Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock ) родился 18 декабря 1939 года маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве он переехал в Лондон и жил там до 1993 года. Детство и юношество писателя пришлись на особый период - распад Британской империи (не так давно мы и сами пережили нечто подобное, - еще вчера жили в могучем государстве, и вдруг, за пару лет империя рассыпается в прах). Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его творчестве - идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом, история разрушении привычной системы мироздания и долгой, мучительной адаптации к новой.

Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись), Муркок еще подростком начал самостоятельную жизнь. После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. С юных лет Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир битломания повлияли на выбор жизненного пути - он организовал и возглавил группу "Hawkwind" ("Ястребиный ветер"), в репертуаре которой было много его собственных песен и композиций. Увлекался Муркок и политикой. В начале 1960-х годов он примкнул к левым радикалам и два года редактировал печатный орган Либеральной партии, журнал "Current Topics". Позже он вообще стал анархистом и даже опубликовал в 1983 г. резкую публицистическую книгу "Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии".

В начале 1960-х будущий редактор и писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз - в 1983-м) - на журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа "Хоквинд" и оставила после себя несколько альбомов, а во время пика популярности собирала немалую аудиторию поклонников, звездный час Муркока наступил не на сцене. Фантастику будущий писатель жадно поглощал (и пописывал) еще с раннего детства. При этом Майкл весьма рано обнаружил в себе довольно редкий дар - он оказался талантливым редактором.

Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнальчик назывался "Приключения Тарзана", и возглавил Муркок его в 18 лет). Именно на страницах этого самопального издания увидела свет первая серия Муркока в жанре "героической фэнтези", начатая в майском номере за 1957 г. рассказом "Соджан-меченосец" (в 1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в сборнике "Соджан"). Однако, главные средства к существованию давали по-прежнему музыка (он также подрабатывал редактором в одном издательстве детективной литературы). Все изменилось, когда Майкл познакомился с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики, духовным вождем и беспрекословным авторитетом британского фэндома. Эта встреча стала судьбоносной, как для Муркока, так и для самого Карнелла и его детища - ведущего английского фантастического журнала "Новые миры" (New Worlds), основанного еще в 1946 г. Поначалу Майкл стал сам регулярно писать в журналы, возглавляемые тогда Карнеллом, - "SF Adventures" и "Science Fantasy", и быстро добился определенного успеха у читателей, - сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет тома "марсианской" трилогии, созданной в подражание Э.Р.Берроузу (она вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард П.Брэдбери). А в 1964 г. журнал "Новые миры" неожиданно закрылся, и Карнелл оставил редакторский пост. Но, спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым редактором - двадцатичетырехлетним Майклом Джоном Муркоком.

После этого, в течение семи лет, которые потрясли мир научной фантастики, "Новые миры" стали рупором целого литературного движения - т.н. "Новой Волны". Еще в юности Муркок горячо спорил с другими фанами, утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также "человеческого измерения". Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно, как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах собственного журнала. Главной основой "Новой Волны" было резко-агрессивное неприятие "классической" научной фантастики. Поэтому, писатели-апологеты движения представляли из себя довольно пеструю палитру разнообразных модных на тот момент литературных течений. Наиболее известными представителями движения, кроме самого Муркока, стали - британцы Брайан Олдисс, Джеймс Грэм Баллард, Джон Браннер, Майкл Джон Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд, Сэмюэл Дилэни, Роджер Желязны и Харлан Эллисон (как видите, очень разные по манере авторы).

Все годы, пока Муркок редактировал "Новые миры", он не переставал писать. Но, лишь в середине 1970-х, когда Волна улеглась, критики и читатели "обнаружили" нового писателя, - очень плодовитого, разнообразного, последовательного в проведении каких-то своих навязчивых идей, а также интеллигентного, ироничного и стилистически "экипированного" на любой вкус. С самых первых произведений он приступил к созданию совершенно беспрецедентной суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для этого, правда, пришлось разработать концепцию Мультивселенной (термин позаимствован у видного английского прозаика Джона Каупера Повиса), в которой сосуществуют различные параллельные миры, постоянно пересекающиеся друг с другом. Романы этого мегацикла написаны в разных жанрах - тут и "твердая" НФ, и фэнтези, и роман абсурда, и альтернативная история, и декаданс, и "космическая опера", и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое полифоническое целое (чему нимало способствовало и частое переписывание автором ранних произведений). [Все это превращает составление библиографии книг Муркока в адский труд!]

