Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать - для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Река Узола

Почему же роспись назвали гродецкой?

Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ однго из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках". Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нарвами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий.

Вид Городца с Волги . Середина XIX в.

Городец с давних пор славится "глухой" резьбой по дереву, так как больше всего было умельцев, работавших с деревом. Лес предоставлял дешевый материал, который всегда был под рукой. Создается эта резьба топором и долотом.

Яркие страницы истории возникшего здесь народного промысла связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к завоеванным берегам морей. Талантливым мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи - изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки - это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

Донца прялки

Где сейчас увидишь прялку? Только в музее. Прялка состоит из гребня, донца и веретена. Донце - это широкая доска, на которой сидела пряха. Донца прялок расписывали. После работы, веретёна складывали в короб, а донца вешали на стену, как картину.

Собранные в музеях образцы прялок показывают как менялась техника украшения донца с конца XVIII до начала XX века. На смену резьбе пришла инкрустация из кусочков мореного дуба, а за ней - роспись, которую можно выполнить легче и быстрее.

Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконоеисца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, "оживки" белилами - все то, что придает живописи законченность и выразительность. Мастера давно уже применяли подкраску инкрустированных предметов, поэтому были готы воспринять живописную технику. В конце XIX века появился дешевый ситец фабирчного производства, который заменил ткани ручного изготовления. Так необходимые для ручного производства тканей донца, гребни, веретенца стали ненужными на фабриках. Выполненные с любовью и талантом лучшие образцы прялок заняли достойное место в музеях и стали примером для следующих поколений.

Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери "Неувядаемый цвет". 2005 г. Традиции старых мастеров иконописи живы и сегодня. На фабрике "Городецкая роспись" работает иконописная мастерская. Известный иконописный сюжет написан с использованием городецкого орнамента.

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла (к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные "чаепития" и гуляния".

Городецкая роспись в наше время

К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование. Восстанавливаться Городецкая роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев. Позже, уже в 50-е годы, образовалась артель. В наши дни наследие старых мастеров и их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «Городецкая роспись» в г. Городце, которая была создана в 1960 году. К счастью, старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках талантливых современных художниц. Пятеро из них - Лауреаты премии имени Репина. Это - высшая награда для художников нашей страны. Имена этих художников: Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В. Было время, городецкая роспись едва не погибла, но нашлись добрые и талантливые люди, возродившие ее. Они - наша национальная гордость. В наше время в Городце в художественной мастерской работают мастера и обучают своих учеников.

Список литературы

История

Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.

Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Донце украшалось местными мастерами с использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски. Позже умельцы начали пользоваться подкраской (яркими синими, зелеными, красными и желтыми цветами), которые позволяли сделать донце еще красочнее. Увеличившаяся потребность в производстве прядильных донец побудила мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой. Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором донец становятся живописные элементы.

Технология

Технология городецкой росписи во многом проще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора. Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи - нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.

Виды композиции

Существует три вида композиции в Городецкой росписи: цветочная роспись , цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» и сюжетная роспись .

Цветочная роспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:


Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица» также очень распространена в городецкой росписи. Ее можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. Включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.

Выполняя этот вид на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка». Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др. Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

Сюжетная роспись одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.

Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам, и богатые, красиво драпирующиеся, шторы по бокам и настенные часы, висящие в центре изображаемого интерьера, огромные окна и круглые столы. Да и одежда главных героев - барышень и кавалеров - совсем не изменилась. Только краски теперь используются более яркие. Горизонтальные панно, как и вертикальные, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи или в верхней части вертикальной. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом.

В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам.

Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами - это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров. На декоративных полотнах появляются деревенские дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней. Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев. Под ногами у главных героев нередко пишутся животные - собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их выделяют цветом. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж.

Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчеркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в свое изделие.

Всем большой привет! Сегодня у нас на повестке дня – искусство. Сохранилась ли у вас дома какая-нибудь расписная деревянная мисочка или ложечка в ярких золотисто-красных цветах? А может вам достался в наследство радостный в узорах конь-качалка? Тогда, возможно, вы уже знаете, что такое городецкая роспись.

