В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий по рисованию с детьми 4–5 лет Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в рисовании.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Дарья Николаевна Колдина
Рисование с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий

От автора

Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух основных задач:

Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни;

Сформировать у детей изобразительные навыки и умения.

В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Желательно также познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, которые тоже могут стать средствами выразительности. Поэтому в данной книге мы приводим конспекты увлекательных занятий по рисованию гуашевыми и акварельными красками, цветными карандашами и восковыми мелками традиционными и нетрадиционными способами.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятия по рисованию с детьми 4–5 лет проводятся 1 раз в неделю; продолжительность занятия 15–20 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения. Подготовьте нужный материал и оборудование. Важна и предварительная работа до занятия (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по рисованию после того, как дети уже лепили и выполнили аппликацию на эту тему.

Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:

Создание интереса и эмоционального настроя (сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки, знакомство с произведениями изобразительного искусства, напоминание о виденном ранее, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);

Процесс работы начинается с рассматривания и ощупывания изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по выполнению работы, в некоторых случаях показа приемов изображения на отдельном листе. Далее дети приступают к созданию работ. Воспитатель может показать детям удачно начатый рисунок, направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке рисунка дополнительными элементами нужно обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали);

Рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы и работы других ребят, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

Дети 4–5 лет осознанно подходят к процессу рисования и стремятся достичь желаемого результата. В их рисунках обычно изображены единичные предметы. Дети рисуют предмет по частям – сначала самые крупные части, затем более мелкие и некоторые характерные детали. Ребята постепенно начинают соединять в одном рисунке несколько предметов, создавая сюжетную композицию; учатся подбирать соответствующие цвета. У них вырабатывается прочный навык правильного владения карандашом и кистью.

Для занятий по рисованию вам понадобится: бумага для рисования и бумага для акварели, гуашевые краски, акварельные краски, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, мягкие и жесткие кисточки, ватные палочки, стаканы с водой, широкие мисочки для разведения гуаши, палитры, клеенки-подкладки, тряпочки.

Перечислим некоторые свойства изобразительных материалов.

Гуашь дает прочный непрозрачный слой, по мере высыхания можно накладывать один слой на другой. Гуашевые краски слегка разводят водой, чтобы набрать краску на ворс кисти. Для получения нового цвета нужно смешивать основные цвета, а для получения более светлых тонов в краски добавляют белила. Гуашью можно рисовать на белой и цветной бумаге.

Акварель - нежные, легкие, прозрачные краски. Акварельные краски, так же как и гуашевые, можно смешивать для получения нового цвета. Более светлый тон получается путем разбавления краски водой. Для рисования акварелью детям следует давать специальную, шероховатую бумагу для акварели.

Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. Их жирные, блестящие следы прочно соединяются с любой бумагой. При рисовании надо равномерно нажимать на карандаш, класть штрихи в одном направлении, без просветов и темных пятен. Не используйте цветные карандаши для закрашивания больших поверхностей. Желательно рисовать ими на половине альбомного листа.

Фломастеры заправлены специальными чернилами. Они дают яркий, сочный цвет. Детям легче рисовать фломастерами, чем карандашами, потому что фломастеры легко оставляют след на бумаге, но при рисовании фломастерами нельзя получать оттенки цвета. Желательно рисовать фломастерами на бумаге для рисования.

Восковые мелки имеют насыщенные, яркие цвета, ими можно намного быстрее, чем цветными карандашами, закрасить поверхность. Изменяя нажим, можно получать разные тона одного и того же цвета. Восковые мелки подходят для рисования по бумаге, картону, стеклу и металлу.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к пяти годам:

Проявляет интерес к рисованию разными материалами и способами;

Умеет изображать простые предметы.

Имеет представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей;

Умеет создавать несложную сюжетную композицию из повторяющихся и разных предметов;

Создает сюжетную композицию из предметов, добавляя к ним разнообразные объекты (солнце, дождь, снег);

Располагает сюжет на всем листе бумаги;

Рисование для детей 4 лет - любимое занятие, где есть возможность самовыражаться. Поэтому важно как можно чаще приобщать малышей к этому увлекательному делу.

Что рисуют дети?