Муркок создал несколько сериалов довольно специфической "героической фэнтези". Впрочем, писатель никогда не скрывал, что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном, ему были нужны для поддержания "на плаву" своего журнала. Однако его сериалы получались весьма нестандартные и многосмысловые. Стоит только присмотреться к его героям - в отличие от лишенных сомнений суперменов Берроуза, Говарда и других основоположников "героической фэнтези", герои Муркока обычно - мятущееся, одинокие, одержимые темными страстями, фобиями и прочими явно несуперменскими качествами. Короче, они - люди безо всяких приставок "супер" (можно сказать, что именно Муркок стоит у истока современной "героики").

Перу Муркока также принадлежит критическая работа, посвященная жанру фэнтези, - "Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy" (1987). В настоящее время Муркок живет в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX - начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием. Он является лауреатом "Небьюлы", Всемирной премии фэнтези и трижды - Британской премии фэнтези. По его книгам созданы ряд комиксов и видеоигр.

родился 18 декабря 1939 года маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве он переехал в Лондон и жил там до 1993 года. Детство и юношество писателя пришлись на особый период - распад Британской империи (не так давно мы и сами пережили нечто подобное, - еще вчера жили в могучем государстве, и вдруг, за пару лет империя рассыпается в прах). Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его творчестве - идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом, история разрушении привычной системы мироздания и долгой, мучительной адаптации к новой.

Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись), Муркок еще подростком начал самостоятельную жизнь. После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь.

С юных лет Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир битломания повлияли на выбор жизненного пути - он участвовал в деятельности группы «Hawkwind» («Ястребиный ветер»), в репертуаре которой много его собственных песен и композиций, организовал группу Deep Fix, с которой выпустил альбом «New World Fair». Увлекался Муркок и политикой. В начале 1960-х годов он примкнул к левым радикалам и два года редактировал печатный орган Либеральной партии, журнал «Current Topics». Позже он вообще стал анархистом и даже опубликовал в 1983 г. резкую публицистическую книгу «Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии».

В начале 1960-х будущий редактор и писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз - в 1983-м) - на журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа «Хоквинд» выпустила около 50 альбомов, а во время пика популярности собирала немалую аудиторию поклонников, звездный час Муркока наступил не на сцене. Фантастику будущий писатель жадно поглощал (и пописывал) еще с раннего детства. При этом Майкл весьма рано обнаружил в себе довольно редкий дар - он оказался талантливым редактором.

Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнальчик назывался «Приключения Тарзана», и возглавил Муркок его в 18 лет). Именно на страницах этого самопального издания увидела свет первая серия Муркока в жанре «героической фэнтези», начатая в майском номере за 1957 г. рассказом «Соджан-меченосец» (в 1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в сборнике «Соджан»). Однако, главные средства к существованию давали по-прежнему музыка (он также подрабатывал редактором в одном издательстве детективной литературы).

Все изменилось, когда Майкл познакомился с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики, духовным вождём и беспрекословным авторитетом британского фэндома. Эта встреча стала судьбоносной как для Муркока, так и для самого Карнелла и его детища - ведущего английского фантастического журнала «Новые миры» (New Worlds), основанного еще в 1946 г. Поначалу Майкл стал сам регулярно писать в журналы, возглавляемые тогда Карнеллом, - «SF Adventures» и «Science Fantasy», и быстро добился определенного успеха у читателей, - сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет тома «марсианской» трилогии, созданной в подражание Э. Р. Берроузу (она вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард П. Брэдбери). А в 1964 г. журнал «Новые миры» неожиданно закрылся, и Карнелл оставил редакторский пост. Но спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым редактором - двадцатичетырёхлетним Майклом Джоном Муркоком.

После этого, в течение семи лет, которые потрясли мир научной фантастики, «Новые миры» стали рупором целого литературного движения - т.н. «Новой Волны». Еще в юности Муркок горячо спорил с другими фанами, утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также «человеческого измерения». Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно, как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах собственного журнала. Главной основой «Новой Волны» было резко-агрессивное неприятие «классической» научной фантастики. Поэтому писатели-апологеты движения представляли из себя довольно пеструю палитру разнообразных модных на тот момент литературных течений. Наиболее известными представителями движения, кроме самого Муркока, стали: британцы Брайан Олдисс, Джеймс Грэм Баллард, Джон Браннер, Майкл Джон Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд, Сэмюэл Дилэни, Роджер Желязны и Харлан Эллисон (как видите, очень разные по манере авторы).

