Значение слова Оратория по словарю Ушакова:

ОРАТОРИЯ
оратории, ж. (латин. oratorium от oro — говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. 2. В католическом храме — часть, предназначенная для молящихся (архит.) .

Значение слова Оратория по словарю Даля:

Оратория
ж. лат. наука красноречия, витийство. | музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор м. -ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник. говорила, говорщик, если ои говорит в суде, на сходках, в выборных и пр. У него все приемы самые ораторские.

Значение слова Оратория по словарю Брокгауза и Ефрона:

Оратория (oratorium, лат., oratorio итал.) - духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанимент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись "Laudes spirituales", происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими сюжетами. но главное назначение О. - не сцена, а эстрада . Старейшей О. считается "Rappresentazione di anima е di corpo", Эмилио дель Кавалиере (1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе (см.). не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось название светской О., напр. музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай и Пери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о ней стали неопределенными. См. B ö. hme. "Geschichte des О." (1887). Kretzschmar, "F ü.hrer durch den Konzertsaal" (1890). Н. С.

Определение слова «Оратория» по БСЭ:

Оратория (итал. oratorio, от позднелат. oratorium — молельня, лат. oro — говорю, молю)
крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения . О. близка к кантате, от которой отличается большими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16-17 вв.. на формирование О. оказали влияние жанры оперы и Мадригала. О. с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических Мотетов, О. с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен.
Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.. к началу 18 в. она была почти вытеснена О. с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. с текстом на итальянском языке — Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла . В 18 в. в итальянской О. всё большее значение приобретают сольные разделы — Речитативы и Арии да капо. О. сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. писали многие итальянские оперные композиторы — А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. — т. н.
«Страсти».
Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем. в них соединились немецкие, английские и

ОРАТОРИЯ (от латинского oratio - ораторское изложение, красноречие) - в XVII-XVIII вв. многочастная композиция для хора, солистов и оркестра, созданная на основе библейского сюжета. Зарождение этого жанра связано с драматизированными культовыми песнопениями. Еще в конце XVI в. в молитвенных залах итальянских монастырей (так называемых «ораториях») в свободное от богослужения время проводились религиозно-нравоучительные беседы, нередко сопровождавшиеся пением старинных гимнов и лауд. С введением диалога эти «ораториальные беседы» приобрели драматически повествовательную форму, рассчитанную на более или менее широкую демократическую аудиторию. Своеобразной религиозной драмой с развитым сценическим действием была первая известная нам оратория «Представление души и тела» Эмилио Кавальери (1550-1602), одного из основателей итальянской музыкальной драмы. Исполнение ее состоялось в Риме в 1600 г. В первые 10-летия XVII в. элемент сценической игры в ораториях постепенно исчезает и все большую роль начинает приобретать речитативная партия повествователя-рассказчика (именно она и вбирает в себя основные перипетии сюжета). Впитав многие элементы оперы, оратория вскоре становится монументальным концертным произведением, где чередуются развитые хоровые эпизоды, чисто инструментальные фрагменты (типа оперных «синфоний») и законченные вокальные номера (арии, ансамбли, речитативы). Значительная роль в развитии жанра оратории середины XVII в. принадлежит итальянскому композитору Джакомо Кариссими (1605- 1674). До нас дошло 12 его ораторий («Иевфай», «Суд Соломона» и др.), написанных на латинский текст. Параллельно развивалась оратория с итальянским текстом, причем содержанием ее служили нередко исторические эпизоды, а также вольно трактованные духовные темы. Во 2-й половине XVII в. к жанру оратории постоянно обращались Бенедетто Феррари (1597-1681) и Алессандро Страделла , а на рубеже XVIII в. - Алессандро Скарлатти .

Новую эпоху в развитии жанра открыли монументальные оратории Г. Ф. Генделя , созданные в 30-40-х гг. XVIII в. Основой их послужили главным образом исторические и библейские сюжеты. Главное действующее лицо в них - народ; отсюда вытекает главенствующая роль хора, которая является одной из наиболее новаторских черт генделевских ораторий (лучшие из них «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»). В творчестве Генделя выкристаллизировался классический тип оратории как героико-драматического музыкального произведения, где центральное место принадлежит народным хоровым сценам, захватывающим глубиной мыслей и чувств, мощью, величием образов.

