Об этом произведении Н. М. Карамзина следует сказать, что оно не так известно читателям, как «Бедная Лиза». Постараемся передать суть этого небольшого произведения.

События произведения происходят во времена допетровской России. Героиня, именем которой названа повесть, - дочь богатого боярина Матвея. Ее мать умерла, девочку воспитывала няня. Жизнь Натальи подчинена правилам «Домостроя».

Как пишет Карамзин, Наталья, боярская дочь, каждое утро в сопровождении няни посещает церковь, потом раздает милостыню нуждающимся людям. Дома девушка занимается рукоделием: вышивает, плетет кружево, шьет.

Повесть «Наталья, боярская дочь» рассказывает нам, что одно из немногих развлечений девушки - прогулка с няней в саду, после чего она вновь занимается рукоделием.

По вечерам она может общаться с подружками, конечно, под присмотром няни.

Жизнь девушки небогата событиями, что, конечно, делает Наталью мечтательной. Она очень добрая, душевная, любит своих близких. Рассматривая краткое содержание «Наталья, боярская дочь», отметим, что молодая боярыня способна воспринимать красоту природы. Она восхищается Москвой.

Девушка обладает всеми женскими добродетелями: она послушна, любит трудиться. Словом, Наталья впитала в себя все правила «Домостроя».

Однако, как отмечает Карамзин, Наталья, боярская дочь, конечно, не могла не грезить о любви. Встреча с возлюбленным произошла в церкви. Девушка влюбилась в совершенно незнакомого молодого человека. На следующий день она снова отправляется в Божий храм, но не встречает там Его. Наталья по-настоящему расстроена, она тоскует, не может есть и пить. Новая встреча с возлюбленным делает ее счастливой. Добрая няня помогает девушке встретиться с молодым человеком, так продолжает свою повесть Карамзин («Наталья, боярская дочь»). Главные герои, молодая боярыня и Алексей, решают сбежать и обвенчаться тайно.

Карамзин показывает нам переживания девушки. Она испытывает первую любовь и слепо доверяет Алексею, но это светлое чувство омрачает ощущение вины перед отцом, ей стыдно перед ним. Однако Наталья, следуя правилам «Домостроя», во всем готова слушаться мужа, как истинная жена. Девушка обретает истинное счастье с Алексеем, но молится, чтобы отец простил ее. Безмерное счастье Натальи внезапно омрачилось тем, что мужу пришлось идти на войну. Судьба заставляет девушку сделать невозможное для многих очень сильных женщин: она прячет волосы, надевает одежду воина и сражается с врагом, как настоящий мужчина. Такой самоотверженный поступок не мог не заставить отца простить ее.

Образ боярина Матвея

Итак, краткое содержание «Наталья, боярская дочь» вполне смогло передать сюжет повести. Однако мы ни слова не сказали об отце девушки Матвее Андрееве. Его образ отнюдь не является олицетворением значимого государственного деятеля, каким он должен быть, согласно сюжету. Карамзин наделяет его многими добродетелями, но образ при этом остается бледным. Этот человек способен проливать слезы в горе и в радости. Однако такой блеклый образ был создан Карамзиным неслучайно, он помогает понять идейную направленность произведения.

Картина «идеальной» монархии

Возможно, подобное замечание излишне, если наша задача - передать краткое содержание. «Наталья, боярская дочь» - произведение, в котором создан образ «идеальной» монархии. В таком государстве единственная забота царя - это благополучие собственного окружения. Монарх снисходителен к подданным. Простота обращения, описанная в произведении, совершенно отлична от распущенных нравов, царящих при Екатерине. Приближенный царя - верный советник, который никогда не пользовался преимуществами своего положения. В своем произведении Карамзин обличает порочные стороны правления Екатерины Великой.