Все годы, пока Муркок редактировал «Новые миры», он не переставал писать. Но лишь в середине 1970-х, когда Волна улеглась, критики и читатели «обнаружили» нового писателя - очень плодовитого, разнообразного, последовательного в проведении каких-то своих навязчивых идей, а также интеллигентного, ироничного и стилистически «экипированного» на любой вкус. С самых первых произведений он приступил к созданию совершенно беспрецедентной суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для этого, правда, пришлось разработать концепцию Мультивселенной (термин позаимствован у видного английского прозаика Джона Каупера Повиса), в которой сосуществуют различные параллельные миры, постоянно пересекающиеся друг с другом. Романы этого мегацикла написаны в разных жанрах - тут и «твердая» НФ, и фэнтези, и роман абсурда, и альтернативная история, и декаданс, и «космическая опера», и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое полифоническое целое (чему нимало способствовало и частое переписывание автором ранних произведений). [Все это превращает составление библиографии книг Муркока в адский труд!]

Муркок создал несколько сериалов довольно специфической «героической фэнтези». Впрочем, писатель никогда не скрывал, что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном, ему были нужны для поддержания «на плаву» своего журнала. Однако его сериалы получались весьма нестандартные и многосмысловые. Стоит только присмотреться к его героям - в отличие от лишённых сомнений суперменов Берроуза, Говарда и других основоположников «героической фэнтези», герои Муркока обычно - мятущееся, одинокие, одержимые темными страстями, фобиями и прочими явно несуперменскими качествами. Короче, они - люди безо всяких приставок «супер» (можно сказать, что именно Муркок стоит у истока современной «героики»).

Перу Муркока также принадлежит критическая работа, посвященная жанру фэнтези, - «Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy» (1989). В настоящее время Муркок живёт в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX - начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием. Он является лауреатом «Небьюлы», Всемирной премии фэнтези и трижды - Британской премии фэнтези. По его книгам созданы ряд комиксов и видеоигр.

Мультивселенные Майкла Муркока. Интервью для радио Свобода

16.12.2009 21:00

Анна Асланян (Лондон), Дмитрий Волчек

Дмитрий Волчек: Выпуск Поверх Барьеров подготовлен к 70-летию Майкла Муркока – писателя, у которого в России великое множество поклонников. Муркока начали издавать на русском в 1990 году, и перечень его книг, вышедших с тех пор, занимает в Интернет-магазине “Озон” семь страниц. В списке этом не учтены, разумеется, подпольные советские издания – в начале 80-х я читал сагу о похождениях принца-альбиноса Элрика, самого известного героя Муркока, в самиздатских переводах, и хорошо помню алые обложки этих самопальных машинописных брошюрок, которые где-то доставал мой одноклассник, увлекавшийся фантастикой. В библиографии Муркока – почти сто произведений, большая их часть адресована подросткам, но британские критики отмечают не только его достижения в жанровой литературе: книга “Лондон, любовь моя”, например, вошла в опубликованный в этом году в лондонской “Таймс” список лучших романов, написанных за последние 60 лет. Анджела Картер определила творчество Муркока так: “гигантская театральная постановка о борьбе добра со злом”. Говоря о секрете его успеха, она же пришла к выводу, что “все дело в трудолюбии, энтузиазме и высокой скорости письма”. Сам Муркок утверждает, что в лучшие времена он ежедневно выдавал на гора до 15000 слов. Корреспондент Свободы Анна Асланян встретилась с Майклом Муркоком в Париже и первым делом поинтересовалась, как ему удалось написать столько книг.

Анна Асланян: Неужели подобная сверхпроизводительность возможна?