По структуре к жанру оратории близки месса, реквием, Страсти (Passionen), а также некоторые вокально-хоровые композиции на религиозный сюжет (Stabat Mater, Те Deum и др.). Выдающиеся образцы произведений такого типа (мессы, passionen) создал И. С. Бах .

В XIX в. все эти жанры, так же как и собственно оратория, все более отходят от узко религиозной тематики.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова оратория

оратория в словаре кроссвордиста

оратория

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

оратория

ж. лат. наука красноречия, витийство;

музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор м. -ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде, на сходках, в выборных и пр. У него все приемы самые ораторские.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

оратория

оратории, ж. (латин. oratorium от oro - говорю, молю).

    Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха.

    В католическом храме - часть, предназначенная для молящихся (архит.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

оратория

И, ж. Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра.

прил. ораторный, -ая, -ое и орато-риальный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

оратория

    ж. Музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

    ж. Часть, предназначенная для молящихся (в католическом храме).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

оратория

ОРАТОРИЯ (итл. oratorio, от лат. oro - говорю, молю) музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).

Оратория

(итал. oratorio, от позднелат. oratorium ≈ молельня, лат. oro ≈ говорю, молю), крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. О. близка к кантате, от которой отличается большими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16≈17 вв.; на формирование О. оказали влияние жанры оперы и мадригала. О. с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических мотетов, О. с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.; к началу 18 в. она была почти вытеснена О. с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. с текстом на итальянском языке ≈ Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. в итальянской О. всё большее значение приобретают сольные разделы ≈ речитативы и арии да капо; О. сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. писали многие итальянские оперные композиторы ≈ А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. ≈ т. н. «страсти» .

Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30≈40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем; в них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические О. на библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ («Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»); Генделю принадлежат и О. на тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха ≈ т. н. «Рождественская оратория». Важный этап в развитии О. связан с творчеством И. Гайдна; его О., написанные в конце 18 в. («Сотворение мира» и «Времена года»), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. О. создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман («Рай и пери»), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. ≈ А. Онеггер («Жанна д"Арк на костре»), Э. Г. Мейер («Мансфельдская оратория»).

1-я русская О. относится к 1811 («Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва» Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. О. стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских О. ≈ «Емельян Пугачёв» Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Девушка и смерть» Галынина.

Лит.: Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Blanchi L., I grandi dell" oratoria, Mil., 1964.

Википедия

Оратория

"""Орато́рия """ - крупное музыкальное произведение для хора , солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Примеры употребления слова оратория в литературе.

Гайд-Парке, в кофейнях и в придворной Сент-Джеймской церкви, в дешевых меблированных комнатах и домах знати, в театре во время исполнения оратории Генделя и на аллеях популярных увеселительных садов Воксхолла, в камере Ньюгейта и арестных домах, в лавке ростовщика и на маскараде в Хеймаркете - это далеко не весь Лондон, а лишь очень небольшая его часть, соседствующая с королевским дворцом, то пространство, на которое распространяется юрисдикция двора или, как тогда говорили, в пределах вольностей королевской конторы, ибо, напомним, именно там Бут может передвигаться, не рискуя быть схваченным и арестованным за долги.

Кроме этого Галуппи создал множество произведений для церкви: месс, реквиемов, ораторий и кантат.

Ходили не только на гастролеров, иностранных звезд - огромным спросом пользовались абонементные концерты, с выдержанными программами: скажем, фортепьянные концерты Бетховена в исполнении Гилельса, или симфонии Брамса под управлением Зандерлинга, или оратории Гайдна, Генделя.

Как реакция против устаревшего хорального искусства, покоившегося на диатонике, начинается большое брожение, из которого в свою очередь возникнут опера и оратория .

Помимо опер, перу Доницетти принадлежат оратории , кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.

