В России нет человека, который не знает песен нашего знаменитого земляка Григория Пономаренко. Правда зачастую их считают народными, потому что они мелодичны, лиричны и очень душевны. «Ивушка», «Тополя», «Не жалею, не зову, не плачу» и, пожалуй, самая знаменитая - «Оренбургский пуховый платок». Эти песни захватывают дух, вызывают мурашки по коже.

Лучший подарок - пуховой платок

«В этот вьюжный, неласковый вечер, когда снежная мгла вдоль дорог, ты накинь, дорогая, на плечи оренбургский пуховый платок…». При звуках этой песни почти у каждого человека начинает щемить сердце. А дальше от любви и нежности и вовсе наворачиваются слезы: «Я готова тебе, дорогая, не платок, даже сердце отдать…»

Говорят, Григорий Пономаренко посвятил эту песню своей маме.

«Когда я был еще молодым корреспондентом, довелось брать интервью у недавно приехавшего на Кубань Григория Пономаренко (позже мы встречались часто), - рассказывает писатель Владимир Рунов. - И мне, конечно, было любопытно, как он написал эту песню. Григорий Федорович рассказывал: пошел он как-то покупать матери подарок на день рождения, но не знал, что именно выбрать. Решил посоветоваться с продавщицей в галантерейном отделе. Та посоветовала: лучший подарок - оренбургский платок. Пономаренко отправился на базар. У одной из торговок весь прилавок был устлан этими платками. Она не просто предлагала купить красивую вещицу - сняла с пальца обручальное колечко и пропустила изделие сквозь него. Мол, именно таким тонким и изящным должен быть этот платок. Подарок был куплен. Но увиденное произвело на Григория Федоровича такое впечатление, что потом он вместе с поэтом Виктором Боковым написал одноименную песню….»

Позже, когда Людмила Зыкина своим мелодичным голосом спела про оренбургский платок, песня завоевала все страну. И наверняка сыграла на руку производителям кружевных изделий. Наверное, во всем Советском Союзе не осталось ни одной женщины, которая бы тут же не захотела получить такую вещь в подарок.

На Кубань Григорий Пономаренко приехал, уже будучи известным человеком. Научившись играть на баяне в раннем детстве, любовь к музыке он сделал своей профессией. В середине 50-х годов его песни, вместе с известными артистами, уже пела вся страна.

Григорий Пономаренко на заводе по производству оренбургских пуховых платков. Фото: Из личного архива

«Жил в другом измерении»

Рассказывает Татьяна Василевская, журналист, издатель, лауреат премии Григория Пономаренко:

«Григорий Федорович не раз делился: его песни быстро завоевывали популярность - их пели на концертах, на праздниках, за столом, на улицах. Это ли не самая высокая похвала! Но при этом завистники хулили его творчество, издатели не хотели печатать, называя его деревенским баянистом. Но признание никогда не зависело от воли чиновников. Слава шагала за ним не только по нашей стране. В те годы ни один праздничный концерт, «Огонек» не обходился без песен Пономаренко в исполнении Ольги Воронец, Александры Стрельченко, Людмилы Зыкиной, Екатерины Шавриной.

Лирическое начало музыки Пономаренко и таланта певиц сливались гармонично, становились образами России. В песнях все было истинно, правдиво, искренне: и печаль, и удаль, и верность, и сердечность. А потом были другие песни, становившиеся популярными мгновенно: «Растет в Волгограде березка», «Тополя». Их вскоре запоют Нани Брегвадзе, грузинский квартет «Орэра», югославская певица Лили Петрович, японский квартет, польский ансамбль, канадская группа. Да как!

Людмила Зыкина как-то рассказывала, что однажды в Канаде ей показали сборник псалмов, в котором был опубликован текст песни «Оренбургский пуховый платок». Каково же было их удивление, когда они узнали, что у этих стихов есть автор - Виктор Боков. В Болгарии в эти же годы был создан коллектив, в репертуаре которого были песни одного композитора - Григория Пономаренко.

Григорий Пономаренко и Вероника Журавлева со строителями БАМа. Фото: Из личного архива

Пономаренко колесил по стране, не было фестиваля, куда бы его не приглашали. Эти концерты собирали звезд, но самым востребованным был Григорий Федорович. В каждой такой поездке он бил рекорды встреч со зрителями. Снег, пурга, проливные ливни, плохие дороги, нелетная погода, отсутствие респектабельных концертных площадок - ничто его не останавливало. Он по первой просьбе поднимался и летел на БАМ, в Нарьян-Мар, Сыктывкар, на Камчатку и еще, бог знает, в какие дали. Платили за это копейки, но деньги никогда для Григория Федоровича многого не значили. Ему для жизни так мало нужно было - баян, нотная бумага, стол, который ему заменяли капот машины, пенек, собственное колено. Он действительно жил в другом измерении».

Кубань вас поет…

В Союз композиторов Григория Пономаренко приняли только в 1974 году. Не торопились коллеги с признанием. Но он не расстраивался. В творчестве все складывалось более чем неплохо. Десять лет он прожил в Волгограде, где его по-настоящему любили.

