В Москве в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко вручили "Золотые Маски" 2016 года, ни одна из которых не досталась самарским театрам, номинированным по 11 позициям. Еще год назад только в очень смелых фантазиях можно было написать что-то подобное.

Тенденции

"Масок" никогда не хватает на всех, кто их заслужил, а уж при таком числе претендентов (в конкурсе участвовало 68 спектаклей, 54 театра и 212 номинантов) - тем более. При любом раскладе будут недовольные, всегда кто-нибудь напишет "судью на мыло", а особо буйные начнут плести интриги в надежде, что уж "правильное"-то жюри точно разглядит, кто здесь лучший.
Тем не менее некоторые тенденции в нынешнем вердикте жюри просматриваются. Например, из него следует, что тренд на классическое и консервативное выходит не в пользу провинции. Напротив - чем сильнее "охранительные" настроения в воздухе и чем больше "консерваторов" в жюри, тем более именитых "классиков" они выбирают. Давно так мало "Масок" не уезжало за пределы столиц, и давно жюри так явно не игнорировало новации (парадоксальным образом экспериментаторы и регионы оказались тут "в одной лодке"). Решения жюри всегда бывают компромисснее выбора экспертного совета, судьям приходится лавировать между вкусами и пристрастиями разных театральных профессий, но когда в номинантах так много новых имен и географических точек, это особенно заметно. Речь, конечно, не о конкретных победителях, а только о тенденциях. "Маски" достались безусловно заслужившим награду, и номинированные самарцы тоже уступили достойнейшим соперникам.

Победители

В драматическом театре "Маска" за спектакль большой формы ожидаемо ушла в "Мастерскую Петра Фоменко", чей "Сон в летнюю ночь" негласно признан первым настоящим успехом театра после ухода из жизни его основателя. В малой форме награду получил один из давних фаворитов премии Дмитрий Крымов со спектаклем "О-й. Первая любовь". "Маски" за роль второго плана так же предсказуемо удостоен один из корифеев Александринского театра Николай Мартон, сыгравший Неизвестного в антикварном "Маскараде" Валерия Фокина со всем блеском "старой школы". К слову, если бы эту номинацию успели разделить на "мужскую" и "женскую" уже в этом году, шансы Алины Костюк (Зина в "Тане-Тане" театра "Грань") могли бы существенно возрасти.

За "новые имена" неожиданно ответили актерские номинации. Хотя мало кто сомневался в наградах Олега Табакова и Натальи Теняковой, сыгравших в "Юбилее ювелира" МХТ так, как давно нигде не играли, - жюри отдало "Маски" молодым: Сергею Волкову - интересному Брехту в "Кабаре Брехт" Юрия Бутусова и очаровательной крымовской актрисе Марии Смольниковой, знакомой массовому зрителю по фильму "Сталинград". Сыграло тут свою роль имя Константина Богомолова (режиссера "Юбилея ювелира") или нет - неизвестно, но этот выбор судей, пожалуй, оказался самым неожиданным для театральной общественности. Хотя никто не сулил и смело отданную Андрею Могучему режиссерскую "Маску" - у питерского авангардиста, худрука БДТ немало наград, но эта вручена как нельзя вовремя (совсем недавно еще были сомнения, оставят ли ему Большой драматический). Прогрессивного худрука голосующее тайно и до последнего не осведомленное о результатах жюри поддержало еще и спецпризом за актерский ансамбль.

А провинции достались костюмы ("Черноликие" Башкирского театра драмы) и второй спецприз жюри ("Алиsа" Красноярского ТЮЗа).
В опере при восьми номинированных театрах все "Маски" оказались поделены между москвичами - Музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко и "Новой оперой". Лучшей женской ролью признали Медею Хиблы Герзмавы, мужской - Ромео Алексея Татаринцева. В регионы, опять же, отправились только спецпризы: здесь отметили грандиозный екатеринбургский проект по постановке "Сатьяграхи" Филипа Гласса и пермскую бродилку для самых маленьких "Путешествие в страну Джамблей".

