"Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу",- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В рассказе "Старуха Изергиль" отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы "Макар Чудра" и "Челкаш"), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.

Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых целиком подчинена одной цели - наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.

Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.

Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, - все это вызывает в людях только ужас и гнев. Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё "я" выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь. Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для него странным и неизбежным наказанием.

В рассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям. Гордость Данко - это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.

Одним из менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования. Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем пути самых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторской позиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль. Её портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры. Она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.

Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.

Во всех своих образах (эпизодических и главных) Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В "Старухе Изергиль" связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света (сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ("В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира"). Изображение красочных пейзажей имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает "быль" и "сказку".

Своеобразие жанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.

Особое место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как-то: "тусклые глаза, "потрескавшиеся губы, "сморщенный нос, загнутый, словно нос совы", "черные ямы щек, "прядь пепельно-седых волос". Они повествуют о нелегкой жизни главной героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Довольно легко определяется смысл названия данного произведения. Дело в том, что образ старухи Изергиль максимально приближен к образу "человека, живущего среди людей". Только она наделена правом и возможностью в доступной форме выражать собственный взгляд на жизнь. Поэтому именно её сознание, характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения, откуда можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именем которого и названо произведение.


Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Рассказ А. М. Горького «Старуха Изергиль» впервые напечатан в «Самарской газете» (1895, № 80, 86, 89, с 16 по 27 апреля). Сам Горький указывал на разные даты создания рассказа: 1893-й и 1895- ый. В то же время он вспоминал, что «Старуха Изергиль» была написана им за одну ночь: «Бывают случаи, когда писал круглые сутки и больше, не вставая из-за стола.

Так были написаны: «Старуха Изергиль», «Двадцать шесть и одна».

В рассказе отразились воспоминания автора, когда, странствуя по Руси, летом 1891 года он был в Южной Бессарабии (ныне Молдавия). Очевидна связь с молдавским фольклором. Сам Горький считал этот рассказ лучшим своим произведением, «Старуху Изергиль» относят к ранней романтической прозе.

Романтизм как литературное направление возник в России в начале девятнадцатого века. Произведения этого литературного направления изображали исключительную личность в исключительных обстоятельствах. Герой ставит себя выше общества, отвергает его и поэтому одинок. Он не принимает окружающей действительности, переживая разлад между мечтой и жизнью.

Мир природы в романтических произведениях полон мощи и красоты. Лишь в общении с природой герой ощущает полную гармонию с миром.

Почему в начале двадцатого века Горький создаёт романтические произведения, ведь время романтизма уже почти как сто лет прошло? Увлечённый философией Ницше, его идеей «сверхчеловека», писатель воспевает сильную личность. Он убеждён, что «настало время нужды в героическом».

Если для романтических героев девятнадцатого века несоответствие между реальной жизнью и идеалом становится причиной ухода от действительности в мир мечты, то романтизм Горького основан на активных характерах. Писатель призывает к действию.

Проблема человеческой свободы и несвободы является центральной для всего творчества «буревестника революции».

В рассказе Горького «Старуха Изергиль» предметом изображения, темой является жизнь, причём реальная действительность раскрывается в рассказе старухи Изергиль о себе, а в двух легендах: о Ларре и о Данко – вымышленная жизнь.

В этом произведении поставлено множество нравственных и философских проблем: проблема подвига, свободы и любви, эгоизма и самопожертвования, человека и общества, смысла жизни, борьбы и смирения.

Основная идея произведения выражена в словах старухи Изергиль, которая утверждала, что в жизни всегда есть место подвигу.

Стройная кольцевая композиция имеет трёхчастную структуру. Повествование Изергиль делится на три самостоятельные части: легенды о Ларре, история жизни старухи Изергиль, легенда о Данко. Все три части объединены общей идеей: показать, что ценность человеческой жизни состоит в подвиге во имя людей, в самопожертвовании. Эпизоды расположены по принципу градации. Вначале показан гордый себялюбец и эгоист Ларра, сын женщины и орла, убивший девушку только за то, что она оттолкнула его. Затем Изергиль передаёт рассказчику историю своей жизни, в которой она много любила, «много поцелуев взяла и дала». Ключевыми словами всего произведения является высказывание старой женщины о подвиге: «В жизни … всегда есть место подвигам». Идеалом для неё являются «сильные и красивые люди», умеющие жертвовать собой. Но сама она в жизни любила только себя. Охладев сердцем, без сожаления покидала возлюбленных.

