Направление: 50.04.03 "История искусств"

Где читается: Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ Москва.

Разрабатывая в 2012 году программу, мы исходили из того, что российский художественный рынок арт-рынок испытывает дефицит в специалистах, обладающих глубокими знаниями, как в области истории искусства, так и арт-рынка. В то же время научно-исследовательские отделы музеев и галерей испытывают потребность в профессионалах не только прекрасно владеющих навыками исследования, но и знающих тонкости управления в сфере искусств и выставочного процесса.

Соединение теории и практики стало основной задачей нашей программы. Поэтому читаются как ведущими профессорами и доцентами НИУ ВШЭ, так и экспертами-практиками из музеев и галерей Москвы. Одной из важнейших составляющих в структуре обучения является учебная практика, которую студенты проходят в отделах музеев, в галереях и в реставрационных мастерских наших партнеров.

Кроме того, адаптационный курс по истории искусства и архитектуре, читаемый в первом семестре позволяет продолжить образование в области истории искусства и арт-рынка не только искусствоведам, но и специалистам, получившим образование в других сферах.

Цикл базовых дисциплин программы обеспечивает фундаментальную подготовку по двум основным направлениям программы:

— история и теория искусства («Теория и история культуры»; «История европейской цивилизации. XVІ - XX века»; научно-исследовательский семинар “Анализ и атрибуция памятников художественной культуры»)

— функционирование художественного рынка («Реставрация и хранения художественных ценностей»,«Выставочная деятельность: музеи, галереи, биеннале», «Основы управления в сфере искусства»).

Вариативный блок дисциплин программы направлен на углублённое изучение различных дисциплин исходя уже из профессиональных интересов студентов магистерской программы. Он включает в себя как историко-теоретические, такие как «Русское искусство в контексте культуры», «Проблемы историографии искусства стран Востока», «Искусство ориентализма», так и курсы, раскрывающие специальные аспекты работы арт-рынка, такие как «Правовые основы художественного рынка», «Экспертиза произведений изобразительного искусства».

Так как для будущего эксперта чрезвычайно важно видеть предметы и произведения искусства своими глазами, научиться “читать” вещь, то многие семинарские занятия проходят не только в аудиториях,

Но наши студенты не только слушают лекции и участвуют в дискуссиях на семинарах, у них есть возможность участвовать в научных и практических проектах, ведущихся под руководством преподавателей НИУ ВШЭ. Приобрести опыт работы и попробовать себя в «полевых условиях» музейной или галерей работы позволяет .

Профессорско-преподавательский состав

Дисциплины программы читают : Н.В. Александрова, А.В. Воеводский, А.В. Гусева, Ю.В. Ерохина, С.Я. Карп, Л.К. Масиель Санчес, О.В. Нефедова, М.Н. Никогосян, С.В. Польской, Н.В. Проказина, О.Е. Русинова, Е.Б. Шарнова, Л.А. Черная.

Кроме того, программа предполагает участие в учебном процессе приглашенных исследователей, хранителей музейных фондов, сотрудников и руководителей художественных галерей и аукционных домов, арт-менеджеров, реставраторов и художественных критиков.

