Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 17.09.2017 14:21 Просмотров: 1748

Каким способом лучше передать эмоции?

Конечно, через цвет и форму. Так считал Анри Матисс. Ведь он был лидером фовистов , которых французский критик Луи Воксель назвал «дикими зверями» (фр. les fauves). Современников поразила их экзальтация цвета, «дикая» выразительность красок. Это случайное высказывание закрепилось как название всего течения – фовизм, хотя сами художники этого названия никогда не признавали.

А. Морер. Фовистский пейзаж
Художественное направление во французской живописи фовизм развивалось с конца XIX до начала XX в.
Лидеры направления – Анри Матисс и Андре Дерен. К числу сторонников этого направления относят Альбера Марке, Шарля Камуана, Луи Вальта, Анри Эвенепула, Мориса Марино, Жоржа Руо, Жоржа Брака, Жоржетту Агутт и других.

Анри Матисс: из биографии (1869-1954)

Анри Матисс. Фотография
Выдающийся французский художник Анри Матисс родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като на севере Франции в семье преуспевающего торговца зерном. Предполагалось, что сын продолжит дело отца, но Анри уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного.
Интерес к рисованию возник у будущего художника совершенно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита, и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Надо сказать, что его мать занималась росписью керамики, поэтому могла предполагать, что и сын её не останется равнодушным к искусству рисования. Так и случилось. Сначала Анри начал копировать цветные открытки, это его так увлекло, что он решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур, где обучались чертёжники для текстильной промышленности.
В 1892 г. он приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
На выставке мусульманского искусства в Мюнхене в 1903 г. Матисс впервые познакомился с этим видом живописи, которая произвела на него сильное впечатление и дала направление дальнейшего развития его таланта. Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г.
Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов.
Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена . Он знакомился с художниками разных стран. В Лондоне изучал творчество Уильяма Тёрнера .
Однажды он познакомился с художником из Австралии – Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена . Рассел коллекционировал картины, он же познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога , с которым он был дружен в течение 10 лет. Позднее Матисс называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета.
Импрессионизм очень впечатлил Матисса. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).

А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Холст, масло. Эрмитаж (Петербург)
Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Структура живописи и работа с цветом Поля Сезанна оказали особенное влияние на творчество Матисса, который называл его впоследствии своим главным вдохновителем.
Первая персональная выставка Матисса состоялась в июне 1904 г. в галерее Амбруаза Воллара. Но большого успеха она не имела.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) , используя раздельные точечные мазки. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.

А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)
В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену, изучая итальянское искусство.
По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев.
Обучение в академии носило некоммерческий характер. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой.
В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма).
В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. В связи с этим он упростил свой стиль – разработал технику составления изображения из обрезков бумаги. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления.
3 ноября 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет.

Творчество Анри Матисса

Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи , могут показаться незначительными по теме, но они являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Художник был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.

Фовизм

Вместе с Андре Дереном Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средств
С картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Главным в своём творчестве Матисс провозгласил искусство яркого цвета, смелых решений и декоративности.

А. Матисс «Женщина в шляпе» (1905). Холст, масло. 24 × 31 см

Матисс выставил эту картину на Осеннем салоне в 1905 г. На портрете художник изобразил свою жену Амели. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой? Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Цвет его был цветом живописи, а не быта.
Фовизм, как направление в искусстве, появился в 1900 г. на уровне экспериментов и был актуален до 1910 г. Движение имело всего 3 выставки. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Каждый из них имел своих последователей.
Снижение значения фовизма после 1906 г. и распад группы в 1907 г. не повлияли на творческий рост самого Матисса. Многие из его лучших работ были созданы им в период между 1906-1907 гг.
В 1905 г. Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо . Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения.
В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина.
В период 1946-1948 гг. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.

А. Матисс «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947). Холст, масло. 116 x 89 см

А. Матисс «Египетский занавес» (1948)
Последняя работа Матисса (1954) – витраж Церкви, построенной Рокфеллером в 1921 г. в штате Нью-Йорк.
Остальные 9 витражей расписаны Марком Шагалом.