И самое важное

На этой "Золотой Маске" многие утешали проигравших: кто-то замечал, что общественное сочувствие всегда не на стороне победителей, кто-то призывал номинантов ставить выше всего свой собственный суд. Но для Самарской области, от которой долгие годы в номинантах ходил один "СамАрт", две новые труппы ("Грань" и Опера) в шорт-листе - уже большой прорыв. Тем более в условиях такого мощного конкурса, когда одних режиссеров драмы в номинантах 22 человека, а уж перечислять интересные спектакли, оставшиеся без единой награды, устанешь.
Ничего не получили, к примеру, ярославский "Месяц в деревне" Евгения Марчелли и новосибирские "Элементарные частицы" Семена Александровского, поставленные по тексту тольяттинского драматурга Вячеслава Дурненкова. Не отмечен европейский режиссер Ромео Кастелуччи, впервые выпустивший спектакль в России, прошли незамеченными небанальная "Земля" Александринского театра и не вписывающийся ни в какие канонические театральные рамки Remote Moscow немецкой команды Rimini Protokoll, без наград классики Кама Гинкас и Сергей Женовач...
Этот список можно продолжать и продолжать - наград всегда меньше, чем достойных спектаклей, и это как раз обнадеживает. Главное, что "Золотая Маска"-2016 показала сильнейший фестиваль длиной в два с половиной месяца, на котором благодаря выбору экспертных советов смогли выступить многие региональные труппы. Моя театральная лента в Фейсбуке то и дело "вскипала" отзывами и спорами на очередной привезенный в Москву спектакль - это ли не признание для нестоличных театров.

Прямая речь

Сергей Филиппов, министр культуры Самарской области:

Одиннадцать номинаций на "Золотую Маску" - это большой шаг вперед для региона. Самарский театр оперы и балета открывал этот фестиваль, труппа вышла на прославленную сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, на не менее прославленной сцене Театра наций играла труппа "Грани" из Новокуйбышевска. Шесть номинаций в шорт-листе "Золотой Маски" для маленького театра из небольшого города - это безусловная победа. "Золотая Маска" в этом году для Самарской области была успешной, и все, кто в ней участвовал, - большие мастера.

Денис Бокурадзе, художественный руководитель театра-студии "Грань":

Участие в "Золотой Маске" - заявка на дальнейший рост и перспективу. Искусство ведь вещь неоднозначная, здесь нет точного арифметического решения - "сделай так, и все получится". Спектакль "Таня-Таня" получил то, что должен был получить. Оказаться в одном списке со столь известными режиссерами и такими сильными спектаклями - это уже большая победа. Перед церемонией я волновался, но как только началось награждение, волнение как рукой сняло. Наконец-то закончилось ожидание, и теперь можно заняться делом - созданием нового спектакля".

Михаил Панджавидзе, главный режиссер Самарского театра оперы и балета:

Нашей задачей в этом году было не столько получить "Маску", сколько оказаться в номинантах. Если учесть, что мы получили сразу пять номинаций, - это очень многообещающий дебют. От нас теперь зависит, станет ли он тенденцией. На самом деле не так просто пообещать: "Мы продолжим". Нужно каждый год проводить огромную работу по созданию спектаклей, потом заявлять их на премию и так далее. На церемонии мы слышали, с каким пиететом относятся к "Золотой Маске" и корифеи, и молодые артисты. Я сам достаточно много общался с "Маской": делал церемонии награждения и уже в третий раз попал в число номинантов - я знаю, какой труд за этим стоит. Я могу согласиться или не согласиться с результатами, но это никакого значения не имеет".

22-й Фестиваль «Золотая Маска» прошел в Москве в феврале-марте-апреле 2016 года. Церемония вручения Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» состоялась 16 апреля на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
«Золотая Маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Лауреаты Премии определяются на ежегодном Фестивале спектаклей-номинантов. Фестиваль «Золотая Маска» проводится Союзом театральных деятелей РФ, Министерством культуры РФ, Правительством Москвы, Дирекцией Фестиваля «Золотая Маска».
Генеральный партнер – Сбербанк России .

Номинанты Премии «Золотая Маска»-2016 определены Экспертными советами:

  • Музыкальный театр – Екатерина Бирюкова (председатель), Марина Гайкович, Анна Галайда, Анна Гордеева, Лариса Долгачева, Владимир Дудин, Александр Колесников, Майя Крылова, Наталья Курюмова, Илья Кухаренко, Елена Черемных.
  • Драматический театр и театр кукол – Александр Вислов (председатель), Ирина Алпатова, Анна Банасюкевич, Дина Годер, Елена Груева, Алексей Гончаренко, Татьяна Джурова, Алексей Киселев, Владимир Спешков, Ольга Федянина, Марина Шимадина.
    Формируя список номинантов, эксперты музыкального театра посмотрели в театрах и на видеозаписи 230 спектаклей, эксперты драматического театра и театра кукол – 544 спектакля в Москве, Санкт-Петербурге и в более чем ста городах России.
Экспертными советами сформирован . Список наиболее заметных спектаклей сезона 2014-2015 гг. опубликован на сайте «Золотой Маски».
Лауреаты Премий «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» и «За поддержку театрального искусства России» были определены Секретариатом СТД РФ 7 декабря 2015 года. Также 7 декабря были утверждены и объявлены составы Жюри Премии «Золотая Маска» 2016 г.
Конкурная программа спектаклей, выдвинутых на Российскую Национальную театральную Премию, – главное событие ежегодного Фестиваля «Золотая Маска». Вместе с тем Дирекцией «Золотой Маски» проводятся внеконкурсные программы, которые дополняют и расширяют картину современного театра, служат профессиональному развитию театральных специалистов, способствуют взаимопроникновению театра и общества.
Проекты нового сезона «Золотой Маски»:
Внеконкурсная программа «Маска Плюс» . «Маска Плюс» дополняет основную программу, расширяет границы конкурса, включает в поле внимания зрителей и специалистов яркие, неординарные спектакли из городов России. В 2016 году кураторами программы «Маска Плюс» станут Анна Банасюкевич, Александр Вислов, Марина Шимадина.

