Уже само название этого произведения говорит о том, что автор будет раскрывать свою точку зрения на проблему счастья - и для каждого конкретного человека, и для всей страны в целом. Собираются мужики-крестьяне и начинают спорить. «Кому на Руси жить хорошо?». Предлагаются варианты: помещику, купцу, чиновнику, попу, царю. Человека из народа в этом списке нет. Народ в целом несчастен, об этом говорят сами названия деревнь:

Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобилино, Горелово, Неелово, Неурожайки тож...

Спорщики поначалу считают, что счастье в благосостоянии, но выясняется, что, скажем, у попа это благосостояние весьма относительно, и даже помещик с тоской вспоминает о старике и плачет оттого, что ему теперь приходится трудиться.

Когда на ярмарке к мужикам подходят «счастливые», то они рассказывают о своём счастье исключительно ради того, чтобы им «поднесли». Большинство из них оценивают свое состояние по простейшему определению «счастье - есть отсутствие несчастья». Не убили в сражении - счастлив, есть кусок хлеба - счастлив. Самое простое счастье - уродилась хорошая репа. Но все относительно. За рассказом о том, что счастье в силе и физическом здоровье, следует образ человека, который надорвался по вине подрядчика. Ничто не может застраховать человека от горя. Так, когда герои вспоминают Ермила Гирина, который честен и добродетелен, имеет и хорошие деньги, и уважение в народе, выясняется, что в настоящий момент Ермил пребывает в остроге...

Многим и в голову не приходит, что они сами могут быть счастливы, они указывают на других. Так, крестьянки показывают на Матрену Тимофеевну Корчагину, она, дескать, и умна, и красива, и хозяйство вести умеет. Но сама Матрена Тимофеевна, рассказывая о своей тяжелейшей, наполненной горем и слезами жизни, заявляет, что для русской женщины, крестьянки, счастье вообще невозможно, ключи от него потеряны:

Мужчинам три дороженьки:
Кабак, острог да каторга,
А бабам на Руси
Три петли: шелку белого,
Вторая - шелку красного,
А третья - шелку черного,
Любую выбирай!...

Народ несчастен, забит, необразован. Даже те персонажи, которые считают себя счастливыми сами, с точки зрения автора, несчастны. Поэма писалась Некрасовым уже после социальных реформ шестидесятых годов, когда

Распалась цепь великая,
Распалась и ударила, -
Одним концом по барину,
Другим - по мужику...

То бишь было отменено крепостное право. Некрасов в своей поэме утверждает, что народу после этих реформ не стало лучше жить, что никакой реальной пользы они не принесли. Крестьянство сравнивается с богатырем Святогором, взвалившем на себя непосильную ношу. Единственное, что, по Некрасову, может принести ему счастье - это коренное изменение порядка вещей, революция. Ключевой образ поэмы - образ Григория Добросклонова, который готовит себя к роли народного защитника. Он готов смириться с личным неблагополучием, с тем, что его ждут «чахотка и Сибирь», но верит в то, что «Рать подымется Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая»! Счастье народа - в осознании своей силы, в вере в защиту своих социальных прав:

Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” завершает творчество Некрасова. Он писал ее в семидесятые годы, смерть помешала ему закончить поэму.

И уже в первой строфе “Пролога” ставится основная проблема поэмы – проблема народного счастья. Семеро крестьян из Заплатова, Неелова, Дырявина, Знобишина и других деревень (названия которых говорят сами за себя) затеяли спор о том, возможно ли счастье для простого крестьянского люда? Они высказывают свои предположения и приходят к выводу, что счастливыми на Руси могут быть помещик, чиновник, поп, министр государев и царь. Но никто из странников не представляет в качестве возможного счастливчика ни крестьянина, ни солдата, ни ремесленника. И не случайно некрасовские странники не упоминают о счастье “освобожденного крестьянина”. Вспомним, как сам Некрасов отзывался о реформе 1861 г.: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”

Крестьяне упорно хотят найти “счастливца” на Руси и ищут правду о независимом счастье, завидуя свободно летающему птенчику: “А все ж ты, пташка милая, сильнее мужика”. Несмотря на то что у них полно забот и бед, они не жалуются на свою судьбу и непритязательны в своих желаниях: им бы только “хлебушка, да огурчиков, да по жбанчику холодного квасу”.

