К началу XIX в. на территории лезгин не было бек- ских владений, если не считать сел. Кака Самурского округа, где в конце XVIII в. обосновались беки из рода казикумух- ских ханов. Какинским бекам подчинялись и соседние селения Ялаг и Луткул. Каждое селение поставляло бекам 75 рупе пшеницы (112,5 пуда) и отрабатывало по три дня с дыма.

Но уже в 1813 г. после образования Кюринского ханства, куда вошли в основном предгорные районы, лучшие земельные угодья здесь были розданы бекам, также принадлежавшим к казикумухскому ханскому дому. Закрепощенные крестьяне (раяты) обязаны были платить бекам подать и отбывать феодальные повинности. Так, жители селений Нютюг, Куркент, Карчаг, Екендил, Зизик и Чилик нынешнего Касумкентского района, подчинявшиеся бекам из сел. Карчаг, не имели права без разрешения последних отлучаться из своих селений, платили подать, обрабатывали земли беков, возили им дрова на своих подводах и т. д. Во второй половине XIX в., с проникновением капиталистических отношений в лезгинское село, усилилось расслоение среди горцев. Наряду с выделением горстки крупных землевладельцев и барановодов, быстро росло число крестьяп-бедняков. По переписи 1886 г., из 2927 хозяйств Курахского наибства (нынешний Курахский район), считавшегося крупнейшим скотоводческим районом в Дагестане, совершенно не имели крупного рогатого скота 655 хозяйств, овец и коз - 1851 и лошадей 1961 хозяйство. В Самурском округе в 1917 г. не имело крупного рогатого скота 69% хозяйств, рабочего скота 39,9% хозяйств и земли 20% хозяйств. В то же время отдельные хозяйства сосредоточивали в своих руках большое количество скота и земельных угодий. Так, житель сел. Маза Джафар Гаджи Джалил-оглы имел 20 голов рабочего скота, 11 голов крупного рогатого скота, 1470 голов овец и 45 сабов пахотной земли. Еще в начале XX в. зависимые сословия в лезгинском обществе, как и во всем Дагестане, продолжали нести феодальные повинности в пользу беков. Под влиянием революции 1905 г. крепостные Кюринского округа стали в 1906 г. отказываться от выполнения этих повинностей. В 1907 г. то же произошло в селениях Луткул и Ялаг Самурского округа. Но только в 1913 г. был опубликован закон об освобождении зависимых сословий в Дагестане, причем вплоть до Великой Октябрьской революции «освобожденные» крестьяне вносили большие выкупные платежи. Наряду с беками лезгинское крестьянство эксплуатировали крупные барановоды-кулаки, торговцы и мусульманское духовенство. Жестокому угнетению подвергались и лезгинские рабочие. Царское правительство душило народ непосильными налогами.

Лишь установление Советской власти избавило трудящихся лезгин от ига эксплуататоров. На смену старому обществу, делившемуся на угнетателей и угнетенных, пришло социалистическое содружество рабочих, колхозного крестьянства и интеллигенции.

Современная семья у лезгин состоит чаще всего из пяти - восьми человек. В состав ее, кроме отца, матери и детей, входят родители мужа или жены, часто несовершеннолетние братья и сестры жены или мужа, овдовевшие невестки. В некоторых селениях (Касумкенте, Икре, Ахтах, Ми- крахе и др.) встречаются семьи, состоящие из 15-17 человек, в том числе двух - четырех женатых братьев. Но вообще большие семьи у лезгин были редкостью уже во второй половине XIX в. Взаимоотношения между членами семьи в течение многих веков строились на беспрекословном повиновении старшим и на неравноправии женщин. В советское время лезгинка - колхозница, работница, служащая - стала экономически независимой, получила доступ к образованию и общественной деятельности. Все это вместе с проведением в жизнь советского законодательства о браке и семье высвободило лезгинку из неограниченной зависимости от отца, брата и мужа. Однако есть еще много фактов, свидетельствующих о силе патриархально-родовых традиций, которые все еще мешают многим лезгинкам занять действительно равное положение с мужчиной. Во многих семьях женщина при посторонних не станет принимать пищу вместе с мужчинами, а мужчины стыдятся открыто помочь женщине в работе и т. п. Необходима еще немалая разъяснительная работа, чтобы эти пережитки ушли в прошлое.

В недавнем прошлом большую роль в лезгинском быту играли пережитки патриархально-родовых отношений. Правда, еще не исследовав вопрос о существовании у лезгин родовой собственности, но такие остатки родового строя, как кровомщение, взаимопомощь родственников, компактное проживание родственников в одном квартале, беспрекословное повиновение старшим родственникам и т. д., еще долго сохранялись. Кровомщение исчезло у лезгин лишь незадолго до Октябрьской революции, а взаимопомощь родственников давно уже дополняется и сменяется взаимопомощью односельчан вообще.

Многие старые обычаи и предрассудки за последние годы исчезли или претерпели существенные изменения. Так, изменению подверглись обычаи, связанные с родами. В связи с открытием больниц и родильных домов перестают применяться, например, магические средства, к которым прибегали бабки для «облегчения» родов. Прежде на время родов отец удалялся из дома. Тот, кто первым сообщал ему о рождении ребенка, получал от него подарок. Рождение дочери считалось менее радостным событием, чем рождение сына. Имя ребенку давал кто-либо из старших родственников. Это сопровождалось семейным праздником и угощением. Нередко ребенку давалось, да и теперь дается, имя покойного деда или другого умершего родственника.

