Николай Семенович Лесков Рассказ

«Старый гений»

Урок литературы в 8-ом классе

Учитель русского языка и литературы

Русова Ольга Викторовна


Цель урока

  • выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью

Задачи:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н.С. Лескова.
  • Формировать ценностные ориентации учащихся.
  • Воспитание правильного отношения к порокам общества;
  • Привитие интереса к изучению нравственных ценностей;
  • Совершенствование навыков пересказа, анализа текста

Николай Семенович Лесков (1831 – 1895)

Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания.

Н.С. Лесков


Факты биографии

Детские годы прошли в Орле и в маленьких имениях матери и отца в Орловской губернии. Воспитывался в основном в сельце Горохово в доме Страховых, богатых родственников по матери, куда был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования.

После 1839 года, когда отец покинул службу, его семья - супруга, трое сыновей и две дочери - переехала в село Панино неподалёку от города Кромы. В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии.

В 1841–1846 учился в гимназии в Орле.


Братья Лесковы . Слева направо: Василий, Михаил, Николай, Алексей

Отец – Семен Дмитриевич (1789–1848) – происходил из духовного сословия, но пошел по гражданской части и дослужился до потомственного дворянства. Отец, был человек незаурядный, с широкими культурными интересами, любитель книг. Вспоминая о нем, Лесков писал: «У меня был отец большой замечательный умник и дремучий семинарист, в которого, однако, влюбилась моя мать, чистокровная аристократка».1

Мать – Марья Петровна, в девичестве Алферьева (1813–1886) – была дворянкой. Мать писателя, как и бабушка, придерживалась крепких религиозных традици й.

Марья Петровна Лескова, мать писателя. Фотография 1873 г., Киев .


Николай Лесков.

1860 год

Бросил гимназию, не доучившись, устроился мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. Служба (1847–1849) стала первым опытом знакомства не только с бюрократической системой, но и с неприглядными сторонами действительности В эти же годы пристрастился к словесности, хотя и не помышляя еще о писательстве.


Через два года перевелся в Киевскую казенную палату. Киев окрестил его счастьем, потому что живя у дяди Алфарьева - профессора медицины Киевского университета, он попал в среду молодых ученых. Стал много читать, ходил на лекции в университет. Овладел украинским и польским языками. Тут женился (1853 г.) на О. Смирновой. Брак был неудачным. В 1857 оставил казенную службу и поступил агентом в частную коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой – англичанин А.Я. Шкотт (ок.1800–1860/1861) – был мужем тетки Лескова. Три года (1857–1860) провел в разъездах по делам фирмы, «с возка и с барки» повидал «всю Русь».

Н.С. Лесков. Фотография.

Наталья Петровна Константиновна, тетка


С 1860 начал печатать небольшие заметки в петербургских и киевских периодических изданиях. В январе 1861 переезжает в С.-Петербург. В поисках заработка сотрудничает во многих столичных газетах и журналах в «Отечественных записках», в «Русской речи» и «Северной пчеле». Его статьи и заметки посвящены в основном злободневным вопросам, посвященным быту провинциальной России; наиболее известные из них – «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Воительница». Многие его произведения печатаются под псевдонимом М. Стебницкий.


С началом 70-х гг. наступает вторая половина деятельности Лескова, почти свободная от злобы дня. Крупный успех романа «Соборяне» позволил и читателям и самому автору определить главный его талант и призвание – видеть и показывать яркую колоритность самых серых, на первый взгляд, положений и слоев русского быта. Один за другим появляются превосходные повести и рассказы: «Запечатленный ангел», Очарованный странник», «Несмертельный Голован», составившие в «Собрании сочинений» Лескова особый том под общим заглавием «Праведники».

В 1881 г. читателям представлен знаменитый «Левша».


Прижизненные издания произведений Лескова


Скончался Николай Семенович Лесков 21 февраля (5 марта) 1895 г. в Петербурге от приступа астмы.

Похоронен на Волковом кладбище

Тридцать пять лет служил он литературе, стремясь всем сердцем искать лишь «правды и истины», давая всякой картине «освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Лесков подошел к изображению жизни народа с такой стороны, с какой никогда не подходил ни один из русских писателей. В его творениях запечатлена вся глубинная Русь со своими праведниками, мастерами, «очарованными странниками» и «воительницами», которую он изобразил ярко, широко и светло, как она представлялась ему самому – большому, неповторимому художнику

Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894


Памятник Н.С. Лескову

В старой части Орла в 1981 году открыт памятник писателю.