«Детский Weekend» . Программа представляет спектакли для детей всех возрастов. Куратор – Алексей Гончаренко.

«Золотая Маска» в кино» . Прямые трансляции нескольких спектаклей фестиваля в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга и городов России. Партнер проекта – компания «CoolConnections».

«Золотая Маска» в городе» . Театр выходит за пределы привычного пространства, открывается городу, оказывается доступным буквально каждому. Театральной площадкой становятся улица, кафе, торговый центр, офисное здание.

Совместный проект с Центром им. Вс. Мейерхольда. Институт театра занимается образованием молодых театральных профессионалов и исследованием современного театра как сложного, развивающего феномена, тесно связанного с культурой и обществом в целом.

Программа «Russian Case» . Традиционный проект, адресованный зарубежным продюсерам и критикам, организаторам фестивалей, пройдет с 31 марта по 5 апреля. Куратор программы 2016 года – Павел Руднев.

В 2015 году фестивали «Золотая Маска» в городах России и странах Балтии» прошли в Омске, Красноярске, Ульяновске и Димитровграде, Петрозаводске и Костомукше, Череповце, в Латвии и Эстонии.

Из-под колосников на сцену падает цирковая лонжа, из-за кулис появляются клоуны, а на экраны-задники во всю высоту сцены проецируется половина цирковой арены — так художник Зиновий Марголин «пришил» к респектабельному пространству зала Музыкального театра легкомысленное цирковое. А постановщик шоу худрук театра им. Пушкина Евгений Писарев вывел на сцену звезд Павла Акимкина (артиста и композитора студии «Саундрама») и Юлию Пересильд, весь вечер вместе с труппой «Антикварный цирк» с удовольствием предававшихся клоунаде во время объявления лауреатов и даже во время сопровождения оных на сцену.

Цирковой уклон не ускользнул от внимания замминистра культуры Александра Журавского, который одним из первых вышел приветствовать собравшихся.

Он довольно глубокомысленно напомнил, что «важнейшими для нас являются кино и цирк». В воздухе повисла неловкость: с точки зрения формальной логики выходило, что театру статуса важнейшего искусства чиновник не жалует. Ответ ему придет в конце церемонии: руководитель драматического жюри Михаил Бычков, худрук Воронежского камерного театра и идеолог Платоновского фестиваля, со сцены сообщит, что помощь и участие в жизни театра вообще и «Золотой маски» в частности считает избыточным и вредным.

И действительно, фестиваль в этом году показал сильнейший конкурс за последние годы.

Это было видно по количеству номинантов, в том числе в двух главных категориях — лучший спектакль большой формы и малой формы. В первом случае победил фантастически успешный «Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски, во втором — совершенно необыкновенный «О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымова, режиссера-художника из театра «Школа драматического искусства». При этом в большой форме выбирали из 14 спектаклей, среди которых были «Юбилей ювелира» Константина Богомолова — приношение режиссера своему патрону Олегу Табакову, «Нюрнберг» прославленного худрука РАМТа Алексея Бородина — страшный суд над пособниками нацистов с элементами кабаре, «Пьяные» Андрея Могучего — рискованная постановка худрука питерского БДТ по тексту Ивана Вырыпаева, а также вахтанговский «Бег» и«Кабаре Брехт» из Театра им. Ленсовета — оба в постановке необыкновенного Юрия Бутусова.

В малой форме постановка по Островскому шла вровень с «Кто боится Вирджинии Вульф» Камы Гинкаса в МТЮЗе, «Самоубийцей» Сергея Женовача в Студии театрального искусства и одним из главных хитов нового Электротеатра — «Человеческое использование человеческих существ», поставленным авангардным итальянцем Ромео Кастелуччи. И в обоих случаях это далеко не полный перечень.

