(1858-1911) - русский живописец-пейзажист. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (1889).
Биография
Получив общее образование в Киевском реальном училище, посещал рисовальную школу Н. И. Мурашко. В 1877 поступил в Императорскую Академию художеств, где занимался под руководством профессора барона М. К. Клодта. Окончил академический курс в 1884 со званием классного художника I степени и с малой золотой медалью, присуждённой ему за картину «Дубы». Повышен, в 1889, в степень академика, в 1900 избран действительным членом Академии художеств. С 1884 по 1906 преподавал рисование в Николаевском сиротском институте.
Крыжицкий много путешествовал, в 1890 году посетил Францию и Германию. В 1900 году работы художника экспонируются на Всемирной выставке в Париже, а в 1909 выставляются в Мюнхене на Международной художественной выставке.
Работал не только масляными красками, но и акварелью и карандашом, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно из природы Киевской губернии и окрестностей Петербурга. Большинство его картин появлялись на ежегодных академических выставках, начиная с 1879, а акварелей - на выставках Общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания. Был одним из организаторов, а с 1908 года - председателем Общества художников имени А. И. Куинджи. Работы хранятся в Государственном Русском музее.
Лучшими из его многочисленных произведений считаются: «Гроза собирается» (1885), «Перед полуднем» (1886), «Зелёная улица» (1887), «Хутор в Малороссии» (1888), «Жар свалил, повеяло прохладой» (1889), «Лесные дали» (1889; была приобретена императором Александром III), «Майский вечер» (1886).
Покончил жизнь самоубийством. Похоронен на Смоленском православном кладбище. Крыжицкий Константин Яковлевич написал более четырёхсот картин. В 1911 году в Санкт-Петербурге и в 1913 году в Москве прошли мемориальные выставки художника.
Смерть
4 апреля 1911 года Крыжицкий покончил жизнь самоубийством. Прислуга первой обнаружила мёртвого художника. Он повесился в своём кабинете, а на столе лежала предсмертная записка. В этой записке Крыжицкий утверждает, что причина, которая побудила его совершить это самоубийство, является его травля недоброжелателями. Крыжицкого обвинили в плагиате за то, что он выставил картину похожую на ранее нарисованную картину Якова Бровара. Всему виной стала фотография для написания картины, которую Константин Яковлевич снял в Беловежской пуще. Этой же фотографией мог воспользоваться Бровар. Идентичность картин была только в одном дереве. Газеты написали про этот инцидент из-за которого Крыжицкий покончил жизнь самоубийством.
Галерея
Хутор в Малороссии (1884)
Озеро (1896),
Вечер на Украине (1901)
Деревня на берегу реки. Вечер (1905). Сочинский художественный музей
Перед дождём (1880)
Ссылки
- Константин Яковлевич Крыжицкий : тематические медиафайлы на Викискладе
- Крыжицкий Константин Яковлевич
- Творчество Константина Крыжицкого
Предлагаю вниманию любителей изобразительного искусства большую подборку картин замечательного художника Константина Яковлевича Крыжицкого
.
Все картины подписаны и датированы, о некоторых имеется дополнитльная информация.
Приятного просмотра.
Вечер на Украине. 1901.
Холст, масло. 90 x 142 см
Донецкий областной художественный музей:
Константин Яковлевич Крыжицкий (1858—1911) русский живописец-пейзажист. Прекрасно работал не только масляными красками, но и акварелью и карандашом, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно из природы Киевской губернии и окрестностей Петербурга.
Большинство его картин появлялись на ежегодных академических выставках, начиная с 1879, а акварелей — на выставках общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания.
Крыжицкий покончил жизнь самоубийством. Причина, которая побудила его совершить это самоубийство, является его травля недоброжелателями. Крыжицкого обвинили в плагиате за то, что он выставил картину похожую на ранее нарисованную картину Якова Бровара. Всему виной стала фотография для написания картины, которую Константин Яковлевич снял в Беловежской пуще. Этой же фотографией мог воспользоваться Бровар. Идентичность картин была только в одном дереве.