Наряду с живописными произведениями известны его замечательные графические рисунки, гравюры, скульптуры, рисунки для тканей. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Матисс сам нашёл решение её художественного оформления. В начале декабря 1947 г. Матисс определил план работы, в согласии с доминиканскими монахами, братом Рейссинье и с отцом Кутюрье.

Интерьер капеллы – алтарь, витраж, настенная роспись «Святой Доминик»

Интерьер капеллы – настенная роспись «Крестный путь»

О некоторых известных работах Анри Матисса

А. Матисс «Зелёная полоса» (Мадам Матисс) (1905). Холст, масло. 40,5 х 32,5 см. Государственный музей искусств (Копенгаген)
Эта картина – портрет жены художника. Портрет поразил современников своей «уродливостью», то есть необычностью. Даже для фовизма интенсивность цвета была чрезмерной. Три цветовых плоскости выстраивают композицию портрета.

А. Матисс «Танец» (1910). Холст, масло. 260 х 391 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Предположительно, «Танец» написан под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов Сергея Дягилева.
Картина удивляет сочетанием лаконичности живописных средств и её огромным размером. «Танец» написан всего тремя красками: синим цветом передано небо, розовым – тела танцоров, зелёным – изображение холма. Хоровод на вершине холма ведут 5 обнажённых людей.

А. Матисс «Музыка» (1910). Холст, масло. 260 х 389 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. Главной задачей художник считал достижение цветовой гармонии полотна с использованием контраста: фигуры персонажей окрашены в яркий пунцовый оттенок, интенсивный цвет синего неба и зелёной травы находятся в контрасте с ними. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Все люди на картине находятся в неподвижности. Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм.
О какой-либо трактовке этой картины сам художник не упоминал. Существуют лишь предположения искусствоведов. Поэтому каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов».
Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.


А. Матисс «Парижский танец» (1831-1933). Музей современного искусства (Париж)
В этой работе Матиссом была впервые применена техника декупажа. Фигуры и куски фона были вырезаны из листов, окрашенных гуашью, а затем прикреплены булавками к основе по рисунку. Затем маляр по указанию художника наносил краску на холст.

А. Матисс «Голубая обнажённая» (1952). Техника декупажа. 115, 5 x 76, 5 см

Анри Эмиль Бенуа Матисс (Henri Matisse) . Родился в 1869 г. 31 декабря в Ле Като - умер в 1954 г. 3 ноября близ Ниццы в Симье. Будучи очень известным художником, произвёл настоящую революцию в истории , его зарождении и становлении как важного стиля изобразительного искусства. Французский художник изображал мир в очень понятных, выразительных и чистых композициях. В этих картинах нет ничего лишнего, только то, что Анри Матисс хотел донести до своего зрителя. В этом заключается весь фовизм и весь Матисс.

В 1892 году Матисс поступил в Парижскую Академию Жюлиана, где учился у самого А.В.Бугро. После обучения, с 1893 по 98 годы занимался живописью в мастерской школы Изящных Искусств Г.Моро. Моро разглядел в творчестве этого художника настоящий талант и предрекал ему большое будущее, в чём и оказался прав. В это время Анри копирует картины мастеров мировой живописи в Лувре, интересуется творчеством Делакруа, и др. С 1896 г. он начинает выставлять свои работы в салонах.

1901 год можно назвать годом становления художника. Он постепенно перестаёт копировать других художников и находит свое видение мира через картины. В частности, его палитра сильно светлеет, появляется своеобразная техника импрессионистского мазка. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Создаёт несколько отличных картин, где модерн, импрессионизм сочетался с точечной манерой письма. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала “Женщина в зелёной шляпе”. Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.

Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец . В настоящее время существует в двух версиях. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Танец была создана в 1910 г. Это полотно было создано Анри Матиссом для Московского особняка С.И.Щукина. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит.д. Пять обнажённых людей на вершине холма был нарисован всего тремя красками - зелёным, синим и красным. По прошествии времени, монументальное полотно Танец стало одним из самых ярких и значительных во всём творчестве Матисса.