В центре - четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, - установлена на постаменте из полированного гранита. А вокруг, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений .



У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

« Литература – тяжелое поприще, требующее великого духа поприще. Я всю жизнь бился за место в ней и только под старость вижу признание обществом за мною некоторых прав» Н.С.Лесков

Герои Лескова


Рассказ «Старый гений»

Гений лет не имеет.

Он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.

Ларошфуко



ВОПРОСЫ УРОКА

  • Какие проблемы человека и общества

затрагиваются в рассказе?

  • Можно ли их считать мелочами жизни?
  • Только ли со временем Лескова может

быть связан случай, о котором рассказал


Темы рассказа Н. Лескова «Старый гений» - тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц. Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» - беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».


Словарь

Пассаж - странный и неожиданный случай (устар.).

Вопиющий вызывающий крайнее возмущение, совершенно недопустимый .

Франт человек, любящий наряжаться, щёголь.

Парадокс

  • Мнение, противоречащее здравому смыслу
  • Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание.
  • Явление, кажущееся невероятным и неожиданным

Значение слова «гений»

  • Высшая творческая способность.
  • Человек, обладающий такой способностью.
  • В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

(С.И. Ожегов)


Ключевые слова

маленькая старушка-помещица

неприятность

идти жаловаться

великосветский франт

денежные затруднения

рождество

старая приязнь

надо смазать

игра в кошку и мышку

тёмная личность

зверь травленый

гениальные мысли

страшная перспектива, могущественное родство

всё будет честно и благородно

тревожно осматривается

праздник стал светел и весел


  • Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?
  • Какое историческое время переживают персонажи рассказа?

Глава 1.

  • Почему старушка решила выручить из беды одного великосветского франта ?

Глава 2.

  • Почему хлопоты старушки были безуспешны?
  • Почему нельзя было приструнить должника?
  • О чем это говорит?

Глава 3.

  • Почему старушка не могла «мазать»?

2. Какой случай помог ей в решении трудной проблемы?


Глава 4.

  • Почему старушка поверила Ивану Ивановичу?
  • Почему рассказчик поверил старушке и помог ей деньгами?

Глава 5.

  • Каким образом старушка вернула свои деньги с процентами?
  • Считаете ли вы праведником «сербского сражателя»?

3. Что заставило господина вернуть деньги с процентами?


Такими ли

вы представляли себе героев рассказа?

Иллюстрация И. Пчелко


Подведение итогов.

  • Почему рассказ назван «Старый гений»?

2. В чем смысл эпиграфа к рассказу?

3. Какие проблемы общества затрагиваются в произведении?


Сделаем выводы

Неблагодарность – один из худших человеческих пороков

Из-за бездействия и равнодушия властей страдают от несправедливости простые люди

Отрадно, что им на помощь приходят такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, как «гений Иван Иванович»

Нужно стремиться к тому, чтобы всем людям было хорошо


Алгоритм написания синквейна

Кто? Что?

1 существительное

Какой?

Что делает?

2 прилагательных.

Фраза.

Кто? Что?

(Новое звучание темы)

1 существительное


Синквейн

Лесков

Яркий, самобытный

Размышляет, убеждает, удивляет

Отражает драму души простого талантливого человека

Волшебник слова


Синквейн Русский человек

Простосердечный, умелый Творит, переживает, сочувствует Умом Россию не понять, в Россию можно только верить Талант


Домашнее задание:

  • подготовить рассуждение на тему:«Кто виноват в страданиях героини»?
  • писать из текста крылатые выражения, поговорки.
  • Письмо должнику (старушке) Государь мой премилостивый! Я прошу Вас, не удивляйтесь! Вам пишет ученик 8 Д класса.... Я внимательно прочитал(а) рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» и решил(а) написать Вам письмо.

Я………………………………………………………….