Прекрасные образцы кантилены есть в операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича, в произведениях итальянских композиторов.

Якопо Пери по либретто Ринуччини было положено начало опере, смеси оратории и маскарада, а вместе с ней и культивированию хороших голосов.

С этого времени в творчестве Тактакишвили намечается поворот к крупным жанрам - операм и ораториям , а в области инструментальной музыки - к концертам.

Родная природа и народное искусство, образы грузинской истории и литературы - это темы и крупных вокально-симфонических произведений Тактакишвили - ораторий и кантат.

Литературной основой этой оратории , написанной для смешанного хора, хора мальчиков, тенора, меццо-сопрано, чтеца и симфонического оркестра, послужили произведения Гееиода, Лукреция, Джордано Бруно, М.

Здесь сочетаются признаки оратории , оперы, балета, симфонии, вокального цикла, драматического спектакля.

Прогрессивная интеграция может быть отмечена в том значительном различии, которое существует между маленькими комбинациями тонов, составляющих фразу, выражающую горе, гнев или триумф, и обширными комбинациями тонов, последовательными и одновременными, составляющими ораторию .

Дехтярев своею ораториею доказал, что он может поставить имя свое наряду с первейшими композиторами в Европе.

Либо оратория - с многозначительными паузами, внезапными нарастаниями темпа, богатой звуковой нюансировкой и душераздирающими голосовыми фиоритурами.

Да и сама опера Генделя является по отношению к его оратории фундаментом, источником драматургических идей, музыкальных образов, стиля.

Крупномасштабное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора, оркестра (и органа), сюжет которого, чаще всего, основан на библейских темах.

Структура стандартной оратории:
- инструментальная увертюра, устанавливающая основные темы произведения;
- арии солистов;
- речитатив (как правило, используется для объяснения сюжета);
- хоровые арии, часто монументальные во славу Божию (типичные инструменты, которые сопровождают эти арии литавры и трубы).

Оратория, также как опера и кантата, появились одновременно в начале 17 века и являются относительно схожими жанрами, созданными для солистов, хора и оркестра.

Если сравнивать ораторию с , то основным отличием является отсутствие какого-либо видимого сценического действия, а соответственно декораций и костюмов в оратории. Второе отличие - большинство ораторий основаны на священных текстах, в то время как у оперы безгранично широкий спектр сюжетов. Третье отличие - в ораториях доминируют материалы для хора, а опера в большей степени позволяет каждому актёру продемонстрировать свою драматическую игру и вокальный талант. Четвертое - в оратории много речитатива, как правило на одной ноте и в очень быстром темпе. По продолжительности опера значительно длиннее оратории, которая обычно длится не более одного часа (редко до 2-х часов).
В свою очередь, в отличие от кантаты, в оратории больше драматизма и сольных номеров, а также оратории продолжительнее кантаты и кантата может быть частью оратории, так "Рождественская оратория" И.С.Баха является набором шести самостоятельных кантат, образующих полное художественное целое, как любая классическая оратория.

История оратории.

Традиционно считается, что оратория возникла в конгрегации ораторианцев, основанной Св. Филиппом Нери в Риме в конце 16-го века. Термин "оратория" произошел от латинского "oratorium ", означающего "помещение для моления", где проходили встречи членов конгрегации. Первой ораторией можно считать духовное музыкальное представление , поставленное в 1600 году в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме, оно состояло из коротких сольных фраз, более разнообразных, чем речитатив, но ещё недостаточно мелодично развитых, с инструментальным сопровождением и хоровыми частями. Хотя слово "оратория" ещё около полувека не применялось к этому музыкальному жанру, существует неразрывная традиция между музыкальными упражнениями Филиппа Нери и периодом, когда новое искусство обрело устоявшуюся форму.
В это же время, в светском музыкальном искусстве композиторы обращают своё внимание на возрождение древнегреческой монодии и совершенствуют композиции для голосов и инструментов, которые в конечном итоге .
На протяжении первой половины 17-го века активное участие в создании и распространении этой новой формы церковных музыкально-драматических спектаклей принимали иезуиты, которые, особенно в Германии, использовали эти музыкальные спектакли во всех своих школах и колледжах. Основными сюжетами были страсти мученика, жизнь святого или раскаяние грешника.

