Свирель ученическая применяется для обучения музыке в школах. Занятия на сайте составлены по «Научно-методическому руководству игры на свирели» доктора искусствоведения Марины Львовны Космовской. Обучение музыке испокон времен начиналось с практики — пения и игры на простейший свистящих-звучащих музыкальных инструментах: гудочках, дудочках, свирелях. Шестидырочная свирель ученическая на сегодняшний день самый доступный духовой музыкальный инструмент для массового обучения музыке.

Приобрести инструмент можно по контактам справа —>

Легкость и простота игры на этой дудочке позволяет освоить её даже четырехлетнему ребенку. Поэтому, если хотите быстро получить результат в обучении музыкой, используйте её. В дальнейшем на сайте будем называть эту дудочку свирелью ученической, чтобы выделить её из всего разнообразия народных духовых инструментов. Подробную информацию о других народных духовых инструментах можно найти в разделе сайта .

Обучение игре на свирели ученической разделим на две ступени:

  • первая ступень — — уроки с 1 по 5
  • вторая ступень для продвинутых — уроки с 6 по 9

Желательно проходить все уроки последовательно и выполнять задания для закрепления знаний/умений и активно участвовать в обсуждении каждого урока. Так вы ещё лучше научитесь играть на свирели. Если заниматься будет ребенок, пусть взрослые помогут ему.

По мнению специалистов игра на свирели ученической способствует:

  • интенсивному развитию музыкальных задатков (координация слуха и голоса и отработка исполнительского дыхания),
  • осознанию собственных творческих возможностей и значимости в мире искусства звуков,
  • а также оздоровлению организма (гипервентиляция легких и мозга).

Свирель ученическая. Плюсы и минусы инструмента

Из плюсов отметим:

  • качественный пластик;
  • очень легкий инструмент и в прямом смысле и по легкости обучения игре на нем: чем меньше отверстий, тем легче запомнить какие и когда закрывать-открывать;
  • замечательный учебник, разработанный высококвалифицированным педагогом ученым искусствоведом.

Из минусов: простота конструкции определяет небольшой диапазон инструмента и, мягко скажем, не самый качественный звук. В общем-то, звук такой свирели ученической это граница ниже которой уже не следует опускаться. Ниже нет музыки … и там можно получить «музыкальную травму».

Выступление школьного ансамбля на свирелях ученических:

Свирель ученическая. Об авторе методики обучения

Марина Львовна Космовская.

Курский Государственный Университет.
Заведующая Кафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства.
Доктор искусствоведения. Профессор.

Преподаваемые дисциплины:

  • Актуальные проблемы музыкознания и музыкального образования
  • Инструментальное музицирование на свирели
  • История музыки (зарубежной, отечественной)
  • История зарубежной музыки
  • История отечественной музыки
  • История русской музыки
  • Источниковедение музыкальной культуры
  • Методология и методы научного исследования
  • Музыка внеевропейских цивилизаций
  • Музыка и современность
  • Музыка разных стран и народов
  • Музыкальная историография
  • Музыкальная критика
  • Слушание музыки
  • Теория музыки в нотных редакторах

Пройдите все девять уроков обучения игре на свирели ученической на этом сайте.
Для более быстрого и качественного обучения рекомендуем использовать компьютерную программу «Свирелька», которая покажет ноты разучиваемой мелодии, проиграет мелодию в удобном вам темпе и отобразит аппликатуру (состояние отверстий: открыто/закрыто) свирели, чтобы вы сразу могли понять, что и как у вас должно получиться при игре:

bgcolor="#fffffcc">

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Облегченная "Свирелька"

только для свирели ученической

Проверьте как написан Ваш e-mail,
чтобы "Свирелька" к Вам точно дошла!

У Свирельки есть специальная облегченная версия, которая предназначена для маленьких пользователей и сделана так, чтобы разные настройки не отвлекали от обучения. В облегченной версии оставлен только русский интерфейс и один инструмент — свирель ученическая 6-тидырочная. Именно для этой свирели предназначены уроки игры по материалам «Научно-методического руководства игры на свирели» Марины Львовны Космовской. В дальнейшем, если захотите продолжить обучение на других флейтах, программу «Свирелька» можно будет обновить до полной версии.

