Художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин, выступая на съезде Союза театральных деятелей России, в жесткой форме высказался о цензуре и борьбе государства за нравственность, призвав коллег по творческому цеху защитить выставки и спектакли от "группок оскорбленных"
Global Look Press

"Сатирикон" Константин Райкин, выступая на съезде Союза театральных деятелей России, в жесткой форме высказался о цензуре и борьбе государства за нравственность, призвав коллег по творческому цеху защитить выставки и спектакли от "группок оскорбленных", передает портал "Театрал" , опубликовавший стенограмму выступления Райкина.

"Мы очень разобщены, мне кажется. Мы достаточно мало интересуемся друг другом. Но это полбеды. Главное, что есть такая мерзкая манера - клепать и ябедничать друг на друга", - заявил Райкин.

Отдельно худрук "Сатирикона" затронул тему повторяющихся "наездов на искусство", отметив, что лично считает запрет цензуры "величайшим событием" в жизни страны. Кроме того, Райкин выразил озабоченность тем, что власти дистанцируются от тех людей, которые выступают за закрытие выставок и отмену спектаклей.

"Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна, дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества", - продолжил Райкин.

"Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Так что - это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими путями за нравственность, видите ли", - подчеркнул режиссер.

Он призвал коллег "не делать вид, что власть - это единственный носитель нравственности и морали". По мнению Райкина, не должны претендовать на эту роль и общественные организации. Режиссер подчеркнул, что в искусстве достаточно фильтров в виде "художественных руководителей, критиков, души самого художника".

Цеховая солидарность, по мнению Константина Райкина, обязует каждого работника театра не говорить плохо друг о друге, а также не говорить плохо друг о друге в инстанциях, от которых они зависят.

Вместо этого он призвал коллег "внятно высказаться" по поводу ряда громких эпизодов, связанных с закрытием спектаклей и выставок в городах России. "Почему мы молчим все время? Закрывают спектакли, закрывают это… Запретили "Иисус Христос - суперстар". Господи!", - воскликнул Райкин.

Он также высказал мнение, что церковь забыла о тех временах, когда ее саму "травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях", и начинает действовать сейчас "такими же методами".

"Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать. Что мы в большой степени наблюдаем", - заключил Райкин.

Наверное, одним из важнейших признаков (если не главным из них) цивилизованного общества по праву считается отношение к людям, мыслящим по-своему, имеющим собственные мнения. В культурной стране нормально воспринимают носителей взглядов, не совпадающих с главенствующей линией. Их не убивают, не сжигают живьём, не избивают и не сажают в тюрьмы. Дикари, напротив, готовы на любые самые чудовищные преступления, если кто-то скажет что-то, не вяжущееся с их представлениями о жизни и правде. Собственно, в основном эту бесспорную мысль и выразил худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин в ходе своего выступления на 7-м съезде Союза театральных деятелей России 24 октября. Нет, не только её, были и другие моменты в речи, тоже очень острые. Это событие вызвало широкий общественный резонанс.

Те, кто против

Константин Райкин говорил несколько сбивчиво (он за это заранее извинился перед слушателями), и его выступление тут же разбило неравнодушную часть общества на два лагеря - не то чтобы непримиримых, но таких, что договориться им между собой довольно трудно. С одной стороны баррикад оказались ценители исконных патриотических и семейных ценностей, утверждающих, что речь эта произнесена в защиту всяких непотребностей вроде выставки Стёрджеса с изображением голых детей, рок-оперы «Иисус Христос - сверхзвезда», хулиганок из «Пуси Райт» и т.п., - всё в одной куче. В их числе известный байкер А. Залдостанов, замминистра культуры В. Аристархов и другие люди, относящиеся негативно к вседозволенности в искусстве.