Источник шаблона для презентации:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

На вопрос Анализ рассказа Николая Семеновича Лескова "Старый Гений" заданный автором шеврон лучший ответ это Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа « Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте» , «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость». Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.
Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом («он всем нам надоел») , но остающимся безнаказанным, так как «было у него какое-то могущественное родство или свойство». Поэтому что даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая «мелочь жизнь» изображается Н. С. Лесковым. Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей «сны снятся» и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон «кто богаче, тот и прав». Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где «гений Иван Иванович» в этом рассказе. А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

На этом уроке мы узнаем больше о творчестве Н.С Лескова и познакомимся с некоторыми фактами его биографии. Проанализируем рассказ «Старый гений». Вновь столкнемся с использованием в литературе образа «маленького человека»

Родился Н. Лесков 16 февраля 1831 года в семье чиновника Уголовной палаты, выходца из духовного сословия. Детство писателя прошло в имении родственников Страховых, а также в городе Орле. В орловской глуши будущий писатель смог многое увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного… Я с народом был свой человек, и у меня есть в нём много кумовьёв и приятелей…»

В 1841-1846 годах Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось закончить. На шестнадцатом году жизни он потерял отца, а имущество семьи погибло в пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.

В 1849 году Лесков при поддержке своего киевского дяди, профессора Алферьева, получает назначение в Киев чиновником Казенной палаты. В этот период Лесков много читает и увлекается старинной живописью и архитектурой. В будущем Лесков станет выдающимся знатоком древнерусского искусства.

В 1857 году Лесков подает в отставку и поступает на службу в частную торговую компанию, которая занималась расселением крестьян на новые земли. По делам службы Лесков объездил всю европейскую часть России. В литературу он вошел поздно, в 29 лет, однако с искренним сочувствием к народным проблемам. Все это нашло отражение в его произведениях. Сегодня мы прочитаем и проанализируем его рассказ «Старый гений».

В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебницкий. Эта подпись впервые появилась 25 марта 1862 года под первой работой «Погасшее дело». Держалась она до 14 августа 1869 г. Временами проскальзывали подписи М.С., С., и наконец, в 1872 г., - Л.С., С. Лесков-Стебницкий, М.Лесков-Стебницкий. Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны:

  • Фрейшиц
  • В. Пересветов
  • Николай Понукалов
  • Николай Горохов
  • Кто-то
  • Член общества
  • Псаломщик

Впервые рассказ «Старый гений» был опубликован в журнале «Осколки» в 1841 году, сам журнал был юмористический, и это говорит о том, что же высмеивает или разоблачает Лесков в этом рассказе. В основу сюжета рассказа положена ситуация типичная не только для России XIX века, но, к сожалению, и для сегодняшней России. Богатый франт обманул бедную старушку-помещицу, он не возвращает долг, и у нее хотят отобрать дом. Она приезжает в Петербург на судебное разбирательство, однако власти не могут защитить ее, непреодолимое препятствие возникает в момент, когда должнику в руки нужно вручить судебное постановление.

Композиция рассказа построена таким образом, что о событиях мы узнаем от автора, которому старушка-помещица рассказывает о своих бедах. Весь рассказ разделен на главы. Озаглавим каждую из них, подобрав цитату из текста, и составим цитатный план произведения.

Рассказ «Старый гений», цитатный план:

  • Глава 1. «Вопиющее дело».
  • Глава 2. «Он барин хороший, но только дурной платить».
  • Глава 3. «В России невозможности нет».
  • Глава 4. «Решилась ему довериться».
  • Глава 5. «Помогли очень честно».

В таком маленьком рассказе деление на главы выглядит не совсем уместно, создается ощущение, что маленький рассказ хотят выдать за роман. То же происходит и с сюжетом, простую, на первый взгляд, ситуацию, легко решаемую в суде, воздвигают в ранг нерешаемой.

Парадокс заключается в том, что суд принимает решение в пользу старушки, однако возникает непреодолимое препятствие: никто не может вручить постановление ответчику. Почему же так происходит? Ответ на этот вопрос и составляет основную идею рассказа.

Помещица дала человеку в долг по нескольким причинам: во-первых, человек из приличной семьи, когда-то старушка знавала его мать, во-вторых, он богат, и старушка думала, что вскоре она получит деньги обратно. А сумма долга огромная, целых 15 тысяч рублей. Проходит время, а деньги никто не возвращает. Она едет в Петербург и здесь узнает о должнике много нового. Подберем цитаты, характеризующие должника.

«...должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе».

«Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника».

«он платить не привык, и если очень докучать станете - может вам неприятность сделать».