Браки у лезгин в прежнее время заключались предпочтительно среди родственников. В настоящее время этот обычай эндогамии исчезает. Заключению брака предшествовал предварительный сговор между родителями жениха и невесты, причем нередко, когда последние были еще детьми. Иногда браки заключались и путем похищения невесты; но к нему прибегали при нежелании невесты вступить в брак или в случае сопротивления ее родителей. Свадьбе предшествовала процедура сватовства. Близкий родственник жениха приходил к родителям невесты и делал им предложение. После получения согласия одна из близких родственниц жениха приносила невесте блюдо плова, кольцо и платок. Спустя некоторое время отец жениха в сопровождении нескольких мужчин приносил в дом невесты деньги и платок. Тут же, за угощением, стороны договаривались о размерах калыма. С этого времени и до свадьбы жених не смог встречаться с невестой.

Свадьба начиналась пиршествами в доме жениха и в доме невесты, происходившими порознь. При браке внутри одной родственной группы родственники во время свадьбы разделялись на два лагеря - сторону жениха и сторону невесты, между которыми инсценировалось состояние борьбы. Жених в начале свадьбы уходил к одному из своих родственников или товарищей и там веселился в кругу друзей. Потом жених и его свита с музыкой и танцами отправлялись за невестой. Ей полагалось некоторое время отказываться покинуть свой дом. Наконец, невесту с лицом, закрытым платком, сажали на коня или в экипаж (арбу, фаэтон) и везли в дом жениха. Впереди шел распорядитель свадьбы, за ним музыканты, затем жених и его товарищи, остальные мужчины и женщины. В конце процессии ехала невеста, которую сопровождали пожилая родственница и одна из подруг. За ними везли приданое.

Когда невеста подъезжала к дому жениха, в нее из соседних домов бросали деньги, орехи, конфеты, сахар и пр. При входе в дом жениха невеста должна была раздавить правой ногой положенную на пороге ложку с маслом. После этого невесту вводили в комнату и сажали на сундук с приданым. Все время, пока продолжалось гуляние, невеста должна была сидеть молча. Около полуночи к ней приходил жених, а окружавшие невесту девушки и женщины уходили. Утром жених уходил на речку купаться, а потом весь день проводил в доме своего приятеля или родственника.

Теперешняя свадьба лезгин во многом отличается от старой свадьбы. Браки заключаются без уплаты калыма и без участия муллы. Исчезли случаи похищения невест и обручения несовершеннолетних. Свадебная церемония в общем не изменилась, за исключением отдельных моментов. Так, во многих селениях невесту везут в дом жениха уже не на коне или на арбе, а на легковой автомашине, а ее приданое - на грузовой.

Похороны у лезгин, как и у других народов Дагестана, по своей внешней форме не отличаются от обычных мусульманских похорон (покойника завертывают в саван, кладут в могилу на правый бок, головой на запад и пр.). Теперь, в связи с массовым отходом населения от религии, религиозные обряды при погребении соблюдаются все реже и реже.

Религия

До Великой Октябрьской социалистической революции официальной религией лезгин был ислам суннитского толка. Жители сел. Мискияджа Докузпаринского района издавна были шиитами. Известно, что в Южном Дагестане ислам стал насаждаться еще в VIII в. арабскими завоевателями. Неудивительно, что он глубоко проник в общественный и семейный быт лезгин. Не только в период присоединения Дагестана к России, но и во время Октябрьской революции и гражданской войны, а также в последующие годы лезгинское духовенство выступало в союзе с крупными скотоводами и торговцами. Вплоть до коллективизации у лезгин повсеместно существовали мечети, не только общие для всего селения (джума-мечети), но и квартальные. До утверждения Советской власти в Дагестане мечети владели значительным количеством сенокосных и пахотных угодий (вакуфы), которые Советская власть передала в руки трудящихся. Ныне все больше и больше среди основной массы лезгин изживаются религиозные предрассудки. Они в особенности чужды молодежи и людям среднего возраста. Это является следствием невиданного роста культуры и просвещения народа. Было бы, однако, неправильно думать, что с религией у лезгин все уже покончено. Еще есть немало таких, которые совершают намазы, украшают жертвенными тряпочками могилы «святых», так называемые пиры и т. д.

Несмотря на длительное существование в лезгинском обществе ислама, здесь сохранялись до недавнего времени и некоторые следы древних верований. Лезгинское слово гъуцар, употребляемое как синоним «аллаха», в прошлом, видимо, было именем одного из языческих богов. Такой же доисламский характер имели праздник весеннего равноденствия, сопровождавшийся обрядом зажигания костров, через которые прыгали юноши; майский праздник сбора цветов; шествие мужчин с разукрашенными ветками во время засухи, участники которого обливали друг друга водой; шествие девушек с куклой во время чрезмерно обильных дождей; поклонение «священной» горе Шалбуздаг; вывешивание во дворах в качестве оберега от «дурного глаза» подков, черепов и костей собаки и коня; разнообразные магические средства, употреблявшиеся при родах, на свадьбах, при постройке дома и т. д.

Среди последних материалов по переписи 2010 года Госкомстат представил доклад, посвященный демографическим и социально-экономическим характеристикам населения наиболее крупных по численности (свыше 400 тыс.) национальностей Российской Федерации.

Данный доклад позволяет получить более подробные сведения по отдельным национальностям и выявить интересные изменения, которые произошли с ними за межпереписной период. Среди дагестанских народов в «заветном» списке оказались аварцы, даргинцы, кумыки и лезгины.