Выпускная картина Крыжицкого из Академии художеств называется просто - "Дубы". За эту картину Крыжицкому присудили малую золотую медаль. «Большую золотую медаль, - вспоминал он позднее, - я не получил по настоянию В. Д. Орловского (профессора пейзажной живописи), который пять лет спустя, когда я стал в 1889 году академиком, самолично мне в этом сознался, что не мешало и не мешает мне и теперь оставаться с Владимиром Дональтовичем в самых сердечных отношениях».
Константин Крыжицкий. «Дубы» (1893).
Холст, масло. 57 x 50 см.
Вологодская областная картинная галерея:
В год окончания Академии Крыжицким была написана картина «Гроза собирается». На ней изображены просторная гладь Днепра и небо с клубящимися облаками. Облака темнеют, превращаясь в грозовую тучу, и белый аист в камышах тревожно застыл, предчувствуя непогоду.
Константин Крыжицкий. «Гроза собирается» (1885).
Холст, масло. 52 x 74 см.
А вот совсем другой Днепр - на картине «Перед полуднем». Ясный летний день, солнечный свет обнимает воду, землю и небо. Не шелохнется лодка у берега, застыли высоко в небе прозрачные облачка...
Константин Крыжицкий. «Перед полуднем» (1885).
Холст, масло. 75 x 133 см.
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник:
В 1886 году были написаны знаменитые «Лесные дали». Картина принесла художнику звание академика живописи и всеобщее признание.
Мотив бескрайнего лесного пространства у Крыжицкого - это великолепное ощущение света, радости, наслаждения жизнью, которое излучают его «Лесные дали». И таково свойство всех его полотен, даже вроде бы сумрачных по колориту.Константин Крыжицкий. «Лесные дали» (1886).
Холст, масло.
Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Украина:
Да будет солнце! Этой простой фразой, наверное, можно обозначить творческое кредо художника. Со всей полнотой оно проявилось в картине «Проясняется» - одном из самых известных его полотен, написанном в 1893 году. На ней те же приднепровские просторы, речная гладь, хутор с ветряной мельницей.
Передний план картины затянут сумраком, в небе клубятся облака. Но на горизонте уже солнце, и кажется, что вот сейчас радостный свет пронижет небо и землю. Парадоксально, но при таком солнечном взгляде на мир Крыжицкий не очень-то любил писать природу Крыма и Черного моря.Константин Крыжицкий. «Проясняется» (1893).
Холст, масло. 89 x 142 см.
Государственный Русский музей, С.-Петербург:
Константин Крыжицкий. "Ранняя весна" (1905).
Холст, масло. 53 x 44 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва:
Константин Крыжицкий. «Вечер» (1905).
Холст, масло. 69 x 106 см.
Национальный художественный музей Украины, Киев:
Константин Крыжицкий. «Лес зимой» (1906).
Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля:
Осенью 1910 года открылась выставка русской живописи в Лондоне, организованная К.Е. Маковским. На выставке было представлено тринадцать работ Крыжицкого, среди них - только что законченная большая картина «Повеяло весной». Этим полотном художник с полным основанием гордился. Даже затребовал его из Лондона пораньше, чтобы успеть показать в Академии на Весенней выставке 1911 года.
О создании картины ученица художника С. Кислинская вспоминает так: «Бывало, идешь на урок и знаешь. что увидишь что-нибудь новое. Северная природа во все лучшие моменты, серые дни, розовые облачка на вечернем небе - все проходило перед нами, с момента зарождения в душе до исполнения. Вчера еще мы видели чистое полотно с пометками углем, а сегодня ярью сияли стволы, засверкал снег от яркого солнца, тени протянулись по снегу... Повеяло весной...".Родился в Киеве в семье купца. Кроме учебы в реальном училище, занимался также в Киевской рисовальной школе под руководством Николая Мурашко (1875-1876). Продолжил образование в Петербурге в Императорской академии художеств у М.К. Клодта (1877-1884). За успехи был отмечен серебряными и золотой медалями, по выходу из Академии получил звание классного художника 1-й степени.