Отношение народа к приближенным царя

В своем произведении Карамзин указывает, что боярин Матвей - царский слуга, который, подобно государю, наделен многими человеческими добродетелями. Он умен, богат, хлебосолен. Матвей является заступником для своих соседей, их покровителем. Однако автор ни слова не говорит о том, как боярин несет свою службу. Он лишь повествует о народной любви к этому государственному мужу.

В реальности народ ненавидел приближенных царя, что является абсолютным контрастом для созданной Карамзиным картины.

Историческая эпоха

Исторические события, описанные в произведении, скорее всего, имеют отношение ко второй половине семнадцатого века. Предположительно, это эпоха правления Алексея Михайловича. Государь в произведении изображается очень благочестивым, чувствительным. Он утешает своих приближенных, а прогневить его может только нарушение принципов справедливости.

Это произведение довольно открыто указывает на то, каким должен быть порядок в государстве, как должны выглядеть монарх и его окружение.

Исторический фон помогает понять, что такая история любви могла иметь счастливое завершение лишь в условиях государственной гармонии.

Истинный портрет царя Алексея Михайловича

Романтический сюжет повести не нашел места для того, чтобы рассказать об иных сторонах правления и чертах характера этого государя.

При нем были приняты доносы, а «мирный» царь в действительности был достаточно вспыльчив, позволял себе браниться, а также прибегал порой к рукоприкладству. В частности, известен факт, что на заседании Боярской думы государь побил и выгнал боярина Милославского, который приходился ему тестем.

Прототип боярина Матвея

Есть предположения, что образ отца Натальи «срисован» с реального исторического персонажа. Скорее всего, им стал боярин А. С. Матвеев, который во время дворцового переворота 1682 года был подвергнут насильственной смерти.

Мы закончили изложение краткого содержания произведения «Наталья, боярская дочь», основная мысль которого состоит в том, что при правильном и справедливом правлении могут быть счастливы все люди. В заключение хочется добавить, что Карамзин обращался к истории русского государства еще для того, чтобы показать, насколько прошлое нашей земли отлично от современного поклонения перед всем иностранным. Подобное осуждение «чужебесия» также призвано обратиться к патриотическим чувствам соотечественников.

Николай Михайлович Карамзин

Наталья, боярская дочь

Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали? По крайней мере я люблю сии времена; люблю на быстрых крыльях воображения летать в их отдаленную мрачность, под сению давно истлевших вязов искать брадатых моих предков, беседовать с ними о приключениях древности, о характере славного народа русского и с нежностию целовать ручки у моих прабабушек, которые не могут насмотреться на своего почтительного правнука, но могут наговориться со мною, надивиться моему разуму, потому что я, рассуждая с ними о старых и новых модах, всегда отдаю преимущество их подкапкам, и шубейкам перед нынешними bonnets a la… и всеми галло-албионскими нарядами блистающими на московских красавицах в конце осьмого-надесять века. Таким образом (конечно, понятным для всех читателей), старая Русь известна мне более, нежели многим из моих сограждан, и если угрюмая Парка еще несколько лет не перережет жизненной моей нити, то наконец не найду я и места в голове своей для всех анекдотов и повестей, рассказываемых мне жителями прошедших столетий. Чтобы облегчить немного груз моей памяти, намерен я сообщить любезным читателям одну быль или историю, слышанную мною в области теней, в царстве воображения, от бабушки моего дедушки, которая в свое время почиталась весьма красноречивою и почти всякий вечер сказывала сказки царице NN. Только страшусь обезобразить повесть ее; боюсь, чтобы старушка не примчалась на облаке с того света и не наказала меня клюкою своею за худое риторство… Ах нет! Прости безрассудность мою, великодушная тень, – ты неудобна к такому делу! В самой земной жизни своей была ты смирна и незлобна, как юная овечка; рука твоя не умертвила здесь ни комара, ни мушки, и бабочка всегда покойно отдыхала на носу твоем: итак, возможно ли, чтобы теперь, когда ты плаваешь в море неописанного блаженства и дышишь чистейшим эфиром неба, – возможно ли, чтобы рука твоя поднялась на твоего покорного праправнука? Нет! Ты дозволишь ему беспрепятственно упражняться в похвальном ремесле марать бумагу, взводить небылицы на живых и мертвых, испытывать терпение своих читателей, и наконец, подобно вечно зевающему богу Морфею, низвергать их на мягкие диваны и погружать в глубокий сон… Ах! В самую сию минуту вижу необыкновенный свет в темном моем коридоре, вижу огненные круги, которые вертятся с блеском и с треском и, наконец, – о чудо! – являют мне твой образ, образ неописанной красоты, неописанного величества! Очи твои сияют, как солнцы; уста твои алеют, как заря утренняя, как вершины снежных гор при восходе дневного светила, – ты улыбаешься, как юное творение в первый день бытия своего улыбалось, и в восторге слышу я сладко-гремящие слова твои: «Продолжай, любезный мой праправнук!» Так, я буду продолжать, буду; и, вооружась пером, мужественно начертаю историю Натальи, боярской дочери. – Но прежде должно мне отдохнуть; восторг, в который привело меня явление прапрабабушки, утомил душевные мои силы. На несколько минут кладу перо – и сии написанные строки да будут вступлением, или предисловием!