И те, кто за

Консерваторам противостояли представители либеральной общественности, правозащитники и некоторые деятели культуры, считающие любое ограничение свободы проявлением сатрапства, сталинщины и прочих нехороших тоталитарных явлений. В их число вошли замечательный актёр Евгений Миронов (ему не нравятся агрессивные невежды, что вообще-то справедливо), а также многие другие - члены Хельсинской группы, Макаревич, Ахеджакова, Шендерович и ещё многие «борцы с режимом». Возможно, не все из них внимательно прослушали выступление Константина Райкина, или их чуткий слух вычленил из него только то, на что был настроен. В любом случае без разбора основных положений речи судить о её содержании и смысле практически невозможно. Она короткая, звучит 13 минут.

Речь

В начале выступления Константин Аркадьевич очень удачно напомнил о цеховой солидарности людей искусства как средстве противостоять «наездам», чем, безусловно, расположил к себе аудиторию. Некоторые, прикрываясь нравственностью, моралью, патриотизмом и другими высокими словами, говорил он, не дают фактически работать, а власть как-то странно терпимо к ним относится. Это просто потакание запрещённой ныне и принявшей такую латентную форму цензуре, и выглядит оно как возврат к сталинским временам, на что указывает специфический лексикон начальства от культуры (Аристархова, например). А вот если все вместе (как папа, Аркадий Райкин, учил), то это можно преодолеть. Если кто-то выражает протест против того или иного произведения, трактовки или ещё чего-то такого, то он проплачен. Затем было упоминание о скандальной фотовыставке и хулиганстве, произошедшем на ней. Только творцы сами могут судить о том, чем себя ограничивать, а власть вообще должна платить им за то, что они как бы «держат перед ней зеркало». Но люди искусства разобщены, они погрязли в выяснении своих разногласий и не замечают ничего. Вот «Иисуса Христа - суперзвезду» запретили. Церковь, дескать, обидится. В общем, речь была и в самом деле сбивчивой.

Проблема

Теперь о главном. Театр убыточен. Возможно, люди вообще сейчас стали реже ходить в культурные заведения, или репертуар непривлекателен в коммерческом отношении, или аренда слишком высокая, или ещё чего-то не хватает. Да мало ли причин может быть? Так вот, накануне дня рождения Аркадия Райкина (105-го) его сын рассказал корреспондентам о финансовых трудностях. Театр вообще может закрыться. Новое здание никак не дадут, хотя спонсоры есть, их привлекли отчасти возможностью использовать имя великого сатирика в названии делового центра «Райкин Plaza». Но ещё нужна небольшая сумма от Министерства культуры, которую не дают. Вернее, Владимир Мединский выделил сколько-то, а этого мало, а он говорит, что больше не может. В общем, катастрофа...

За что притесняют?

Главное, что подкупает в речи Райкина на театральном съезде, это то, что он в ней ничего не сказал о себе и своём театре. Константин Аркадьевич напомнил своим слушателям о 105-летии своего замечательного выдающегося отца, рассказал о запрете рок-оперы Эндрю Уэббера, о безобразном хулиганстве на фотовыставке Стёрджеса, но умолчал о репрессиях, которым, возможно, подвергался лично он сам или кто-то из членов его творческого коллектива. Призывая деятелей культуры к сплочению, худрук «Сатирикона» не имел в виду какую-то конкретную точку приложения протестной энергии, а указал на некую атмосферу, «те явления, происходящие в жизни», то есть выражался не совсем ясно. На настоящий момент в репертуаре «Сатирикона» практически нет пьес прямой критической направленности. Планируется «Сирано де Бержерак», ставится «Ваня, и Соня, и Маша, и Гвоздь», ещё что-то. Поводов для гонений нет.

Заказ «сверху»

На самом деле в этом вопросе не всё однозначно. Театр, конечно, получает дотации от Минкультуры (замминистра культуры А. Журавский назвал общую сумму в 235 млн. руб.), но за это, как утверждает его худрук, от труппы чиновники чего-то требуют. К сожалению, он не уточнил конкретно, чего именно, и зря. Было бы очень интересно, какие именно спектакли «Сатирикона» поставлены по заказу министерства. Государство (любое) если выделяет деньги, то за что-то, или вообще их не даёт. К примеру, трудно представить, чтобы правительство США профинансировало фильм о бомбёжке Белграда или тайнах терактов 11 сентября. Снять такой фильм можно, но в США его показ запретят.

