«Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного . Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Но инвентарь от 1499 года, найденный лишь в 1975, перечисляя собственность Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни, констатирует, что в 15 веке Primavera была выставлена в городском дворце Флоренции. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.

Сандро Боттичелли. Весна. Ок. 1482

Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.

В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня , хозяйка сада любви. Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Его лёгкий огненно-красный плащ, шлем на голове и меч на боку подчёркивают его роль хранителя сада. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Рядом с ней шествует , богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.

Боттичелли. Весна. Меркурий и грации

Есть различные истолкования этой сцены. Но, какое бы из них ни было истинным, налицо глубоко гуманистический характер живописи, отражающий тогдашние культурные тенденции.

Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. В стихах, которые Овидий относит к месяцу маю, богиня Флора рассказывает, что она когда-то была нимфой Хлоридой, и, как и сейчас, вдыхала запах цветов. До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать её и насильно сделал её своей женой. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна.

Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня…
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»

«Весна» Боттичелли изображает одновременно два разных момента рассказа Овидия: любовное стремление Зефира к Хлориде и ее последующее превращение во Флору. Вот почему одежды этих двух женщин, которые, кажется, не замечают друг друга, развеваются в разные стороны. Флора стоит рядом с Венерой и разбрасывает розы, цветы богини любви.

Боттичелли. Весна. Хлорида и Флора

Древнеримский классик Лукреций в своей философско-дидактической поэме «О природе вещей» славит обеих этих богинь в одной сцене Весны. В отрывке Лукреция упоминаются и другие персонажи «Весны» Боттичелли. Он, вероятно, был ещё одним главным литературным источником картины:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…

Божественный весенний сад с сотнями видов растений, цветущих в апреле и мае, принадлежит Венере, богине любви. Позади Венеры Боттичелли изобразил мирт, один из ее символов. Венера подняла руку в знак приветствия тем, кто любуется её весенним королевством. Над головой Венеры Боттичелли поместил ее сына, Амур, который с завязанными глазами стреляет стрелами любви.

Боттичелли. Весна. Венера

Боттичелли. Весна. Хлорида и Зефир

Боттичелли. Весна. Флора

“Весна”, Боттичелли

Это выдающееся произведение великого Боттичелли было написано для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи , кузена Лоренцо Великолепного.

Историки искусств расходятся во мнении насчет точной датировки произведения. Предполагается, что картина была написана между 1477 и 1482 гг .

Также представляет некоторую сложность трактовка многочисленных аллегорических символов . Согласно наиболее распространенной интерпретации, на картине изображено царствование Венеры, воспетое античными поэтами и приближенным литератором двора Медичи Анджело Полициано.

Картина читается справа налево: крылатый бог ветров Зефир, влюбленный в нимфу Хлорис, настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Раскаявшись в содеянном, он превращает ее во Флору, богиню природы и весны. В центре изображена Венера, символизирующая собой гуманность, которая царит над людьми. Группа слева – три танцующие грации. Сцену заключает Меркурий, рассеивающий тучи своим магическим жезлом.

Таким образом Венера, воплощение гуманности, отделяет плотскую любовь и материализм (группа справа) от любви духовной и моральных ценностей (группа слева). Под «гуманностью» понимался идеал человеческой личности – высоконравственной, уверенной в своих силах и возможностях и прислушивающейся к нуждам других.

В период Возрождения эта античная концепция тщательно изучалась философами-гуманистами неоплатонической школы при дворе Медичи. Неоплатонизм, философское и эстетическое течение, следовало теориям греческого философа Платона. Неоплатонические концепции идеальной красоты и возвышенной «платонической» любви оказали огромное влияние на культуру и мировоззрение деятелей эпохи Возрождения, в их числе Боттичелли.

Таким образом, произведение также отражает высокий интеллектуальный уровень представителей династии Медичи и их любовь к культуре и искусству.

Боттичелли с поражающей точностью изобразил различные сорта цветов и трав, которые можно было найти в окрестностях Флоренции в весенний период. Мастерское использование красок, изысканность фигур, соединенных внутренним движением, поэтичность композиции делают это произведение чарующим и уникальным.

Посвященных творчеству Боттичелли, Вы можете полюбоваться его шедеврами «Весной» и «Рождением Венеры» .

Так получилось,что переставляя статьи в сообщество удалила случайно рассказ о картине Боттичелли Весна. Это моё одно из любимых произведений. Решила написать более подробную статью и осудить с вами. Нам не помешает посмотреть ещё раз на парад красивых женщин.

