Количество новых знаний, появляющихся с каждым днем сложно переоценить. Возникает необходимость в скором усвоении новой информации. В этом посте мы разберем, как учиться быстрее и эффективнее, узнаем немного о работе нашей памяти, найдем несколько лайфхаков и вооружимся инструментами, повышающими нашу продуктивность в учебном процессе.

То, что вы учите, должно вам быть интересно. Простая истина. Иначе информация будет заходить долго, тяжело, со скрипом. Надолго не задержится. И в скором времени растворится в пучинах подсознания. Да и весь учебный процесс заберет больше сил и энергии, чем обычно.

Не заставляйте себя изучать то, что не представляет для вас интереса. Пустая трата времени. Ответьте себе на вопрос: действительно ли вам это нужно? Если сомневаетесь, то, видимо, вы зашли не туда. Меняйте сферу деятельности, где будете получать удовольствие как от работы, так и от обучения. Так вы сможете учиться быстрее и эффективнее.

Чистота разума

Каждый день нас бомбардируют тонны информации. Социальные сети, реклама, уведомления на мобильных устройствах. Наш мир утонул в информационном шуме. Постарайтесь свести к минимуму потоки лишней информации. Это позволит легче сосредотачиваться, меньше отвлекаться и учиться быстрее. Разум нужно держать в чистоте.

Мозг вам не помойка, и нечего кидать в него что попало. Татьяна Черниговская , профессор, нейроученый.

Как учиться быстрее и эффективнее. Теория и практика

Обучение должно включать теорию и практику. Настоящее знание и истина рождаются при гармоничном соединении этих составляющих. Если практика без теории еще может дать какое-то представление о предмете изучения, то теория без практики имеет мало смысла. Мы формируем модели, которые впоследствии не можем легко спроецировать в реальности. Это близко к информационном шуму.

Для того, чтобы учиться быстрее и эффективнее, мы должны выполнять практические действия для создания адекватных моделей изучаемых нами объектов. Рекомендуется в течение 72 часов после знакомства с теорией переходить к практике. Качество усваиваемых знаний увеличивается в несколько раз.

Внешнее хранилище информации

Может показаться, что память человека не имеет границ. Это действительно так. Но вместе с тем довольно сложно обеспечить достоверность и целостность информации на протяжении долгого времени. Не стоит надеяться только на свой мозг. Тупой карандаш острее любой острой памяти.

Ментальные карты

На мой взгляд, самым удобным и эффективным инструментом для сохранения информации на внешнем носителе являются . Принцип их построения схож с тем, как работает человеческая память. Сущности одного объекта связываются между собой с помощью ассоциаций.

Спустя долгое время достаточно посмотреть на хорошо составленную ментальную карту для освежения ассоциаций в собственной памяти. Как результат – мы способны быстрее вспомнить то, что изучали ранее.

Ментальные карты хороши для систематизации информации. Если чувствуете, что в голове “каша”, то пришло время составить ментальную карту по изучаемому объекту.

Если необходимо усвоить информацию из разных источников, либо она преподносится на лекции, то удобно вести записи с помощью метода Корнелла. Тетрадный лист разделяется на 3 зоны. В первой мы пишем краткий тезис. Во второй раскрываем его суть в нескольких предложениях. Повторяем так несколько раз в зависимости от размера информационного блока. А в третьей части подводим резюме для нескольких тезисов вместе. Обычно резюме делается для глав, разделов, параграфов и т.д.

Конспект по методу Корнелла

Получившийся конспект поможет быстро освежить память перед экзаменом и вспомнить основные идеи и тезисы, о которых говорил лектор.

Чек-листы

Если во время изучения появились какие-либо алгоритмы, то пришло время для . Можно быть уверенным, что каждый пункт списка будет выполнен и не забудется. Закрепляется правильная последовательность действий в памяти. Каждый “проход” по чек-листу укрепляет нейронные связи в мозге. Как результат – быстрое запоминание сложных алгоритмов.

Если вы начнете использоваться все эти 3 методики в своем учебном процессе, то заметите, что учиться стали быстрее и эффективнее. А какие техники во время обучения используете вы?

Кривая забывания. Повторение

В 1885 году Герман Эббингауз получил кривую забывания.

Закономерности памяти

Она показывает, как мы запоминаем информацию и как она забывается с течением времени. Также Эббингауз заметил несколько закономерностей:

  • большая доля информации забывается в течение первых 20 минут после обучения;
  • осмысленная информация запоминается в 9 раз быстрее;
  • с увеличением количества повторений их эффективность уменьшается;
  • заучивание информации сразу эффективнее, чем по частям, например, на заучивание стихотворения уйдет меньше времени, если учить его сразу целиком;
  • отрезки информации, находящиеся в начале и конце, заучиваются быстрее тех, что в середине;
  • если человеку интересна информация и он знает, что она пригодится, то обучение проходит быстрее и эффективнее.