Список кандидатов на звание лучших режиссеров вообще занимал в программке две страницы.

Ко всем упомянутым выше здесь добавились пионер постдраматического театра Дмитрий Волкострелов («Беккет. Пьесы» в питерском ТЮЗе им. Брянцева), поднимающий один провинциальный театр за другим Евгений Марчелли (прекрасный «Месяц в деревне» на старейшей российской площадке — Театре им. Волкова), худрук Новой сцены питерской Александринки Марат Гацалов с «Теллурией» по роману Владимира Сорокина и многие другие. Вообще эта номинация выглядит немного странно рядом с наградами за лучший спектакль — как у лучшей постановки может быть не лучшая режиссура? Но едва ли можно упрекнуть в этом «Золотую маску» — те же проблемы есть, например, у «Оскара».

Лучшим актером стал Сергей Волков, сыгравший заглавную роль в «Кабаре Брехт», лучшей актрисой — Мария Смольникова, Людмила из «О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымова.

Музыкальным жюри руководил артист Юрий Лаптев — и итоги его работы оказались чрезвычайно любопытными. Например, для Большого театра — в номинантах оказались две постановки, сделанные на главной площадке страны драматическими режиссерами. И если «Женитьба Фигаро» Евгения Писарева из восьми номинаций, к удивлению многих, не победила ни в одной (только спецприз жюри артисту Александру Виноградову), то «Герой нашего времени» Кирилла Серебренникова был назван лучшим балетом. Написавший музыку к «Герою» Илья Демуцкий был объявлен лучшим композитором. У Музыкального театра солидный урожай призов собрали «Медея» (лучшая работа режиссера — худрука Александра Тителя) с Хиблой Герзмавой в заглавной роли (лучшая оперная певица) и «Хованщина» (лучший оперный спектакль). В современном танце выиграло «Кафе «Идиот» балета «Москва», руководимого Еленой Тупысевой.

Огромное внимание традиционно привлекает номинация «Эксперимент», в которую попадает все необычное и нестандартное, что появляется на территории отечественного театра. В этом году туда попали «Remote Moscow» немецкой группы Rimini Protokoll — спектакль-прогулка, аудиогид, открывающий город с неожиданной стороны; оперный квест для детей «Путешествие в Страну джамблей», поставленный в Пермской опере по лимерикам Эдварда Лира; спектакль «Прикасаемые» о слепоглухонемых и «Земля» хореографа-новатора Максима Диденко — он буквально перенес на сцену знаменитый сценарий Александра Довженко о коллективизации и борьбе с кулаками. А победителем стали «Звуковые ландшафты» музыканта Петра Айду из «Школы драматического искусства»— синтетическое музыкальное действо, своего рода перформанс, где в роли перформеров выступают механизмы для звукоимитации.

Как видно на этом примере, удовлетворить всех и обеспечить призами авторов каждой хорошей постановки оказалось невозможным.

В итоге без наград остались спектакли и люди, вполне необыкновенные. Например, красноярская «Алиsa», в которой художник Даниил Ахметов под художественным руководством Романа Феодори взял на себя функции режиссера — она получила только спецприз жюри. Или лидер своего поколения дирижер Теодор Курентзис, руководящий Пермской оперой. Или кинопродюсер Алексей Агранович, для роли Адуева в знаковой «Обыкновенной истории» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» превратившийся в преизрядного актера. Собственно, и сам «Гоголь-центр» (чудом выживший после смены директора), в репертуаре которого на данный момент нет ни одного проходного спектакля, не получил ни единой «маски».

Премия-фестиваль в этом году работала в условиях, приближенных к боевым.

После скандала с «Тангейзером» Минкульт, встретивший единодушное сопротивление постыдной истории с увольнением директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича, взялся улучшать фестиваль, обвиняя его в невнимании к регионам и потакании провокационным и «русофобским» спектаклям. «Золотая маска» ответила ударным трудом — за год экспертный совет отсмотрел более 700 спектаклей. Немыслимая толкотня хороших (а местами так и просто исключительных) спектаклей в номинациях — следствие глубочайшего изучения отечественной театральной картины, проделанного экспертами буквально ногами в условиях продолжающегося подъема отечественного театрального искусства, не собирающегося идти на спад. Тем не менее летом Министерство культуры собрало рабочую группу по реформированию фестиваля, в результате было принято довольно странное нововведение: теперь девять фестивалей-победителей региональных театральных конкурсов должны приниматься, как медалисты в вуз, в шорт-лист «Золотой маски», минуя экспертный совет (заметим, что в некоторых регионах, например на Северном Кавказе, таких конкурсов почти нет).

