Люди, которые в силу своего возраста имеют немалый жизненный опыт и могут делать выводы о том, как оптимальнее и эффективнее достичь поставленных целей, уже убедились в том, что можно всю жизнь посвятить достижению какой-то цели, но остаться неудовлетворённым после её реализации, а можно планы свои разнообразить, выбирать цели разного, так сказать, калибра и в результате получать удовольствие и от преодоления трудностей на своём пути к цели, и от того, что развиваешься, познаёшь себя в это время, и от того, что цель твоя благородна, и от того, что можешь цели менять, совершенствуясь и строя свою жизнь, и от достижения её.

Люди помладше не всегда умеют сориентироваться, какие цели более значимые, важные, какие — второстепенные.

И тем, и другим будет полезно прочитать небольшой, но достаточно интересный и глубокий рассказик И.Бунина с символическим содержанием — «Господин из Сан-Франциско». В центре внимания читателей оказывается миллионер, который отправился в Италию для отдыха. Мужчине 57, он из Америки.

Имени его автор резонно не упоминает, давая читателям понять, что сущность героя — именно то, что он господин, человек, имеющий типичные для буржуа материальные возможности. Именно материальные. О духовных возможностях он не задумывается. Его жизнь — это суета и накопление. А больше ничего.

Он умирает, не реализовав себя, хоть одну цель и достиг. Его главная цель — богатство. Но стоит ли она того, чтобы тратить на неё здоровье? Автор заставляет задуматься над тем, какие цели нужно ставить в жизни, чтобы не прожить её впустую.

ЕГЭ 2018. Как написать итоговое сочинение — рассуждение Цели и средства по произведению Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско»

У меня есть мечта — сказал как-то сам себе некий господин из далекого города Сан-Франциско, который в те времена еще не заслужил право именоваться господином. Его мечтой стал о путешествие в Европу, колыбель цивилизации.

Для исполнения этой мечты господин начал старательно трудиться собирая нужное состояние. Всякий раз, когда ему казалось, что вот уже долгожданный момент наступил и теперь у него достачно денег, господин откладывал поездку и решал подкопить еще. Наконец уже старым и немощным он все-таки решает отправится в Европу и берет с собой всю семью. Но не судьба.Прямо на пароходе господин умирает, и только его тело достигает берегов вожделенной Европы.

Может быть господин и выбрал себе вполне достойную цель, но вот средства, которые он использовал для этого подорвали его здоровья и лишили его возможности исполнить мечту в полной мере.

Выбирая средства для достижения своей мечты, мы не должны забывать о том, что средства эти не должны для нас превышать по значимости саму мечту.

О чем писать в сочинении Цели и средства по произведению Господин из Сан-Франциско

Интересен рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» своей необычной концовкой, которая вроде бы показывается тщетность всех человеческих честолюбивых устремлений.

Некий господин, всю свою жизнь работал воплощая в жизнь американскую мечту о богатстве и значимости в обществе. Он действительно стал преуспевающим бизнесменом, и вроде бы достиг исполнения своих желаний, достиг своей цели. И вот он собирается исполнить последнее желание — отправляется в путешествие в Европу, потому что теперь он может позволить себе и отдых — он стал достаточно богат.

Но в пути он умирает. Главная цель всей его жизни оказывается не исполненной.

В чем тут причина, откуда столь трагический финал истории?

Казалось бы безымянный господин поставил себе цель к которой шел долго и упорно, используя для этого те средства, которые казались ему правильными — зарабатывал деньги. Но эта работа подкосила его здоровье, постоянные стрессы надорвали его сердце и он так и не сумел воспользоваться плодами своего труда.

Работа должна приносить человеку не только деньги, накопление богатства не может быть средством для исполнения мечты. Господин из Сан-Франциско выбрал слишком длинный путь к своей цели и проиграл. Он мог давным давно съездить в Европу, выполнить свою мечту, но жадность не давала ему покоя. Мечта отошла для него на второй план, а средство ее достижения на первый. И потому его мечте никогда не суждено было осуществиться.

Тема урока: Подготовка к итоговому сочинению по рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» (направление «Цели и средства»).

Ход урока

I . ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА

1. Беседа с учащимися, в основе которой – притча «Вкус воздуха»

    Скажите, чувствуете ли вы вкус воздуха?

    Разве вкус и запах – это одно и то же?

    Давайте причитаем притчу, которая так и называется «Вкус воздуха».

Однажды Учитель спросил меня:

- Чувствуешь ли ты вкус воздуха?

Я принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов.

- Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса?

Я по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении.