Ну а ежели у вас пока немного скудное представление о городецких мастерах, то предлагаю познакомиться с их интересным творчеством поближе.

План урока:

Откуда пришло городецкое искусство?

История одного из самых высоких достижений народного творчества — городецкой росписи – началась в 19 веке. Жили на двух берегах реки Волга крестьяне в сёлах с названиями Курцево, Савино, Косково и других, которые делали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках.

А резьбу эту они разукрашивали, чтобы их творения были ярче.

Позднее декоративный рисунок и вовсе вытеснил с прялок резьбу по дереву, а такое расписное художество стали звать «нижегородской росписью», а самих мастеров «курцевскими красильщиками».

Это интересно! Далеко не всем известно, что становление резьбы по дереву в Городце обязано Петру I, который каждый корабль просил украсить деревянной резьбой, показывая русскую мощь и талант русского народа. Когда в 18 веке строительство переехало поближе к берегам морей, русские мастера нашли другое применение своему таланту – стали делать из дерева ложки и миски, чашки и прялки.

Считается, что расцвела городецкая роспись с появлением в деревне Курцево в 1870 году иконописца из Городца по фамилии Огуречников, которого пригласили оживить роспись курцевской церкви. Именно он научил местных мастеров накладывать краски слоями, оживлять картинку белилами и придавать рисунку выразительность.

Начиная роспись с прялок, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. На дереве «пили чай» и «устраивали гулянья».

Лишь в 30-х годах XX века появилось название этого рисования по дереву, которое сегодня мы знаем и слышим – «городецкая роспись», и всё благодаря тому, что в близлежащем городке Городец продавалась такая украшенная бытовая утварь, и работали мастерские.

Коль на досочке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица, —

Значит, это Городец!

Чем отличается городецкая роспись?

Спутать городецкое мастерство с другим трудно, ведь именно эта роспись изобилует яркими гирляндами и пышными букетами. Только здесь вы увидите всю помпезность сюжетов вместе с искренностью простого народа.

Стоит только взглянуть на расписанные в городецком стиле предметы, и вы тут же очутитесь:

  • на прогулке в качестве всадника на коне;
  • за столом во время чаепития в окружении богатого убранства;
  • вместе с охотниками в лесу;
  • в кругу весёлых и беззаботных городских людей;
  • или за прялкой.

Помимо расписанного быта крестьян и купцов городецкие мастера могли изображать мистических животных. Но какая бы тема в рисовании не присутствовала, она всегда украшалась гирляндами из цветов.

С самого начала городецкая роспись наносилась яичными красками в виде больших пятен, без контуров. Мастера могли делать мазки в свободной форме, обводя потом элементы чёрной или белой линией. Любимые оттенки фонов:

  • зелёный;
  • яркий красный;
  • чёрный;
  • сочный синий.

Сегодня мастера на фабриках пользуются масляными красками, что даёт им большее разнообразие колорита, но особенности мотивов городецкой росписи сохранились. Прежней осталась и технология росписи по дереву.

Жёлтый вечер, чёрный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Это роспись Городца!

Как рисуют по-городецки

Технология росписи по дереву у городецких мастеров своя. Первоначально художники при помощи карандаша тонкой линией накидывают будущий рисунок, намечая расположение его элементов, их размеры. Деревянная основа может быть покрыта заранее грунтовой краской одного из оттенков – красного, жёлтого или чёрного. Профессионалы не тратят время на набросок, а рисуют сразу красками.

Для городецкой росписи используют специальную краску – темперу, которую делают из натуральных или искусственных порошков. Иногда мастера берут в помощники гуашь и добавляют туда клей ПВА. Но какая бы краска ни была, самое главное – её насыщенный цвет, чем и отличается роспись из Городца.

Основа всех элементов рисуется белым цветом, называется это промалёвкой. Затем на светлый тон наносят тонкими мазками детали. Делают это тёмными оттенками, поэтому и называется этот шаг тенёвкой. На последнем этапе рисования при помощи самой тонкой кисточки делают так называемую разживку чёрной краской и оживку белой краской в виде точек и штриховки.

