Рассмотрим основные этапы создания политико-правовых предпосылок становления новой государственности России последней четверти 20 века.

В Конституции СССР 1977 года отсутствовало положение о политическом плюрализме. В то же время в ст. 7 первой главы, помимо профессиональных союзов, ВЛКСМ, кооперативных организаций, содержалось упоминание и о других общественных организациях, призванных участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических вопросов. Однако все «другие общественные организации» накрепко привязывались к КПСС, а также к определенным органам государственного управления. В соответствии с принятым ВЦИК и СНК РСФСР еще в 1932 году «Положением о добровольных обществах и союзах» говорилось, что в случае нарушения добровольными обществами и их союзами общей политики советской власти орган, осуществляющий наблюдение и контроль за деятельностью данного общества, может принимать меры вплоть до ликвидации общества. Тем самым создание общественной организации ставилось в жесткие идеологические рамки. Всякая самодеятельность, политическая активность, попытки создания неподконтрольных политических структур подавлялись репрессиями властей. В результате была сформирована сеть общественных организаций, которые существовали исключительно за счет поддержки административно-командной системы.

Со второй половины 80-х годов отношение к политическому плюрализму стало меняться. В 1985 году А. Яковлев написал М. Горбачеву записку с обоснованием необходимости разделения КПСС на две партии, которые бы образовали демократическое поле соперничества, обе эти партии должны были действовать на основе обновленной марксистско-ленинской идеологии.

В 1986 году на встрече с работниками средств массовой информации М. Горбачев говорил: «... многие из наших консервативных проявлений, ошибок и просчетов, вызывающих застой мысли, и действия и в партии и в государстве связаны с отсутствием оппозиции, альтернативы мнений, оценок. И здесь, на нынешнем этапе развития общества, такой своеобразной оппозицией могла бы стать наша пресса». Из этого высказывания можно сделать предположение, что, во-первых, М. Горбачев понимал необходимость наличия оппозиции; а, во-вторых, допускал в дальнейшем, на следующем этапе развития общества, создание оппозиционных политических партий.

На законодательном уровне ситуация стала меняться во второй половине 1986 года. На фоне призывов реформаторов к раскрепощению творческой энергии людей, к активной жизненной позиции Положение 1932 года выглядело явным анахронизмом и даже стало подвергаться робкой критике в печати. С учетом этого Президиум Верховного Совета СССР принял «Положение о любительском объединении, клубе по интересам». По сравнению с Положением 1932 года в новом документе был значительно облегчен процесс образования самодеятельных объединений. Контроль и общее руководство за деятельностью подобных объединений возлагались на организации-учредители, в качестве которых могли выступать учреждения культуры, спорта, Дома и Дворцы молодежи, учебные заведения, жилищно-эксплуатационные организации и т.п., а на министерства и ведомства ложился лишь общий контроль, что значительно сужало вмешательство властных структур в деятельность любительских объединений. Именно с этого времени на базе объединения легализующихся кружков стали возникать первые общественно-политические объединения.

Бурному росту политической активности способствовало и то, что с конца 1986 году практически прекратились аресты по ст. 70 (антисоветская агитация и пропаганда) и ст. 190, п. 1 (распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный общественный строй) УК РСФСР. Начался процесс освобождения политических заключенных.

Ст. 70 и 190 были главным правовым инструментом для наказания инакомыслящих. В ходе реформирования политической системы соответствующие статьи УК РСФСР стали входить в явное противоречие с реалиями дня. В связи с этим Президиум ВС СССР 8 апреля 1989 года принял Указ «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления».

Вызывала вопросы ст. 11, которая предусматривала наказание за публичное оскорбление или дискредитацию высших органов государственной власти и управления СССР, иных государственных органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов или Верховным Советом СССР, либо должностных лиц, назначаемых, утверждаемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом СССР, а равно общественных организаций и их общественных органов, созданных в установленном законом порядке и действующих в соответствии с Конституцией СССР. Обе статьи могли толковаться довольно широко. Появился новый термин «дискредитация», а четкого определения его не существовало. Непонятно было и то, как отличать понятие «дискредитация» от правомерной критики.

Важные изменения произошли в политике государственного контроля над распространением информации. В 1987 году была образована межведомственная комиссия по рассмотрению списка книг, подлежащих исключению из библиотек и книготорговой сети. На основе работы комиссии были открыты для свободного доступа и получили право на перепечатку 7930 ранее запрещенных изданий. Таким образом, книги, журналы, научные труды, составляющие целый пласт культуры и истории, вводились в широкий оборот.

В 1989 году произошла либерализация контроля за ввозом литературы из заграницы, от контроля полностью были освобождены «материалы, опубликованные в социалистических и развивающихся странах, издания коммунистических и рабочих партий всех стран, материалы ООН и других международных организаций, членами которых является СССР». Через систему «Союзпечати» началось распространение газет и журналов капиталистических стран.

Облегчение цензурных ограничений в сфере распространения информации способствовало политизации масс.

Важной правовой предпосылкой можно считать и процессы, связанные с реальным обеспечением политических свобод граждан. Речь идет прежде всего о реализации права на свободу митингов, собраний, демонстраций. Углубление демократизации вело к возрастанию общественно-политической активности граждан. Только за первую половину 1988 года было проведено около 600 митингов и собраний, уличных шествий, в которых принимали участие сотни тысяч граждан. Столь бурная активность требовала ее упорядочения, введения в правовые рамки.

Первые временные правила, регламентировавшие проведение массовых мероприятий, были утверждены в Москве 11 августа 1987 года исполкомом Московского городского Совета народных депутатов. Этими правилами предусматривался разрешительный порядок проведения данных мероприятий. После принятия ряда региональных положений, регламентирующих проведение вышеуказанных мероприятий, 28 июля 1988 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР».

Демократические новации в правовую систему и общественное сознание входили непросто. В качестве примера остановимся более подробно на вышеприведенном Указе.

Указ устанавливал не уведомительный, а разрешительный порядок осуществления конституционных свобод. Граждане должны обращаться за разрешением в исполком Совета народных депутатов. А исполком уже принимал решение: разрешить или запретить митинг, демонстрацию либо другое мероприятие (п. 3). Причем Указ предоставлял исполкомам широкие возможности для собственного усмотрения: они могли запретить мероприятие, если цель его проведения противоречила Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик либо угрожала общественному порядку и безопасности граждан (п. 6). Столь широкая формулировка позволяла исполкомам - органам сугубо правоприменительным - по своему усмотрению толковать не только цели митингов и демонстраций, но и сами конституционные нормы (путем сравнения тех и других) - прерогатива, которую еще только предполагалось предоставить будущему Комитету конституционного надзора в ходе реформы государственной системы.

Вместе с тем, несмотря на недостатки Указа, нельзя не отметить, что в тех исторических условиях принятие даже такого ограниченного положения являлось еще одним шагом вперед на пути к становлению демократического общества. Конституция СССР согласно ст. 50 давала право на собрания, митинги, демонстрации, но не существовало процедуры получения разрешения и правил проведения этих мероприятий. С принятием Указа от 28 июля 1988 года данная статья Конституции СССР заработала

Принципиальное значение имел отказ от законодательного закрепления монопольного положения КПСС в политической жизни.

Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР (март 1990 года) внес в гл. 1 Конституции СССР, посвященную политической системе, ряд принципиальных изменений. Прежде всего ст. 6 в ее новой редакции закрепляла право КПСС, других политических партий, а также профсоюзов, молодежных и иных общественных организаций и массовых движений участвовать в управлении государственными и общественными делами преимущественно через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов. По существу, данная формулировка не только закладывала основы формирования многопартийности как системы, но и ориентировала политические партии на работу с избирателями и парламентскую деятельность.

