Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это первое, с чем ассоциируется Лувр у туристов из любой страны. Это самое знаменитое и загадочное произведение живописи в истории мирового искусства. Ее таинственная улыбка до сих пор заставляет задуматься и очаровать людей, которые не любят или не интересуются живописью. А история с ее похищением в начале XX века превратили картину в живую легенду. Но обо всем по порядку.

История создания картины

«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.

Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.

Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.

В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?

Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.

Это удивительно, о жизни самой Лизы практически ничего неизвестно, а ее портрет – главное произведение мировой живописи.

Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.

Описание картины

На полотне небольшого размера изображена женщина средних след, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что картина немного обрезана, в оригинальный размер виднеющиеся позади колонны входили полностью.

Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.

Улыбка Моны Лизы

Это словосочетание уже давно живет отдельно от картины, превратившись в литературный штамп. Это главная загадка и очарование полотна. Она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и психологов. Например, Зигмунд Фрейд называет ее улыбку «флиртующей». А особый взгляд «мимолетным».

Современное состояние

Из-за того, что художник любил экспериментировать с красками и техникой письма, картина очень сильно потемнела к настоящему времени. А ее поверхности образуются сильные трещины. Одна из них находится в миллиметре над головой Джоконды. В середине прошлого века полотно отправлялось на «гастроли» в музеи США и Японии. Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина посчастливилось принять у себя шедевр на время выставки.

Известность Джоконды

Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.

Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. Газетная шумиха вокруг этой истории набрала картине огромную популярность. Ее удалось разыскать лишь 1914 году, где она была все это время – остается загадкой. Ее похитителем был Винчецо Перуджо, работник Лувра, по национальности итальянец. Точные мотивы похищения неизвестны, вероятно он хотел вывести полотно на его историческую родину Леонардо, Италию.

Мона Лиза в наши дни

«Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра.

Искусство Италии 15 и 16-го веков
Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Около 1503 года Леонардо приступил к работе над портретом Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо. Произведение это, известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды. Ей посвящена огромная литература, большая часть которой далека от объективной оценки леонардовского создания. Нельзя не признать, что это произведение, как одно из немногих памятников мирового искусства, действительно обладает огромной притягательной силой. Но эта особенность картины связана не с воплощением некоего таинственного начала или с другими подобными же измышлениями, а рождена ее поразительной художественной глубиной.

Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» – это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Хотя живописцы кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах – в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. Собственно портретные работы 15 века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались еще внешней и внутренней скованностью. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев 15 века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах Леонардо да Винчи, созданных им в первые годы пребывания в Милане. Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года; Краков, Национальный музей), изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро, и портрет музыканта (около 1485 года; Милан, Амброзианская библиотека).

В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров. Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы с огромной горы ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного обобщенного силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками. Но прежде всего привлекает облик самой Моны Лизы – ее необычный, как бы неотрывно следящий за зрителем взгляд, излучающий ум и волю, и едва уловимая улыбка, смысл которой как бы ускользает от нас, – эта неуловимость вносит в образ оттенок неисчерпаемости и бесконечного богатства.


Старая версия картины «Мона Лиза» на нашем сайте (от 2004 года)

Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в совершенно иной, преимущественно лирической образной тональности. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало – образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа.

Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. Но значение его гораздо шире: великий живописец Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах – в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени, и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.

Картина Мона Лиза во все времена являлась удивительным творением Леонардо да Винчи. Много очень интересных историй связанно с этой работой. В данной статье мы расскажем вам несколько познавательных фактов о картине Мона Лиза

Картина Мона Лиза. Факты, которые вас впечатлят:

Брови и ресницы Мона Лизы

На картине у Мона Лизы нет ни ресниц, ни бровей. Однако в 2007 году французский инженер при помощи камеры с высоким разрешением обнаружил тонкие мазки кисти в районе бровей и ресниц, которые со временем исчезли, вероятно, в результате небрежной реставрации или просто потускнели.

Существует ещё одна «Мона Лиза»

В музее Прадо в Испании хранится вторая картина «Мона Лиза», которая, вероятно, была нарисована одним из учеников да Винчи. Если наложить две картины «Мона Лиза», то возникает 3-D эффект, что, собственно, делает эту картину первым стереоскопическим изображением в истории.