Когда готовая работа полностью высыхает, её покрывают лаком. В общем-то не так и сложно. Хотите попробовать? Тогда почитайте про то, что обычно рисуют городецкие мастера.

Где ковши, кони-качалки

Очень радостных тонов,

Это все труды прекрасных

Городецких мастеров.

Городецкие композиции

У городецкой росписи есть три вида рисунка.

Цветочная тема

Наиболее простая и поэтому часто используемая. Это может быть одиночный цветочек с листочками или цветочный орнамент в виде букетов, цветочных гирлянд, ромбов, полосок и венков. Букеты чаще рисуются на кухонных досках и столовых блюдах, стаканчиках, мисках и солонках.

Гирлянды встречаются на хлебницах, мебели для детей и сувенирных шкатулках. Ромбами из цветов украшают шкафы и скамейки. Полосы применяются для росписи объёмных предметов, например, для украшения круглой шкатулки, либо в качестве канта в сюжете. Края изделия чаще расписывают венками.

Композиция с рисованием птицы или коня

Её часто используют для разрисовки больших изделий — столовых блюд, хлебниц, детской мебели, но иногда такую тему можно увидеть и на обычной ложке. Очень красиво смотрятся такие изображения на чёрном или красном фоне.

Сюжет

Самая трудная роспись, которая может быть посвящена свиданиям или застолью, сказкам или современной жизни. Обычно такие рисунки вытянуты вдоль горизонтальной линии. Картинка может состоять из нескольких частей, разделяемых колоннами, шторами или другими предметами интерьера. Иногда в одном сюжете можно увидеть несколько героев в разных комнатах.

Женихов городецкие мастера изображают всегда на коне, а невест – стоящими около берёз. В сюжетах с застольем столы обязательно полны яствами, на них обязательный символ – самовар. Иногда городецкие художники рисуют целые деревни с домами, колодцами, улицами, церквями.

Сегодня современные мастера фабрики «Городецкая роспись» продолжают старые традиции, создавая шедевры художественного промысла в виде шкатулок, хлебниц, игрушек и мебели.

Нарисованы цветы

Небывалой красоты.

Красоте той нет конца,

Это всё из Городца!

Узнать еще больше об истории росписи, увидеть как работают настоящие мастера и полюбоваться на их произведения вы сможете посмотрев это видео.

Вот вы и познакомились поближе с городецкой росписью. Если вам стало интересно, вы теперь сможете попробовать сделать своими руками красивый подарок маме на праздник, разрисовав в стиле Городца разделочную досочку или шкатулку.

Ну а для вашего учителя и одноклассников лучшим подарком станет ваш интересный исследовательский проект, посвященный творчеству городецких мастеров.

Успехов в учебе!

Евгения Климкович.

Одним из порождений и достоинств XIX века является , представляющая собой художественный , возникший в районе города Городец Нижегородской губернии.

Из истории городецкой росписи

Городецкая берет начало от резных прялок, которые в Городце имели свою особенность: донце и гребень. Для украшения донец местные мастера использовали своеобразную технику инкрустации: из другой породы вырезались фигурки и вставлялись в углубления, например, темный мореный дуб рельефно выделялся на светлой поверхности донца. Так, при помощи всего двух оттенков дерева и несложных инструментов городецкие мастера превращали поверхность обычной доски в настоящую картину. Несколько позже начали использовать подкраску – яркие желтые, синие, зеленые и красные цвета делали донце еще более красочным и нарядным.

Возрастающая необходимость увеличения производства прядильных донец навело мастеров на мысль, что технику декоративного оформления необходимо упростить. Поэтому, начиная со второй половины XIX века, трудоемкая и сложная техника инкрустации была заменена обычной резьбой с подкраской, а к концу XIX века на городецких донцах начинает преобладать живописная манера украшения.