С 1 января 1991 года вступил в действие Закон СССР «Об общественных объединениях». В его преамбуле говорилось о том, что право на объединение является неотъемлемым правом человека и гражданина. В статье 1 говорилось и о том, что общественными объединениями признаются и политические партии, а в ст. 16 впервые давалось определение партии. Не допускались создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью или методом действий насильственное изменение конституционного строя. Таким образом, допускалась деятельность организаций, призывающих к мирному, парламентскому способу изменения существующего строя, что свидетельствовало о воплощении в жизнь реального политического плюрализма.

Согласно ст. 11 и 12 устав объединения регистрировался Министерством юстиции СССР. Отказ в регистрации устава мог быть обжалован в суд и рассматриваться в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Закон позволил Министерству юстиции СССР приступить к юридической регистрации политических партий, многие из которых де-факто к этому времени уже существовали. 11 апреля 1991 года в Минюсте СССР регистрируется КПСС, а на следующий день - ЛДПСС. 12 апреля можно считать официальной датой возрождения многопартийной системы в стране.

15 января 1991 года в Российской Федерации было принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке регистрации уставов политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений в РСФСР». В нем отмечалось, что впредь, до принятия Закона РСФСР о политических партиях, регистрацию уставов партий следует производить применительно к правилам, установленным Законом СССР «Об общественных объединениях».

Не так давно президент Дмитрий Медведев выступил (а несколько дней назад уже подписал соответствующий документ) с инициативой об упрощении регистрации партий и их участии в выборах, согласно которой уже с 4 апреля 2012 года партии, чья численность превышает 500 человек получат право официально зарегистрироваться. Мотивы этого решения мне лично кажутся довольно загадочными. Мнения существуют разные, но большинство склоняется к тому, что этот акт направлен лишь на отвлечение народных масс от недавно прошедших выборов, а вовсе не на проведение кардинальных изменений в партийной системе России.

Что касается ретроспективы развития многопартийности в России, то, как известно, в нашей стране она зародилась не так давно – после распада СССР в 1991 году. Новая Россия, освободившись от семидесятилетнего гнета коммунистической партии, взяла курс на многопартийность, которая считалась гарантом демократического развития государства и его гражданского общества. Таким образом, к концу июля 1991 года в стране было зарегистрировано 197 партий и общественных объединений, но большинство этих образований было малочисленно: от нескольких десятков до нескольких тысяч членов. Однако затем, в течение десяти лет, большое количество голосов этих «карманных» партий ушло к основным политическим партиям того времени (да и настоящего тоже) - КПРФ, ЛДПР, "Яблоку" и "Единой России". И вот сейчас, уже имея горький опыт создания многопартийной системы в России, правительство предпринимает попытку эту систему восстановить. Но к чему это приведет? Не трудно догадаться, что в России появиться огромное число «карликовых» партий, которые будут пытаться составить конкуренцию «монстрам» современной партжизни. Многие из них будут «отмирать» и распадаться, уступая свои места другим. Будут появляться партии, созданные по разным критериям – по социальным статусам (партия бизнесменов или партия студентов например), по профессиям (к примеру партии садовников или учителей) и даже по интересам. Они будут иметь разные цели – большинство, я убежден, будет пытаться попасть в государственную Думу исключительно ради того, чтобы пользоваться правом личной неприкосновенности (оно, как известно, даруется каждому депутату), другие же (партия, скажем, архитекторов) – для того, что бы влиять на политику государства в различных сферах. Однако следует еще осветить проблему создания многопартийности, разделив ее на положительные и отрицательные последствия.

Начнем с плюсов, которых, увы, набирается немного. Во-первых, стоит указать на то, что увидеть плоды работ новых партий мы сможем только после того, как они попадут в Думу, но их шансы на это стремятся к нулю. Но не стоит упускать из внимания тот факт, что в ходе формирования политических партий нам явятся по-настоящему талантливые политики. К тому же у многих, кто хотел высказаться, но им это сделать не удавалось, теперь появится реальное право голоса. Для этого достаточно будет просто выбрать нужную партию и вступить в ее ряды. Многопартийная система позволит включить в политическую борьбу широкие массы населения, в том чиле и молодежь. В результате многие молодые люди, еще не определившиеся в своих предпочтениях, смогут сделать свой выбор и, я уверен, что он у них будет широкий.

Теперь переходим к минусам. Безусловно, в ходе создания политических партий возникнет не только довольно большое количество малочисленных партий, но и партий созданных просто так, партий, которые будут существовать просто ради существования, что будет дискредитировать саму идею многопартийности. Я хочу также отметить, что для достижения своих целей партии будут прибегать к любым нечистоплотным средствам, таким как, например, ложь и клевета. Ложь станет обыденностью в жизни и к ней привыкнут. Неоспорим и тот факт, что появятся партии, которые будут призывать к радикальным мерам борьбы, а уж в этом Россия точно не нуждается. Непрерывная борьба приведет к ослаблению реальной власти, которая будет тратить силы на бесполезную борьбу с оппозицией. Избежать проблему так называемых «мертвых душ» в составе партий тоже не удастся, особенно если вспомнить деятельность многих современных партстроителей. Нельзе не отметить и то, что будут появляться партии, преследующие только собственные интересы, они будут выжимать деньги из доверчивых людей путем взимания партвзносов.

Завершая свою статью, я хотел бы привести несколько цитат, которые прозвучали 3 апреля в Екатерининском дворце на подписании закона о новом порядке регистрации политических партий: «Мы долго ждали Медведева, – рассказал лидер российских «пиратов» Павел Рассудов. – Он пришел, быстро рассказал о законе, подписал его, пожелал всем удачи и удалился. Я надеялся, что будет возможность донести свою позицию. Меня, например, волнует, что мы не видим, как голосуют избранные нами депутаты парламентов, за исключением Мосгордумы». По словам лидера «Либертарианской партии России» Андрея Шальнева, ему было непонятно, кто все эти люди. «Основная масса – люди неизвестные и непонятные. Половина – политические пенсионеры: Анпилов, Бабурин, Селезнев, Богданов. Половина людей были странные – один пришел в костюме то ли казака, то ли стрельца. Встреча была символическая, показательная. Никому не дали слова». «Для того, чтобы роль партии была полноценной, я планирую внести еще целый ряд изменений, в частности, планируется дополнить федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав правом на участие в референдуме в РФ, нормой, которая предоставляет политическим партиям право отзывать своих членов Избиркомов по предложениям этих партий», – цитирует президента «РИА Новости». Медведев пообещал внести такой законопроект в Госдуму.

Введение

1.Роль политических партий в жизни общества

2.История формирования многопартийности в России

3.Перспективы российской многопартийности

Заключение

Список литературы


Введение

Носителем государственной власти в нашей стране выступала Коммунистическая партия, полностью контролирующая общественную идеологию и политические процессы, подавляющая любые проявления инакомыслия, уклонения от участия в строительстве социализма.

Сужение общественной жизнедеятельности стало приводить к застойным, а то и кризисным явлениям экономического и политического характера, признакам паралича общественной мысли и действия...

Теперь в нашей стране взят курс на построение демократического правового государства. Это декларируется статьёй первой Конституции Российской Федерации. Но настоящая демократия невозможна в условиях существования только одной партии. Это подразумевает собой однобокость, узость общественной идеологии, невозможность плюрализма мнений. Именно поэтому в России признаётся идеологическое и политическое многообразие - многопартийность.

Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованными друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя при этом конституционные формы и методы. ”Ни один большой народ, - писал Ю.С. Гамбаров, автор одной из первых в России монографий о политических партиях, - никогда не управлялся и не мог управляться сам собой. На деле все демократии управляются политическими партиями”.


Роль политических партий в жизни общества

Чисто исторически возникновение партий относится к концу XVII - началу XVIII столетий, к тому периоду, когда начали формироваться политические системы государств Западной Европы и Америки. Сопровождавшие этот процесс войны за создание США, буржуазные революции во Франции и Англии, другие политические события в Европе показывают, что рождение партий отражало раннюю стадию борьбы сторонников различных направлений становящейся новой государственности: аристократов и буржуа, федералистов и антифедералистов, якобинцев и жирондистов, католиков и протестантов.