Впрочем, устроители сделали все, чтобы серьезные думы не отравляли вечер театральному сообществу. Клоуны на сцене приплясывали с важными чиновниками, заглядывали, встав на цыпочки, в конверты с именами лауреатов, потом ловили их сачком, объявляли гостей, рассекая по сцене Музыкального театра на велосипеде, словом, всячески напоминая, что на сцене — или арене — надо всегда играть, а иногда — веселиться. И, дай Бог, не в последний раз.

22-я российская национальная театральная премия и фестиваль "Золотая маска" объявила свои итоги - 16 апреля на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко чествовали новых лауреатов.

Лучшими спектаклями в драме признаны две московские постановки: "Сон в летнюю ночь" Ивана Поповски театра "Мастерская Петра Фоменко" (драма большой формы) и "О-й. Поздняя любовь" Дмитрия Крымова (драма малого формата) его именной лаборатории театра "Школа драматического искусства". "Маски" за лучшие актерские работы поделили Москва с Санкт-Петербургом: лучшими актерами стали Мария Смольникова, сыгравшая главную роль в спектакле-лауреате "О-й. Поздняя любовь" ШДИ; Сергей Волков, блиставший в "Кабаре Брехта" Юрия Бутусова в Театре им. Ленсовета, и легендарный актер Александринского театра Николай Мартон, сыгравший в "Маскараде. Воспоминаниях будущего" Валерия Фокина лучшую роль второго плана - Неизвестного.

Самое большое количество вопросов вызвало присуждение "Маски" за лучшую работу режиссера в драме. В перечне номинантов фигурировало двадцать три фамилии, и награждение Андрея Могучего за весьма средний спектакль "Пьяные" БДТ (в обход оставшихся совсем без наград Сергея Женовача (Студия театрального искусства), Алексея Бородина (РАМТ), Камы Гинкаса (МТЮЗ), Андрия Жолдака (БДТ), и далее по списку), со стороны выглядело не как заслуженное профессиональное признание, а, скорее, как попытка выдачи охранной грамоты. Которая очень пригодится нынешнему руководителю БДТ им. Товстоногова в качестве веского аргумента в поисках хоть какого-то способа разрешения хронического внутритеатрального конфликта. Ведь срок контракта Могучего с БДТ подходит к концу, в театре за время своего правления он не мог стать родным по определению. И хотя кадровых перестановок не предвидится, вопрос, какому чиновнику пришло в голову скрестить два несовместимых явления - стилистику театра Могучего с традициями БДТ, стал в вечер награждения опять одним из самых актуальных.

Впрочем, на этот счет есть самые разные мнения профессионального сообщества: была ли оправданной прививка яркого, но формального по сути и по названию направления Андрея Могучего к психологическому театру; останется ли в истории БДТ его период руководства как пример рискованного эксперимента, или сила Могучего все-таки проявится и на берегах Фонтанки...

Художник Сергей Бархин (не в связи с вышеобозначенным) высказался в поддержку всех номинировавшихся: "Конечно, "Маски" приятнее получать. Но при этом нелишне всегда будет помнить: все симпатии зала будут на стороне проигравших".

И Лев Додин, награждающий победителей в категории "Лучшие спектакли в драме", предупреждал будущих лауреатов, что каким бы ни было распределение "Масок", в газетах все равно напишут, что оно было неправильным, - "поэтому примите не только мои поздравления, но и слова моего сочувствия".

Режиссер Лев Додин в тот вечер выходил на сцену дважды: как награждающий и как награждаемый. Одна из главных - почетных внеконкурсных премий "Золотая маска" - была присуждена художественному руководителю санкт-петербургского Малого драматического театра - Театра Европы Льву Додину "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства", - ведь созданный им театр (общепризнано: один из лучших в России) давно уже находится вне конкуренции. "Я очень благодарен за почетную и в чем-то неожиданную награду. Но я понимаю, что в то же время во всякой премии за вклад стоит намек: вложил, и хватит вкладывать, - шутил Лев Додин. - Я буду стараться. Но обещать не могу".