К.Я. Крыжицкий остался жить С.-Петербурге, преподавал рисование в Николаевском сиротском институте (1884 – 1906 гг.). Много работал, писал преимущественно пейзажи, которые охотно раскупались коллекционерами, в том числе членами императорской семьи. В 1889 году за картину «Лесные дали» удостоен звания академика.
Все эти годы Крыжицкий много путешествует. География его творческих поездок очень широка: Россия, Прибалтика, Норвегия, Франция, Германия и, конечно, родная Украина. Украинские пейзажи составили основу его творчества. Пишет не только маслом, но и акварелью, карандашом.
С 1891 г. Константин Яковлевич – экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. Был членом и экспонентом Общества русских акварелистов с момента его учреждения в 1887 году. В 1900 году работы художника экспонируются на Всемирной выставке в Париже, а в 1909 году – в Мюнхене на Международной художественной выставке.
В 1908 г. Крыжицкий стал инициатором и членом-учредителем Общества им. А.И. Куинджи, о чем писал: "Я отношусь с должным уважением к чужому труду и с большой осторожностью касаюсь чужой души, а кроме того, признаю право на существование и на должную роль в деле общей эволюции искусства каждого художника. Исходя из этих соображений терпимости, я начал организовывать Общество им. Куинджи, надеясь объединить художников в одну дружественную семью, без различия партий и верований, полагая, что только совместными усилиями они могут вести общее дело, одинаково всем им дорогое дело русского искусства".
Не выдержав развязанной против него травли по несправедливому обвинению в плагиате, Константин Яковлевич окончил жизнь самоубийством 4 апреля 1911 года. Похоронен в Петербурге на Смоленском православном кладбище.
Творческое наследие художника состоит из более 400 картин, которые находятся в ведущих музея Украины, России, других стран.
Фото – шапка газеты «Русское слово»
ПЕТЕРБУРГЪ
(По телефону отъ нашихъ корреспондентовъ)
Самоубийство академика К.Я.Крыжицкого
4-го апреля в 7 1/2 час. утра, прислуга известного художника академика Константина Яковлевича Крыжицкого войдя в кабинет его, увидела своего барина висевшим. Медицинская помощь была бесполезной: К.Я. был мертв.
На письменном столе покойного найдена записка, в которой К.Я.Крыжицкий объяснял, что поднятая против него травля совершенно его обессилила.
Нервы не выдерживают, - писал К.Я. - Сознаю свою правоту, но не чувствую в себе сил бороться с инсинуациями врагов. Быть может, третейский суд и показал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Хорошо знавшие академика Крыжицкого так объясняют причину этого ужасного самоубийства.
Крыжицкий был всегда человеком с нервно повышенной чувствительностью и резко выражающейся впечатлительностью. В последние дни его совсем измотал кампания, поднятая против него в журнально-художественных кругах. Крыжицкий выставил картину, оказавшуюся удивительно схожей по сюжету и подробностям с ранее написанной картиной Бровара. Картина изображала уголок Беловежской пущи. Крыжицкого стали обвинять в плагиате. Обвинение было явно необоснованное. Нелепо обвинять такого мастера, как Крыжицкий в плагиате. И действительно оказалось, что Крыжицкий 23 года тому назад снял в Беловежской пуще фотографию, которой он сам воспользовался. Фотография эта затем продавалась, и ею, вероятно, также воспользовался и Бровар. История с обвинением в плагиате и поднявшаяся полемика страшно потрясли художника.