Однажды Григорий Федорович получил письмо от первого секретаря краснодарского крайкома партии Г.С. Золотухина: «Кубань Вас поет, любит, приезжайте к нам». А вскоре в Волгоград приехала начальник управления культуры крайисполкома Марина Шапиро, встретилась с известным композитором и пригласила на Кубань. Казачий хор тогда остался без художественного руководителя. И ей казалось, что лучшего руководителя не найти.

Григорий Пономаренко посещает виноградную плантацию. Фото: Из личного архива

«Однако уехать из Волгограда было не так просто, - продолжает Татьяна Василевская. - Тракторный завод, с народным хором которого работал Пономаренко, был категорически против. Гаишникам была дана команда не выпускать композитора из города. Стражи порядка, к их чести будет сказано, этой команды выполнять не стали. Отличника советской милиции (такое звание было присвоено композитору) волгоградские стражи порядка встретили радушно и пожелали удачи».

Кубань встретила Пономаренко восторженно. Первые песни Григорий Федорович написал на стихи Ивана Вараввы. Очень плодотворным было сотрудничество с Сергеем Хохловым. Словом, работал на одном дыхании. С хором, правда, не заладилось.

Настороженно встретили знаменитость только в Союзе композиторов. Вот как об этом вспоминал сам Пономаренко:

«Собрались композиторы, сидят хмурые, невеселые. Я проиграл и пропел тринадцать песен. Выступали зло, все свели к тому, что я не знаю фольклора Кубани. На следующий день меня пригласили в организацию СК. Там был секретарь крайкома партии И.П. Кикило. Он и собрал всех композиторов. Разговор был коротким. «Товарищи, вы знаете этого человека? - спросил Иван Павлович и, не дожидаясь ответа, представил меня: - Это заслуженный артист РСФСР, известный композитор Григорий Пономаренко. А знаете его песни?» И пропел «Ивушка зеленая, над рекой склоненная», потом «Оренбургский пуховый платок». «Узнали хотя бы эти две песни? А их у Пономаренко множество, - продолжил Кикило, - и народ поет их, любит. Вы нехорошо поступили. Вам бы за советом к Григорию Федоровичу обратиться».

За что судьбу благодарил

Лариса Новосельская, председатель краевого отделения «Союза писателей России»:

«Григорий Федорович был человеком мягким, открытым, искренним. Несмотря на свою известность, он откликался на любые просьбы. Едет агитбригада в поле чествовать колхозников? Пономаренко с радостью присоединялся и отправлялся выступать на полевой стан. Вы представляете, как его там ждали, как встречали?! Он с большим уважением относился к людям труда, и они это понимали, отвечали ему огромной любовью. Он был гением своего времени. Нередко его песни считали народными. Но разве это не лучшая похвала? Власть его тоже любила. Но он никогда не относился к ней подобострастно. Не терпел этого и в отношении себя».

На Кубани Григорий Пономаренко нашел свою любовь - Веронику Журавлеву. Фото: Из личного архива

Кубань стала для Пономаренко второй родиной, счастьем и судьбой. Вот как он сам об этом писал:

«Здесь я встретил то, что искал всю жизнь. Полсвета обошел, а встретил здесь свою любовь, свою песню - Веронику Журавлеву. И покатил по кубанским станицам, аулам Адыгеи, где мои песни знали, любили, пели. Здесь в 1990 году был удостоен звания народного артиста СССР. Мне ли не любить тебя, моя Кубань, и всех кубанцев, поющих мои песни, в любую погоду заполнявших концертные залы! Мне не всегда здесь было легко, но несмотря ни на что, я всегда благодарил судьбу за то, что живу в чудесном крае. С чудесными людьми».


