и незаконченные дела на Земле, например необходимость поставить на ноги детей. Но если душа видит, что в этом теле ее ждет тупиковый путь, ее главные потребности не осуществляются, то такая отсрочка дается лишь ненадолго.

Смерть: до и после

Смерть никогда не приходит внезапно. Она всегда предупреждает о своем приходе. Предупреждают и ангелы-хранители, чтобы смерть не застала врасплох ни самого человека, ни его близких.

Иногда предупреждения приходят в виде дурного предчувствия, просто какого-то тревожного ощущения. Иногда они приходят в виде так называемых «дурных знаков» – то есть каких-либо внешних событий, явлений, случаев. Например, группа людей отправляется в путешествие, и их сопровождают неприятности, которые постепенно становятся все серьезнее: сначала у одного человека украли багаж, затем другой сломал ногу, третий чуть не утонул, четвертого едва не убило молнией и т. д. Не исключено, что, прислушавшись к этим предупреждениям и повернув назад, отказавшись от дальнейшего путешествия, можно еще избежать трагического исхода. Если же не внимать таким предупреждениям, путешествие может закончиться гибелью всех его участников.

Сам умирающий на уровне подсознания, а иногда и сознания знает, что он умрет. Чувствуют это, хоть могут и не осознавать, и его близкие. Это знание может проявляться в якобы случайных фразах, оговорках. Например, дочь говорит уезжающему в командировку отцу: «Папочка, как же мы будем жить без тебя?» Мать тут же ее одергивает: «Ну что ты говоришь, папа через неделю вернется». А отец не возвращается – он погибает в командировке. Человек, готовящийся к смерти, сам может начать прощаться со своими близкими. К тем, с кем он не может увидеться лично, он может прийти во сне. Близким снится тревожный сон – и они просыпаются с предчувствием, что что-то должно случиться. А потом узнают, что умер приснившийся им человек.

Перед смертью самому человеку могут сниться умершие родные и друзья. Он может видеть их и в предсмертных видениях. Это их души пришли, чтобы помочь совершить ему переход в иное бытие.

Предупреждения о том, что в дом придет смерть , могут быть различными. У людей существует множество примет на этот счет. Многие из них совершенно правильны. Люди воспринимают эти приметы как нечто зловещее, как будто какие-то силы хотят напугать их и для этого посылают эти приметы. На самом деле приметы существуют не для того, чтобы пугать людей, а для того, чтобы предупредить их о грядущем событии, дать время подготовиться, смириться с неизбежным, чтобы это неизбежное не стало слишком большим шоком. Природа не пугает – она вместе с ангелами-хранителями заботится о людях, стараясь облегчить их боль и страдания.

Вот некоторые из примет-предупреждений, которые действительно являются правдивыми.

Ветром сорвало конек с крыши – к смерти хозяина.

В комнату влетела птица, либо птица бьется клювом в стекло – к смерти в доме. Птица предупреждает людей о том, что в дом скоро войдет смерть, так как за несколько дней до смерти человеческое тело меняет свое излучение, а птицы это чувствуют.

Если в доме вы боковым зрением видите, что мелькают какие-то черные тени, или слышите какие-то непонятные стуки – это может быть предупреждением, хотя не обязательно о смерти, но, как правило, о какой-то беде или неприятности.

Если ночью вы просыпаетесь от ощущения, что какая-то тяжесть давит на грудь или кто-то вас душит, – надо спросить: «К добру или к худу?» А затем постараться почувствовать, каков был ответ. Избавиться от тяжести или ощущения, что душат, помогает молитва.

А вот то, что разбитое зеркало сулит смерть, – неправда.

В момент смерти умирающий ощущает неимоверное облегчение. Уходит физическая боль, уходят телесные муки и страдания. Душа выходит из тела и может видеть тело со стороны. При этом это тело воспринимается как чужое, незнакомое, даже неприятное. Душа ощущает к нему полнейшее безразличие и совершенно не хочет туда возвращаться. Напротив, душа наслаждается обретенной свободой и хочет улететь от тела подальше. Душа не понимает, почему над этим телом плачут люди, что и зачем с ним делают врачи. Умерший человек может не сразу понять, что он умер. Он пытается обращаться к живым, говорить с ними – но обнаруживает, что его не видят и не слышат. Он пытается двигаться и обнаруживает, что легко проходит сквозь стены, сквозь предметы, сквозь других людей, не встречая никаких препятствий.