И ещё, если есть возможность, начинайте обучение музыке с другой флейты. Например, с блокфлейты. Блокфлейта сопрано не намного сложнее, чем свирель ученическая, но заметно качественнее и на годы перспективнее. Впрочем, если в школе предлагают занятия на свирели ученической, так тому и быть. Для обучения музыке на начальном этапе свирель ученическая вполне приемлемый вариант.

Споры о свирели, очевидно, не закончатся никогда. Вот одно из мнений опубликованное в Сети о пластмассовой свирели . Мое мнение: даже самое маленькое действие лучше самых длинных разговоров. Хотите учиться музыке? Учитесь! Хоть и на свирели с шестью дырочками… Результат будет лучше, чем если только языком ля-ля-ля.

Даже, если в будущем человек никогда не будет заниматься музыкой, он навсегда запомнит свои упражнения с этой простенькой пластмассовой дудочкой. И будет благодарен учителям, что такие занятия в его жизни были.

Все занятия, представленные на сайти, совершенно бесплатны. Поэтому просьба — поделитесь с друзьями возможностью заниматься игрой на свирели и поддержите проект:

Напишите в комментариях, чего вы хотите достичь начиная обучение игре на свирели.

Светлана Пономарёва
Учимся играть на свирели в детском саду

Учимся играть на свирели в детском саду

Пономарёва Светлана Николаевна

музыкальный руководитель

ДОУ ЦРР Детский сад «Счастливое детство »

Новоусманского района Воронежской области

Так несмело, неумело,

Но ведь мастера нашла!

Подарил ей мастер трель,

Превратив её в свирель .

(Н. Пикулева) .

Свирель – один из древнейших музыкальных инструментов, оставшийся при этом неизменным до сих пор. Имеет множество разных названий в различных странах. В России называется «сопилка» , но более известен под названием «свирель » . Является национальным народным инструментом в десятках государств. Очень распространён в странах причерноморья и средиземноморья от Украины до Португалии. Тысячелетиями свирель являлась неизменным атрибутом пастухов. Пастухи и подпаски очаровывали мелодичными напевами своих рожков и свирелей , подобно Лелю из сказки – пьесы Александра Островского «Снегурочка» . И умели они не только играть , но и делать свои инструменты.

Вспомните :

«Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю :

Срежу я с берёзы три пруточка –

Сделаю из них я три гудочка…

Теперь не надо заламывать берёзки – давайте лучше охранять зелёных друзей.

«Гудочки» - свирели изготовила Завидовская фабрика игрушек.

С воронкой – раструбом КЛАРНЕТ

Или без раструба СВИРЕЛЬ

Известны миру сотни лет,

Такой свирелью в старину ,

Крестьянских коз со всех дворов

Сгоняли в поле на стерню. Ведь сочная трава лугов

Была для барских лишь коров…

В эпоху Римской империи свирели вместе с барабанами были главными инструментами военных оркестров. Это сочетание оказалось столь удачным, что до сих пор часто используется в военных маршах.

У свирели очень характерный хрипловатый нежный звук, поэтому она обычно используется как солирующий инструмент. Для неё в разное время писались серьёзные музыкальные произведения.

При всех этих достоинствах игра на свирели проста .

При обучении игры на свирели с дошкольниками я использую свирели , изготовленные Завидовской фабрикой игрушек. Она представляет трубку длиной около 30 см со свистковым устройством с одной стороны и с шестью отверстиями. При первых отверстиях закрываются пальцами левой руки, а с четвёртого по шестое – пальцами правой руки.

Звукоизвлечение произносится лёгким певческим дыханием, близким к слогу «ХА» или «ТУ» , а если дунуть чуть СИЛЬНЕЕ – звук будет ОКТАВОЙ ВЫШЕ. Под текстами песен помечено, СКОЛЬКО отверстий надо ЗАКРЫТЬ для данного слога.

Ва - си - лёк, ва - си - лёк,

Мой- лю – би- мый - цве - ток.

Как говорил Гамлет – «…играть на свирели очень просто… Нужно только зажимать пальцами дырки, дуть ртом в конец свирели и из неё польётся волшебная музыка…»

Не зря именно на этом инструменте учат играть детей не только в музыкальных школах, но даже в детских садах . Это не сложно.