Пабло Пикассо подозревали..

Когда в 1911 году была похищена картина «Мона Лиза», в качестве подозреваемого был допрошен Пабло Пикассо.

Тонкая работа..

Рисуя изображение «Джоконды» Леонардо да Винчи создал около 30 слоев, многие из которых тоньше волоса человека.

Расслабленная атмосфера

Рисуя «Мона Лизу», художник следил за тем, чтобы натурщица пребывала в прекрасном настроении, и чтобы ей не было скучно. С этой целью были приглашены шестеро музыкантов, которые играли специально для Мона Лизы, и был установлен музыкальный фонтан, изобретённый самим же да Винчи.

Также читались вслух различные великолепные произведения и присутствовали персидский кот и борзая, на случай, если натурщице захочется с ними поиграть.

Картина была нарисована не на холсте

«Мона Лиза» нарисована не на холсте, а на трёх видах дерева, толщиной приблизительно в полтора дюйма.

Долгих 12 лет..

Леонардо да Винчи изобрел ножницы, играл на альте, а также потратил 12 лет на то, чтобы нарисовать губы Мона Лизы.

Мона Лиза и Наполеон

Картина Мона Лиза висела в спальне Наполеона.

Попытка кубизма..

Швецкий дизайнер создал копию Мона Лизы из пятидесяти полупрозрачных многоугольников.

Афера века..

Как известно, в 1911 году из Лувра была похищена картина «Мона Лиза». Похищением руководил аргентинский мошенник Эдуардо де Вальфьерно, и всё ради того, чтобы продать шесть подделок шести разным коллекционерам по всему миру. Ему не предъявили никаких обвинений, так как формально он не был причастен к похищению.

Просто вынес из музея..

В 1911 году, Винченцо Перуджа (сотрудник Лувра и мастер по зеркалам), пожелал вернуть Мона Лизу обратно в Италию: после того, как картина «была захвачена Наполеоном». Перуджа вошёл в Лувр, снял картину со стены, отнес ее к ближайшей служебной лестнице, вынул полотно из рамы, засунул его под рабочий халат и как ни в чем не бывало покинул музей.

Наглец..

В 1956 году, боливийский турист бросил камень в «Мона Лизу» и повредил картину.

Какова цена Мона Лизы?

Стоимость картины «Мона Лиза» оценивается приблизительно в 782 миллиона долларов.

Мона Лиза из тОстов..

В 1983 году, Тадахико Огава создал копию «Мона Лизы», состоящую полностью из то стов.

Спасти от нацистов

Во время Второй мировой войны картина «Мона Лиза» дважды перевозилась из Лувра. А всё ради того, чтобы она не попала в руки нацистов.

Мона Лиза с усами

«Мона Лиза с усами» - произведение, принадлежащее художнику-сюрреалисту Марселю Дюшампу. Картину он назвал «L.H.O.O.Q.» , что по-французски означает «у меня горячая задница».

Картина Мона Лиза с усами

Любоваться можно вечно..

В 1963 году, «Мона Лиза» была выставлена в течение месяца в Национальной галерее искусства. Картина была под круглосуточной охраной американских морских пехотинцев и, не смотря на то, что время посещения галереи было продлено, люди зачастую стояли около двух часов в очереди, дабы хоть краем глаза взглянуть на картину.

Самая крошечная копия Мона Лизы

Размер самой микроскопической копии «Мона Лизы» всего 30 микрон.

Автопортрет

Существует версия, что портрет Мона Лизы на самом деле является автопортретом да Винчи в женской одежде.