Чаще всего рисование для детей 4 лет связано с тем, что их окружает, что им хорошо известно, знакомо и интересует. Кроме того, следует учитывать навыки и возможности ребятишек. Ведь в случае неудачи многие малыши глубоко переживают своё несовершенство, неумение что-то сделать хорошо. Поэтому рисование для детей 4 лет лучше всего акцентировать на том, что вокруг: природе, домашних питомцах или любимых игрушках. Способов изображения на картине выбранного сюжета существует множество.

Рисование для дошкольников по шаблону

Самым простым способом является изображение выбранных объектов при помощи шаблонов. Говоря по-иному, это практически раскрашивание, только контуры объекта не даются ребёнку уже готовыми, как в так называемых раскрасках, а наносятся самостоятельно при использовании Рисование с помощью шаблонов предполагает самостоятельное нанесение частей рисунка внутри самого контура, например, изображение мордочки животного, панциря у черепахи, лица человека и т. д.

Рисование медвежонка с использованием геометрических фигур

На ребята получают первые уроки рисования. Детям 4 лет можно предложить изобразить любимого плюшевого мишку, используя круги и овалы. Причём не следует акцентировать внимание именно на том, что рисунок будет строиться при помощи геометрии. Но во время работы можно называть детали их научными названиями.

  1. Голову медведя можно изобразить при помощи круга.
  2. Второй круг может быть чуть-чуть крупнее - это будет туловище. Обе фигуры должны соприкасаться в месте, где голова соединяется с телом.
  3. Два маленьких круга, расположенных в верхней части головы, - это ушки, они тоже соприкасаются с окружностью головы.
  4. Все четыре лапки лучше нарисовать овальными. Они крепятся к туловищу, поэтому их рисуют таким образом, что овалы соприкасаются с нижним кругом.
  5. Теперь на мордочке прорисовываются глазки и носик, от носика ведутся дуги - это ротик.
  6. Раскрашивают мишку в коричневый цвет, оставляя белыми овал около носа со ртом, круги на ушках и большой овал на животике.

Игра-занятие «Дорисуй картинку!»

Интересный приём в обучении изобразительному творчеству - дорисовывание сделанного взрослым. Для такого занятия нужно заранее подготовить картинки для рисования детям, переведя рисунок через стекло. Нужно начертить линиями контур объекта, но не полностью, сделав их кое-где прерывистыми.

Сказка про черепашку Франсуазу

Можно сделать такое занятие более интересным и даже сказочным, рассказав малышам удивительную историю.

«У мальчика Феди жила-была нарисованная черепашка по имени Франсуаза. Они очень крепко дружили, вместе ходили гулять в парк, вместе смотрели мультфильмы, вместе летом купались в речке. Но как-то раз Фёдор забыл на ночь убрать нарисованную черепаху в альбом. А игривый глупенький котёнок разыгрался, расшалился с ластиком и стёр почти всё изображение с картинки. Наутро мальчик горько заплакал: от Франсуазы на листке остался лишь бледный контур, да и то в некоторых местах и он был стёрт начисто. Ребята, давайте поможем мальчику и дорисуем его дорогую черепашку, раскрасим её красками и вернём Феде любимого друга!»

Важно наряду с набросками давать и образец картинки для рисования детям, чтобы они могли сравнивать свои рисунки с оригиналом.

Мастер-класс «Рисование черепашки»

Уместно после сказки про Франсуазу и Федю предложить малышам изобразить новую подружку мальчику. Такое рисование дети 4-5 лет воспринимают как весёлую и увлекательную игру. Изобразить черепаху ребятам не составит особого труда в том случае, если им предложить мастер-класс. Рисунок также может быть построен на геометрических фигурах.

  1. Сначала изображается овал.
  2. Нижняя часть овала отсекается отрезком прямой, лишнее стирается ластиком. Это будет тело черепахи в панцире.
  3. Чуть выше нижнего отрезка панциря следует нарисовать голову черепахи. Её форма может быть круглой, овальной или неровной, но снизу она, подобно панцирю, ограничивается отрезком прямой.
  4. По краям нижней части панциря нужно изобразить лапы короткими отрезками прямых, которые внизу немного шире, чем сверху. Их можно сделать не ровными, а с несколькими пальцами.
  5. Сзади пресмыкающемуся необходимо пририсовать короткий хвостик.
  6. Обязательно следует нанести на мордочку глазки и ротик, иначе Франсуаза умрёт от голода и не сможет видеть своего лучшего друга Федю!
  7. Панцирь животного имеет рисунок, поэтому надо попросить детей нанести орнамент и на картинке.
  8. Для раскрашивания подойдут оттенки зелёного и коричневого.