Композицию рассказа можно считать как рассказ с обрамлением, или «рассказ в рассказе». В нём два рассказчика. Первый рассказчик путешествует по Руси, знакомит нас со старухой Изергиль, а вторым рассказчиком является сама Изергиль. Экспозицией всего рассказа можно считать описание сборщиков винограда, партией молдаван, с которой рассказчик работал. Описание дано в романтическом ключе, подчёркивается красота этих героев, их сила и свобода. Здесь же даётся романтический пейзаж: «воздух пропитан острым запахом моря», «ласково блестели тёмно-голубые клочки неба», «всё… было странно красиво и грустно». Сюда же относится и портрет Изергиль. Детали портрета подчёркивают безжизненность старухи: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Завязкой легенды о Ларре служит фраза старухи о том, что тень, бегущая по степи – это Ларра. Изергиль сообщает рассказчику, что Ларра «уже стал теперь как тень» - и добавляет: «Он живёт тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..»

В легенде о Ларре тоже можно выделить элементы композиции, потому что она представляет собой целостное произведение и может существовать самостоятельно.

В экспозиции старуха рассказывает о времени, месте действия и о героях легенды. События произошли многие тысячелетия назад далеко за морем, в стране большой реки, в щедрой земле, где жило могучее племя людей, пасших стада и охотящихся за зверями.

Завязка действия начинается с того момента, как после похищения орлом прекрасной девушки она вернулась спустя двадцать лет с сыном. Сын орла был красивый и сильный, но глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. Кульминацией является тот момент, когда Ларра ударил оттолкнувшую его девушку, а когда она упала, встал ногой на её грудь, так, что из её уст кровь брызнула к небу, и она, вздохнув, умерла. Людей оковал страх: впервые на их глазах так убивали женщину. Племя придумало самую страшную казнь для Ларры: он был изгнан из племени и обречён на вечное одиночество. Вначале отверженный юноша смеялся вслед людям. Но прошёл не один десяток лет, и сын орла пришёл к людям, чтобы найти смерть, так невыносимо было ему одиночество, но люди его не тронули. Этот момент можно считать развязкой действия.

Во второй главе старуха Изергиль рассказывает о своей жизни, в которой было много любовных историй. В пятнадцать лет она встречалась с рыбаком, но скоро он ей наскучил, потом был гуцул, обоих повесили румыны. Жизнь в турецком гареме, побег с сыном хозяина гарема, затем она ушла с поляком, а маленький турок умер от тоски. С поляком она поссорилась из-за его оскорблений и бросила его в реку. Потом она любила «одного достойного пана с изрубленным лицом», который любил подвиги. Самое главное для Изергиль в этих отношениях, что она «не была никогда рабой, ничьей». «Последнюю игру» она сыграла, когда встретила одного шляхтича. Но вскоре он её бросил и тогда она поняла, что стара стала. Но когда любимого взяли в плен, она, убив часового, помогла ему выйти на свободу, но остаться с ним гордая Изергиль не захотела, ей не нужна была любовь из благодарности. Сама старуха считает, что прожила достойную жизнь, но в портрете её подчёркивается, что она похожа на тень, а это значит, что она по своему эгоизму и гордости ближе не к Данко, как думает она сама, а к Ларре.

Третья часть – восторженный гимн Данко, пожертвовавшему собой ради людей. Таким образом, первая и последняя части противопоставлены. Ларра превратился в тень, а от сердца Данко рассыпались по всей степи голубые искры.

В легенде о Данко можно выделить все элементы композиции эпического жанра: экспозицию, завязку действия, кульминацию и развязку.

Начало легенды подчёркнуто сказовое: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон таборы этих людей, а с четвёртой – была степь».

В экспозиции описана жизнь «весёлых, сильных и смелых людей», которых чуждые племена прогнали в глубь леса. Жизнь в тёмном лесу среди смрада болот была невыносима и гибельна. Перед людьми пролегали только две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперёд, - там стояли великаны-деревья…»

В экспозиции автор усиливает мотив тьмы и создаёт ощущение невыносимости и безнадёжности положения людей. С этой целью он использует олицетворение: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днём в сером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам»; «лес глухо гудел, точно грозил, и пел похоронную песню людям».

«Сильные люди» не могли умереть в боях с врагами, потому что должны были хранить заветы. Явление Данко можно считать завязкой действия. Замечательна характеристика этого героя: «Красивые – всегда смелы». У Горького эти два эпитета выступают в роли синонимов. Романтик, он ценит в людях силу и смелость.