Необходима качественная перевозка антиквариата или реликвий? В этом вам поможет перевозка культурных ценностей от компании «Юлэкс». Работа специалистов, использование специальных упаковочных материалов, аккуратная перевозка без риска повреждения ценных вещей.

Автопортрет

Итальянка

Женщина в шляпе

Красная комната

Красные рыбки

Мастерская художника

Одалиска в красных шароварах

Площадь в Сен-Тропе

Поднятое колено

Портрет Делекторской

Работы Анри Матисса впечатляют своей экспрессией, интенсивными цветами и простыми методами живописи. Его скульптуры и картины поражают воображение при минимальном наборе изобразительных средств, впечатляют своими формами и локальными цветами. Один из создателей фовизма, Матисс прошел долгий путь, «перебрав» множество стилей и направлений, в конце концов найдя себя в движении «диких», запомнившись потомкам как автор запоминающихся неординарных произведений.

Годы жизни

Будущий художник родился в 1869 году, 31 декабря, в одном из северных районов , в Пикардии. Он был старшим ребенком в семье достаточно благополучного торговца зерном, и должен был стать наследником его дела. Его мать помогала мужу работать в лавке и любила расписывать керамические изделия, так что можно сказать, что любовь к искусству Матисс впитал с молоком матери. Однако он пришел к этому не сразу - сначала ему пришлось пройти обучение в Школе юридических наук в вопреки воле отца, который видел его своим преемником. Вернувшись в родной Сен-Кантен, Анри стал работать клерком по своей новой специальности.

После удаления аппендицита, будущий известный художник долго болел и с легкой руки матери увлекся рисованием. Он решил стать художником и учился в разных школах, стремясь поступить в парижскую Школу изящных искусств, куда не попал.

Обучаясь в Школе декоративных искусств, он познакомился с , вместе с которым поступил в Школу изящных искусств в класс . В это время он познакомился с другими учениками, которые в будущем также стали известными художниками.

Развитие таланта

Обучение в Школе включало в себя обязательное копирование полотен известных мастеров старой школы. На Матисса особое влияние оказали полотна , а также художников его времени и классическая японская живопись и графика.

В 1894 году его модель родила ему дочь Маргариту, которую Матисс признал и впоследствии воспитывал в своей семье.

Знакомство с Джоном Питером Расселом коренным образом изменило мировоззрение Анри Матисса как художника. Он увлекся импрессионизмом, подружился с , выставлялся и пользовался популярностью у поклонников и покупателей.

В 1899 году Матисс познакомился с Андре Дереном и другими художниками, которые повлияли на его дальнейшее развитие и становление. В следующем году он начал заниматься скульптурой, проходя обучение в Академии де ля Гран-Шомьер на курсах Антуана Бурделя. Семья начала испытывать серьезные материальные трудности, а художник впал в депрессию, даже подумывая об отказе от карьеры художника.

До 1905 года Матисс активно искал себя, создавая полотна и скульптуру в стиле импрессионизм, а также экспериментируя с другими направлениями. Но по-настоящему он нашел себя в движении фовистов, или диких, лидером которого вместе с Андре Дереном он стал. Несмотря на короткий период популярности течения и неприятие его реакционной критикой, именно фовистский период дал нам того Матисса, которого мы знаем и любим.

Скандальный успех произведений мастера дал ему возможность продолжить работу и основать Академию Матисса, подарившую миру более 100 художников.

Матисс постепенно приобрел всемирную популярность, во многом благодаря русским меценатам и коллекционерам, а также работам над эскизами для Балета Дягилева. Последние годы жизни, даже время Второй Мировой Войны, художник провел в Ницце, где и скончался в 1954 году.

