Японская якудза это основная преступная группировка Японии. Среди японской полиции и СМИ их принято называть борёкудан, что дословно можно перевести как «банда».Однако, сами представители преступных синдикатов считают такое слово оскорбительным, так как его можно применить к любому виду преступности. В азиатских странах существует много похожих на якудза группировок, например, китайский аналог японской якудза — это триада.

Японская мафия якудза, без сомнений, являются той социальной группой, которая известна не только на территории своей страны, но и за её пределами. Члены группировки имеют влияние в самых значимых сферах жизни японского общества, а особенно в политике и бизнесе. Даже несмотря на то, что они являются представителями преступного мира в Японии, к якудза относятся с определенным уважением, благодаря тому, что они хранят свои многовековые традиции и неуклонно следуют им.

История появления якудза

  • Текия — банда, состоявшая в основном из разбойников и ронинов, которые потеряли своего правителя. Занималась такая группировка, как правило, грабежами и перепродажей украденных вещей.
  • Бакуто — членами этой группировки являлись вассалы, которые потеряли все свое имущество и земли под влиянием сёгуна. Их основной заработок заключался в организации и проведении азартных игр.

Связь современных якудза с преступными группировками периода Эдо можно проследить в их ритуалах, которые имеют множество сходств с ритуалами текия и бакуто.

Во время Второй Мировой войны японские кланы якудза утеряли свою значимость и были разрушены, так как все внимание Японцев было направлено на подавление военных действий. Большинство людей, состоявших в бандах, были убиты. После окончания войны, оставшиеся представители якудза снова начали возрождать свою группировку.

Ритуалы якудза

Юбицуме — это ритуал отрезания пальцев. В соответствии с этой традицией, если член группировки совершит какой-либо проступок, в наказание он должен отрезать часть мизинца на левой руке и предоставить её своему боссу.

Корни этой традиции сводятся к особенностям фехтования японским мечем. Чтобы меч надежно держался в руке, его обхватывают тремя пальцами каждой руки, но указательный и большой пальцы находятся не в таком напряжении, как все остальные. Отрезание кончиков пальцев, начиная с мизинца, делает хватку слабее, в результате чего человек не может наносить врагу смертельные удары и ему остается только обороняться.

Просматривая фотографии якудза в интернете можно заметить, что у них по всему тело расположено множество татуировок — ирэдзуми. Отличие этой традиции от обычной процедуры накалывания тату заключается в том, что практически все татуировки якудза делаются вручную, то есть с помощью бамбуковых или обычных игл краска вводится под кожу. Такая процедура считается очень болезненной и дорогой, а также процесс нанесения татуировки иглой может занять не один год. Обычно, члены группировки тщательно скрывают свои татуировки, но в во время игры в карты — ойтё-кабу, они снимают свои рубашки и завязывают на поясе, тем самым демонстрируя друг другу узоры на теле.

Одной их самых известных традиций якудза является совместное распитие сакэ — такая церемония позволяет укрепить отношения не только внутри клана, но и заручится поддержкой других мафиозных групп.

Иерархия якудза

Основой для современной иерархия в японском мафиозном клане служит система «от отца — к сыну». Главу банды называют оябун или кумите, что переводится как «глава семьи», а его подчиненными являются кобун. Чтобы доказать свою преданность главе клана, кобун отрекаются от кровных связей и приносят клятву верности лидеру клана. Помимо клятвы, совершается обряд сакадзуки — новобранец и глава клана пьют сакэ из одно чаши, после чего они считаются членами одной семьи. Также в клане существуют сайко камон «старший советник» и со-хонбучё, которые являются помощниками главы клана. После них по иерархии стоит вакагасира — управляющий небольшим количеством банд в каком-либо районе, и сатейгасира — человек, за которым закреплено управление конкретными бандами. В банду входит как правило от 20 до 200 человек, а в клане может состоять до нескольких десятков тысяч якудза.

Основную часть представителей группировки занимают мужчины, женщины, состоящие в преступной группировке, встречаются очень редко, и обращаются к ним не так, как к мужчинам, их называют нее-сан, что в переводе звучит как «старшая сестра».

Несмотря на то, что встретить женщину среди членов банды большая редкость, существуют такие случаи, когда жена покойного кумите могла стать новым боссом. Такой случай произошел в преступном синдикате Ямагути-гуми, где Фумико, жена покойного Кадзуо Таока, возглавила клан вместо мужа.

Находившегося в бегах члена японской мафии якудза. Синехару Сираи, некогда возглавлявший одну из самых могущественных группировок - «Ямагути-гуми», скрывался от правосудия около 15 лет - он покинул Японию после того, как ему было предъявлено обвинение в убийстве другого мафиозо. К моменту ареста ему исполнилось 74 года. Разоблачить Сираи помогла случайность - местный житель сфотографировал на улице спину старика, полностью покрытую татуировками. Фотография попала в социальные сети и быстро стала вирусной. На нее обратили внимание сотрудники полиции Японии, которые и попросили тайских коллег найти и задержать этого человека.

Татуировки - один из важнейших внешних атрибутов японской мафии. Их сложный язык формировался на протяжении веков..

Услуга за услугу

В самой Японии вплоть до конца прошлого века мафия существовала фактически на легальных основаниях. Над штаб-квартирами большинства группировок до сих пор можно найти неоновые вывески, их адреса могут указываться в телефонных справочниках.

Жители страны узнают участников кланов по безупречным, на все пуговицы застегнутым костюмам (правда, часто весьма экзотических или как минимум броских расцветок), набриолиненным волосам (галантный поклон в адрес гангстеров Нью-Йорка). И пристрастию к большим машинам - в ходу у уходящего поколения якудза были американские Cadillac, а вот молодежь всё чаще пересаживается на представительские Mercedes.

Долгое время местные власти и правоохранительные органы закрывали глаза на деятельность якудза в обмен на мелкие услуги с их стороны, на финансовые пожертвования в адрес различных политических партий и готовность периодически выступать в роли информаторов.

Одну из главных услуг в истории современной Японии якудза оказали правительству в конце 1940-х годов. Незадолго до этого, в 1930-е, страну, как и США, накрыл экономический кризис. Сотни тысяч японцев оказались безработными. Люди нуждались в деньгах и, как это нередко случается именно в тяжелые времена, развлечениях. Пока власти опасались вступать в открытые конфликты с вышедшими на улицы гражданами, мафиози постепенно взяли под свой контроль почти всю индустрию развлечений - от игорных домов до кинотеатров.

Триумф мафии оказался недолгим - началась война, развлекательные заведения были разорены, а большинство бойцов якудза ушли на фронт, многие были убиты. В это же время японское правительство массово ввозило в страну корейцев и китайцев, которых использовали в качестве дешевой рабочей силы на заводах. Сразу после окончания войны, в 1946 году, в стране один за другим начали вспыхивать бунты «инородцев». И вот теперь уже само правительство вынуждено было обратиться с просьбой о защите к уцелевшим участникам раздробленных кланов якудза - гангстеры встали на защиту полицейских участков.

По самурайскому счету

Сами группировки начали формироваться в Японии еще в XVII веке в качестве своеобразного противовеса самураям - если ко вторым японские феодалы обращались в случае, когда нужно было вступить с врагом в открытый поединок, то якудза использовались для задач, где действовать нужно было тайком. При этом в якудза нередко попадали бывшие самураи, ронины. Отсюда и блестящее знание самурайской философии, и стремление у мафиози прошлых веков подражать самураям в виртуозном владении мечом и в манере одеваться.