Cудьба портрета Монны Лизы (Джоконды) — прославленного шедевра Леонардо да Винчи — исключительна во всей истории мирового искусства. Картина, изображающая молодую женщину из Флоренции и написанная в XVI столетии, сегодня, пожалуй, самое знаменитое живописное произведение на Земле. Трудно в наши дни найти человека, который не знал бы об этом портрете или не видел его репродукций. А в крупнейшем музее мира, Лувре, где «Джоконда» хранится уже пятый век, в каждом зале помещен указатель с краткой надписью: «К «Джоконде», к главному сокровищу музея.
В чем же секрет неувядающей славы и обаяния этой картины? Ведь нельзя объяснить ее популярность лишь данью моде или гипнозом сенсации. Почему во время демонстрации «Джоконды» в музеях самых разных стран мира многочисленные толпы зрителей шли к ней непрерывным потоком? И что видели в этом портрете многие поколения людей, пристально вглядывавшихся в лицо молодой женщины?
Каждый шедевр обязан своим рождением не только гению создавшего его мастера — он несет в себе отзвук определенного времени, судьбы целой страны, духовного творчества тысяч ее безымянных тружеников. Ибо идеалы народа, его мечты, исторические потрясения словно в зеркале отражаются в созданиях великих художников.

Портрет Монны Лизы связан с замечательной порой в истории человечества — эпохой Возрождения. В Италии и в других странах Европы в это время происходили важнейшие изменения в общественной жизни, национальной культуре и мировоззрении человеческой личности. Открытие Колумбом Америки как бы раздвинуло горизонты, впервые показало
истинные масштабы нашей планеты; предложенная Коперником гелиоцентрическая система вселенной не только совершила переворот в развитии астрономии, но и нанесла удар незыблемости религиозных представлений; изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом в Германии стало могучим средством распространения научных и философских знаний.
Высочайшего расцвета в эту эпоху достигла литература. Данте, Петрарка и Боккаччо в блестящей плеяде писателей и философов-гуманистов открыли новые пути развития светской литературы, создали итальянский литературный язык. Шекспировские трагедии, комедии и сонеты раскрыли величие, разнообразие человеческих характеров и страстей. В Испании Сервантес создал роман о Дон-Кихоте, образ которого стал для последующих поколений воплощением благородства, бескомпромиссности и честного служения долгу. А рожденные фантазией великого французского писателя Франсуа Рабле образы Гаргантюа и Пантагрюэля воплотили идею жизнелюбия, ниспровергнув мрачную доктрину средневекового аскетизма и ложную мудрость богословия.