Полюбоваться Матиссом периода фовизма можно в

), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Изначально получивший адвокатское образование, Матисс занимался живописью, работая в качестве клерка, и, в конечном счете, стал полноценным художником. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Они включают скульптуру и керамику, но в сознании большинства людей Матисс всегда будет ассоциироваться со своими картинами. Хотя его стилистические сдвиги были не столь выраженными, как у Пикассо, его искусство претерпело значительную эволюцию по мере развития. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. "Я не революционер по принципу", - сказал он однажды. "То, о чем я мечтаю - это искусство равновесия, чистоты и безмятежности, лишенное тревожных или удручающих объектов... Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Хотя такие настроения кажутся противоречивыми для "бури и натиска" модернизма, Матисс был радикальным по-своему, как показывают эти десять ярких картин Матисса.

1. "Зеленая полоса" ("Мадам Матисс"), 1905

Будучи молодым человеком, Матисс учился у художника-символиста Одилона Редона, но он уделял и пристальное внимание работе импрессионистов и постимпрессионистов. Первоначально он пользовался техникой пуантилистов Жоржа Сёра и Поля Синьяка и даже завел знакомство с последним. Но со временем Матисс перешел от тире и точек к более широким плоскостям цвета, которые оставили всяческие претензии на реализм. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном . Возможно, первое истинное авангардное движение ХХ в., фовизм возмущало критиков того дня, казалось бы, случайными применениями чистого цвета. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Он превращает ее лицо в маску, разделенную посередине зеленой полосой, абстрагируя ее черты и стену позади нее в хроматический пазл.

2. "Молодой моряк" II, 1906

Другим примером фовистских работ Матисса является этот этюд с 18-летним рыбаком, менее вызывающий, чем портрет его жены, сделанный годом ранее. Но его стиль не менее поразителен, а его волнообразные контуры предвосхищают более привычный стиль художника.

Это одно из первых произведений Матисса, в котором можно сразу узнать его. В нем его кисть становится более плоской, свободной и плавной. Первоначально заказанная русским промышленником по имени Сергей Щукин для его роскошного дома в Москве, "Танец" (I) является одной из самых известных и популярных работ художника.

Созданный в загородном доме Матисса, этот холст изображает художника и его жену, разговаривающими в комнате с видом на сад. Комната может быть слишком интенсивным фоном картины - насыщенное лазурное поле, охватывающее два предмета, которое не показывает интерьер; напротив, оно покрыто множеством штрихов кисти. Однако, доминирующее использование синего вызывает эмоциональное проникновение в сцену на расстоянии, позволяя нам предположить, что их разговор напряжен или, по крайней мере, лишен интимности. Матисс дает еще одну подсказку на языке тела: он изображает себя стоящим "по стойке смирно" в то время, как его жена сидит. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Частично загороженный декоративной ковкой вид на задний двор находится между ними, как повешенная картина. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем? Матисс оставляет ответ двусмысленным, хотя нет никаких сомнений в напряженности между двоими.

5. "Красная студия", 1911

Написанная в Исси-ле-Мулино за пределами Парижа, "Красная студия" представляет собой мини-ретроспективу работ художника с картинами, скульптурой и даже произведением из керамики, повешанными или разбросанными по его мастерской. Например, "Молодой моряк" II, несомненно, узнаваем, занимая небольшое место на стене в верхнем правом секторе композиции. Он расположен чуть выше напольных часов без стрелок, как будто намекая, что время останавливается, когда художник работает. В то время, как объекты в комнате богаты на детали, мебель представлена призрачными очертаниями. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Но здесь безграничное присутствие цвета смещает холст в сторону монохроматической схемы, которая повлияла на абстрактную живопись последующих 100 лет.

6. "Урок фортепиано", 1916

Эта картина относится к периоду, частично совпавшему с Первой мировой войной, когда Матисс стал более дерзким и тяжелым художником. Он оставил свои подписи-арабески ради более жесткой, угловатой геометрии, опуская регулятор цвета на своей палитре до мрачного спектра серых, черных, коричневых тонов. Вместо привычного плавного нанесения краски он стал часто набрасываться на холст - иногда с помощью долота - отбраковывая, разрезая, постоянно пересматривая и оставляя за собой многочисленные свидетельства изменений. "Урок фортепиано" - одно из самых личных произведений художника того периода, изображающее его сына Пьера за клавиатурой. Это композиция о пространстве, но также и о времени, поскольку она снова и снова повторяет пирамидальную форму метронома на фортепиано - в зеленой полосе, пересекающей оконную створку слева, в странных чертах на лице мальчика. Он помещен между двумя работами его отца, изображающих женщин, солидную - на высоком стуле и маленькую скульптуру чувственной, лежащей обнаженной. Спокойная и безмятежная, картина "Урок фортепиано" - это аллегория перехода от детства к мужественности.