В престольном граде славного русского царства, в Москве белокаменной, жил боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный, верный слуга царский и, по обычаю русских, великий хлебосол. Он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей, – чему в наши просвещенные времена, может быть, не всякий поверит, но что в старину совсем не почиталось редкостию. Царь называл его правым глазом своим, и правый глаз никогда царя не обманывал. Когда ему надлежало разбирать важную тяжбу, он призывал к себе в помощь боярина Матвея, и боярин Матвей, кладя чистую руку на чистое сердце, говорил: «Сей прав (не по такому-то указу, состоявшемуся в таком-то году, но) по моей совести; сей виноват по моей совести» – и совесть его была всегда согласна с правдою и с совестию царскою. Дело решилось без замедления: правый подымал на небо слезящее око благодарности, указывая рукою на доброго государя и доброго боярина, а виноватый бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков.

Еще не можем мы умолчать об одном похвальном обыкновении боярина Матвея, обыкновении, которое достойно подражания во всяком веке и во всяком царстве, а именно, в каждый дванадесятый праздник поставлялись длинные столы в его горницах, чистыми скатертьми накрытые, и боярин, сидя на лавке подле высоких ворот своих, звал к себе обедать всех мимоходящих бедных людей, сколько их могло поместиться в жилище боярском; потом, собрав полное число, возвращался в дом и, указав место каждому гостю, садился сам между ими. Тут в одну минуту являлись на столах чаши и блюда, и ароматический пар горячего кушанья, как белое тонкое облако, вился над головами обедающих. Между тем хозяин ласково беседовал с гостями, узнавал их нужды, подавал им хорошие советы, предлагал свои услуги и наконец веселился с ними, как с друзьями. Так в древние патриархальные времена, когда век человеческий был не столь краток, почтенными сединами украшенный старец насыщался земными благами со многочисленным своим семейством – смотрел вокруг себя и, видя на всяком лице, во всяком взоре живое изображение любви и радости, восхищался в душе своей. – После обеда все неимущие братья, наполнив вином свои чарки, восклицали в один голос: «Добрый, добрый боярин и отец наш! Мы пьем за твое здоровье! Сколько капель в наших чарках, столько лет живи благополучно!» Они пили, и благодарные слезы их капали на белую скатерть.