И всё же, что именно «заказала» власть? Может быть, «Короля Лира»? «Человека из ресторана»? «Все оттенки голубого»?

Театр и зрители

Билеты в «Сатирикон» недешёвые, их цена колеблется от 1700 до 7000 рублей, в зависимости от постановки и ряда. В принципе, для Москвы это не очень и дорого, но приезжим бывает накладно. Театр получает дотации. У него есть спонсоры. Почему же положение, по словам худрука, бедственное? Объяснение может быть одно: слабая заполняемость зала. Если бы цены были доступнее… В таланте руководителя театра, безусловно, сомнений нет.

Всё позади

Прошло всего три дня после резонансного и по-граждански смелого выступления художественного руководителя «Сатирикона», и проблема, обрисованная им в самых мрачных тонах, к счастью, разрешилась благополучно. Мединский пригласил директора театра Полянкина, пообещал ему увеличение финансирования. Министр извинился за своего зама, который, наверное, немного погорячился. Конфликт полностью исчерпан.

И ещё…

Во-первых, Русская православная церковь никогда не выступала против рок-оперы «Иисус Христос - сверхзвезда», а совсем напротив. По мнению главы синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Владимира Легойды, такие произведения, несмотря на их неканоничность, полезны, - они прививают интерес к Евангелию.

Во-вторых, право художника на свободу самовыражения вряд ли кем-то из здравомыслящих людей оспаривается, но у рядовых граждан должна быть возможность выражать своё отношение к его творениям. В рамках правового поля, без хулиганства, экстремизма и хамства, конечно.

И в-третьих, как хорошо, когда проблемы так быстро и удачно разрешаются! Ведь по сути обе конфликтующие стороны выступали за свободу, просто понимали её немного по-разному. А на своё мнение все имеют право.

24 октября руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин выступил с речью о цензуре в области культуры, которая тут же стала предметом обсуждения в сети. Он высказался против «группки оскорблённых», которые контролируют театр и кино, ссылаясь на идеи о патриотизме и нравственности. Сегодня его выступление прокомментировал Александр Залдостанов (Хирург), обвинив его в желании превратить Россию в «сточную канаву». Пользователи соцсетей заступились за Райкина.

В понедельник на съезде Союза театральных деятелей (СТД) Константин Райкин выступил с речью, в которой выразил своё разочарование и недовольство ситуацией в стране. В частности, он высказался о давлении на театры со стороны государства, необоснованной цензуре, негативных изменениях, произошедших с РПЦ, и растущей политизированности в культуре.

Меня очень тревожат - я думаю, как и вас всех, - те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорблённых якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется.

С нами разговаривают наши начальники непосредственные таким лексиконом сталинским, такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь!

Церковь наша несчастная, которая забыла, как её травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не Богу служить, а власть обслуживать.

Александр (Хирург) Залдостанов, активно поддерживающий политику Владимира Путина, президент мотоклуба «Ночные волки» и инициатор создания движения «Антимайдан», прокомментировал слова Райкина изданию НСН .

Дьявол всегда соблазняет свободой! А под видом свободы эти Райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты. Бездействовать мы не будем, и я сделаю всё, чтобы защитить нас от американской демократии. Несмотря на все репрессии, которые они распространяют по всему миру!

Он также заявил, что Россия сегодня - единственная страна, где «действительно есть свобода».

Критика Хирурга вызвала бурную реакцию в сети. В частности, Дмитрий Гудков, бывший депутат госдумы, написал на своей странице в фейсбуке, что он глубоко разочарован тем, как быстро культура теряет значимость, а «хулиганы» становятся национальными героями.

Подписчики Гудкова поддержали его в комментариях. Большинство согласились, что Хирург не вправе критиковать человека такой величины, как Райкин. А некоторые и вовсе пишут, что Залдостанов не стоит того внимания, которое ему уделяют.

В защиту Райкина высказался и бывший сенатор Константин Добрынин.

«Папа меня другому учил»

Второй день работы Союза театральных деятелей России выдался более горячим. Народ из Москвы и России выпускал пар с поистине артистическим темпераментом. Но именно этот «пар» должен стать основой программных документов съезда.