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ ПО КУБАНОВЕДЕНИЮна тему:«Композиторы Кубани» Оглавление: I. Вступление Музыкальная жизнь на Кубани II. Основная часть Пономаренко Григорий Федорович Захарченко Виктор ГавриловичКеворков Виталий АлександровичМагдалиц Владимир ВасильевичПлотниченко Григорий МаксимовичПетрусенко Илья АнтоновичIII.Заключение Музыкальная жизнь на Кубани Я счастлив былвстречаться с чистотойи с красотой искусства неподдельной:с напевностью мелодии простой,с поэзией прозрачности капельной,с живым дыханьем света на холсте,с ненарочитой театральной страстью…Прикосновенья к высшей красотежизнь озаряли приобщеньем к счастью.В. Бакалдин Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков. Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх, пение па улицах. Самым значительным событием в деле развития музыкального образования в Кубанской области явилось открытие в 1908 г. музыкального училища в Екатеринодаре. В училище имелись три отделения: фортепианное, оркестровое, вокальное. Среди наиболее известных композиторов Кубани стали Захарченко Виктор Гаврилович, Кеворков Виталий Александрович, Магдалиц Владимир Васильевич, Пономаренко Григорий Федорович, Плотниченко Григорий Антонович. Здание гостиницы «Метрополь».,здесь располагались консерватория, музыкальный техникум ПОНОМАРЕНКО ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ Григорий Федорович Пономаренко родился 2 февраля 1921 на Украине. В его семье музыкой особо не увлекались, но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером. В 1938 году Пономаренко поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск. Служа в военном ансамбле, он многому научился у старших товарищей-музыкантов.Настоящая известность пришла к нему после войны. Работая в Куйбышеве (ныне Самара), Григорий Пономаренко стал автором любимых в России песен: «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «Ивушка», «Растёт в Волгограде берёзка». ПОНОМАРЕНКО ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ Переехав с Волги на Кубань, Григорий Федорович побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен, познакомился с творчеством кубанских поэтов, узнал о том, как бережно хранят и тщательно собирают в нашем крае старинные казачьи песни. Здесь, на Кубани, Пономаренко написал музыку к фильмам и опереттам. Но главными в его творчестве оставались песни. «Эх, кони, кони», «Соловей на веточке» на стихи И. Вараввы, «Трудовые руки», «Стал казак на камень» на стихи С. Хохлова, «Песня о Новороссийске», «Хутора» на стихи К. Обойщикова и ещё десятки замечательных произведений.Григорий Федорович Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. В этих песнях говорится о главном: о России, о любви, о степных зорях и бескрайних полях красавицы Кубани. ЗАХАРЧЕНКО ВИКТОР ГАВРИЛОВИЧ Родился 22 марта 1938 года в ст. Дядьковской Кореновского района Краснодарского края.В 1956 году Виктор Гаврилович поступил в Краснодарское музыкально-педагогическое училище. Окончив его стал студентом Новосибирского государственной консерватории им. М.И. Глинки на факультет хорового дирижирования. Уже на 3-ем курсе В.Г. Захарченко пригласили на высокую должность – главного дирижера Государственного Сибирского народного хора. 1974 год – переломный в судьбе В.Г. Захарченко. Талантливый музыкант и организатор становится художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора. Кубанский казачий хор под руководством В.Г. Захарченко неоднократно становится лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Коллектив удостаивается почетного звания Академический, Государственной премии им. Т.Г. Шевченко республики Украина и награжден орденом Дружбы народов. ЗАХАРЧЕНКО ВИКТОР ГАВРИЛОВИЧ Им созданы такие произведения – «Набат» на стихи В. Латынина, «Умом Россию не понять» на стихи Ф. Тютчева, «Помоги тому, кто слабее» на стихи Н. Карташова.В.Г. Захарченко возродил традиции Кубанского войскового певческого хора, основанного в 1811 году, включив в свой репертуар, кроме народных и авторских песен, православные духовные песнопения. По благословению патриарха Московского и всея Руси Государственный Кубанский казачий хор принимает участие в церковных богослужениях. В России это единственный коллектив, который удостоен столь высокой чести. КЕВОРКОВ ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Родился 16 октября 1937 года в Баку. В 50-60-е годы начал сочинять инструментальную музыку, занимался джазовыми импровизациями. Им написаны фортепианное трио №1, Первая и Вторая симфонии, струнный квартет.Среди произведений Виталия Александровича, написанных в 70-е годы, особое место занимает симфоническая поэма «Память», посвященная героическому подвигу советских людей в годы Великой Отечественной войны. В середине 70-х годов Кеворков обращается к фортепианной музыке для детей (цикл «Матрешки»). Эти произведения были инструментованы для оркестра народных инструментов Всесоюзного радио. Сюиту включил в свой репертуар оркестр «Виртуозы Кубани». В 1996 году ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. МАГДАЛИЦ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ Родился 24 мая 1951 года в поселке Ахтырском Краснодарского края в семье служащих. Там окончил музыкальную школу, затем поступил а Кубанский государственный университет на музыкально-педагогический факультет и в 1973 году окончил его. Следующей ступенькой в становлении композитора стала Российская государственная академия музыки им. Гнесиных, а затем аспирантура этой же академии.Он инициатор создания исполнительских коллективов, таких как Краснодарский камерный хор, ансамбль ударных инструментов «Премьер-оркестр». МАГДАЛИЦ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ Сегодня Владимир Васильевич - секретарь союза композиторов России, председатель Краснодарского краевого отделения Союза композиторов России, участник российских и международных фестивалей и форумов. Он автор целого ряда крупных произведений, таких как симфония-реквием «Последние свидетели» (по произведениям С. Алексиевича), симфония «Поминовение» - памяти жертв Чернобыля, концерт для фортепиано с оркестром «Венок сонетов» (отмечен международной премией), первый кубанский балет «Тамань» (по произведениям М. Ю. Лермонтова). За этот балет Магдалиц в 2001 году удостоен премии им. Д.Д. Шостаковича. В.В. Магдалиц – один из ярких представителей своего поколения в отечественном музыкальном искусстве XX столетия на Кубани. ПЛОТНИЧЕНКО ГРИГОРИЙ МАКСИМОВИЧ Плотниченко Григорий Максимович родился 18 августа 1918 года в Таганроге в семье портового рабочего. В 1937 года он поступил на дирижёрско-хоровое отделение Краснодарского музыкального училища. Первые музыкальные произведения Григория Максимовича – небольшие пьесы для оркестра народных инструментов. В 1941 году он добровольно ушёл на фронт. И одна за другой появляются его песни о событиях грозных военных лет, о подвигах русских людей: «Гвардейцы-минометчики», «Севастопольская», «По Дону гуляет» и др. С 1949 по 1953 год Плотниченко работал художественным руководителем ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. В этот период он обращается к более крупным музыкальным формам. Создаются сюита «Возвращение», хоры «Кубань моя», «Ефрейтор в отпуске». ПЛОТНИЧЕНКО ГРИГОРИЙ МАКСИМОВИЧ Помимо песен и хоров композитор пишет баллады «Я хлебороб», «Баллада Светланы», романсы «Лунной ночью», «Берёзка», «Уронила луна молодая». Им написана музыка к 15 спектаклям кукольного театра. Среди них «Хрустальный башмачок», «По щучьему велению», «Иван – крестьянский сын».И всё же хоровое творчество – главное, чему посвятил себя композитор. И первая хоровая песня, которая заслуживает особого внимания, – «Кубанские синие ночи» на стихи С.Хохлова. Кубанский искусствовед В.Щеглов назвал её «музыкальным символом нашего родного края». ПЕТРУСЕНКО ИЛЬЯ АНТОНОВИЧ РОДИЛСЯ 1 августа 1941 года в ауле Кошехабль в Адыгее. В 1957 году Илья Антонович поступил на дирижерско-хоровое отделение Краснодарского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова.. Будучи студентом 4-го курса, Петрусенко создал свое первое музыкальное произведение - «Стихли лихие бураны» на текст А. Буженко. С 1966 года Илья Антонович учится и работает на Кубани. Некоторые песни он сочиняет на стихи известного кубанского поэта И. Ф. Вараввы - «Край родной!», «Мама, мама », «Хлеборобские степи», «Снова снится березовый шум...». ПЕТРУСЕНКО ИЛЬЯ АНТОНОВИЧ В начале 70-х годов Илья Антонович возглавил кубанские народные ансамбли песни и танца «Колос» и «Нива». Петрусенко написал песни «Я надену красивое платье», «Осенняя песня», «Зачем ты снишься мне», «Казачья праздничная», «Трава-полынь». Широкий резонанс в музыкальном мире получили его музыкально-публицистические труды. Книги Ильи Антоновича - это истории жизни и творчества известных мастеров культуры и искусства.В настоящее время композитор живет в живописном поселке Афипском, где в общении с народом и природой черпает силы для своего творчества. Жители Кубани любят петь. Они поют русские и украинские песни, в которых звучат то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то веселая, удалая казачья пляска. А в предгорьях седого Кавказа широко разливаются вольные, затейливые напевы адыгейских песен.На Кубани много прекрасных песен, получивших всенародное признание. Они так прочно вошли в жизнь кубанцев, так часто исполняются, что уже как бы растворились в мелодиях родного края, превратились из авторских в народные. И, может быть, именно песня поможет нам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя. Песня – драгоценное богатство нашего народа. Кубань, Кубань – души моей отрада,Сияньем зорь налитые поля.Мне в целом мире ничего не надо,Твоя бы песня в вышине плыла…Сергей Хохлов Заключение СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Богатырев П. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Музгиз, 1974. 2. Владыкина-Бачинская Н. Музыкальный стиль русских хороводных песен. М.: Искусство, 1996. 3. Земцовский И. Фольклор и композитор. - Л. - М.: Музгиз, 1978. 4. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1982.