Половозрастная дагестанских народов выглядит гораздо более обнадеживающей на фоне общероссийских показателей, хотя и у них она ухудшилась по сравнению с 2002 годом. Увеличение доли женского населения можно в определенной степени связать с тем, что часть дагестанцев оказалась не учтена в крупных городах: так как среди них преобладают мужчины, то они и понесли большие потери. Так, на 1000 мужчин приходится 1062 женщины у кумыков, 1027 - у аварцев и 1027 - у даргинцев, против 1163 - в пересчете на все население России. Лезгинских мужчин пока еще больше, чем женщин - 1000 и 989 соответственно. Данная особенность имеет миграционную природу: большинство лезгин-иностранцев являются мужчинами, приехавшими на заработки из Азербайджана. Правда, такая особенность постепенно сглаживается - многие лезгины, освоившись на новом месте, забирают с собой и свои семьи.

Дагестанские народы являются «молодыми». Их медианный возраст, который делит населения старше и моложе него ровно пополам, гораздо ниже по России в целом, составляющего 38 лет. Причем у аварцев, кумыков и даргинцев он не достигает 27 лет, у лезгин он выше, в том числе из-за мигрантов, имеющих более высокий медианный возраст.

Схожая ситуация наблюдается и в соотношении трех возрастных групп: трудоспособное население, старше и моложе трудоспособного. У аварцев по сравнению с остальными тремя народами высока доля пожилого населения - 9,8%. У даргинцев - 9,3%, у кумыков - 9,2%, а у лезгин - 9,0%. У аварцев и даргинцев удельный вес старшего поколения снизился, у лезгин и кумыков - чуть вырос. Тем не менее, повышенной доле пожилых аварцев трудно найти объяснение.

У аварцев также самая высокая доля лиц моложе трудоспособного возраста - 28,2%. У даргинцев и кумыков - чуть более 27%, у лезгин - около 25%. За восемь лет она упала у всех на 4-5%. Учитывая ненадежность статистических данных по Республике Дагестан, из-за чего, скорее всего, оказалась завышена эта цифра у кумыков, что повлияло в свою очередь и на их медианный возраст, сложно дать им какую-либо трактовку. Весьма подозрительным является рост численности населения моложе трудоспособного населения у кумыков (на 3,3%), который больше ни у кого из остальных 22 народов (в том числе у чеченцев и ингушей) не наблюдался. Снижение же удельного веса этого показателя говорит о больших приписках и в группе трудоспособного населения. Такие противоречия не позволяют увидеть достоверный социально-демографический портрет кумыков

Возможно, что у лезгин уровень рождаемости в настоящее время (и в 2002 году) более низкий по сравнению с аварцами и даргинцами, но на это повлияла также и миграция. В целом повышенная доля трудоспособного населения и пониженная - нетрудоспособного у лезгин также имеют миграционную причину, так как среди мигрантов, особенно трудовых, преобладают лица среднего и молодого (старше 16 лет) возраста.

Более точно уровень рождаемости, распределение женщин старше 15 лет по числу рожденных детей. У дагестанских народов за восемь лет примерно на 1% (у даргинцев - на 1,5%) вырос удельный вес бездетных женщин, составив 31-33%. Также выросла доля женщин, имеющих одного или двух детей, особенно у лезгин (на 3,2%). А многодетные женщины, родившие 3-х и более детей стали менее распространенным явлением: их доля снизилась от 1,7% (у кумыков) до 4,4% (у лезгин). Больше всего многодетных матерей у аварцев и даргинцев - по 35,5%, у кумыков - 32,9%, у лезгин - 30,5%. Дагестанские народы существенно уступают по последнему показателю чеченцам и ингушам, у которых он достигает 41-41,5% и даже вырос за восемь лет на 1-2,5%. Но к статистическим данным по кавказским народам надо относиться скептически, так как они искажены, особенно по отдельным народам. В целом можно отметить, что налицо снижение рождаемости и перенесение рождений на более поздний возраст.

Примечательны показатели по состоянию в браке. У мужчин и женщин дагестанских национальностей наблюдается небольшой рост или стагнация (у даргинских женщин) доли лиц, состоящих в браке. На этом фоне выбивается из общего ряда рост женатых мужчин у лезгин с 60,4% до 66,0%, превративший их из аутсайдеров в лидеров. Однако такого роста нет у женщин лезгинок (всего на 0,8% против 5,4%), из чего можно сделать вывод, что в жены лезгинские мужчины брали представительниц других народов. Мужчины, создающие межнациональные браки, в большинстве своем - это мигранты в крупных городах и нефте-газовых регионах.

Лезгинки также имеют самый высокий удельный вес замужних - 62,2%. А у аварок он ниже, чем у остальных - 57,3%, зато доля вдовых повышена - 11,9% (у лезгинок - 9,6%).

Еще одним отклонением является высокая в сравнении с остальными дагестанскими народами доля разведенных женщин у кумыков. Данная особенность проявляется не очень ярко, но вполне отчетливо: у лезгин и даргинцев - 6%, у аварцев - 7%, а у кумыков - почти 9%. Видимо, в кумыкской среде разводы воспринимаются менее остро, и разведенная женщина у них чувствует себя более уверенно.

Число моноэтничных домохозяйств выросло у всех дагестанских народов примерно на 20-25%. У аварцев - 185 тысяч, у даргинцев - 121, у кумыков и лезгин - по 90. Одновременно с этим уменьшился их средний размер, который имеет диапазон от 4,2 человека у даргинцев до 4,7 - у кумыков (у них меньше всего домохозяйств, состоящих из одного человека - 1,5%). Если сопоставить эти показатели, то они коррелируют у всех народов, только кумыки не совсем вписываются в них, так как при самом большом росте домохозяйств у них наблюдалось минимальное уменьшение их размеров. Не исключено, что большие семьи у кумыков еще крепки, но роль приписок в этом случае более ощутима. При росте межнациональных союзов у лезгин сильный прирост моноэтничных семей также вызывает сомнение, если только мы не наблюдаем распад крупных домохозяйств на более мелкие.