В соответствии со знаменитым кодексом бусидо большинство якудза философски относились к смерти, должны были быть равнодушны к голоду, холоду и боли, исповедовали беспрекословную верность клану и готовность пожертвовать ради его интересов свободой или жизнью. А в случае серьезной провинности многие из них были готовы совершить сэппуку.

В той или иной степени следование самурайским принципам среди якудза сохранилось до сих пор. Правда, не обошлось и без влияния западных коллег - итальянской мафии и американских гангстеров. Современные группировки устроены по клановому принципу с жесткой иерархической системой, все участники которой живут по раз и навсегда установленным законам, беспрекословно подчиняясь главарю или боссу группировки. Те, в свою очередь, отвечают за «эффективный менеджмент» - например, переговоры с правоохранительными органами или властями.

Пересчитать по пальцам

Как и в большинстве закрытых обществ, ритуалы долгое время играли важное значение в жизни японских гангстеров. Для желающих вступить в ряды якудза существовал специальный обряд посвящения. Новичок сначала приносил клятву на изображении святого, предварительно смочив его собственной кровью, после чего выпивал вместе с главой клана особым образом приготовленное саке. Напиток, который символизирует кровь якудза, смешивали с солью и рыбьей чешуей - отпив по глотку, оба участника обменивались чашечками, чтобы «породниться».

А вот за попытку покинуть группировку, как и за провинности, многим приходилось расплачиваться увечьями. По старому обычаю в знак признания своей вины якудза должен отрубить себе фалангу пальца и передать обрубок главе клана. Если ошибка повторится, ему придется избавиться от второй фаланги, а потом перейти к следующему пальцу. Раньше это означало, что с каждой новой провинностью рука якудза всё меньше приспособлена для того, чтобы держать меч, а значит, он всё сильнее впадает в зависимость от главы клана.

Отсутствующая фаланга пальца стала второй приметой, по которой полицейские в Таиланде опознали в татуированном старике беглого якудза Синехару Сираи.

Впрочем, говорят, что сегодня войти в число якудза можно и минуя торжественные ритуалы, а при желании - относительно бескровно их покинуть. Единственное, что осталось практически неизменным, - это любовь гангстеров к татуировкам.

Между карпом и драконом

Сегодня эти сложные и красочные рисунки - предмет восхищения мастеров по всему миру. Однако появились они отнюдь не в эстетических целях. По одной из версий, нанесение татуировки на тело символизирует выход молодого якудза из-под контроля родителей (и, соответственно, переход под контроль «приемного отца»). По другой - обряд нанесения татуировки в древности использовался для того, чтобы проверить готовность новобранца к пыткам и физическим мучениям.

В любом случае со временем тату-культура развилась, и владение «языком татуировок» стало одним из базовых навыков любого участника клана якудза. При этом используются здесь традиционные для Японии образы - карп, лев, дракон, «золотой мальчик» Кинтаро или сакура. Использование того или иного образа может намекнуть на род занятий якудза. Например, «золотого мальчика» часто наносят те, кто занимается единоборствами, а лев может означать верного стража. Карп же почитается за свою силу, храбрость и неуклонное стремление к цели: качества, которые отличают настоящего борца или самурая.

Впрочем, несмотря на в общем-то довольно открытое существование гангстерских кланов, демонстрировать свои татуировки широкой публике среди якудза все-таки не принято - и возможно, опыт экс-главаря «Ямагути-гуми» их в этом только укрепит.

Друзья народа

Долгое время якудза старательно поддерживали добрососедские отношения не только с представителями власти, но и с жителями городов, оказавшихся под их контролем. На Новый год представители многих группировок одаривали маленьких «подопечных» сладостями и игрушками, и деньгами - взрослых. А руководители группировок не скупились на финансирование фильмов, в которых лишний раз подчеркивалось сходство между философией якудза и благородных самураев. Кроме того, правила якудза всегда поощряли наличие собственного легального бизнеса, занятие политикой, а также благотворительность.

В результате большая часть населения воспринимала якудза как местных Робин Гудов - представителей преступного мира, которые, впрочем, всегда готовы встать на защиту угнетенных.

Гангстеры этот образ пестовали. Они не только объединялись с нацией во время самых сложных испытаний - например, помогали пострадавшим после крупных землетрясений или мстили членам секты «Аум Синрике» за теракт в токийском метро, - но и следили за тем, чтобы к их действиям в этот момент было приковано внимание журналистов.

Тучи над якудза начали сгущаться в 1990-х годах, когда в Японии приняли антимафиозный закон, нарушивший привычное статус-кво. С середины 2000-х этот закон начали постепенно ужесточать, пока под окончательным запретом не оказались социальные выплаты участникам гангстерских кланов (до этого они могли претендовать, например, на пособие по безработице) и перевод на счета группировок любых средств от коммерческих фирм. Жители некоторых городов и вовсе отважились на открытые протесты против местных группировок. Многие из активистов за это поплатились жизнями, что народной любви гангстерам не добавляло.

В любой, даже самой цивилизованной стране наряду с законопослушными гражданами есть и преступники. Постепенно они начинают объединяться, пока со временем союз преступных элементов не превращается в самую настоящую мафию. Нелегальные группировки занимаются торговлей наркотическими и оружием, живыми людьми и даже их органами. Япония не стала исключением. В азиатском государстве уже давно орудует мафия, которая происходит от ронинов, или, иначе говоря, дворян-самураев, некогда обедневших и ставших не на тот путь. Название ее - якудза. Это ни много ни мало, сто десять тысяч преступников, что значительно превышает численность американской мафии (двадцать тысяч). И, конечно же, они имеют свою особую историю.

Начало пути

История якудзы как мафии началась в Японии. Название это пришло из карточной игры под названием «ойтё-кабу». Это своеобразная версия игры в очко, где, складывая карты, нужно получить определённое число. Самым неудачным раскладом считается сочетание восьмерки, девятки и тройки. В сумме они дают 20, а по правилам игры это 0 очков. Числа эти произносятся «я», «ку», «са», оттуда и название банды. При таком раскладе на руках нужно обладать мастерскими умениями для выхода из неудачного положения.

Начало группировка, по самой распространенной версии, берет с трех обществ.

Мати-ёкко . В результате самураев в XVII веке около полумиллиона бойцов оказалось на улице. Все, что у них было, - это их боевой опыт и жестокость. Не найдя никаких средств к существованию, многие постепенно стали организовывать свои преступные банды. Они нападали на путников, грабили города и села, торговцев. Полиция вооружена была плохо, да и бою не обучена, все, на что ее хватало, - это на усмирение разбушевавшихся пьяниц. Шансов одолеть профессиональных солдат у них не было. Однако не эти самураи были всеми известными мати-ёкко, ими были городские стражи. Люди, решившие бороться, - городские задиры, игроки, мелкие преступники. И в этом не было ничего удивительного, ведь мирные граждане бы никогда не взялись за оружие. Их победы над самураями были оценены народом, однако со временем мати-ёкко начали сами заниматься преступной деятельностью, не очень-то отличающейся от занятия их врагов - бывших самураев.