Методика запоминания на длительный срок

Благодаря кривой забывания Эббингауза была создана техника для запоминания информации на длительный временной период. Для этого необходимо повторить информацию 5 раз.

  1. Сразу после окончания изучения
  2. Через 20 минут после 1
  3. Через 24 часа после 2
  4. Через 48 часов после 3
  5. Через 72 часа после 4

А как учитесь вы и какие методики используете?

Для многих из нас процесс обучения ассоциируется с чем-то сложным и неприятным. Во многом на это повлияла несовершенная система образования в школе, выработав заведомо негативное отношение к любому образованию.

Как учиться эффективно, чтобы быстро и без больших усилий осваивать новые сведения? Воспользуемся простыми правилами.

1 Найти мотивацию

Заинтересованность в получении новых знаний должна присутствовать. Если ее нет, следует серьезно подумать, для чего нужна изучаемая информация, как она повлияет на нашу жизнь. Правильная мотивация задается самим учеником, преподавателем, сторонним лицом.

Дополнительно можно оформить рабочее место, чтобы оно настраивало на продуктивный лад - например, добавить яркие канцтовары (маркеры, тетради, ручки), позаботиться о качественном освещении, поставить на стол фотографии близких или вдохновляющие надписи.

2 Ставить цели

Ставьте краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели по освоению новых знаний и навыков. Большие цели раскладывайте на этапы, этапы на конкретные задачи. Выполнение задачи отмечайте и поощряйте. Ассоциация выполненной задачи с чем-то хорошим будет стимулировать к дальнейшему изучению предмета.

3 Практиковаться

Отрабатывайте новые знания на практике. Найдите им применение. Любая информация становится более ценной, если находит практическое применение. Это как с изучением иностранного языка. Если просто учить теорию и читать в уголке, то никогда не заговорить и не научиться пониманию. Если же все знания применять в реальных ситуациях, то они постепенно становятся практическими навыками.

4 Отдыхать


Любые самые эффективные методы обучения сводятся к нулю без полноценного отдыха. Какой бы интересной ни была тема изучения, делайте перерывы, отдыхайте несколько минут в каждом часе. Переключайтесь на что-то другое, сделайте зарядку, прогуляйтесь на свежем воздухе, перекусите, послушайте музыку.

Ежедневный ночной сон также играет важную роль. Сложно будет сосредоточиться на изучаемом предмете, вы потратите гораздо больше времени на усвоение информации, если как следует не выспитесь.

5 Узнавать новое

Узнавайте об интересных фактах и людях по изучаемому предмету. Знание особенностей, интересных данных из изучаемой области не только заинтересует вас, но и позволит в обществе сверкнуть своими познаниями, показать себя интеллектуалом и интересным человеком. С вами не скучно будет провести время, будет, о чем пообщаться. К тому же всегда полезно учиться у других.

6 Задавать вопросы


Задавать вопросы полезно, ведь правильно поставленные вопросы уже содержат часть ответа. Они упрощают запоминание новой информации и стимулируют к новым вопросам. Таким образом существенно расширяется область знаний, и вы лучше анализируете информацию. Поиск ответов становится увлекательной задачей.

7 Делиться знаниями

Возьмите за правило, узнав что-то новое, рассказывать об этом другим людям. Это могут быть друзья, родственники, просто заинтересованные слушатели. Рассказав о новых сведениях, вы лучше усвоите новую информацию.

Также всегда интересно обсудить в компании друзей как новости, так и свежеполученные знания. Хорошо, если есть человек, способный поддержать дискуссию по заданному предмету. Эффективный процесс обучения в этом случае гарантирован.9 Удивлять и удивляться

Ведь если новые факты нас впечатлили, удивили, то нам немедленно хочется об этом рассказать, разделить позитивные эмоции с близкими людьми. Не отказывайтесь от этого, эмоции, связанные с новыми данными, позволят лучше усвоить их.

Вы коммуникабельны, стрессоустойчивы и легкообучаемы? Забудьте об этом! А главное - вычеркните из своего резюме, потому что именно эти слова уже ничего не значат для рекрутеров и раздражают их. спросил у 500 HR-менеджеров, какие слова в резюме соискателей вызывают у них негативные эмоции.


