Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, создавший более 279 литературных произведений. В нашей статье вы познакомитесь со списком самых лучших и популярных книг данного автора.

Романы

Война и мир

«Война и мир» - эпический роман-четырехтомник, написанный во время военных действий 1805-1812 года. Толстой был вдохновлен происходящими событиями, из-за чего и решился на создание этого шедеврального произведения. Действие книги разворачивается в период войны с Наполеоном (Россия была союзником Австрии, также участвующей в данном конфликте). В каждом томе описывается отдельная история. Давайте рассмотрим каждую из них более подробно.

В первом томе рассказывается о жизни русского общества в 19 веке, о том, как жилось людям в те тяжелые годы, причем затрагиваются истории бедные и богатых социальных слоев.

Во втором томе книги «Война и мир» в деталях описывается приезд Михаила Илларионовича Кутузова в Австрию в местечко Браунау, который был совершен для осмотра и оценки мощи и силы русского войска.

Третий том считается самым «спокойным и мирным», так как он посвящен любовным историям главных героев, в частности молодого графского сына Пьера Безухова.

Четвертая часть романа начинается с вторжения войск Наполеона Бонапарта на русскую землю.

книги Толстого читает весь мир

Анна Каренина

«Анна Каренина» - роман о несчастной любви молодой замужней женщины по имени Анна Каренина, которая был страстно влюблена в бравого и мужественного офицера Алексея Вронского. Также в данном произведении можно найти много интересных исторических фактов о жизни буржуазного и крестьянского общества 19 века. Автор подробно описывает Санкт-Петербург того времени, причем происходит это одновременно с любовными событиями романа.

Семейное счастие

«Семейное счастие» - роман, который впервые был напечатан в известном на то время журнале «Русский вестник» в 1859 году. В книге повествуется история о молодой деревенской девушке, которая влюбилась в лучшего друга своего не так давно умершего отца - 38-летнего Сергея Михайловича. Спустя какое-то время мужчина женился на юной красавице, поэтому далее описываются первые годы их супружеской жизни, в том числе ссоры и расставания.

Воскресение

«Воскресение» - произведение, написанное в 1899 году, которое считается последним романом Льва Николаевича Толстого. В книге повествуется история судебного слушания, на котором рассматривается дело о краже денег и отравлении купца Смелькова, которого не удалось спасти, в результате чего он умирает. Полиции удалось установить личности трех подозреваемых в данном преступлении. Что же будет дальше? Кого сделают виновным? Об этом вы сможете узнать, прочитав книгу.

образованный человек должен быть знаком хотя бы с несколькими произведениями Толстого

Рассказы

Святочная ночь

«Святочная ночь» - рассказ, написанный в 1853 году. В книге повествуется о маленькой девочке, вспоминающей старинную рождественскую историю, которую рассказала ей бабушка. Однажды ночью мужчина отправился на поиски огня для того, чтобы обогреть свою жену и только что родившегося ребенка. По пути он встречает пастухов, греющихся у костра. Пастухи разрешили незнакомцу взять угли из их костра. Их очень удивили, что он не обжёгся, когда взял раскалённые камни в руки. Кто же этот таинственный путник? Если вы заинтригованы, то вам нужно как можно скорее прочитать данный рассказ.

Севастополь в августе 1855 года

«Севастополь в августе 1855 года» - книга, входящая в цикл трех произведений про оборону города Севастополя, которая происходила в 1855 году во время Крымской войны. Рассказ «Севастополь в августе 1855 года» описывает судьбу юного солдата Володи, который добровольно пошел на фронт. В этом произведении описываются военные действия, переживания главного героя, его личное представление и впечатление о войне.