Посмотрев оригинал этой картины во Флоренции,была удивлена её небольшим размером. Мне казалось,что это большое полотно.На самом деле картина написана на доске. 203×314 см

Сандро Боттичелли. Весна.1482год.Галерея Уффици, Флоренция

ИСТОРИЯ СОЗАНИЯ КАРТИНЫ

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо.исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику.

Такие подарки были в то время обычным явлением. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина, и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици.1533-1534.

Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.

ИСТОЧНИК

Первым источником для Боттичелли являлся фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ.



На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»).


Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).

1. Венера . Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. На ней фата замужней женщины

. «Она, — пишет Фичино, — есть нимфа пригожести величайшей, рожденная от небес и более других возлюбленная Богом Всевышним. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность.

Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. О дивная красота! Сколь прекрасна для созерцания. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть. Если ты сочетаешься с ней браком и назовешь ее своею, она сделает твои годы сладостными, а тебя самого — отцом превосходных детей».

2. Три грации.

Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле

.

Это спутницы Венеры. Фичино называет их Чувством, Интеллектом и Волей. «И поскольку, — пишет он, — оно [чувство] не является мыслительным актом, то одну из граций рисуют с лицом, обращенным к нам, как бы двигающуюся вперед и не собирающуюся идти назад;


двух других, так как они относятся к интеллекту и воле, которым свойственна функция размышления, изображают с лицом, обращенным назад, как у того, кто возвращается».

3. Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном нимфы Майи, в честь которой в латинском языке назван месяц май, в котором состоялась свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо.

С помощью кадуцея (жезла, оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто не омрачало весеннего настроения сада Венеры. Считается, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины .

4. Зефир и нимфа Хлорида. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, " Он полетел за мной: был он сильнее меня… " Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, " И на свой брачный союз я никогда не ропщу».

После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.

5. Весна. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных... / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!» / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу».

На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Также можно разглядеть в венке на шее Весны землянику — символ нежности, ромашку — символ верности и лютик — символ богатства.


6. Амур. Спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций. Возможно, в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.

ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Я остановилась на исторической интерпретации,но есть ещё множество других.

Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани.

Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Долгое время ее не выставляли, и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции.

Вернулась она в Уффици в 1919, таким образом, на протяжении около 400 лет её мало кто видел, и лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году картина подверглась реставрации. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици.

Источники.

Открытые сайты интернета.

Итальянцы философствуют не только в трактатах, во всем, что касается полета человеческой мысли. Большинство картин, написанных художником – послания для всех, кто интересуется творчеством великого мастера ренессанса Алессандро Боттичелли .

About konobella

Светлана Конобелла, писатель, публицист и сомелье Итальянской Ассоциации (Associazione Italiana Sommelier). Культивист и реализатор разнообразных идей. Что вдохновляет: 1. Все, что выходит за рамки общепринятых представлений, однако почитание традиций мне не чуждо. 2. Момент единения с объектом внимания, например, с грохотом водопада, восходом в горах, фужером неповторимого вина на берегу горного озера, горящим в лесу костром, звездным небом. Кто вдохновляет: Те, кто создают свой мир, полным ярких красок, эмоций и впечатлений. Живу в Италии и люблю ее правила, стиль, традиции, так же как и "ноу-хау", но Родина и соотечественники навсегда в моем сердце. Редактор портала www..

«Партнер» №7 (190) 2013г.

Сандро Боттичелли: «Весна»

История одной картины

Иосиф Цвиткис (Мюльхайм-на-Руре)

А. Н. Бенуа в своей «Истории живописи» писал: «...среди всех художников Флоренции XV века самым впечатлительным, самым поэтичным является, безусловно, Сандро Боттичелли». Прекрасным подтверждением этих слов служит картина «Весна», по-итальянски («Примавера»), созданная в 1477 - 78 годах, но ставшая широко известной лишь в XX столетии.

Эта картина создавалась в период расцвета творчества художника, в период, когда Флоренция была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий, а художники и поэты воспевали красоту жизни, красоту людей.

На одном из турниров главным героем должен был стать младший брат правителя Флоренции Лоренцо Великолепного - Джулиано. «Прекрасной дамой» Джулиано была Симонетта Веспуччи, в которую он был безнадежно влюблен. Для этого турнира Боттичелли расписал для Джулиано Медичи штандарт, на котором изобразил Симонетту в виде Афины Паллады.