Надо сказать, что рекрутеров, которых не раздражает ничего, все же немного больше тех, кто нашел, что вставить в наш список стоп-слов: 41 и 35% соответственно. Еще 18% эйчаров раздражают не конкретные фразы, а ошибки и неправильное оформление резюме, а 6% затруднились ответить.

Итак, в первую очередь стоит поискать в резюме слова «коммуникабельный/ая» и «стрессоустойчивый/ая» и удалить их: 14 и 13% эйчаров, у которых есть претензии к лексике резюме, называют эти слова бессмысленными и заезженными, утверждая, что и сами кандидаты часто не понимают их значения: «Зачастую кандидаты даже не могут ответить, что такое коммуникабельность, или не соответствуют данному качеству»; «Про стрессоустойчивость пишут все кому не лень».

«Не звонить, не беспокоить, не предлагать...» - эти слова на 3 месте нашего антирейтинга (9%). Чем они опасны? Соискатель, казалось бы, всего лишь пытается оградить себя от неинтересных предложений (например, от кадровых агентств или предложений с маленькими зарплатами) или неудобных способов взаимодействия (отказываясь, например, общаться по телефону и соглашаясь только на переписку по электронной почте), а рекрутеры видят в этом сомнение в их квалификации и отсутствие доверия к их профессиональному опыту.

На четвертом месте - легкая обучаемость: к такой формулировке есть претензии у 7% кадровиков. «Особенно фраза про легкую обучаемость вызывает вопросы в резюме специалистов с весьма продолжительным опытом работы», - поясняли эйчары.

«Хочу/люблю/имею…» - будьте аккуратны с этими глаголами. «Люблю людей в большинстве их проявлений, но котиков все-таки немного больше», «Имею личный автомобиль и двоих детей»; «Хочу работать» - эти фразы безобидны только на первый взгляд, рекрутеры (5%) видят в них избыточную информацию или неудачный способ выделиться из общей массы.

Фраза «я самый лучший/умею все/все могу» на шестом месте с 4% голосов эйчаров. Нет ничего лучше кандидата, который многое может и умеет, но на этапе трудоустройства нужна конкретика: что именно может соискатель? что умеет? А вывод об уникальности и высоком качестве кандидата профессиональный менеджер по персоналу хочет сделать сам.

«Зарплата не менее/большая зарплата/большой оклад/много денег» - эти и подобные им фразы рекрутеры (3%) советуют заменить на конкретную цифру в специальном поле резюме, которое называется «Зарплатные ожидания».

«Презентабельная внешность», «Владение офисной оргтехникой» и «Ответственность» набрали по 2% голосов рекрутеров. Ссылаться на неземную красоту имеет смысл только претендуя на вакансии в шоу-бизнесе, а уметь пользоваться степлером и принтером и не быть разгильдяем (то есть быть ответственным) - само собой подразумевающиеся вещи.

Среди других претензий рекрутеров (47%) были претензии вот к таким, например, фразам: «Звонки мертвым клиентам»; «Иждивенцы: сын/сын и дочь»; «Могу продать песок в пустыне»; «Могу копать, могу не копать, могу сделать так, чтобы копали другие»; «Сидела в офисе»; «Свободное владение русским языком», «Доброго времени суток». Вычеркните их из вашего резюме, если ваша цель - быстро найти хорошую работу.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 97
Время проведения: 8 мая – 11 июня 2015 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 500 респондентов

Вопрос:
«Существует какое-то слово/словосочетание, встречающееся в резюме соискателей, которое вызывает у вас негативные эмоции или раздражает? Если да, то напишите, пожалуйста, что это за слово» (открытый опрос)

*Топ-10 слов, которые раздражают в резюме:

Ответы респондентов
1 Коммуникабельность 14%
2 Стрессоустойчивость 13%
3 Не звонить (предложения работы отправляйте по электронной почте)/не предлагать/не беспокоить…. 9%
4 Легкая обучаемость 7%
5 Хочу/люблю/имею… 5%
6 Я самый лучший/умею все/все могу 4%
7 Зарплата не менее/большая зарплата/большой оклад/много денег 3%
8 Приятная/привлекательная/презентабельная внешность 2%
9 Владение офисной оргтехникой 2%
10 Ответственность 2%
Другое 47%

**Что раздражает в резюме:

Код для вставки в блог

10 слов, которые надо вычеркнуть из резюме

Вы коммуникабельны, стрессоустойчивы и легкообучаемы? Забудьте об этом! А главное - вычеркните из своего резюме, потому что именно эти слова уже ничего не значат для рекрутеров и раздражают их. Superjob спросил у 500 HR-менеджеров, какие слова в резюме соискателей вызывают у них негативные эмоции. Подробнее...