Метель

«Метель» - рассказ, написанный Львом Толстым в 1856 году. Книга ведется от лица автора и начинается с повествования о том, как он запрыгивает в сани к проезжающему мимо ямщику и просит отвезти его со станции домой. По дороге начинается сильнейшая метель, каких давно не видел город Новочеркасск за последнее время. Лошади стало трудно идти, она практически ничего не видела из-за пурги, поэтому извозчик принял решение вернуться назад. Главный герой пытался помощь ямщику и решает вылезти из повозки, чтобы найти след от саней, но ничего не выходит. Как же им удастся справиться с этой ситуацией?

Разжалованный

«Разжалованный» - рассказ, который был написан в 1856 году, входящий в кавказский цикл произведений Толстого. Сюжет книги разворачивается во время Кавказской войны в 1850 году. Рассказ начинает молодой князь, служащий в артиллерийском батальоне российской армии. На небольшой лесной полянке возле костра собираются офицеры для того, чтобы пообщаться и поиграть в популярную на то время игру - городки. Внезапно появляется странный незнакомец - маленький мужичок в заячьем тулупе, который подсаживается к офицерам и начинает рассказывать свою историю. Кто же этот странный человек? Об этом вы узнаете только из книги.

Кавказский пленник

«Кавказский пленник» - рассказ, который впервые был опубликован в журнале «Заря» в 1873 году. Здесь повествуется о русском офицере Жилине, который по несчастному стечению обстоятельств оказался в плену у горцев во время Кавказской войны. Мать Жилина присылает ему письмо с просьбой о том, чтобы сын приехал повидаться с ней. Молодой человек незамедлительно принимает решения отправиться на встречу с мамой. По пути на него нападают и забирают в плен.

Филипок

«Филипок» - рассказ, написанный Львом Николаевичем в 1875 году. В сюжете описывается жизнь маленького любопытного мальчишки по имени Филипп, но мама ласково называет его «Филипок». Мальчику интересно все, что попадается ему на глаза. Филипп мечтает попасть в школу. Каждое утро он с завистью смотрит на старших ребят, собирающихся на учебу. Однажды он решается тайком попасть на урок. Что же у него получится? Вы сможете узнать, прочитав книгу.

Суратская кофейная

«Суратская кофейня» - рассказ, созданный в 1906 году. Здесь повествуется об одной небольшой кофейне, находящейся в индийском городке Сурат. В это место очень любили заходить путники, путешественники и высокопоставленные чины, ведь в Суратской кофейной варили отменный кофе. Однажды зашел сюда странный мужчина, представившийся ученым-богословом. В чем же смысл его появления? Об этом можно узнать из рассказа.

Сон молодого царя

«Сон молодого царя» - произведение, написанное в 1958 году. Здесь рассказывается о жизни молодого царя, недавно вступившего на трон. Почти 5 недель он трудился не покладая рук, практически без отдыха: подписывал указы, присутствовал на собраниях, принимал иностранных послов и гостей. Однажды приснился ему необыкновенный сон. О чем же он был? Об этом можно узнать только после прочтения данной книги.

Повести

Детство

«Детство» - одна из книг, входящих в трилогию автобиографии Льва Николаевича Толстого, которая была написана в 1852 году. В повести рассказывается множество фактов и историй из жизни писателя, описываются его переживания, радости, обиды, первая любовь, взлеты и падения.

Казаки

«Казаки» - повесть Льва Николаевича, написанная в 1864 году. В ней рассказывается про юнкера-казака Оленина Дмитрия Андреевича, который отправился из Москвы на Кавказ на новое место службы. Оленин расположился в небольшой станице Новомлинская, находящейся на берегу реки Терек. Чуть позже парень влюбляется в дочь хозяев дома, у которых снимает жилье. Родители девушки против такого союза, ведь на примете у них уже есть жених для дочери. Кто же это? Об этом вы сможете узнать только из книги.

Утро помещика

«Утро помещика» - повесть, созданная в 1856 году, имеющая автобиографический стиль написания. Здесь рассказывается о 19-ти летнем князе Нехлюдове, который приезжает на каникулы в свою деревню. После жизни в столице молодого человека сильно удивила бедная жизнь местных крестьян, поэтому он решается помогать несчастным людям. Парень решается бросить университет, вернуться в родные края и заняться сельским хозяйством.