Майкл Муркок: Я вырос среди авторов – главным образом авторов легкого чтива, - которые умели писать с такой скоростью. И ничего такого уж необычного в этом не было – нет, серьезно. Знал я и таких писателей, которые могли закончить книжку в два дня. Я еще, помнится, говорил: на самом деле на это уходит два дня, но нужен еще третий, чтобы как следует все отшлифовать. Однако ничего из тех своих книг я ни разу не перечитывал – ни разу. Как-то, знаете, скучно... Жанровая литература мне, на самом деле, не особенно нравится. Странная ситуация – я ведь фэнтези вообще не читаю. Речь тут, разумеется, идет о книгах именно жанровых: триллеры, фэнтези – одним словом, какой-нибудь отдельный жанр. А жанр как таковой меня не очень привлекает. Мне интересна та стадия, когда книга только начинает формироваться; еще до того, как она сложится в определенном жанре; когда сама вещь только пытается вписаться в какой-нибудь жанр. И еще интересно, когда в игру вступает сатира на жанр, в том или ином виде; то есть, когда в результате выходит нечто совсем другое – книга, посвященная собственно жанру. Взять, например, вестерн. Знаете фильм “Пылающие седла” (Blazing Saddles), это пародия на вестерн; вот он мне понравился. Хотя на самом деле мне вообще нравятся вестерны, так что это плохой пример – вестерн, пожалуй, едва ли не единственный жанр, который я люблю, так что... Но вот детективы мне не нравятся. Если я и писал детективные романы, то они всегда были либо комические – опять-таки, пародия на форму, - либо форма в них каким-то образом использовалась в качестве своего рода, ну, интеллектуальной шутки, что ли.

Анна Асланян: Вы часто подчеркивали, насколько важна для книги структура, заметив однажды, что “мораль и структура неразрывно связаны между собой”. Есть ли у Вас какие-либо правила на этот счет?

Майкл Муркок: Во всех моих книгах за структурой стоит некая математика – моего собственного изобретения. Попытайся я кому-нибудь это разъяснить, покажется, наверное, что это какое-то безумие. Да что там: я однажды попытался, и мне самому так показалось. Структуру – по крайней мере, в каких-то случаях – я определяю так: сначала надо решить, какое число взять за основу и какие единицы измерения использовать в отдельных частях книги. Обычно я заранее решал, сколько в книге будет слов, как это количество разделить на главы. Так, в романе “Лондон, любовь моя” (Mother London), если я правильно помню, там... да, там все делится на шесть и на двенадцать: в каждой главе по шесть или двенадцать тысяч слов.

Анна Асланян: Вот уж ни за что не догадалась бы – мне бы и в голову не пришло начать их считать.

Майкл Муркок: Да я вовсе и не рассчитывал, что начнете! Это ведь мой собственный способ, это не для читателя – понимаете, я же не ожидаю от читателя ничего подобного. Мне бы меньше всего хотелось, чтобы читатель начал исследовать книгу таким образом. Все, что я пытаюсь сделать – создать, насколько это возможно, ощущение спонтанности. Видите ли, искусство же не спонтанно; ну да, определенные его элементы – может быть... Но просто взять и выплеснуть все как есть на бумагу нельзя – по крайней мере, я так не могу.

Анна Асланян: То есть Вы пытаетесь натянуть на себя смирительную рубашку, чтобы избежать опасности слишком увлечься?

Майкл Муркок: У человека, по природе своей склонному к романтизму – если его, как меня, тянет к романтике, – внутри куча всякого материала, и все кипит... Приходится это сдерживать – обязательно, иначе наружу выплескивается нечто огромное, бесформенное. По крайней мере, так кажется мне – не у всех такое бывает.

Анна Асланян: Многие переключаются в подобных ситуациях на другой язык. К примеру, Сэмюэл Беккет начал писать по-французски ради пущей строгости. В английском - и дело тут не в том, что Беккет его лучше знал - позволяешь себе гораздо больше. Говорят, писать по-английски - все равно, что ходить босиком, во французском же подобной свободы нет: на тебе всегда ботинки, причем, туго зашнурованные.

Майкл Муркок: Ну, знаете, это дело очень индивидуальное. Именно это я имел в виду, когда говорил, что на бумаге подобные рассуждения выглядят безумием. Я знаю - пробовал, и действительно, возникает ощущение полного сумасшествия, если попытаться что-то такое объяснить. На самом деле, какая разница! По-моему, существуют писатели - причем среди них есть писатели замечательные, - которым романтический дух дается с трудом. Они, по сути, романтикой восхищаются и изо всех сил к ней стремятся. В некотором смысле на них смирительная рубашка уже надета. Я отнюдь не возражаю против смирительной рубашки, не хочу сказать, что это плохо - тут ведь вопрос личности, характера. Но, поскольку смирительная рубашка на них уже есть, они пытаются из нее вырваться. А у меня - как, полагаю, и у большинства моих друзей-писателей - ситуация другая: стараешься найти смирительную рубашку, которая придется тебе впору, такую, в которую поместится то, что ты пытаешься сказать.