Обучая детей подготовительной группы игре на свирели я использую незаменимое пособие педагога – музыканта Эдельвены Яковлевны Смеловой непреклонной в своём стремлении возродить наши корни – свирельное и балалаечное искусство, чтобы миллионы Анечек и Ванечек снова стали ЛЕЛЯМИ.

Её система приобщения к музицированию общедоступна и демократична, способствует познанию мира через музыкальное творчество разных времён и народов.

Эта система с успехом применялась Смеловой в Шри Ланке, стране самобытной культуры, своеобразной, не похожей на нашу письменность и записи нот.

Эдельвена Смелова одержима идеей обучения ВСЕХ! нотной грамоте : «Ведь нот всего семь! – меньше, чем цифр и букв, - не устаёт доказывать она».

И с этим я соглашусь с ней, целиком и полностью поддерживаю её.

Тетрадь для дошкольников и младших школьников «Играем на свирели , рисуем и поём» А. И. Конч ставит своей целью – научить ребёнка музицировать на свирели по цифрам (донотный период) и через инструментальное исполнение развивать координацию его слуха и голоса. Это пособие подготовлено к программе «Приемственность» ,

А. И. Конч предлагает последовательность разучивания.

Чтобы играть на чудо – инструментах, не обязательно сразу осваивать нотную грамоту, достаточно научиться считать хотя бы до семи.

И кем бы ни стали наши дети, у них должны быть ловкие пальцы, чуткое сердце и добрая душа.

Литература :

1. Конч, А. И. Играем на свирели , рисуем и поём. Тетрадь для дошкольников и младших школьников. – М.: ГНОМ и Д, 2011. -72с.

2. Смелова, Э. Я. Ежеквартальный детский музыкальный журнал «ХОРОВОД» М.: Инкоцентр, 2011. – 15с.

3. Петелин А. С., Горькова Л. Г. Развитие творческих способностей детей средствами музыки. – Воронеж, ВОИПКРО, 2003.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду . – М.: Просвещение. 1981.

5. Ветлугина Н. А. Детский оркестр . – М.: Просвещение.

6. Кононова Н. Г. обучаем игре на детских музыкальных инструментах. -1990.

7. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение : Владос, 1994.

8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду – М ., - 1985.

9. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. –Ростов – на – дону : Феникс, 2008. – с. 42.

10. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.

Однажды бог лесов и полей Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Увидев его, нимфа в ужасе бросилась прочь, Пан последовал за ней. И вдруг на пути нимфы появилась преграда - река. Что делать, Пан вот-вот настигнет нимфу? И тогда Сиринкс обратилась с мольбой о помощи к богу реки, и тот превратил ее в тростник, растущий на берегу. Пану казалось, что он уже почти догнал свою возлюбленную, сейчас он ее обнимет, но, добежав до реки, он увидел, что берег пустынен и только тростник растет у воды. И вдруг в шелесте тростника Пану послышался голос прекрасной Сиринкс. В горе он срезал несколько тростинок, связал их между собой, тихонько подул в тростинки и заиграл печальную мелодию. Долго Пан сидел на берегу, и ему казалось, что нимфа разговаривает с ним.

Такая красивая легенда окружает создание инструмента, который так и называют флейта Пана. И именно с такой трогательной истории я начинаю с ребятами обучение игре на свирели, что вносит в наши занятия романтическую нотку, помогает добиться от детей бережного отношения к своему инструменту.

С чем мы сталкиваемся чаще всего на музыкальном уроке? С тем, что дети слушают звукозапись, много слушают учителя и отвечают на его вопросы, а сами? Сами музицируют, когда поют или изредка играют на простейших инструментах. Достаточно ли этого? С сожалением пришла к выводу, что нет. Конечно, если в школе есть дополнительные занятия, они восполняют нехватку именно музыкальной деятельности. А что обычно бывает в перечне доп. занятий? Опять хор. Но серьёзная вокальная работа не всегда увлекает детей, которые желают быстрого успеха и не в группе, а индивидуально.На курсах повышения квалификации в АППО ст. преподаватель Е. В. Евтух показал прекрасное владение маленьким компактным инструментом, на котором легко умещаются пальцы двух детских ручек. Розданные нам на пробу свирели слёту позволили сыграть несколько попевок, выстроить простейшее двухголосие, проявить свои возможности в импровизации... Мышление быстро выстроило цепочку последовательных действий, среди которых требовалась:

Срочная покупка этого инструмента-игрушки;

Подборка простейших, но очень интересных для детей музыкальных произведений, доступных на первоначальном этапе обучения;

Подборка других музыкальных инструментов для ансамбля со свирелью.