Видя все, что происходит на Земле после его смерти, человек просматривает и всю свою жизнь до мельчайших подробностей, причем видит ее в истинном свете: какие ошибки он совершал, какой вред принес людям, как относились к нему на самом деле другие люди. То есть перед ним раскрывается весь скрытый смысл его поступков, мыслей, поведения, он видит истинные причины и следствия всех событий и явлений жизни, он осознает то, что не понимал раньше. Человек может от этого страдать и сокрушаться – от того, как он был слеп и как много бед принес и себе, и окружающим, когда можно было этого избежать.

На девятый день душа уходит в более высокие слои, отрывается от Земли. У всех это происходит по-разному. Душа, менее отягощенная негативными мыслями, чувствами и поступками, просто сливается со столбом яркого света, спускающегося к ней сверху. Отягощенные души обычно летят по узкой черной трубе, в конце которой маячит свет. На сороковой день душа воспаряет еще выше, окончательно отделяясь от Земли и земного бытия и уходя в другие слои Вселенной. Очень важно для души, чтобы она вовремя покинула земное бытие, не зацепилась здесь, иначе она будет очень мучиться. Помочь душе оторваться от земного бытия призваны поминки на девятый и сороковой дни. Но надо иметь в виду, что горе, страдания, слезы родственников лишь приковывают душу умершего к земному миру, не дают ей уйти. Энергия страдания родственников усиливает отягощение души умершего и осложняет начало его иного бытия. Очень сильно привязывает умершего и могила – она буквально тянет душу вниз, особенно если родные бывают там слишком часто и много плачут и страдают. Поэтому не надо слишком часто ходить на кладбище. Облегчает участь умершего отпевание – оно как бы перекрывает притягивающую силу могилы, не позволяет ей тянуть человека вниз.

После смерти душа вовсе не попадает, как многие думают, в ад или в рай . Эти слова – лишь образы, придуманные людьми для определения состояния души. Но это вовсе не какие-то определенные места, которые находятся под землей или на небесах, – никаких таких мест нет. Просто душа после смерти либо страдает, либо блаженствует. Это происходит потому что душа видит всю свою жизнь, осознает смысл своих поступков и либо страдает от того, что была отягощена и не смогла раскрыть, реализовать себя, либо испытывает умиротворение от того, что выполнила свое предназначение в этом воплощении, решила все задачи, освободилась от отягощений. Первое состояние и называется адом, второе – раем. Это лишь внутреннее состояние души, зависящее от качества земной жизни, а вовсе не наказание или поощрение от Бога, как думают многие. Бог не посылает вас в ад или в рай, и не Бог причина тому, что вы попадаете в соответствующие состояния. Вы сами становитесь причиной этого опыта – вы готовите его всей своей жизнью.

Но даже самая темная, отягощенная душа не обречена на вечные муки – это люди, ведомые своими страхами, создали сказку про ад, где души грешников горят вечно. Ничего такого нет и быть не может. Даже самая мрачная душа рано или поздно придет к необходимости вернуться к свету, избавиться от отягощений. И тогда, конечно, Бог примет ее и поможет освободиться от страданий.

Случай из практики

Варваре Ивановне 65 лет, она недавно похоронила мужа. Пережила потерю очень тяжело, никак не могла смириться со смертью близкого человека. По прошествии 40 дней после смерти муж продолжал ей сниться каждую ночь и во сне жаловался на то, что он ощущает себя в тупике, что ему очень тяжело. После таких снов Варвара Ивановна бежала на кладбище и проводила там в слезах целый день. От этого ей не становилось легче, и муж продолжал сниться, причем сны становились все тяжелее, они буквально изматывали Варвару Ивановну. Муж в этих снах начал говорить, что он не хочет уходить с Земли, начал ругать Варвару Ивановну за то, что она его якобы напрасно похоронила, потому что он вовсе не хотел умирать.