Два гусара

«Два гусара» - повесть, впервые напечатанная в журнале «Современник» в 1857 году. Лев Николаевич посвятил это произведение своей любимой сестре. Здесь рассказывается про гусара Федора Турбина (графа и известного на то время светского человека), прибывшего в небольшой провинциальный городок, в гостинице которого он встречает корнета Ильина, не так давно проигравшего в карты большую денежную сумму. Турбин решает помочь несчастному и придумывает план игры для того, чтобы обыграть шулера. Удастся ли им это?

Идиллия

«Идиллия» - одна из последних повестей Льва Толстого, написанная в 1862 году. В этом произведении автор описывает жизнь своей семьи в селе Ясная Поляна, расположенного в Тульской губернии. Деревенская «идиллия» семейства Толстых подробно рассказана в этой книге.

Отрочество

«Отрочество» - вторая повесть из автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого, созданная в 1855 году. В книге рассказывается о подростковом периоде жизни мальчика Коли, который переживает много трудностей: первые чувства, предательство друзей, школьные экзамены и поступление в кадетскую школу.

Юность

«Юность» - последняя повесть из автобиографической трилогии, написанная в 1857 году. Здесь описывается жизнь молодого парня Николая Иртеньева в университетские годы, о его друзьях, их переживаниях и трудностях, с которыми они еще не раз столкнутся.

Хаджи-Мурат

«Хаджи-Мурат» - повесть, опубликованная в 1890 году. В книге рассказывается о жизни известного храброго аварца Хаджи-Мурата, сражавшегося в Кавказской войне против русского войска. Хаджи-Мурат переходит на сторону врага, бросает своих соотечественников и сбегает от них в горы. Далее он пытается наладить отношения с русскими солдатами, начиная воевать вместе с ними.

Вместе с этим также читают

Вышеперечисленные произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, считаются одними из самых лучших и известных среди читателей всего мира. Но, существуют книги, которые являются не менее популярными и интересными. К ним относятся:

  • «Поликушка»;
  • «Мать»;
  • «Записки сумасшедшего»;
  • «Хозяин и работник»;
  • «Посмертные записки старца Федора Кузьмича»;
  • «Отец Сергий»;
  • «История вчерашнего дня»;
  • «Две лошади»;
  • «Холстомер»;
  • «Люцерн»;
  • «Дорого стоит»;
  • «Фальшивый купон»;
  • «Алеша Горшок»;
  • «За что?»;
  • «Сила детства»;
  • «Отец Василий»;
  • «Три дня в деревне»;
  • «Ходынка»;
  • «Зараженное семейство»;
  • «Нигилист»;
  • «Плоды просвещения»;
  • «Благодарная почва»;
  • «Рассказ Аэронавта»;
  • «Прыжок»;
  • «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть»;
  • «Петр Хлебник»;
  • «От ней все качества»;
  • «Драматическая обработка легенды об Агее»;
  • «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 г».

В этой статье вы узнали о самых лучших и интересных произведениях Льва Николаевича Толстого. Здесь были описаны наиболее популярные романы, повести и рассказы. Каждый из которых мы рекомендуем к прочтению.