Становление этого политического института является результатом ограничения власти абсолютной монархии, развитием представительной системы (включение в политическую жизнь “третьего сословия”) и формированием всеобщего избирательного права . Партии стали законными формами борьбы с монархами за ограничение их прав, а также орудиями артикуляции интересов различных групп избирателей.

Для того, чтобы говорить о роли партий в жизни общества необходимо четко обозначить суть понятия “партия”.

Партия - специализированная организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей(идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе.

Партия является звеном вертикальной связи государства и народа, звеном, участвующим практически во всех фазах политического процесса: от артикуляции интересов до принятия и осуществления решений. Деятельность партий является одним из важнейших механизмов распределения и перераспределения властных ресурсов в государстве и обществе.

Устойчивые связи и отношения партий между собой, а также с государством и другими политическими институтами в совокупности составляют партийную систему. Политологи различают обычно три вида партийных систем: однопартийную, двухпартийную и многопартийную.

Однопартийная система существует в странах с авторитарным политическим режимом, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной политической партии (бывший СССР, КНР, Куба). Двухпартийная система (бипартизм) - на политической арене длительное время господствуют две политические партии, попеременно сменяя друг друга(США, Великобритания). Многопартийная система - ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различные политические союзы с целью создания коалиционного правительства(Италия, Бельгия, Нидерланды).

Как показывает опыт политического развития, оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества выступают многопартийные системы . Хотя множество аналитиков и государственных деятелей(Б.Н. Ельцин, А.Н. Яковлев) указывает на преимущества бипартизма(характерно развитое, благополучное общество, которое не хочет никаких существенных изменений и в котором две различные партии выражают по сути дела единую стратегию общественного и политического развития, расходясь друг с другом лишь в вопросах тактики), для нашего же общества, находящегося на острие крутых преобразований с характерными для него процессами вымывания среднего слоя, постоянных размежеваний внутри основных политических группировок, поляризации позиций в рамках самого общества по вопросам о целях и средствах осуществляемых реформ, двухпартийная система в обозримом будущим представляется совершенно невозможной.


История формирования многопартийности в России

Развитие многопартийности в России предполагает необходимость рассмотрения правового регулирования и стимулирования этих процессов, истории появления и совершенствования ряда институтов, касающихся этой сферы. В связи с этим можно кратко освятить основы правового воздействия на многопартийность в предыдущие десятилетия, раскрыть проблемы и тенденции в ходе перестройки и реформирования общества, уяснить степень эффективности действия правовых актов в настоящее время - чтобы понять, что целесообразно делать сейчас для развития гражданского общества и демократического правового государства.

В течение предыдущих столетий России не только была чужда многопартийность, но даже и однопартийность: самодержавие не допускало политического инакомыслия в виде существования политических партий. Под воздействием первой русской революции 1905 года Манифестом Николая II были дарованы свободы, в том числе образования и официального функционирования “благонадёжных” партий, которые стали участвовать в выборах, издавать газеты и журналы, выступать с программами преобразования общества и государства, иметь фракции в первом российском парламенте - Государственной Думе.

Революции 1917 года дали новый толчок многопартийности, развёртыванию деятельности партий по формированию и отражению общественного мнения, созданию и обеспечению деятельности государственных институтов, участию в подготовке и принятии политических решений. Апогея эта деятельность достигла к концу 1917 года во время выборов в Учредительное собрание, предназначенного определить дальнейшую судьбу страны. В это время в России действовало более 50 политических партий. Но “первой и самой главной задачей большевики считали разрушение сверху донизу всего, что осталось от старого режима - и царского, и “буржуазного” (демократического) сохранившихся органов самоуправления, политических партий и их печати...”. Большевистская партия с первых дней после Октябрьского переворота 1917 г. взяла курс на вытеснение с политической арены всех других партий.

Компартия однозначно выразила свою позицию в отношении многопартийности в резолюции XI съезда РКП (б): “Чтобы закрепить победу пролетариата и отстоять в обострившейся гражданской войне диктатуру его, пролетарскому авангарду пришлось лишить свободы организации все те политические группировки, которые были враждебны Советской власти”. Были разгромлены все некоммунистические партии. Настала пора, когда выходцы из других партий должны были отречься от своих “заблуждений”. Тому, кто не хотел отрекаться, грозили Соловки.

Это позволяет сделать вывод, что основы большевизма (идеологические, политические, организационные) были несовместимы с идеями и практикой многопартийности, что и привело к её ликвидации в условиях большевистского режима...

Далее в течение нескольких десятилетий вообще отсутствовала какая-либо возможность возникновения политических партий. Существующее диссидентское движение не стремилось к партийной организации и прежде всего с опасностью репрессий. Известный правозащитник Л. Тимофеев пишет: “Коммунистический режим и Родина в официальном лексиконе сделались синонимами. Даже попытка создания политической партии, оппозиционной коммунистам, квалифицировалась, как измена Родине”.

Изменения, если допустить возможность таковых, в этом обществе могли бы носить лишь самый поверхностный характер; предположение же, что такое государство способно выступить инициатором серьёзных реформ, казалось немыслимым. Длительный период политической косности и консерватизма,казалось, подтверждал эту точку мнения. С одной стороны “олигархия стариков”, отождествлявших собственное реакционное правление со “смыслом истории”, уверенный в себе аппарат, освященный и вдохновляемый “научным марксизмом”, олицетворяющим “знание”; с другой - горстка диссидентов, безрассудных оппозиционеров, осуждаемых и гонимых. А между ними - аморфная полуобразованная масса индивидов, свыкшихся с двойной моралью.

Что произошло, что изменилось с тех пор? Почему в нашей стране появилась возможность существования политических партий, как независимых идеологических субстанций?

Инициатором реформ были не низы (в этом случае произошло бы то, что называется восстанием), но М.С. Горбачев, Генеральный секретарь ЦК КПСС, подтолкнутый глубоким кризисом всей страны, своими реформамипроизвел революцию в России.

Не стану говорить о её причинах - это тема отдельного разговора, но именно последствия этих реформ являются темой моего реферата. Я считаю, что именно реформы Горбачёва являются источником формирования многопартийности в России.

Большую часть внимания необходимо уделить лозунгу реформы: “гласность”. Бывшая поначалу политическим лозунгом, направленным прежде всего на оживление и “модернизацию” государственной идеологии, потерявшей всякое доверие общества и ставшей препятствием для развития страны, гласность помогла быстро освободить долго, по меньшей мере десятилетие, сдерживаемые силы, направленные на либерализацию режима. Она позволила выйти на поверхность мнениям, существовавшим в среде неформальных объединений и очагов свободомыслия, возникших и развившихся в предыдущий период.

Современный период становления многопартийности.

Немецкий социолог Макс Вебер делил историю развития политических партий в Европейских странах на три основных периода, когда они представляли собой: а) аристократические группировки;

б)политические клубы;

в)современные массовые партии.

Аналогичный путь в своём развитии прошли политические партии России. Возникновение многопартийности в нашей стране связано с массовым образованием в 1986-1988 гг. различных неформальных объединений. Эти организации назывались по - разному: клубы, союзы, комитеты, советы, фонды, движения, редакции, ассоциации, общества, но правильнее называть их клубами, потому что задачей, которую они в то время выполняли, было просто дать людям с похожими взглядами найти друг друга и общаться друг с другом, выговориться. То есть общение членов клубов друг с другом было главной социальной функцией этих организаций.

В конце 1987 - середине 1988 г. стали создаваться народные фронты в поддержку перестройки, союзы, демократические движения, ставившие своей целью повышение эффективности проводимых реформ (Демократическая перестройка, Перестройка - 88, Народное действие, Социалистическая инициатива, Московский народный фронт и другие). Особенностью этих объединений являлось то, что они были образованы реформаторами-коммунистами (Ю. Афанасьев, С.Станкевич, Т. Гидлян и другие), отчаявшимися реформировать КПСС изнутри, как планировал Горбачев.