Среди тех, кто культивировал или помогал в разработке оратории в Италии, были Бенедетто Феррари (1597-1681), "Самсон "; Агостино Агаццари (1578-1640), пасторальная драма "Эумелио "; Лорето Витори (1588-1670) "La pellegrina costante ", "Sant" Ignazio Loyola ". Джакомо Кариссими (1604-1674), внесший заметный прогресс в ораторию, был первым мастером, обратившимся к текстам из Священного Писания. Его работы, многие из которых сохранились, показывают практически такую же конструкцию, как принята в настоящее время: речитативы, арии, дуэты и терцеты, чередующиеся с одним или двумя хорами и инструментальные номера. Сочинения Кариссими отличаются обилием красок, чистотой, легкостью и обаянием, среди них выделяются "Иеффай " и "Иона ". После него, следующим итальянским мастером оратории был его ученик Алессандро Скарлатти (1659-1725), среди ораторий которого главными были "Боль Девы Марии " (Il Dolore di Maria Vergine) и "Жертвоприношение Авраама " (Il Sacrificio d"Abramo).

Примерно в это время лидерство в развитие оратории перешло к Германии, где ранее подготовил почву своими композициями "Страсти " (Passion music) и другими работами в традициях итальянской оратории. Другими композиторами, получившими образование в Италии, но работавшими и перенёсшими ораторию в Германию, были Игнац Якоб Хольцбауэр (1711-83) "Bethulia liberata ", Иоганн Адольф Хассе (1699-1783) "La Conversione di S. Agostino ", Антонио Кальдара (1670-1736), Никколо Йомелли (1714-1774).
С именем Иоганна Маттезона (1681-1764) оратория стала идентифицироваться с протестантской верой в Германии, он написал 24 оратории, на тексты из Писания. Библейские события связывались и контрастировали с современными событиями. Важными фигурами в культивировании оратории в протестантской Германии были Джордж Филипп Телеман (1681-1767), Константин Беллерманн (1696-1758) и Дитрих Букстехуде (1637-1707).
Во Франции большой популярностью пользовались работы талантливого композитора Марка-Антуана Шарпантье (1634-1704), ученика Кариссими, который помимо множества других произведений, написал восемнадцать ораторий в стиле своего учителя. Его "Reniement de St. Pierre " недавно был возрожден с большим успехом в Париже.

В (1685-1759) оратория достигла наивысшей позиции в английском музыкальном искусстве, как никогда прежде и никогда в будущем, своей одарённостью он объединил итальянские и германские традиции и сделал ораторию очень популярной в Англии, в которой он провёл наиболее продуктивный период жизни. Так же Гендель, как и немного позже Гайдн, является создателем светской лирико-созерцательной оратории.
Серия его работ "Мессия ", "Израиль в Египте ", "Саул ", "Иевфай ", "Валтасар ", "Самсон " и др. остается непревзойдённой за их величие и блеск. После него английские композиторы ещё 150 лет пытались с переменным успехом сочинять оратории, но не смогли превзойти его.
(Злые языки утверждают, что свою популярность оратории обрели лишь потому, что во время поста все театры были закрыты и только Церковь имела монополию на развлечения. И Гендель, у которого последние оперы были неудачные, решил, что сочинение ораторий гораздо легче, чем опер и их гарантированно будут ставить, особенно во время поста.)

Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) обновил традиции немецкой оратории и в своём громадном творческом наследии оставил работы: "Рождественская оратория ", "Пасхальная оратория ", а также близкий к оратории, особый жанр музыкального повествования - "Страсти по Иоанну ", "Страсти по Матфею ".
создал две величайших оратории: "Сотворение мира " и "Времена года ". Используя светские тексты и рассматривая бытие простого человека, они дышат радостью и демонстрируют неисчерпаемые богатства лирики и высокой музыки.
Два гения классической музыки представили по одной оратории - Вольфганг Амадей Моцарт "Кающийся Давид " и Людвиг ван , оба произведения на самом высоком художественном уровне.