В нашей школе мы используем пластмассовый инструмент с шестью отверстиями и отдельным мундштуком, такой инструмент идентичен продольной флейте по звукообразованию и строю.

Первые пробы новой работы с детьми подтвердили правильность интуитивного выбора - дети увидели в свирели удивительную способность проявить самого себя, свою музыкальность и артистическую одарённость, и при этом сделать это оказалось предельно просто! Школа наполнилась необычными звуками - в разных уголках здания, казалось, поселились десятки птиц, по утрам высвистывающих весёлые лёгкие трели. Сам голос свирели невелик по громкости, да и играть она может только одноголосно. Но как выяснилось, это совсем не беда. Очень помогает занятиям со свирелью использование дисков - фонограмм с записью многих по-настоящему хороших произведений. Очень нравится детям, когда мы раскладываем новое произведение на несколько голосов - в таком случае звучание свирелей напоминает небольшой оркестр. У нас выработались свои правила для многоголосного произведения: дети выучивают все голоса пьесы по очереди, чтобы при необходимости иметь возможность поддержать другие голоса в случае отсутствия того или иного исполнителя.

Занятия с детьми этого возраста предполагают развитие творческих способностей детей через обучение на русском народном музыкальном инструменте. Научиться играть на свирели самому, погрузиться в мир звуков, познать этот неведомый и прекрасный мир музыки возможно на уроках музыки и во внеурочное время в обычной общеобразовательной школе.

Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности. Формирует любовь к прекрасному.

Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.

Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим - через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Изучение нотной грамоты на уроках музыки в рамках школьной программы приобретает практический смысл и становится более доступным. Теоретический материал усваивается постепенно, с помощью музыкально-ритмических игр, игровых упражнений.

Чтобы ускорить практическую часть на первом, донотном периоде мы играем по цифровым обозначениям, уделяя большее внимание работе над ритмом, знакомимся с размером и длительностями. Цифры на нотах в приведенных примерах обозначают количество закрытых отверстий на свирели. Дети очень быстро осваивают этот способ прочтения мелодии. На уроках мы также знакомимся с правилами обращения со свирелью, работаем над правильной постановкой рук и положением рта.

Введение обучения на свирели в урок музыки качественно сказывается на всех видах деятельности учащихся на уроке. Являясь духовым инструментом, свирель одновременно может решить вопрос дыхательных упражнений, став, таким образом, оздоровительным моментом, так как правильным типом дыхания при игре на духовых инструментах является диафрагмальное дыхание, а «при таком типе дыхания диафрагма работает наподобие поршня и интенсивно массирует внутренние органы полости живота - желудок, печень, почки, кишечник», что является эффективным средством очищения организма и способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений; от лёгких пьес, до сложных концертных произведений. Занятия могут включать в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для развития навыков игры. Во втором классе основу репертуара составляют русские народные и детские пени. Постепенно с каждым годом добавляем в репертуар все больше классических произведений. В шестом классе дети любят исполнять джазовые и рок-н-рольные мелодии, подбирать по слуху. К сожалению, у нас пока нет опыта работы с более старшими детьми.

Дети проявляют огромный интерес к инструменту, поэтому мне приходится стараться по возможности включать игру на свирели в каждый урок музыки, этот вид деятельности стал для нас таким же важным как вокально-хоровая работа, слушание и анализ музыкальных произведений.

Обучение начинается в сказочной, игровой форме, можно много придумать интересного, главное, чтобы дети легко преодолели этот трудный для них этап начального обучения.

Изучая на курсах методику игре на свирели, и опираясь на методическую литературу ст. преподавателя Е. В. Евтух, о активизации деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе, я более подробно рассмотрела вопросы дыхания и артикуляции у начинающих исполнителей.

В работе с группой учащихся, особенно младшего школьного возраста, целесообразно использую дыхательные игры.