7. "Розовая обнаженная", 1935

В 1920-е годы Матисс обратился к более натуралистичному стилю, который был особенно заметен в серии полуобнаженных одалиск, изображенных в причудливой обстановке, напоминающей ближневосточные или североафриканские гаремы. Но к 1930-м годам он снова вернулся к изображению более плоских форм и цветов, которые были еще более упрощенными, чем прежде - "Розовая обнаженная" известный пример того. Хотя картина относительно небольшая - 25 X 36 дюймов - близко расположенный объект занимает почти всю композицию, и ее волнистые изгибы "угрожают" выйти за пределы рамы. Изображение имеет томное, монументальное величие, которое не соответствует его скромныму масштабу. "Розовая обнаженная" предвосхищает поздние рисунки художника, и действительно, женщина, которая была здесь моделью, Лидия Делекторская, стала одним из его помощников, которые позже помогали слабому и пожилому Матису в создании этих работ.

8. "Румынская блуза", 1940

"Румынская блуза", возможно, была навеяна визитом к Матиссу старого друга и сокурсника по школе изящных искусств в Париже, где Матисс обучался как художник. Его звали Теодор Паллади, румынский художник, с которым Матисс поддерживал многолетнюю переписку. Матисс использовал образ женщины в блузе в крестьянском стиле в предыдущих работах, хотя и не на первом плане, как здесь. "Румынская блуза" была написана в том же году, когда нацисты захватили Францию, и говорят, что Матисс создал картину, чтобы приободрить себя в один из самых мрачных моментов для своей страны.

9. "Голубая обнаженная" II, 1952

В 1941 году у Матисса был диагностирован рак брюшной полости и перенес операцию, которая приковала его к постели. Он также мог сидеть на стуле, но его потеря подвижности означала, что он больше не мог рисовать. Тем не менее, за последнее десятилетие своей жизни ему удалось создать некоторые из его самых известных и популярных произведений. Вырезы, как их называли, делались с использованием ножниц и кусочков бумаги, которые раскрашивались различными цветами помощниками Матисса, создававшими затем из них фигуры на большом фоне бумаги или муслина под руководством Матисса. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Однако до 1940-х годов он использовал вырезы, главным образом, для эскизов декораций и костюмов, как для Русских балетов Сергея Дягилева в 1937 - 1938 гг. Аналогично он проектировал дизайн интерьеров для Капеллы Розарии в Вансе, построенной для монахинь доминиканского ордена недалеко от французской Ривьеры. Но такие работы, как "Голубая обнаженная" - возможно, эпический образ творческого пути художника - были задуманы, чтобы существовать сами по себе, придавая основам эстетики Матисса эффект квинтэссенции.

10. "Память Океании", 1952-1953 гг.

Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью - «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Хотя изображения получены с лодки, результат кажется довольно абстрактным; а учитывая размер 9*9 футов - и внушительным. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм".



От: ,  
- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Анри Матисс (Henri Matisse) — выдающийся французский художник, лидер течения фовистов — известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, красивых ваз, сочных плодов, оранжерейных растений, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бескрайних пейзажей. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, настроения и мотивы. Рафинированные художественные средства, колористические гармонии, сочетающие яркие контрастные созвучия, словно бы призывают созерцателя этих работ наслаждаться чувственной красотой мира.

О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Искусству художника нередко давали определения «светского» и «салонного», усматривая в праздничности и нарядности его картин прямое воздействие вкусов богатых меценатов. Упрекали в оторванности от действительности, декадентстве, непонимании современных проблем. Действительно, за редким исключением в его картинах не увидишь невзрачных будничных мотивов. Анри старался запечатлеть совершенно иное: нарядных женщин в красивой элегантной обстановке, пышные букеты цветов, яркие ковры.

