Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева
В романе «Отцы и дети» сказалась черта Тургенева – умение угадывать зарождающееся в обществе движение. Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов XIX века определил композицию романа. В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля – человека дела, проникнутого горячим стремлением бороться во имя изменения общественного строя России. Тургенев подметил рождение героя нового времени и попытался изобразить его в своём романе.
В главном герое романа «Отцы и дети», Базарове, сконцентрированы наиболее характерные черты борца за просвещение народа, за освобождение науки от устаревших мировоззрений. Будучи сыном простого штаб-лекаря и русской дворянки, Базаров знает естественные и медицинские науки. Но при содействии этих наук он утратил всякие предрассудки, и всё же остался человеком крайне необразованным в поэзии и искусстве, не потрудился подумать, и произнёс приговор над незнакомыми ему предметами. Его родители мало что сделали для его образования, но дали ему многое для духовного развития. Отец Базарова – это истинный труженик: в своём саду «сам каждое деревцо сажал». И видя с каким упорством отец достигает намеченной цели, Базаров старался походить на него. Именно годы упорного труда сделали его образованным человеком. Так подрастал Базаров, подпитываясь надеждами и мечтами лучшего будущего, а не привязываясь насильно к отголоскам отжившего прошлого.
И вскоре его слова, поступки, взаимоотношения с родителями, взгляды на жизнь заставляют понять окружающих, что он человек из какой-то совершенно иной среды. Теперь он – молодой нигилист. И когда Базаров попадает в круг «феодалов», многие его даже осуждают за твёрдость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия. Положение взглядов Базарова выглядит достаточно прочным, ведь в романе встречаются его, пусть даже мнимые, ученики и последователи. Репетилов, Ситников и Кукшина видят в нигилизме только одно – отрицание всех старых нравственных норм, и все они с нескрываемым восторгом следуют этой новой «моде». Учение успешно воспринимается молодыми образованными людьми, и как яркий пример этого, в романе появляется Аркадий – лучший из «учеников» Базарова. Базаров хотел перевоспитать Аркадия, то есть уничтожить в нём любые проявления старых порядков. И вскоре Аркадий привязывается к базаровским взглядам. Отец Аркадия, Николай Петрович, узнав, что Базаров – нигилист, выговаривает это слово с недоумением и страхом за сына, а Павел Петрович – с раздражением и ненавистью. У Аркадия же, напротив, нет и тени каких-либо опасений, при появлении Базарова он начинает хвастаться своим свободомыслием. И при этом Николай Петрович робеет как пятнадцатилетний юноша, а Павел Петрович злится: почему же Базаров не интересуется им как оппонентом?
На первый взгляд кажется, что Базарова уже ничто в жизни не собьет с избранного пути. Ведь он достаточно убедителен в своих взглядах, и даже в главном – в разоблачении дряблости и безволия своих идейных противников – либералов Кирсановых. Да, Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви, и казалось бы, тут даже нет пути для душевных волнений – он презирает любовь, считая её жалким чувством. Но тут происходит нечто невероятное. Базаров встречает Анну Одинцову, знакомится с ней, и, несмотря на то, что губернский «свет» оскорбляет Одинцову грязными сплетнями, Базаров сразу увидел в ней незаурядного человека и выделил из круга дам. Он охотно делится с ней своими мыслями, видит в ней умную собеседницу и вскоре познаёт истинную любовь, заставляющую его по-новому почувствовать природу. Невероятное заключалось в том, что он каким-то образом охотно проникся тем чувством, которое всячески и упорно презирал. И это испугало его. Из слов Базарова Одинцова заключила, что как бы сильно он не любил, он не пожертвует во имя любви своими убеждениями. И это отпугнуло в свою очередь и Анну. Базаров всеми силами старался побороть в себе отчаяние: он не раскис и не стал унижаться перед Одинцовой. Решив, что ему надо отвлечься, он едет к родителям и помогает отцу лечить крестьян. Но что-то внутри него уже дало трещину – Базаров находится в подавленном состоянии. И может быть именно эта рассеянность мыслей привела к тому, что Базаров по неосторожности порезал палец во время вскрытия тела умершего и получил заражение крови. Не имея возможности показать как живёт и действует Базаров, Тургенев показывает как он умирает. Ведь именно в этот момент Базаров ведёт себя как истинный пример для подражания: как человек, который умеет умирать достойно, спокойно, решительно не отступая перед препятствиями и не предаваясь трусости перед опасностью.