· Для выработки ровности дыхания можно дуть на лист бумаги так, чтобы он, отклонившись от вас, держался ровно, как бы застыл в воздухе и не вздрагивал от прерывистости или неровности вашего дыхания.

· Аналогичную игру-упражнение можно проводить, дуя на пламя свечи таким образом, чтобы пламя откланялась, но не гасло. Это поможет учащимся найти силу выдоха, ведь детей часто приходится сдерживать в силе выдувания, особенно на начальном этапе обучения.

· Еще одно упражнение, направленное на увеличение объема легких, а следовательно для обработки более долгого выдоха, взято из первой программы «фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова - имитация звука «р» с помощью вибрации губ. Детям предлагается игра в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъемом в горку, спуском, объездом препятствий и т.п., часто потребует от детей изменения высоты и силы тона на вибрации губ. Рекомендуется добиваться звучного, энергичного тона, дающего учащимся ощущение активной работы дыхания и отражения этой работы на мышцах стенки живота, боках и спине.

· Как упражнение на дыхание можно использовать и детскую прибаутку: Как на горке, на пригорке живут тридцать три Егорки…», далее идет перечисление: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т.д., которое необходимо проговаривать быстро и на одном дыхании. Это упражнение можно предложить детям как соревнование.

Звукоизвлечение при игре на свирели производится легким певческим дыханием близким к слогу «ту». В технике музыкального исполнения можно выделить, следующие элементы:

1.Дыхание, точнее - выдох, то равномерный, то постепенно усиливаемый, то постепенно ослабляемый.

2. Напряжение мускулов лица, соответствующее высоте извлекаемых звуков и согласуемое с дыханием.

3. Движение пальцев.

4. Движение языка, определяющее характер штрихов.

Развивать навыки владения каждым из этих элементов и их совокупностью нужно так, чтобы все исполнительские приемы были естественны и свободны.

Систематическая работа со свирелью качественно сказывается и на чистоте интонирования учащихся. В работе с учащимися начальной школы необходимо стараться, чтобы песенный репертуар максимально дублировался исполнением на свирели, что дает качественный скачок в интонировании.

Овладению устойчивыми навыками правильной артикуляции во время игры на духовых инструментах помогает умение при извлечении звука подразумевать тот или иной слог, речевую фонему (мысленно представлять ее, а не произносить). Эта способность ведет к активным действиям всего артикуляционного аппарата, что способствует свободе и легкости звукоизвлечения. Если рассматривать соотношение артикуляции и штрихов, то первичным является артикуляция, а вторичным, производным- штрихи.

Опыт использования свирели на уроках музыки показывает необходимость введения в планирование уроков игры на свирели.Конечно, в рамках одного урока музыки в неделю ребенок не станет музыкантом - духовиком, ведь такая цель и не преследуется. Но истинное назначение уроков музыки, да и не только музыки, - воспитание личности, несомненно, будет успешно решаться.

Чего мне хочется в будущем от своих учеников? Чтобы их Прекрасное Далёко было освещено светом замечательной музыки, сыгранной в детстве, чтобы они и сами продолжали играть для себя и окружающих и будущих детей своих ввели в тот же светлый мир музыкальной гармонии.

Перед тем, как рассказать, что такое игра на блокфлейте позвольте несколько простых и, в тоже время, очень важных рекомендаций. Рекомендации эти касаются методов игры на любой продольной свистковой флейте.

Ведь, ? Это обыкновенная дудочка. Музыканты их называют так: продольная свистковая флейта из группы деревянных духовых. Такие дудки издавна известны многим, а может и всем, народам мира. К ним относятся, например, свирель и сопилка, а также многие другие музыкальные инструменты, принцип игры на которых одинаков. Между прочим, игра на блокфлейте становится очень модной, потому, что это легко и увлекательно, и ещё очень красиво.

Свирели популярны и сейчас

Итак, научиться достаточно просто. Даже без специального музыкального образования за несколько занятий можно начать играть на такой дудочке. Что надо знать, приступая к занятиям?

При игре на продольных флейтах есть несколько простых правил, которые пригодятся вам независимо от того будете вы играть на блокфлейте, или играть на свирели, или играть на сопилке.