Таков был боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества. Уже минуло ему шестьдесят лет, уже кровь медленнее обращалась в жилах его, уже тихое трепетание сердца возвещало наступление жизненного вечера и приближение ночи – но доброму ли бояться сего густого, непроницаемого мрака, в котором теряются дни человеческие? Ему ли страшиться его тенистого пути, когда с ним доброе сердце его, когда с ним добрые дела его? Он идет вперед бестрепетно, наслаждается последними лучами заходящего светила, обращает покойный взор на прошедшее и с радостным – хотя темным, но не менее того радостным предчувствием заносит ногу в оную неизвестность. – Любовь народная, милость царская были наградою добродетелен старого боярина; но венцом его счастия и радостей была любезная Наталья, единственная дочь его. Уже давно оплакал он мать ее, которая заснула вечным сном в его объятиях, но кипарисы супружеской любви покрылись цветами любви родительской – в юной Наталье увидел он новый образ умершей, и, вместо горьких слез печали, воссияли в глазах его сладкие слезы нежности. Много цветов в поле, в рощах и на лугах зеленых, но нет подобного розе; роза всех прекраснее; много было красавиц в Москве белокаменной, ибо царство русское искони почиталось жилищем красоты и приятностей, но никакая красавица не могла сравняться с Натальею – Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну италиянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее – и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных. Я боюсь продолжать сравнение, чтобы не наскучить читателю повторением известного, ибо в наше роскошное время весьма истощился магазин пиитических уподоблений красоты, и не один писатель с досады кусает перо свое, ища и не находя новых. Довольно знать и того, что самые богомольные старики, видя боярскую дочь у обедни, забывали класть земные поклоны, и самые пристрастные матери отдавали ей преимущество перед своими дочерями. Сократ говорил, что красота телесная бывает всегда изображением душевной. Нам должно поверить Сократу, ибо он был, во-первых, искусным ваятелем (следственно, знал принадлежности красоты телесной), а во-вторых, мудрецом или любителем мудрости (следственно, знал хорошо красоту душевную). По крайней мере наша прелестная Наталья имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц; одним словом, имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка «О воспитании», ни Руссова «Эмиля» – во-первых, для того, что сих авторов еще и на свете не было, а во-вторых, и потому, что худо знали грамоте, – не читали и воспитывали детей своих, как натура воспитывает травки и цветочки, то есть поили и кормили их, оставляя все прочее на произвол судьбы, но сия судьба была к ним милостива и за доверенность, которую имели они к ее всемогуществу, награждала их почти всегда добрыми детьми, утешением и подпорою их старых дней.

Повествователь с тоской вспоминает о том времени, когда русский человек был русским, а столичные красивые девушки надевали народные платья, не красовались не понятно в чем. И для того, чтобы вспомнить былое время, повествователь хочет рассказать о том, что он слышал от своего дедушки и бабушки.

Когда-то в столице России жил – поживал зажиточный боярин, помощник царя – государева, очень добрый человек, звали его Матвей Андреев. И вот когда ему исполнилось 60 годов, супруга его давно ушла из жизни, и счастьем его была доченька Наташа. Она очень красива и добра. Не обладая знаниями, девушка жила, как цветочек. После посещения церкви, Наташа целыми днями занималась рукоделием, а вечером виделась с подругами. Маму Наташи заменила пожилая женщина, преданная нянька умершей боярыни.

Так девушка жила, пока не исполнилось ей семнадцать лет. Как – то раз, Наталья обратила внимание, что каждое животное имеет себе подобное, оно никогда не одиноко и девушка захотела сильно кого-нибудь полюбить. С тех пор она загрустила и задумалась, поскольку не знала, отчего ей так тревожно. И в зимнюю пору, придя в церковь, Наталья обратила внимание на молодого мужчину и тут же осознала – этот тот, кого она так долго искала. В течение нескольких дней он не ходил на обедню, пропал, изведу.

А когда появился, стал провожать Наталью до ворот ее дома, не решаясь начать беседу, пока все – таки не пришел к ней в особняк. Гувернантка разрешила влюбленным увидеться. Молодой человек, Алексей, рассказал о своих чувствах к девушке и попросил венчаться в тайне ото всех. Алеша боялся, что отец Наташи не позволит быть им вместе и дал клятву, что сообщит боярину о том, что они женаты, когда все свершится.