На сеансе связи с ангелом-хранителем Варвара Ивановна узнала, что, поскольку ее муж был довольно эгоистичный человек и слишком привязанный к материальным благам, ему даже по прошествии 40 дней после смерти не удалось вознестись в иные, далекие от Земли сферы бытия, и душа продолжает мучиться – как говорят, «мытарствовать» в непосредственной близости от Земли, не находя себе покоя, не имея возможности найти себе пристанище ни на Земле, ни на небесах. Кроме того, Варвара Ивановна своими слезами, горем и частыми визитами на кладбище только осложняет положение души мужа, вновь и вновь привязывая его к Земле. Ангел-хранитель посоветовал провести заочное отпевание мужа (похороны прошли без отпевания) и ставить за упокой души свечи в церкви, а на кладбище ходить лишь раз в год – в день смерти. Кроме того, Варваре Ивановне на канале порекомендовали отвлечь свои мысли от утраты, найдя себе какое-то занятие, расширив круг общения. Она так и сделала: устроилась на работу, начала встречаться со своими старыми подругами, обзавелась новыми знакомыми среди прихожан церкви, которую она начала регулярно посещать. Муж стал приходить во сне все реже, потом эти мучительные сновидения и вовсе прекратились, и состояние Варвары Ивановны значительно улучшилось.

по материалам из книги: Агеева Ольга - "Беседы с Ангелом-Хранителем".

Можно ли предугадать дату своей смерти, почувствовать, что конец близок? Возможно ли избежать «случайной» гибели? Парапсихологу и лауреату премии «Лучший эзотерик» Антон Малинор отвечает на этот вопрос.

Можно ли предугадать дату своей смерти, почувствовать, что конец близок и изменить ход судьбы? Возможно ли избежать «случайной» гибели? Корреспонденты iReactor задали этот волнующий вопрос магу, экстрасенсу, доктору метафизических наук, парапсихологу и

«Феномен предчувствия смерти известен с давних времен. Многие великие люди предсказывали срок своей жизни незадолго до его окончания, а большинство эзотериков специально узнают эту дату заблаговременно, как например известный гипнотизёр и телепат Вольф Мессинг. Однако, этой способностью обладают и простые люди, если их сознание в достаточной степени открыто ощущению вероятностей во времени. И способность эта распространяется не только на себя любимых, но и на предчувствие расставания с близкими людьми - многие заранее ощущают уход родных и друзей, когда еще ни что не предвещает...

Задолго до того, как человек закончит свой земной путь, его высшее, духовное Я начинает покидать материальную реальность, обрывая с ней энергетические связи, что очень заметно для ясновидящих и экстрасенсорно чувствующих людей. Развить способность магического восприятия будущего и его коррекции можно в авторитетных школах магии, например в семинариях при Церкви Магии и ее экзархатах в РФ и разных странах. Однако, никому не рекомендовал бы развиваться однобоко, стараясь только узнавать сроки жизни людей - те, кто обладает таким даром от природы, считают его проклятием! Всегда учитесь воспринимать как поток времени, так и неизбежность перехода из материального состояния существования, к истинному свободному состоянию жизни духовной.

Кроме того, стоит добавить, что очень часто, обладая предвидением, можно избавить человека от случайной смерти (момент энтропии, при котором не происходит осознанного выбора покинуть материальный мир, а решение принимается иными силами), а так же, обладая определёнными знаниями, при желании самого человека, которому грозит опасность, можно не только отодвинуть момент физической смерти, но и даже вернуть душу обратно к земному существованию.

Часто спрашивают о том, существуют ли предвестники смерти, какие либо знаки и приметы. Однозначный ответ - да, существуют. Вот только известны они как правило только посвященным, и являются тайной оккультных орденов. Хотя, в истории не мало свидетельств различных предупреждений о неожиданных смертях - от возвещений ангелами и вещих снов, до самых простых. Например перед домом будущего покойника воет собака. Но эти приметы не очень точны, и должны подтверждаться другими знаками, та же собака может своим воем извещать не о визите демонов смерти, а о присутствии просто зловредных существ из потустороннего мира.

Предчувствие смерти близких людей проявляется как правило в виде ощущения тоски, боли утраты, желания защитить от неведомой угрозы любой ценой, ощущения возникшей резко холодной отчужденности, при внешне не изменившихся отношениях (рвутся энергетические каналы). Если такие ощущения повторяются часто и на протяжении некоторого периода времени, то в это время бросаться учиться экстрасенсорному восприятию уже поздно, необходимо обращаться к опытному магу за предсказанием и помощью».

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это – вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил.

А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап, как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?» – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот». – «Какие хлопоты?» – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?» – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла, и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг эта женщина поняла, что, когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?» – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?» – «А не приносила ли она платье в горошек?» – «Вы что, волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге) . И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?» – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?» И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди».

То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной?

Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно, рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг.

И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил Своих учеников: «Побудьте со Мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот, хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,