ВОПРОСЫ театрального искусства всегда привлекали Льва Николаевича Толстого (1828—1910) как художника и мыслителя. Его интересовала русская и мировая драматургическая классика, а также эстетика драмы, проблема назначения театра, его роли в жизни общества. Тяготение к драматургии сопровождает его па протяжении всей творческой жизни. Замыслы первых драматических произведений относятся к 50—60-м годам — к началу писательского пути Толстого. В этот период он задумывает несколько комедий: «Дворянское семейство» и ее вариант «Практический человек», «Дядюшкино благословение», «Свободная любовь». Последняя же пьеса Толстого — комедия «От ней все качества» — написана в 1910 году, в конце
жизни.
Драму Толстой считал одним из самых значительных видов литературного творчества по силе ее воздействия на общество. Этим, в частности, объясняется необыкновенная требовательность художника к собственным драматическим произведениям, тщательная работа над текстом, большое количество переделок, вариантов.
В 80-е годы в мировоззрении Толстого происходит серьезный перелом, который назревал в течение всей его жизни, полной постоянных мучительных поисков истины, путей к добру и справедливости. Огромное значение для понимания сложнейших противоречий творчества художника и мыслителя имеют статьи В. И. Ленина о Толстом. «По рождению и воспитанию,— писал Ленин,— Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России,— он порвал со всеми привычными взглядами этой среды и, в своих последних произведениях, обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь» ".
Писатель видел разрушение старой, патриархальной Руси. «Острая ломка всех „старых устоев" деревенской России обострила его внимание, углубила его интерес к происходящему вокруг него, привела к перелому всего его миросозерцания» ". «Старые устои» крестьянской жизни были дороги Толстому, в их защиту он выступал в своих художественных произведениях п публицистических статьях. «Чья же точка зрения отразилась в проповеди Льва Толстого?» — задавал вопрос Ленин — и отвечал: «Его устами говорила вся та многомиллионная масса русского народа, которая уже ненавидит хозяев современной жизни, но которая еще не дошла до сознательной, последовательной, идущей до конца, непримиримой борьбы с ними»
Столкновение России крестьянской, патриархальной, с Россией капиталистической лежит в основе конфликта многих произведений Толстого, и в частности его драмы «Власть тьмы» и комедии «Плоды просвещения».
В основу сюжета «Власти тьмы» (1886) лег реальный случай, о котором писателю сообщил его приятель, юрист Н. В. Давыдов.
Толстой рисует в драме страшную картину жестокости, нравственного уродства, духовной темноты, порожденной условиями крестьянской жизни. Власть тьмы делается особенно губительной из-за власти денег, капитала, вторгающегося в патриархальную жизнь крестьянина.
Матрена, мать Никиты, желает добра сыну и понимает это добро как довольство, богатство. Именно она и оказывается главным помощником и советчиком в совершаемых преступлениях. При этом преступления пе нарушают в ней глубокого спокойствия умудренного жизнью человека. Она уверена, что темные дела приходится совершать всем,— такова жизнь вокруг. Поэтому Матрена спокойно и деловито подготавливает сначала одно убийство, потом другое. Ложные представления о добре, о счастье, порожденные проникшим в деревню духом чистогана, убивают в ней живую душу.
Толстой специально подчеркивал обычность, заурядность образа Матрены. Именно эта обыкновенность образа делала его особенно страшным: зло творят не исключительные злодеи, а задавленные «властью тьмы» обычные люди. Ведь у Матрены есть и свои понятия о грехе. Она, например, не может допустить, чтобы ребенок не был окрещен перед смертью,— но само преступление грехом не считает.
Во «Власти тьмы» Толстой отразил не только изменения, происшедшие в быте пореформенной деревни, сложные экономические и социальные сдвиги. Он показал и враждебность основной массы крестьянства капиталистическим отношениям. Это ярко проявляется, например, в разговоре Митрича и Акима о банках, о том, откуда там Деньги берутся.

Лев Толстой за работой 1891 г.

В начале 80-х гг. завершился давно назревший перелом в мировоззрении Толстого. Писатель решительно порвал со взглядами дворянской среды, к которой принадлежал по рождению и воспитанию, перешел на позиции патриархального крестьянства и в своих последних произведениях «…обрушился с страстной критикой на псе современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь».

Мировоззрению и творчеству великого художника были присущи глубокие противоречия. Будучи выразителем настроений патриархальной деревни с присущими ей политической незрелостью, стихийностью, неорганизованностью, Лев Толстой не понимал исторической роли рабочего класса, отстранялся от политики, отрицал революционные формы классовой борьбы, призывал к непротивлению злу насилием и нравственному самоусовершенствованию как единственному средству изменить существующий строй. В учении и творчестве Толстого, таким образом, есть и «разум» и «предрассудок», и то, что отошло в прошлое, и то, что принадлежит будущему.