Тэкия. Их история началась не с такой воинственности. С давних времен по территории Японии слонялись люди, торгующие снадобьями, зельями и всякой мистической ерундой. Изначально они именовались знахарями, со временем они создали свой бизнес и начали именоваться тэкия, то есть коробейники. Торговать они начали уже всем подряд, руководствуясь правилом «Не обманешь - не продашь». Качественными их товары назвать было нельзя, и чтобы гневные покупатели не наносили им вред, они начали объединяться в крупные банды. К большой группировке претензии предъявлять куда опаснее, да и грабители старались обходить их лавки стороной. В их рядах была разработана иерархическая система, которой пользуются современные якудза. Постепенно, стараясь увеличить свою прибыль, тэкия начали сами обеспечивать порядок на базарах и ярмарках. Они брали деньги с торговцев, отлавливали и наказывали карманных воров и собирали так называемую дань.

Бакуто. Их организовало само правительство, и вскоре это им обернулось плохой стороной. Правительство начало наем игроков в азартные игры, они должны были развлекать рабочих, трудящихся на государственных стройках. Игроки обыгрывали работяг, и часть зарплат работников таким образом возвращалась в казну государства. Но что и следовало ожидать, те, кто согласились обыгрывать честных рабочих, начали совершать преступления. Так как правительство нуждалось в них, на многое приходилось закрывать глаза. Именно бакуто первыми начали наносить на тело татуировки. Они татуировали полностью всю спину, а это требовало особой силы воли, ведь занимал процесс целых сто часов. фаланг пальцев за провинность тоже был придуман бакуто. Название "якудза" тоже пошло от них, ведь именно картежники знали тонкости игры ойтё кабу.

Известные лидеры

Первым главарем банды считается Бандзуйин Тёбэй, который изначально был самураем. Путь якудзы Тебэй начал с игорного притона. Постепенно он разбогател и получил уважение и влияние. Власти города Эдо, в котором он и вел свой бизнес, предложили ему заняться наймом работников для прокладки дорог и ремонта города. Он согласился, но вместо наёмных рабочих на стройки отправлял карточных должников. Их заработную плату он забирал себе.

Еще одним известным главарем был Дзиротё. Был он лидером банды города Симидзу в 80-х годах. Отличался особой жестокостью, деля территорию, вырезал конкурентов из соседнего города. На его счету также кража золотых дельфинов с крыши старинного замка.

Законопослушные бандиты

Мафия якудза занимается преступной деятельностью различной направленности: организовывают продажу девушек в Европу, Америку и страны Востока, держат свои публичные дома, вовлекают в проституцию несовершеннолетних, распространяют запрещенную порнографию, занимаются нелегальной эмиграцией и рэкетом. Из всех мировых преступных банд именно они самые организованные и, как бы парадоксально это ни звучало, больше, чем другие группировки, чтут закон.

Группировка разделена на 750 кланов и вместе со всеми их членами составляет самую огромную мафию по численности бандитов во всем мире. Основной их враг - китайские преступные группировки. Якудза и триада, иначе говоря - китайская мафия, ведут вражду, это как дань традиции. Китайцы и японцы на протяжении многих веков считают друг друга соперниками.

Японские правители и все правительство страны в целом на протяжении всей истории главной своей задачей ставили контроль над всем своим государством. Неважно, какими именно способами приходилось это делать. Так и получилось, что сами власти занимались контролем над всем, что лежит в легальной сфере, в том числе бизнес-деятельностью, а японская мафия вела контроль над нелегальной сферой жизни азиатского государства. Мафия никогда не ссорилась с властями, а те, в свою очередь, не лезли к ним.

Иерархия

Свою внутреннюю организацию японские якудза построили по традиционному укладу своей страны «отец - дети», «старшие дети - младшие дети». Между собой старшие и младшие дети считаются братьями, независимо от того, есть ли между ними кровная связь или нет. Глава якудзы носит гордый титул «оябун», в переводе на русский это то же, что и шеф. Он считается начальником всех, тем, кто стоит над всеми членами банды.

После шефа в бандитской иерархии стоят: старший советник, глава штаб-квартиры, заместитель и помощник шефа. Все эти преступные элементы командуют целыми рядами других преступных элементов. Чем большее количество людей находится под их влиянием, тем больше у них влияния и уважения со стороны остальных. Все они являются наследниками главаря, и в случае его смерти кто-то из них занимает его почетное место.

В иерархии есть и советники, секретари, бухгалтеры, консультанты. Сами же бандиты в своей структуре имеют старших сятэй-бригадиров, их еще называют младшими братьями, младших бригадиров, которых именуют юнцами, из простых рядов якудза.

Изредка появляются в Японии и самостоятельные единицы - одинокие якудза. Это преступники, не желающие входить в уже сформировавшиеся кланы. Однако успеха они не добиваются, ведь все территории уже давно поделены, и отвоевать их у клана просто невозможно.

Клановые взгляды

Группировка якудза в плане политики относит себя к ультраправым. Они выступают за идею традиционных японских ценностей в семьях, хотят, чтобы была возвращена политика милитаризма, и стремятся возродить позабытые народом самурайские традиции.

Любят они изображать себя и защитниками всех японских обездоленных. Клан Ямагути гуми в 1995 году даже оказал своему родному городу довольно внушительную материальную помощь. Городу она требовалась после произошедшего в том же году землетрясения. Впрочем, в благие их намерения люди верят мало, но их «кровавые деньги» все же были приняты народом. Ямагути гуми считаются самым большим кланом, штаб-квартира их располагается в городе под названием Коба.

Якудза делят всех людей на две категории: якудза, то есть люди из их круга, и катаги, что означает «неудачники». В последнюю категорию входят те, кто не относится к их мафии. Чтя традиции, катаги не убивают, но насилие, грабеж и любое другое издевательство над ними допускается. Убить «неудачников» они могут, только если те угрожают им. Друг друга убивать японская мафия разрешает. Бывает, что кланы воюют между собой и даже нанимают киллеров-камикадзе.

Все якудза ценят свою личную честь и честь клана. Унижать себя они не позволяют, равно как и своих братьев по клану. Признавать свои ошибки не в их стиле, ведь, по их мнению, они просто не способны делать что-то не так. Ключевое место занимает взаимная помощь. Если собрат попал в беду, якудза сделают все, чтобы помочь ему. Отступление от правил считается огромным позором, и за это следует наказание: изгнание, отрубание фаланг пальцев или смерть.

Отношение к женщинам

Есть группа людей, которая никогда не войдет в клан, - это женщины. Якудза не доверяют представительницам слабого пола, считают, что в тех мало отваги, силы, ума и что им следует заботиться о семье и сидеть дома. Уважением пользуются исключительно жены главарей, их называют старшими сестрами. С ними советуются, их оберегают и им всегда помогают. Все прочие женщины именуются не иначе как «подстилками». Если над женами и дочерьми якудза еще могут не издеваться, то тем, кто никак с кланом не связан, приходится довольно туго. Обращаются с ними больше как с товаром, часто подвергая насилию.

Нелегальный бизнес

Как уже было упомянуто ранее, якудза в Японии и за ее пределами занимаются разного рода деятельностью. Но что примечательно, каждый клан у них занимается только своим конкретным делом, а не всеми отраслями сразу. От их личного выбора это не зависит, история клана сама навязывает им определенное дело. Почти все мелкого и среднего ранга бизнесмены в Японии хотя бы раз сталкивались с мафией. Якудза контролируют всю территорию и тех, кто начинает на ней работать.

Крупный клан якудза уже давно вышел на высокий уровень и продолжает принимать активное участие в финансовой и политической жизни. Там они занимаются так называемым инвестируют в крупные бизнес-проекты, выбивают долги и даже вмешиваются в работу собрания акционеров больших корпораций.