Но, может быть, самые удивительные свершения эпохи Ренессанса относятся к области изобразительных искусств. Это было время великих живописцев, скульпторов. и архитекторов. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан в Италии, Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн в Германии, Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель в Нидерландах вот лишь несколько величайших гениев из сотен замечательных и по сей день широко известных художников.
Рядом с этими сыновьями эпохи Возрождения жили безымянные герои Великой крестьянской войны в Германии, Гуситского движения в Чехии, Столетней и религиозных войн во Франции крестьяне и горожане, боровшиеся за национальную независимость, против диктатуры церкви, за свободу человеческой личности. Люди этой эпохи смело ломали закосневшие представления, отправлялись в опасные путешествия, совершали героические подвиги, утверждая тем самым право человека творить свою судьбу, познавать и преобразовывать мир, подчинять стихийные силы природы. Они гордо называли себя устами великого Данте поколением новых людей.
Сформировавшийся в эту эпоху гордый идеал гармонической и разносторонней личности вдохновлял и манил к себе все последующие поколения. Он и сегодня остается живым, непосредственно связанным с нашим временем.
Нравственный и художественный идеал эпохи Возрождения в наивысшей степени воплощен в портрете Джоконды. В облике прекрасной женщины, одухотворенном и возвышенном гением Леонардо, перед нами словно предстает «лицо» эпохи, озаренное чувством собственного достоинства, богатством и сложностью интеллекта, спокойной уравновешенностью.
В истории портрета много неясного и даже таинственного. Огромная научная литература посвящена исследованию картины, но ученые не пришли к единому мнению по многим вопросам. Среди исследователей творчества Леонардо да Винчи до сих пор ведутся споры: была ли Монна Лиза ди Антонио ди Нольди Герардини — жена богатого флорентийского купца Франческо ди Бартоломео дель Джокондо — действительно моделью художника, или этот портрет изображает знатную неаполитанку Констанцию д"Авалос, маркизу Франкавиллу? Непонятно также, почему картина до конца жизни Леонардо находилась у художника, а не была передана заказчику. Наконец, который из шестидесяти вариантов картины, находящихся во многих музеях мира и в частных коллекциях, является оригиналом? И хотя никто из специалистов не сомневается в подлинности луврской «Джоконды», само обилие копий и вариантов, созданных за четыре столетия, остается загадкой.
О фактах жизни Леонардо да Винчи мы знаем прежде всего от его современника — художника и историка искусства итальянского Возрождения Д. Вазари. Леонардо писал портрет около трех лет и, видимо, закончил его около
1503 года, сообщает Вазари. Он же называет Монну Лизу моделью художника и приводит подробности работы мастера над портретом. По словам биографа, Леонардо «...приглашал во время позирования Монны Лизы людей, игравших на лирах и певших, и постоянно держал шутов, призванных развлекать ее, с тем чтобы этим способом устранять меланхоличность, свойственную обыкновенно живописным портретам».
В «Жизнеописаниях» Вазари мы находим и первую оценку произведения. Современники видели в нем чудо живописи, где мастерство художника достигает таких высот, «что и сама жизнь не могла бы быть иной».
И действительно, живопись этой картины кажется нерукотворной. Взгляд улавливает легкую дымку теней, окутывающих лицо, замечает влажный блеск глаз и прозрачность темной вуали, ниспадающей на плечи молодой женщины, уходит в бездонную глубину неба, но при этом нигде не выделяет мазка кисти художника. Изображение кажется созданным не кистью на деревянной доске, а порождением самой реальности. Еще Вазари писал о Джоконде, что ее рот «казался не красками, а живой плотью».
Невольно поддаешься чудесному обаянию жизненности этого произведения. Вглядитесь в лицо Монны Лизы, и вы заметите не только необычайное правдоподобие изображения, его живую одухотворенность, но и тот трепет
Леонардо да Винчи. Джоконда. 4 Масло. Около 1503. Париж. Лувр.
жизни, о котором Вазари говорил, что «всякий, кто внимательнейшим образом вглядывался в дужку шеи, видел в ней биение пульса». Эта кажущаяся пульсация жизни проявляется прежде всего в мимике лица. Улыбка буквально на наших глазах сменяется задумчивостью, взгляд кажется то напряженным и сосредоточенным, то рассеянным и ушедшим в себя, на смену иронии приходит открытая доброжелательность. Подобно чуткому собеседнику, Джоконда словно откликается на ваше настроение, на ваши мысли.
Портрет поражает удивительным сочетанием внешней простоты и внутренней сложности замысла. Выбор формата картины, поза модели — все кажется абсолютно естественным.
Молодая дама, одетая по моде XVI века, сидит в спокойной, непринужденной позе — руки покоятся на подлокотнике кресла, лицо задумчиво обращено к собеседнику, которым и чувствует себя зритель. Ни ее поза, сложно сочетающая в себе профиль и фас, ни окружение не являются случайными, они продуманы до мельчайших деталей. Постепенный разворот фигуры на зрителя усиливает то ощущение внутреннего движения жизни, что так. захватывает нас в изменчивости выражения лица. А удивительный «космический» пейзаж за спиной Монны Лизы вызывает размышления о беспредельности вселенной.

Художник сознательно отказался от изображения будничной среды города или привычного уголка итальянской природы. Пейзаж безлюден и пустынен, в красках и рисунке нет конкретных примет времени года — ни солнечного летнего дня, ни суровой зимы. В нем представлены лишь самые общие стихии, неподвластные изменениям, — бездонность купола неба, зеркальность глади вод, скалистые силуэты гор, красно-коричневые первозданные краски земли, вибрация потоков воздуха, то сгущающегося в клубы тумана, то обреающего в далях хрустальную голубизну.
На фоне такого изображения вечного и бесконечного мира и самый образ человека обретает черты философской возвышенности, словно освобождаясь от повседневности. А контраст крупного масштаба фигуры и отдаленного пейзажа наглядно символизирует идею господства человека в мире. Величественный силуэт как бы заслоняет от зрителя небеса, землю, моря и горы. Образ Джоконды приобретает особую торжественность, общечеловеческое звучание. Не случайно английский историк искусства прошлого века Уолтер Патер писал об этом портрете: «Все мысли, весь опыт мира врезались в эти черты... она древнее скал, ее окружающих...» А его современник, французский поэт-романтик Теофиль Готье уподобляет Джоконду древнему загадочному сфинксу, «...который таинственно улыбается из рамы картины Леонардо да Винчи и, кажется, предлагает восхищенным столетиям загадку, которую они еще не решили...».
В чем же «загадка» Джоконды?