Следующий этап был связан с выборами, которые впервые в СССР проводились на альтернативной основе и которые были всё более свободными: сначала выборы делегатов на XIX партконференцию КПСС в 1988 году, потом выборы народных депутатов СССР в 1989 году, потом выборы народных депутатов РСФСР в 1990.

Почему данные выборы представляют для моей темы интерес?

Во-первых, как я уже сказал, это были первые альтернативные выборы (ранее все кандидаты назначались).

Во-вторых, КПСС была настолько большой (18 миллионов) и настолько сросшейся с государством, что она фактически была не отдельной партией, а определённым срезом общества; в ней были представлены практически все существовавшие в обществе позиции, политические течения, которые впервые получили возможность самоопределиться в выборе своего представителя. Это привело к образованию фракций в КПСС, которые в дальнейшем подорвали её способность действовать как консолидированная политическая сила и, что особенно важно, разорвали КПСС изнутри, в результате чего из неё выделилось несколько небольших партий (в октябре 1988 года- Ассоциация научного коммунизма, в июле-сентябре 1989 года - Объединённый фонд трудящихся, в апреле 1990 года -движение ”Коммунистическая инициатива ”, на базе которого позже, в конце 1991 года была образована Российская коммунистическая рабочая партия).

В-третьих, выборы способствовали значительной политизации населения, что выразилось и в интересе к политике и в первых массовых митингах и демонстрациях, которые прокатились по всей стране именно в мае-июне 1988 года.

И, наконец, в-четвёртых, во время избрания делегатов политически активные граждане стали образовывать клубы избирателей, группы поддержки и другие объединения избирателей. Наиболее активны в этом отношении были избиратели демократической ориентации, но не только они, в частности, тогда же образовалось довольно много групп с коммунистической идеологией. При этом такие коммунистические группы находились в весьма жесткой оппозиции к официальному руководству КПСС, обвиняя его в отрыве от народных масс, коррупции, ревизионизме и предательстве коммунистических идеалов. Эти коммунистические группы призывали бороться на два фронта: против засилья бюрократии и против попыток свернуть с социалистического пути развития. Демократы призывали к уничтожению всевластия правящей бюрократии и социалистической справедливости, декларировали необходимость возвращения страны на западный путь развития. Очень активны были национально-демократические движения в нерусских республиках. Менее активны были русские националисты.

Особенностью кампании 1988 года было то, что такие группы чаще всего образовывались не столько для выборов “хорошего” делегата, сколько для отстранения “плохого”, именно негативные лозунги встречали наибольший отклик населения.

Важным шагом не пути к многопартийности стала отмена III Съездом народных депутатов СССР конституционного положения о руководящей роли КПСС и легализация таким образом принципа политического плюрализма (начало 1990 года). На этой основе вскоре был принят Закон СССР об общественных объединениях от 9 октября 1990 г., определивший правовые параметры создания и деятельности политических партий. Это положило начало становления многопартийности.

Начиная с этого периода, я выделила бы два периода формирования многопартийности в России:

* До 6 ноября 91 года, когда был принят Указ Президента Российской Федерации “О деятельности КПСС и КП РСФСР”, ликвидирующий в России компартию как особую политическую организацию - основу прежней тоталитарной системы.

* Образование партий а РФ после ликвидации КПСС.

Особенность первого периода, по моему мнению, заключалась в необходимости различным политическим движениям преодолевать сопротивление КПСС в борьбе за гегемонию на советской политической арене. Большая часть движений образовывалась как оппозиция КПСС.

Ядром антикоммунистической оппозиции в стране являлась новая политическая сила - Демократическая Россия.

Именно эта сила доминировала на политической сцене в 1990 - 1991 г.г. Это движение сформировалось на базе депутатского блока Демократическая Россия (около ста народных депутатов РСФСР), межрегиональной депутатской группы, действовавшей в рамках союзного парламента, и Московского объединения избирателей, своеобразного клуба московской либеральной интеллигенции. Учредительный съезд движения ДемРоссия состоялся 20-21 октября 1990 г. в Москве. Среди делегатов съезда было 165 представителей общественных организаций и партий, 23 - народных депутата СССР, 104 - народных депутата РСФСР. Лидерами движения на том или ином этапе являлись - Ю.Афанасьев, А.Мурашев, Л.Понаморев, Г.Попов, Г.Якунин, Г.Старовойтова, О.Румянцев, И.Заславский, М.Аксючиц, М.Астафьев, Ю.Болдырев, Л.Баткин, В.Шейнис, Ю.Черниченко, Ю.Рыжов, Т.Гдлян. Триумф Демроссии - избрание в июне 1991 г. президентом РСФСР - Б.Ельцина.

Коммунистический тоталитаризм был опрокинут либерализмом как антитезой несвободы. Либеральные лозунги свободы и прав человека сцементировали в единый антикоммунистический блок партии и приверженцев различных политических доктрин и взглядов. Именно идеалы либерализма смогли собрать под свои знамена многие миллионы, неожиданно выплеснувшиеся на площади и улицы восточно-европейских столиц, а затем крупнейших советских городов.

На это же время приходится и пик массовых ожиданий российской интеллигенции немедленных и щедрых даров свободы. Казалось, что с крахом коммунизма быстро и легко реализуются на практике либеральные лозунги свободы и демократии. Идеология либерализма, ставившая в центре социального мироустройства принципы гражданской свободы, воплотилась в лозунгах политической демократии, плюрализма, правового государства, гражданского общества, многопартийности.

В период бури и натиска антикоммунистической революции эти лозунги объединяли несоединимое - партии либерал-коммунистов, социал-демократов, национал-патриотов, клеро-монархистов и многих других. С крахом КПСС развалился и этот еще недавно единый антикоммунистический блок партий. Распад протолиберального потока демократии на многопартийные ручейки нанес первый жесткий удар по мифологизированному сознанию российской интеллигенции - митинговое объединение, демократическая всесоборность оказались иллюзией. После “августа” достаточно быстро обнаружилась и мнимость многих демократических институтов и процедур.

После крушения КПСС в результате августовских событий 1991 г. и распада Союза в декабре того же года процесс становления многопартийности в России вступил в качественно новую стадию. Если до этого политическая активность партий и движений самой разной ориентации была по преимуществу направлена против КПСС и отождествлявшегося с ней союзного центра, то теперь они были вынуждены искать новую основу для самовыражения и самоидентификации. Этого требовали и новые социально-политические реалии с характерными для них процессами стремительного социального расслоения, вызванного началом “шоковых” реформ. Впервые в 1992 году правительство приступило к энергичному реформированию существующего порядка и прежде всего - экономики. Изменения, происходившие в обществе в 1991-1992 гг. отразились и на российском политическом спектре. В этот период сложились и институционально оформились основные субъекты политической жизни, противостояние которых и в настоящее время определяет характер социально-политической ситуации в стране. В целом эти годы стали для формирующихся российских партий периодом не слишком заметной вовне, но вместе с тем напряженной внутренней работы по формированию своих идейно-политических платформ и поиску собственной социальной базы.

Новые группировки сложились в соответствии с их отношением к проводившимся реформам и тому прошлому, которое эти реформы предполагали заменить.

Реформаторы-демократы, либералы отрицали прошлое как господство коммунистической ортодоксии и экономической иррациональности и предполагали его скорейший демонтаж путем радикальной либерализации российской экономики и открытия ее мировому рынку. Кроме того, реформисты признают распад СССР необратимым и неизбежным и ориентированы на построение новой государственности в рамках Российской Федерации. Этот блок - наследник демократического блока предшествующего этапа, хотя это не просто его продолжение. Крупнейшие силы этого блока: Движение “Демократическая Россия”, предвыборный блок (и одноименное движение) “Выбор России”, Республиканская партия, Социал-демократическая партия, Партия экономической свободы, Российское движение демократических реформ.