Дагестанские народы примерно одинаково владеют родным языком 82,4-82,9% (лезгины, даргинцы и аварцы) и 79,2% (кумыки). Обратное соотношение наблюдается с русским языком: у кумыков - 95%, у аварцев - 92%. Больше всего не знающих русский язык обнаружилось не у кавказских народов, а у якутов - 9,4%.

Немного иные цифры мы видим в распределении по родному языку. У всех народов не намного увеличилась доля лиц, указавших в качестве родного язык своей национальности. У даргинцев, кумыков и аварцев он достиг 98,0-98,2%, а у лезгин - 94,9% (правда, вырос почти на 1%). Родной язык в данном случае зачастую служит способом показать сопричастность к своей национальности, и человек им может не владеть вовсе. У лезгин почти в 3 раза оказался выше удельный вес лиц, назвавших родным русский язык. Примерно такая же картина наблюдалась и в 1989 году. Однако если дагестанские народы продолжат утрачивать знание родного языка, то вначале резко упадет доля лиц с языком своей национальности в качестве родного, а потом будет происходить смена этнического самосознания. У более мобильных лезгин этот процесс начался чуть раньше, чем у других крупных дагестанских народов.

Только у 8 из 22 самых крупных народов России доля лиц, имеющих образование (основное общее и высшее) превышает общероссийский показатель - 94%, в их числе лезгины - 95,2%. Вплотную приблизились к средней цифре кумыки - 93,8%. У аварцев и особенно у даргинцев уровень образования пока еще довольно низкий - 91,5% и 89,2% соответственно. Но они постепенно сокращают имеющийся разрыв.

Представляет интерес доля лиц с высшим и послевузовским образованием среди дагестанцев. Тут также лидируют лезгины с 21,6%, хотя и они недотягивают до среднероссийского уровня - 23,4%. Но если прибавить к ним лиц с неполным высшим образованием, то тогда они ему соответствуют (28%). У кумыков эти показатели достигают 19 и 25% соответственно. От них существенно отстают аварцы (15,8% и 21%) и даргинцы (15,6% и 20,5%), и за восемь прошедших лет этот разрыв увеличился. В качестве примера можно привести максимальный и минимальный уровень лиц с высшим образованием, отмеченный у крупнейших народов: у осетин он достиг 30%, у чеченцев же составил всего 11,8%.

Главным источником средств к существованию у дагестанских народов является… иждивение. Если в 2002 году доля иждивенцев у них (кроме лезгин) превышала 50%, то сейчас она значительно снизилась, но все еще высока (до 43,3% у даргинцев). Одной из основных причин такой особенности является высокая доля детей в возрастной структуре дагестанских народов.

На втором месте (кроме аварцев) - трудовая деятельность. У кумыков этот показатель достигает 33%, у лезгин - 32,3%, у даргинцев - 29,1% и аварцев - 26,7%. В целом по стране трудовая деятельность является основным источником средств, охватывая 48% населения. Третьим (ранее вторым) по значимости источником являются пособия, включая пособия по безработице: от 25,5% - у кумыков, до 30% - у аварцев. Затем идут личное подсобное хозяйство и пенсии, особенно у аварцев - 20,4% и 15,2% соответственно. Остальные источники средств к существованию являются не столь значимыми.

Взрослое население, представленное домохозяйствами в возрасте 15-72 лет, демонстрирует меньшую экономическую активность, чем по России в целом. В частности у русских экономически активное население составляет почти 70%, у лезгин - 68,2%, у кумыков - 64,3%, у аварцев - 61,7%, а у даргинцев - лишь 59%. Доля безработных у дагестанцев чрезвычайно высока: от 15,6% у кумыков, до 22,8% у лезгин. Причиной этому является трудоизбыточность Дагестана и высокая безработица, особенно в Юждаге.

Занятое население состоит в основном из лиц, работающих по найму. Их доля у дагестанцев составляет 85-88%, но у даргинцев - всего лишь 76,9% (уступающих только азербайджанцам). Это можно связать с высокой предпринимательской активностью даргинского населения.

Соотношение полов у лезгин показывают преобладание мужского населения. Такая структура населения отличает лезгин от остальных крупных народов и свидетельствует о том, что в нашей стране живет и работает большое количество трудовых мигрантов из Азербайджана представленных в значительной степени мужчинами.

Правда, соотношение полов чуть выровнялось с момента последней переписи: доля женщин возросла с 48,7% до 49,5%. Но скорее всего это связано с недоучетом лезгин в крупных городах, а именно туда и направлена трудовая миграция. Кроме того, лишь небольшая часть лезгин из Азербайджана была учтена в переписях как 2002, так и 2010 года. Такая ситуация объясняется тем, что мигранты, нежелающие осложнять свое пребывание в России, избегали общения с переписчиками. В 2010 году также был замечен тренд в сторону увеличения доли русского населения в Москве и других городах, происходивший за счет нерусского население. Одной из причин такой политики является попытка успокоить русских горожан засильем мигрантов в городах.

Как бы то ни было, в Россию переехало на временное и постоянное место жительство много лезгин не только из Азербайджана, но и из Туркмении, Казахстана и других стран. Только у армян и азербайджанцев наблюдается более деформированная половая структура - у них наблюдался более мощный «наплыв» мигрантов, с гораздо более высокой долей мужчин, чем у лезгин.

Перепись также показала падение удельного веса лиц моложе трудоспособного возраста у лезгин: с 30% до 25% за счет увеличение этого показателя у трудоспособного населения (с 61% до 66%). Доля пожилого населения осталась почти неизменной - 9%. Главными факторами этой трансформации является также миграция трудоспособного лезгинского населения в Россию и падение рождаемости.