Константин Яковлевич Крыжицкий (17 (29) мая 1858 - 4 (17) апреля 1911) - украинский художник, мастер реалистического пейзажа. Педагог, общественный деятель, многолетний экспонент передвижных выставок, участник весенних академических выставок и выставок акварелистов в Обществе поощрения художеств. Оставил после себя большое художественное наследие.
Пейзажист Крыжицкий Константин Яковлевич - родился 17 мая 1858 года в Киеве, умер 4 апреля 1911 года в Санкт-Петербурге. Академик Императорской академии художеств в Петербурге. Один из организаторов и председатель Общества художников имени А. И. Куинджи. Много ездил по Российскому империи, Прибалтике, бывал в Европе, но пейзажи родной Украины всегда оставались одной из ведущих тем творчества художника.
Вечер на Украине
Родился в Киеве в семье купца. Кроме учебы в реальном училище, занимался также в Киевской рисовальной школе под руководством Николая Мурашко (1875-1876). Продолжил образование в Петербурге в Императорской академии художеств у М.К. Клодта (1877-1884). За успехи был отмечен серебряными и золотой медалями, по выходу из Академии получил звание классного художника 1-й степени.
К. Я. Крыжицкий остался жить в Санкт-Петербурге, преподавал рисование в Николаевском сиротском институте. Много работал, писал преимущественно пейзажи, которые охотно раскупались коллекционерами, в том числе членами императорской семьи. В 1889 году за картину «Лесные дали» удостоен звания академика.
Все эти годы Крыжицкий много путешествует. География его творческих поездок очень широка: Россия, Прибалтика, Норвегия, Франция, Германия и, конечно, родная Украина. Украинские пейзажи составили основу его творчества. Пишет не только маслом, но и акварелью, карандашом.
С 1891 г. Константин Яковлевич - экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. Был членом и экспонентом Общества русских акварелистов с момента его учреждения в 1887 году. В 1900 году работы художника экспонируются на Всемирной выставке в Париже, а в 1909 году - в Мюнхене на Международной художественной выставке.
В 1908 г. Крыжицкий стал инициатором и членом-учредителем Общества им. А.И. Куинджи, о чем писал: "Я отношусь с должным уважением к чужому труду и с большой осторожностью касаюсь чужой души, а кроме того, признаю право на существование и на должную роль в деле общей эволюции искусства каждого художника. Исходя из этих соображений терпимости, я начал организовывать Общество им. Куинджи, надеясь объединить художников в одну дружественную семью, без различия партий и верований, полагая, что только совместными усилиями они могут вести общее дело, одинаково всем им дорогое дело русского искусства".
Не выдержав развязанной против него травли по несправедливому обвинению в плагиате, Константин Яковлевич окончил жизнь самоубийством 4 апреля 1911 года. Похоронен в Петербурге на Смоленском православном кладбище.
Творческое наследие художника состоит из более 400 картин, которые находятся в ведущих музея Украины, России, других стран.
Хутор в Малороссии
Село
Холст, масло. 14 x 31 см
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина
Церковная ограда
Ранний снег
Холст, масло. 62.3 x 92 см
Государственный художественный музей Алтайского края
Ранняя весна
Закат
Холст, масло. 21.7 x 35.5
Тюменский музей изобразительных искусств
Болото
Гроза собирается
Вечер на Украине
1901
Холст, масло. 90 x 142
Донецкий областной художественный музей
Холм
1879, Холст, масло
Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского
Дорога в горах
Пейзаж с рабочим у реки
1901
Холст, масло
Луганский областной художественный музей
Дорога
Зимний лес
Пейзаж
Холст, масло. 33 x 62
Национальный музей Грузии
Лесная река
Облака над полем
1908. Бумага на картоне, темпера. 34 х 54
Парк в Лазенках
Пейзаж
Перед полуднем
Лесное озеро
1900-е
Картон, масло. 28 х 34
С ярмарки
Утро на озере
Зимний пейзаж со стогами
1910
Холст, масло. 53 x 81 см
Окружная художественная галерея
Овражек
1907. Холст, масло
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
Море