Анри Матисс Танец

Будущий художник пришел в мир, который позже с такой любовью будет воспет им с помощью кисти и красок, перед самым наступлением Нового года — 31 декабря 1869 года в Като-Камбрези, что на севере Франции. Отец хотел, чтобы сын поскорее встал на ноги, видел в нем юриста, обеспеченного человека, но его желания так и остались мечтой. Правда, после окончания лицея Сен-Квентин Матиссу все-таки пришлось изучать право в Париже. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и... работа увлекла его. В 20 лет он начал заниматься в художественной школе Вентин де ла Тур, а в 1891 году отправился в Париж, где поступил в Школу изящных искусств. Тогда же, вопреки воле отца, Матисс оставляет юриспруденцию и полностью обосновывается в Париже, поступив в Академию Жюлиана и беря уроки у мэтра французской живописи Гюстава Моро.

Мистик и символист, Моро предрекал начинающему художнику большое будущее, особенно ценя его новаторские приемы в неожиданных сочетаниях цветов. Занятия живописью требуют времени и денег. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья — Жан и Пьер. По воспоминаниям современников, брак Матисса был чрезвычайно счастливым: преданная художнику Амели Матисс много работала, чтобы муж мог заниматься только творчеством. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера; наиболее известные работы — «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Амели делала все возможное, чтобы Анри больше путешествовал, видел мир, впитывал его краски. Вместе супруги отправляются в Алжир, где Матисс знакомится с искусством Востока, оказавшим на него большое влияние. Отсюда в его творчестве — преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация в разработке предметов.

Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных на выставке фовистов на парижском Осеннем салоне 1905 года. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, интересуется классической японской ксилографией и декоративным арабским искусством.

В 1908 году российский коллекционер Сергей Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» даны фигуры артистов, играющих на различных инструментах. Третье панно — «Купание, или Медитация» — осталось лишь в набросках. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса).

Нельзя сказать, что художественный бомонд принимал творчество Матисса однозначно положительно. Скажем, Пабло Пикассо вовсе не воспринимал французского живописца и видел в нем своего соперника. Вспоминает Игорь Стравинский: «Что такое Матисс? — любил повторять Пабло. — Балкон, а на нем яркий цветочный горшок».

В отличие от Пикассо, Матиссу пришлось столкнуться с противодействием отца, который всю жизнь стыдился того, что его сын решил стать художником. Многие годы Матисс жил в нужде. Ему было около сорока, когда он, наконец, смог самостоятельно обеспечивать семью. Анри искал в искусстве спокойствия и стабильности, которых не могла дать ему жизнь; Пабло — напротив — расшатывал мировые устои.

Когда они познакомились в 1906 году, Пикассо было 25 лет, он только что приехал из Испании, едва говорил по-французски, и в Париже его практически никто не знал. Зб-летний Матисс в то время уже был признан первоклассным художником. Первой картиной, которую Матисс подарил Пикассо в 1907 году, был портрет дочери Анри — Маргариты. Пикассо повесил работу у себя в студии и предложил друзьям использовать ее как мишень для игры в «дротики».

Матисс испытал сильное влияние исламского искусства, представленного на выставке в Мюнхене в 1911 году. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от мастеров кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, оно основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Все эти полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, являются результатом долгого изучения природных форм. Можно сказать, что Матиссу удалось гармонично выразить непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, он был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания нескольких интенсивных цветов. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции.

Цветовое воздействие картин Матисса па зрителя невероятно; цвета взывают и кричат, точно громогласные фанфары. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева, идея абсолютной синевы; для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел — звонкая киноварь. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом».