- Хорошо ,- Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил меня и зажал рот и нос.

Я понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил меня дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил меня, и я вдохнул полной грудью Жизнь.

- Вкус жизни ,- сказал я, чуть отдышавшись.

- Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда. Этот вкус есть также в воде, в еде и во многом другом. Не ешь то, в чем нет главного вкуса. Не говори с тем, кто душевно мёртв. Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить её раньше времени, а можно и вовсе расплескать .

    Какова мораль этой притчи? Какой урок преподал Учитель своему ученику? К чему призывает?

    Что должно лежать в основе жизни? Какие цели должен ставить перед собой человек?

    Какие жизненные ценности должны быть приоритетны в жизни, чтобы человек не сожалел о потерянных годах, чтобы успел по-настоящему насладиться жизнью?

2. Составление интеллект карты «Жизненные ценности»

    Можем ли мы сказать, что человеку не нужны материальные ценности, что он должен стремиться только к духовным? Обоснуйте свой ответ?

II . «ПОГРУЖЕНИЕ В ТКАНЬ» РАССКАЗА И.А.БУНИНА

    Какие ценности являются главными в жизни господина из Сан-Франциско? Докажите текстом.

    Это плохо или хорошо? Можем ли мы дать однозначный ответ?

    Что приобрёл господин из Сан-Франциско за долгие годы труда?

    Что потерял он, приобретая богатство?

    Значит ли это, что если человек ставит перед собой неправильную цель, то он теряет «вкус жизни»?

    Герою 58 лет. Жил ли он по-настоящему?

    Понимает ли, что принёс свою жизнь в жертву материальным благам?

    Почему Бунин отводит всего лишь несколько предложений на описание жизни господина из Сан-Франциско? Прочитайте их.

Каковы средства, с помощью которых он добивается богатства?

Что дают ему деньги?

Найдите в рассказе описание этой власти над людьми.

Имея власть над людьми, становится ли герой счастливым?

Можно ли сразу, по своему желанию, как по взмаху волшебной палочки, стать счастливым, научиться радоваться простым мелочам, испытывать разнообразные ощущения и чувствовать жизнь, кипящую вокруг?

Получает ли он истинное удовольствие и расслабление во время отдыха? Аргументируйте свой ответ.

Чего не имеет господин из Сан-Франциско, несмотря на то что богат?

К чему ведёт обманчивость целей?

Давайте всё сказанное оформим в виде схемы.

    К каким выводам подводит нас писатель?

1. Надо торопиться жить, не откладывая жизнь на потом!

2. Обманчивость целей ведёт к смерти духовной и физической

    Современен ли рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»? Аргументируйте свой ответ.

III . РАБОТА НАД ТЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ

1. Выбор темы

1. Как цель, поставленная человеком перед собой, влияет на его судьбу?

2. Что для человека важнее – духовные или материальные цели?

3. Согласны ли вы с высказыванием В.Гюго: «Наша жизнь - путешествие, идея - путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало»?

2. Работа над композицией сочинения

1. Вступление. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме (например, слова академика Д.С.Лихачёва: « Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость ».)

2. Основная часть. Ответ на вопрос, заданный в теме сочинения:

1) довод 1 + иллюстрация (рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»);

2) довод 2 + иллюстрация (цели Пьера Безухова и Андрея Болконского, героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» // цели Алексея Мересьева, героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого и др.)

3. Заключение. Призыв, обращение к читателю//рассуждение об актуальности темы.

IV . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать сочинение на одну из предложенных тем.

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ

герой

Цель жизни

Л.Н.Толстой,

роман «Война и мир»

Пьер Безухов

Спасение жизни любимого человека, членов семьи, своей страны, человечества

Князь Василий Курагин

Деньги, материальные ценности

Куприн, рассказ «Гранатовый браслет»

Телефонист Желтков

Любовь

Ф.М.Достоевский,

роман «Преступление и наказание»

Сонечка Мармеладова

Христианская любовь

А.С.Пушкин, повесть «Выстрел»

Сильвио

Месть

А.С.Пушкин, роман «Дубровский»

Владимир Дубровский

М.Горький,

рассказ «Старуха Изергиль»

Данко

Жизнь ради людей

Ларра

Жизнь ради себя

А.Т.Твардовский,

поэма «Василий Тёркин»

Василий Тёркин

Мир на земле, победа над фашистами

Притча о цели в жизни

Наставник остановился, посмотрел на реку и сказал своим ученикам:

- Внимательно посмотрите на эту реку – она как наша жизнь, протекающая то бурно, то медленно. В любой момент она может измениться и уже никогда не вернется в прежний лик.