Вся театральная Россия формулирует то, что нужно, - говорит секретарь СТД Дмитрий Трубочкин (он модератор на съезде). - Это такой крик о помощи.

О чем же сегодня кричит театральная Россия? Из выступлений понимаешь реальный и во многом печальный факт: у нас две России - московская и вся остальная, - живущие совершенно разными жизнями.

Худруков московских коллективов волнует коммерциализация театра. Экономист Рубинштейн дает убедительное обоснование, почему театру она вредна. Его статистика безупречна и позволяет сделать выводы: театр самостоятельно не может покрыть свои расходы за счет продажи билетов, а уменьшающаяся господдержка толкает на поиски доходов, а значит, на коммерциализацию.

Москву волнует идеологический террор и угроза надвигающейся цензуры образца 37-го года. Характерно для этого эмоциональное выступление Константина Райкина: «Наезды на искусство - грубые, наглые, прикрывающиеся высокими словами о патриотизме. Группки оскорбленных людей закрывают спектакли, выставки, нагло себя ведут, а власть от этого дистанцируется. Проклятье и позор нашей культуры - цензура - был прекращен с наступлением нового времени. И что сейчас? Хотят вернуть нас не просто во времена застоя - в сталинские времена. Наши начальники разговаривают такими сталинскими тестами, господин Аристархов… А мы что - сидим и слушаем? Мы разобщены, и это полбеды: есть мерзкая манера клепать и ябедничать друг на друга. Папа меня другому учил».

Но провинциальным театрам явно не до таких моральных высот: им бы выжить. Слушаю, что через молодежный театр Владивостока проходит канализационная ливневка, и от этого зрители говорят: «Спектакли у вас отличные, но что же у вас так воняет?..» Потрясающая хроника театра кукол из Брянска - официальная и по годам: театр сначала отреставрировали, потом почему-то признали непригодным для работы, потом слили с ТЮЗом, не спросив обе труппы. А экспертиза из Петербурга через пару лет сделало заключение: театр пригоден для работы…

А вот Республика Алтай. Руководитель отделения СТД Светлана Тарбанакова рассказывает мне, что в республике на 220 тысяч жителей - один-единственный театр. Отремонтирован, 469 мест, но работает 1–2 раза в неделю, потому что под одной театральной крышей - несколько организаций: филармония, госоркестр, ансамбль танца, а дирекция как прокатчик приглашает еще и гастролеров. Билеты по 150–200 рублей. Люди ходят.

А в горах живут люди, и они тоже хотят видеть театр, - говорит Светлана Николаевна. - Но из-за кризиса, плохого состояния сельского хозяйства у людей нет денег. В клуб приезжаем, а билеты по 130 рублей не покупают, экономят. Вот и играем для тех, кто придет. Зарплата - 10–12 тысяч, а у молодых еще меньше.

- Как же они живут?

Мы все так живем. Но сейчас пришел новый министр культуры, и мы очень на него надеемся.

Ее слова подтверждает Айгум Айгумов с Северного Кавказа: там у актеров зарплата - от 11 до 13 тысяч. Горячий кавказский человек прямо предлагает от имени всех делегатов отправить Александра Калягина ходоком к Путину: пусть расскажет о бедственном положении провинциальных артистов. Калягин за столом президиума все записывает.

Вы не умеете работать с властью, - парирует с трибуны Вячеслав Славутский из Качаловского театра (Татарстан). - Мой президент - автогонщик, почему он обязан быть театралом? Значит, мне надо ему доказать, что забота о культуре - это забота о генофонде нации. Я ни разу не услышал, что профессия кончается, - все труднее становится найти режиссеров. О чем вы говорите? Что мы все время жалуемся?..

Съезд заканчивает работу. Каковы будут его итоги и какие будут приняты документы? Судя по всему, Александру Калягину в его новый срок придется непросто: экономические тиски оказались жестче идеологических, которые до перестройки испытывал театр.