Выпускники

Более подробную информацию о стажировках на факультете можно найти

(англ. art market, нем. Kunstmarkt). Арт-рынок - система культурных и экономических отношений, определяющих конкретную денежную стоимость произведений искусства; сфера товарного обмена.
В художественно-экономическом отношении художественный рынок подразумевает сферу предложения и спроса на произведения искусства и специфические виды услуг, связанные с обслуживанием этого рынка (например, экспертиза).
Xудожественный рынок можно рассматривать в мировом масштабе (мировой художественный рынок), в масштабе страны (национальный художественный рынок) и ее отдельных регионов. Cвои особенности ценообразования присущи местным художественным рынкам, скажем, московскому, петербургскому, парижскому. Существуют особые центры, где происходят регулярные продажи (Лондон, Токио, Киев).
Xудожественный рынок не существует независимо от мировой экономики. Его тенденции, взлеты и падения определяются динамикой региональной и мировой экономики. Подъем производства способствует подъему художественного рынка и наоборот.
Ориентирами при ценообразовании на художественном рынке являются прецеденты продаж произведений конкретных авторов, цены, устанавливаемые, как правило, на аукционах или других публичных продажах. Мировые цены имеют универсальное значение только на произведения художников, признанных классиками мирового искусства и высоко ценимых повсеместно (например, Леонардо да Винчи, Винсент ван Гог, К. С. Малевич, М. 3. Шагал). Во всех случаях цены на те или иные произведения определяются модой и конъюнктурой региональных рынков. Так, популярность и высокие цены в России на картины В. М. Васнецова или В. И. Сурикова лишь косвенно могут влиять на стоимость этих картин в Западной Европе.
По объемам продаж ведущими международными рынками искусства считаются лондонский и нью-йоркский. Различаются художественные рынки современного и несовременного искусства (т. е. антиквариата и старого искусства), «белый» и «черный» рынки (т. е. торговля произведениями искусства официально, через галереи и магазины с оформлением сделки, и неофициально, путем совершения сделки частным образом, без соответствующей регистрации).
Существуют рынки искусства, интересующего преимущественно музеи или ориентированного на частных собирателей. Организационная структура художественного рынка определяется специализированными фирмами по торговле, рекламе, пропаганде и экспертизе произведений искусства (аукционы, галереи, салоны, магазины, ярмарки, дилерские агентства и пр.).

Случайные ссылки:
Лисели - дополнительные паруса в форме...
Маврский - 1) Свойственный мавру, харак...
Акриловые краски - синтетические краски...

Художественный рынок – социально-экономический и культурно-исторический феномен и механизм, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства, способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. Художественный рынок выполняет информационные, посреднические, ценообразующие, стимулирующие и регулирующие, а также художественно-эстетические функции.Социально-культурными предпосылками возникновения художественного рынка послужили различные факторы: политические, экономические и в том числе просветительские. Художественный рынок, являясь мощным, многофункциональным явлением, прошел несколько крупных этапов становления, среди которых стоит выделить самые существенные.

Одним из первых этапов стоит отметить буржуазную революцию, которая способствовала формированию рыночной экономики. Важную роль сыграла и протестантская этика раннего капитализма. С появлением рынка искусства статус художника стал во многом определялся торгами, то есть показателем, состоящим из цены на работу и количества проданных работ. Стали быстро развиваться национальные художественные рынки в Голландии, Германии и США.Точная дата возникновения художественного рынка – 21 июня 1693 года, когда в Банкетном доме в поместье Уайтхолл Лордом Мелфордом был организован большой аукцион по продаже произведений искусства. В первой половине XVIII века такие аукционы стали одним из развлечений британской аристократии.

В середине XIX века формируется матрица художественного рынка (создается структура: дилеры, торговцы произведениями искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама); появляются коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты.

Расширение художественного рынка начинается со второй половины XIX века, происходит разделение художественного рынка на две сферы – сферу продаж мастеров прошлого и сферу продаж современных авторов. Изменился класс потребителей дорогостоящего искусства (аристократия и богатые представители буржуазии). Новая волна подъема художественного рынка начинается на рубеже ХХ – ХХI веков: это виртуализация рынка, появление новых видов искусства, виртуальные аукционные системы, определяются центры мирового художественного рынка – Лондон, Нью-Йорк, Токио.

Различают следующие виды художественных рынков:

· мировой,

· национальный,

· региональный.

Каждому из видов художественного рынка присущи свои особенности ценообразования, процедуры покупки и продажи произведений искусства и актуальности данного товара на конкретном рынке. Художественный рынок не существует отдельно от мирового финансового рынка. Все волнения и изменения мировой и локальной экономики так же откликаются и на художественном рынке. Каждый из художественных рынков, будь то мировой или региональный, имеет свою инфраструктуру. В условиях современного художественного рынка инфраструктура играет роль связующего звена между двумя главными элементами рынка– между художником, производителем художественных ценностей, и покупателем.

Мировой художественный рынок на сегодняшний день является наиболее привлекательной отраслью для инвестиции, тем самым он выступает как выгодная область для предпринимательства. Художественный рынок более стабилен, чем тот же рынок ценных бумаг, который постоянно колеблется при различных социальных и экономических потрясениях. Всё больше богатых людей начинают инвестировать именно в произведения искусства.