Ученики внимательно смотрели на реку. Затем мудрец задал им вопрос:

- А какой бы Вы выбрали путь к своей намеченной цели?

Младший ученик ответил:

- Я бы не боялся течения и плыл ему навстречу, чтобы дойти к цели.

- Ты смелый, - сказал Наставник, - но есть большой риск, что ты утонешь, так и не добравшись к цели.

Средний ученик ответил:

- Я бы выбрал путь, плывя по течению, как та веточка, что уверенно плывет по реке, и по пути набирался бы опыта.

- Хороший ответ, но только если течение идет по направлению к твоей цели, а если же нет – то тебе грозит, как и этой веточке, прибиться у берега незнакомого места и сгнить, - отметил Наставник.

Старший ученик подумал и ответил:

- К своей цели бы я плыл, меняя тактику, то плывя по течению, то против него. Если бы я утомился, то останавливался на привал, а затем, набравшись сил, двигался дальше к своей цели.

- Ты хорошо обдумал ошибки твоих друзей, но все же не достаточно мудрым оказался твой ответ.

Затем Наставник развернулся и не спеша пошел домой. Ученики озадаченно постояли немного у реки и пошли за мудрецом. Когда они его догнали, то сразу же спросили:

- Наставник, а какой Вы бы выбрали путь по реке Жизни?

Он остановился, взглянул на своих учеников, улыбнулся и ответил:

- В плаванье я бы даже не пускался.

- Неужели Ваша цель уже достигнута, - удивились ученики.

- Нет, - ответил Наставник, - но не всегда, чтобы дойти до цели нужно плыть. Чтобы достичь цели нужно прежде всего идти…


Рассказы И. А. Бунина создают ощущение чего-то прекрасного, загадочного, таинственного, грустного и радостного. Они словно приподнимают нас над нашим бытием и в то же время приоткрывают завесу над тайнами и загадками Вселенной.

Название рассказа И. А. Бунина "Книга" заключает в себе два значения.: одно конкретное - "произведение печати", а другое отвлечённо-метафорическое - "жизнь".

В Библии говорится о книге жизни, куда будет записан всякий верующий во Христа и исполняющий его заветы.

Тема рассказа заключается в соотнесении мира книги и мира реальной действительности, в попытке героя - повествователя найти своё место в жизни, в поиске смысла жизни. На противопоставлении вымышленного книжного мира и мира реального, действительного и строится рассказ.

Начинается он так: "Лёжа на гумне в омёте, долго читал - и вдруг возмутило". "Гумно", "омёт" - значимые детали текста, создающие атмосферу идиллической деревенской тишины и покоя. Почему "возмутило", а не "возмутился"? Безличная форма глагола передаёт неожиданность, импульсивность того чувства, которое охватило героя. Это ощущение пришло как-то мгновенно, сразу и необъяснимо: сколько можно читать и жить чужими печалями и радостями?

Начало текста насыщено деталями, воссоздающими образ времени - текучего, изменчивого, преходящего, уходящего, как вода в песок и никогда не поворачивающего вспять: "долго", "с раннего утра", "изо дня в день, с самого детства"", "полжизни прожил", "до могилы".

Мир книги очерчен целым рядом однородных имён собственных парами. Каждый образ книжного мира несёт в себе символическое значение. Авраам и Исаак - герои Библии, олицетворяющие собой покорность Богу, смирение перед его волей. Гамлет с его рефлексией, стремлением соединить распавшуюся связь времён, наказать зло и установить справедливость и Данте - мужественный и суровый исследователь человеческих грехов. Гретхен, олицетворяющая молодость, красоту и любовь; Чацкий, вступивший в поединок с "фамусовским обществом". Все эти имена передают сложность и разнообразие книжного мира. Мы видим, что круг чтения повествователя широк.

"Книжному наваждению" и "чужим выдумкам" противопоставлен мир природы. "... поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака - всё жило своей собственной, настоящей жизнью". Природа учит жить настоящей жизнью, а не чужими выдумками, учит того, кто умеет наблюдать.