Тесно сотрудничают они с китайцами и корейцами. В основном это касается наркобизнеса. На территории Японии наркотики производят, а через группировки представителей других наций их вывозят за пределы страны. Это довольно абсурдное сотрудничество, ведь японская мафия воюет с китайской триадой.

Знаки отличия

Уже несколько столетий татуировки используют члены мафии по всему миру как метку определенной банды. По ней можно понять, к какой группировке относится человек и какое положение в ней занимает. Не стали отходить от традиций и якудза. Татуировки в Японии вообще долгое время ассоциировались исключительно с ними. Люди, не состоящие в банде, не делали их, в то время как мафиози покрывали ими все свое тело. Рисунками и надписями покрывались кисти рук, голова и даже гениталии.

Порой обычные ремесленники и крестьяне попадали в ряды якудза. Татуировки в таком случае подбирались под новое имя. Имена обычно давали звучащие вроде «ревущая буря», «стальной меч», «молниеносный дракон». Сегодня татуированные люди все еще продолжают ассоциироваться с опасной бандой. В некоторые места купания даже запрещён вход для людей с изображениями и надписями на теле. Запрет этот не оправдан, так как после того, как группировку официально запретили, ее члены не стремятся так явно привлекать к себе внимание полиции и обычных граждан.

Несмотря на то что мафия японская, в ее рядах можно встретить и корейцев. Корейцы составляют всего 0,5% населения страны, и потому их, как подвергают жестокой дискриминации. Даже родившиеся на территории Японии корейцы, как правило, признаются иностранцами лишь из-за своей этнической принадлежности. Заниматься законной торговлей они не могут, как и трудиться без получения разрешения на работу. Именно потому, что общество сделало их изгоями, мафиози стали принимать их в свои ряды. Якудза вообще с охотой принимают в свои ряды всех изгоев. Обиженные обществом, страной и всем миром, они обретают особую злобу и непоколебимую преданность тем, кто их приютил.

Всем корейцам, принятым в ряды группировки, дают новое имя. Чтобы стереть их принадлежность к другой культуре, им наносят на тело особые знаки - татуировки с японской традиционной символикой. Нередко на их теле красуются надписи на японском языке.

Особые ритуалы

Как у любого клана с многовековой историей, у якудза есть свои особые традиционные ритуалы. К самым ярким из них можно отнести следующие.

Искупление вины. Любой из клана может совершить ошибку. В таком случае он считается провинившимся, а вину, как известно, надо искупить. Но одними только извинениями не отделаешься, за провинность нужно при помощи молотка отрубить себе фалангу пальцев на руке. Отрубленную часть пальца провинившийся вручает боссу клана якудза. Это ритуал, восходящий еще к временам, когда было нужно управляться с мечом. С каждой потерянной фалангой управляться с мечом было сложнее, при последующем повторении ритуала владение мечом и вовсе могло стать невозможным. Сегодня отсутствие части пальца скрывают, используя для этих целей протез, чтобы не выдать свою принадлежность к мафии.

Тюремная метка. В России заключенные для отбывания наказания в тюрьмах часто наносят на свое тело самодельные татуировки, по ним можно легко узнать, за что сидел человек, сколько лет он пробыл в тюрьме. Якудза тоже делают себе характерные отметки, находясь в тюрьме: за каждый год вводят одну жемчужину под кожу пениса. Продемонстрировать годы, проведенные в тюрьме, мужчины могут в банях и саунах.

Прием в ряды мафии. Перед тем как занять какое-то значимое место в группировке, мужчины долго именуются «ученик якудзы», это низшая ступень иерархии, дойти до вершины всей преступной пирамиды можно, только преодолев все ее ступени. Обряд посвящения ученика заключается в церемонии саказукигото. Новобранец садится напротив одного из членов клана (в последующем этот человек будет именоваться его приёмным отцом) и выпивает с ним сакэ. В японской культуре распитие традиционного напитка применяется для создания связи между людьми. Эта же церемония используется и во время побратимства кланов.

Смертоносное наказание. Иногда проступки и оплошности члена банды настолько велики, что одним только отрубанием фаланги пальцев не обойтись. В таком случае применяют другой ритуал - сэппику. Иначе говоря, это ритуальное самоубийство, которое совершает провинившийся, вспарывая свой живот. Это все та же дань традициям самураев, которые таким же способом лишали себя жизни. Уйти от сурового наказания не может ни один якудза, и дело тут не только в его покорности многовековой традиции преступной семьи. При отказе члены банды сами вспарывают своему брату живот. Смертельное наказание может последовать, если член группировки сдаст кого-то из своих братьев или отцов. По традиции, попав в полицию, якудза должен взять всю вину на себя, прикрыв свою преступную банду, если же он поступит иначе, его ждет верная погибель. Даже самые суровые пытки, при применении которых была добыта информация о других членах банды, не станут смягчающим обстоятельством при наказании.

Жизнь и бандитский бизнес японской мафии получили широкое распространение в искусстве. Часто их можно встретить как героев кино, иногда аниме. Члены кланов якудза - это никого не уважающие отрицательные герои и в то же время чтящие честь и семью современные самураи. Встречаются они в таких фильмах, как "Убить Билла", "Брат якудзы", "Тройной форсаж: Токийский дрифт", "Война".

Официальный запрет

Долгие годы японская мафия существовала без запрета. Лишь в 1992 году правительство страны приняло акт о предотвращении их деятельности. Было определено ранее отсутствующее в законодательных актах определение преступной группировки, появился запрет на рэкет, которым промышляют якудза. Среди самих членов банды и их семей прошла волна недовольств. Дочери и жены якузда вышли на улицы Токио с демонстрацией своего протеста. Сегодня это вылилось в то, что татуированных людей в костюмах стараются не пускать в общественные места. Для них закрыты многие бани, пляжи, рестораны.

В 1990-х годах мафия якудза пережила куда более сильный удар. Начался японский кризис, который продолжается и до сих пор. В результате этого бизнес группировок начал постепенно разрушаться, а количество членов банды уменьшаться. Но их система не обречена на провал. До тех пор, пока будет существовать нелегальный бизнес, будут и якудза. Они стараются выдать себя за бизнесменов, при этом используют свой уголовный жаргон, покупают акции мировых компаний и даже участвуют в политике страны. Они есть на всех и даже за пределами свой страны.

Но люди постепенно начинают давать им отпор. Совсем недавно управляющая одного из ресторанов в Японии подала в суд на самого Кэнъити Синода, главу самого крупного из кланов якудза Ямагути гуми. Она заявила, что именно главарь должен нести ответственность за всех бандитов своего клана, которые вымогали у нее денежные средства и даже грозили уничтожить весь ее бизнес. На поступок этой женщины можно посмотреть с разных сторон. С одной стороны, это немного безрассудно, ведь, вероятнее всего, после такого заявления мафия якудза объявит ей настоящую войну. С другой же стороны, она проявила смелость, подав в суд на одного из самых опасных людей в мире.

Якудза - это организованные преступные синдикаты в Японии, подобные триаде в других азиатских странах или западной мафии. Тем не менее, социальная организация и особенности работы якудза очень отличаются от других преступных группировок: у них даже есть собственные офисные здания, а об их поступках часто и совершенно открыто пишут в прессе. Перед вами - десять необычных фактов о якудза.