С середины 19-го века начинается возвращение к ранним чертам оратории, позволяющим аудитории участвовать в исполнении хоралов и гимнов, тексты которых состоят из размышлений и медитации. Начинается эпоха католической оратории, новый толчок которой дали Феликс Мендельсон (1809-47) в работах "Илия " и "Св. Павел " и Ференц Лист (1811-86) с его произведениями "Христос " и "Легенда о Святой Елизавете ".
Франция, где со времён Шарпантье практически забыли ораторию и, вероятно по французскому темпераменту и вкусу, предпочитали только оперу, снова представила несколько замечательных работ. Шарль-Франсуа Гуно (1818-1893) с его "Искуплением " и "Смертью и жизнью " дал новый импульс развития оратории. "Самсон и Далила " может быть исполнена либо в виде оперы или как оратория, но бесспорно как опера она приобрела большую известность. Жюль Массне (1842-1912) попробовал силы в этой форме своими "Ева " и "Мария Магдалина ", но его стиль слишком чувственный и мелодраматический не подошел к тексту. "Крестовый поход детей " Габриэля Пьерне (1863-1937) пользуется большой популярностью в Европе и Америке. Оратории Сезара Огюста Франка (1822-1890) "Руфь ", "Ребекка ", "Искупление " и прежде всего "Заповеди Блаженства " входят в число величайших работ в этом роде.

В 20-м веке развитие оратории характеризуется её сближением с оперой и кантатой. Темы традиционно берутся из библейских сюжетов, но по-новому просходит их трактовка, отвечая на животрепещущие вопросы современности.
Тенденция сближения с кантатой наиболее заметно проявляется у одного из наиболее значимых композиторов оратории 20-го века Артюра Онеггера (1892-1955) в "Пляске мертвецов " и "Рождественской кантате ". Появляется новый жанр - оратория-опера, которая может исполняться как в концертном зале, так и в театре, к этому направлению относятся "Царь Давид " Онеггера, "Царь Эдип " Игоря Фёдоровича Стравинского (1927-1971), "Христофор Колумб " Дариюса Мийо (1892-1974).

Рождественская оратория. Финал. БСО им. Чайковского, Хор Государственной Третьяковской Галереи, Хор Муз. Колледжа при Моск. Консерватрии, Моск. Хоровая Капелла Мальчиков. Дирижер Алексей Пузаков

Оратория

итал. oratorio, от позднелат. Oratorium — молельня, от лат. оrо — говорю, молю
Крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, написанное, как правило, на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Оратория занимает промежуточное положение между оперой и кантатой, почти одновременно с которыми, на рубеже 16-17 вв., она зародилась. Подобно опере, Оратория включает сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры; как и в опере, действие в Оратории развивается на основе драматического сюжета. Специфическая черта Оратории - преобладание повествования над драматическим действием, т. е. не столько показ событий, как в опере, сколько рассказ о них. Имея много общих черт с кантатой, Оратория отличается от последней более крупным размером, большим масштабом развития и более отчётливо намеченным сюжетом. Для Оратории характерны также драматизм и раскрытие темы в героико-эпическом плане.

Первоначально Оратории писались главным образом на библейские и евангельские тексты и нередко предназначались для исполнения непосредственно в храме в дни соответствующих церковных праздников. Создавались специальные "рождественские", "пасхальные" и "страстные" Оратории, так называемые "страсти" (Passionen). В процессе исторического развития Оратория приобретала всё более светский характер и полностью перешла на концертную эстраду.