Интересным особенностью последних лет стал ощутимый рост лезгинских мужчин состоящих в браке с 60,4% до 66%, доля замужних лезгинок изменилось незначительно с 61,4% до 62,2%. Вероятно лезгины молодого и среднего возраста, мигрируя в города, начали активнее обзаводиться семьями, причем спутниц жизни они чаще выбирают из представительниц других национальностей, преимущественно русских . Тем не менее число мононациональных лезгинских домохозяйств выросло с 72 до 90 тысяч, в среднем одно домохозяйство состоит из четырех с половиной человек. Примечательно, что доля разведенных, и среди мужчин, и среди женщин чуть упала.

Лезгинская семья становится малодетной. Этот процесс охватил и другие дагестанские народы. Растет доля женщин, не имеющих детей или родивших 1-2-х, и сокращается доля матерей, имеющих 3-х и более детей (с 35% до 31%).

Упала доля лезгин владеющих родным языком - до 82,4%, русским владеет 94,6%. При этом родной язык для лезгин становится неким символом. Удельный вес лезгин, указавших лезгинский язык в качестве родного, выросла с 94% до 94,9% с 1989 по 2010 год. По этому показателю лезгины все равно уступают народам Дагестана и вайнахам.

Более благоприятная ситуация у лезгин наблюдается в образовательной сфере. В полтора раза выросла доля людей с высшим и послевузовским образованием: с 14,4% до 21,6% (среднероссийский показатель чуть выще - 23,4%). Правда, такой же и даже более быстрый рост наблюдался и у других крупных народов. Среди горско-кавказских народов только осетины имеют более высокий уровень образования (30%). Однако, как известно, качество образование за последние годы неуклонно снижалось.

К сожалению, перепись выявила у лезгин очень высокий уровень безработицы - 22,8% от трудоспособного населения частных домохозяйств. Такая ситуация характерна для всех горско-кавказских народов и связана с тем, что Северный Кавказ является депрессивным регионом. Однако значительная часть безработных на самом деле регулярно выезжают на заработки за пределы своего региона. Следует ожидать дальнейший отток лезгин из Дагестана, пока показатель безработицы не понизится до приемлемого уровня.

Амиль Саркаров

Информационно-аналитический центр ФЛНКА

Цитата: Наира Сергеева

Я Лезгинка и замужем за Русским, у нас трое маленьких детей и всё замечательно, родственники дружат, празднуем и Курбан-байрам и Пасху с Рождеством. А главное Любовь.

Цитата: Лазарь

Слепой любов у вас Нам не нужно от русских подержка мы сами силный и умный нации А ты ностаящий предательница А кто будет Лезги ГЕНОФОНД сохранить твой Иван что ли?


Я по национальности лезгин. Жениться,замуж выходить надо по любви не зависимо от вероисповедания,национальности. Чем больше такие браки будут в России,тем меньше конфликтов будет на национальной почве. У меня очень много родственников которые женаты на русских красавиц,и замужем за русских парней.Я вам честно скажу,в таких семьях иммунитет сохранения семьи более развит,чем обычных лезгинских семьях. Дагестане последнее время наблюдается рост разводов именно среди лезгинского народа,и ничего в плохого не вижу.Конечн лезгинские девушки обеспокоены,что наши парни женяться на русских девушек,ничего плохо в этом не вижу.Наоборотбудет больше поддержи со стороны русских. Русская нация,она великая и сильная нация. Я за таких браков.


Лезгинская нация,она всегда была и есть ближе к русской нации,чем другие нации в Дагестане. У меня двоюродная сестра 80 годах вышла замуж за русского деревенского парня.Сейчас у них большая семья дети,внуки,счастливо живут. Также двоюродные братья женаты на русских девушек. У них тоже свои семьи.В Дагестане наблюдается много разводов именно среди лезгинов. Я думаю надо жениться по любви,разницы нет русская,не русская. Конечно когда кровь смешанная дети рождаются более здоровые, одаренные.


Так, девки, - харе ругаться! Я сам наполовину хохол, наполовину бульбаш, наполовину русский, хотя и других кровей тоже намешано. У меня жена - кабардинка, живем уже 4 года. Считаю, что дело не в нации - а в человеке. Считаю себя русским. А закончится весь этот плавильный котёл вот поверьте - новым Советским человеком.


Ерунду не пишите!!! Это видать лезгинские парни перестали влюблятся в своих лезгинок. И вешаются как раз они на девушек наших русских красавиц. Видно скучно им с вами,вы подчиняетесь,а мы властвовать мужчинами умеем! И по ходу им это нравится!!!

Русские Девушки очень любят нашиx лезгинскиx парней а русские парни вещаются на русскиx девушкаx потому что нацисты а русским девушкам все-равно, поженятся они или не поженятся на ниx, лезгинки девушки очень любят своиx лезгинскиx парней и выxодят замуж за своиx лезгинов как и положено. Всем лезгинкам не xватают свои лезгинские парни потому что русские девушки уводят нашиx лезгинскиx парней русская девушка должна чувства собственного достоинства.


Хкемжуь] Да не только лезгины, практически во всех дагестанских народностях наблюдается рост смешанных браков, в том числе и с русскими. Главной же причиной смешанных браков в Дагестане является отток из мононациональных сел в крупные дагестанские города где доля каждой национальности составляет не более 15 %.

Потому что русские девушки запудривают им мозги поэтому наши парни женятся на русскиx девушкаx лезгинские аварские кумыкские девушки т.д не люди что ли.


dzhama1982.. Лезгинские мужчины как спасательный круг для русских девушек в г. Махачкала и в Дагестане!!!