Люди откликнулись на призыв Данко пройти сквозь лес, потому что увидели: «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня!»

Путь был трудный, люди гибли, теряли силы. Они «стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то».

Кульминационный момент происходит в грозу. Пейзаж подчёркивает напряжённость момента. Чтобы показать враждебность природы по отношению к людям, автор использует много ярких художественных средств, характерных для романтического произведения. Во-первых, это олицетворение: «зашептали деревья глухо, грозно»; «великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни».

Во-вторых, это гипербола: «стало в лесу так темно, точно в нём собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился».

В-третьих, чтобы усилить мотив слабости и беспомощности людей перед грозными силами природы, автор использует антитезу: «Шли маленькие люди между больших деревьев…»

Усталые и разъярённые люди захотели убить Данко, обвиняя его в своих бедах. Сравнения «как звери». «как волки» подчёркивают ожесточение людей, упавших духом.

Данко в этот момент испытывает сложные и противоречивые чувства: «в сердце его вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло».

В портрете романтического героя подчёркивается его высокая одухотворённость, передаваемая автором с помощью мотива света и огня: «сердце вспыхнуло огнём желания спасти их»; «в его очах засверкали лучи… могучего огня»… Как вспышка яркого света изображён подвиг Данко, жертвующего собой ради людей: «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой».

«Горящее сердце Данко» - это метафора человеческого подвига – подвига самопожертвования во имя людей. В описании горящего сердца применяются разнообразные средства изобразительности: гипербола («Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»); метафора («Этим факелом великой любви к людям»); антитеза и олицетворение («тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота»).

Люди, «увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца», достигли цели – они «окунулись в море солнечного света».

Смерть романтического героя показана как апофеоз его героического поступка: «Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».

Люди не заметили его смерти, и «только один осторожный человек… наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Данко воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека. Его поступок можно назвать подвигом, потому что он пожертвовал собой ради спасения людей. Художественные средства в рассказе подчинены утверждению правоты «подвига во имя жизни».

Моё восприятие романтического произведения Горького таково: рассказ производит яркое впечатление романтическими пейзажными зарисовками, которые передают разные чувства. Описание неба, моря, красок и звуков создают ощущение сказки, подготавливают к восприятию двух легенд, тесно связанных друг и другом по принципу антитезы. Ларра своим холодным эгоизмом, самолюбованием и самоуверенностью вызывает к себе неприязненное чувство. Пёстрая жизнь старухи Изергиль не кажется такой яркой, активной и полной, как описывает она сама себя. Людям свойственно ошибаться в оценке свой личности, не избежала этого и героиня Горького. Напротив, жизнь старухи Изергиль кажется бессмысленным мельтешением, в котором нет главного – настоящей любви к людям, способностью жертвовать собой. Старуха гордится тем, что «много любила», но в этой любви больше эгоизма и нет ответственности за того, кого она «приручила». Несомненно, Данко- это герой – символ. Он по-настоящему любил свой народ и хотел ему помочь. Злоба и враждебность соплеменников в самый напряжённый момент не смогла погасить огонь его сердца, пылающий любовью. Горький создал вечные образы, олицетворяющие собой два полюса. На одном - холод души и эгоизм, на другом – горение, подвиг и самопожертвование.

Максим Горький называл свою Старуху Изергиль одним из лучших произведений и действительно с этим есть много оснований согласиться по причине многогранности и глубины смыслов и великолепной структуре самого произведения.

Пожалуй, следует начать именно со структуры, которая представляет собой геометрически точную композицию, создающую собой красивую гармонию. Перед нами три рассказа, которые идут последовательно, но восприятие всего произведения следует рассматривать в целостности.

Наиболее удобно читателю как бы вознестись мысленным взором над самим рассказом и посмотреть на созданную Горьким структуру. Две крайности (Ларра и Данко) по бокам и в центре фигура Старухи Изергиль. По сути, мы видим перед собой человека, который располагается между противоположностями или даже ангельским и бесовским началами.

Легенда о Ларре, которая хронологически идет первой и располагается как бы с одного бока, представляет нам полного гордости героя. Эта гордыня приводит Ларру к тяжелому греху, он погубил девушку, которая ему не отдалась, а после этого возрадовался собственному изгнанию и еще больше возгордился. Недаром Горький делает Ларру не совсем человеком, он помесь орла и человека, то есть нечто немного противоестественное.