После этого турнира художник Алессандро ди Мариано Филипепи, вошедший в историю искусств как Сандро Боттичелли (Боттичелли - прозвище, означающее бочонок), стал приближенным Медичи, а его постоянным заказчиком становится Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузен Медичи Великолепного. По заказу ди Пьерфранческо Медичи для виллы Кастелло Боттичелли написал ряд картин, в том числе и «Весну» - шедевр мирового искусства. Правда не исключено, что заказчиком «Примаверы» был сам Лоренцо Великолепный.

В 1482 году могущественный правитель Флоренции задумал использовать своего родственника Лоренцо ди Пьерфранческо в своих политических играх и с этой целью решил его женить на юной девушке Семирамиде, происходящей из могущественной флорентийской семьи, которую Медичи хотели видеть своей союзницей. Молодых людей обвенчали, даже не спрашивая, как они относятся друг к другу.

В те времена заказывать картину к свадьбе было делом обычным. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина, и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой летуччо , как бы составляя ее верхнюю часть, в то время как ниже располагалась спинка этой софы. Возможно, поэтому картина и имеет такую большую ширину - 314 см при высоте 203 см. Большие размеры картины впечатляют, тем более, что она выполнена не на холсте, а на деревянном щите, толщиной восемь сантиметров.

Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «...обе выполнены с грацией и выразительностью». Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках(!) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.

Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Боттичелли использовал также тексты античных произведений - фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей», и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» - это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры - Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй, и сам он был влюблен. Художник, живший по соседству с семьей Веспуччи, считал, что в Симоннетте воплотился идеал красоты. Поэтому в огромном количестве женских образов, созданных Боттичелли, видны черты Симонетты.

Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская.

В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых - она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины.


Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3+1+3+1, если рассматривать «Примаверу» справа налево. В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга. И все персонажи размещены в пространстве между передней частью сцены и декорацией на заднем плане, представляющей апельсиновый сад с деревьями, усыпанными цветами и зрелыми плодами. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Как будто Боттичелли специально исключил из картины категорию пространства да и, пожалуй, времени тоже. С легкостью, едва касаясь земли, погруженные в себя фигуры предстают на картине в каком-то причудливо-волшебном сне. Здесь нет взаимодействия между всеми персонажами - это спектакль, где на лицах актеров следы неизъяснимой грусти. Но при этом ритм линий - поразительный, формы - изысканные, цвета - нежные. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.

«Примавера» - картина о весне и любви, но не только. Это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо флорентийским философом Марсилио Фичино, другом Лоренцо Велеколепного и главой так называемой Платоновской академии.

На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Сожалея о совершенном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Флора - это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Боттичелли изобразил Флору в виде девушки в длинном расшитом цветами платье, с венком на золотых волосах, гирляндой на шее и поясом из полевых цветов. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира.

В центре картины Боттичелли помещает богиню садов и любви Венеру, изображение которой, согласно принятой тогда иконографии, скорее напоминает Мадонну. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Еще выше, над Венерой, изображен путто (или Амур) - ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. При этом голова богини наклонена, лицо немного грустное, она, царствует в своем райском саду.

Три грации: Красота, Целомудрие и Любовь - легко движутся в танце, словно парят. Боттичелли изобразил этих прекрасных девушек в одеждах, кажущихся сотканными из света. Их переплетенные руки и их хоровод символизируют цепь благодеяний, которые проходят из рук в руки.

Венера и ее спутницы грации - это символы второго месяца весны - апреля. На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем - жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры. И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Может быть, поэтому Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Это - гимн и природе, и человечеству.

Почему же Боттичелли назвал свое произведение «Примавера» - «Весна»?

В том грандиозном спектакле, который нам представил Сандро, главным персонажем всё-таки следует считать Флору. Она одна обращена лицом к зрителю, продвигаясь к авансцене, богиня испытующе глядит на нас.

Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини... В волшебной приветливости Весны - очарование природы, каждый год восстающей из мрака и хлада зимы навстречу горячему солнцу. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки... Всё происходящее на картине лишь ее окружение... Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».

Существует мнение, что «Примавера - это отражение горечи утраты. Сандро был однолюбом, так никогда и не женился и завещал похоронить себя в церкви Оньиссанти, вблизи любимой женщины. Ведь в этой церкви, в семейной капелле Веспуччи, была похоронена Симонетта.

Волшебная грация, красота, богатство красок и блестящее исполнение, присущее «Весне», послужило тому, что ее растащили на «цитаты»: календари, женские косынки, футболки, кружки, сувениры. Таким образом, Боттичелли стал кумиром массовой культуры. «Примавере» посвящают стихи, издают огромным тиражом репродукции. Популярность «Весны» такова, что уже многие годы она является визитной карточкой музея Уффици.