Другой блок выступал за сохранение старого порядка вещей, прежде всего старой государственности (СССР, Российская империя). Впрочем, этот старый порядок понимается различными течениями этого блока по-разному. Главное, что объединяет их в один блок - идеи сильной государственности, своеобразия пути России, анти-западничество. Этот блок называют националистами и коммунистами, комуно-фашистами, патриотами. Автор предлагает называть его традиционалистским или фундаменталистским блоком. Он в какой-то мере является наследником блока КПСС предшествующего этапа.

Третий блок не имеет предшественников в предыдущей стадии, он оформился как таковой в первой половине 1992 года непосредственно под влиянием начавшихся кардинальных экономических реформ. Его лидеры поддерживают общее направление реформ в сторону рыночной открытой экономики и общества западного типа, но призывают проводить эти реформы в более медленном темпе и в более щадящем режиме как для населения, так и для существующих предприятий. Важнейшим инструментом такой политики является государство, которое должно, по их предложению, сохранить свой контроль над экономикой в течение еще долгого периода. Они полагают распад СССР крупнейшей ошибкой и предлагают восстановить единое союзное государство, но сделать это строго добровольно, постепенно, через тесный экономический союз в качестве первого этапа. Этот блок называют чаще всего центристским. Автор предлагает называть его протекционистским блоком, ибо основная его идея, объединяющая самые различные силы, - протекционизм со стороны государства по отношению, во-первых, к российской промышленности, во-вторых, по отношению к социально слабым слоям.

Таким образом, к середине 1992 г сложилась трех-блоковая структура.

Следующий виток активизации деятельности партий на политической арене был стимулирован углублением конфликта между представительной и исполнительной ветвями власти. События сентября-октября 1993 г. резко изменили общественную и политическую ситуацию в России. Страна вступила в постсоветский период своего развития... Но это уже тема отдельного разговора.

- 25.80 Кб

I Введение.

Возникновение института многопартийности - один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.

Если прибегнуть к аналогиям с экономикой, можно сказать, что многопартийность играет в политической системе ту же роль, какую рынок играет в системе производства. Подобно тому, как рынок создает механизм обратной связи между потребителем и производителем, многопартийная система служит посредником между гражданином и государственной властью. Прежде чем пытаться понять, каким образом многопартийность выполняет эту функцию, уточню, что представляет собой ее элементарный "кирпичик" - политическая партия. Партия - специализированная организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе. Проще говоря, политическая партия – это организация, борющаяся за власть.

Процесс становления партийной системы в России далек от завершения. Феномен многопартийности современной России напоминает эффект прорвавшейся плотины: много грохота и шума, поднявшиеся вверх брызги переливаются всеми цветами политического и эмоционального спектра. Но падает ли этот бурлящий поток на колесо общественного прогресса, заставляет ли его вращаться? Этот вопрос остается во многом неясным для самих политиков, политологов, а также для обыкновенных людей, нынешних и потенциальных сторонников тех или иных партий. Выявить и просчитать эффективность функционирования института многопартийности – задача сложная, многоаспектная. Она включает в себя и такой момент: в какой мере существующим партиям – оптом и в розницу – удалось вписаться в подспудно действующую логику исторического процесса, в сложившиеся в современном российском обществе реалии? Ответ на подобный вопрос неизбежно требует предварительного прояснения, насколько политические партии и движения способны сегодня оценить прошлое и настоящее, а также сформулировать видение будущего страны, оказавшейся на переломе эпох и судеб целых поколений россиян? Без этой мировоззренческой самоориентации и ориентации своих сторонников ни одна политическая партия не вправе рассчитывать на удачную политическую судьбу.

II Основная часть.

  1. Основные этапы становления многопартийности в России.

Немецкий социолог Макс Вебер делил историю развития политических партий в Европейских странах на три основных периода, когда они представляли собой:

А) аристократические группировки;

Б) политические клубы;

В) современные массовые партии

Политические партии в России стали возникать значительно позднее, чем в странах Запада: лишь на рубеже XIX- XX веков.

Историю современной российской многопартийности можно подразделить на шесть относительно коротких периодов:

1) развитие неформальных общественных организаций (1986-88 гг.);

2) период действия народных фронтов и создания протопартийных структур (1988-89 гг.);

3) "первая волна" партиобразования (1990-91 гг.);

4) "вторая волна" партиобразования после августовских событий 1991 г. (1991-93 гг.);

5) радикальная ломка сложившейся системы протопартий в результате политического кризиса 1993 г. и образования новых политических партий в период деятельности I Государственной Думы (конец 1993 - конец 1995 гг.); 6) период после выборов во II Государственную Думу (с конца 1995 г.).

Первые два периода составляют этап своего рода "внутриутробного" развития российской многопартийности, а последующие - этап ее функционирования и развития, отразивший качественные изменения в природе политических партий.

Этапы Хронологические рамки Основные партии Содержание этапа
I Рубеж XIX- XX вв. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), партия социалистов-революционеров (эсеров) Зарождающиеся партии действуют подпольно, нелегально. Их основная политическая цель: покончить с самодержавием и пережитками крепостничества
II 1905- 1907 гг. Партия конституционных демократов (кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы), эсеры, РСДРП, «Союз русского народа» Формирование многопартийности на легальной основе. Участие партий в избирательной кампании в Государственную думу
III 1917- 1920 гг. РСДРП(б) - Российская Коммунистическая партия (большевиков) (РКП(б)), левые эсеры, меньшевики Сохранение многопартийности
IV 1920- 1977 гг. РКП(б) - Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) (ВКП(б)) - Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) Единственную монополию на власть получает партия большевиков-коммунистов. Однопартийная система в СССР не была еще юридически оформленной
V 1977- 1988 гг. КПСС Юридическое оформление однопартийной системы в стране в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. о руководящей и направляющей роли КПСС
VI 1988- 1991 гг. КПСС, Движение демократических реформ, Демократическая партия России, Республиканская партия РФ, Зарождение основных политических партий. Отмена ст. 6 Конституции СССР означала конец монополии КПСС (1990). Принятие закона
VII
1988- 1991 гг.
«Демократическая Россия», ЛДПР, Крестьянская партия России и др. «Об общественных объединениях». Реформирование КПСС. Официальная регистрация наряду с КПСС Либерально-демократической партии России (ЛДПР)
VII 1991-1993 гг. « Гражданский союз », « Демократический выбор», «Трудовая Москва», «Память», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), ЛДПР, Аграрная партия, «Выбор России» Распад КПСС. Принятие на референдуме Конституции РФ, закрепившей многопартийность в качестве конституционного принципа (ст. 13). Возникновение десятков и даже сотен мелких политических партий
IX Рубеж XX- XXI вв. «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко» Принятие «Закона о политических партиях» (2001). Размежевание политических сил, борьба вокруг сущности, направлений и темпов реформ в России, участие политических партий и блоков в выборах в Государственную Думу и Президента РФ
  1. Партии в современной России.

Многопартийная система в России сложилась в 1905-1908 гг. В 1916 г. насчитывалось 244 политических партий, в условиях административно- командной системы в России сложилась безальтернативная однопартийная система.

В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 300 партий, организаций, движений, фондов и других объединений. Однако переход от однопартийности к многопартийности идет крайне сложно и болезненно, не сформировались устойчивая партийно-политическая структура, четкое размежевание политических сил.

Согласно информации с вебсайта Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 25 июня 2011 года, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий:

  1. «Единая Россия»
  2. «Коммунистическая партия Российской Федерации»
  3. «Либерально-демократическая партия России»
  4. «Патриоты России»
  5. «Правое дело»
  6. «Справедливая Россия»
  7. «Российская объединенная демократическая партия Яблоко».

Следует отметить, что избирательная система тоже во многом претерпела изменения, которые безусловно влияют на становление многопартийности в России.