В работах Матисса цвет настолько преобладает над рисунком, что можно сказать: именно он, цвет, — подлинный герой содержания картин. Подобный творческий метод был характерен не только для Матисса, но и для фовизма в целом. Один из критиков писал в адрес фовистов: «Они швырнули публике в лицо банку с краской». Матисс в одном из своих эссе парирует: «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин, что бы там ни говорили критики». Недаром Гийом Аполлинер восклицал: «Если бы творчество Матисса нуждалось в сравнении, следовало бы взять апельсин. Матисс — плод ослепительного цвета».

Анри Матисс: matisse46

Анри Матисс: Les voiliers

Замечательна та меткость, с которой он строит композицию на холсте. Матисс схватывает самую ось движения, придавая рисунку цельность и закономерность. Его наброски настолько остры, динамичны, лапидарны и вместе с тем пластичны, что их невозможно перепутать с работами других рисовальщиков — они узнаваемы тотчас же!

Французские художники эпохи модерн были неравнодушны к танцу. Изящные балерины Дега, примы кабаре Тулуз-Лотрека — различные ипостаси вошедшей в моду танцевальной темы. Анри Матисс не был исключением. И хотя образам Матисса чужда реалистичность, а его декоративные полотна имеют мало общего с достоверным изображением балерин на пуантах, тема танца неизменно возникает в поворотные моменты творческого пути.

Анри Матисс: Matisse Icarus (Icare), 1943-1944, From Jazz

Анри Матисс: Matisse Music, 1910, oil on canvas, The Hermitage at St. Pet

Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику — декупаж (в переводе с французского — «вырезание»). Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры и куски фона, затем по рисунку, обозначенному углем, прикреплял их к основе булавками... «Парижский танец» известен в трех вариантах. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Со второй, уже практически завершенной работой, вышла досадная история: Матисс ошибся в размерах помещения, и весь холст пришлось переписывать заново. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея — неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский живописец пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Этой простой русской девушке суждено было войти в историю — она стала секретарем, затем незаменимой помощницей, а после — ближайшим другом и последней музой художника. В октябре 1933 года Лидия Лелекторская переехала в дом Матисса и задержалась в нем почти на 22 года.

О своем впечатлении от России Матисс писал: «Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот истинное большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников. И у них нам нужно учиться пониманию искусства».

Первая мировая война, оставившая глубокий след в душе Матисса, изменила его художественную манеру. Колорит картин становится мрачным, а рисунок — почти схематичным. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце, изредка навещая в Париж. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро... В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Написанные небрежными мазками, эти картины создавали радостное, но обманчивое впечатление — будто бы они написаны легко, с первого раза, как результат счастливого и беспечного вдохновения. Но на деле каждое из творений мастера — итог кропотливых поисков, упорного труда, огромного морального и физического напряжения. Не отличаясь крепким здоровьем, страдая бессонницей, Матисс отказывал себе во многих удовольствиях, лишь бы сохранить способность работать. Создавая картину, он забывал обо всем на свете.

Анри Матисс: Matisse Jazz- The Toboggan, 1943, paper cut-outs

Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. С 1941 года он тяжело болен, его жену и дочь арестовало гестапо за участие в движении Сопротивления, Матисс долгое время ничего не знает об их участи. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. С каким восторгом выписывал он узоры восточных ковров, как тщательно добивался точных, гармоничных цветовых соотношений! Великолепны, полны таинственного внутреннего света и его натюрморты, портреты позднего времени. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Вынужденный оставить работу маслом, не имея сил держать в руках кисть и палитру, художник разработал технику составления изображения из обрезков цветной бумаги. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем — изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих исканий, — достойно завершила его художественный путь. Впрочем, Матисс рисовал до последнего, даже ночью, даже после инфаркта, за день до смерти, 3 ноября 1954 года, он попросил карандаш и сделал три портретных наброска.

У художника, к счастью, была долгая и интенсивная творческая жизнь — в мире, полном катастроф, технических, научных и социальных революций. Этот мир оглушал, он менялся с поистине взрывной скоростью, и Матисс опрокидывал все привычные представления, громоздил развалины, множил открытия, искал новые формы бытия в искусстве. Искал — и нашел!

Анри Матисс: Одалиска в красных шароварах }