Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство. Претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их - выразительнее. Барельеф разделен на две части. В правой - группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой - группа женщин. По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Барельеф на памятнике Минуну и Пожарскому

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части - на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой - группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.

Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

Символизм памятника Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

Памятник Минину и Пожарскому - скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.

Посвящён нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году.


С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде - городе, где было собрано ополчение.


Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над памятником. Помимо работы над проектом, он также выступает основным популяризатором народных героев Минина и Пожарского, представляя их российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника.


К 1808 году массовый энтузиазм по поводу установки памятника Минину и Пожарскому постепенно стихает. И тогда нижегородцы опять поднимают вопрос об установке памятника «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан». 2 мая 1808 года даётся указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются скульпторы Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.

В ноябре 1808 скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о начале сбора средств. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам». Рисунок значительно отличается от первого проекта и по своей композиции почти совпадает с окончательным решением памятника.


К 1811 собранная сумма оказалась достаточной для начала работы. К этому же времени было решено установить памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.


Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он неизмеримо возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы. Периодическая печать не только помещала заметки о ходе работ над памятником, но посвящала ему отдельные большие статьи, в том числе и о технологиях, применяемых при его изготовлении.


Отлитый памятник отправился 21 мая 1817 года из Санкт-Петербурга, где он был изготовлен, в Москву водным путём со специальным визитом в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника. Доставка завершилась 6 сентября. До февраля 1818 года шли работы по установке, и наконец 4 марта (20 февраля) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника, сопровождавшееся парадом и исполнением оратории Степена Дегтярёва «Минин и Пожарский».


Первоначально памятник Минину и Пожарскому находился в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), но в 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

В 2010-2011 годах планируется капитальная реставрация памятника. При переносе памятника была нарушена система стока воды, в результате за прошедшие 78 лет монумент пришел в аварийное состояние. Одновременно с восстановлением исторического облика Красной площади и будущем сохранении памятника решается вопрос о его возвращении на историческое место.


Текст надписи критиковал А. С. Пушкин: Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Фёдоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского.

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.


По преданию, после смерти Ленина в 1924 году во время борьбы за власть на памятнике появилась надпись:

Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась

6 сентября 1817 года в Москву прибыл памятник Минину и Пожарскому. Он был отлит в Санкт-Петербурге и доставлялся водным путём через Нижний Новгород. Впервые в истории Москвы был установлен памятник в честь народных героев, а не государя.

Работы по созданию памятника начались в 1804 году. Руководил ими российский скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос, а отливка была поручена Василию Екимову – литейному мастеру Академии Художеств. На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов меди, время плавления которой составляло около десяти часов.

Кто такие Минин и Пожарский? Где они жили? Чем прославились?

Давайте заглянем в историю. Свой подвиг они совершили почти четыреста лет назад. Тяжелое это было время для Руси, названное народом «лихолетьем». Древний Новгород был захвачен шведами. Вся Русь на Западе и северо-западе была в руках польско-литовских интервентов. Даже в столице находился польский гарнизон. Враги хозяйничали и бесчинствовали.

1611г. был одним из самых тяжелых в истории Москвы и всей земли русской. России угрожала потеря независимости. К тому же обрушились на землю русскую невиданные беды: несколько лет подряд стояла небывалая засуха, случился сильный неурожай, начался голод. Вымирали целые деревни.

Казалось, что небыло в истории времени более мрачного, чем это; казалось, что Русь погибает от всех несчастий, обрушившихся на нее, и неоткуда ждать спасения. Но оно пришло!


«За веру православную стою…» Кузьма Минин

В это время в городе Нижний Новгород (на Волге) жил богатый торговец Кузьма Минин. Он призвал новгородцев на борьбу с иноземцами:

«Братья! Постоим за русскую землю, ополчимся поголовно, отдадим наше имущество, соберем деньги на войско, освободим Москву от иноземцев!»

Воспрянули духом нижегородцы, собрали ополчение и двинулись к Москве. По дороге со всех сторон присоединялись к ополчению люди, а возглавил войско князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

В 1612 году подступили русские полки к столице и здесь приняли бой с поляками, три дня отважно сражались и одержали победу, а вскоре и Кремль освободили от укрывшихся там последних захватчиков.

Этот великий подвиг гражданина Минина и князя Пожарского остался навека в народной памяти.

«Стечение жителей было неимоверное»

Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля 1818 года. На Красной площади, заполненной тысячами москвичей, были выстроены войска, прошел военный парад. Под барабанный бой и крики «ура» с памятника сняли покрывало. Одна из московских газет так описывала это событие:

«Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное; все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

Памятник произвел на зрителей большое впечатление. На нем в русской рубашке изображен нижегородский староста Кузьма Минин, призывающий Дмитрия Пожарского возглавить ополчение и повести его на спасение отечества. Пожарский, опираясь на щит, принимает меч из рук Минина.