Помимо странников, ищущих счастье, поэма знакомит нас с другими яркими представителями простого народа. Одним из них является Яким Нагой, для которого счастье состоит в том, чтобы трудиться, сливаясь с матушкой-землей, и получать достойный урожай. На примере того, как Яким спасает во время пожара дорогие картиночки, а его жена – иконы, мы видим, насколько духовные ценности дороже для простого народа, чем материальное благосостояние, о котором Яким совсем позабыл. Другой мужик, который знает цену и счастью, и несчастью, – бывший мельник Ермил Гирин. Это мужик имеет все, что нужно для счастья, живя по законам народной правды. Он не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду. Его счастье – в счастье крестьян, в народном доверии, которое осмысливается как чудо.

В главе “Счастливые” странники ходят в праздничной толпе народа и ищут счастливых, обещая одарить водкой. К ним подходит самый разный люд: и дьячок, для которого счастье – в вере, в “благодушестве”; и старуха, счастливая от того, что у нее уродился урожай репы; и солдат, выживший после опасных сражений, голода и ранений. Подходят к странникам и каменотес, и дворовый человек, и убогие, и нищие, которые по-своему трактуют счастье и в большинстве случаев лукавят, чтобы получить водки. О счастье в поэме говорят не только люди из низших сословий, но и те, кто жил богато, но по каким-то причинам разорился и познал нужду и беды: помещики, чиновники и другие. Именно в этой главе происходит поворот в сюжете поэмы: странники идут искать счастливого в народ, в толпу.

По мнению народа, еще одной счастливой является Матрена Тимофеевна. Эта простая русская женщина вынесла много испытаний, но не сломалась, выстояла. В этом – ее счастье. Матрена Тимофеевна женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая и решительная. Но сама Матрена Тимофеевна не считает себя счастливой. Она объясняет это тем, что русская женщина даже в пореформенную эпоху осталась угнетенной, бесправной:

Ключи от счастья женского,

От нашей воли-волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Да вряд они и сыщутся…

Но, пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, – это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Уже первая из песен Гриши дает ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего.

Сам Гриша – сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь.

Так, на собственном примере, Гриша призывает всех странников и остальной народ жить по совести, честно работать и бороться за свое счастье во что бы то ни стало.

(4 votes, average: 5.00 out of 5)

  1. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга...
  2. “Пел он воплощение счастья народного” (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям,...
  3. I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям, по дорогам…” 1. Трагизм крепостничества. 2. Противоречия пореформенной действительности. 3. Судьба женщины-крестьянки. III. “Ты и...
  4. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была задумана как эпохальное произведение, благодаря которому читатель смог бы познакомиться с обстановкой в послереформенной России, бытом и нравами различных слоев общества, и в...
  5. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для...
  6. Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в...
  7. Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам,...
  8. Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма “Кому на Руси жить хорошо”. В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной...
  9. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету...
  10. Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, чтобы “по словечку”, как он сам выразился, собрать все сведения о русском народе. Поэт показал не...
  11. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на главный вопрос своего творчества, который сформулирован в “Элегии”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?..” Поэтому в центре произведения находится...
  12. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” явилась вершиной творчества поэта. В этом монументальном произведении, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нарисовал панораму дореформенной и послереформенной России,...
  13. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья...
  14. Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого. Н. А. Некрасов План I. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной литературе. II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова. 1....
  15. “Кому на Руси жить хорошо” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко...
  16. Над созданием поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия...
  17. КЛАССИКА Н. А. НЕКРАСОВ ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. В...
  18. Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Н. А. Некрасов. С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил “великим целям века”....
  19. Время работы над поэмой (60-70-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы – личные наблюдения, рассказы современников, фольклор. Замысел поэмы – странствование по России в поисках счастливого человека;...
  20. Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России....
  21. ПОЭМА Н. А НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” построена на основе строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы в общих контурах вырисовывается...
  22. Поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо” является своего рода итоговым произведением в творчестве Н. А. Некрасова. Поэма показательна чрезвычайной широтой осмысления современной ему русской действительности. Противоречие между крестьянским миром и...
  23. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново...
  24. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог размышлений Некрасова о судьбе русского народа после отмены крепостного права. Некрасова, общественного деятеля-демократа, волновал вопрос о свободе и рабстве. “Кому на Руси... Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – Савелия – читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный...
  25. План I. Главные герои из деревень с говорящими названиями. II. Поиски счастливого в родном отечестве. 1. Восприятие счастья разными слоями общества. 2. Половинчатое, ущербное, скоротечное “счастье”. 3. Авторское понимание истинного...
  26. Почему Н. А. Некрасов сказал о своей поэме “Кому на Руси жить хорошо”: “Ей не суждено окончиться”? Отвечая на поставленный в задании вопрос, отметьте, что поэма, над которой Н. А....
  27. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на вопрос, издавна волнующий человечество. В произведении представлено счастье попа, помещика, поместных людей. Но чаще всего Некрасов размышляет о счастье...
Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Множество вопросов встает перед спорщиками в произведении Н.А.Некрасова. Основной – кто живет счастливо?

Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» выходит за рамки привычного понимания философского понятия «счастье». Но это и понятно. Проблему пытаются решить мужики самого низшего сословия. Им кажется, что счастливыми могут быть и вольные, и богатые, и веселые.

Составляющие счастья

Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении. Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.

Интересно мнение отдельных исследований. Они предлагают считать счастливыми мужиков, ищущих ответ на вопрос. Странники – представители крестьянства. Они из разных деревень, но с «говорящими» названиями, характеризующими быт населения страны. Разутые, голодные, в дырявой одежде, после неурожайных лет, пережившие болезни, пожары, ходоки получают в дар скатерть-самобранку. Ее образ расширен в поэме. Здесь она не только кормит и поит. Скатерть сохраняет обувь, одежду. Гуляй мужик по стране, все проблемы быта остаются в стороне. Странники знакомятся с разными людьми, слушают рассказы, сочувствуют и сопереживают. Такое путешествие во время жатвы и привычных трудовых дел – это настоящее счастье. Оказаться вдали от бедствующей семьи, нищей деревни. Понятно, что не все они осознают, как были счастливы в своем поиске. Мужик стал свободен, но это не принесло ему достатка и возможностей жить по своим желаниям. Счастье стоит напротив крепостного права. Рабство становится антонимом искомому понятию. Собрать в единое целое все составляющие народного счастья невозможно.

У каждого сословия свои цели:

  • Мужики – хороший урожай;
  • Священники – богатый и большой приход;
  • Солдат – сохранение здоровья;
  • Женщины – добрая родня и здоровые дети;
  • Помещики – большое количество слуг.
Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.

Составляющие истинного счастья

В поэме герои пытаются представить хорошую жизнь. Автор подсказывает читателю, восприятие окружающего у всех разное. То, что не радует одних, для других – высшее наслаждение. Красота русских пейзажей покоряет читателя. Остались на Руси люди с чувствами благородства. Их не меняет нищета, грубость, болезни и невзгоды судьбы. Их в поэме немного, но они есть в каждой деревне.

Яким Нагой. Голод и тяжелая жизнь крестьянина не убила в душе стремления к красоте. Во время пожара он спасает картины. Жена Якима спасает иконы. Значит, в душе женщины живет вера в духовное преображение людей. Деньги остаются на втором плане. А ведь их они копили долгие годы. Сумма поражает – 35 целковых. Настолько нищая наша Родина в прошлом! Любовь к красивому выделяет мужчину, вселяет веру: вино не зальет «кровавый дождь» души крестьянина.

Ермил Гирин. Бескорыстный мужик сумел выиграть тяжбу против купца с помощью народа. Они одолжили ему последние гроши, не боясь обмана. Честность не нашла своего счастливого конца в судьбе героя. Он попадает в острог. Душевные мучения переживает Ермил, когда подменяет брата на рекрутчине. Автор верит в крестьянина, но понимает, что чувство справедливости не всегда приводит к нужному результату.

Григорий Добросклонов. Заступник народа является прототипом революционно настроенной части жителей, нового зарождающегося движения на Руси. Они пытаются изменить родной уголок, отказываются от собственного благополучия, не ищут покоя для себя. Поэт предупреждает, что герой станет известным и славным на Руси, видит автор их идущих впереди и поющих гимны.