Легенда о Данко завершает повествование и идет как бы с другого бока. Этот герой являет собой пример самоотдачи и альтруизма, он даже, несмотря на упреки и глупость людей, продолжает вести их к свету и в итоге отдает себя полностью ради того чтобы они вышли из лесной чащи (понятное дело, лесную чащу нужно рассматривать тут по большей части в символическом аспекте как изображение тьмы неведения, тотальных и пагубных заблуждений или чего-то подобного) а в итоге они только растоптали его сердце. Данко является идеальным примером высшей нравственности, которая только может существовать, он самый лучший из людей, но при этом отдает себя ради тех, кто, по сути, значительно хуже его – такова противоположность гордости.

Посередине располагается рассказ самой старухи и если по сторонам мы видим именно легенды и сказания, то в центре как бы настоящая история о настоящем человеке, которую Изергиль рассказывает про себя. В ней смешиваются две противоположности, с одной стороны, она горда и своевольна подобно Ларре и обращает внимание только на собственные чувства и свободу, с другой стороны, она проявляет альтруизм и идет на серьезные поступки ради любимых людей. Наверное, ключевой фразой в этой всей структуре являются слова старухи «каждый сам себе судьба».

Горький как бы говорит о нравственном выборе каждого человека, который сам создает собственную судьбу и всегда выбирает между ангелом и бесом, которые сидят по обе стороны от него. Когда-то он подражает горделивому Ларре и может обречь себя на ужасную судьбу отвергнутого скитальца и бесплотного духа, когда-то Данко, который обрекает себя на не менее печальную судьбу, но теперь ради высокого идеала. Структура произведения, по сути, является объемной метафорой человеческого существования.

Вариант 2

Максим Горький особенно любил путешествовать по родным просторам. Много чего было взято из данных путешествий, и автор создал собрание очерков. Именно это стало основой написания рассказа «Старуха Изергиль».

Рассказ был написан в 1884 году. Автор очень гордится данным произведением и подчеркивает это. В основе рассказа лежит история цыганки, которая уже много видела в жизни. Горький делит произведение на три части, но это не мешает рассказу читаться как одно целое. Писатель старается узнать настоящую ценность человеческой жизни.

Старуха цыганка рассказывает истории о героях Данко и Ларре. Автор показывает читателю героев, совершенно не похожих друг на друга и в свою очередь с помощью этого приёма Горький раскрывает разные стороны жизни.

Для того, чтоб полностью понять разницу между героями следует рассмотреть их детально.

Ларра автор сравнивает со зверем, который достаточно дикий и жестокий и избегает встречи с людьми. Герой любит только себя и больше никого. Горький поместил очень много античеловеческих проявлений в героя. Очень четкая фраза, которая максимально показывает сущность Ларра, это если б герой захотел проколоть своё сердце ножом, то тот непременно бы сломался, словно об камень. Герой ставил себя на порядок выше остальных и считал, что имеет право делать все, что ему захочется, а другие нет. Ларра был очень сильно озабочен собственной свободой.

Что касается Изергиль, то она была чем-то похожа на Ларра. Но она хотя б могла что-то чувствовать, беда была только в том, что все чувства для неё были чем-то мимолетным и быстро забывающимся. Во время своей молодости Изергиль не ценила внимание мужчин и заставляла многих страдать от этого. Но случился момент, когда и она была влюблена, и с ней произошло тоже, что и с мужчинами, которые пытались добиться её внимание. Цыганка была брошена и унижена.

А теперь она стара и только вспоминает о тех временах и очень хочет снова почувствовать состояние влюбленности, ведь только такое чувство помогает жить и придает смысл в жизни.

Третий герой рассказа Данко также уверен в своих убеждениях, но они являются несколько иными и человечными. Он верит в то, что только ему под силу спасти людей и готов сделать все для этого. Причем Данко совсем не останавливает мысль, что это может у него не получиться. Главное отличие Данко от остальных героев в том, что он погиб ради своей цели и прожил жизнь, пытаясь сотворить что-то хорошее.

Читая данный рассказ, становится ясно, что в принципе человек может сотворить очень низкие поступки или самые храбрые подвиги. Когда Изергиль смирилась с тем, что она уже стара и не будет такой как раньше, она решает совершить свой подвиг. Пойдя на убийство, она спасает любимого из плена и потом отказывается от его любви. Ведь любовь в неволе это неправильно. Поступки героев остаются не вознагражденными.

Глядя на героев данного рассказа видно то, что молодость дает много сил и можно сотворить много чего как во благо, так и нет. Но не просто рассказ называется «Старуха Изергиль», автор дает понять, что молодость не будет вечной. Человека помнят по его поступкам, и пока память жива, то и человек вместе с ней.