Постановка тела для игры на блокфлейте

1. Учиться играть на блокфлейте лучше стоя. Но можно и сидя. Никто не запрещает. Держите блокфлейту под углом примерно 45 градусов, как показано на рисунке. В этом случае звук от инструмента будет направлен прямо на слушателя. Поэтому количество градусов можете не запоминать, главное чтобы свистковое отверстие было направлено на слушателя, а не в потолок или в пол.

так держать блокфлейту правильно

2. Голову держите прямо и чуть приподнято. Нельзя зажимать горло! Все-таки, блокфлейта это духовой инструмент и вам придется в неё дуть… Запрокидывать голову тоже не следует. Устанете. Да и глаза пялить в ноты с запрокинутой головой это ещё то занятие… В общем, как вы уже начинаете понимать, при игре на блокфлейте, главное, это удобство музыканта. Вам должно быть комфортно и приятно играть . Ведь, своему любимому занятию вы будете посвящать свое время.

Если поняли как держать голову, при игре на духовых инструментах, поставьте лайк:

Как держать кончик свистка губами при игре на блокфлейте

3. Сейчас поднесите блокфлейту ко рту. Плотно обхватите губами кончик свистка. Кончик свистка блокфлейты похож на клюв. Так его иногда и называют. Так вот, обхватите губами клюв блокфлейты. Правильно сделать это так: нижнюю часть клюва кладем на середину нижней губы и накрываем верхнюю часть клюва верхней губой.

Кончик клюва должен быть достаточно близко к зубам, но не касаться их. Делайте это без напряжения, чтобы вы могли свободно вдыхать и выдыхать воздух ртом. Вдох через уголки губ чуть растянув губы в улыбке. По поводу вдыхания воздуха через нос при игре на блок-флейте разные авторы дают разные рекомендации. Некоторые авторы допускают такой вдох, другие категорически против. В любом случае, основной вдох делается через уголки губ.

В зависимости от мелодии вдох может быть быстрым или медленным, но всегда глубоким. Одновременно, не старайтесь набрать воздуха «полную грудь» — это затруднит выдох, ускорит его и ухудшит звучание блокфлейты. Положение клюва во рту должно быть таким: кончик клюва не касается зубов

4. Пока никаких отверстий на блокфлейте не закрывайте. Плавно извлеките из блокфлейты звук произнеся слово «ту». Некоторые произносят слово «та». На самом деле, все равно, что вы будете «произносить». Главное здесь, — произносить «ту» без голоса, соблюдая артикуляцию для «т». Язык следует отводить назад, чтобы освободить проход для воздуха. Никогда не извлекайте звук, просто выдыхая воздух. Помните об участии языка при звукоизвлечении. Язык закрывает и открывает поток воздуха. Звук вы должны прекращать языком. Звук не должен прекращаться сам по себе, например, когда закончился воздух для выдоха.

Извлекаем первые звуки

5. Потренируйтесь извлекать звук плавно без рывков и срывов. Вдувать воздух в блокфлейту следует спокойно, плавно, ровно, полным потоком как при пении. От скорости струи воздуха зависит звук блокфлейты. Медленно меняйте силу воздушной струи. Не выдыхайте весь воздух из легких, так как это затруднит дыхание из-за чего вы быстро утомитесь и качество звучания блокфлейты будет плохим.

Извлеките подряд несколько звуков «ту, ту, ту, ту». Звучание каждого «ту» прекращайте закрытием языком отверстия блокфлейты. На этом этапе постарайтесь понять как меняется звучание блок-флейты в зависимости от того с какой силой вы дуете. Почувствуйте, когда блокфлейта начинает звучать, а когда просто издает противный свист. Не делайте резких «вдувов», будто вы разгневанный футбольный судья.