В описании того важного момента, когда рассказчик вдруг очнулся от книжного наваждения, глаголы прошедшего времени сменяются глаголами настоящего времени: смотрю, остро вижу, слышу, обоняю, чувствую. Жить надо не прошлым, а настоящим, этой минутой и радоваться тому, что можешь воспринимать мир всеми чувствами. Умение смотреть с удивлением и радостью. "какими-то новыми глазами" - величайший дар. Жизнь - это "что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное", "глубокое, чудесное, невыразимое"", это то, "о чём никогда не пишут как следует в книгах". Жизнь намного шире того, что изображают в искусстве, и её невозможно полностью объяснить. Если бы кто-то смог объяснить жизнь, то она потеряла бы смысл. Жизнь - это постоянное движение к истине. "Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Мысль изречённая есть ложь", - утверждение Ф. Тютчева о невозможности передать невыразимое находит своё воплощение и в рассказе И. Бунина.

Каждый из первых трёх абзацев текста начинается с глагола "читал", то есть жил вымышленным миром, а заканчивается антитезой этому придуманному миру книг - описанием реальной действительности. В деревенском пейзаже автор стремится передать изменчивость природы, её неуловимые переходы из одного состояния в другое: "Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения". Эпитет "сокровенно" подчёркивает святость, таинственность, непостижимость и загадочность самой души природы. Два пейзажа контрастны: "Было солнечно, празднично; теперь всё померкло, стихло". Облака и тучки "к югу...ещё светлые и красивые". Тепло, мягко пахнет далёким полевым дождём. Мир земной, предметный, зримый и осязаемый прекрасней вымышленного, книжного.

Цветовые эпитеты неожиданны, живописны и красочны: "по сухой фиолетовой дороге", "белая железная лопата", "синим чернозёмом".

С образом мужика, который противопоставлен повествователю, связана тема жизни и смерти. Мужик счастлив только тем, что живёт на свете, то есть совершает нечто непостижимое в мире. Он счастлив, что посадил куст жасмина на могиле своей девочки, и верит, что его девочка об этом знает, верит, что она незримо присутствует рядом с ним. Он не ропщет на Бога за свою тяжёлую утрату, смиряется с судьбой, покорен воле Бога и надеется на Провидение. Портрет мужика передаёт его внутреннее состояние: "Лицо помолодевшее, ясное". "Шапка сдвинута с потного лба". Мужик радостно трудился, сажая жасмин "на своей девочке", очевидно, разговаривал с ней, как с живой, и поэтому с ним произошло чудо духовного обновления. чудо просветления души. Человек живёт, пока жива память о нём.

Повествователь"всё читает", " всё книжки выдумывает", но внутренне он готов к встрече с мужиком и к изменению своего отношения к жизни. Эта, казалось бы, незначительная встреча преобразила рассказчика. заставила его по-новому посмотреть на своё предназначение.

Мужик произнёс всего три фразы, но две из них звучат для любителя чтения как откровение и рождают множество вопросов. "На своей девочке куст жасмину посадил..." А разве девочка об этом знает? Превосходство неграмотного мужика перед образованным героем в том, что мужик верит в будущую жизнь и ни минуты в этом не сомневается. Он верит не рассуждая. Верит в вечную жизнь и знает, что встретится в ней со своей дочкой. Не случайно фиолетовая дорога, по которой возвращается мужик с погоста, земного последнего пристанища человека, всего лишь гостя в этой жизни и вечного обитателя небес, пролегает между гумном и садом. При произнесении слова "гумно" вспоминается лермонтовское: "С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно..." Гумно - символ материального благополучия и достатка, символ земного благоденствия. Сад - символ вечной природы, а в христианском понимании - символ вечной человеческой души. ("Каждый должен возделывать свой сад").

Дважды повторяет автор, что в саду поёт иволга. "Игривые трели", "флейтовое пение" её тоже рождают в сознании повествователя вопросы: зачем? для кого поёт иволга? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живёт сад, усадьба. Усадьба - символ родины, родового гнезда. А может быть, это усадьба живёт для флейтового пения иволги?

Пение иволги сродни творчеству. С её образом связана тема творчества. Для того, чтобы выразить себя, своё "я", передать своё видение мира или для того, чтобы отразить в своём творчестве окружающий мир. Может быть, окружающая действительность, природа и существуют для того, чтобы воспеть их, попытаться выразить невыразимое?

Заключительная часть рассказа перекликается с этими вопросами, рождёнными пением иволги, а возникла она под впечатлением последней фразы мужика: "Всё читаете, всё книжки выдумываете", А зачем выдумывать? Творчество - это сложный и мучительный процесс. С одной стороны, беспокоит вечная боязнь показаться недостаточно похожим на тех, что прославлены. С другой стороны, творец испытывает вечную муку - вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее. Как сохранить своё "я" хотя бы в слове?