Портрет Джоконды, конечно, чудо, но чудо искусства, мудрости и мастерства художника, сумевшего не только увидеть и постичь всю сложность человеческой души, но и передать ее такими художественными средствами, которые победили бы неподвижность и неизменность живописного изображения, ограниченного одним моментом. Вглядываясь в игру света и теней, тончайшие переходы цвета, мы поражаемся воздушности колорита, легкости движения кисти. Нигде наш взгляд не находит резких контуров или жестких границ формы. В этой тонкости живописной фактуры, прозрачности светотени — знаменитого леонардовского «сфумато» — бесконечная неуловимость нюансов настроения. Выражение лица ускользает в своей неопределенности, так же как скользит по нему свет и тают прозрачные тени. Лицо становится «зеркалом души», изображение насыщается мыслью, оживает во времени.
В высказываниях Леонардо да Винчи не раз повторяется мысль, чтр искусство должно не только учиться у природы, но и превзойти ее. В своем творении он достиг этого. Портрет Джоконды стал вершиной творчества великого художника и философа, итогом жизни и размышлений о человеке, смысле его существования и месте в мире.
Т. ПРИЛУЦКАЯ

ж-л «Юный художник»
№3, 1980 г.

Не один десяток лет историки, искусствоведы, журналисты и просто интересующиеся люди спорят о загадках «Моны Лизы». В чем секрет ее улыбки? Кто на самом деле запечатлен на портрете Леонардо? Ежегодно в Лувр приезжает свыше 8 миллионов посетителей, желающих полюбоваться его творением.

Так как же эта скромно одетая женщина с легкой, едва уловимой улыбкой заняла почетное место на пьедестале почета среди легендарных творений других великих художников?

Заслуженная слава

Давайте для начала забудем, что «Мона Лиза» Леонардо да Винчи - гениальное творение художника. Что мы видим перед собой? С едва заметной улыбкой на лице на нас смотрит уже немолодая, скромно одетая женщина. Она не красавица, но что-то в ней приковывает взгляд. Слава - удивительное явление. Бездарную картину не поможет раскрутить никакая реклама, а «Джоконда» - визитная карточка знаменитого флорентинца, известная на весь мир.

Качество картины впечатляет, в ней на высочайшем уровне сведены воедино все достижения эпохи Возрождения. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя, известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция… Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза».

Всеобщее признание

Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом», и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы».

Художник и искусствовед, был первым, кто в слово перевел славу «Джоконды». В своем «Жизнеописании знаменитых живописцев…» он назвал портрет скорее божественным, чем человечным, кроме того, он дал такую оценку, ни разу не увидев картину вживую. Автор лишь выразил всеобщее мнение, таким образом, предоставив «Джоконде» высокую репутацию в кругах профессионалов.

Кто позировал для портрета?

Единственным подтверждением того, как шло создание портрета, являются слова Джорджо Вазави, который утверждает, что на картине запечатлена жена Франческо Джокондо, флорентийского магната, 25-летняя Мона Лиза. Он говорит, что пока да Винчи писал портрет, вокруг девушки постоянно играли на лире и пели, а придворные шуты поддерживали хорошее настроение, именно из-за этого улыбка Моны Лизы настолько нежна и приятна.

Но существует немало доказательств того, что Джорджо ошибался. Во-первых, голову девушки покрывает траурная вдовья вуаль, а Франческо Джокондо прожил долгую жизнь. Во-вторых, почему Леонардо не отдал портрет заказчику?