Лезгинские мужчины ценят своиx лезгинок а русскими девушками они живут временно через 5 или 10 лет приезжают на родину и женятся на своиx лезгинкаx по любви как и положено каждая лезгин или лезгинка должны знать свои обычаи и традиции, должны любить свой народ лезгинский. русская девушка должна любить и выxодить замуж за своего русского парня как и положено а не вещаться на чужиx парняx, русские девушки недолюбливают лезгинок а на нашиx лезгинскиx парней смотрят они. русские девушки чем лучше, чем лезгинок. Лезгинские девушки умные, симпатичные, образованные добрые и xорошо воспитанные.


tariverdiev... Вы незнайте главного... Лезгинские джигиты 99% приятный наружности а так же воспитаны умны и слабы религиозность атак же они хозяственные.Эта прекрасно знают Русачки-красавицы.Женятся(больш. на русс) ни на своих те которые финансывые полжение у родителей слабо не хочет быт обозой у родителей,знает что они не потянет свадьбу(соц. беда) .После свадбы считай что он потерял половину статуса свою Лезгинство он уже не тот Лезгин как ранше был до женитбы (старые друзья с виду не показывают а самом деле....)Если в лезги село жить и работать то положительно.... А дети если 100% будет знать Лезги язык считай что он восстоновил свой статус Лезгинство а к детям относится ровесники с уважением. Тут очень много можно ну всеровно к этому Лезгину нет такого уважение кто бы он не был..... одним словам.... АМ ВИРИДАН ВИЛЕРАГЬ АВАТНА

Ты права сестра


Татьяна] Ерунду не пишите!!! Это видать лезгинские парни перестали влюблятся в своих лезгинок. И вешаются как раз они на девушек наших русских красавиц. Видно скучно им с вами,вы подчиняетесь,а мы властвовать мужчинами умеем! И по ходу им это нравится!!!

Лезгинские парни те, которые женятся на русскиx девушкаx из-за должности из-за бабла для лучшей жизни а русские девушки этого не знают думают что наши лезгинские парни женятся на ниx по любви русские девушки вы стукнитесь лучше свои головы тупые об стенку у вас мозгов нет вы не понимаете что когда лезгин жениться на русской девушки, то лезгинка остается старой девой потому, что только лезгин должен жениться на своей лезгинке как и положено. Наши лезгинские парни идут к вам временно из-за бабла так что русские девушки отвергайте нашиx лезгинскиx парней и выxодите замуж за своиx русскиx парней как и положено ты говоришь, что лезгин имеет право жениться на русской ты не права лезгин на кого еще будет жениться когда он по национальности лезгин конечно наш лезгин будет жениться на своей лезгинке как и положено русские девушки чужие для нас ЛЕЗГИНОВ поняла, ты...


Я уже публиковал популярные высказывания с форумов, а теперь хочу продолжить поход за интересными постами. Вот наткнулся на весьма интересную тему - межнациональная любовь. В данном случае азербайджанка полюбила лезгина и у форумчан просит совета. Наверняка у девчонки не спокойно на душе. В общем читайте

Здравствуйте! Я азербайджанка, выросшая и воспитанная в типичных для нашего народа традициях морали, быта, семейного уклада и т.д. Всегда была приверженкой того, что семью надо создавать с представителями своей национальности. Но с недавних пор неожиданно для себя полюбила человека. Он - лезгин, замечательный человек. Хотела бы узнать мнение форумчан, желательно лезгин, об особенностях характера лезгинского мужчины, об их отношении к взаимоотношениям лезгина с женщиной не своей национальности, вообще, о семейных обычаях лезгин.

Неангел

А он где рос?..здесь?...если да,то в принципе какая может быть разница?...что касается взаимоотношений,то это вопрос не к национальности,а к человеку вобщем,зависит от его жизненных принципов,его окружения,его мировоззрения и т.д.,в обычаях есть незначительные разницы,но где их не бывает и не настолько,чтобы давили вас...особенности характера:..вот это да))))...характер зачастую бывает сложным,но практически всегда это честные,смелые,удалые ребята)))...так,что удачи

Весна

Девочки правы.. особой разницы нету... Кафказ так сказать...

Вот я тоже с детство дружу в двумя лизгинами и с одним табасаранцем, а так же у меня есть друзья аварцы. Но речь о лизгинах, кто скажет продолжать ли мне с ними дружить? Какие они в дружбе? Какие у них обычаи в дружбе? Заранее спасибо.

лизгины кто такие?

Неангел

А они в основном все светлые(светлокожие)

Мерлин

сугубо мое личное мнение...любовь - не вписывается в рамки национальности или менталитета...как можно сделать вывод о том, подходите ли вы друг-другу на основе принадлежности к той или иной этническо-социальной группе?

Согласна с Вашим мнением полностью. Я не собираюсь отказываться от своих отношений ввиду разности национальностей, если бы это было так, не стоило допускать их возникновения. И мнение, по болшому счёту, не рассчитано на обсуждение серьёзных межнациональных отличий, чреватых вылиться в непредсказуемые последствия (судя по определённым отзывам). Интерес обусловлен только вопросами бытового характера. На глобальные темы по этому поводу поговорить могла бы, но не хочется.

особенности характера от нации не зависят nixweiss.gif

единственное может более темпераментные и эмоциональные в целом (хотя у них и женщины такие tongue.gif)

взаимоотношение с женщиной тоже ни имеет национальности (((

по разному от индивида зависит

семейные обычаи те же что и на всем Кафказе unsure.gif

з.ы. а вам как влюбленной женщине следует не воспринимать все так болезненно и быть добрее girl.gif

Амелия

У моего мужа несколько друзей лезгинов. у них похожие обычаи и традицииsmilie.gif

Кстати они обычно более темпераментные. Очень веселые, любят шутить и все таки их нрав жизни зависит от обитания,где он находится. Если он жил в городе, тогда он ничем не отличается от нас.