1. Сокайя

Сокайя - это название формы крупномасштабного взяточничества, практикуемого якудза. Во-первых, они покупают акции какой-либо компании в достаточном количестве, чтобы получить голос в совете акционеров. Затем члены якудза узнают столько компрометирующих фактов о руководстве компании, сколько смогут. После этого обычно начинаются торги в стиле «или вы нам платите, или на собрании акционеров мы кое-что о вас расскажем». В японской культуре страх позора является огромной силой, так что эта тактика обычно срабатывает.

Действительно необычно в этой афере то, что всё осуществляется с предельной вежливостью. И угрозы, и выплаты производятся окольными путями: например, якудза устраивают мероприятие вроде соревнований по гольфу или конкурса красоты и по завышенным ценам продают жертвам своего шантажа билеты.

Подобной участи не избежали и некоторые крупнейшие японские компании. Один рэкетир получил восемь месяцев тюрьмы после того, как попытался шантажировать руководителей компании «Мицубиси», обвинив их отчислении незаконных арендных платежей за дом отдыха.

К 1982-му году сокайя достигла таких масштабов, что пришлось ввести ряд законов, запрещающих корпорациям платить шантажистам. Пользы это принесло немного, а якудза пришлось придумать более сложную схему для маскировки своих действий.

Кроме того, руководителям часто приходится мириться с существованием якудза, поскольку им при раскрытии информации грозит уголовное преследование, если они были замешаны в сокайя в прошлом. Наиболее эффективной тактикой борьбы с сокайя является проведение собраний акционеров в один день по всей стране, так как даже члены якудза не могут оказаться везде и сразу: например, 90% корпораций на Токийской фондовой бирже проводят свои ежегодные собрания акционеров в один и тот же день.

2. Жестокое преследование якудза

Ямагути-гуми - это крупнейший синдикат в Японии. В последнее время он стал объектом санкций со стороны правительства США по борьбе с организованной преступностью. Американским гражданам больше не разрешается заключать сделки с лидером синдиката Кэнъити Синода, его заместитель Киеси Такаяма также попал в чёрный список, и правительство США заморозило все американские активы. В связи с этим в Японии появились законы, направленные на разрыв связей между якудза и законным бизнесом.

Предыдущие попытки Японии ограничить влияние якудза включали введение штрафов для предприятий, которые охотно сотрудничают с бандитами. Эти усилия, похоже, принесли свои плоды - количество представителей якудза в настоящий момент сократилось до рекордного минимума за последние 50 лет.

По мнению Синоды, исчезновение якудза грозит появлением тысяч опасных безработных преступников, и, если расформировать Ямагути-гуми, то общественный порядок мгновенно будет нарушен.

3. Вспомогательная помощь якудза

Когда в 2011-м году на Японию обрушилось цунами, якудза были в числе первых, кто поспешил в пострадавшие районы с помощью. Это не беспрецедентный случай: в 1995-м году, когда произошло землетрясение в Кобэ, пятом по величине городе Японии, члены якудза использовали скутеры, лодки и вертолеты для доставки грузов в полуразрушенные кварталы.

Некоторые люди считают, что якудза всегда помогают нуждающимся в случае необходимости, потому что в основном их члены - изгои общества, сочувствующие людям, рискующим не получить своевременную помощь со стороны властей. Другие же люди более циничны и считают, что подобное поведение - не более чем эффективный пиар: полиции сложнее получить поддержку общественности для борьбы с якудза после такой благотворительности.

Также в подобных случаях якудза могут получить существенную финансовую выгоду. Через несколько месяцев после землетрясения в 2011-м году принадлежащие якудза организации смогли бороться за правительственные контракты на строительство. Масштабы катастрофы привели к тому, что власти не смогли удержать якудза в стороне, тем более что японская мафия часто действует через подставные компании, неотличимые от законных. Один такой контракт, полученный якудза, привёл к тому, что руководитель подставной компании сел в тюрьму - он был замечен в удержании части зарплаты работникам с целью получения прибыли, и полагал, что якудза его прикроет.

4. Журнал якудза

В этом году Ямагути-гуми раздали информационные бюллетени почти всем 28 тысячам членов организации. В журнале под названием «Ямагути-гуми Шинпо» были, помимо всего прочего, хайку и статьи о рыбалке. Также редакторы от лица руководителя синдиката говорили о трудных временах для организации. В это время у якудзы действительно были трудности, и журнал стал способом для поднятия боевого духа.

Однако некоторые экземпляры журнала попали в руки мирных жителей. Эксперты полагают, что, несмотря на то, что журнал рассылался только членам синдиката, якудза знали, что слух об этом просочится и за пределы организации. Таким образом, создание культурного журнала должно было ослабить связь между Ямагути-гуми и насилием в общественном сознании.

5. Юбитсуме

Члены якудза, замеченные в неправильных с точки зрения якудза действиях, должны искупить свою вину, отрубив часть собственного пальца - этот ритуал известен как юбитсуме. За первый проступок достаточно отрубить себе кончик мизинца, но дальнейшие проступки чреваты более серьёзными увечьями. В результате у многих членов организации частично или полностью отсутствует левый мизинец, а в ряде случаев - и другие пальцы.

Это привело к большому спросу на искусственные пальцы. Недостающие пальцы являются своеобразным пятном позора, и их отсутствие скрывать трудно, но необходимо, так как большинство японцев знают об этом ритуале. Профессор Алан Робертс (Alan Roberts), эксперт по коже из Великобритании, экспортировал в Японию достаточно много реалистичных протезов, чтобы среди бывших якудза заработать прозвище «Господин Палец».

6. Татуировки

Одним из культовых образов якудза являются их сложные цветные татуировки по всему телу. Якудза используют традиционный метод ручного ввода чернил под кожу, известный как ирезуми - такая татуировка служит своеобразным доказательством храбрости, поскольку этот метод весьма болезненный. В последние годы возросла популярность этого стиля и среди не-якудза. Самые популярные рисунки обычно состоят из драконов, гор и женщин.

Несмотря на тенденцию распространения татуировок среди не-якудза, эти знаки в японском обществе всё ещё указывают именно на членов синдиката. Мэр Осаки ввёл запрет на подобные татуировки для государственных служащих, попросив их либо свести татуировку, либо поискать работу в другом месте.

7.Якудза в суде

В этом году владелица ресторана начала судебный процесс с Кэнъити Синода - тем самым крайне опасным главой преступного синдиката Ямагути-гуми, о котором мы уже упоминали. Она утверждала, что Синода несёт ответственность за своих людей, которые требовали с неё деньги за защиту и угрожали сжечь её заведение, если она не заплатит. Так что она в судебном порядке потребовала возмещение ущерба в размере 17 млн иен, или около $2,8 млн.

Она - не первый человек, подавший на якудза в суд. В 2008-м году группа жителей подала в суд, чтобы выселить банду Доинкаи из их штаб-квартиры в городе Куруме. Группировка распалась после спора за лидерство, что привело к жестокой войне между двумя сторонами. Жители утверждали, что заслужили право жить в мирных условиях, так что настаивали на уходе банды из их города.

Но якудза не всегда являются ответчиками. В начале этого года Кудо-кай, синдикат якудза на юге Японии, был назван правоохранительными органами «опасным» - они были замешаны в серии нападений на штаб-квартиру другого синдиката с применением гранат. Адвокат Кудо-кай заявил, что подобная характеристика синдиката как минимум несправедлива, поскольку Кудо-кай - лишь один из пяти соперничающих синдикатов на юге страны, а статус был присвоен только им, так что налицо нарушении Конституции Японии.