Выбор остается за каждым, прожить тихо обминая трудности или совершить свой может и единственный подвиг, но который останется в памяти людей.

Старуха Изергиль. Анализ произведения

Максиму Горькому чрезвычайно нравилось странствовать родными раздольями. Из этих странствований писатель черпал своё вдохновение, он делал очерки и наброски об увиденном. Собственно это натолкнуло писателя на создание рассказа «Старуха Изергиль».

Автор закончил написание рассказа осенью 1884 году. Произведение «Старуха Изергиль» из ранних работ писателя. Он чрезвычайно гордился данным произведением и делает акцент на этом. В печать рассказ попал лишь через год. После выхода рассказа в свет литературоведы того времени прослеживают своеобразную манеру написания автора с великолепными нотками романтизма. Хотя и рассказ написан в достаточно сложном стиле повествования, как бы в диалоге между автором и пожилой женщиной. Но рассказ остаётся лёгким и довольно интересным.

За основу рассказа была взята история одной цыганки, которая многое поведала в этой жизни. Автор невидимым приёмом разделяет рассказ на три жизненные истории, которые поведает старая цыганка. Легенды про Ларре и Данко. Жизненные истории героев абсолютно разные, этим автор приоткрывает читателю разные аспекты жизненного пути. Но это не нарушает целостность рассказа.

Образ Ларра автор уподобляет к зверю, дикому, жестокому, избегающий любого контакта с окружающими людьми и любящий только себя. Герой преподносил себя выше других, считая, что ему всё дозволено. Ларра не хотел ограничивать себя в свободе действий.

Изергиль Горький охарактеризовал почти идентично образу Ларра, но она была более чувствительная. Но для неё все чувства были, мимолётны и быстро уходили не оставляя за собой никакого следа. В молодости Изергиль была востребована мужчинами, но она не ценила их внимания. Многим её поклонникам это приносило боль. Влюбившись, цыганка ощутила на себе сполна те чувства, которые приносила отверженным мужчинам. Она была унижена и брошена.

Образом Данко автор показывает абсолютно противоположные черты человеческого характера. Это самоотверженность, безотказность и целеустремлённость. Самое главное отличие от других персонажей в том, что он отдал жизнь во имя достижение своей цели. Стараясь осуществить как можно больше хороших дел.

Каждой строчкой Горький доносит до нас, что человеку свойственно различные поступки как самые низкие, мерзкие так и безумно героические. Молодость открывает перед человеком не ограниченные возможности проявить себя. Но неспроста название рассказа «Старуха Изергиль», автор подчеркивает, что молодость очень скоротечна. И необходимо оставить после себя только светлую и добрую память.

Как пройдёт его жизнь, это выбор каждого человека. Ведь жизнь прожить не поле перейти, и об этом нужно задумываться смолоду.

Несколько интересных сочинений

  • Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

    В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» одной из важнейших тем, затрагиваемых автором, являются проблемы социальные и проблемы философские

  • Иван Берестов и Григорий Муромский (Барышня-крестьянка Пушкина) сочинение

    Одними из второстепенных персонажей произведения являются яркие представители русских помещиков, представленных писателем в образах Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского.

  • Анализ глав повести Путешествия из Петербурга в Москву Радищева

    Начинается произведение сообщением Радищева к приятелю А.М. Кутузову. Автор показывает почему он, решил написать эту повесть. Глава «Выезд» повествует, как он, сидя за столом с приятелями, начинает поездку в кибитке

  • Сочинение Что значит быть талантливым читателем 8, 10, 11 класс

    Моё мнение таково: быть талантливым читателем, то же самое, что и быть талантливым писателем. Эти два таланта в чём-то даже схожи. Писатель, описывая удивительные миры, заставляет представить всё это читателя.

  • Образ и характеристика Максима Максимыча в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Образ Максима Максимыча подробно рассматривается М. Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» для того, чтобы через характер, миропонимание этого опытного человека раскрыть более подробно образ Григория Печорина.

Это произведение Максим Горький написал после возвращения из путешествия по Бессарабии в 1891 году. Литературоведы относят его к ранним произведениям. Однако уже здесь просматривается стиль автора и романтический мотив в его творчестве. Сам же Горький считал лучшим из написанного им именно рассказ «Старуха Изергиль». Анализ этого произведения поможет нам лучше понять ход авторских мыслей.