В этой же внеконкурсной категории (как самая почетная, она озвучивается в финале церемонии) рукоплескали четырем актерам: Римме Беляковой, Кларе Кисенковой, Ринату Тазетдинову и Ростиславу Янковскому (последний не смог прилететь из Белоруссии); художнику Борису Мессереру, руководителю Малого театра Юрию Соломину, которого зал приветствовал стоя, и балетмейстеру Борису Эйфману. Благодарственную речь Эйфмана можно назвать самой традиционной (не забыть поблагодарить всех и вся, уложившись в хронометраж отведенных тридцати секунд) и в то же время самой пронзительной на церемонии: "Я благодарю театральных деятелей за высокую оценку моего творчества, я благодарю своих выдающихся талантливейших артистов. Я благодарю наших зрителей, которые на протяжении почти 40 лет дарят нашему театру свое внимание и любовь. Премия за вклад - это какое-то подведение итогов. Но смею вас заверить, что я только сейчас начал открывать тайны своей профессии. И очень надеюсь, что у меня получится сочинить спектакль моей мечты".

Эксперты отсмотрели 774 спектакля более чем ста городов России. В 212 номинациях было представлено 54 театра

Пожелание выдающегося хореографа самому себе когда-нибудь создать спектакль своей мечты стало самым популярным тостом на банкете после вручения. А распространенное утверждение "главное - не победа, а участие" могло бы стать девизом фестиваля 2016 года. Ведь чтобы сформировать конкурсную афишу "Золотой маски" 2016 года, два экспертных совета - музыкального театра под председательством Екатерины Бирюковой и драматического театра и театра кукол, возглавляемого Александром Висловым, - отсмотрели 774 спектакля в Москве, Санкт-Петербурге и более чем ста городах России. Итогом их работы стала прежде всего впечатляющая статистика и география "Золотой маски" 2016 года. В конкурсную программу вошли 45 процентов номинантов из регионов (что по сравнению с преимущественно московско-питерской афишей прошлых годов - настоящий региональный прорыв, увенчавшийся "Масками" за лучшую работу художника по костюмам - Альберту Нестерову за спектакль "Черноликие" Башкирского театра драмы; за лучшую работу художника в театре кукол - Татьяне Нерсисян из Пермского театра кукол и лучший кукольный спектакль - "Толстая тетрадь" того же Театра кукол из Перми). Помимо постоянных участников "Золотой маски" появилось много новых имен и новых городов, которые привлекли к фестивалю и новых зрителей, небезразличных к судьбам неизвестной российской театральной провинции.

Всего в 212 номинациях "Золотой маски" 2016 года было представлено 54 театра. Лидерами по количеству номинантов стали такие города, как Пермь и Екатеринбург, а из театров - Александринка и БДТ.

Кто станет победителями, решали два профессиональных и на редкость очень многочисленных жюри - музыкального и драматического театра. Жюри музыкального театра возглавил режиссер, заведующий кафедрой оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Юрий Лаптев. В состав жюри музыкального театра вошли восемнадцать человек (sic!), и в их числе - солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ольга Гурякова, народный артист СССР, профессор Московской консерватории им. Чайковского Зураб Соткилава, ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе. Лучшие результаты в драматическом театре и театре кукол под председательством худрука воронежского "Камерного театра" и руководителя Платоновского фестиваля искусств Михаила Бычкова определяли пятнадцать человек. В списке членов жюри драмтеатра - фамилии актера Малого театра Василия Бочкарева, актрисы Театра Маяковского Евгении Симоновой, актрисы Театра им. Пушкина Александры Урсуляк, профессора Школы-студии МХАТ и художественного руководителя ЦИМа Виктора Рыжакова.

Дословно

Сергей Волков, лауреат "Золотой маски" за лучшую мужскую роль - дебют в спектакле Театра им. Ленсовета "Кабаре Брехт":

Спасибо моему учителю Юрию Николаевичу Бутусову, который своим примером показывает, что можно делать абсолютно все в театре. До прихода Бутусова в театр мы в студии занимались достаточно простыми вещами, а потом сходили на его "Макбет. Кино", и начался новый этап. Он открыл нам, что театр может быть очень личным искусством. И зачем он есть вообще. Тратить минуты или часы на самолюбование, страдание, болтовню, игру, лишенную смысла - или создать что-то, ставящее перед тобой вопросы, которых за всю жизнь не разрешишь, но будешь каждый раз пытаться их честно осознать относительно себя сегодняшнего. Люблю Бутусова именно за это. Не знаю, насколько я его актер, но могу сказать, что режиссера своего я нашел. (Из интервью "Российской газете")

Лауреаты

Итак, лучшими на 22-й "Золотой маске" названы:

  • Лучший спектакль большой формы - "Сон в летнюю ночь" Мастерской П. Н. Фоменко
  • Лучшая постановка малой формы - "О-й. Поздняя любовь" Дмитрия Крымова (Школа драматического искусства)
  • Лучший режиссер года - Андрей Могучий за спектакль "Пьяные" в БДТ им. Товстоногова.
  • Лучшая драматическая актриса - Мария Смольникова за роль в спектакле "О-й. Поздняя любовь"
  • Лучшим драматический актер - Сергей Волков за роль в "Кабаре Брехт"
  • Лучший "эксперимент" - "Звуковые ландшафты" Петра Айду
  • Лучший кукольный спектакль - "Толстая тетрадь" Пермского театра кукол
  • Лучша опера - "Хованщина" Мусоргского в постановке Александра
  • Лучший мюзикл - "Голливудская дива" Корнелиуса Балтуса
  • Лучший спектакль в современном танце - "Кафе Идиот"
  • Лучший балет - "Герой нашего времени" Кирилла Серебренникова.
  • Лучший композитор - Илья Демуцкий за музыку к балету "Герой нашего времени"

Справка "РГ"

"Золотая Маска" учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Фестиваль "Золотая Маска" проводится Союзом театральных деятелей РФ, Министерством культуры РФ, Правительством Москвы, Дирекцией Фестиваля "Золотая Маска".

Гвоздем программы в этом сезоне мог бы стать современный танец. Отечественные первопроходцы и уже классики жанра (Татьяна Баганова, Александр Пепеляев, Ольга Пона) не только представили очередные работы - все они в своем творчестве переживают то счастливое мгновенье, когда пришло мастерство, но не улетучилось ни вдохновенье, ни попытки расширить собственные возможности. При этом молодые хореографы, чьи имена пока знали только профессионалы - работающие дуэтами Анна Щеклеина и Александр Фролов из Екатеринбурга и Олег Степанов и Алексей Торгунаков, приглашенные в Краснодар, - представили оригинальные, самостоятельные и сложные спектакли. Жюри из всего этого разнообразия отметило "Кафе Идиот" современной труппы "Балета Москва". Спектакль по мотивам романа Достоевского лаконичен и ярок в своем кровавом сиянии, как метафора, а Александр Пепеляев не просто заслужил, а выстрадал эту первую в своей жизни "Маску" подвижническим трудом. Но жаль, что жюри (в нем работал лишь один специалист по современному танцу) никак не отметило взлет жанра, переживавшего в последние годы тяжелые времена.

Тот же "Балет Москва", но его классическая труппа, заставил говорить о себе и в балетном конкурсе. Здесь на лидерство он не претендовал, но его первое появление в конкурсе с одноактным спектаклем "Минос" Хуанхо Аркеса показывает, что творческая жизнь - это не прерогатива театров с гигантскими бюджетами и великими классиками на афише. Еще несколько лет назад "Балет Москва" жил по среднероссийскому стандарту: разводил "Лебединое озеро" на семь лебедей и ездил с ними по деревням и весям. Но сменившееся руководство придумало классической труппе, чахнувшей в тени сильного собрата-современщика новую программу. Теперь с ней работают хореографы, не обремененные званиями и устрашающими райдерами, но создающие спектакли, которые можно показывать рядом с премьерами Большого, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Пермского и Екатеринбургского театров - лидеров российского балетного процесса. А победил в этом году "Герой нашего времени" Большого - проект из разряда тех, что почти не появляются в наших классически ориентированных театрах. Он оригинален от идеи и создания либретто (Кирилл Серебренников) и музыки (Илья Демуцкий, которому досталась и личная "Маска" как лучшему композитору) до хореографии (Юрий Посохов) полнометражного спектакля. При этом скандально остались без наград екатеринбургские удачи: упоительная "Тщетная предосторожность" Сергея Вихарева и Павла Гершензона, соединяющая простодушие классического балета и изощренную игру в пассеизм современных интеллектуалов, и "Занавес", пример редкого сотворчества хореографа (Вячеслав Самодуров) и балерины (Мария Александрова).

Хотя в конкурсе участвовали 52 театра из 19 городов России, лидерами в итоге все-таки стали представители Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно задумке режиссера церемонии Евгения Писарева, сцену превратили в цирковую арену. Первыми на нее вышли ведущие вечера Юлия Пересильд и Павел Акимкин. Они пригласили генерального директора "Золотой маски" Марию Ревякину, которая сказала, что "главное назначение фестиваля - собрать таланты со всей нашей огромной страны".

В свою очередь заместитель министра культуры РФ Александр Журавский пошутил, что, хотя важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк, но, в данном случае не менее важен и театр. "Желаю, чтобы сегодняшний вечер никого не поссорил", - добавил он.

Итоги премии «Золотая Маска 2016» (Сезон 2014-2015 гг.)