Некрасов верит: борцы будут счастливы. Но кто узнает и поверит в их счастье? История рассказывает обратное: каторги, ссылки, чахотки, смерти, - это еще не все, что ожидает их в будущем. Не все смогут донести свои идеи до народа, многие останутся изгоями, непризнанными гениями.

Ответа на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» можно не найти. Сомнения проникают в души читателей. Счастье – странная категория. Оно может прийти на минуту от радости обычного бытия, приводит в состояние блаженства от вина, еле уловимо в минуты любви и ласки. Что нужно сделать, чтобы все были счастливы в понимании простого человека? Перемены должны затронуть строй и уклад страны. Кто способен провести такие реформы? Даст ли воля это чувство человеку? Вопросов появляется еще больше, чем в начале чтения поэмы. В этом и есть задача литературы: заставить думать, оценивать, планировать поступки.

Проблема счастья, действительно, заявлена в поэме. Но там ведь его ещё и расширяют, спрашивая про веселье и про волю. Да, это важные части счастья.

Всем героям трудно в поэме. Особенно тяжело с волей. Например, священник (в достатке он и в уважении), но вот в дальней деревне кто-то умирает – нужно ехать туда по бездорожью. Какая тут воля?

И у женщины, даже если она и радуется за всех своих детей, то постоянно одно дело – второе. Одному ребенку нужно еды, другому – новые лапти. В общем, нет покоя женщине.

Понятно, что поэт подсказывает, что счастье не в привычном покое и воле, а в спокойствии, что ты делаешь верное и хорошее дело, ради которого даже готов отдать свою свободу. Не быть эгоистом… Работать на благо народа, того самого народного счастья.

Вот только, что это? До отмены крепостного права всё говорили, что в нём и проблема. Призывали отменить рабство. И вот, что получилось после отмены! Все несчастны: и мужики, и господа.

Наверное, несчастье в принуждении. Вот если бы мужики служили господам только потому, что они их любят и уважают, хотят помочь, а не потому, что у них паспорта нету. И господа должны заботиться о своих подчиненных искренне и с любовью. Вот тогда гармония будет! Но это, наверное, учителя и священники могли бы только объяснить всем.

А «счастливый» герой – революционер, чего он добьется в итоге? Мы проходили по истории. И про революцию, и про гражданскую войну… Сколько несчастий было! Где же то счастье народное? Опять не в том.

И ещё счастливы в поэме, по-моему, сами ходоки. Они, понятно, так не считают. У них, вообще, счастье ассоциируется с достатком. А сами-то погорельцы и босяки из деревень с «говорящими» названиями. И тут у них появилась цель! И ещё появилась волшебная скатерть от птицы. Никакого быта – не готовить, не стирать… И они знакомятся с разными людьми, видят разные пейзажи. И они сами между собой подружились, хотя сначала готовы были подраться! Это тоже счастье, хотя они этого и не поняли ещё. А вот вернуться в свои бедные деревни, будут всем рассказывать, будут вспоминать это большое приключение… И поймут, как были счастливы!

Мне бы тоже было интересно пройтись по России с друзьями, провести такой «соцопрос». И не заботиться о быте, а искать правды всем на благо. Класс!

Кстати, счастье такое сложное понятие. Вот мы по нему сочинение писали. И у каждого всё-таки своё счастье. А тут речь о целом народном счастье. Очень сложно всё собрать. Там для мужика – одно счастье (урожай), а для священника – другое (приход). А если счастье одного и другого противоречит? Мужику – свободы побольше, а барину – слуг побольше. И как это соединить всё?

Поиск счастья, я считаю, это тоже счастье. Как подготовка к празднику иногда приятней праздника.

Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на руси жить хорошо сочинение 10 класс

Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года. Писатель посвятил свою жизнь стихотворениям о произволе русского народа. Ещё в глубоком детстве ему была не безразлична тема жестокого обращения его отца с крестьянами. Поэма была продолжением стихотворения «Элегия», где был поставлен вопрос:

«Народ освобождён,
Но счастлив ли народ?»