Таким образом, темы рассказа, как всегда у Бунина, вечные и непреходящие: природа, творчество, жизнь и смерть, счастье и назначение человека на земле. Ход мыслей автора движется от книжного мира, творчества к жизни земной и к жизни вечной и снова возвращается к творчеству. Начиная с противопоставления мира, созданного чужой выдумкой, реальной земной жизни с её яркой, зримой красотой, автор заканчивает утверждением могущества и чудодейственной силы художественного слова. Слова, способного сохранить уникальное человеческое "я" с его неповторимым миром.

Предания, отчасти и ошибочные, могут заключать в себе известную долю правды, которою пренебрегать не должна история...
Ж.-Э. Ренан

В «Мастере и Маргарите» совмещены два романа. Га-Ноцри и Пилат— главные герои так называемого «античного» романа, созданного Мастером. «Античный» роман описывает один день из жизни римского прокуратора, который накануне праздника Пасхи должен решить судьбу нищего философа Га-Ноцри.

«Античный» роман состоит из четырёх глав. В первой («Понтий Пилат») происходит спор между прокуратором и Иешуа по важнейшим философским вопросам, касающимся морали. Поводом для спора становится фраза из судебного обвинения, предъявляемого бродячему проповеднику: он говорил людям на базаре, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. И вот прокуратор задаёт «вечный» философский вопрос: «Что такое истина?». В ответ Га-Ноцри излагает свою философскую систему, которая основана на идее, что человек изначально добр, алогическим продолжением учения о «добром человеке» является рассуждение о природе власти: «...всякая класть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» (1, 2), а люди будут жить по «доброй воле», которая представляет собой высший философско-религиозный закон.

Понтий Пилат, как человек, живущий в реальном мире, не согласен с такой философией и наглядно доказывает Иешуа, что тот ошибается. Прокуратор указывает на римского легионера Марка Крысобоя, который, не имея личной вражды к философу, готов по приказу забить его плёткой до смерти. Кроме того, в ходе допроса выясняется, что «добрый человек» Иуда из Кириафа предал Га-Ноцри за тридцать тетрадрахм, которые уже получил от первосвященника Каифы. «Добрый человек» Кайфа хотел расправиться с нищим проповедником, так как считал его проповедь о человеке и справедливости опасной для власти иудейских священников.

Сам «добрый человек» Понтий Пилат оказался трусом. После разговора с Иешуа прокуратор был вполне уверен, что арестованный философ — честный, умный человек, хотя и наивный мечтатель. Иешуа совершенно непохож на страшного подстрекателя народного бунта, как охарактеризовал его Кайфа. Однако Пилата напугали рассуждения Иешуа о власти и свободе человека: волосок жизни «может перерезать лишь тот, кто подвесил» (1, 2). Иными словами, человек свободен от людского произвола, над ним властен только Бог. В этих словах явное отрицание власти кесарей и, следовательно, оскорбление величества римского императора, которое является тяжким преступлением. Чтобы его самого не заподозрили в сочувствии идеям нищего философа, прокуратор громко выкрикнул хвалу здравствующему императору Тиберию и при этом с ненавистью поглядел на секретаря и конвой, боясь доноса с их стороны. И плат утверждает смертный приговор Синедриона, вынесенный нищему философу, так как испугался угроз Каифы и неприятностей по службе.

Таким образом, Иешуа предстаёт перед читателем пустым мечтателем, который не знает жизни и людей. Он твердит о «добром человеке» и царстве истины и не желает признавать, что вокруг него жестокие люди (Марк Крысобой), предатели (Иуда), властолюбцы (Кайфа) и трусы (Понтий Пилат). На первый взгляд в споре о «добром человеке» верх одерживает реалист Пилат, но роман Мастера на этом не кончается.

Далее автор показывает, что Иешуа был не совсем наивным мечтателем кое в чём он был прав. Прокуратора начинает мучить совесть за то, что, струсив, он подписал смертный приговор беззащитному философу. Он чувствует раскаяние, поэтому приказывает палачу (глава «Казнь») убить философа на кресте, чтобы он долго не мучился. Потом Пилат приказывает Афранию (глава «Как Понтий Пилат пытался спасти Иуду из Кириафа») убить Иуду. Но справедливое вроде бы возмездие предателю не успокаивает совести прокуратора. Нищий философ оказался прав: не новое убийство, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. Прокуратор хочет помочь Левию Матвею— ученику Га-Ноцри. Римлянин предлагает Левию (глава «Погребение») поселиться у него в резиденции и написать книгу об Иешуа. Но ученик не соглашается, потому что хочет странствовать по миру, как Иешуа, и проповедовать его гуманистическую философию среди людей. Левий Матвей, ненавидя прокуратора как убийцу своего учителя, смягчается, видя, что римлянин искренно переживает смерть Иешуа, и соглашается принять пергамент от Пилата. Таким образом, Булгаков показывает, что идея о «добром человеке» не является пустой и смешной выдумкой наивного философа. Добрые качества, действительно, присутствуют практически в каждом человеке, даже в таком жестоком честолюбце, как Понтий Пилат. Иными словами, философская идея о «добром человеке» получает конкретное жизненное подтверждение.