Роман Тургенева «Отцы и дети» замечателен тем, что шевелит ум и наводит читателей всех поколений на размышления. Прошлое поколение читателей размышляло над романом, и вот уже теперешнее поколение тоже не отстаёт в живости размышлений. И, несомненно, поколение будущего тоже продолжит это делать. В чём же философская притягательность этого романа? Возможно в том, что образ мятежного нигилиста будил мысль и заставлял каждого читателя задуматься над своей собственной жизнью.
Литература:
Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый Статьи 1859-1864 гг./ Д. И. Писарев, Базаров "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева/ Л., "Художественная литература", 1981
Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа, сын полкового лекаря, студент-медик, приятель Аркадия Кирсанова. Базаров является ярчайшим представителем молодежи и разночинно-демократической интеллигенции середины XIX века. Называя себя «нигилистом», он отрицает установленный общественный уклад и отвергает любые принципы.
Красавица-аристократка 29 лет, которую полюбил Базаров. Она относит себя к новому поколению дворян: проста, спокойна, лишена снобизма, проповедует свободу суждений и демократизм. По натуре Анна Сергеевна горда и умна. Рано оставшись без отца, она воспитала младшую сестру.
Один из главных персонажей романа, отец Аркадия Кирсанова и брат Павла Петровича. В прошлом был счастливо женат, но остался вдовцом. Сейчас у него живет молодая девушка Фенечка, которая родила ему сына. Несмотря на то, что Николай Петрович уже не молод, он старается идти в ногу со временем, интересуется музыкой, поэзией и искусством в целом.
Брат Николая Петровича Кирсанова, дядя Аркадия и главный противник Базарова. Он выступает основным оппонентом в идейных спорах с Базаровым и по силе своего характера является достойным соперником ему. Павла Петровича отличают принципиальность, проницательность, аристократизм, высокий интеллект, острый ум, благородство, сила воли, либеральные взгляды и страсть ко всему английскому.
Является одним из главных женских персонажей в романе. Она обычная крестьянская девушка, рано оставшаяся сиротой. Мать Фенечки Арина Савишна работала экономкой в имении Николая Петровича Кирсанова. Когда она умерла, он взял на себя заботу о молодой Фенечке, в которую впоследствии влюбился.
Второстепенный персонаж в романе, эмансипированная помещица, приятельница Ситникова, пседонигилистка. Она подражает самым крайним проявлениям радикализма, постоянно интересуется «женским вопросом» и положением женщин во всем мире, увлекается естественными науками, презирает Жорж Санд.
Второстепенный персонаж романа, приятель и ученик Базарова, псевдонигилист. Ему свойственно тревожное напряжение, а также собачья преданность своему «учителю». Он тщетно пытается подражать Базарову, делая его своим кумиром. В попытках вести себя свободно и дерзко, проявлять резкость суждений и поступков он выглядит комично.
Катя
Младшая сестра Одинцовой. Молодая и застенчивая девушка 18 лет. Их любовь с Аркадием развивалась медленно, но постепенно молодые люди полюбили друг друга и поженились. В будущем у них родился сын Коля.
Василий Иваныч
Отец Базарова, отставной штаб-лекарь. Живёт в отдалённом имении, имеет немного крепостных душ. Занимается лечением местных крестьян. Увлекается садом и огородом. Евгений у него был единственный сын, после смерти которого жизнь у него также померкла.
Арина Власьевна
Мать Базарова, добрая женщина, горячо любящая своего сына. Она была очень набожна и верила во всё, что только можно: в леших, сны, приметы, гаданья, порчу и даже в конец света. В молодости она была красива, играла на клавикордах и знала французский язык. Сейчас располнела, забыла музыку и язык. Смерть сына практически убила её саму.
Прокофьич
Слуга в доме Кирсановых, худой старик примерно шестидесяти лет. Николай Петрович называл его брюзгой. Единственный из слуг, кто не любил Базарова.