От простого - к сложному

После усвоения самых простых навыков рисования уместно двигаться в этом направлении дальше. Взять, к примеру, объектом для изображения кошку Маруську, которая живёт в соседнем дворе и частенько нежится на солнышке рядышком с детской площадкой в то время, когда дети бывают на прогулке. Малыши наверняка давно уже хорошо её рассмотрели. А чтобы проблем с рисованием было меньше, можно предложить юным художникам мастер-класс, где дана подробная пошаговая инструкция. Хотя огромную пользу принесёт совместное рисование. Для детей 4 лет очень важно со стороны наблюдать, как взрослые сами делают то, что просят сделать малышей.

Наталия Лукьянова

Лукьянова Наталия Владимировна. "Мой мишка ". Мастер-класс . Нетрадиционное рисование в технике "тычок жесткой кистью " для детей 3-4 лет .

Задачи :

Упражнять детей в нетрадиционном способе рисования тычком полусухой жесткой кистью ;

Продолжать развивать умения наносить рисунок по всей поверхности;

Передавать в рисунке особенности внешнего вида медведя;

Воспитывать аккуратность;

Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

Для работы понадобится :

гуашь коричневая;

жесткая кисть (клеевая) ;

заготовка с контуром медведя;

заготовка глаз и носика;

Ход работы:

Работа выполняется в два этапа :

рисование

аппликация

Первый этап :


Берется сухая кисть ,опускается в гуашь консистенции густой сметаны и на листке с изображением медведя делаются тычки по контуру,а затем- в середине,заполняя все пространство. Кисточку необходимо держать вертикально.



Дать подсохнуть краске и приступить ко второму этапу :аппликации.


Не у всех маленьких детей получается работать твердым клеем,поэтому можно помочь намазать клеем глазки и носик (приклеивают они сами) или взять клей ПВА или обойный клей,тогда для работы потребуется еще одна клеевая чистая кисть и салфетка для промакивания клея.


Данная работа стала итогом среднесрочного проекта "Сказки о мишках ".

Результатом были довольны и дети и родители!


Публикации по теме:

Художественное творчество НОД «Нетрадиционная техника рисования: тычок сухой кистью» «Ёжик на опушке» Художественное творчество НОД «Нетрадиционная техника рисования: тычок сухой кистью» «Ёжик на опушке». В старшей группе. Воспитатель Соловьёва.

Конспект занятия по рисованию гуашью методом тычка жесткой полусухой кистью в средней группе «Зайка серенький» Цель. Упражнять в нетрадиционном способе рисования кистью. Закрепить умение равномерно наносить тычки на всю поверхность предмета. Развивать.

На днях с родителями в детском саду мы провели мастер-класс по нетрадиционному рисованию. Приём,который мы решили использовать-это печать.

Представляю Вам мастер-класс по изготовлению мишки сладкоежки. Развиваем мелкую моторику детей, занимаясь с ними пластилинографией. Материалом.

Нетрадиционное рисование губкой на тему: «Осенний лес» Цель: научить детей нетрадиционной технике рисования губкой; показать воспитателям.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования мыльными пузырями с детьми младшей группы.

Уважаемые коллеги! Совсем случайно я попала на курсы нетрадиционного рисования (рисование песком). После них я загорелась идеей воплотить.

Каждый ребенок любит рисовать. Кто-то рисует продуманные сюжеты, кто-то каляки-маляки. Хотя, каляки-маляки – это только для нас, взрослых. А у ребенка и в них заложен свой смысл.

Здорово, когда ребенок рисует самостоятельно.

Я стараюсь не вмешиваться в процесс и не давать советов. Однако приветствую совместное рисование. Так можно показать ребенку интересные техники, которые он обязательно будет использовать в дальнейшем сам.