Подводя итог, следует отметить, что Булгаков подробно описывает философский спор между двумя главными героями «античного» романа — нищим проповедником и всесильным наместником Рима в Иудее. Суть спора — в отношении к человеку. Чего заслуживает человек — уважения, доверия или презрения, ненависти? Иешуа верит в великую силу человеческого духа; Пилат же уверен, что все люди злы и царство истины никогда не настанет. Поэтому Иешуа, признающий природную доброту людей, предстаёт перед читателем прекрасным человеком, а Понтий Пилат, видящий в людях только низменные мысли и чувства, изображается вполне трезвым, но заурядным чиновником.

Между прочим, идею Иешуа отом, что «доброму человеку» не нужно государство, совершенно серьёзно разрабатывали философы-утописты нового времени. Они доказывали реальность царства свободы при условии высокого уровня развития гражданского общества и сознания самих граждан. Иными словами, с одной стороны, рассуждения Иешуа о всеобщей любви и терпимости кажутся наивными и вызывают улыбку. С другой стороны, рассказывая о событиях после казни философа, Булгаков подтверждает правоту своего героя-мечтателя. Действительно, с Иешуа можно согласиться: несмотря на то, что люди из века в век воюют, предают, обманывают друг друга, потомки ценят и с благодарностью вспоминают главным образом благодетелей человечества — людей, подаривших миру высокую идею, придумавших лекарство от тяжёлой болезни, написавших умную книгу и т.п. Великие злодеи обычно остаются в памяти нормальных людей пугалами, вызывающими страх и негодование.

Тема: Вечный спор о человеке на страницах романа «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа.

Цель: познакомить учащихся с ершалаимскими главами романа «Мастер и Маргарита», рассмотреть образ Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в романе.

Задачи:

    Определить роль ершалаимских глав в структуре романа; рассмотреть проблему человеческого существования по Булгакову;

    Развивать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении;

    Воспитывать чувство доброты, порядочности, нетерпимости к трусости и предательству.

Тип урока: урок анализа художественного произведения.

Методы и приемы: слово учителя, метод беседы, метод анализа, эвристический метод, проблемные вопросы и задания, монологический ответ.

На доске: число, тема урока.

Ход урока.

Организационный этап: Добрый день, ребята! Мы продолжаем изучение романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Дома вы должны были написать мини-сочинение на тему « Почему Берлиоз и барон Майгель не обрели покоя в потустороннем мире?». Послушаем несколько ваших работ. Кто желает прочитать свое мини-сочинение классу?

Проверка домашнего задания.

Дети представляют свои работы одноклассникам и учителю.

Оценка классом сочинений.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Учитель: На предыдущих уроках литературы мы уже говорили об оригинальной композиции романа М. А. Булгакова: роман в романе, или двойной роман.

Воланд спрашивает Мастера: О чём роман?

Что слышит Воланд в ответ?

Ученики: Роман о Понтии Пилате.

Учитель: Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора. Почему? На этот вопрос мы сегодня попытаемся найти ответ. Откройте свои рабочие тетради, запишите число, тему урока:

Вечный спор о человеке на страницах романа «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа.

Сегодня мы говорим о романе самого Мастера.

Как вы думаете, какой момент библейских глав является центральным, самым напряженным? Почему?

Ученики: Встреча Понтия Пилата и Иешуа – центральный, напряженный момент библейских глав. Это встреча человека с совестью, главное испытание, которое предлагает ему жизнь.

Учитель: Кто такой Иешуа? Что мы знаем о нем?

Ученики: Иешуа - философ, странник, проповедник добра и любви к людям, милосердия. Это нищий бродячий проповедник. Он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей. Его единственный принцип, - нет злых людей, есть люди несчастливые. Он хочет обратиться к доброму началу в каждом человеке, но кроме ученика, есть герой, который все «записывает неправильно». Иешуа никто не слышит, а те, что услышали, поняли его речь как призыв к свержению власти римлян. И «сдали» БЕЗОБИДНОГО И БЕЗЗАЩИТНОГО ПРОПОВЕДНИКА ВЛАСТЯМ.