С 1950 года на Кубани систематически изучается песенно-народное творчество фольклорными экспедициями Союза композиторов СССР. В этих экспедициях принимали участие композиторы А. Мосолов, В. Волков, Г. Плотниченко, музыковеды Н. Бачинская, С. Пушкина. Собранный музыкальный материал внимательно изучается. В итоге этой работы были опубликованы сборники: «20 кубанских народных песен», Краснодарское книжное издательство, 1954 год; «Пять кубанских народных песен», Музгиз, 1955 год; «Песни Краснодарского края», Советский композитор, 1959 год.
После этих публикаций интерес к музыкальному фольклору нашего края значительно возрос. Кубанские народные песни привлекли внимание музыкантов-профессионалов. Многие самодеятельные хоровые коллективы страны исполняют кубанские песни «Едет казак из дальнего края», «Летят утки», «Ты, Кубань, ты наша Родина».

Московский композитор А. Мосолов написал симфонию на кубанские темы, композитор Г. Плотничеико — хоровую сюиту «-Кубань — земля Советская», фантазии для оркестра народных инструментов. Композитор П. Фомичев создал кантату «Кочубей» для солистов, хора и симфонического оркестра.
Десять кубанских народных песен, вошедшие в этот сборник, создавались народом в разное время. Различаются они и по жанровым признакам. Особый интерес представляют песни кубанского фольклора советского периода. Лирическая песня «Садилось солнце За горою» отражает события гражданской войны, казачья походная «То не тучи» — период Великой Отечественной войны. Созданные в разное время, две эти песни роднит общая патриотическая тема, чувство верности воинскому долгу, твердая вера в неминуемую победу правого дела.