«...он барин хороший, но только дурной платить; а если кто этим занялся, тот и всё дурное сделает».

Таким образом, в рассказе поднимается тема «маленького» человека. Наивная и беззащитная старушка-помещица приехала в Петербург и начала войну с представителем высшего общества. Все вокруг сочувствуют старушке, однако все уверены, что она проиграет эту войну, слишком уж неравны силы.

«-Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше! Нам очень вас жаль, да что делать, когда он никому не платит... Утешьтесь тем, что не вы первая, не вы и последняя».

Рассказ приобретает трагикомический оттенок, поскольку старушка-помещица никак не может понять и принять аксиому русской жизни: есть категория людей, которым закон не писан.

«-Ну, так тогда употребите меры.
- Да вот тут-то, - отвечают, - и точка с запятою: мы не можем против всех «употреблять меры». Зачем с такими знались.
- Какая же разница?
А вопрошаемые на неё только посмотрят да отвернутся или даже предложат идти высшим жаловаться».

Обращает на себя внимание тот факт, что окружающие обвиняют во всем старушку, ссылаясь на то, что она не тому человеку деньги занимала. Помещица даже обращается в высшие инстанции и пытается дать взятку в размере трех тысяч рублей, однако никто не хочет ей помочь. Таким образом, в рассказе осуждается бюрократическая система России XIX века. Несовершенство законодательных норм и исполнительной системы, бессильных перед имеющими власть людьми и равнодушными к проблемам «маленького» человека. Именно в этот трагический момент в рассказе появляется спаситель. Личность эта таинственная и узнаем мы о ней очень мало.

«- Спрашивала - кто он такой и какой на нём чин? "Это, говорит, в нашем обществе рассказывать совсем лишнее и не принято; называйте меня Иван Иваныч, а чин на мне из четырнадцати овчин, - какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу.- Ну вот видите, - это, выходит, совсем какая-то тёмная личность.
- Да, тёмная... "Чин из четырнадцати овчин" - это я понимаю, так как я сама за чиновником была. Это значит, что он четырнадцатого класса. А насчет имени и рекомендаций прямо объявляет, что "насчет рекомендаций, говорит, я ими пренебрегаю, и у меня их нет, а я гениальные мысли в своем лбу имею и знаю достойных людей, которые всякий мой план готовы привести за триста рублей в исполнение"».

Сначала нам, как и автору, кажется, что перед нами очередной мошенник, который хочет воспользоваться доверчивостью старушки-помещицы, однако вскоре мы понимаем, что Иван Иванович руководствуется не желанием заработать денег, а желанием восстановить справедливость и наказать виновного.

«- Почему же, батюшка, непременно триста?

А так - уж это у нас такой прификс, с которого мы уступать не желаем и больше не берём.

Ничего, сударь, не понимаю.

Да и не надо. Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни. Мне двести за мысль и за руководство да триста исполнительному герою, в соразмере, что он может за исполнение три месяца в тюрьме сидеть, и конец дело венчает. Кто хочет - пусть нам верит, потому что я всегда берусь за дела только за невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего».

И старушка-помещица доверилась Ивану Ивановичу, поскольку выхода у нее не было. Иван Иванович вместе со своим помощником провернул блестящую операцию, они спровоцировали скандал на вокзале, с которого франт собирался уехать за границу. Приехала полиция и должнику публично вручили судебное предписание. Франту ничего не оставалось делать, как выписать чек на всю одолженную сумму и вернуть 15 тысяч.

Таким образом, справедливость восторжествовала, но мы с вами понимаем, что это единичный случай, а сколько таких обманутых людей остается без защиты государства.

Парадокс - (от греч. paradoxos - странный ), афоризм, резко расходящийся с общепринятым здравым смыслом, часто имеющий остроумную форму. Назначение парадокса - заставить читателя или слушателя задуматься над, казалось бы, очевидными вещами. Парадокс часто используется в сатирической литературе, в ораторской прозе. На парадоксах основаны анекдоты, пародии.

Согласно Табели о рангах, введенной Петром Великим в 1772 году, чины в России делись на 14 классов; 14-й (коллежский регистратор) был низшим.

Герои произведений русской литературы, в которых поднимается тема «маленького человека», - чиновники четырнадцатого класса. В качестве примера можно вспомнить повесть Пушкина «Станционный смотритель». Посмотрим, как А.С. Пушкин пишет о чиновнике класса.