Няню подкупили, и этот же поздний вечер молодой человек привел девушку в старую церковь, где они и были обвенчаны. После чего, забрав с собой старую женщину, помчались в дремучий лес, где был домик, в котором они решили жить. Старушка, очень боялась той мысли, что она отдала свою Наташеньку к какому-то хулигану. После чего молодой человек открыл тайну и сказал, что он сын – боярина Любославского, который умер на его руках. После кончины папы, молодой человек вернулся в столицу России, чтобы возвратить себе былую славу. Его приятель построил этот домик, но так и не дождался, помер. А тут увидел красивую девушку и сильно полюбил ее, решил жениться, поскольку не видел своей жизни без нее.

Картинка или рисунок Наталья боярская дочь

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Драгунский Англичанин Павля

    Юмористическую историю «Англичанин Павля» написал советский писатель Виктор Юзефович Драгунский. Это произведение входит в сборник «Денискины рассказы». Главный герой этих произведений - мальчик Дениска

  • Краткое содержание Чехов Гриша

    Гриша – маленький двухлетний мальчик. Он знает мир, ограниченный рамками его дома: детская, гостиная, кухня, отцовский кабинет, куда ему нельзя. Самым интересным миром для него была кухня.

  • Краткое содержание Аксаков Детские годы Багрова-внука

    Первыми идут очень смутные воспоминания младенчества: кормилица, продолжительная тяжёлая болезнь, новый дом. Чаще всего в памяти всплывает образ дороги и матери, любившей Серёжу больше других детей

Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали? По крайней мере я люблю сии времена; люблю на быстрых крыльях воображения летать в их отдаленную мрачность, под сению давно истлевших вязов искать брадатых моих предков, беседовать с ними о приключениях древности, о характере славного народа русского и с нежностию целовать ручки у моих прабабушек, которые не могут насмотреться на своего почтительного правнука, но могут наговориться со мною, надивиться моему разуму, потому что я, рассуждая с ними о старых и новых модах, всегда отдаю преимущество их подкапкам, и шубейкам перед нынешними bonnets a la… и всеми галло-албионскими нарядами блистающими на московских красавицах в конце осьмого-надесять века. Таким образом (конечно, понятным для всех читателей), старая Русь известна мне более, нежели многим из моих сограждан, и если угрюмая Парка еще несколько лет не перережет жизненной моей нити, то наконец не найду я и места в голове своей для всех анекдотов и повестей, рассказываемых мне жителями прошедших столетий. Чтобы облегчить немного груз моей памяти, намерен я сообщить любезным читателям одну быль или историю, слышанную мною в области теней, в царстве воображения, от бабушки моего дедушки, которая в свое время почиталась весьма красноречивою и почти всякий вечер сказывала сказки царице NN. Только страшусь обезобразить повесть ее; боюсь, чтобы старушка не примчалась на облаке с того света и не наказала меня клюкою своею за худое риторство… Ах нет! Прости безрассудность мою, великодушная тень, – ты неудобна к такому делу! В самой земной жизни своей была ты смирна и незлобна, как юная овечка; рука твоя не умертвила здесь ни комара, ни мушки, и бабочка всегда покойно отдыхала на носу твоем: итак, возможно ли, чтобы теперь, когда ты плаваешь в море неописанного блаженства и дышишь чистейшим эфиром неба, – возможно ли, чтобы рука твоя поднялась на твоего покорного праправнука? Нет! Ты дозволишь ему беспрепятственно упражняться в похвальном ремесле марать бумагу, взводить небылицы на живых и мертвых, испытывать терпение своих читателей, и наконец, подобно вечно зевающему богу Морфею, низвергать их на мягкие диваны и погружать в глубокий сон… Ах! В самую сию минуту вижу необыкновенный свет в темном моем коридоре, вижу огненные круги, которые вертятся с блеском и с треском и, наконец, – о чудо! – являют мне твой образ, образ неописанной красоты, неописанного величества! Очи твои сияют, как солнцы; уста твои алеют, как заря утренняя, как вершины снежных гор при восходе дневного светила, – ты улыбаешься, как юное творение в первый день бытия своего улыбалось, и в восторге слышу я сладко-гремящие слова твои: «Продолжай, любезный мой праправнук!» Так, я буду продолжать, буду; и, вооружась пером, мужественно начертаю историю Натальи, боярской дочери. – Но прежде должно мне отдохнуть; восторг, в который привело меня явление прапрабабушки, утомил душевные мои силы. На несколько минут кладу перо – и сии написанные строки да будут вступлением, или предисловием!