8. Экзамены

В 2009-м году Ямагути-гуми создали 12-страничный экзамен для своих членов. Этот шаг был предпринят после того, как правительство приняло жёсткие законы против организованной преступности. Экзамены позиционировались, как попытка уберечь членов синдиката от неприятностей и убедиться, что они хорошо знают законы. Вопросы в анкете касались самых разных тем - от выброса отходов до угона автомобиля.

Хотя мысль о татуированных бандитах, сидящих в экзаменационном зале после дня зубрежки, может показаться забавной, сдача подобных тестов даёт представление о японской экономике в целом. Якудза давно стали барометром экономики и культуры: уже если бандиты считают, что настали тяжёлые времена, и делают всё возможное, чтобы свести потери к минимуму, то и остальные находятся в том же положении.

9. Ритуал посвящения

Новообращённые якудза вынуждены быть подчинёнными более опытных членов организации. Их называют кобун, в буквальном переводе - «роль ребёнка». За годы существования в якудза была выработана сложная структура руководства, и нужно преодолеть много ступеней, чтобы достичь вершины.

В основе ритуала посвящения для новичка лежит основанная на сакэ церемония под названием саказукигото. Посвящаемый садится напротив своего оябуна - члена группировки, выполняющего «роль отца», а другие люди готовят напиток. Новичок получает меньшую долю напитка, в то время как чаша его «учителя» наполнена до краёв, что отражает его статус. Каждый отпивает из своей чаши, после чего они обмениваются ими, а затем церемония завершается. Этот ритуал означает создание связи между кобуном и оябуном, похожей на связь приёмного отца и сына.

Церемония распития сакэ традиционно используется в японской культуре для создания связи. Сакэ рассматривается как связующее звено между людьми и богами, происходящее от божественного благословения хорошего урожая, а также эта связь может укрепить отношения между людьми. Подобная историчность придаёт церемонии посвящения религиозное значение, поэтому местом проведения церемонии часто становится японский синтоистский храм.

10. Якудза в политике

В 2012-м году министр юстиции Японии Кейшу Танака вынужден был подать в отставку, поскольку стало известно о его связи с якудза. Правда, подобные связи не всегда были настолько нежелательными для японских политиков.

Либерально-демократическая партия (ЛДП), управляющая Японией в течение 54-х лет из последних 58 лет, часто сотрудничала с якудза. Первый премьер-министр ЛДП Нобусуке Киши активно сотрудничал с Ямагути-гуми: в 1971-м году он вместе с другими политиками внёс залог за лидера Ямагути-гуми, осуждённого за убийство. Также он принимал участие в свадьбах и похоронах членов якудза.

Во время выборов члены якудза часто выступают в роли телохранителей и агитаторов. Кроме того, банды якудза в состоянии обеспечить определенное количество голосов своим любимым кандидатам. Глава банды якудза в Киото утверждал, что смог обеспечить 30 тысяч голосов для избрания конкретного губернатора.

По меньшей мере, четыре других премьер-министра имели связи с якудза, в том числе пришедший к власти в 1987-м году Нобору Такешита. Незадолго до выборов он столкнулся с преследованиями со стороны ультраправых оппонентов, поэтому обратился за поддержкой к крупнейшей группировке якудза в Токио - Инагава-кай. Разумеется, они устранили проблему, но в итоге появилось множество слухов о том, насколько комфортно чувствует себя правящая элита Японии под покровительством организованной преступности.

Игровая серия уже очень давно и достаточно подробно переносит актуальные события из политического и криминального мира Японии на экраны наших телевизоров. Мы попытались разобраться в том, насколько виртуальный мир и повседневная реальность пересекаются, и где за красивой картинкой скрывается горькая правда или приукрашенная мифология. Но для начала надо понять, откуда идут корни японской мафии и как она влияет на культуру, политику и индустрию развлечений современной Японии.

Согласно распространенной легенде название организации берет свое начало в популярной карточной игре oichokabu , в которую обычно играли с набором специальных цветочных карт ().

Сейчас все чаще используются и обычные европейские карты, в которых выброшены из колоды Короли, Королевы, Джокеры, а количество Тузов сокращенно до одного. Так как по правилам цифры в этой игре складывались друг с другом, то наихудшей комбинацией было "8-9-3" или yattsu-ku-san . То есть игрок с таким раскладом получал ноль очков (8 + 9 + 3 = 20 = 0) и всегда проигрывал. Позднее словосочетание yattsu-ku-san стало обозначать бездельников, прожигавших свое жизнь в карты или просто азартных игроков. Не удивительно, что и у современной якудзы игровой бизнес по-прежнему является одним из самых доходных. Любители раскинуть кости и карты, ко всему прочему, были и знатными конокрадами. Позднее объединившись в группы, они стали предлагать защиту крестьянам и торговым ассоциациям от бандитов. Иногда к таким бандам присоединялись или возглавлялись ими ронины – самураи, оставшиеся без господина. Ронины имели огромное влияние в небольших городах, становясь их защитниками machi-yakko (дословно слугами города) и иногда получали статус hamamato-yakko (слугами шогуна). Феодальные лорды все чаще договаривались с организованными криминальными группами о полулегальных услугах. Средневековые якудза поставляли рабочую силу для строительных проектов или усмиряли восстания крестьян. В 1800 году игровые синдикаты помогали властям в военных операциях как внутри страны, так и за ее пределами. Позднее они объединились с националистами и стали серьезной политической силой. Даже сейчас в современной Японии якудза тесно связаны со 100 тысячным крылом ультраправых националистов, выступающим за возвращение северных территорий (Сахалина и Курильских островов) и снижение американского присутствия в регионе. Часто националисты выполняют работу для группировок якудза или являются их действующей частью. Об этом есть прекрасный документальный фильм от VICE.

На протяжении длительного времени полиция сотрудничала и получала выгоду от работы с криминальными синдикатами, пока не решила уничтожить их в 1912 году. Примечательно, что все попытки разрушить или уменьшить влияние якудза тогда или годами позднее приводили к серьезным экономическим проблемам и внутриполитическому кризису в стране, так как криминальные группировки, бизнес и политика слишком сложно переплетены даже в современном японском обществе. В двадцатые годы XX века якудза как организация стала походить на себя современную, сформировавшись как серьезная сила, которая еще более активно проявила себя после Второй мировой войны . Именно тогда разрозненные группировки впервые объединились, взяв на себя функции милиции. Они наводили порядок на улицах, инвестировали средства в компании, ввозили в страну дефицитные товары, помогали медикаментами и провизией малоимущим. Тогда же вся экономика Японии была поделена между двумя десятками семей, которые инвестировали в предприятия друг друга. Вполне естественно, что среди теневого объединения были и члены якудза. Кстати, эта система кросс инвестиций работает и сейчас, так что, например, одни японские компании почти всегда поддерживают другие, фактически разделяя финансовые проблемы и между собой не конкурируя. Иными словами, если бы экономическая ситуация сложилась так, что Nintendo была бы вынуждена уйти из игрового бизнеса, то Sony поддержала бы ее на плаву и наоборот.

Возвращаясь к послевоенному периоду, хочется отметить, что именно тогда сформировался образ якудзы, как ninkyo dantai или рыцарской организации, которая помогает людям во время бедствий, защищает обыкновенных людей и готова пожертвовать собой ради высшей цели. Например, среди 50 героев Фукусимы, расставшихся с жизнью ради общего блага во время ремонта на атомной станции, пять человек были действующими членами якудза. Якудза также часто приходит на помощь жертвам катастроф раньше официальных властей. Когда сотовая связь прекратила работу во время цунами 2011 года, семьи быстро организовали систему бегунов, которые быстро сообщали информацию о нужных продуктах и медикаментах в центральный офис. В Ишиномаки, одним из серьезно пострадавших от наводнения городов Японии, местные гангстеры давали выжившим конверты с 30 тысячами йен первой помощи.