«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих писателей)». (Рис. 2.)

Рис. 2. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ()

В конце урока хотелось бы обратить ваше внимание на название рассказа. Лесков называет Ивана Ивановича старым гением. Чтобы понять смысл этого названия, давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, какие значения даются слову «гений».

  1. Высшая степень творческой одаренности, проявление такой одаренности.
  2. Выдающиеся способности, талант в определенной сфере деятельности.
  3. Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.
  4. (разг.) Тот, кто в совершенстве владеет чем-то.

Именно последнее значение можно отнести к нашему герою. Он смог то, что остальные, по тем или иным причинам, не смогли. Читая произведение, мы восхищаемся умом и талантом Иван Ивановича, он воплотил в себе лучшие черты русского национального характера: благородство, честность, стремление защитить окружающих, хитрость.

Именно благодаря таким людям, как Иван Иванович, мы с уверенностью можем процитировать Лескова: «В России невозможности нет».

Прификс (франц. prix fixe) - твердая цена.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - 2009.
  2. Азбукин В.Н. Жанр очерка в творчестве Н.С. Лескова / В.Н. Азбукин // Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах: тез. докл. 2-й межвуз. конф. литературоведов. - Вологда, 1969. - С. 84-86.
  3. Алексеева Т.А. Поэтика повествования в рассказах Н.С. Лескова: авто-реф. дис. канд. филол. наук / Т.А. Алексеева. - М., 1996. - 15 с.
  1. Foxdesign.ru ().
  2. Ruskline.ru ().
  3. Sdamna5.ru ().

Домашнее задание

  • Напишите сочинение о том, кто виноват в страданиях старушки (по рассказу «Старый гений»).
  • Ответьте на вопросы:
  • 1. Понравился ли вам рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»? Почему?
    2. Расскажите, кого называют в этом произведении «старым гением».
    3. Почему он берется «за дела только невозможные»? Что это за «дела»?
    4. Как вы поняли содержание рассказа? Почему старушка, мелкопоместная дворянка, заложила свой дом и дала в долг петербургскому повесе? Что ею двигало? На что она рассчитывала?
    5. Защищает ли закон бедную вдову? Каким образом?
    6. Почему же тогда никак не выполнялось судебное предписание? Кто должен был
    решать эту проблему? Почему же она казалась неразрешимой всем чиновникам, от
    мала до велика?
    7. Как писатель раскрывает трусливую и продажную сущность столичного
    чиновничества? Обоснуйте свой ответ.
  • Опишите героиню рассказа. Какие черты характера подчеркивает в ней автор? Уточните, каким вам представляется отношение автора к герою.

В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Старый гений” лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, “непреодолимое препятствие” возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.

Композиция произведения Н. Лескова “Старый гений” построена на рассказах ее самой

Наблюдателю. Художественными приемами являются ирония и сарказм, иногда создается эффект трагикомедии. Автор выступает в произведении рассказчиком, создав свой образ человека, который сочувствует старушке, дает ей немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды.

Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.

Идея рассказа Н. Лескова “Старый гений” – беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является

Мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа “старого гения”.

Темы рассказа Н. Лескова “Старый гений” – тема бюрократии, тема “маленького человека”, тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц.

Образы рассказа Н. Лескова “Старый гений”:

В первую очередь интересен образ старушки. Это верующая женщина, она никому не желает зла, даже своему должнику. Она простодушна и непосредственна. Старушка не понимает, законов, по которым живут богатые франты и чиновники: “Как же ему нельзя вручить повестку, если его состояние намного больше, чем он нам должен?” – недоумевает она.

Образ “старого гения”: это “темная личность”. О его гениальности можно говорить лишь с долей иронии. Это хитрый и опытный человек, бывший чиновник. Он просто додумался, на чем можно ловить мошенников, на которых ни Закон, ни совесть повлиять не могут.

Обидчика старушки он “прижал к стене” публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию, помешавшим должнику уехать за границу с любовницей. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только этому пройдохе удалось спасти старушку и ее семью от голода и холода.

Автор создает иронический ореол загадочности над “таинственным планом гения мысли” Ивана Иваныча. А план оказывается прост: любым способом затащить должника в полицию, поставить его в неловкое положение, чтобы полиция “заодно” вручила повестку.