Художественный рынок – сложное многоуровневое явление, в нем интегрируются большое количество субъектов, которые осуществляют все процессы его актуализации. Основными субъектами художественного рынка являются производители (художники) и потребители (публика). Между главными субъектами в разное культурно-историческое время существовала группа посредников, которые к сегодняшнему дню максимально дифференцировались. Важнейшим условием успешного функционирования художественного рынка является формирование и развитие его инфраструктуры, обеспечивающей непрерывное продвижение художественных продуктов от художника к публике. Не сегодняшний день в мире сложилась сложная и многоуровневая инфраструктура художественного рынка. Ключевыми фигурами художественного рынка являются производители художественного продукта и его потребители. Между двумя этими главными группами инфраструктуры располагается ряд посредников. Современный рынок отличается от рынка начала капиталистических отношений тем, что значительным образом разрослась его вспомогательно-сопутствующая и организационно-посредническая часть, которая включает:

§ информационные организации;

§ организации юридическо-правового сопровождения;

§ коммерчески-посреднические организации;

§ консалтингово-посреднические организации;

§ финансовые структуры.

Производители художественного продукта – главные персоны художественного рынка, так как результаты их деятельности и являются предметом купли-продажи. В изобразительном искусстве творец персонифицирован, но и здесь могут появляться коллективные исполнители, творческие объединения. В качестве потребителя художественного продукта могут выступать отдельные представители общественности: почитатели и знатоки искусства, инвесторы, коллекционеры, представители государства, общественных объединений, бизнес-структур, музеи, организации и предприятия. К коммерчески-посредническим организациям относятся галереи, ярмарки, аукционные дома, дилеры. Консалтингово-посреднические услуги в рамках художественного рынка оказывают организации, занимающиеся экспертизой художественных произведений, их регистрацией, оценкой, страхованием, охраной, логистикой, аудитом. Блок юридических услуг оказывают организации, занимающиеся правовым сопровождением купли-продажи предметов искусства, формированием договорных отношений, оказывающих услуги по судебному представительству и адвокатуре, вопросам наследования и различных других правовых аспектов, возникающих в ходе оборота художественных ценностей. Финансовые организации, в частности банки, оказывают профильные услуги и сопутствуют развитию и функционированию художественного рынка.

Важную роль призваны исполнять и контролирующие организации: различные ассоциации, союзы, фонды, следящие за неправомерными действиями субъектов художественного рынка, налоговые и таможенные органы и прочие организации. Цивилизованный художественный рынок не может осуществлять свою деятельность вне информационных организаций, самых различных СМИ, которые способствуют прозрачности и открытости данного рынка. Это профильные и непрофильные печатные и электронные издания, в которых обнародуются мнения экспертного сообщества – критиков и искусствоведов; это деятельность отделов по связям с общественностью различных организаций, которые делают достоянием общественного мнения информацию, характеризующую деятельность практически всех субъектов инфраструктуры художественного рынка.

Чтобы раскрыть сущность художественного рынка необходимо рассмотреть его основные функции.

Информационная функция художественного рынка . В широком смысле – это информирование общества о творчестве художника, это – информационное поле, которое складывается вокруг художника, а именно: совокупность упоминаний о художнике в художественной критике, биографических текстах и жизнеописаниях, церковных, исторических документах. В современных условиях особую роль занимают профессиональные печатные и электронные СМИ. Расширению информационного поля способствуют наличие каталогов, монографий о творчестве художника, которые являются традиционными формами оповещения заинтересованных лиц. Информационная функция – это одна из самых древних его функций.

Посредническая функция художественного рынка .Посредничество – содействие заключению сделок между сторонами. В художественном бизнесе посредничество – это содействие заключению сделок между художником или владельцем художественного произведения и покупателем (первичный и вторичный рынок). Это может осуществляться в «открытую», то есть на основе договорных отношений или неофициально, по частной договоренности.