Композиция

Рассказ состоит из трех новелл, которые по сюжету друг с другом никак не связаны. Зато они объединены общей идеей. С помощью трех разных историй, Максим Горький пытается показать читателю настоящую ценность жизни человека. И в этом ему, конечно помогают, основные персонажи - Данко, Ларра и старуха Изергиль. Анализ этих трех образов поможет нам понять, какой в сознании писателя предстает человеческая свобода.

Необузданная свобода

Первая новелла рассказа - «Старуха Изергиль» - анализ которой мы проведем, повествует нам о Ларре. Горький описывает его как эгоиста и индивидуалиста, показывает его читателю в худшем свете. У окружающих Ларра вызывает лишь отрицательные эмоции - одни его боятся, другие ненавидят. На самом деле это сын орла и женщины. Внешне он похож на человека, но вот поступки обличают в нем настоящее животное - ведь ради цели он готов на все, он не ценит ни прошлого, ни будущего.

Этот образ - свидетельство того, как может повлиять на человека вседозволенность и полная свобода. Здесь нет места любви, справедливости и доброте. Слишком свободный Ларра ценит лишь свое «Я», не задумываясь о других людях.

Милосердие и доброта

Анализ произведения «Старуха Изергиль» будет неполным, если не упомянуть о таком персонаже, как Данко. Он полностью противопоставляется Ларре. Данко в своей жизни выбирает такие качества, как альтруизм и милосердие. Другие люди для него важнее собственного достоинства. Он готов жертвовать собой, и для него это единственный правильный

С помощью этого образа Горький показывает, что человек может разбудить в себе мощную силу, способную любить, не задумываясь о последствиях.

Старуха Изергиль, анализ персонажа

Третий персонаж, который вводит писатель - это и есть старуха Изергиль. Анализ этого образа наиболее неоднозначен. В отличие от двух предыдущих героев, она уже в пределах легенды. Она - порождение нашей реальности.

Старуха Изергиль рассказывает историю своей любви. Однако читатель вряд ли верит, что все описанные ею чувства она испытывала искренне. Впрочем, старая женщина поступала так, как велело ее сердце. Новелла о ней все-таки больше напоминает первый отрывок, главным персонажем которого является Ларра. Наверное, Горький оставляет выбор за читателем, каким же образом все-таки воспринимать поведение героини. Ведь человеческие поступки в настоящей жизни тоже не всегда однозначны.

Идеальное дополнение двух персонажей, Ларра и Данко, как считает Горький, старуха Изергиль. Анализ этого персонажа приводит нас к тому, чтобы определить основную тему произведения. А ею является смысл человеческой жизни.

В 90-е годы XIX столетия происходит резкое ускорение капиталистического развития страны. Миллионы людей, прежде всего крестьян, оказываются обезземеленными, обездоленными, оторванными от родных мест. Этот процесс был мучительным, но он вел к изменению образа жизни населения.

Эту ломку привычных устоев и вызванную ими интенсивность духовной жизни человека Горький почувствовал острее, чем его современники. Свое представление о новом мироощущении, рождающемся в народной среде, он и воплотил в своих романтических произведениях. Таков рассказ «Старуха Изергиль», анализ которого мы проведем.

В этом произведении романтические легенды органично сплавлены с современной Горькому народной жизнью. Жизнь, богатая событиями, страстями, мятежным несогласием с предначертанным, с принципами умеренности и аккуратности отличает главную героиню рассказа.

Жизнь ее полна героики, неукротимого стремления к свободе. На ее глазах сражались и умирали за свою свободу солдаты революционной Польши, она знала и любила «одного достойного пана с изрубленным лицом» — поляка, который «воевал за греков», она осуждала русских, ходивших бить мадьяр». Изергиль, возможно, была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая I. Наконец, старуха рассказывает, как сама помогала бежать из плена восставшим полякам.

Подстать истории ее жизни и те легенды, которые она рассказывает проходящему. В отличие от «были» Макара Чудры, где в романтическом освещении давались, хотя и необычные, но все же реальные факты действительности, повествования Изергиль о Ларре и Данко выделяются как поистине сказочные.

Гиперболизация факта в «были» Макара Чудры не переходила границ возможного. На это, в частности, указывает то, что рассказчик мог показать себя свидетелем драмы, разыгравшейся между Лойко и Раддой. Иное дело — легенды старухи Изергиль. Преувеличение здесь явно выходит за пределы реальности, и говорить в данном случае следует уже не о романтическом освещении действительности, а о сказочности, которая выражается прежде всего в повествовании о событиях фантастического характера.