Образ франта подается понемногу в мелочах. Он законченный эгоист, которого не трогают ни слезы, ни мольбы. Деньги и связи не оставили в нем ничего от морали, он намерен только развлекаться и жить за счет других. На франта можно повлиять, лишь помешав его планам публично. Такова и его богатая любовница, сбежавшая уже в начале драки на вокзале.

Об образе рассказчика было сказано выше. Образ “сербского сражателя”, хулигана и выпивохи, тоже оказывается в рассказе положительным. Ведь он “исполнитель плана” спасения старушки. У этого солдата свои понятия о справедливости. Едучи в очередной раз устраивать драку, он уверяет старушку, что все будет “честно и благородно”.

Также в рассказе есть сборный образ чиновников без имен. В Лесков очень остро и иронично показал типичные недостатки этого класса. Это бесполезность и нежелание применять имеющуюся власть либо лень и трусость ее применить, а также пустословие.


(Пока оценок нет)



Анализ рассказа Н. Лескова “Старый гений”

Related posts:

  1. Читая рассказ Николая Лескова “Старый гений”, я подумал: ничего не поменялось в России за двести лет. Как богатые обижали бедных, так и обижают. Как жили...
  2. В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Человек на часах” лежит нравственная проблема. Это проблема человеческого долга. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, оказывается перед сложнейшим...
  3. Когда я читал произведение Николая Лескова “Человек на часах”, то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям жизнь. Но иногда начинается...
  4. Рассказ “Свидание” относится к циклу рассказов “Записки охотника”, написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые...
  5. Рассказ “Чистый понедельник” удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Встреча двух людей приводит к возникновению прекрасного чувства-любви. Но ведь любовь – это не только радость, это...
  6. Рассказ “Потомки солнца” опубликован в первой части хрестоматии для XI класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством “Просвещение”. В 20- 30-е...
  7. “Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как ” Старуху Изергиль” написал”, – признавался Горький Чехову. “Старуха Изергиль” удивительно выразительно и красочно говорит...
  8. Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет И....

«Жизнь прожить — не поле перейти», — гласит народная мудрость. Ровных, прямых путей не бывает. Люди сталкиваются со множеством проблем, требующих нетривиального решения. Но действительность тем и хороша, что всегда находятся те, кто готов прийти на помощь слабым, протянуть им свою надёжную руку. О хитрости и смекалке «пассажного гения», который восстанавливает справедливость, повествует Н. С. Лесков

В 1884 году в юмористическом журнале «Осколки» было напечатано произведение «Старый гений». Николая Семёновича не покидало ощущение «глухого тупика», когда вокруг умирало все благородное и честное. Стремительно шли в гору и занимали руководящие должности те, кто заслуживал исключительно презрения и порицания.

Писатель безмерно любил родину и ощущал душевную взволнованность за её будущее. В рассказе автор подчёркивает, что не готов мириться с бюрократическим произволом и будет обличать нарушение законности в различных его проявлениях.

Жанр, направление

Лесков – представитель реалистического направления в литературе. Мотив обличения чиновничьей вакханалии, происходящей на всех уровнях, красной нитью проходит через рассказ.

Приёмы иронии и сарказма используются мастером с целью заострить внимание читателей на реалиях того времени.

Суть

Добрая старушка, заложив свой домик, занимает великосветскому франту большую сумму денег. Когда подходит срок возвращения долга, молодой человек исчезает, оставляя помещицу в бедственном положении: неуплата кредита грозит ей вместе с внучкой и недвижимой дочерью тем, что вся семья окажется на улице.

Старушка едет в Петербург «искать справедливости», но исполнительные органы власти, выражая ей сочувствие, ничем помочь не могут. Иван Иваныч – чиновник, считающий, что нет ничего невозможного, — предлагает свои услуги. На следующий же день «проворачивает» дело таким образом, что полицейский лично вручает обманщику его расписку о возврате денег. Это позволяет сдвинуть ситуацию с мёртвой точки и вынуждает «афериста» полностью погасить задолженность.