В престольном граде славного русского царства, в Москве белокаменной, жил боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный, верный слуга царский и, по обычаю русских, великий хлебосол. Он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей, – чему в наши просвещенные времена, может быть, не всякий поверит, но что в старину совсем не почиталось редкостию. Царь называл его правым глазом своим, и правый глаз никогда царя не обманывал. Когда ему надлежало разбирать важную тяжбу, он призывал к себе в помощь боярина Матвея, и боярин Матвей, кладя чистую руку на чистое сердце, говорил: «Сей прав (не по такому-то указу, состоявшемуся в таком-то году, но) по моей совести; сей виноват по моей совести» – и совесть его была всегда согласна с правдою и с совестию царскою. Дело решилось без замедления: правый подымал на небо слезящее око благодарности, указывая рукою на доброго государя и доброго боярина, а виноватый бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков.

Еще не можем мы умолчать об одном похвальном обыкновении боярина Матвея, обыкновении, которое достойно подражания во всяком веке и во всяком царстве, а именно, в каждый дванадесятый праздник поставлялись длинные столы в его горницах, чистыми скатертьми накрытые, и боярин, сидя на лавке подле высоких ворот своих, звал к себе обедать всех мимоходящих бедных людей, сколько их могло поместиться в жилище боярском; потом, собрав полное число, возвращался в дом и, указав место каждому гостю, садился сам между ими. Тут в одну минуту являлись на столах чаши и блюда, и ароматический пар горячего кушанья, как белое тонкое облако, вился над головами обедающих. Между тем хозяин ласково беседовал с гостями, узнавал их нужды, подавал им хорошие советы, предлагал свои услуги и наконец веселился с ними, как с друзьями. Так в древние патриархальные времена, когда век человеческий был не столь краток, почтенными сединами украшенный старец насыщался земными благами со многочисленным своим семейством – смотрел вокруг себя и, видя на всяком лице, во всяком взоре живое изображение любви и радости, восхищался в душе своей. – После обеда все неимущие братья, наполнив вином свои чарки, восклицали в один голос: «Добрый, добрый боярин и отец наш! Мы пьем за твое здоровье! Сколько капель в наших чарках, столько лет живи благополучно!» Они пили, и благодарные слезы их капали на белую скатерть.