Учитель: Что проповедует Иешуа?

Ученики: «- Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.»

«Все люди добрые, злых людей нет на свете.»

Учитель: Что есть истина для Иешуа?

Ученики: «Всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.»

Учитель: Какой известный вам мотив Булгаков взял за основу в своем романе?

Ученики: библейский мотив - евангельский сюжет. Иисус Христос.

Учитель: В чем сходство и различие этих мотивов?

Ученики: Евангельская идея божественного предопределения, предначертанность смерти на кресте во имя искупления грехов человечества - это сходство мотивов.
Отличие состоит в том, что Булгаков не пересказывает, но переосмысливает евангельский сюжет. В образе Иешуа Га-Ноцри изображён не как сын Божий, но как сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.
Учитель: Поговорим о главном герое романа Мастера Понтии Пилате. Каким он предстаёт перед нами?

Ученики: Прокуратор – человек умный, наделенный властью. Это жестокий палач и деспот по отношению к подвластным ему и угодливый служака по отношению к тем, кто властен над ним. Это человек, верящий только в силу и, соответственно, не верящий в людей, циник и мизантроп.
Он прекрасно понимает, что Иешуа не виновен ни по одному пункту, но открыто вступиться за него значит пожертвовать положением, властью, пойти на конфликт с Римом. Он находит красивое решение: признать философа сумасшедшим, сослать, чтобы не смущал народ речами.

Учитель: Почему Пилат хочет спасти Иешуа и предаёт его казни?

Ученики: Иешуа догадался о страданиях и освободил прокуратора от них (художественная деталь – глаза Пилата «оба больных глаза»).

Понтий Пилат открывает для себя новую истину в словах Иешуа. Он понимает, что истина – это царство без власти и насилия, где царит правда и справедливость. Злых людей на свете нет.

    Нельзя распоряжаться чужой жизнью.

    Иешуа Убеждает Понтия Пилата в одиночестве и отсутствии веры в людей.

    Внутренняя несвобода позволила Пилату предать Иешуа.

Учитель: Как вы думаете, кто на самом деле оказывается трусом в этой ситуации? И почему?

Ученики: Трусом оказывается Понтий Пилат – он пытается суетливо подсказать подсудимому: соври, откажись от своих слов. Ответ Иешуа: «Правду говорить легко и приятно», и прокуратор отступает. Он «умывает руки», показывает, что нет на нем вины, нет крови. Последняя попытка спасти обреченного на казнь – обращение к Ершалаимской еврейской власти. Понтий Пилат предлагает отпустить Иешуа по традиции. Но прокуратор получает отпор: философы способные добрым словом привести народ к неповиновению власти. Иешуа предан всеми.

Учитель: Какое наказание получил Понтий за свою трусость?

Ученики: Наказание для Понтия Пилата – пустая, бессмысленная вечность, ожидание, надежда на чудо. Он задает один и тот же вопрос: ведь казни не было? Ведь я не трус, не предатель, я пожертвовал карьерой, чтобы спасти тебя? Иешуа каждый раз отвечает: Казни, не было и чему–то улыбается. Заканчивается эта история прощением.

Учитель: Какой порок по мнению Булгакова, самый большой?

Ученики: Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок- трусость, боязнь из-за соображений карьеры поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.

Учитель: Как изменился Пилат после казни Иешуа?Есть ли у него совесть? (художественная деталь – тоска)

    Грозит Каифе.

    Прекращает страдания Иешуа.

    Приказывает убить Иуду - предателя

    Возмездие: (бессмертие и признание себя трусом). «Трусость – самый страшный порок!» – Булгаков вмешивается (его слова).

    Понтий Пилат приговаривает Иешуа к смерти, в чём потом сильно раскаивается. При развитии событий читатель узнаёт нового Пилата – мучающегося, страдающего, горько сожалеющего о том, что «послал на смерть философа с его мирною проповедью». Мы видим тот ужасный суд, который учинил над собою Пилат: «Его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия», – пишет Булгаков.

Учитель: Тема «Предательство»

Итак, мы знаем, что Понтий Пилат приказывает убить Иуду. Эпизод, в котором совершается расправа Понтия Пилата и Афрания с Иудой из Кариофа, играет немаловажную роль в романе «Мастер и Маргарита».

За что Иуда несет такое наказание?