В последний период своей жизни Лев Толстой написал повести «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната», рассказы «Хозяин и работник», «Отец Сергий», «Дьявол», «Кто прав?», пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения» и «Живой труп», роман «Воскресение», повесть из эпохи 50-х гг. «Хаджи Мурат», рассказы «После бала», «Фальшивый купон» и другие произведения.

В это же время Лев Толстой создал ряд публицистических произведений, в том числе знаменитый трактат «Что такое искусство?»

Экспозиция восьмого зала развернута по следующим темам: «Творчество Толстого 1880-х гг.», «Драматургия Толстого», «Творчество Толстого 1890-х гг.», «Роман «Воскресение», «Лев Толстой - обличитель буржуазного строя Европы и Америки», «Творчество Толстого 1900-х гг.», «Повесть «Хаджи Мурат», «Уход из Ясной Поляны. Кончина Толстого», «Лев Толстой и русская литература», «Лев Толстой и русское искусство».

В зале выставлены прижизненные портреты Толстого работы выдающихся русских мастеров кисти и резца.

Творчество Льва Толстого 1880-х гг.

В 1881 г. Лев Толстой с семьей поселился в Москве. В 1882 г. он участвовал в трехдневной московской пере­писи. Глубокое изучение жизни фабричных рабочих, крестьян-сезонников, обитателей ночлежных домов от­крыло ему глаза на ужасы городской нищеты. В ряде публицистических произведений («Исповедь», «О перепи­си в Москве», «Так что же нам делать?» и др.) Лев Толстой с огромной силой запечатлел бедственное положение го­родского люда, особенно крестьян, вытолкнутых из де­ревни и обреченных в городе на каторжный труд и не­щадную эксплуатацию.

В 1880-е гг. Лев Толстой создает и серию ярких, образных народных рассказов, написанных простым, ясным язы­ком, серию легенд, сказок и притч: «Чем люди живы», «Два брата и золото», «Ильяс», «Где любовь, там и бог», «Упустишь огонь - не потушишь», «Девчонки умнее стариков», «Два старика», «Свечка», «Как чертенок кра­юшку выкупал», «Крестник», «Работник Емельян и пу­стой барабан» и др.

Многие рассказы обличают лживость, корыстность, алчность господ, стяжательство кулаков-мироедов. Но, религиозные по идейной направленности, они призывают не к борьбе, а к покорности и смирению.

«Народные рассказы», как и многие публицистические произведения Толстого, издавались многотысячными ти­ражами издательством «Посредник» и широко распро­странялись в народе.

Драматургия Льва Толстого

Программа домашнего спектакля Л.Н.Толстого 1889 г.

Среди произведений Толстого 1880-1900-х гг. видное место занимают его пьесы: «Власть тьмы» (1886), «Пло­ды просвещения» (1889), «Живой труп» (1900).

В своих драматургических произведениях Лев Толстой гневно обличает социальные уродства старой России, вы­смеивает умственное убожество и опустошенность господ­ствующих классов, ставит острейшие вопросы обществен­ной жизни.

«Власть тьмы» - драма об отсталой, темной поре­форменной деревне, которая, по словам Ленина, была от­дана на поток и разграбление капиталу. С большой ху­дожественной силой рисует писатель губительную власть денег, разрушающих вековые устои крестьянской жизни, уродующих психику людей, насаждающих волчьи законы стяжательства и взаимной ненависти. Устами своих героев Митрича и Акима писатель осуждает эту тлетворную губительную силу, но противопоставляет ей только пат­риархально-крестьянские идеалы кротости и всепроще­ния.

Драма «Власть тьмы» потрясает зрителей глубиной и правдивостью изображения крестьянской психологии, ве­ликолепным народным языком. Она имела огромный ус­пех на русской сцене и за границей.