Изменения по сравнению с предыдущими выборами:

1) «Гражданская сила», Союз правых сил и Демократическая партия России объединились в партию «Правое дело»;

2) Аграрная партия России присоединилась к « Единой России»;

3) Партия социальной справедливости и Российская экологическая партия «Зелёные» (не была зарегистрирована на предыдущих выборах) присоединились к «Справедливой России»;

4) Партия мира и единства (не была зарегистрирована на предыдущих выборах) и Партия возрождения России (в предыдущих выборах не участвовала) присоединились к «Патриотам России»;

5) «Народный союз» (не был зарегистрирован на предыдущих выборах) преобразован в общественное объединение.

Новшества:

1) 10 % участков по всей стране будут оборудованы электронными комплексами обработки избирательных бюллетеней - КОИБами, таких комплексов будет около 20 тысяч.

2) Ещё около 10 тысяч избирательных участков будут оборудованы веб- камерами.

3) На выборах в Госдуму 2011 года партии будут собирать 150 тыс. подписей, а в дальнейшем число подписей уменьшится до 120 тыс. подписей. Также устанавливается, что партии, представленные в не менее чем одной трети региональных парламентов, также освобождаются от сбора подписей. При этом при сборе подписей на выборах депутатов Госдумы на один субъект РФ должно приходиться не более 5 тыс. подписей избирателей. Партии могут собирать подписи с запасом в 5 % (количество брака не может превышать 5 %), а максимальное количество подписей, которые подвергаются проверке, составляет 35 % .

4) При распределении депутатских мандатов будет использоваться не только основной 7%-й барьер, но и два дополнительных проходных барьера - партии, набравшие более 6 % голосов, получат по 2 мандата, партии, набравшие более 5 % голосов, получат по 1 мандату. На следующих выборах в 2016 году проходной барьер составит 5 %.

5) «Единая Россия» впервые примет участие в теледебатах на федеральных выборах.

III Заключение.

Таким образом, можно сказать, что процесс становления многопартийности становится все более сложным и запутанным, возникают новые партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее существовавших. На процесс развития многопартийности влияют объективные и субъективные факторы, которые можно разбить на три группы: проблемы внешнего по отношению к многопартийности характера; проблемы многопартийности как таковой, имеющей свои закономерности и особенности функционирования, как общего, так и национального характера; проблемы, свойственные структурным элементам многопартийности или ее основополагающим компонентам (партии, партийные союзы, блоки).

Можно предположить, что в судьбе будущей российской многопартийной системы проявятся следующие мировые тенденции. Во-первых, упрощение партийной системы. Через блокирование на выборах постепенно создаются условия для перерастания многопартийности в двухпартийное. Во-вторых, прежнее значение партий даже в избирательных кампаниях уменьшается. Сокращается число “твердых” сторонников какой-либо партии. Все большую роль играет не партийная принадлежность, а восприятие кандидата.

Используемая литература:

  1. Главный редактор - Юрий Коргунюк. Книга "Российская многопартийность". М.: Фонд ИНДЕМ, 1996 г.
  2. В.В. Лапаева. «Становление многопартийности в России».//Государство и право.№ 8 -1995 г.
  3. «Право и многопартийность в России». (Сборник статей и материалов). М., 1994 г.
  4. Автономов А. « Основные проблемы формирования партийной системы в России / Формирование политической системы России.» М., 1996.
  5. Третьяков В. « Многопартийности все еще нет/ Парламентаризм и многопартийность в современной России.» М., 2000.

    Интернет ресурсы:

  1. Сайт информационно-аналитического еженедельника о деятельности политических организаций в России http://rapn.ru/?grup=10&doc= respol.
  2. http://www.cikrf.ru/banners/ duma_2011/polit_part/progr/ index.html
  3. http://www.zonazakona.ru/ showthread.php?t=34604

Описание работы

Если прибегнуть к аналогиям с экономикой, можно сказать, что многопартийность играет в политической системе ту же роль, какую рынок играет в системе производства. Подобно тому, как рынок создает механизм обратной связи между потребителем и производителем, многопартийная система служит посредником между гражданином и государственной властью. Прежде чем пытаться понять, каким образом многопартийность выполняет эту функцию, уточню, что представляет собой ее элементарный "кирпичик" - политическая партия. Партия - специализированная организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе. Проще говоря, политическая партия – это организация, борющаяся за власть.

Возникновение и развитие "неформального общественного движения" в 1986-88 гг. было обусловлено глубинными сдвигами в общественно-политической жизни России. Явившись реакцией общества на инициированные "сверху" перемены, неформальные движения, несмотря на свой неофициальный характер, поначалу действовали в русле политики, проводимой правящим политическим режимом. В деятельности неформалов не было организованного протеста авторитарной системе, вызов ей содержался в самом существования альтернативных движений. В своем развитии неформальное движение принимало, различные организационные формы: движения молодежной контркультуры, национально-культурные и экологические объединения. Однако прообразами первых политических партий стали разного рода общественно-политические кружки и дискуссионные клубы: Всесоюзный социально-политический клуб, Клуб социальных инициатив. многопартийность народный фронт протопартийный

Исходным моментом становления многопартийности в России является 1987 год, после январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС, провозгласившего новый курс партии на демократизацию общества. К началу 1988 г. неформальное движение в СССР вступило в стадию генерализации, на которой различными неформальными организациями были предприняты попытки к объединению на основе критического отношения к социально-политической действительности. В этом году в результате стихийных массовых акций по всей стране стали формироваться народные фронты. (Причем следует отметить, что поводами для проведения акций часто служила необходимость подготовки к мероприятиям, инициированным органами государственной власти: к XIX Всесоюзной партконференции и особенно - к выборам народных депутатов СССР с ноября 1988 г. по весну 1989 г.) В апреле 1988 г. был создан Народный фронт Эстонии, летом 1988 г. - Московский народный фронт, объединивший более 25 организаций. Особенностью народно-фронтовского этапа развития многопартийности явилась организационная разобщенность и региональная раздробленность: вплоть до конца 1989 г. региональные народные фронты не имели единого координирующего органа. Центрами создания народных фронтов в регионах являлись крупные промышленные города. Членов этих протопартийных организаций объединяло отношение к ряду наиболее актуальных проблем общественной жизни (борьба с бюрократизмом, разделение полномочий партийных и советских органов, вопросы межнациональных отношений и т.д.) и, одновременно, фактическое отсутствие перспективной программы действий. В реальности их политическая платформа "сводилась к набору декларативных общедемократических лозунгов, против которых не выступала практически ни одна политическая сила в стране».

Вместе с тем в наиболее развитых образованиях такого рода уже в 1988 г. наметилась определенная идеологическая диверсификация, приведшая в ряде случаев к организационному размежеванию. На втором этапе общемосковской конференции фронта (21 июня 1986 г.) победили "твердые социалисты", а после того, как 4 представителя "большинства" объявили себя "Координационным советом Народного Фронта", группы, входящие в "меньшинство", заявили о своем выходе из ОК МНФ. Позже, в 1989 г., в Московском народном фронте также возникали различные несоциалистические "фракции": "Демопатриотическая фракция", "Демократическая фракция" и др. Однако в борьбе с "социалистическим" по своему составу руководством МНФ они всегда терпели поражение. С другой стороны, нельзя не согласиться и с мнением одного из активистов МНФ А.Головина, считающим, что все эти разногласия отступали перед тем, что объединяло членов фронта - "протестом против советского истэблишмента".

В 1988 г. началось создание неформальных движений четко обозначенной антисистемной политической ориентации. Наиболее рельефно она проявилась у первой оппозиционной политической организации - партии "Демократический союз" (создан участниками семинара "Демократия и гуманизм" во главе с Е.Дебрянской и В.Новодворской; учредительный съезд - 7-9 мая 1988 г.). Членов ДС, бывших приверженцами самых различных политических взглядов - от монархических и либеральных до еврокоммунистических - объединяло радикальное неприятие существующей власти как тоталитарной и антидемократической. Одновременно на другом полюсе политического спектра возникают организации внешне оппозиционные правящему режиму, но фактически выступающие в качестве "групп поддержки" его наиболее консервативно настроенных представителей. К этим группам можно, в частности, отнести уже упоминавшуюся "Память", идеологию которой в период с 1986 по 1989 г. можно квалифицировать как "национал-большевистскую".