Дуняша
Прислуга в доме Кирсановых, молодая девушка, которая помогает Фенечке заботиться о её маленьком сыне Мите. Ей очень нравился Базаров.
Петр
Камердинер в доме Кирсановых. Глупый и самолюбивый человек. Умел читать по слогам. В конце книги женился на дочери городского огородника и получил хорошее приданое. Выбрала она его только потому, что он имел часы.
Митя
Маленький сын Николая Петровича и Фенечки. Ему нет ещё и года.
Матвей Ильич
Знатный родственник Кирсановых, к кому отправились Аркадий с Базаровым из имения. Он посоветовал им пойти к губернатору и взять приглашение на бал.
Губернатор
Суетливый и забывчивый человек. Пригласил Базарова и Кирсанова к себе на большой бал, где они познакомились с Одинцовой.
Княжна Х
Тетушка Анны Сергеевны Одинцовой, худенькая и маленькая старуха, княгиня. После смерти своего мужа Одинцова пригласила её жить к себе в имение и управлять им. Сейчас на неё никто не обращал внимания, хотя относились с почтением и хорошо ухаживали. Умерла вскоре после смерти Базарова.
Порфирий Платоныч
Сосед Одинцовой, который часто приезжал к ней поиграть в карты. Он был небольшого роста, весёлый и уже седой человек. Любил рассказывать анекдоты.
Тимофеич
Приказчик отца Базарова, бывший дядька Евгения. Приезжал за ним к Одинцовой, сообщил, что родители очень ждут его. Также он к ней приезжал, чтобы привести её к умирающему Базарову.
Федька
Слуга в доме Базаровых. По приезду Базарова с Аркадием он начал прислуживать им. Ради их приезда его одели в другую одежду и дали новые сапоги, к которым он так и не смог привыкнуть.
Доктор Одинцовой
Приехал вместе с Одинцовой осмотреть больного Базарова, сразу определил, что шансов выжить у него нет, о чём успел ей шепнуть, до её встречи с ним.
Творчество И.С. Тургенева стало огромным вкладом в развитие русской литературы. Многие его произведения хорошо знакомы читателям разных возрастов. Но самым популярным был и остается роман Тургенева «Отцы и дети», который стал ответом на многие вопросы современности писателя. История создания романа «Отцы и дети» началась в 1860 году, с замысла, посетившего Ивана Сергеевича.
Начальный этап
Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Тогда он задумывает крупную повесть, героем которой должен стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.
Начало работы
Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа. Он чувствует огромное удовлетворение от своей работы. Его безумно привлекает образ Евгения Базарова. Но со временем он чувствует, что не может более работать в Париже. Писатель возвращается на родину.
Завершение романа
Возвращение в Россию дает Тургеневу возможность окунуться в атмосферу современных общественных движений. Это помогает ему завершить роман. Незадолго да конца работы над «Отцами и детьми» в России происходит знаменательное событие – отмена крепостного права. Последние главы произведения дописываются Иваном Сергеевичем в родном селе Спасском.
Первые публикации и споры
Впервые «Отцы и дети» явились миру на страницах популярного литературного издания «Русский вестник». Как и опасался Тургенев, неоднозначный образ Базарова вызвал бурную реакцию в литературных кругах. Его обсуждение порождало массу споров в печати. Множество великолепных критиков посвящали свои статьи разбору идейного содержания романа и характеристике главного героя. Появление нового образа, отрицающего все привычное и прекрасное, стало своеобразным гимном молодому нигилистическому течению.
Последняя редакция романа
После появления романа в «Русском вестнике» Тургенев занимается небольшой переработкой текста произведения. Он сглаживает некоторые особо резкие черты характера главного героя, и делает образ Базарова более привлекательным, чем в первоначальном варианте. Осенью 1862 года в печать выходит отредактированная версия романа. На титульной странице стоит посвящение Виссариону Григорьевичу Белинскому. Тургенев и Белинский были очень близкими друзьями, и благодаря влиянию Виссариона Григорьевича формировались некоторые общественные взгляды Ивана Сергеевича.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал уникальным произведением, отразившим вечное противостояние двух поколений не только в рамках отдельно взятого семейства, но и на уровне общественно-политической жизни целой страны.