Недавно мы освоили с дочкой новую технику рисования. По правде сказать, мы пробовали ее и раньше, но как то не пошло. Видимо для нас возраст 3-4 лет идеально подходит начала для рисования через коктейльную трубочку.

Эта техника рисования отлично и артикуляционный аппарат ребенка.

Рисование с помощью трубочки. Кляксография

Бумага

Для кляксографии желательно выбрать плотную бумагу, которая не сразу впитывает краску. Отлично подойдут плотные альбомные листы или акварельная бумага.

Краски

Рисовать можно гуашью, слегка разбавленной водой; акварелью (рисунки будут не очень яркими) или тушью (особенно хороша для прорисовки стволов деревьев).

Инструменты

Длинная палочка для коктейля и толстая жесткая кисть.

Мы с дочкой рисовали гуашью, слегка разбавленной водой на бумаге для принтера. Она быстро впитывает краску, и рисовать на ней не очень удобно.

Техника рисования с помощью трубочки

Все очень просто: капаете на бумагу при помощи кисточки большую каплю краски и через соломинку выдуваете из нее причудливые узоры.

Мы рисовали только черной гуашью. Можно использовать много ярких и цветных красок и получить яркую абстрактную картину.

У нас получились деревья. Остается только дорисовать листья. Это можно сделать красками, карандашами. А можно в технике аппликации: приклеить скомканные кусочки салфеток разных цветов (желтые, зеленые, красные), засушенные и раскрошенные листья и у вас получиться .

Анютка решила рисовать осень. Фон на рисунках ниже сделан масляной пастелью (мелок укладывается на бок, и с легким нажатием проводите им по бумаге). Листья на рисунке слева сделаны акварелью (жесткая кисть, наносится «тычками»). А на рисунке справа — листья нарисованы дочкой масляной пастелью.

На этом рисунке только акварель. Стволы немного размазались от влажной кисти, но Аню это не смутило: «Просто это буря, сейчас нарисую как листья в небо взлетели и потом упали».

Еще немного о нашем рисовании с дочкой

Аня любит рисовать карандашами, мелками и красками. Но почему-то в рисовании предпочитает один цвет. Как правило, у нее одна картина – один цвет. Следующая может быть выполнена в другом цвете, но тоже в одном.

Лишь изредка, рисуя красками, у дочки получаются двух-трех цветные картины.

Радует только одно. В рисовании дочка допускает наше совместное творчество, а вот в поделках .

Иногда мы вместе рисуем одну картину, иногда каждый свою на определенную тему. Вот результат совместного творчества.

Фон красили вместе. Цвета выбирала Аня. Я рисовала дерево (рисунок слева), а все остальное Аня. Получились яркие многоцветные картины. После такого совместного рисования Аня какое-то время рисует цветные картины, а потом вновь возвращается к одноцветным.

А как вы рисуете с детками?

Наталья Фаттахова
Нетрадиционные техники рисования для детей 4–5 лет

Нетрадиционные техники рисования для детей 4-5 лет

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев . От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ручке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей . Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду . Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности : зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки : зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Поэтому тему свою считаю актуальной.

Целью моей работы являетсяразвитие интереса у детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционных средств и техник рисования .

Задачи :

1. Знакомить детей среднего дошкольного возраста с , формировать интерес к изобразительной деятельности;

2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами : листья деревьев, ватные диски и палочки, спонжи…

3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять рисование пальчиками

Рисование нетрадиционными способами , увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей . Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно –пространственной развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей . Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного : палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем , что здесь не присутствует слово «нельзя» , можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику . Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием :

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования , ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию . Существует много техник нетрадиционного рисования , их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей .

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть :

Игра, которая является основным видом деятельности детей ;

Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

Живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования , дать понятие о разных техниках изображения .

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования , начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Ожидаемые результаты :

1. Дети знакомы с нетрадиционными способами рисования , сформирован интерес к изобразительной деятельности;

2. Дошкольники владеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

3. Воспитанники применяют самостоятельно нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками , ладошками, ватными палочками и т. д).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

«Пушистый котёнок» .

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка : пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

Цель занятия : помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость) .