Состоявшиеся весной 1989 г. выборы народных депутатов СССР способствовали окончательному приданию неформальному движению политического характера. В этот временной отрезок создаются протопартийные структуры, сформированные на основе постоянно функционирующих групп поддержки народных депутатов демократической ориентации. Во время и после выборов эти группы выступили организаторами массовых митингов в Лужниках (Москва). Летом 1989 г. на базе объединений "Демократические выборы" и "Комитет 19-ти" (движение сторонников Б.Ельцина), Клуба избирателей Академии наук, Координационного совета МНФ, клуба избирателей "Мемориала" и др. было учреждено Московское объединение избирателей.

Одновременно в 1989 г. ряд организаций провозгласили себя самостоятельными партиями. В мае состоялся учредительный съезд Конфедерации анархо-синдикалистов, в августе был учрежден Христианско-демократический союз России, в сентябре - Союз конституционных демократов. В конце 1988г. выделилась Демократическая партия, которая тут же раскололась на две партии. И та и другая позже пережили серию расколов, слияний и переименований, породив несколько карликовых партий: Консервативную партию, Российскую демократическую партию и Российскую буржуазно-демократическую партию, Демократическую партию СССР.

На съезде народных депутатов СССР летом 1989 г. была образована Межрегиональная депутатская группа (лидеры - А.Сахаров, Б.Ельцин, Ю.Афанасьев, Г.Попов) - прообраз парламентской фракции. МДГ выступила за отмену шестой статьи Конституции СССР (о "руководящей роли КПСС"), демократизацию избирательной системы, принятие демократических законов о печати, о земле, о собственности и пр. Вместе с формированием демократических структур происходила и кристаллизация группировок, приверженных ортодоксальной коммунистической идеологии. Так, в июле 1989 г. был создан Объединенный фронт трудящихся, занявший резко негативную позицию по отношению к реформаторской политике союзного руководства.

Еще в конце 80-х гг. политическая система СССР во многом утратила свой однопартийный характер. Связано это было не только с появлением альтернативных объединений, но и со скрытым размежеванием внутри самой правящей партии - КПСС, в недрах которой вызревали различные идейно-политические течения: реформистское, демократическое крыло в лице "Демократической платформы в КПСС" (впоследствии ее актив влился в состав ряда демократических партий), "центр" во главе с М.Горбачевым и ортодоксально-коммунистическое крыло. Каждое из этих направлений, в свою очередь, распадалось на ряд различающихся по степени радикализма политических группировок.

Закономерным итогом данного этапа развития российской многопартийности явилось решение Съезда народных депутатов РФ об отмене шестой статьи Конституции СССР (январь 1990 г.), фактически признающее право на существование за другими, кроме КПСС, политическими партиями. С признанием многопартийности в СССР возникла реальная возможность для институционализации различного рода неформальных объединений и реорганизации их в политические партии. Однако создание первых политических протопартийных объединений не сопровождалось их консолидацией. Более того, становление партий нередко происходило за счет разукрупнения уже имевшихся неформальных объединений. При этом базой для создания партий выступали не структуры народных фронтов, а политические клубы и кружковые объединения.

Главные мотивы, которыми руководствовались учредители партий на этапе стихийной многопартийности - необходимость создания собственной политической базы и стремление занять идеологическую "нишу" в формирующемся политическом спектре. Первое явствует из анализа динамики партиобразования, пик интенсивности которого пришелся на апрель-июнь 1990 г. (время подготовки и проведения I Съезда народных депутатов РСФСР), а также социального состава партийного руководства, большинство членов которого являлись народными депутатами. О втором свидетельствует тот факт, что значительное число образованных в тот период политических партий в качестве своей политической основы избрали определенные идейно-политические течения: социал-демократизм, либерализм, национал-патриотизм (этнократизм), экологизм и т.д. Наиболее заметные политические организации, созданные в это время, принадлежали к либеральному (демократическому) течению. Так, в мае 1990 г. была создана Социал-демократическая партия Российской Федерации, которая, несмотря на свое название, была программно близка к прочим демократическим партиям. Ряд весьма известных партий породила "Демократическая платформа в КПСС". Раньше всех к решению о необходимости создания собственной партии пришла наиболее радикальная часть "ДП в КПСС" во главе с Н.Травкиным, учредившая в мае 1990 г. Демократическую партию России. Наконец, в августе 1991 г. участники "Демплатформы", не пожелавшие в 1990 г. покинуть КПСС, приняли участие в создании Демократической партии коммунистов России (в октябре 1991 г. переименована в Народную партию "Свободная Россия"; лидер - А.Руцкой). Наконец, последними "выходцами" из КПСС можно считать инициаторов создания Движения демократических реформ, создавших в июле 1991 г. оргкомитет учредительной конференции Движения демократических реформ.

Под вполне либеральными лозунгами начала свою деятельность Либерально-демократическая партия Советского Союза В.Жириновского.

Параллельно с организациями демократической ориентации интенсивно создавались организации национал-патриотической (этнократической) направленности. Выходцами из "Памяти" явился ряд радикально-националистических партий: Республиканская народная партия России (позже - Национально-республиканская партия России; учреждена в апреле 1990 г.; лидер - Н.Лысенко), движение "Русское национальное единство".

Период 1990-91 гг. явился временем более четкой структуризации союзного парламента. На Съезде народных депутатов СССР появилось четко определившееся консервативное крыло в лице группы "Союз" (декабрь 1990 г.). Членов этой группы (ортодоксальных коммунистов, монархистов, депутатов в целом демократических убеждений) объединяло стремление сохранить СССР в виде федеративного (а фактически унитарного) государства. Однако в сложившейся политической ситуации деятельность группы приобретала отчетливо антиреформистский характер. Ряд народных депутатов СССР вошел в объединение "Согласие" (май 1991 г.), поставившее своей целью сформировать в союзном и российском парламенте политический "центр".

Устранение КПСС с политической арены привело, вопреки многим ожиданиям, не к интенсивному развитию многопартийности, а к переходу апартийной системы в качественно новую фазу, когда прежней монопольно властвующей партии уже не существовало, а многопартийная протосистема все еще была отдалена от настоящей политики и предельно атомизирована. На протяжении осени 1991 г. - лета 1992 г. российская партийная протосистема пребывала в раздробленном состоянии - вследствие исчезновения биполярной системы координат. Вместе с тем этот короткий период был чрезвычайно важным для будущности российской многопартийности. Он ознаменовался идейно-политической индивидуализацией партий, их превращением из "групп скандирования" в самодостаточные объединения. Прежде всего, эти изменения коснулись содержания политических платформ партий и движений. Если ранее политические программы носили "книжный" характер, а политическое поведение партии определялось прежде всего негативным отношением к КПСС и лишь потом - расхождениями программного характера, то послеавгустовский период развития многопартийности обнажил эти разногласия и наполнил абстрактно-теоретические декларации конкретным социально-политическим содержанием.

Параллельно, на фоне стремительного падения интереса населения к политической жизни, произошло резкое уменьшение фактической численности политических партий, прежде всего за счет оттока рядовых членов, жизненные интересы которых не были напрямую связаны с политикой. Партийная деятельность профессионализировалась на всех уровнях, в большинстве партий профессиональные функционеры составляли едва ли не половину фактической численности партии. Как следствие - происходила формализация партийных организаций с одновременной кристаллизацией партийной элиты, как правило не включенной в систему властных структур. Интересы этого слоя, вернее его верхушки, все чаще определяли политическую линию партий и движений.

Примерно в то же время структурные изменения в социальной сфере вызвали потребность в наличии партий, основным предназначением которых стало отстаивание групповых интересов определенных слоев общества. Первыми, не очень удачными попытками создания таких объединений стали Партия экономической свободы и Партия консолидации, заявившие о поддержке частного предпринимательства, а также Всероссийский союз "Обновление", ориентирующийся на социальные интересы директорского корпуса. На практике эти партии представляли собой узкие элитные группировки.