Любовью к родному краю, к его необозримым просторам, гордостью за свой труд хлебороба проникнуты песни «Расцвела Кубань, как вешний сад», «По реке Кубани», «На полях кубанских», «Лети, моя песня». Их объединяет общая стилистическая черта — лиризм выражения героики и романтики наших дней.
По крупицам собирая драгоценности народной музыки и поэзии, творчески переосмысливая собранный материал, оттачивая и шлифуя его, автор обработок композитор Г. Плотничеико бережно относится к мелодическому и ладовому своеобразию кубанской песни, стремится сохранить ее специфический колорит.
Характерной чертой кубанской народной песни, определяющей ее своеобразие и неповторимость, является исторически сложившийся и откристаллизовавшийся в ней многонациональный «сплав». Песня впитала в себя интонационные, ладовые, метро-ритмические особенности и образный строй русской и украинской народной песни, а также не избежала влияния и других национальных культур, в частности адыгейской.
В некоторых произведениях преобладают исконно русские народно-песенные традиции. Здесь, прежде всего» следует назвать обработки песен «Горы закубанские» и «На полях, полях кубанских». Обращает на себя внимание голосоведение, допускающее параллельность квинтовых ходов, столь характерных для русских народных песен, переменный лад с элементами дорийских оборотов, выдержанность натурального минора и опора на его квинтовые устои (без терции). Жанровая определенность и яркая образность лихой казачьей песни «То не тучи» безусловно определили и стиль ее обработки, выдержанный в традициях русской солдатской песни. Здесь и острый, волевой синкопированный ритм, и характерные для строевых песен выкрики, восклицания. Превосходен своеобразный мелодический рисунок запева песни.
Близость к украинскому фольклору кубанских народных песен «Садилось солнце за горою», «Песня казачки» определила гармонический язык обработок и ритмическую структуру их сопровождения. В старинной шуточной песне «Задумала вража баба» сохранены оттенки украинского речевого произношения, бытующего в нашем крае.

Двойственная природа кубанской народной песни особенно характерно проявилась в ладовом строении обработок песен «По реке Кубани», «Лети, моя песня», «Песня казачки».
В обработках кубанских песен, сделанных Г. Плотниченко, ощущается стремление композитора максимально приблизиться к приемам и традициям, характерным для народно-песенной хоровой культуры Кубани.

Многоголосная ткань хоровых обработок соткана из вокально-осмысленных гибких мелодических линий, имеющих подчас совершенно самостоятельное значение. Особенно рельефно выражен подголосочный стиль народной полифонии в обработках песен «На полях, полях кубанских», «Лети, моя песня», «Расцвела Кубань, как вешний сад», «Горы закубанские».

Следует отметить, что выдержанная линеарность голосоведения, относительная самостоятельность каждого голоса или, хоровой партии не противоречит целостности образного восприятия песни.
Во многих обработках применяется столь характерный для кубанской народной песни мелодический каденционный оборот, когда изгиб верхнего голоса проходит от доминанты к тонике через вторую ступень («Садилось солнце за горою»,. «Лети, моя песня», «Песня казачки»).
Форма обработок кубанских народных песен во многом обусловлена индивидуальным своеобразием музыкально-поэтического содержания, жанровой конкретностью каждой песни.
Совершенно естественно, например, когда задумчивая распевность старинной песни «Горы закубанские» находит свое воплощение в широком хоровом полотне без инструментального сопровождения. Лиризм, задушевность песни еще более подчеркивается партией солиста на фоне общего хорового звучания. Автор обработок использует здесь специфические вокально-хоровые приемы музыкальной выразительности. При этом фактура хорового изложения остается вокально удобной и технически не сложной.
Некоторые песни, вошедшие в сборник, обработаны для хора в сопровождении баяна. Это вызвано стремлением изложить песню так, как она бытует в народе.

В баянном сопровождении, технически незамысловатом, строго выдерживаются стилистические черты, характерные для песни в целом. Ритмический рисунок, вариационная орнаментальность, гармонизация песни — все эти детали сопровождения скупо, но выразительно оттеняют главную мысль произведения, привносят новые штрихи в песенный образ.
Следует подчеркнуть еще одну особенность обработок кубанских народных песен Г. Плотниченко — их простоту и доступность, для исполнения.
Г. КОВАЛЕВ.

  • Лети, моя песня. Записана в 1961 г. в городе Славянске-на-Кубани от Антонец И. М. Литературная обработка В. Подкопаева
  • То не тучи. Записана в 1956 г. в станице Новопокровской от группы колхозниц сельхозартели им. Кирова. Запевала Немыкина Е. А. Литературная обработка В. Подкопаева
  • Горы закубанские. Записана в 1957 г. в ст. Гостагаевскои от Кишенек М. Д., Третьяченко С. К. и Подлесного И. Т. Литературная обработка В. Подкопаева
  • Песня казачки. Записана в 1952 г. в ст. Староминской от Юренко С. М. и Чуприной Т. Т.
  • Садилось солнце за горою. Записана в 1954 г. в г. Крымске от Заспа Г. М. и Малукало М. М. Литературная обработка В. Попова
  • Кукушечка. Записана в 1948 г. в ст. Марьянской от колхозника сельхозартели «Красный Хуторок» Коваля Г. Л
  • Задумала вража баба. Записана в ст. Староминской от Фомичева П. П.
  • На полях, полях кубанских. Записана в 1950 г. в поселке Пашковском от Пономаренко К. И.
  • Расцвела Кубань, как вешний сад. Записана в 1962 г. от Менюк Е. Н. в ст. Новопокровской. Литературная обработка В. Подкопаева.
  • По реке Кубани. Записана в 1952 г. в ст. Линейной от Шелест М. И. Литературная обработка В.Подкопаева

Спасибо Ирине за сборник!

Кубанские композиторы

Цели:

Знакомство с творчеством кубанских композиторов, популяризация творчества выдающихся земляков – кубанских композиторов Г.Ф. Пономаренко и В.Г. Захарченко

Развитие интереса к их произведениям; умения видеть прекрасное рядом с собой; умения передавать красоту образов природы; умения сотрудничать в ходе совместной работы.

Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;

Оборудование. Мультимедийный проектор.

Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен -

Край наш Краснодарский.

Не раз кубанская земля

Достойных ей сынов рожала,

Их позабыть никак нельзя -

Их колыбель Кубань качала.

Учитель: Кубань - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство - люди.

Они осилят зло и горе,

Добудут свет в кромешной мгле...

Мои герои - главный корень,

Основа жизни на земле.

Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о людях искусства – о тех, кто делает нашу жизнь прекрасной.

Учитель: Я хочу рассказать вам древнюю легенду, которая родилась в древней Греции.

На священной горе Геликон живут вечно юные музы - дочери бога Зевса и богини памяти Мнемо c ины. Когда наступает ночь, музы, окутанные густым туманом, поднимаются к вершине горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их необыкновенна, их пение доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы жизни и славят богов.

Музы обладают одной изумительной способностью. Стоит им только взглянуть на человека при рождении и возлить на кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова, музыкальным и художественным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим уважением народа.

Теми, кого полюбили музы, являются и кубанские поэты, художники и композиторы, о которых мы сегодня будем говорить. Благодаря своим произведениям, они получили всенародное признание и любовь.

С некоторыми из них давайте познакомимся. (На доске карточки с фамилиями). Классифицируйте этих людей по группам.

Назовите поэтов: Владимир Подкопаев, Кронид Обойщиков, Вадим Неподоба.

Назовите кубанских композиторов : ЕФ. Пономаренко, В.Г. Захарченко.

Назовите кубанских художников:

Их произведения: стихи, песни, картины используются на нашем уроке.

Содержание урока.

Посмотрите вокруг - зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена...

Здесь и в песнях казачий размах и полет,

И в свершеньях масштабы российские.

На Кубани живет богатырский народ,

И дела у чего богатырские.

В. Подкопаев

Учитель. Прочитайте, вслушайтесь, вдумайтесь в эти строки.

Какой человек мог это сказать?

Жители Кубани любят петь. - Какие песни поют у нас на Кубани?

Русские и украинские песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают мечты и думы создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора Кубанского казачьего войска сами становились учителями пения.

И действительно, песня может многому научить. В песнях - душа народа, в ней сочетается сила музыки и слова, а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в песне собираются вместе разные виды искусства.

Стоит вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова - и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно песня поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.

Кубань, Кубань - души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

А какие песни поют ваши родители?

Какие песни вы любите?

Вот некоторые пословицы и поговорки , в которых речь идет о песне? (соединить начало и конец пословиц)

Беседа коротает дорогу – песня работу.

Из песни слова не выкинешь.

Песня казаку - подруга в походе.

Коль казаки спивають, ворогы - плачуть.

На Кубани и камень казакам подпевает.

Пословица - не зря молвится. Они доказывают, что песня - постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях.

А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?

А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?

Кто пишет музыку песен? (композитор)

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Показ портрета) Перед вами портрет Григория Федоровича Пономаренко – народного композитора земли кубанской. Ему посвящали стихи, дарили огромными охапками цветы, назвали его именем улицы, создали в городе Краснодаре музей. «Он обладал божьим даром - писать музыку, от которой «сердце просит широты» - так писали о нем современники.

Григорий Фёдорович Пономаренко (1921- 1996) родился на Украине. В крестьянской семье Пономаренко музыкой особо не увлекались. Но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером: никто лучше него не умел настраивать и восстанавливать старые баяны.

В школьные годы Гриша жил в семье дяди в городе Запорожье. Участвовал во всех школьных и городских конкурсах самодеятельности. Максим Терентьевич определил племянника в ученики к талантливому баянисту. Одарённый мальчик схватывал всё буквально на лету. Часто ему бывало достаточно одного урока, чтобы разобрать и выучить наизусть новое произведение.

В 1938 году поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск, где многому научился у старших товарищей-музыкантов. Настоящая известность пришла к Григорию Федоровичу после войны. В 1972 году композитор переехал на Кубань, где был, до глубины души, тронут раздольными кубанскими лугами и полями, белыми хатами, напоминавшими ему Украину. Здесь он побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен. Но особенно ему понравились казачьи песни и прекрасные стихи кубанских поэтов, в содружестве с которыми он написал более 200 песен о нашем крае:

«Эх, кони, кони», «Соловей на веточке», «Трудовые руки», «Стал казак на камень», «Песня о Новороссийске», «Хутора», «Здравствуй, наша Кубань!» и ещё десятки замечательных произведений.

Г.Ф. Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. Он был поистине народным композитором не только по званию, потому что учился у народа и писал песни для народа о самом главном и важном для человека.

О чем, как вы думаете?

(Прослушивание песни)

Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)

Учитель: Мне хочется познакомить вас с еще одним замечательным человеком. Рассмотрите его портрет.

Лицо этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.

Может быть, кому-то знаком этот человек?

Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много - песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в

консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.

Рассматривание фотографии хора.

ТЕМА УРОКА : «Творчество кубанских композиторов».

Цели:

Знакомство с творчеством кубанских композиторов, популяризация творчества выдающихся земляков – кубанских композиторов Г.Ф. Пономаренко и В.Г. Захарченко

Развитие интереса к их произведениям; умения видеть прекрасное рядом с собой; умения передавать красоту образов природы; умения сотрудничать в ходе совместной работы.

Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;

Оборудование. Мультимедийный проектор.

Ход урока.

Организационный момент и мотивация на урок.

Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен -

Край наш Краснодарский.

Не раз кубанская земля

Достойных ей сынов рожала,

Их позабыть никак нельзя -

Их колыбель Кубань качала.

Кубань - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство - люди.

Сообщение темы урока.

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «творчество кубанских композиторов». Сегодня мы с вами поговорим о людях искусства – о тех, кто делает нашу жизнь прекрасной. Это композиторы, которые прославляли нашу Кубань в песнях.

В 1892 году Григория Концевича приграсили из Петербурга на Кубань занять самую престижную для музыканта должность в крае: Г.М. Концевич становится художественным руководителем Кубанского войскового певческого хора. Следуя принципу – не останавливаться на достигнутом, Концевич пристальное внимание уделяет мальчишкам, певшим в войсковом хоре. В хуторах и станицах он много записывает народных песен черноморских казаков, большинство тут же обрабатывает для войскового хора и исполняет в программах светских концертов.

В 1937 году, уже в преклонном возрасте, Концевич был назначен художественным руководителем Кубанского казачьего хора, расформированного в 1921 году. Пресса иногда критиковала хор за то, что в его новой программе не было народных песен советского периода и за большое число чисто украинских песен. В 1938 году после покушения на Сталина, Концевич вместе с директором хора Чернышовым был арестован, он не выдержал пыток и умер.

Григорий Максимович Плотниченко стал на Кубани первым профессиональным композитором, музыкальный талант которого и организаторские способности высоко ценило руководство творческих организаций страны. В 1957 году Григорий Максимович был избран членом правления Союза композиторов СССР, а в1959 году – членом президиума Всероссийского хорового общества. Касаясь послевоенной кубанской песни, надо заметить, что край наш всегда привлекал к себе внимание ведущих московских композиторов-песенников, которые, приезжая на Кубань, уезжали в Москву с богатым музыкальным материалом. И, конечно же, столичных композиторов притягивала к себе романтика жизненного бытия казачества.

Григорий Максимович не был фамильярным с людьми, даже младшими его. Одно из крупнейших произведений композитора – это хоровая сюита на слова С. Хохлова «Маки на Малой земле». В ней понята тема войны – тема, к которой композитор-фронтовик обращался на протяжении всей своей жизни.

Одним из ярких выдающихся композиторов Кубани является Григорий Федорович Пономаренко.

Подожди, Пономаренко,

Подожди, не уезжай

Посмотри, звенит над Волгой

Волгоградский урожай

За Мамаевым курганом

Колыхнулись ковыли

Не от горя, а от песни

Слезы к горлу подошли.

… Хочешь знать, Пономаренко,

Что сказал о нас народ

Без тебя он обойдется

А без Волги пропадет.

Люди скажут – как завяжут

Я и в горе и в беду

Без кого угодно выживу

А без Волги пропаду

Заиграй такую песню

Чтоб мурашки по спине

Чтоб неслась от Волгограда

Облетела б полземли

Чтоб не с горя, а от песни

Слезы к горлу подошли.

Вот с такими прощальными словами провожали Пономаренко с Волги на Кубань. Для жителей Волгограда его уезд был большой потерей.

А тем временем на Кубани уже готовили хлеб и соль, чтобы встретить прекрасного композитора, душу народа – Григория Пономаренко.

Трудно поверить, как в последние четыре десятилетия развивался бы у нас в стране жанр русской песни без плодотворного композиторского творчества народного артиста СССР Григория Пономаренко – этого выдающегося создателя целого направления в нашем современном отечественном вокально-хоровом искусстве.

Чтобы заявить о себе как о создателе песен, как это удалось Пономаренко, надо было обладать уникальным творческим дарованием. Его любили за искреннюю и душевную теплоту, за редкий мелодизм и великую простоту. На личных книгах Пономаренко красуется меткий по своему содержанию экслибрис, на котором композитор изображен впряженным в бурлацкую упряжь, тянущий по великой Волге огромную баржу. На ней необычный груз – ноты с названиями популярнейших песен Г. Пономаренко.

Пономаренко родился 2 февраля 1921 года в селе Моровск Остерского района Черниговской области. В годы Великой Отечественной войны служил баянистом в военном ансамбле, а после работал в оркестре русских народных инструментов в Москве. Затем получает приглашение в Волжский народный хор, в котором работал руководителем.

В 1972 году Пономаренко приехал на Кубань. Этот край напоминал композитору Украину. Переехав на Кубань, Г. Пономаренко никогда не упускал случая в отдаленном хуторе или станице послушать фольклорный казачий хор. Первой песней Пономаренко стала песня «Что такое Кубань». Произведения Пономаренко на кубанскую тему рождались от непосредственных впечатлений от общения с людьми труда. Примером этого явилась песня «Трудовые руки».

Чудесными песнями Пономаренко стали: «Здравствуй, наша Кубань», «Не будите, журавли, вдов России», «Утренняя песня», «Хмель» и другие.