В первой из легенд, которые рассказывает Изергиль, повествуется о трагической судьбе сына женщины и орла — Ларры.

Образ Ларры («Старуха Изергиль»)

Этот юноша, незнакомый с законами того племени, откуда была родом его мать, и привыкший считать себя лучшим, вступает в конфликт с племенем, которое потребовало от него уважать свои законы и обычаи. Но Ларра сам хочет повелевать, везде и во всем признавая только свое желание, свою волю, свое право сильного. И потому он отказывается подчиниться этому требованию, и в результате трагического столкновения с людьми был осужден ими на вечное одиночество. Справедливость такого суда, по словам Изергиль, подтвердили сами небеса. Вот до чего может довести человека гордость и вот как могут покарать гордеца Бог и люди! — хочет сказать она.

Как проходящий, так и сам автор, конечно, не могли принять ни эгоизма, ни индивидуализма Ларры. В критике справедливо отмечалось, что образом Ларры Горький полемизировал с философией Ницше и Шопенгауэра, проповедовавших презрение сверхчеловека к толпе, народу, право «сильной личности» на преступление, насилие, неподсудность и т. п. Однако, если попытаться глубже вникнуть в суть изображения трагического конфликта Ларры с людьми племени, то вопрос о полемике предстанет во всей своей сложности. Писатель оспаривал не только реакционные идеи Ницше и Шопенгауэра, но и многие косные народные понятия о жизни, о герое, которым следует старуха Изергиль.

Осуждая Ларру, Изергиль заключает, что он был поражен за гордость. Естественно, что писатель не склонен был безоговорочно соглашаться с осуждением человека за гордость. Ведь гордость в характере персонажа могла сочетаться с его вольнолюбием, уважением прав на свободу других. Полемизируя с Изергиль, писатель (и вместе с ним проходящий) как бы хотел сказать: Ларра был поражен не за гордость вообще, а за гордость индивидуалиста и эгоиста.

Старуха Изергиль не поняла сущности характера Ларры, осудив его за гордость (за гордость вообще!). А если учесть при этом, что гордость была присуща и ей самой, то станут вполне понятными слова автора, сказанные им о старухе: «И стало, почему-то, страшно жалко ее. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Ведь по-своему поняв причины трагедии Ларры и осудив его за стремление быть независимым, гордым, она осудила и самое себя. Естественно спросить: почему же так получилось? Ответ на это дает следующая за легендой история жизни Изергиль, которую старуха рассказывает проходящему.

Образ старухи Изергиль

В критике уже достаточно подробно говорилось о свободолюбии горьковской героини, ее способности «пожертвовать собой». Но в том еще не вся правда, как это ни странно, при всей любви к независимости, свободе, при всем осуждении проходящего за отрыв от людей, сама-то Изергиль по духу своему эгоистична и внутренне была мало связана с теми людьми, среди которых жила.

Ее все время влечет к сильным, героическим натурам, ее симпатии всецело на стороне этих борцов за свободу. Но, будучи сама гордой, красивой и сильной, она и других людей ценит, прежде всего, за эти качества. Те же политические идеалы, за которые боролись любимые ею люди, гораздо менее интересовали ее. Этим, думается, можно объяснить то, что Изергиль могла полюбить не только «достойного пана», сражавшегося с «турецкой тиранией» за свободу греков, но и деспотичного богача-турка.

Идеалом жизни горьковской героини была свободная любовь, которую она ставит превыше всего. И с тем, кто пытался в этом ущемить ее права, Изергиль обходилась решительно и сурово. Так было с «маленьким полячком», сказавшим ей «гордое, обидное слово», за что рассерженная женщина сбросила того с моста в реку, так было с паном Аркадэком, которому она «дала... пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся», — за то, что он хотел любить Изергиль в благодарность за избавление из плена.

Однако и сама Изергиль в своей любви оказалась эгоистичной. Поцелуи ее нередко приносили людям страданье, вели их к гибели. Но на это Изергиль смотрит как на что-то обычное, мало интересное ей, то и дело позабывая досказать проходящему печальную историю судьбы своего бывшего возлюбленного. И понятно, ибо в любви она «для себя лишь хочет воли».

В отличие от легенд история жизни Изергиль вполне реальна, но дается она в романтическом освещении. Подобно Макару Чудре старуха не скупится на похвалы себе и своему времени. Она, как и Чудра (только в большей степени), гиперболизует факт. Этому служат и возвышенно-риторический стиль повествования Изергиль со множеством афоризмов и лирико-философских отступлений, например, рассуждение о жизни и подвигах, и красочное описание ее возлюбленного, и умолчание — до поры до времени — о том отрицательном, что было в них.