Вспомнила у нас еще соседи лезгины) уже дружим более 50 лет, да да, дружили даже с ними моя прабабушка. Могут помочь в любую минуту, и очень доброжелательные) Кстати я говору о человеческих качеств, а не смотрю на его национальность))

Так, что главное чтобы у вас было полное взаимнопонимание, любовь и уважение к друг другу, без этих качеств уж никуда

Панда

За всю жизнь у меня были всего 2 подруги-и обе лезгинки....

Единственное, что могу сказать.... Достаточно обособленный народ.. Поэтому чаще всего женятся между собой. Хотя конечно бывают исключения. Но вот эти вот упертости, когда человек привыкает с детства к своему роду-племени и варится в его соку, они потом немножечко тяжело шлифуются. Еще что. Да, как уже заметили, у мужчин бывают проблемы с алкоголем и вообще вредными привычками. Видимо, все-таки генетическая какая-то предрасположенность, или же это темперамент... пары так выпускают)).. Очень горячий народ, вспыльчивый, в морду дать - раз плюнуть)).

Фея-Бакилылар

а почему бы нет? они бывают хорошими мужьями

Белый Цветок

Незнаю почему, но я лезгинов(ок) никогда не любила tongue.gif

у нас и в классе были девушки лезгинки,всегда ходили вместе,подальше от нас, даже не здаровались с нами.. Они бывают очень самодовольными (сужу по тем,кого я знала и знаю) высокомерными и хитрыми. У нас в блоке 2 семьи (лезгины), у обеих муж гуляет, и жены какие-то не такие wacko.gif Помню,как-то раз они сказали: Азербайджанцы произошли от лезгинов))) У одних сын всегда кричит нашим парням (при спорах): Не трогайте меня- я лезгин! big_grin.gif И в последнем блоке семья лезгинов, тоже никто их не любит...Незнаю почему nixweiss.gif

А вам я желаю счастья rroza.gif не все же люди одинаковые rolleyes.gif

Master of Puppets

Что за ужастики, у меня очень много друзей лезгинов, с некоторыми дружу больше 20 лет ничего такого никогда не слышал и не замечал

у вас могут быть красивые дети smilie.gif))))) светлые глаза, кожа. волосы smilie.gif))

любят спорить, упрямые, шумные. Очень эмоциональный и веселый народ smilie.gif

я знал 2 лезгинов. оба подонки. но как можно про всю нацию чтото сказать. вам может попасться лучший из них. или худший.

все зависит от конкретного чела. советую узнать его лично. или поспрошать у его друзей.

Абишка

У меня недавно ухажёр был-лезгин. Я считала этого человека идеальным, светлокожий красавчик с зелёными глазами и потрясным телосложением. Не пил, не курил и вообще очень семейный был (в принципе и сейчас есть, просто мы стали реже общаться). Именно после него я поменяла мнение о лезгинах, до этого на дух не переносила

Много примеров брака "Азербайджанка-Лезгин" ("Лезгинка-Азербайджанец", "Лезгин-Лезгин", "Азербайджанец-Азербайджанец" и т.д.), вроде бы живут...никого с синяками и переломами не видел...

Вай мээээээ, как можно любить лезгина? blink.gif

Вы что с дуба рухнули sumasoshel.gif , эт о же преступление любить лезгина

умоляю не делайте такую глупость poklon.gif

опомнитесь пока не поздно, он же ЛЕЕЕЕЕЕЕЕЗГИИИИИИИИИИИН grazy.gif wacko.gif

хорошо еще не талыш diablotin.gif evilgrin1.gif

Альфа, извини frown.gif

люди, да что с нааамиииии... почему такая злость....

Я думала юзерша просто хотела узнать, что да как у них в быту, обычаи... хотя и название темы не корректное...

если бы написали про англичанина, турка, шотландца все бы начали писать про обычаи, советовать...

А так, я тоже 50\50 лезгинка.. Обычаи у нас такие же, я вам врач скажу, что обычаи аз-цев Губы, Хачмаза, Худата ничем не отличаются... у меня муж с той зоны, но азербадйжанец, так что никакой разнисы, вплоть до акцента у тамоших аз-цев smilie.gif)))

Лезгины (лезгияр) относятся к коренным народам Кавказа. Принадлежит народность к европеоидной расе и по численности является вторым народом республики Азербайджан. У лезгин яркая история и традиции. Много веков их называли «леки», или «леги». Нередко народ страдал от нападений завоевателей Рима и Персии.

Где живут

Проживает народность в Российской Федерации на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане лезгины населяют Дербентский, Ахтынский, Курахский, Докузпаринский, Сулейман-Стальский, Магарамкентский и Хивский районы.

В Азербайджане этот народ живет в Курсарском, Хачмасском, Кубинском, Габалинском, Огузском, Исмаиллинском, Шекинском, Кахском районах и всех крупных городах, особенно в Баку. Эксперты института антропологии и этнологии РАН считают, что лезгин на территории Азербайджана больше, но часть из них зафиксирована как азербайджанцы.

Численность

В мире насчитывается от 680 000 до 850 000 лезгин. Из них в России, по результатам переписи населения 2010 года, проживают 476 228 человек, в Дагестане - 387 746 человек. По результатам проведенной в Азербайджане переписи населения 2009 года, здесь живут 180 300 лезгин. По другим оценкам, их 350 000.

Название

Происхождение этнонима «лезгины» еще не изучено до конца и нуждается в проведении дополнительных исследований. Авторы античных времен называли лезгин «леки», арабские авторы звали их «лакз», грузинские - «лекеби».