В игровой серии все лейтенанты соперничающих кланов по большей части придерживаются принципа ninkyo dantai . Будь это Кадзума Кирю , который поддерживает сиротский приют на Окинаве или Мадзима Горо и Дайго Додзима , оказывающие поддержку обычным людям. Кстати, история с Окинавой из третьей части Yakuza имела вполне реальную основу и по словам действующих членов семьи один из высокопоставленных членов организации действительно содержит сиротский приют на Окинаве, правда по большей части для ухода от налогов. Что касается сюжетной части с земельными махинациями правительства и ЦРУ, то за исключением ЦРУ, все события, рассказанные в третьей части истории, связанные с Окинавой и захватом земли, действительно имели место в реальности, также, как и борьба местных кланов за власть и попытка расколоть крупный синдикат. Примечательно так же, что в истории есть примеры, когда жестокие боссы семьи уходят на покой, передавая дела своим последователям, а сами становятся буддистскими монахами, раскаявшись в своих грехах и сделав пожертвования, чтобы получить прощение и счастливо жить в монастыре.

Представители организации также любят обсуждать концепцию Ninjo , которая вкратце заключается в защите обычных людей. Якудза борется с распространением наркотиков на своей территории, вылавливает и сдает уличных воров и старается не использовать методы прямого насилия против обычных жителей, задолжавшим им деньги. Имидж организации очень важен для ее боссов, поэтому большинство семей абсолютно легальны. Вы можете найти адреса крупных организаций якудза с телефонами и офисами в открытых справочниках, у большинства группировок есть свои эмблемы, клубы и web-сайты. Это отлично видно и в серии , где вы приходите к лидеру клана, находящемся в большом офисе с дорогим убранством и охраной.

Якудза открыта к общению и часто инвестируют в легальные проекты, поддерживая молодых бизнесменов. Многие магазины платят за защиту якудза, и это отпугивает мелких уличных воров и бандитов. Якудза часто сотрудничает с полицией, решая ту или иную проблему или сдавая за преступления лидеров низших членов группировки, которые приходят в полицию с добровольным раскаянием. Члены ячейки, готовы отсидеть в тюрьме ради семьи или вышестоящего лейтенанта пользуются почетом и уважением в клане и получают особый статус в тюрьме, где полиция смотрит на многие их поступки сквозь пальцы. Это опять же хорошо продемонстрировано в и . Особенно, в пятой части, где добропорядочный полицейский помогает лейтенанту клана Тодзё Тайге бежать из тюрьмы, руководствуясь совестью и честью, как и сам лейтенант якудза, севший в тюрьму ради своих братьев и благополучия всей семьи.

^ подруги и жены представителей якудза тоже любят делать татуировки

Структура Якудза предполагает жесткую, почти армейскую систему подчинения. Во главе клана-семьи стоит отец (oyabun ), ему подчиняются его дети (kobun ), которые между собой являются братьями (kyōdai ). Ритуал инициации подразумевает ритуально питие саке, где новый член группы выпивает несколько глотков, а отец выпивает почти полную бутылку. Это символизирует неравенство в семье и признание авторитета отца. Часто якудза нанимает на испытательный срок подростков-хулиганов, которые по достижению 20-летнего возраста могут вернуться к обычной жизни или присоединиться к семье. Если они выбирают мирную жизнь, то должны пойти в полицейский участок и извиниться перед полицией. После церемонии взросления Hatachi они могут передумать и присоединиться к семье, разделив церемониальное саке с боссом.

Выход из группировки раньше был исключительно через ритуал отрезания фаланги мизинца (yubitsume ), что вновь отсылает к временам самураев, где человек без части мизинца уже не мог нормально владеть мечом и становился беспомощным на поле боя. Сейчас вместо членовредительства предпочитают выплату определенной финансовой суммы или человека исключают из организации по решению босса – время бизнеса и денег. В игровой серии один из героев, представляющих старую школу якудза, предлагал другому сделать ритуальный жест, чтобы замолить свои грехи, но тот демонстративно отказался, предлагая откупиться деньгами. Другой персонаж старой школы наоборот согласился на кровавый ритуал. Именно так демонстрируется старая и новая школы якудза.

Структура современной организации построена по феодальному типу семьи, где приказы вышестоящих членов не обсуждаются и, если надо, один из членов клана может взять на себя чужую вину или убить противника по первому приказу. Правда, во многих семьях, эта система развращает, и низшие члены семьи вынуждены бегать за сигаретами, менять пепельницы, подливать вино и выполнять прочие функции обслуживающего персонала без возможности роста. В элементы этой структуры показаны в привязке к самурайским обычаям поединка, наследниками которых и считают себя члены криминального объединения. Именно поэтому в игре боссы кланов решают свои проблемы в кулачных боях. В реальной жизни отцы предпочитают сражениям выгодные друг другу финансовые сделки – никто ни с кем не дерется.

Правда, иногда насилие все же выходит на улицы. Так во время разборок между и Sumiyoshi-kai в 2007 году был убит 79-летгний босс последних. А пятью годами раньше Sumiyoshi-kai протаранили стены официального офиса Yamaguchi-gumi на 11-тонном грузовике. Тогда пострадало несколько якудза из семьи Yamaguchi-gumi. Вообще противостояние двух этих кланов показаны в игровой серии как борьба семей и Альянса Они . Yamaguchi-gumi олицетворяют благородных Тодзё, а Sumiyoshi-kai - агрессивный Альянс Они. Борьба между группами в реальной жизни происходит ради трех развлекательных районов Токио : Гиндзы , Асакусы и Кабукичо . Последний воссоздан один в один с теми же заведениями, развлекательными центрами, хостесс-клубами, массажными салонами и кинотеатром в игровом мире как Камурочо .

Многие кланы вводят обязательную систему экзаменов для своих членов, так в 2009 году Yamaguchi-gumi обязали своих братьев пройти 12-ти страничный тест на знание законов и ограничения закона против якудзы.

Возвращаясь к иерархии якудзы, стоит отметить, что внизу цепочки братьев находятся уличные бандиты и гангстеры низшего звена, которые называются chinpira , и мы вернемся к ним в связи с главным героем серии Yakuza Кадзума Кирю чуть позднее. В игре они пытаются напасть на вас и наказать за присутствие на своей территории. И хотя их манера говорить, матерок и мимика соответствуют реальной японской шпане, японские бандиты предпочитают не нападать на людей на улицах. Они больше специализируются на выбивании долгов и автоподставах (ты поцарапал нашу машину, поэтому плати деньги), которые вполне популярны и на наших российских дорогах.

В конце 90-х годов в результате объединения нескольких кланов сформировалось нынешняя система якудза, во главе которой стала группа . В 2005 году токийская семья Kokusui-kai присоединилась к Yamaguchi-gumi, сделав ее самой крупной семьей якудза, обладающей 45% всех членов организации в Японии. Сейчас общее количество действующих членов криминальной организации составляет 58 600 человек , что на 5 тысяч меньше 2012 года. Кроме того, Yamaken-gumi, чей главный офис находится в Kobe , постиг раскол и семью покинули 17 кланов из 70, что ослабило влияние семьи. Видимо, этим событиям будет частично посвящена и предстоящая . Стоит отметить, что это официальные данные. Неофициально к этим цифрам добавляется 100 тысячное крыло ультраправых, а также как минимум 60% Japanese Self-Defense Forces или Jieitai, которая, по большей части, состоит из тайных членов организации.