Непосредственными предшественниками Оратории считаются средне-вековые литургические представления, целью которых было разъяснять прихожанам малопонятный для них латинский текст богослужений. Литургические представления сопровождались пением и всецело подчинялись церковному ритуалу. К концу 15 в. в связи с общим упадком католической церкви литургические драмы начинают вырождаться. Новый подъём в духовной музыке связан с эпохой Реформации; католическое духовенство было вынуждено искать другие средства для утверждения своего пошатнувшегося влияния. Около 1551 церковный деятель Ф. Нери основал при римском монастыре Сан-Джироламо "молитвенные собрания" (Соngregazione dell"Oratorio) с целью пропаганды католического вероучения вне храма. Посетители собирались в особых помещениях при церкви, так называемых ораториях, т. е. молитвенных залах для чтения и толкования Библии, Священного писания и т. д. На "собраниях" разыгрывались духовные сцены, которые делились проповедью на два отделения. Повествование в виде псалмодии вёл рассказчик (евангелист), а во время "священного действия" (azione sacra) хор исполнял лауды - духовные песнопения типа мадригалов, которые первоначально писал Дж. Анимучча, впоследствии Палестрина. Позднее на таких собраниях стали исполняться особые аллегорические драмы, мистерии нравоучительного содержания, в которых олицетворялись отвлечённые понятия (наслаждение, мир, время и т. д.). Подобные представления получили название rappresentazione, а также storia, misterio, dramma di musiche и т. д. Постепенно название места, где происходили эти представления, перешло на сами представления, и Оратории стали противопоставляться мессе. Термин "Оратория" как обозначение крупной музыкально-драматической формы впервые встречается в музыкальной литературе в 1640.

Первая Оратория "Представление о душе и теле" ("Rappresentazione di anima et di corpo") Э. дель Кавальери, появившаяся в 1600, по существу была морально-аллегорической драмой, ещё тесно связанной со сценическим эффектами (костюмы, декорации, актёрская игра, танцы). Главными героями её были аллегории: il mondo - свет, la vita humana - человеческая жизнь, il corpo - тело, il piacere - удовольствие, intelletto - разум.

Музыка состояла из хоровых мадригалов и речитативов в стиле rappresentativo - "изобразительном", разработанном кружком (camerata) композиторов и поэтов во главе с Дж. Барди при дворе Медичи во Флоренции. Мелодия опиралась на basso continuo, оркестр состоял из небольшого количества инструментов (чембало, 3 флейты, 4 цинка, басовая виола и др.).

В 17 в. в Италии параллельно развиваются два типа Оратории - "вульгарная" (oratorio volgare), или (позднее) итальянская, основанная на свободно выбранном итальянском поэтическом тексте, и латинская (oratorio latino), основанная на библейском латинском тексте. "Вульгарная", или "простонародная", Оратория более общедоступна, ведёт своё начало от драматизированных лауд. Уже к 16 в. сложились повествовательные, лирические, диалогизированные лауды. Важной вехой на пути драматизации лауд, связанной с формой их изложения, явилось собрание диалогов Дж. Ф. Анерио "Гармонический духовный театр" (1619). Собственно повествование Анерио отделяет от диалога и поручает хору вести его от лица Рассказчика (testo) или Музы. В самом диалоге голоса распределяются по количеству персонажей, каждый из которых имеет сольную партию в сопровождении органа. Созданная Анерио форма диалога постепенно развивалась и обогащалась в отношении сюжетной основы; к середине 17 в. она превратилась в "историю", где партия Рассказчика приобретает речитативный характер. Такова Оратория "Иоанн Креститель" А. Страделлы.

Alessandro Stradella - San Giovanni Battista

В латинской Оратории соединяются черты литургической драмы с многоголосием мотетов и мадригалов. Наивысшего расцвета она достигает в творчестве Дж. Кариссими, первого классика ораториальной музыки. Кариссими создал 15 ораторий на библейские сюжеты, из которых наиболее известны "Иевфай", "Суд Соломона", "Валтасар", "Иона". Полностью отказавшись от сценического действия, Кариссими заменяет его введением партии Историка, которая исполняется различными солистами порознь или вместе, в форме канонического дуэта. Большое значение Кариссими придаёт хорам, которые активно участвуют в действии и заканчивают Ораторию апофеозом.