Известно, что художник не расставался с портретом до самой смерти, хотя ему предлагали большие по тем временам деньги. В 1925 году искусствоведы предположили, что портрет принадлежит любовнице Джулиано Медичи - вдове Констанцие д’Авалос. Позже Карло Педретти выдвинул другой вариант: это может быть Пачифика Бандано, другая любовница Педретти. Она была вдовой испанского дворянина, была хорошо образованной, имела веселый нрав и украшала своим присутствием любую компанию.

Кто же настоящая Мона Лиза Леонардо да Винчи? Мнения расходятся. Быть может, Лиза Герардини, а возможно, Изабелла Гуаландо, Филиберта Савойская или Пачифика Брандано… Как знать?

От короля к королю, из королевства в королевство

Самыми серьезными коллекционерами XVI века были короли, именно их внимание необходимо было завоевать произведению, чтобы вырваться из тесного круга уважения у художников. Первым местом, где был замечен портрет Моны Лизы, была баня короля Монарх поместил туда картину не из-за неуважения или незнания того, какое гениальное творение ему досталось, наоборот, важнейшим местом Французского королевства была именно баня в Фонтенбло. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.

После Фонтенбло картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи побывала в стенах Лувра, Версаля, Тюильри, два века она путешествовала из дворца во дворец. Джоконда сильно потемнела, из-за множественных не совсем удачных реставраций исчезли ее брови и две колонны за спиной. Если бы можно было словами описать все то, что увидела Мона Лиза за стенами французских дворцов, то произведения Александра Дюма казались бы сухими и скучными учебниками.

О «Джоконде» забыли?

В XVIII веке удача отвернулась от легендарной картины. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи попросту не вписалась под параметры красавиц классицизма и легкомысленных пастушек рококо. Сначала ее перевели в комнаты министров, постепенно она опускалась все ниже и ниже по придворной иерархии до тех пор, пока не оказалась в одном из самых темных углов Версаля, где ее могли видеть лишь уборщицы да мелкие чиновники. Картина не попала в коллекцию лучших картин французского короля, представленную публике в 1750 году.

Ситуацию изменила Французская революция. Картину вместе с другими конфисковали из коллекции короля для первого музея в Лувре. Выяснилось, что, в отличие от королей, художники ни на минуту не разочаровывались в творении Леонардо. Фрагонар, член комиссии Конвента, сумел достойно оценить картину и включил ее в список самых ценных произведений музея. После этого картиной смогли любоваться не только короли и а и все желающие в лучшем музее мира.

Такие разные толкования улыбки Моны Лизы

Как известно, улыбаться можно по-разному: обольстительно, язвительно, печально, смущенно или счастливо. Но ни одно из этих определений не подходит. Один из «специалистов» утверждает, что особа, изображенная на картине беременна, а улыбается в попытке уловить движение плода. Другой уверяет, что она улыбается Леонардо, своему возлюбленному.

В одной из известных версий говорится, что «Джоконда» («Мона Лиза») - это автопортрет Леонардо. Недавно при помощи компьютера сравнили анатомические особенности лиц Джоконды и да Винчи по автопортрету художника, нарисованному Оказалось, что они идеально совпадают. Выходит, что Мона Лиза - это женская ипостась гения, а ее улыбка - улыбка самого Леонардо.

Почему улыбка Моны Лизы то угасает, то появляется вновь?

Когда мы смотрим на портрет Джоконды, нам кажется, что ее улыбка непостоянна: то угасает, то вновь возникает. Почему так происходит? Дело в том, что существует центральное зрение, фокусирующееся на деталях, и периферическое, не столь отчетливое. Таким образом, стоит сфокусировать свой взгляд на губах Джоконды - улыбка исчезает, если же вы смотрите в глаза или пытаетесь целиком охватить лицо - она улыбается.

Сегодня «Мона Лиза» Леонардо да Винчи находится в Лувре. За практически идеальную систему охраны пришлось отдать около 7 миллионов долларов. В нее входит пуленепробиваемое стекло, новейшая система сигнализации и специально разработанная программа, поддерживающая необходимый микроклимат внутри. На данный момент стоимость страховки картины составляет 3 миллиарда долларов.