Флейта это ваша подруга и вам лучше поскорее привыкнуть друг к другу. Некоторые флейтисты уверяют, что они сразу чувствуют, если вдруг на их блокфлейте поиграет посторонний. Как извлекать ноты и играть мелодии на блок флейте подробно рассказано на страницах этого самоучителя игры на блокфлейте, а сейчас ещё одно важное общее правило при игре на блокфлейте:

Блокфлейта это индивидуальный инструмент. Поэтому самоучитель «Игра на блокфлейте» рекомендует: вымойте руки и, при возможности, почистите зубы перед игрой. И вам будет приятно и блокфлейте полезно… Содержите свою блокфлейту в чистоте. Протирайте её снаружи мягкой тканью. Внутри блокфлейту протирайте специальной щеткой или тканью на палочке-протирке. Некоторые духовые инструменты, например деревянные, требуют дополнительного ухода в виде смазки. Пластмассовые инструменты можно мыть, а затем вытереть и просушить. В общем случае, соблюдайте правила ухода за инструментом, рекомендованные его производителем. Серьезные производители музыкальных инструментов кладут при продаже блокфлейты палочку.

Теперь пора правильно взять блокфлейту в руки, чтобы начать играть на блокфлейте. Посмотрите короткое (всего 1 минуту) видео, как играет ребенок. На видео есть крупные планы и хорошо видно как располагать пальцы на отверстиях блокфлейты. Выступление Софии Куренной на международном фестивале-конкурсе «Звездный Олимп»:

На этом первое занятие самоучителя завершено.

После отработки упражнения и усвоения материала на странице Самоучитель игры на блокфлейте переходите ко второму занятию:

Второе занятие:

или ознакомьтесь с историей этого удивительного музыкального инструмента ниже на этой странице.

Немного из истории продольной флейты

Костяной дудочке из рога оленя, найденной археологами возле села Молодове Черновицкой области примерно 20 тысяч лет.

У свистковой флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, в отличие от других духовых инструментов в которых используется язычок. Продольные свистковые флейты включают целое семейство духовых музыкальных инструментов: сопилка, свирель, блокфлейта, дводенцивка, флояра, дудка, вистл это далеко не полный перечень продольных флейт.

Слово «свирель » очень древнее. Оно встречается ещё в древнеславянском языке и существовало даже до разделения этого языка на восточную, западную и южную ветви.

Конструкция этих инструментов настолько проста, что некоторые музыканты играют на собственноручно изготовленных флейтах. Наверное, отсюда родилась пословица «каждый хозяин в свою дуду дудит». Кстати, тот кто играет на флейте обычно называется флейтист. Играющий на сопилке называется сопилкарь. Музыка флейты звучит в разных стилях от народного до самых современных.

Долгое время продольные флейты изготовлялись в основном в диатоническом строе, когда полное открытие и закрытие отверстий приводило к звучанию нот без диезов и бемолей. Для извлечения таких звуков надо было прибегать к дополнительным приемам. Игра на диатонических инструментах чем-то напоминала игру исключительно на белых клавишах фортепиано.

Современная ситуация

В последнее время стали широко распространяться инструменты хроматического строя. Этому, в частности, способствовало изобретение в Украине в семидесятых годах двадцатого столетия Дмитрием Деменчуком десятидырочковой хроматической сопилки. По своим исполнительским и техническим возможностям она стоит значительно выше своих предшественниц.

Несмотря на то, что продольная флейта наиболее приспособлена для самостоятельного виртуозного исполнительства, она становится ведущим мелодийным инструментом в оркестрах и ансамблях народной музыки. И с успехом используется как основной, так и как дополнительный инструмент в музыкально-образовательных заведениях. Используется она, конечно же, и в домашнем музицировании и музыкальном образовании детей.

разные блокфлейты и сопилки

Переходите ко второму занятию.

Всем привет!:)
Сегодня будет необычный, не свойственный для моего блога пост. Тем не менее, очень нужный многим людям, которые наверняка найдут в нем ключ к решению своих задач.

Дело в том, что пару дней назад я совершенно спонтанно и неожиданно для себя купил в музыкальном магазине… музыкальный инструмент. Нет, не большой и не дорогой, но самый настоящий. Этим музыкальным инструментом оказалась обычная блокфлейта.

Блокфлейта

Таким образом, мне просто захотелось подудеть в большую свистульку с дырками, позаписывать ее чудные звуки и даже вставлять их изредка в качестве сэмплов в свои музыкальные треки. Поэтому как-то раз идя с работы я зарулил в музыкальный магазин, чтобы купить ее. Стоит она от 176 рублей, но цена более-менее качественной модели начинается только от 500. Лучше брать блокфлейту фирмы Yamaha серии 2х или 3х, барочной или немецкой системы – на небольшую разницу в аппликатуре этих двух систем не обращайте серьезного внимания: она минимальна. Свистулька фирмы Hohner стоит дороже, в районе 1500-2000 рублей.