Пьедестал памятника сделан из трех цельных кусков гранита, привезенного из Финляндии, а знаменитые барельефы «Нижегородские граждане» и «Изгнание поляков», а так же сама скульптура Минина и Пожарского — из бронзы.



Интересные факты

Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них — стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом — нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) — Мартос с сыновьями.

Значение памятника Минину и Пожарскому далеко выходило за рамки памяти о событиях 1612 года. Он не только стал первым монументом в Москве, но и первым памятником, на котором изображен человек из простого народа.

В 1930 году при проведении реконструкции Красной площади памятник был перенесен к храму Василия Блаженного. Уже в нашем веке восторжествовала справедливость и в отношении Нижнего Новгорода, где напротив крепостных ворот, из которых когда-то выходило народное ополчение, была установлена копия памятника Минину и Пожарскому.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

До начала XIX века Москва не имела традиции установки скульптурных памятников: в честь знаменательных событий возводились часовни и церкви (например, Покровский собор на Красной площади, выстроенный в память взятия Казани). Первые монументы в России появились в Санкт-Петербурге и были посвящены его основателю – императору Петру I. Со временем и москвичи пожелали увековечить своих героев – выбор пал на Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос – один из самых известных скульпторов России, прошедший длинный путь от сына небогатого помещика до профессора Академии художеств и создавший фигуру Иоанна Крестителя для портика Казанского собора в Петербурге. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения. А после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение: как символ победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.

Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская фамилия, дворяне, купцы, мещане, крестьяне – размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.

Скульптор Мартос сформулировал общую идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Новый памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов. Выбор места не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики. Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного Образа, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя барельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков. Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия в лето 1818».

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь проектами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли: официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Но была и другая причина: Минин теперь указывал прямо на мавзолей, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник героям Второго ополчения «переехал» с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня. В 2010–2011 годах была проведена комплексная реставрация монумента, позволившая укрепить его и предотвратить разрушение.

Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил: в 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

Сегодня любой москвич или гость стольного града может увидеть памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, установленный в 1818 г. в столице. Сюжет очень прост и лишен какой-либо помпезности: мещанин Кузьма Минин стоит рядом с князем Дмитрием Пожарским, указывая ему на Кремль. Минин призывает князя присоединиться к народному ополчению и прогнать интервентов с родной земли.

Пожарский сидит, опираясь на щит, внимая словам товарища. Вся поза его выражает решимость дать немедленный отпор врагу.

Интересно, что скульптор изначально собирался разместить своих героев несколько по-другому: оба должны были стоять, обсуждая план объединения и совместных военных действий. Однако кто-то из представителей аристократии возмутился: «Как, позволить простолюдину на равных беседовать с дворянином?! Это моветон!» Так и получилось, что Иван Мартос – автор памятника – усадил Пожарского, а Минина оставил стоять перед ним.

Идея создания памятника народным героям, освободившим Русь от полчищ иностранных захватчиков, желавших поживиться за счет чужого добра, возникла в 1803 г. у членов Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Монумент должен был украсить собою не столицу, а Нижний Новгород. Это полностью отражало бы историческую действительность: ведь народное ополчение собиралось именно в Нижнем. Объявили конкурс на лучший проект, идея Ивана Мартоса оказалась наиболее соответствующей чаяниям россиян, и уже начали готовиться к отлитию памятника. Но после прогремевшей на всю Россию войны 1812 года было решено: монумент следует установить в Москве. Он стал символизировать для россиян еще и победу в Отечественной войне, поэтому столица показалась более подходящим местом.

Памятник отливали из 1100 пудов меди в Санкт-Петербурге. Это стало своеобразным рекордом: еще никогда за всю историю Европы не удавалось изготовить за «один присест» столь мощный монумент. Для изготовления пьедестала из Финляндии в Санкт-Петербург доставили тонны гранита.

А далее памятник начал свое великое путешествие. Целых 3 месяца он добирался из северной столицы в Москву, минуя, между прочим, и Нижний Новгород, где должен был по первоначальному замыслу «поселиться». В феврале 1818 г. при большом стечении народа, в присутствии императора Александра I и других представителей августейшего семейства памятник торжественно открыли.

С тех пор он стоит возле Собора Василия Блаженного, напоминая каждому россиянину о героях, которыми мы обязаны гордиться. Кстати, Нижний тоже без монумента не остался: 4 ноября 2005 г. (когда впервые праздновали День народного единства) в этом городе появилась подаренная Зурабом Церетели чуть уменьшенная копия московского памятника.

Сколько их было на Руси – настоящих героев, благодаря которым выстояла, выдержала множество серьезных испытаний наша Родина. Жаль, что не всем можно поставить памятники. Давайте гордиться ими и, проходя возле стен Московского Кремля, мысленно благодарить всех спасителей земли Русской – и Минина, и Пожарского, и тех, чьи имена нам остались неизвестны.

Краткая информация о памятнике Минину и Пожарскому.