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Конкурентоспособность требует постоянного обучения чему-то новому. И будь то получение новых профессиональных навыков, изучение иностранных языков или освоение современных технологий, умение быстро обучаться может стать вашим важнейшим преимуществом.

Всех успешных людей объединяет одно важное качество: независимо от возраста и рода деятельности, они быстро осваивают что-то новое и не позволяют ошибкам или отсутствию компетенций портить себе жизнь. Возникает закономерный вопрос – как быстро учиться, если хочется достичь чего-то большего? Учёные утверждают, что есть 7 методов, которые помогают ускорить усвоение новых знаний.

Учите друга или коллегу

Если такой возможности у вас нет, представьте незримого собеседника и объясните ему новый материал или поделитесь деталями проекта, над которым вы сейчас работаете. Так вы не только ускорите процесс обучения, но и сможете быстро запомнить всю нужную вам информацию.

Записывайте заметки в бумажный ежедневник

На ноутбуке или в смартфоне делать какие-то записи быстрее и удобнее, тем более что современные девайсы всегда у нас под рукой. С этим не поспоришь. Но если вы хотите научиться быстро учиться – используйте ручку и бумагу. Когда человек записывает что-то от руки, он внимательнее слушает и лучше распознаёт ключевые тезисы. В то время как у сторонников электронных устройств процесс записи заметок превращается в бездумное стенографирование обрывков незаконченных фраз. К тому же они постоянно отвлекаются на просмотр входящих сообщений во всевозможных мессенджерах.

Разделите обучение на короткие промежутки

Не пытайтесь усвоить весь новый материал за один раз. Процесс обучения будет более эффективным, если вы научитесь разбивать его на равные отрезки времени продолжительностью по 30-50 минут. 10-20 минут будет мало, а вот час – уже слишком много. Мозг не в состоянии воспринимать массивы информации беспрерывно. Так и до выгорания не далеко. Поэтому регулярно делайте небольшие паузы. Даже после непродолжительного перерыва концентрация, а вместе с ней и продуктивность, повысятся.

Смените обстановку

Исследования показывают, что человеку легче запоминать новую информацию, если он периодически меняет обстановку. Пробуйте учиться в разных местах и условиях, экспериментируйте, прислушивайтесь к себе. Это поможет вам понять, когда вы ощущаете максимально комфортно. Ведь кому-то легче сконцентрироваться в абсолютной тишине, а кто-то, наоборот, заряжается энергией в переполненном офисе. К тому же какие-то предметы, люди или даже события будут у вас ассоциироваться с определёнными навыками или информацией. Благодаря этому, вам станет легче их запомнить.

Позвольте себе вздремнуть

Чтобы усвоить выученное, мозгу необходимо периодически отдыхать. Также ему нужен сон. Недавно в журнале PsychologicalScience были опубликованы результаты исследований, проведённых во Франции. Для эксперимента добровольцев разделили на две группы и в течение 2-х занятий учили переводить 16 слов с французского языка на кисуахили. Уроки для первой группы проводились утром и вечером одного и того же дня. А вот вторая часть участников занимались вечером, затем они отправились спать и только утром продолжили обучение. Результаты испытаний показали, что те, у кого была возможность выспаться, могли запомнить порядка 10 слов, а те, кто обучался на протяжении одного дня без перерыва на сон, смогли перевести в среднем 7,5.

Разнообразьте процесс обучения

На первый взгляд это звучит немного странно, но вы не сможете запомнить больше, если будете постоянно повторять одно и то же. Попробуйте немного менять методику во время каждого повторения материала – это поможет вам учиться быстрее. Чтобы убедиться в справедливости этой рекомендации, был проведён ещё один эксперимент: двум группам студентов поручили освоить одну и ту же задачу на ПК. Те, кто на втором уроке применяли тот же метод, выступили хуже, чем их оппоненты, которые использовали модифицированную методику. Напрашивается вывод: если ваш основной инстинкт – это развитие, изменяйте свой подход к обучению на разных занятиях.

Скажите многозадачности «нет»!

Человек не может оставаться продуктивным и выполнять работу по-настоящему качественно, если он занимается несколькими проектами одновременно. Он постоянно отвлекается, ему сложно сконцентрироваться, А мозг, вынужденный разрываться между разными задачами, хуже воспринимает информацию, поэтому вам и не удаётся быстро освоить новый навык.

Относитесь к обучению, как к вызову самому себе. Расставьте приоритеты и не распыляйтесь. Раскрывайте свой потенциал и становитесь ещё лучше!