Giacomo Carissimi - Baltazar oratorio

В дальнейшем ученик Кариссими А. Скарлатти, глава неаполитанской оперной школы, применив форму арии da capo и речитатив secco, сблизил Ораторию с оперой. К началу 18 в. итальянская Оратория приходит в упадок и почти полностью вытесняется оперой, однако многие композиторы продолжают писать сочинения этого жанра (А. Лотти, А. Кальдара, Л. Лео, Н. Йоммелли). Хотя родиной Оратории была Италия, подлинного расцвета этот жанр достиг на почве иных национальных культур.

В 18 в., в эпоху Просвещения, зависимость ораториальных форм от церковного ритуала, сохранявшаяся ещё в Ораториях некоторых композиторов, всё более преодолевается и Оратория становится целостной по музыкальной концепции вокально-инструментальной драмой.

Классический тип Оратории создал Г. Ф. Гендель в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Ему принадлежат 32 оратории, из которых наиболее значительны "Саул" (1739), "Израиль в Египте" (1739), "Мессия" (1740), "Самсон" (1741) и "Иуда Маккавей" (1747) на библейские сюжеты. Гендель писал Оратории также на евангельские (пассионы), мифологические ("Геракл", 1745) и светские сюжеты ("Весёлость, задумчивость и умеренность", по поэме Дж. Мильтона, 1740). Оратории Генделя - монументальные героико-эпические произведения, яркие драматические фрески, не связанные с церковным культом и сближающиеся с оперой. Их главное действующее лицо - народ. Это обусловило огромную роль хоров - не только как формы передачи мыслей и чувств народа, но и как активно действующей силы, направляющей музыкально-драматическое развитие. Гендель использует в Ораториях все типы арий, вводит арию с хором; он отказывается от партии Рассказчика, частично передавая его функции хору. Речитатив занимает в генделевских Ораториях незначительное место.

Гендель - "Самсон"

В Германии ораториальная музыка под влиянием некоторых итальянских форм развивается из так называемых "страстей господних", предназначенных для исполнения в храме. К 16 в. сложились два типа "страстей" - хоральные (choral passion), основанные на традициях григорианского пения и псалмодии, и мотетные (motett passion), в которых все партии исполнялись хором. Постепенно черты хоральных и мотетных "страстей" смешиваются, и возникают "страсти" в форме Оратории. Таковы "Духовные истории" Г. Шютца , основоположника Оратории в Германии,- пассионы по 4 Евангелиям и Оратории "Семь слов Христа на кресте", "История воскресения", "Рождественская история".

Генрих Шютц - "Семь слов Христа на кресте"

От чисто драматической концепции пассионов Шютц постепенно приходит к музыкально-психологической концепции "Рождественской истории". В пассионах представлены только псалмодическая речитация и хоры a cappella, в "Рождественской истории" повествование евангелиста прерывается "интермедиями", в которых даётся широкое выражение драматических чувств устами различных персонажей (ангел, волхвы, первосвященники, Ирод). Их партии обладают чертами индивидуализации, сопровождаются различными составами инструментов. В начале 18 в. гамбургские оперные композиторы Р. Кайзер, И. Маттезон, Г. Телеман писали пассионы на свободные поэтические немецкие тексты Б. Г. Броккеса.

Непревзойдённых высот пассионы достигают в творчестве И. С. Баха . Из них сохранились "Страсти по Иоанну" (1722-23) и "Страсти по Матфею" (1728-29). "Страсти по Луке" приписывались Баху ошибочно, что доказано многими исследователями. Поскольку главная сфера баховского искусства - лирико-философская, тему пассионов он трактует как этическую тему самопожертвования. Пассионы Баха - это трагические истории страдающего человека, в которых объединяются различные психологические планы - повествование евангелиста, рассказ о событиях от лица участников драмы, реакция на них народа, лирические отступления автора. Такая многоплановость, полифоничность мышления, как в широком смысле (совмещение различных "планов" повествования), так и в узком (использование полифонических форм), - характерная черта творческого метода композитора. "Рождественская оратория" Баха (1734) по существу является не Ораторией, а циклом из шести духовных кантат.

Бах - Рождественская Оратория