Анна Асланян: Пытаюсь, но не могу представить себе писателя, который родился в смирительной рубашке. У Вас есть какие-нибудь примеры?

Майкл Муркок: По-моему, так было с Анджелой [Картер]. По-моему, Анджела тянулась к романтике, восхищалась ей. Но при этом ее последние вещи, где она выбирала темы гораздо более обыденные, чем в ранних своих книгах, были в каком-то смысле лучшими. Я это вовсе не к тому... Я люблю ее книги, я любил Анджелу - дело тут отнюдь не в том, что лучше, что хуже... Насколько я могу судить, среди моих знакомых писателей, тех, которые хвалили меня - знаете, я не хочу сказать, что я достоин похвал, но они сами их высказывали, - среди них много представителей так называемой социальной литературы. Энгус Уилсон, например... Однажды я сказал Энгусу Уилсону, что пишу социальный роман, и он пришел в ужас. Он уговаривал меня: брось ты это занятие, вернись лучше к своим... я в то время писал книги про Джерри Корнелиуса. Так вот, он говорил: зачем тебе наступать на горло собственной песне! Энгусом Уилсоном я по-настоящему восхищался. Да и вообще я читаю куда больше социальных книг, чем... как бы тут выразиться... романтической литературы.

Дата рождения: 18.12.1939

Один из самых популярных английских писателей-фантастов, наиболее известный по своим романам в жанре "тёмного фэнтези" (dark fantasy), входящим в цикл "Вечный Воитель". Действие произведений разворачивается преимущественно на просторах Мультивселенной, созданной автором.

Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock) родился в маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве семья переехала в Лондон, где писатель жил до 1993 года. Родители Майкла развелись, и он начал самостоятельную жизнь, будучи еще подростком. С детства Майкл читал много фантастической литературы и рано начал пробовать писать сам, однако к профессиональной литературе пришел не сразу. Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнал назывался «Приключения Тарзана», и возглавил Муркок его в 18 лет). После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, участвовал в деятельности группы «Hawkwind» («Ястребиный ветер»), в репертуаре которой много его собственных песен и композиций, организовал группу Deep Fix, с которой выпустил альбом «New World Fair». В 1957 году в любительских журналах появляются первые крупные произведения Муркока. В начале 1960-х годов писатель примкнул к левым радикалам и два года редактировал журнал Либеральной партии. Тогда же писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз - в 1983-м) - на журналистке и писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына.

Серьезно заниматься литературой Майкл начал после встречи с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики. Поначалу Муркок печатался в его журналах и быстро завоевал популярность, а в 1964 году Майкл и сам стал редактором одного из ведущих британских фантастических журналов: «Новые миры» (New Worlds). Через год в печати вышли первые романы Муркока: «марсианская» трилогия, созданная в подражание Э. Р. Берроузу. Однако в первую очередь Муркок стал известен не как писатель, а как редактор. Его редакторская политика привела к тому, что журнал «Новые миры» стал рупором целого литературного движения - т.н. «Новой Волны». Произведения же самого Муркока стали известны в середине 70-х годов, когда шумиха вокруг «Новой волны» уже улеглась. Особенностью творчества Муркока стало то, что он уже с самых ранних произведений (которые он впоследствии не раз переписывал) приступил к созданию «суперсерии». Его герои свободно перемещаются из романа в роман в соответствии с созданной самим Муркоком концепцией «Мультивселенной». При этом произведения, в которых они появляются, принадлежат к самым разным жанрам: от классической НФ до альтернативно истории и реалистической прозы. Перу Муркока принадлеит несколько серий в жанре «героического фэнтези», к которым сам автор относился как к средству для зарабатывания денег.

В настоящее время Муркок живёт в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX - начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием.