ДРАМА/СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ, Театр «Мастерская П.Н. Фоменко», Москва

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ
О-Й. ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ, Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Андрей МОГУЧИЙ, «Пьяные», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Мария СМОЛЬНИКОВА, Людмила, «О-й. Поздняя любовь», Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Сергей ВОЛКОВ, Бертольт Брехт, «Кабаре Брехт», Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург

ДРАМА/РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Николай МАРТОН, Неизвестный, «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, Санкт-Петербург

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Семен ПАСТУХ, «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, Санкт-Петербург

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМУ
Альберт НЕСТЕРОВ, «Черноликие», Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ
Александр СИВАЕВ, «Бег», Театр им. Евг. Вахтангова, Москва

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ
Актерский ансамбль спектакля «ПЬЯНЫЕ», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Спектакль «АЛИSА», Театр юного зрителя, Красноярск

ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ
ХОВАНЩИНА, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Андрей ЛЕБЕДЕВ, «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва

ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА
Александр ТИТЕЛЬ, «Медея», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Хибла ГЕРЗМАВА, Медея, «Медея», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Алексей ТАТАРИНЦЕВ, Ромео, «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва

БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ, Большой театр, Москва

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ
КАФЕ ИДИОТ, Театр «Балет Москва», Москва

БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Юрий КОЧНЕВ, «Стальной скок», Театр оперы и балета, Саратов

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА
Даглас ЛИ, «Когда падал снег», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Любовь АНДРЕЕВА, Николь Уоррен, «Up&down», Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Олег ГАБЫШЕВ, Дик Дайвер,«Up&down», Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ
ГОЛЛИВУДСКАЯ ДИВА, Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Мариам БАРСКАЯ, «Призрак Оперы», Компания «Stage Entertainment», Москва

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Алексей ФРАНДЕТТИ, «Рождество О. Генри», Театр им. А.С. Пушкина, Москва

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Оксана КОСТЕЦКАЯ, Крестная, «Все о Золушке», Театр мюзикла, Москва

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Дмитрий ЕРМАК, Призрак оперы, «Призрак оперы», Компания «Stage Entertainment», Москва

РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Илья ДЕМУЦКИЙ, «Герой нашего времени», Большой театр, Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Тимофей РЯБУШИНСКИЙ, «Рождество О. Генри», Театр им. А.С. Пушкина, Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Анастасия НЕФЕДОВА, «Сверлийцы», Электротеатр Станиславский, Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Саймон ДОНЖЕР, «Герой нашего времени», Большой театр, Москва

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
АЛЕКСАНДР ВИНОГРАДОВ (Фигаро) – «Свадьба Фигаро», Большой театр, Москва
Спектакль «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДЖАМБЛЕЙ», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Хор в спектакле «САТЬЯГРАХА», Театр оперы и балета, Екатеринбург

КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ
ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ, Театр кукол, Пермь

КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Алексей ЛЕЛЯВСКИЙ, «Ваня», Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург

КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Татьяна НЕРСИСЯН, «Толстая тетрадь», Театр кукол, Пермь

КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА
Михаил ШЕЛОМЕНЦЕВ, «Ваня», Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург

КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ».
ЗВУКОВЫЕ ЛАНДШАФТЫ, Театр «Школа драматического искусства», Москва

ПРИЗ КРИТИКИ
CАТЬЯГРАХА, Театр оперы и балета, Екатеринбург

ПРЕМИИ «ЗА ЛУЧШИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, ПОКАЗАННЫЙ В РОССИИ В 2015 ГОДУ»
БОРИС ГОДУНОВ - Национальный театр драмы, Вильнюс, Литва
КОГДА ГОРА СМЕНИЛА СВОЙ НАРЯД - Фестиваль «Руртриеннале», Германия, и театр «Кармина Словеника», Словения

ПОЧЕТНАЯ ПРЕМИЯ «ЗА ПОДДЕРЖКУ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ»
Губернатор Ульяновской области СЕРГЕЙ МОРОЗОВ

ПРЕМИИ СОЮЗА ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РФ «ЗА ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
РИММА БЕЛЯКОВА
ЛЕВ ДОДИН
КЛАРА КИСЕНКОВА
БОРИС МЕССЕРЕР
ЮРИЙ СОЛОМИН
РИНАТ ТАЗЕТДИНОВ
БОРИС ЭЙФМАН
РОСТИСЛАВ ЯНКОВСКИЙ

Российская национальная театральная премия "Золотая маска" учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ и вручается лучшим спектаклям сезона всех жанрах театрального искусства. Отбор спектаклей для участия в "Золотой маске" проводят специальные экспертные советы. Окончательный выбор делает жюри, в которое входят режиссеры, актеры, критики.