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818–1883)
РОМАН «ОТЦЫ И ДЕТИ»
В ТАБЛИЦАХ
История создания романа «Отцы и дети»
Замысел возникает летом 1860 г. В августе 1861 г. роман окончен.
В 1862 г. выходит отдельным изданием. Тургенев посвящает его
В. Г. Белинскому. Посвящение имело программный и полемический оттенок.
Выход романа стал общественным событием. На роман живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. Самыми известными отзывами являются статьи
М. Антоновича «Асмодей нашего времени», Д. Писарева «Базаров»,
Н. Страхова «Отцы и дети» Тургенева». Также писали о романе
Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков.
Конфликты романа
Внешний
Внутренний
Противостояние разных поколений.
Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей.
Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике.
Сюжет романа
Глава 1.
Экспозиция Кирсановых.
Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия
Главы 2–3.
Экспозиция Базарова
Даны портрет и первая характеристика главного героя романа - Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове)
Главы 4–11.
Завязка внешнего конфликта. Развитие действия.
Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым.
Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича.
Главы 12–13.
Подготовка развития
внутреннего конфликта.
Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов».
Глава 14.
Завязка внутреннего
конфликта.
На балу у губернатора происходит встреча Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой.
Главы 15–17.
Развитие действия
Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова.
Главы 18–19.
Кульминация
внутреннего конфликта.
Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова.
Главы 20–21.
Усугубление внутреннего
конфликта.
Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино.
Главы 22–23.
Развитие внешнего
конфликта.
Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь - Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой.
Глава 24.
Кульминация
и развязка внешнего
конфликта.
Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства.
Главы 25–26.
Базаров через город *** едет в Никольское.
Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой.
Глава 27.
Усугубление
и разрешение внутреннего
конфликта
В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства - то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни.
Глава 28.
Эпилог.
Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители.
Евгений Васильевич Базаров
Нигилизм Базарова
Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil - ничто).
Комплекс убеждений Базарова - не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг.
Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически.
«Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
«Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».
«Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например...».
«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание -мы отрицаем».
«Мы ломаем, потому что мы сила».
«- Да ведь надобно же и строить.
- Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».
«Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать?
- Базаров ничего не отвечал»
Динамика образа Базарова
В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение.
Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью - двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология (от греч. уn ( уntos ) - сущий и logos - учение) - раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру).
Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.
«Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности.
Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей:
«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично»
Восприятие критикой образа Базарова
Две точки зрения
М. Антонович (журнал «Современник»). Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы»
Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника»
Д. Писарев «Базаров»
Раскрывает историческую значимость изображенного Тургеневым типа. Считал, что России на современном этапе ее развития необходимы такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают разумом и волей
Система персонажей романа
Два лагеря
«Отцы»
Старшее поколение
«Дети»
Младшее поколение
Николай Петрович Кирсанов;
Павел Петрович Кирсанов;
Родители Базарова
(Василий Иванович и Арина Власьевна)
Евгений Васильевич Базаров;
Аркадий Николаевич Кирсанов;
Кукшина Авдотья Никитишна;
Виктор Ситников
Двойники Базарова
Ситников
Кукшина
Называет себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником.
Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского, имеется и русский текст, выполненный славянской вязью.
Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их.
В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. <…> Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком.. и литератором».
Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия, воспитание и т. д. Развязна, вульгарна, глупа.
В эпилоге: «Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы.
Она по-прежнему якшается со студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, <…> которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии
удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью».
Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения.
Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться.
Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм - осознанно выбранная позиция.
Женские образы
Анна
Сергеевна
Одинцова
Молодая красивая женщина, богатая вдова.
Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства.
Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом.
Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия.
Она неспособна на сильную страсть.
Фенечка
Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни - семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее.
Катя
Локтева
Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой.
Чуткая натура - любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера.
Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вамиручные».
Катя - воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов.
События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.
В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.
Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.
Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.
Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.
Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.
Данная публикация поможет ученикам 10 класса при написании доклада или сочинения на тему «Евгений Базаров».
Тест по произведению