А вообще – берите то, что вам будет по душе и по карману. В любом случае, мы – чистый лист, и правила любой из блокфлейт будем принимать как должное. Переучиваться нам не с чего. А пластмассовый звук, если такой будет иметь место, все равно так или иначе присутствует в моделях низшего ценового сегмента. Дорогие деревянные модели вряд ли кто будет покупать – а вдруг не понравится учиться в принципе? Или разонравится инструмент. Поэтому берем то, что нравится. МОЖНО недорогое, можно.

С или F, или как я ложанулся

Единственный аспект: просите продавца, чтобы блокфлейта была в ключе “ДО мажор” , или попросту С . Для подобных инструментов написано подавляющее количество учебников и видеоуроков, в том числе и представленная ниже книжка, и также звучит она куда более приятнее, чем блокфлейта в ключе “ФА” (F) . Я поспешил и купил именно такую – в “фа”. Вы, конечно, тоже можете взять любую, а при занятиях брать ноты согласно аппликатуре вашего инструмента, но лично мне блокфлейта в ключе ФА звучит очень высоко. Еще бы: самый низкий звук, который она способна издать – это фа второй октавы. Сопраниссимо.
Про систему – барочную или немецкую – еще раз повторю, сильно не переживайте. Отличия в аппликатуре незначительны и указаны в инструкции к инструменту. Выучите так, как того потребует инструмент.

Итак, с выбором инструмента определились, купили. Домой принесли. Подудели, может быть, даже. Что дальше. Вот тут и наступает пора представить на ваш суд один очень неплохой самоучитель по игре на блокфлейте.

Самоучитель игры на блокфлейте для начинающих

Эта книга попалась мне в руки совсем недавно, когда я так же решил освоить диковинный для себя инструмент. Искал долго, пересматривал какие-то видеоуроки, смотрел выступления флейтистов, разучивал километры каких-то аппликатур… В общем, всё оказалось выше моих сил, каша в голове образовывалась крутая, и тут я познакомился именно с этой книгой. Называется она “Без музыкалки - самоучитель для сачков” и предназначена на самых-самых зеленых представителей класса самоучек – без нотной грамоты, без слуха и каких бы то ни было прочих заявок в крутые музыканты, автор страница за станицей, упражнение за упражнением постепенно раскрывает для нас весь мир этого замечательного инструмента.

Скачать книгу “Без музыкалки - самоучитель для сачков”

Скачать книгу можно из моего Яндекс.Диска – вот .
Распечатайте и принимайтесь за обучение! Кстати, книжка бесплатна, так что ничего у автора я не украл. Я только лишний раз высказал ему свое признание.

Кстати, распечатайте и аппликатуру:

Аппликатура блокфлейт Ямаха в ключах “С” и “F”.
Для обоих систем – барочной (английской) и немецкой (немецкой (прим. Кэпа).

Повесьте на стенку и учите. Учите. Учите. Ставьте пальцы, играйте “Чижика-пыжика” , читайте книжку и играйте. Одним словом – занимайтесь. Блокфлейта – это тот инструмент, который отплатит сполна своей преданностью и мелодизмом, если к ней отнестись с душой, за очень и очень небольшие затраты. Как материальные, так и умственные:)

То есть больше вам ничего не нужно. БОЛЬШЕ. НИЧЕГО. НЕ НУЖНО.
Только инструмент, книга и аппликатура. И усидчивость. И терпение. И желание. ВСЁ.

Upd. Заниматься нужно под метроном!

Чувство ритма, игра в ансамбле, под гитару – все эти навыки замечательно нарабатываются, если учиться под метроном. Это касается не только блокфлейты, но и любого другого инструмента. Поэтому не пренебрегайте этим простым решением, и КПД ваших занятий будет в разы выше.

Скачать метроном, которым сам пользуюсь: .

Этот пост был частью нового проекта Алаборна – музыкальному обучению игре на инструментах, нотной теории и основам гармонии, технике вокала. Следите за новостями в моем блоге и дальше будет только лучше.