Таким образом, изменения политических ориентиров и организационной структуры партий подготовили почву для межпартийного взаимодействия в качественно новых условиях, где основным стимулом партийно-политических перегруппировок служила не абстрактно понимаемая общность программных устремлений, а прагматизм и политический расчет.

Что касается конфигурации политического пространства России в описываемый период, то ее развитие заключалось в возникновении, расцвете и закате своеобразной "троецентрической" модели, характеризовавшейся борьбой трех основных политических сил: демократов, "непримиримой" ("объединенной", "право-левой") оппозиции и "центристов" ("конструктивной оппозиции"). Первый из этих лагерей сложился еще в предыдущий период (1990-91 гг.), второй начал складываться после августа 1991 г. из "обломков" КПСС, третий формировался из сторонников первого лагеря и частично из сил, ранее политически аморфных (вернее, готовых приспосабливаться к любому политическому режиму). Крах КПСС неизбежно должен был повлечь за собой нарушение того хрупкого единства, которое к лету 1991 г. сложилось в лагере демократов. Ранее демократические партии объединялись на основе т.н. негативного консенсуса, их сплачивало наличие единого противника - КПСС. Теперь же основа для их объединения просто исчезла. Ждать "разброда и шатаний" в демократическом движении пришлось недолго. На проходившем 9-10 ноября 1991 г. II съезде "ДемРоссии" из движения вышли участники блока "Народное согласие" - ДПР, РХДД и КДП-ПНС. Раскол произошел по причине как идейных, так и организационных разногласий. "Травкинцы", демохристиане и кадеты были недовольны тем, что их фактически оттеснили от руководства "ДемРоссией". Кроме того, они были не согласны с линией на "единую, но делимую Россию" и фактический роспуск СССР. На этом расколы в "ДемРоссии" не кончились. В январе 1992 г. на пленуме Совета представителей "Демократической России" лидеры радикального крыла "демороссов" - Ю.Афанасьев, Ю.Буртин, Л.Баткин, Б.Денисенко и М.Салье - заявили о своем несогласии со слишком оппортунистической, по их мнению, линией руководящего "большинства" движения во главе с Г.Якуниным и Л.Пономаревым по отношению к тогдашней исполнительной власти. После неудачных для них результатов выборов в руководящие органы "ДемРоссии" они приостановили свое членство в движении, а в марте 1992 г. окончательно вышли из него. Тогда же, в марте 1992 г., о выходе из "ДемРоссии" заявили и партии, образовавшие в январе 1992 г. блок "Новая Россия" (СДПР, НПР, Крестьянская партия России, Социально-либеральное объединение РФ и др.). Причиной выхода блока из "ДемРоссии" явилось, скорее всего, недовольство сосредоточением руководства движением в руках сторонников Л.Пономарева и Г.Якунина. Свой откол члены "Новой России" обосновывали также несогласием с "приспособленческой" линией официального руководства "ДемРоссии".

Международное Движение демократических реформ, учредительный съезд которого прошел в декабре 1991 г. Однако и ему это оказалось не по силам - главным образом из-за репутации "партии перекрасившихся номенклатурщиков". Кроме того, МДДР проявило полную неспособность наладить хоть какую-нибудь работу, кроме заседаний своих центральных органов. Распад СССР и прогрессирующая автономизация бывших союзных республик окончательно перечеркнули перспективы развития движения. Не смогло стать объединителем демократов и образованное в феврале 1992 г. Российское движение демократических реформ. После того, как большинство делегатов учредительного съезда РДДР высказались в пользу института председательства, а не сопредседательства, и избрали на пост председателя движения Г.Попова, из РДДР вышли Республиканская партия РФ и Народная партия "Свободная Россия".

Летом 1992 г. попытку объединения демократических сил сделали лидеры депутатской группы "Реформа" и парламентской Коалиции реформ, включавшей в себя фракции "Демократическая Россия" и "Радикальные демократы". 4-5 июля 1992 г. в Москве был проведен Форум сторонников реформ, в котором приняло участие около 40 организаций, в том числе "ДемРоссия", РДДР, РПРФ, Российская партия свободного труда и др., а также ряд общественных и предпринимательских структур. Платформой для сплочения всех этих организаций была заявлена безусловная поддержка реформ, проводимых правительством Гайдара. В сентябре 1992 г. 26 участников июльского Форума сторонников реформ (11 из них являлись коллективными членами "ДемРоссии") создали объединение "Демократический выбор". Однако ДВ ушел в небытие, так и не предприняв ни одной сколько-нибудь значимой акции.

Наконец, последняя попытка объединить демократические организации путем "простого блокирования" была предпринята в конце марта 1993 г. - сразу после начала нового витка конфронтации между Съездом народных депутатов РФ и президентом, обострившейся в связи с подписанием Б.Ельциным указа об "особом порядке управления страной". Тогда был создан Общественный комитет демократических организаций России, в который вступили объединения, являющиеся коллективными членами "Демократической России" и "Новой России", а также ряд более мелких организаций. Проведя накануне референдума 1993 г. несколько митингов в поддержку президента, ОКДОР свел свою дальнейшую деятельность к проведению заседаний - а впоследствии сконцентрировал все усилия на работе в созванном по инициативе президента Конституционном совещании. Августовские события и последовавший за ними роспуск компартии послужили толчком для образования самостоятельных политических партий, прообразы которых долгое время существовали внутри КПСС в виде платформ и идейно-политических течений. Теперь они получили возможность пуститься в "свободное плавание". При этом первыми организационно оформились не собственно коммунистическая, а социал-демократическая и "державная" составляющие КПСС. Первая - в лице Социалистической партии трудящихся (учреждена в октябре 1991 г. частью бывших членов КПСС во главе с Р.Медведевым, А.Денисовым, Л.Вартазаровой и др.). Вторая - в лице Российского общенародного союза (учрежден в один день с СПТ; лидеры - руководители фракции "Россия" на Съезде народных депутатов РСФСР С.Бабурин и Н.Павлов). Чуть позже от поражения КПСС оправились ортодоксальные коммунисты, образовавшие в ноябре 1991 г. Российскую коммунистическую рабочую партию и сталинистскую Всесоюзную коммунистическую партию большевиков. В декабре 1991 г. были созданы неокоммунистические Союз коммунистов во главе с А.Пригариным и Российская партия коммунистов во главе с А.Крючковым. Наконец, уже в феврале 1993 г., после отмены Конституционным судом той части президентского указа от 7 ноября 1991 г., которая запрещала деятельность первичных организаций КПСС, был проведен II "объединительно-восстановительный" съезд КП РСФСР, получившей название Компартии РФ (лидер - Г.Зюганов).

Если на демократическом фланге политического спектра развертывался процесс атомизации, то в антиреформистском лагере, напротив, господствующей стала тенденция к объединению. И как для демократов доавгустовского периода основой сплочения в "ДемРоссию" явилось противостояние КПСС, так и для "наследников" КПСС такой основой стало противостояние новому российскому руководству, прежде всего исполнительной власти, приступившей к реализации экономической реформы. Единство коалиции крайне правого и крайне левого флангов российского политического спектра обеспечивалось не столько этим межпартийным соглашением, сколько созданием в российском парламенте фракционного блока "Российское единство". В него вошли представители фракций "Россия", "Отчизна", "Коммунисты России" и "Аграрный союз", составлявшие около трети всего депутатского корпуса. В октябре 1992 г. был создан и внепарламентский центр "непримиримой" оппозиции в лице Фронта национального спасения.

В результате крайне правый и крайне левый фланги политического спектра России сомкнулись, вытеснив традиционно находившихся в "центре" либералов на один из флангов, а конфигурация политического пространства страны, в отличие от классической, приняла вид не прямой линии, а "подковы" или даже кольца.