Фактически, вся деятельность организации делится на три типа. Первое – это Bakuto или сфера азартных развлечений. Здесь якудза контролирует многочисленные салоны Pachinko , аркадные центры, тотализаторы, строительные компании и шоубизнес.

Представители этого крыла активно раскручивают многочисленных идолов, скрываясь под вывесками добропорядочных продюсерских центров. В вы встречаете лидера семьи из Осаки, который старается помочь Харуке и прочим героям достигнуть успеха, а заодно и продвигает свою группу T-Set .

Pachinko полулегален и вы не можете выиграть деньги, поэтому жетоны обменивают на всякую бижутерию и ерунду, но мало кто знает, что те же жетоны и странные подарки можно обменять на дорогие украшения и деньги в серых обменных центрах, в которые вас проводят добрые члены якудза. Дань этой традиции есть и в серии Pokemon с их Pokemon центрами, где вы получаете свои призы. История с тотализаторами опять же прекрасно иллюстрируется в , где сложная махинация со ставками на бейсбол вместе сводит ключевых героев. Кроме бейсбола якудза контролирует матчи сумо, гольф, реслинг и прочие спортивные состязания.

Строительный бизнес был активно показан в первых трех частях , но в реальности именно синдикаты помогали правительству выкупать у мелких владельцев земли под олимпиаду 1964 года, чтобы потом застроить их нужными объектами. Сейчас правительство вновь неофициально привлекает семьи для зачистки территорий под Олимпийские игры 2020.

Второй тип бизнеса – это Takya или проведение ярмарок и фестивалей. Члены якудза проводят благотворительные аукционы, раздают детям подарки и деньги. Например, семья Yamaken-gumi ежегодно проводит рождественские фестивали, где дарит детям и взрослым из малоимущих семей конверты с деньгами otoshidama (по 10 тысяч йен), одежду и игрушки.

Рядовые члены клана и их боссы переодеваются в карнавальные костюмы и становятся аниматорами. Они же готовят рисовые пирожки mochi , жаренную лапшу yakisoba и шарики теста с осминогами takoyaki . Такие праздники проходят с 9-ти утра и до часа ночи и положительно влияют на имидж семьи. В прошлом году ежегодное празднование Хэллоуина было отменено из-за опасности давки – члены Yamaken-gumi извинились перед жителями города и пообещали провести фестиваль с особым размахом в 2016 году. Кроме того, члены якудза с удовольствием празднуют различные религиозные праздники, как например, в прошлом году в Асакусе. Обратите внимание на то, как на представление реагируют обычные люди и как якудза собирает осколки только что разбитой бутылки.

Они так же помогают бездомным с работой или едой. Правда, злые языки утверждают, что бездомных часто обманывают, и они за большие деньги сортируют ядовитые отходы или участвуют в спасательных операциях на Фукусиме, принося деньги клану.

Третий тип бизнеса – это Gurentai или весь возможный теневой бизнес. Это многочисленные порно-магазины, подпольные массажные салоны, имидж и пинк румы, соапленды, продажа наркотиков, выбивание долгов и прочий чисто криминальный бизнес. Представители первого и последнего типов якудза часто привлекаются властями для разгона демонстраций, антивоенных и антиамериканских кампаний и запугивания членов профсоюзов. Многие семьи дистанцируются от последнего вида заработка, вроде семейства Yamaken-gumi , которое поставило своей целью полное уничтожение наркотиков в Японии и называет своей основной деятельностью только по проведению фестивалей, шоубизнес и легальный игровой бизнес.

Татуировки и логотипы клана являются одними из главных отличительных признаков принадлежности к той или иной семье. В все лейтенанты и рядовые члены синдиката используют запонки или значки с логотипом клана. Кланы реальных действующих семей выглядят вот так:

А вот клан из :

Есть сходство, не правда ли?

Татуировки сейчас уже не пользуются такой популярностью у молодых членов групп, которые предпочитают еле заметный знак или вообще отказаться от татуировки. Но у якудза старой школы татуировки всегда занимали одно из важнейших мест, как демонстрация силы и выносливости. Дело в том, что традиционно татуировки почти на все тело выбирал под каждого члена семьи мастер тату. И потом наносил рисунок по старой системе Tebori , где используются яркие и очень ядовитые краски, а сама татуировка наносится длительным и болезненным способом при помощи бамбуковой палочки и острых лезвий. Такие татуировки не выцветают, но при этом на создание красивого рисунка на спину уходит до 300 часов. Такие татуировки наносят фрагментами раз в неделю с сессиями по 2-3 часа. Стоимость часа работы мастера составляет 10 тысяч Йен (7 тысяч рублей). Соответственно, на всю татуировку уходит несколько лет и 3 миллиона Йен (порядка 2.5 миллионов рублей ).

Кроме того, что это дорого, сам процесс очень болезненный, поэтому из 10 человек только меньше половины доводят свой рисунок до конца. Преимущества Tebori заключается в том, что татуировки очень яркие и из-за глубины проникновения не выгорают. Что касается самих рисунков, тот в них присутствует китайский или японский символизм. Например, карп может сочетаться с драконом, так как по мифологии, проплыв по желтой реке он превращается в это мифическое создание. Цветы сакуры символизируют мимолетность и красоту бандитской жизни и распространена у боевого подразделения клана. Тигр и дракон уравновешивают друг друга, как Инь и Ян в китайской традиции. Изображения демонов на спине отпугивают зло и защищают владельца от смерти. Почти на всех татуировках присутствует клеймо мастера, что подтверждает качество продукта. В серии все татуировки соответствуют характерам героев и выполнены в традиции якудза. На них даже можно обнаружить клейма мастера, который делал их по мотивам своих реальных работ для реальных членов семей.

Стоит отметить, что спереди на груди в традиционных татуировка оставляется специальное пространство и для этого есть две причины. Первая – это при ношении традиционного кимано никак не выдает члена семьи, во-вторых так как краски токсичные, то если не оставить кусок кожи, что бы она дышала, то возникают проблемы с печенью. Плюс из-за активной общественной кампании против якудза, членам семей запрещен доступ в общественные бани (Onsen ), пляжи и даже в отели. Причем, иногда демонстрация татуировки может закончится тюремным сроком. Подробнее о тату и якудзе можно узнать из этого репортажа:

Внешний стиль членов семей достаточно консервативен. Это всегда дорогие костюмы и небольшие значки с эмблемой клана.

Уличные бандиты или chinpira предпочитают красные рубашки с высоким воротником и светлые костюмы. Именно так выглядит главный герой Yakuza Кадзума Кирю , что подметили действующие члены одной из семей, играя в игру. Материал о том, как они играли можно прочитать .

И правда странно, что один из высших якудза одевается как уличный гопник. Видимо, эту проблему осознала и сама Yakuza Team , переодев Кадзуму в куртку и майку в шестой части игры.

Об остальных аспектах подпольного и обычного мира Японии в игре , включая массажные салоны, магазины, аркадные автоматы, хостесс-клубы и рестораны, мы поговорим во второй части материала. А пока можете насладиться интересным репортажем о якудза телеканала Россия.

Редактирование - ACE , Shibito .