Таков был боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества. Уже минуло ему шестьдесят лет, уже кровь медленнее обращалась в жилах его, уже тихое трепетание сердца возвещало наступление жизненного вечера и приближение ночи – но доброму ли бояться сего густого, непроницаемого мрака, в котором теряются дни человеческие? Ему ли страшиться его тенистого пути, когда с ним доброе сердце его, когда с ним добрые дела его? Он идет вперед бестрепетно, наслаждается последними лучами заходящего светила, обращает покойный взор на прошедшее и с радостным – хотя темным, но не менее того радостным предчувствием заносит ногу в оную неизвестность. – Любовь народная, милость царская были наградою добродетелен старого боярина; но венцом его счастия и радостей была любезная Наталья, единственная дочь его. Уже давно оплакал он мать ее, которая заснула вечным сном в его объятиях, но кипарисы супружеской любви покрылись цветами любви родительской – в юной Наталье увидел он новый образ умершей, и, вместо горьких слез печали, воссияли в глазах его сладкие слезы нежности. Много цветов в поле, в рощах и на лугах зеленых, но нет подобного розе; роза всех прекраснее; много было красавиц в Москве белокаменной, ибо царство русское искони почиталось жилищем красоты и приятностей, но никакая красавица не могла сравняться с Натальею – Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну италиянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее – и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных. Я боюсь продолжать сравнение, чтобы не наскучить читателю повторением известного, ибо в наше роскошное время весьма истощился магазин пиитических уподоблений красоты, и не один писатель с досады кусает перо свое, ища и не находя новых. Довольно знать и того, что самые богомольные старики, видя боярскую дочь у обедни, забывали класть земные поклоны, и самые пристрастные матери отдавали ей преимущество перед своими дочерями. Сократ говорил, что красота телесная бывает всегда изображением душевной. Нам должно поверить Сократу, ибо он был, во-первых, искусным ваятелем (следственно, знал принадлежности красоты телесной), а во-вторых, мудрецом или любителем мудрости (следственно, знал хорошо красоту душевную). По крайней мере наша прелестная Наталья имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц; одним словом, имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка «О воспитании», ни Руссова «Эмиля» – во-первых, для того, что сих авторов еще и на свете не было, а во-вторых, и потому, что худо знали грамоте, – не читали и воспитывали детей своих, как натура воспитывает травки и цветочки, то есть поили и кормили их, оставляя все прочее на произвол судьбы, но сия судьба была к ним милостива и за доверенность, которую имели они к ее всемогуществу, награждала их почти всегда добрыми детьми, утешением и подпорою их старых дней.

Об этом произведении Н. М. Карамзина следует сказать, что оно не так известно читателям, как «Бедная Лиза». Постараемся передать суть этого небольшого произведения.

События произведения происходят во времена допетровской России. Героиня, именем которой названа повесть, - дочь богатого боярина Матвея. Ее мать умерла, девочку воспитывала няня. Жизнь Натальи подчинена правилам «Домостроя».

Как пишет Карамзин, Наталья, боярская дочь, каждое утро в сопровождении няни посещает церковь, потом раздает милостыню нуждающимся людям. Дома девушка занимается рукоделием: вышивает, плетет кружево, шьет.

Повесть «Наталья, боярская дочь» рассказывает нам, что одно из немногих развлечений девушки - прогулка с няней в саду, после чего она вновь занимается рукоделием.

По вечерам она может общаться с подружками, конечно, под присмотром няни.

Жизнь девушки небогата событиями, что, конечно, делает Наталью мечтательной. Она очень добрая, душевная, любит своих близких. Рассматривая краткое содержание «Наталья, боярская дочь», отметим, что молодая боярыня способна воспринимать красоту природы. Она восхищается Москвой.

Девушка обладает всеми женскими добродетелями: она послушна, любит трудиться. Словом, Наталья впитала в себя все правила «Домостроя».

Однако, как отмечает Карамзин, Наталья, боярская дочь, конечно, не могла не грезить о любви. Встреча с возлюбленным произошла в церкви. Девушка влюбилась в совершенно незнакомого молодого человека. На следующий день она снова отправляется в Божий храм, но не встречает там Его. Наталья по-настоящему расстроена, она тоскует, не может есть и пить. Новая встреча с возлюбленным делает ее счастливой. Добрая няня помогает девушке встретиться с молодым человеком, так продолжает свою повесть Карамзин («Наталья, боярская дочь»). Главные герои, молодая боярыня и Алексей, решают сбежать и обвенчаться тайно.