Во всем рассказе, и особенно там, где говорит непосредственно сама Изергиль, — а говорит в основном она одна, — преобладает приподнято-«философический» стиль повествования.

Изергиль хочет показать себя как пример для подражания, но характер ее весьма противоречив. В этом смысле очень показателен конец ее рассказа о своей жизни: «И вот уже около трех десятков лет живу здесь... Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу... Нет, не одна, а вон с теми».

Эта оговорка отнюдь не случайна. Она лишний раз говорит о глубокой противоречивости характера героини, ее индивидуализме и эгоизме.

Тем не менее, проходящий, желая в том окончательно убедиться, просит старуху рассказать уже известную ему легенду о горящем сердце Данко. «Я слышал, — говорит проходящий, — кое-что раньше о происхождении этих искр (от горящего сердца Данко), но мне хотелось послушать, как расскажет о том старая Изергиль».

Образ Данко («Старуха Изергиль»)

Данко изображается старухой человеком сильным, смелым, но стоящим как бы вне коллектива, толпы. На своих соплеменников он смотрит свысока. Все это, — если и далее последовать за рассказчицей, — в какой-то степени позволяет сближать Данко с персонажем другой легенды — Ларрой. Что же касается различия в их судьбах, то оно опять-таки могло быть объяснено тем, что в сказании о Ларре коллектив изображался как «могучее племя людей», в легенде же о Данко коллектив племени оказывался каким-то слабым, беспомощным в постигшей его беде: все «хотели идти к врагу и принести ему в дар свою волю, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...». Но тут, говорит Изергиль, «явился Данко и спас всех один». Это «явился» — очень характерно для ее понимания героя. Данко точно явился откуда-то, хотя дальше Изергиль поясняет: «Данко — один из тех людей...» И затем — не люди, которые, усомнившись в способности героического соплеменника вывести их из мрака лесов и болот, как звери, набросились на него, не люди, а именно он — Данко «спас всех один».

Вся легенда о Данко в изложении Изергиль выдержана в одном тоне. Ради спасения людей герой жертвует собой и умирает, «не прося у них ничего в награду себе».

Но было бы, конечно, неверным, исходя из той оценки, которую дает Изергиль, считать Данко индивидуалистом или противоречивой по своему характеру личностью. Содержание легенды дает основание говорить о Данко, как о цельной героической личности, верной интересам своего народа, живущей с народом одними помыслами. Обращает на себя внимание тот факт, что племя без колебаний выбрало Данко вожаком похода, от которого зависела судьба всех. И не своей красотой, как считает старуха Изергиль, а своей смелостью и решительностью Данко заставил людей поверить в него и в самих себя. «Во мне есть мужество вести, вот почему я повел вас!» — говорит он людям племени. Сквозь суровый и осуждающий тон повествования старухи Изергиль невольно прорывается живое народное сказание о человеке, отдавшем жизнь за народ, и о народе, вместе с ним идущим к царству света и свободы.

Функции романтических легенд

Образы романтических легенд значительны и сами по себе. Но Горькому они нужны, прежде всего, чтобы охарактеризовать мироощущение реального человека. То восхищение, с которым Изергиль повествует о подвигах, о самоотверженности, о вольнолюбии, о бескорыстии и активности, и то негодование, которым проникнуто ее отношение к бесславному прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствует о ее собственном стремлении к свободе, показывает, что в душе человека живет жажда нового, прекрасного, что человек этот не ощущает себя пассивной жертвой обстоятельств.

Романтические мироощущение героев проявляется не только в том, что они рассказывают, но и в том, как они рассказывают. С позиций идеала они рассматривают мир как соотношение только двух категорий: возвышенного и низменного. При этом они не склонны к объективному восприятию и изложению фактов. Доходя до преувеличения, до крайности, они защищают то, что им представляется прекрасным, и так же, доходя до крайности, до преувеличения, отрицают то, что представляется безобразным. Поэтому образы легенд отмечены печатью поэтической условности, необычности и односторонности: каждая воплощает одно какое-то начало в его исключительном выражении. Так, Ларра — символ эгоизма, возведенного в такую крайнюю степень, что герой способен убить девушку, которая пренебрегла его желанием. Ему противопоставляется Данко, герой, являющийся воплощением любви к людям, любви столь самоотверженной, что она заставляет его пожертвовать своей жизнью. На этом завершим анализ рассказа «Старуха Изергиль».