Награды писателя

Повелитель Хаоса (Рассказ о том, как граф Аубек отправился на поиски замка Канелун и что из этого вышло) (Сон графа Обека) / Master of Chaos (The Dream of Earl Aubec) (Earl Aubec) (1964)
+ Блуждающий лес / The Roaming Forest (2006)

1 . Элрик из Мелнибонэ / Elric of Melnibone (1972)
2 . / The Fortress of the Pearl (1989)
3 . Скиталец по морям судьбы / The Sailor on the Seas of Fate (1976)
4 . Грезящий город / The Dreaming City (1961)

Портрет из слоновой кости / A Portrait in Ivory (2007)

5 . Когда боги смеются (Пока смеются боги) / While the Gods Laugh (1961)
6 . Поющая цитадель / The Singing Citadel (1967)

--- Основной цикл, часть вторая

7 . Спящая волшебница (Рыцарь Хаоса) / The Sleeping Sorceress (The Vanishing Tower) (1971)

Последнее заклятие / The Last Enchantment (Jesting with Chaos) (1978)

8 . Месть Розы / The Revenge of the Rose (1991) (также в составе издания Месть Розы)
9 . Похититель душ / The Stealer of Souls (1962)
10 . Короли во тьме / Kings in Darkness (1962)
11 . Гирлянда забытых снов / The Caravan of Forgotten Dreams (The Flamebringers) (1962)

Чёрные лепестки / Black Petals (2008)
+ Спасти Танелорн (Рассказ о том, как Ракхир, Красный Лучник, получил Стрелы Порядка) / To Rescue Tanelorn (1962)

12 . Буревестник (Приносящий бурю) / Stormbringer (1977)

--- Произведения, примыкающие к основному циклу

1. Рыцарь Мечей / The Knight of the Swords (1971)
2. Королева Мечей / The Queen of the Swords (1971)
3. Король Мечей / The King of the Swords (1971)

4. Бык и Копьё / The Bull and the Spear (1973)
5. Дуб и Овен / The Oak and the Ram (1973)
6. Меч и Жеребец / The Sword and the Stallion (1973)

1. Драгоценность в Черепе / The Jewel in the Skull (1967)
2. Амулет Безумного Бога / The Mad God"s Amulet (1968)
3. Меч Зари (Меч Рассвета) / The Sword of the Dawn (1968)
4. Рунный Посох (Тайна Рунного Посоха) / The Runestaff (1969)

5. Граф Брасс (Замок Брасс) / Count Brass (1972)
6. Защитник Гараторма / The Champion of Garathorm (1973)
7. В поисках Танелорна / The Quest for Tanelorn (1973)

1. Город Зверя / The City of the Beast (1965)
2. Повелитель Пауков / Lord of the Spiders (1965)
3. Хозяева Ямы / Masters of the Pit (1965)

Соджан и Войны Зилора

1. Соджан-воин / Sojan the Swordsman (1984)

* Дочь короля-воина / Daughter of a Warrior King (1957)
* Миссия в Асно / Mission to Asno (1957)
* Мятеж в Хатноре / Revolt in Hatnor (1957)
* Нападение орды / The Hordes Attack (1957)
* Пурпурная галера / The Purple Galley (1958)
* Морские волки / The Sea Wolves! (1958)
* Соджан на море / Sojan at Sea (1958)
* Море демонов / The Sea of Demons (1958)
* Заключённые в камне / Prisoners in Stone (1958)
* Сыновья Бога-Змея / Sojan and the Sons of The Snake-God (1958)
* Соджан и таинственная равнина / Sojan and the Plain of Mystery (1958)
* Чудовищные охотники Норджа / Sojan and the Hunters of Norj (1958)

2. Клам-хищник / Klan The Spoiler (1958)

* Путешествие Дека / Dek of Noothar (1958)
* Осада Нутара / The Seige of Noothar (1958)

4. Соджан и Ренс Карто с Берснола / Rens Karto of Bersnol (1958)

1. Повелитель Воздуха (Небесный полководец) / The Warlord of the Air (1971)
2. Левиафан Шагает по Земле / The Land Leviathan (1974)
3. Стальной Царь / The Steel Tsar (1980)

Край Времени (трилогия + сборник)

1. Чуждый Зной / An Alien Heat (1972)
2. Пустые Земли / The Hollow Lands (1974)
3. Конец Всех Песен / The End of All Songs (1976)