Карамзин показывает нам переживания девушки. Она испытывает первую любовь и слепо доверяет Алексею, но это светлое чувство омрачает ощущение вины перед отцом, ей стыдно перед ним. Однако Наталья, следуя правилам «Домостроя», во всем готова слушаться мужа, как истинная жена. Девушка обретает истинное счастье с Алексеем, но молится, чтобы отец простил ее. Безмерное счастье Натальи внезапно омрачилось тем, что мужу пришлось идти на войну. Судьба заставляет девушку сделать невозможное для многих очень сильных женщин: она прячет волосы, надевает одежду воина и сражается с врагом, как настоящий мужчина. Такой самоотверженный поступок не мог не заставить отца простить ее.

Образ боярина Матвея

Итак, краткое содержание «Наталья, боярская дочь» вполне смогло передать сюжет повести. Однако мы ни слова не сказали об отце девушки Матвее Андрееве. Его образ отнюдь не является олицетворением значимого государственного деятеля, каким он должен быть, согласно сюжету. Карамзин наделяет его многими добродетелями, но образ при этом остается бледным. Этот человек способен проливать слезы в горе и в радости. Однако такой блеклый образ был создан Карамзиным неслучайно, он помогает понять идейную направленность произведения.

Картина «идеальной» монархии

Возможно, подобное замечание излишне, если наша задача - передать краткое содержание. «Наталья, боярская дочь» - произведение, в котором создан образ «идеальной» монархии. В таком государстве единственная забота царя - это благополучие собственного окружения. Монарх снисходителен к подданным. Простота обращения, описанная в произведении, совершенно отлична от распущенных нравов, царящих при Екатерине. Приближенный царя - верный советник, который никогда не пользовался преимуществами своего положения. В своем произведении Карамзин обличает порочные стороны правления Екатерины Великой.

Отношение народа к приближенным царя

В своем произведении Карамзин указывает, что боярин Матвей - царский слуга, который, подобно государю, наделен многими человеческими добродетелями. Он умен, богат, хлебосолен. Матвей является заступником для своих соседей, их покровителем. Однако автор ни слова не говорит о том, как боярин несет свою службу. Он лишь повествует о народной любви к этому государственному мужу.

В реальности народ ненавидел приближенных царя, что является абсолютным контрастом для созданной Карамзиным картины.

Историческая эпоха

Исторические события, описанные в произведении, скорее всего, имеют отношение ко второй половине семнадцатого века. Предположительно, это эпоха правления Алексея Михайловича. Государь в произведении изображается очень благочестивым, чувствительным. Он утешает своих приближенных, а прогневить его может только нарушение принципов справедливости.

Это произведение довольно открыто указывает на то, каким должен быть порядок в государстве, как должны выглядеть монарх и его окружение.

Исторический фон помогает понять, что такая история любви могла иметь счастливое завершение лишь в условиях государственной гармонии.

Истинный портрет царя Алексея Михайловича

Романтический сюжет повести не нашел места для того, чтобы рассказать об иных сторонах правления и чертах характера этого государя.

При нем были приняты доносы, а «мирный» царь в действительности был достаточно вспыльчив, позволял себе браниться, а также прибегал порой к рукоприкладству. В частности, известен факт, что на заседании Боярской думы государь побил и выгнал боярина Милославского, который приходился ему тестем.

Прототип боярина Матвея

Есть предположения, что образ отца Натальи «срисован» с реального исторического персонажа. Скорее всего, им стал боярин А. С. Матвеев, который во время дворцового переворота 1682 года был подвергнут насильственной смерти.

Мы закончили изложение краткого содержания произведения «Наталья, боярская дочь», основная мысль которого состоит в том, что при правильном и справедливом правлении могут быть счастливы все люди. В заключение хочется добавить, что Карамзин обращался к истории русского государства еще для того, чтобы показать, насколько прошлое нашей земли отлично от современного поклонения перед всем иностранным. Подобное осуждение «чужебесия» также призвано обратиться к патриотическим чувствам соотечественников.