Поэма стала итогом размышления Некрасова над темой бедности, тирании крестьян помещиками, пьянства на Руси, неумением крестьян постоять за себя. После отмены крепостного права многое в жизни крестьян должно было измениться, ведь, казалось бы, вот она свобода, но крестьяне настолько привыкли к своей жизни, что они даже не знают значения слова «свобода». Да и для них немногое изменилось в жизни: «Теперь же вместо барина драть будет волостной» - пишет автор.

Композиция поэмы состоит из отдельных глав, связанных мотивами дорог главных героев. В ней так же присутствуют сказочные элементы и песни. Семь странников с уже говорящими нам названиями из деревень Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко - становятся правдоискателями, мира счастливого человека. Один утверждает, что самый счастливый это поп, другой говорит, что боярину, третий, что царю.

Что бы развеять свой спор странники решают провести: опрос жителей. Они предлагают водку даром в обмен на рассказ о своём счастье. Желающих было много. Этим автор показывает ещё и проблему пьянства на Руси. И это не удивительно, ведь от такой сложной жизни тяжело не спиться. Тем не менее, они утверждают, что счастливы. Дьячок так и выразился, что для него счастьем и является пьянство, за что его просто выгоняют. Следующим подходит солдат, он говорит, что счастлив так, как прошёл службу, но не умер. Затем бабушка довольная урожаем. Очередь продолжает расти, но странники понимают, что зря потратили время.

Вскоре исследователи людского счастья отправляются к Кочергиной Матрёне, она говорит, что для неё счастье это её дети. Этим писатель рисует образ русской женщины, описывая её нелёгкую судьбу. «Не дело между бабами счастливую искать» - заявляет Матрена.

По-настоящему счастливым человеком можно считать Гришу. Из его песни можно понять, что он действительно самый счастливый человек. Гриша-главный персонаж в поэме. Он честный, он любит народ и понимает его. Гриша связывает своё счастье с судьбой народа, он счастлив, когда счастливы другие. В образе Добросклонова автор видит надежду будущего Руси.И всё же есть счастливые на Руси, жаль странники этого так и не узнали.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ романа Набокова Машенька

    Произведение относится к периоду раннего творчества писателя и является первым прозаическим творением автора, пробой писательского пера.

  • Сочинения о войне

    Безусловно, война - это самое страшное, беспощадное и суровое слово в мире. Она приносит людям только самое плохое: страдания, горе, слезы, голод. Война никогда не принесет даже победителю счастье. Она очень жестока.

  • Сочинение по картине Кипренского Портрет мальчика Челищева 8 класс

    Орест Кипренский за свою жизнь заслужил звание знаменитого русского художника, благодаря своим чудесным портретам. Его работы занимали особое место в разделе романтизма, он помог развитию этого стиля.

  • Образ и характеристика Насти в рассказе Барышня-крестьянка Пушкина сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является молодая девушка по имени Настя, представленная писателем в образе служанки, горничной главной героини Лизы Муромской, оказывающей ей содействие в личных делах.

  • Сочинение Что я жду от учебного года рассуждение

    Неожиданная тема сочинения. Обычно год учебный приходит, и это от тебя все чего-то ждут. У наших учителей есть свои учебные планы, методички, они и уроки пишут. У наших родителей есть общий план, чтоб мы стали умными и так далее