Главные герои и их характеристика

  1. Важное качество старушки-помещицы — «прекрасная честность». Она великодушна, не отказывает в помощи тем, кто к ней обращается, заботится о близких. Неурядицы, периодически возникающие в ее судьбе, заставляют действовать решительно, а не опускать руки. Несмотря на то, что она «обожглась», ее сердце все равно сохраняет веру в человеческую искренность и порядочность.
  2. Иван Иваныч – делец, обладающий замечательным умом и отменной логикой. Ему доставляет удовольствие искать выход из трудных положений. Не в его правилах наживаться на чужих несчастиях (он берёт незначительные суммы за свои услуги), важнее всего – оказание помощи. Порядочность, обязательность, мягкосердечие и гуманность – основные черты характера, вызывающие к нему доверие. Он человек слова и чести, что, прежде всего, располагает других «открыть» ему свои тайны.
  3. Великосветский франт – эгоист, живущий за счет других. Он принадлежит к одной из тех фамилий, перед которой открываются блестящие перспективы. Ежемесячно ему выплачивают высокое жалование по службе, он получает огромные доходы с имений. Казалось бы, есть все, чтобы прожить достойно. Но лицемерное использование людей для увеличения собственного капитала становится его неискоренимой привычкой.
  4. «Сербский сражатель » – помощник Ивана Иваныча, практический исполнитель его идей. Уверен, что все может устроить, только сначала нужно выпить для храбрости. Носит военный костюм, имеет неопрятный вид. Нет постоянного жилья.
  5. Рассказчик – второстепенный персонаж, имеющий свое видение происходящих событий. Он выступает в роли наблюдателя, который искренне сочувствует помещице, но не верит в торжество справедливости.
  6. Темы

    Лесков продолжает в литературе тему незащищённости «маленького человека», которая тесно переплетается с главной темой его творчества – праведности.

    Иван Иваныч появляется в повествовании неслучайно. Он — праведник, помогающий нуждающемуся. Старая женщина перепробовала всевозможные варианты, чтобы «приструнить» наглеца, но ничего не получилось. Её охватило отчаяние. Тогда этот загадочный ангел-хранитель словно спустился на бренную землю и помог беззащитной душе. Справедливость восторжествовала.

    Как бы ни изворачивались власть имущие, каких бы «покровителей» себе ни выбирали, путь лжи и унижения себе подобных никогда не принесёт успеха. Правда всегда займёт подобающее ей место.

    Проблемы

    1. Проблема бесправия . Сколько в России судеб, пострадавших от бюрократического аппарата? Бесправна ли личность в нашей необъятной стране? – эти главные вопросы глубоко волнуют автора. Где властвует страх, там владычествует ничтожество. Лесков хотел, чтобы читатели поняли эту мрачную истину.
    2. Проблема безответственности и безнаказанности. Великосветский франт – нахлебник чистой воды. Он живёт на всем готовеньком, привык к безнаказанности. Почему появляются в обществе нахлебники, бессердечно отбирающие последние деньги у обычных людей? Наверняка, они прекратили бы свою «грязную» деятельность, если бы органы исполнения и наказания привлекали бы их к ответственности. В повествовании же ни приставы, ни полиция не смеют наглому обманщику даже слова лишнего сказать, так как очень боятся его влиятельного родственника.
    3. Блат и кумовство. Одна из проблем рассказа – покровительство «родному человечку». Существует в России определённый слой населения, по отношению к которому власть имущие не могут, да и не хотят «принимать меры», кабы себе хуже не было. Бедная старушка как только ни добивалась правды у «высших», но все оказалось тщетно. Молодой бездельник имел некое могущественное родство, что не позволяло его поймать.
    4. Проблема сострадания . Насколько должно окаменеть сердце у человека, лишившего старушку, ребенка и его больную мать дома? Бездушие и бессердечие молодого франта поражают.
    5. Главная мысль

      Непросто сложилась жизнь писателя. Несправедливость, лесть, лицемерие окружали его. Но вера в то, что еще не все потеряно, что всегда найдётся «хороший человек», незаметно творящий добро, помогала ему бороться за справедливость. Эта вера и есть основная идея произведения. Рядом с праведниками всегда тепло и спокойно. Именно такими людьми вдохновлялся мастер, связывая с ними самые светлые надежды на будущее.

      Смысл произведения заключается в том, что надо верить в лучшее, вопреки всему. Тогда непременно появится тот, кто сможет помочь и защитить от невзгод. Русский народ не бесправен. Он обладает смекалкой, добропорядочностью, широтой своей души. Находчивость и желание делать добро помогают человеку занять своё достойное место в жизни.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!