1. Бледные розы / Pale Roses (1974)
2. Белые звезды / White Stars (1975)
3. Древние тени / Ancient Shadows (1975)
4. Вечный огонь (Мессия на Краю Времени) / Constant Fire (A Messiah at the End of Time) (1977)
5. / Elric at the End of Time (1981)
6. Sumptuous Dress: A Question Of Size At The End Of Time (2008)

Джерри Корнеллиус

Оригинальная тетралогия

1. Финальная программа / The Final Programme (1967)
2. Лекарство от Рака / A Cure for Cancer (1971)
3. Английский Убийца / The English Assassin (1972)
4. Условие Мьюзака / The Condition of Muzak (1977)

Жизнь и Времена Джерри Корнелиуса (сборник рассказов)

* Пекинское соединение / The Peking Junction (1969) (выходил в журнале "Молодежь и фантастика" №2 , 1992 год, Днепропетровск)
* The Delhi Division (1968)
* The Tank Trapeze (1969)
* The Nature of the Catastrophe (1970)
* The Swastika Set-Up (1972)
* The Sunset Perspective (1970)
* Sea Wolves (1970)
* Voortrekker (1971)
* All the Dead Singers (1971)
* The Longford Cup (1973)
* The Entropy Circuit (1974)

Романы

1. Энтропийное Танго / The Entropy Tango (1981)
2. Приключения Уны Персон и Катерины Корнелиус в Двадцатом Веке / The Adventures of Una Persson and Catherine Cornelius in the Twentieth Century (1976)

Повести и рассказы

1. Вопрос алхимика / The Alchemist"s Question (1984)
2. The Murderer"s Song (1987)
3. The Gangrene Collection (1990)
4. The Roumanian Question (1991)
5. The Enigma Windows (1995)
6. Наследство Спенсера / The Spencer Inheritance (1998)
7. Приветствие для ракет / Cheering for the Rockets (1998)
8. Поджог собора / Firing the Cathedral (2002)
9. Modem Times (2008)

Джерри Корнелл

1. Китайский агент / The Chinese Agent (1970)
2. Русская разведка / The Russian Intelligence (1980)

Карл Глогауэр

1. Се - Человек (Пришелец) / Behold the Man (1969)
2. Завтрак в Руинах / Breakfast in the Ruins (1972)

Се человек / Behold the Man (1966) (повесть, на основе которой и был написал одноимённый роман; опубликована в сборнике)

Обитатель времени (рассказы) (в сборнике )

1. Обитатель времени / The Time Dweller (1964)
2. Бегство от заката / Escape From Evening (1965)

Между Войнами

1. Византия Командует / Byzantium Endures (1981)
2. Карфаген Смеётся / The Laughter of Carthage (1984)
3. Иерусалим Командует / Jerusalem Commands (1992)
4. Месть Рима / The Vengeance of Rome (2006)

Второй Эфир

1. Кровь: южная фэнтези / Blood (1995)
2. Невероятные гавани / Fabulous Harbours (1995)
3. Война среди ангелов / The War Amongst the Angels (1996)

Nick Allard

1. The LSD Dossier (1966)
2. Somewhere in the Night (1966)
3. Printer"s Devil (1966)

Отдельные произведения (раздел постоянно дополняется)

--- Романы (в хронологическом порядке)

1962 A Caribbean Crisis // Соавтор: Джеймс Кауторн
1965 / The Blood Red Game (1965)
1965 У врат преисподней - ветрено () / The Winds of Limbo (The Fireclown)
1966 Берега смерти (Сумеречный человек) / The Shores of Death (The Twilight Man)
1967 (Обломки времени; Обычаи предков) / The Rituals of Infinity (The Wrecks of Time)
1969 / The Ice Schooner
1969 Черный Коридор / The Black Corridor // Соавтор: Хилари Бэйли
1975 Далёкие Солнца / The Distant Suns
1978 Глориана, или Несостоявшаяся Королева / Gloriana; or, the Unfulfill"d Queen
1988 / Mother London
2000 King of City (2000)
2000 / Silverheart // Со

Экранизации произведений, театральные постановки

The Final Programme, 1975 (USA: The Last Days of Man on Earth, 1973) IMDB 5.4
The Land That Time Forgot, 1975 IMDB 5.3
Hawkwind: The Chronicle of the Black Sword, 1985