В заключительном слове Калягин философски сказал:

Отчасти мне проблемы известны, а отчасти - это холодный душ. Но позвольте вам сказать: мы, творческие люди, - нетерпеливые люди. Хотим, чтобы все и сразу. Я возмущаюсь волокитой, как и вы, возмущаюсь! И меня учат терпению. Власть искренне не понимает. Повезло Екатеринбургу с министром культуры, а Волгограду - нет. Нам надо учиться долбить, долбить и долбить. Мы в таких условиях существуем: что есть, то есть. Поэтому я призываю всех к терпению. И мы будем терпеливо работать.

Удивительно, но простые и, казалось бы, очевидные для цивилизованной страны истины могут вдруг стать поводом для скандала.
Народный артист России Константин Райкин, выступая в понедельник на прошедшем в Москве Всероссийском театральном форуме, заявил: "Вот эти группки якобы оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется от них. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры — это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни нашей страны".

"…И церковь наша, несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях, начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать", — напомнил Константин Райкин.

По мнению худрука театра "Сатирикон", искусство само в себе имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, зрителей, души самого художника (это и есть носители нравственности). И призывает не делать вид, что единственный носитель нравственности и морали — это власть.

"Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда снова. А меня заставляют читать эту мерзкую книжку опять. Потому что словами о нравственности, Родине, народе и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели", — заявил Константин Райкин.

Всероссийский театральный форум выступил против возрождения цензуры Участники форума намерены обратиться к властям с просьбой принять меры для пресечения попыток возрождения цензуры и антиконституционного вмешательства государственных органов в творчество.

Очевидные же вещи, нет? Понятно же, что государство не должно вмешиваться в творчество, это дело признанных, авторитетных экспертов - критиковать, советовать, рецензировать, выбирать достойные наград постановки.

И понятно, что, согласно Конституции, в нашей стране должно признаваться идеологическое многообразие. И "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (Ст.13 Конституции РФ).

Противоречивая реакция на выступление Константина Райкина

Но отзывы на выступление Константина Райкина - прямо противоположные: от "наконец-то хоть кто-то об этом сказал" до "а что там, у центра "Райкин-плаза" - проблемы, наверное?".

Впервые за историю театра в сезоне вышла , после чего труппа полгода находилась в простое. Пока идет ремонт основного здания, "Сатирикон" вынужден арендовать другие площадки, чтобы иметь возможность играть и репетировать новые пьесы, а на аренду при этом уходит большое количество заработанных средств.

По словам замминистра Александра Журавского, когда руководство "Сатирикона" обратилось за помощью в финансировании на аренду ММЦ "Планета КВН" (в связи с тем, что историческая сцена театра находится на реконструкции), власти пошли навстречу театру и выделили более 44 миллионов рублей на компенсацию аренды.

Оставшуюся часть "Сатирикон" взялся компенсировать из собственных доходов (в прошлом году было около 130 миллионов рублей).
"Мне не совсем понятно, о каком полугодовом простое говорил Константин Аркадьевич. Достаточно сказать, что театр активно гастролирует и ставит премьеры", — заявил Журавский.

После того, как Константин Райкин выступил с резонансной речью, его оппоненты легко связали эти два события - финансовые проблемы "Сатирикона" и критическое выступление его худрука на форуме СТД. Это и правда просто, как дважды два: денег не дали - пошел критиковать. Однако, напомню, что позиция Константина Райкина - последовательная, с

Претензии к Минкульту и к одному из замминистров Владимиру Аристархову звучали, к примеру, еще в мае прошлого года - тогда Константин Райкин вместе с Георгием Тараторкиным и Игорем Костолевским раскритиковали высказывания Аристархова по поводу театральной премии "Золотая маска" (тот считал, что фестиваль поддерживает провокационные и русофобские постановки).

Учитывая, что театру "Сатирикон" сейчас как никогда нужны деньги на завершение затянувшегося ремонта, речь Константина Райкина на форуме СТД кажется еще более смелой и весомой, ведь в этом случае худрук рискует не только впасть в немилость властей предержащих (что его вроде бы мало беспокоит), но и как следствие - остаться без дополнительной помощи театру.