Ученики: Иуда доносчик и предатель заслуживает смерти. Убийство Иуды по приказу Понтия Пилата решает проблемы как прокуратора, так и Левия Матвея. Левию не надо казнить себя за то, что не смог ничего сделать для любимого учителя, ему не нужно убивать предателя, потому что Иешуа Га-Ноцри уже отомщён. Прокуратору становится легче оттого, что убит виновник казни ни в чём не повинного философа. Ведь после вынесения приговора Пилат мучается и страдает за то, что послал на смерть мирного Иешуа. Иуда поплатился за то, что предал Иешуа, который был добродушным человеком и даже в самых плохих людях он видел только хорошие качества.

Учитель: Как мотивирует предательство Иуды Евангелие и как оно объяснено в романе М.Булгакова?

Ученики: У Булгакова Пилат приказывает убить предателя, т. к. здесь видна воля автора, который больше всего на свете ненавидел доносчиков и предателей. Убийство Иуды дано как высокая трагедия, даже в падшем человеке, в предателе, могут быть человеческие чувства. (Художественная деталь – «детскость» Иуды) Умирая, Иуда произносит имя своей возлюбленной: «Ни - за». Это говорит о том, что в предателе есть хоть маленькая доля, но чего-то человеческого.

Тема «Верность»

Учитель: Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?

Эпизод «Левий Матвей во дворце у Понтия Пилата»

Ученики: В этой главе, как нам кажется, подчёркивается верность Левия Матвея Иешуа (об этом свидетельствует его желание отомстить за смерть учителя) и показаны внутренние перемены в душе Понтия Пилата. В его поведении чувствуется напряжение: «….гримасничая от напряжения, Пилат читал /…./вздрогнул….он разобрал слова: «большего позора…трусость». Игемон понял, что это именно он был труслив, когда не предпринял ничего, чтобы предотвратить казнь Иешуа. Это доказывает его сон и разговор с философом – бродягой: «…Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?»

Учитель: Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед своим учителем?

Ученики: Левий припал к ногам мертвого Иешуа; ассоциации: библейская тема, припадают к святыне.

Учитель: Вспомним разговор Левия и Пилата. Как относится Левий к Понтию Пилату. Левий Матвей ненавидит Понтия Пилата, считая его виновным в смерти Иешуа: «Левий с ненавистью поглядел на Пилата: «Тебе не очень-то легко будет смотреть мне в лицо после того, как ты его убил». Он хотел отомстить, убив Иуду из Кириафа, но Левий узнаёт, что Иуда убит, Иешуа отомщён и о том, что возмездие совершил Пилат; он растерян, и его злоба сменилась непониманием этого поступка прокуратора. Передавая внутреннее смятение Левия Матвея, Булгаков так описывает поведение ученика Иешуа: «Левий отпрыгнул от стола», «дико озираясь», «дико поглядел». Но, «подумав, стал смягчаться». Он понял, что Пилат не виновен в смерти Иешуа (ведь исход казни зависел не только от него – окончательное решение было за Каифой).

Учитель: Почему Левия Матвея можно считать достойным и верным учеником Иешуа?

Ученики: Левий Матвей ведет себя гордо, не боится Пилата, как не боялся его и Иешуа.

Учитель: Какими словами заканчивается роман о Понтии Пилате?

Ученики: «Свободен! Свободен!» Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат был прощён. Сбывается его сон, он уходит по лунной дороге, разговаривая с арестантом Га-Ноцри.

Учитель: Обратите внимание на изображение луны в эту роковую ночь. Что необычного вы в ней заметили?

«Луна быстро выцветала». Из желтой луна превратилась в белую. То есть из жёлтой, тревожной и таящей какие-то опасности луна становится спокойной, не пугающей своей обманчивостью.

Подведение итогов.

Учитель: Каков истинный образ Пилата по мнению писателя?

Ученики: Пилат – трагический герой, за свои страдания, за душевные муки он заслуживает покоя. Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

Учитель: Зачем Булгакову понадобился такой художественный приём – параллельно повествованию о современности (москва 30 – е годы) вести ещё и линию романа Мастера, где рассказывается о событиях, происходящих две тысячи лет назад?

Ученики: Роман посвящён вечным проблемам, они существуют и сейчас (Верность предательство, преступлений и наказание, любовь и преданность, добро и зло. Смелость и трусость. Нравственный выбор).

Учитель: Почему Понтий Пилат является главным героем романа Мастера?

Ученики: Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека за происходящее вокруг. Булгаков показывает вечную проблему человеческого существования – тему трусости и предательства.

Учитель: Трусость и предательство – самые низкие качества души человека. Хотелось бы, чтобы вас никто никогда не назвал трусом или предателем.

Всего доброго! До свидания!