Вопрос о счастье является основной проблемой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и определяет её сюжет и композицию.
Работу над поэмой Некрасов начал вскоре после крестьянской реформы, поэтому в ней отразились последствия отмены крепостного права, всеобщего кризиса, во время которого «порвалась цепь великая». Так центральным в поэме оказывается вопрос о «пореформенном» счастье, тесно связанный с социально-политической проблематикой произведения.
Уже само название поэмы говорит о заявленной проблеме, настраивает на поиск того, кому «живётся весело, вольготно на Руси». Искателями счастливого становятся крестьяне- «семь временнообязанных», чей собирательный образ проходит через всю поэму. Знаменательно, что мужики сходятся «на столбовой дороженьке»: их путь, «дело спорное» становятся композиционным стержнем поэмы.
Начиная работу над своим произведением, Некрасов писал: «Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Эпической широтой замысла объясняется многообразие типов, характеров, а также различных представлений о счастье, отражённых в поэме.
Встреченный мужиками поп, которому, по их мнению, «живётся счастливо»:
Дворяне колокольные -
Попы живут по-княжески, -
разубеждает крестьян, подробно рассказывая, «каков попу... покой, богатство, честь».
Помещик Оболт-Оболдуев, с которым разговаривают « искатели счастливого », жалуется:
Коптил я небо божее,
Носил ливрею царскую,
Сорил казну народную
И думал век так жить...
И вдруг...
Наоборот, в главе «Счастливые» рассказывать крестьянам о своём счастье приходят те, среди которых странники никогда бы не подумали искать счастливого. Солдат с медалями счастлив потому, что нещадно бит палками, «ахоть пощупай -жив», надорвавшийся Трифон, который «снёс по крайности четырнадцать пудов», -что «добрел на родину». Контрастом к их «мужицкому счастью» изображено счастье «лакейское» - быть «любимым рабом», стоять за стулом «у светлейшего // У князя Переметьева».
Так в поэме поднимается тема ложного, «холопского» и истинного представления о счастье, связанного с трепетным отношением Некрасова к народу: признавая в народе совестливость и стремление к правде, автор не терпел пассивности, народной «привычки к рабству». Авторское презрение к холопу князя Переметьева проявляется и в сюжетном повороте: лакей, пьяный, «попадается в воровстве».
В главе «Последыш» тоже, казалось бы, представлено «ложное счастье» крестьян, которые добровольно разыгрывают из себя крепостных князя Утятина. Не все мужики сразу соглашаются на подобный «спектакль», бурмистр Влас говорит:
И так я на веку,
У притолок стоячи
Помаялся пред барином
Досыта!
Однако крестьяне имеют цель - получить «наёмные луга», поэтому «спектакль» становится путём к достижению счастья. Принцип контраста в изображении народа сохранен и в « Последыше»: отличаются друг от друга два бурмистра (Влас - «угрюм», а у Клима - «совесть глиняна, бородища Минина»). Ещё более разительный контраст между Ипатом, «князей Утятиных холопом», и Агапом Петровичем, который не вытерпел притворства и умер, потому что «головка непоклончива».
Помимо вопроса о «ложном» и «истинном» представлении о счастье, в поэме ставится вопрос о женском счастье. Странники решают:
Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!
Образу Матрёны Тимофеевны Корчагиной, которую советуют спросить мужикам, посвящена отдельная глава, «поэма в поэме» - «Крестьянка». В этой главе показана почти вся жизнь Матрёны Тимофеевны, развитие её характера. Стихия фольклора, народных песен, обрядов («И волюшка скатилася // С девичьей головы») позволяет говорить об образе «крестьянки» как о символе всей русской нации: вопрос о женском счастье оказывается тесно связан с вопросом о счастье России вообще.
Счастье Матрёна Тимофеевна находит в материнстве:
Всю силу, Богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!
Одновременно это счастье оборачивается огромной бедой: погибает Дёмушка, за Федота она сама «ложится под розги». Помощь губернаторши, из-за которой Матрёну Тимофеевну «ославили счастливицей», была едва ли не единственным чудом в её жизни.
Таким образом, эта крестьянка не называет себя счастливой и верит, что:
Ключи от счастья женского
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
В главе «Крестьянка», помимо образа Матрёны Тимофеевны, появляется ещё один важный образ - образ Савелия, «богатыря святорусского». Савелий воплощает в себе представление о силе русского народа, является крестьянином-бунтарем (убийство Фогеля выражает его стихийный протест). «Клеймёный, да не раб!» - говорит он о себе.
По свидетельству современников, вначале Некрасов полагал на вопрос: «кому живётся весело, вольготно на Руси», - ответить: «пьяному». Во время работы над поэмой тема счастливого постепенно менялась, уходила на второй план (например, в главе «Пир на весь мир» вопрос о счастье затрагивается косвенно). Образ Гриши Доброеклонова можно считать одним из вариантов решения проблемы счастья: счастье для всех, не для себя, любовь к «Руси загадочной». Всё же поэма «Кому на Руси жить хорошо» не даёт ответа на этот вопрос, и глобальная философская проблема о народном счастье остаётся неразрешённой.