С Г. Пономаренко дружили кубанские поэты. Из воспоминаний Кронида Обойщикова: « Много раз я бывал на квартире у Пономаренко, особенно в дни работы над опереттой «Лебединая верность». Его работоспособность была поразительной – в то время одновременно он писал и оперетту, и духовную музыку, песни на стихи Блока. Порой на подвернувшемся клочке бумаги, отодвинув недоеденный завтрак, тут же при мне набрасывал свои загадочные нотные знаки, растягивая меха баяна, выдавая свою чарующую пономаренковскую мелодию.

То поет душа, то плачет,

То хохочет, наконец,

Ты теперь в краю казачьем

Самый звонкий бубенец.

Пономаренко писал музыку к фильмам «Мачеха» и «Безотцовщина».

Притихли лунные поляны

Притихли клены в вышине

Пономаренко на баяне

Поет о милой стороне

Из сердца звуки вынимает

И сам совсем не понимает

Как близко сердце от беды

Он шел на зов звезды в тумане

Ликуя сердцем и спеша

Над степью светлою Кубани

Сгорела светлая душа

7 января 1996 года в день Рождества Христова светило январское солнце. Г.Ф. Пономаренко погиб в автокатастрофе.

Г.Ф. Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. Он был поистине народным композитором не только по званию, потому что учился у народа и писал песни для народа о самом главном и важном для человека.

Имя Г.Ф. Пономаренко в 1997 году стала носить Краснодарская государственная филармония. Каждый год под эгидой Краснодарской краевой филармонии проводится фестиваль «Адрес детства – Кубань», в котором принимают участие тысячи юных кубанцев.

Мне хочется познакомить вас с еще одним замечательным человеком.

Лицо этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.

Может быть, кому-то знаком этот человек?

Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много - песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в

консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.

Рассматривание фотографии хора.

Лишь запоёт кубанский хор

В лихих кубанках и черкесках,

Я вижу дедов дом и двор,

За ними даль в пшеничных всплесках...

Лишь запоёт кубанский хор

Или блеснёт казачий танец,

Как будто солнце из-за гор

Всё сразу над Кубанью встанет...

Лишь запоёт кубанский хор

Понятно всем его наречье,

И шире степи, выше гор

душа бывает человечья...

Вадим Неподоба

В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые, в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека - труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песня. Сейчас мы прослушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора.

Кубанский казачий хор в его современной структуре (хор, танцевальная группа, оркестр) и творческой ориентации был воссоздан в 1968 году. Уже в 1971 году приходит первое международное признание – хор становится дипломантом фольклорного фестиваля в Болгарии, хотя обретение им подлинного национального лица было еще впереди.

В 1974 году художественным руководителем Кубанского казачьего хора стал Виктор Захарченко. Уроженец Кубани, воспитанник Новосибирской консерватории, неутомимый собиратель и исследователь народного творчества, музыкант, наделенный безошибочной художественной интуицией, человек яркого общественного темперамента, Захарченко на четверть века определил творческое и общественное кредо Кубанского казачьего хора как хранителя исторической памяти русского народа, его чаяний и надежд.

За десятилетия коллектив накопил огромный репертуар. В исполнении хора вернулась народу и стала гимном Кубани песня « Ты, Кубань, ты наша Родина» на стихи священника I Кавказского полка Константина Образцова. Давайте сейчас послушаем эту песню.

Хор явился блестящим интерпретатором волевых, отмеченных чеканным ритмом и интонационной упругостью походных песен

(« За Кубанью огонь горит», « Ихалы казаченьки» - прослушивание песен), величаво – печальных песен – дум и баллад, грустных лирических песен.

Приняв творческую эстафету от Войскового певческого хора, являясь его правопреемником и развивая его традиции, Кубанский казачий хор участвует в церковных службах в екатеринодарских храмах, трепетно и самозабвенно исполняет русскую духовную музыку.

Искусство Кубанского казачьего хора и его художественного руководителя отмечено многочисленными высокими наградами и блестящими победами в России и во многих странах мира.

Гастрольные маршруты Кубанского казачьего хора опоясали всю планету.

С 1990 года на базе Кубанского хора действует Центр народной культуры Кубани, детская экспериментальная школа народного искусства, благотворительный фонд возрождения народной культуры Кубани

Постарайтесь определить характер песни и в какие моменты жизни поют их казаки.

(прослушивание песни Кубанского казачьего хора)

Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями, В.Г. Захарченко - народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, почётный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара.

Кого и что прославляют в своих песнях кубанские композиторы? (красоту родного края, человека-труженика, воина-защитника)

Итог урока. Творческая работа.

Вопросы для закрепления : - Подходит к концу наш урок, на нем мы познакомились с замечательными произведениями поэзии, музыки, живописи.

Что объединяет кубанских композиторов? О чем их произведения?

Вот некоторые пословицы и поговорки , в которых речь идет о песне? (соединить начало и конец пословиц)

Беседа коротает дорогу – песня работу.

Из песни слова не выкинешь.

Песня казаку - подруга в походе.

Коль казаки спивають, ворогы - плачуть.

На Кубани и камень казакам подпевает.

Пословица - не зря молвится. Они доказывают, что песня - постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях.

А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?

А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?

Кто пишет музыку песен? (композитор)

В песнях - душа народа, именно в них собираются вместе разные виды искусства. Вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова - и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно музыка поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.

Домашнее задание: подобрать материал о композиторах.