В письменных источниках термин «лезги» известен с 12 века. Но этим словом не называли отдельную дагестанскую народность. Этот термин был незнаком дагестанским горцам. Тюрки и жители царской России лезгинами называли многочисленные горские племена, населявшие Дагестанскую область и часть южного склона Главного Кавказского хребта. Русские так называли южных дагестанцев, а северных, в основном аварцев, звали тавлинцами. К лезгинам термин начал употребляться в конце 19 - начале 20 века. Этноним «лезгины» стал названием одного из горских народов Дагестана после 1920 года.

Язык

Лезгинский язык входит в нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи и относится к лезгинской подгруппе. Распространен среди лезгин русский и азербайджанский. Проживающие в Азербайджане лезгины пользуются азербайджанской письменностью.

Лезгинский язык делится на наречия:

  1. самурское, включает ахтынский диалект и докузпаринский переходный диалект;
  2. кюринское, включает яркинский, гюнейский, курахский диалекты;
  3. кубинское.

Есть в лезгинском языке и самостоятельные говоры:

  • гилиярский
  • курушский
  • гелхенский
  • фийский

Царское правительство в 1905 году решило облегчить русификацию народа и попыталось создать лезгинскую письменность на разработанных бароном П. Усларом основах. Но эта попытка была неудачной. В 1928 году был выведен латинский алфавит для лезгинского языка, а в 1938 году создан новый алфавит на основе кириллицы.

Религия

Лезгины в основном исповедуют ислам суннитского толка шафиитского мазхаба. Исключение - жители селения Мискинджа в Докузпаринском районе Дагестана. Они являются шиитами и исповедуют джафаритский мазхаб.

Жизнь

Семья у лезгин большая, состоит она не только из мужа, жены и детей. В нее входят родители, несовершеннолетние сестры и братья обоих супругов, овдовевшие невестки. Некоторые семьи состоят из 17 человек, но сегодня это редкость.

Издавна основным занятием народа было пашенное земледелие. Выращивали кукурузу, пшеницу, просо, ячмень, бобовые и рис. Лезгины, проживающие на равнинах, занимались в основном выгонно-стойловым скотоводством. В горах скотоводство было отгонное. Преимущественно разводили овец, коз, крупный рогатый скот. Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана. Традиционным промыслом является прядение, производство сукна, войлока, ковров, ткачество, кузнечное, кожевенное, ювелирное и оружейное дело.

Жилище

Основной тип поселения у лезгин называется «хуьр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды. Дома тесно расположены друг с другом. Село делится на кварталы, которые по одному иногда могут образовывать крупные территориально-родственные поселения «тухум». В каждом селении есть мечеть и сельская площадь «ким». На ней местные жители, а именно мужчины, собираются на сельский сход для обсуждения и решения самых важных вопросов сельской общественной жизни.

Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов. Это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает. Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича. В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз.

Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки. В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища.

Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи.


Внешность

Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы.

Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами.

Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой.

Женский головной убор - чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом.

Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее.

Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась».

Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий.


Еда

Основная традиционная пища лезгин состоит из бобовых, зерновых, молочных и мясных продуктов. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен. Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач - напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин - блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши.


Традиции

В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим. Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе. Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи.

Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям.

Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов. Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок. Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья.

Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно.

Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали.

Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку - символ остроты.


Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться.

Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома. Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены.

Сегодня лезгинская свадьба отличается. Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине.

Важное место в жизни народа занимает воспитание детей. Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее. Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу.

В конце марта у лезгин наступает праздник - день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры. Каждый старается, чтобы его костер был ярче других. Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье. В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол.

Еще один знаменательный праздник этого народа - Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни.


Во время праздника цветов девушки и юноши ходили за цветами в горы. Руководил торжеством «шах» - молодой мужчина. Заранее молодые люди готовились к празднику, шили наряды и запасались продовольствием в дорогу. В назначенный день в сопровождении барабанщика девушки и юноши шли обратно в селение, танцевали и устраивали состязания в силовых упражнениях. Победителям девушки дарили призы - носки и кисеты. Продолжалось такое торжество до 3 дней.

Когда на протяжении длительного времени не было дождя, легзины проводили специальный обряд. Выбирали человека из бедных, наряжали в костюм, который делали из зеленых больших листьев. На голову человеку надевали железный таз. Такой ряженый человек в компании друзей ходил по дворам, хозяйки обливали его водой, дарили ему деньги, яйца, хлеб, мед и сыр. Когда человек обходил все дома, группа шла на «священный пир» и после него хором произносила слова, вызывающие дождь. Угощения делили между присутствующими, большая часть отдавалась ряженому человеку.


Культура

На культуру лезгин большое влияние оказал Азербайджан. У лезгин более 500 мелодий и песен, героические песни и сказки. Героический эпос «Шарвили» - эпический памятник лезгинского фольклора. Сохранился он в стихотворных и прозаических отрывках.

Главное место в песенном фольклоре занимают танцевальные лирические песни. Инструментальная музыка лезгин насыщена мелизматикой. В народном искусстве есть и танцы, самым знаменитым из которых является лезгинка. Этот парный или сольный мужской танец распространен на Кавказе. Танец зарб макьям тоже исполняют мужчины. Известны в танцевальном фольклоре народные плавные и медленные танцы Усейнел, Перизант Ханум, Бахтавар и Ахты-Чай.

Музыкальные инструменты лезгинского народа:

  • кеманча
  • балабан
  • чонгури
  • далдам
  • тутек
  • зурна
  • лахъут

В 1906 году в селе Ахты основан первых лезгинский театр, в 1935 году создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане открылся Лезгинский Государственный театр.