Материал для занятия : альбомный лист, с нарисованным контуром котёнка , жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски, салфетки, картинки кошек, конверт с фото котенка.

Ход занятия:

I. Воспитатель : Сегодня к нам придет одна гостья. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте мою загадку :

«Хвост пушистый и усы…

Нет приятнее красы!

Лапки – мягкие подушки,

Кверху поднятые ушки.

Ну. Подумайте немножко.

Догадались? Это… (кошка)

II. - Правильно! Расскажите о кошке? Какая она? Она пушистая, у неё четыре лапки, пушистый хвостик и длинные усы. Я сегодня поведу вас на выставку кошек, и мы их поближе рассмотрим. Посмотрите, какие кошки. Красивые? Они все разные. И пушистые, и гладкие, худые и толстенькие, весёлые и грустные.

Ребята, наши пальчики хотят поиграть в кошек.

Пальчиковая гимнастика «Кошки»

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре!

В нашем доме кошки жили

Кошки с мячиком играли,

Кошки молоко лакали

Кошки коготки точили,

Мышек сереньких ловили. Скользящие удары ладонями друг о друга

Поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую.

Соединяют пальцы рук

Подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание.

Легко царапают колени.

Хлопок ладошками.

Вы слышите, кто-то стучится! Это письмо от моей знакомой кошки Мурки. Тут написано, что у Мурки потерялись котята! А что ещё в конверте? Это же фотография одного из ее котят. Посмотрите на котенка. Что можно сказать о нем? Какой он? Каким он цветом? Дети, что же мы можем сделать для Мурки? Как мы можем ей помощь? Мы можем нарисовать котят и повесить рисунки в приемной и будем всех спрашивать : не видел ли кто-нибудь этих котяток? Мы обязательно поможем Мурке. Вы видите, на столах лежат не законченные рисунки. Сделаем наших котят пушистыми. Сегодня кисточка будет работать по особенному : станет прыгать вверх и вниз. Посмотрите, показываю. Беру кисточку, обмакиваю ее в воду, затем лишнюю воду вытираю об губочку, набираю на кисточку оранжевую краску - у меня котенок будет рыжим и начинаю по контру рисовать прыгающей кисточкой вот-так - вверх-вниз. И таким же способом закрашиваю всего котенка, не оставляя белого места на нем, чтобы он получился таким пушистым. Вот какой пушистый котёнок получился.

Физкультминутка. А давайте поиграем немного «Зарядка для котят»

1. Утром солнышко проснулось (Руки вверх – круг)

Встали и котята (Ручки на голове - показ ушки вперед-назад)

Маме улыбнулись (Небольшой наклон вперед, указательные пальцы обеих рук к уголкам губ - показ улыбки)

Вышли на зарядку (Маршируем на месте)

2. Мыли, мыли, мыли лапки (Моем ручки, наклонясь вперед)

Причесали все усы!

Мыли, мыли, мыли ушки (Указательными пальцами крутим возле ушек, морщимся)

Мыли брюшки малыши (Двумя руками гладим животик)

3. А потом они гуляли (Пошли по кругу)

Дружно ножками шагали

Дружно ножками шагали

С мамой солнышко встречали (Руки вверх – круг)

Запомнили, как рисовать ? Вы, ребята, постарайтесь, чтоб все котята получились красивые и пушистые. Котята бывают разного цвета. Какую краску вы видите на столах? (оранжевую, черную, коричневую и серую) .

Молодцы! Начинаем рисовать . (Самостоятельная работа детей , индивидуальная помощь)

Какие вы молодцы! Мама кошка обязательно найдёт всех своих котят. Ваши котята получились пушистыми, весёлыми. Давайте всем дадим имена (Пушок, Уголёк, Мурзик, Муся, Барсик, Тишка, Черныш, Васька) .

III. - Ой, ребята, вы слышите? По-моему там кто-то пришёл! Кто здесь мурлычет? Смотрите, это же Мурка к нам пришла! Мурке понравилось, как вы красиво нарисовали её котят . Теперь она их обязательно найдёт и у них всё будет хорошо!

Использованная литература

1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

2. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники , планирование, конспекты занятий/ Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. – М.: ТЦ Сфера, 2005; А-59