Старинные традиции городецких умельцев стремятся сохранить и обогатить современные мастера, работающие на фабрике «Городецкая роспись» (г. Городец), среди которых есть лауреаты Репинской премии.

Особенности городецкой росписи

Городецкая роспись , которая украшала донца для прялок, сундуки, сани, дуги, и многие другие предметы обихода, отличалась, прежде всего, содержательностью. Основное впечатление в росписях дают жанровые сцены – очень вольные, условные по характеру, декоративные по форме, и иногда граничащие с шаржем. Сюжеты для городецкой росписи берутся из жизни – это быт купечества и крестьянства. Значительную долю занимают цветочные мотивы, написанные широко и декоративно. Интересно и то, что в городецкой часто встречаются сочетания жанровых реалистичных мотивов и идеализированных, декоративных образов животных и птиц.

В городецких росписях можно встретить экзотических барсов и львов, горячих и сильных коней или петухов в воинственной гордой позе. Часто это парные изображения, обращенные друг к другу. Зачастую на поле росписей мастера «разбрасывают» цветы (розы, ромашки, купавки) букетами и веселыми гирляндами. А там, где это позволяет сюжет, художники охотно пользуются мотивом пышного занавеса, который подхвачен шнуром с кистями.

Используемые цвета: напряженно-красный, ярко-зеленый, бездонно-синий и черный, который еще больше подчеркивают декоративность мотивов городецкой росписи. ведется кистью, свободным ударом, без предварительного рисунка. Приемы весьма разнообразны: от широких мазков до тончайших линий и виртуозных штрихов.

Как выполняют городецкую роспись

Чаще всего для выполнения городецкой росписи используют темперу – , приготовленные на основе натуральных сухих порошковых пигментов и/или их искусственных аналогов. Можно использовать гуашь, в которую добавлен клей ПВА. При работе с гуашевыми красками нужно знать, что после высыхания они приобретают белесоватый оттенок, поэтому каждом слою необходимо полностью просохнуть прежде, чем наносить другой слой краски. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. При работе с красками необходимо следить за тем, чтобы кисти не засыхали, так как если их не отмыть вовремя, то придется их выбросить.


Техника выполнения городецкой росписи
значительно проще, чем , особенно если сравнивать подготовку деревянной основы. Городецкая роспись выполняется непосредственно на деревянной основе или же основа грунтуется красным, желтым, черным цветами. В первую очередь на выбранной поверхности тонкими линиями при помощи карандаша намечают композицию будущего узора. Причем главной задачей здесь является наметить размеры и расположение самых основных элементов – узлов композиции, например, цветов и животных. Однако карандаш используется далеко не всегда: опытные мастера сразу наносят рисунок красками, считая, что именно такая технология является правильной. Что касается средних и мелких деталей, то они играют дополняющую роль и мало влияют на всю композицию в целом.

Узлы композиции, как правило, выполняют широкой кистью и более светлой краской. Поверх светлых пятен наносят более темные мазки того же оттенка, например, у голубого элемента создают синюю обводку. Вся городецкая состоит из таких элементов, как скобки, капли, круги-подмалевки, спирали, дуги, штрихи и точки. Причем штрихи и точки наносят тонкой кистью на заключительном этапе росписи – они называются «оживкой» и придают работе законченный вид. После высыхания рисунок можно покрыть бесцветным масляным лаком или нитролаком. Для нанесения масляного лака использовать кисть, тампон или краскораспылитель, а для нитролака – исключительно краскораспылитель, так как в этом случае поверхность будет более ровной и гладкой. Лак следует наносить в 2-3 слоя, причем каждый слой требует полной просушки. Таким образом, образуется качественная пленка, способная защитить городецкую роспись от механических и химических повреждений.

Современная городецкая роспись в дизайне интерьеров

Старинный городецкий промысел нашел себя и в современных изделиях – сувенирах, мебели, детских игрушках, ключницах и многом другом. Сегодня мастера начали использовать масляную краску, что значительно разнообразило цветовую палитру городецкой росписи, однако мотивы, сюжеты и образы остались традиционными. Расписные изделия несут в себе не только декоративную функцию, но и используются по своему прямому назначению: в солонках хранят соль, в хлебницах – хлеб, на разделочных досках – нарезают продукты и т.п.