В качестве посредника может выступать как частное лицо, так и специально созданная для этого фирма. В мире бизнеса традиционными посредниками являются дилеры, галереи, аукционы, художественные салоны. Посредник может сводить покупателя с продавцом напрямую или совершать сделку по поручению одной или обеих сторон, соблюдая при этом и свои коммерческие интересы. В качестве оплаты своего труда посредник получает комиссионное вознаграждение, т. е. определенный процент от суммы, которую выплачивает либо одна из сторон, либо обе. Художественный рынок призван свести на одной площадке художественный продукт и его потребителя, способствуя удовлетворению потребностей обеих сторон: художника и публики.

Ценообразующая функция художественного рынка .Проблема ценообразования в искусстве одна из самых сложных. Здесь работают как общие законы ценообразования, так и частные, вырабатываемые именно в пространстве художественного рынка. В силу доминирования в искусстве эстетических ценностей непрагматического характера часто возникают споры о том, что искусство не должно рассматриваться как товар. Поэтому одни считают, что искусство и деньги не совместимы, а другие придерживаются позиции, что искусству присущи как непрагматические, так и прагматические ценности, которые в силу объективных причин вынуждены сосуществовать друг с другом.

Художественное произведение – это результат таланта и творческих способностей художника, овеществленные в уникальной материальной форме. В этом заключается не только его духовная, но и материальная ценность. В данной связи рождается особая отрасль художественного предпринимательства, с точки зрения которого художественные произведения рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Возникает вопрос материальной оценки произведения искусства. Факторы, влияющие на ценообразование:

§ возраст произведения;

§ жанр, в котором выполнена работа;

§ наличие работ мастера в ведущих музейных коллекциях и галереях;

§ общепризнанный класс мастера;

§ оценка критиков;

§ принадлежность художника к определенной эпохе;

§ провенанс картины (от англ. provenance - происхождение, источник).

§ размер картины;

§ техника, в которой выполнена работа;

§ уровень новаторства, так как новизна – главный и основной критерий творчества;

§ участие в международных проектах;

§ частота проведения персональных выставок;

Таким образом, на ценообразование в изобразительном искусстве воздействует совокупность объективных и субъективных факторов. К сказанному следует добавить, что существуют механизмы, которые способны значительно увеличить стоимость художественного произведения с помощью ряда маркетинговых технологий, связанных, например, с технологией брендинга, когда первоначальная цена работы может увеличиваться во много раз.

Регулирующая функция художественного рынка .Рынок должен регулировать спрос и предложение. Известно, что доля людей, постоянно интересующихся искусством достаточно мала. Потребности, которые искусство удовлетворяет, не являются витальными и экзистенциальными, человек может прожить и без них. Круг людей, которые формируют спрос на искусство, достаточно узок. Но искусство, выполняя свои социальные задачи, часто выступает в роли фиксатора и транслятора различных актуальных состояний общества, следовательно, спрос на произведения искусства может существенно варьироваться в зависимости от состояния самого искусства.

Регулирующая функция художественного рынка также подразумевает законодательство разных стран. В странах, где законодательство и налогообложение в области искусства неблагоприятны для коллекционеров, импорт и экспорт произведений искусства будут существенно отличаться от тех стран, в которых налоговая система этому способствует.

Стимулирующая функция художественного рынка . Рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. Здесь важным элементом является конкуренция, соперничество участников данного процесса за рынок сбыта. Это подразумевает соперничество художников за внимание и признание у публики. Следствием признания является увеличение числа заказов, рост продаж произведений искусства. Тем не менее, экономические свободы содействуют прогрессивному развитию общества, но они в большей степени стимулируют коммерческую конкуренцию, а не художественную. Коммерческая ценность искусства на рынке преобладает над его духовной ценностью. Качество искусства в результате такого рода конкуренции в целом страдает. Рынок всегда стремится к получению выгоды, следовательно, ориентируется на большинство, что неизбежно ведет к снижению качества художественного продукта, его омассовлению. Тем не менее, именно рыночные механизмы должны использоваться для нахождения компромисса в пользу поддержки истинного искусства.

По мере развития художественного рынка все более значительную роль в его деятельности начинают играть такие формы финансирования искусства предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, как спонсорство, меценатство, благотворительность, патронаж, пожертвования. Как правило, меценат является бескорыстным покровителем и финансирует культурные начинания, спонсор выступает как инвестор проектов, получая часть имиджевой рекламы, либо доходы от прибыли после реализации культурных проектов.

Тема 8


Похожая информация.