Мебель с городецкой способна придать особый насыщенный колорит даже самому скромному помещению. Однако здесь следует учитывать, что городецкая роспись уже сама по себе яркая и красочная, поэтому помещение, куда вы планируете ее поместить, не должно быть перегружено насыщенными цветами. Например, замечательно смотрится мебель с городецкой росписью, окруженная спокойным однотонным интерьером – в этом случае она во всей полноте проявляет свою нарядность и красоту. По той же причине не рекомендуется в одном помещении размещать большое количество предметов, украшенных городецкой росписью.

Одним из популярных направлений является выполнение городецкой росписи на колоннах, стенах, настенных панелях, бордюрах, фризах и др. Узоры и мотивы городецкой росписи, как отмечает , отлично смотрятся в детских комнатах и на кухне, придавая обстановке тепло, уют и радостное настроение.

Г ородецкая роспись по дереву известна со второй половины XIX в. Первоначально она применялась для декорирования донец прялок, позже стала использоваться для украшения домашней утвари. Основными мотивами росписи являлись изображения людей, коней, птиц, цветов. Роспись ведется в несколько этапов клеевыми красками по доске, также загрунтованной краской на клею. Первый этап – подмалевок, – во время которого намечается основной сюжет композиции, вырисовываются основные цветовые пятна. Второй этап – белилами прописываются места под изображения лиц людей и кистей рук. Третий этап – оттенёвка, когда более темным цветом наносятся мазки на цветы, выделяются тычинки, прописываются прожилки листочков. Последний этап – разживка – выполняется черным или белым цветом, в результате чего окончательно оформляется композиция. Просушенное изделие покрывается олифой.

Село Городец было основано еще в XVI веке. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: женщины пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае пряли не с прялки, а с гребня. В донце вместо лопасти прялки вставляли гребень, а на его зубья надевали кудель. Поверхность донца давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна. Донце, на котором сидела пряха, делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень. Окончив работу, пряха вынимала гребень и вешала на стену избы донце, которое служило и для украшения интерьера.

Первоначально донца прялок местные мастера декорировали резьбой, а со второй половины XIX в. их стали украшать живописью. Местные предания сообщают, что замена резца на кисть произошла в 1870 г., когда в село Косково из Городца приехал Николай Иванович Огуречников, работавший по поновлению живописи в церквях. Он передал местным мастерам секреты технологии письма красками, приготовленными на жидком клее, показал, как пишутся беличьей кистью кони, птицы и нарисовал первые образцы мотивов цветочного орнамента – розы и «купавки», – ставшего характерным для городецких изделий.

Как правило, донца расписывали не по одному, а партиями.

Вначале мастер грунтовал доску донца, разделенную на несколько ярусов, клеевыми красками. Каждый ярус крылся своим цветом. После грунтовкихудожник очень аккуратно зачищал поверхность донец, удаляя поднявшиеся во время грунтовки ворсинки дерева, покрывал основу тонким слоем прозрачного жидкого клея, а затем тщательно просушивал донца.

Роспись велась такими же приготовленными на клею красками, причем они составлялись одновременно с подготовкой цветного грунта, что позволяло создавать гармоничную цветовую палитру. Первый этап росписи –подмалевок , во время которого намечался основной сюжет композиции и вырисовывались основные цветовые пятна. Далее мастер белилами прописывал места, где должны были быть изображены лица людей и кисти рук. Следующей стадией была оттеневка , когда более темным цветом наносились мазки на цветы, выделялись тычинки, прописывались прожилки листочков. Наконец черным или белым цветом выполнялась разживка . Она способствовала оживлению росписи и объединяла все мотивы в целостную композицию. Просушенное после росписи изделие покрывалось олифой.

Впоследствии сюжеты и тип росписей, ранее применявшийся только для донец прялок, стал использоваться для украшения различных предметов домашней утвари и даже мебели.