Пьеса «Плоды просвещения», носившая вначале на­звание «Исхитрилась», продолжила плодотворную, глубо­ко народную традицию русской классической комедии.

Всем своим сатирическим острием она направлена против праздного столичного барства с его пустой лицемерной жизнью и фальшивой моралью. Умственно ничтожным помещикам Звездинцевым и псевдоученому Кругосвет-лову в комедии противостоят простые мужики, посланцы нищей, разоренной деревни. Но именно они - люди глу­бокого ума и трезвого, серьезного взгляда на жизнь. Лев Толстой разоблачает в этой пьесе буржуазно-дворянскую культуру.

Теме обличения буржуазной морали посвящена пьеса Толстого «Живой труп». Автор раскрывает в ней фальшь и лицемерие семейных отношений, которые в собственни­ческом обществе зиждутся не на живом чувстве, а на меркантильных интересах или полицейском принуждении. Раскрывая душевную драму незаурядного человека Фе­дора Протасова, не желающего мириться с окружающей пошлостью и грязью, Лев Толстой возвышается до отрицания всего господствующего строя помещичье-дворянской России.

Пьесы Толстого являются выдающимися произведе­ниями русской и мировой драматургии.

А. М. Горький ставил пьесы Толстого в ряд с лучши­ми произведениями драматического искусства: «Прекрас­ные наши комедии «Горе от ума», «Ревизор», «Плоды просвещения», - писал он, - отнюдь не хуже комедий Мольера и. Бомарше».

Пьеса «Живой труп» очень нравилась В. И. Ленину. Н. К. Крупская рассказывает: «Приехала как-то в Берн русская труппа, игравшая на немецком языке; ставили пьесу Л. Толстого «Живой труп»… Играли очень хорошо. Ильича, который ненавидел до глубины души всякое ме­щанство, условность, эта пьеса чрезвычайно разволнова­ла. Потом он хотел еще раз пойти ее смотреть».

Драматургия Толстого сыграла большую роль в раз­витии русского театра. Вместе с пьесами Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островского, Чехова, Горького драматические произведения Толстого составили золотой фонд нашего классического репертуара. Еще до революции крупнейшие русские театры - Малый, Художественный и другие - дали сценическую жизнь драматургическим творениям писателя.

Драматургия Толстого прочно вошла и в репертуар советских театров. Во многих театрах, особенно в МХАТ СССР им. Горького, кроме пьес Толстого, с успехом по­ставлены также инсценировки его романов «Анна Ка­ренина» и «Воскресение».

Творчество Льва Толстого 1890-х гг.

Гранка романа "Воскресенье" с правкой Л.Н.Толстого

Начало 90-х годов в России было отмечено тяжелым бедствием - голодом, охватившим многие районы стра­ны. Свыше 40 миллионов крестьян оказалось на краю гибели.

Как и в 1873 г., во время голода в Самарской губер­нии, Л. Н. Лев Толстой в 1891-1893 гг. возглавил широкое общественное движение в помощь голодавшим крестья­нам. Вместе со своими помощниками писатель организо­вал в деревнях Рязанской и Тульской губерний сеть бес­платных столовых, в которых кормились десятки тысяч крестьян, особенно стариков и детей.

Деятельность Толстого в помощь голодающим встре­тила одобрение и поддержку передовых людей России. И. Ё. Репин отправился к писателю в Данковский уезд Рязанской губернии и вместе с ним объехал ряд сел и деревень, пострадавших от недорода. Горячо одобрили деятельность Толстого писатели А. П. Чехов, В. Г. Коро­ленко, Н. С. Лесков и другие.

Роман Льва Толстого "Воскресенье". Утро Нехлюдова

В 1898 г., в связи с новым недородом, Лев Толстой возоб­новил свою деятельность среди голодающих крестьян, на сей раз в Чернском уезде Тульской губернии. К этому времени относится его знаменитая статья «Голод или не голод?», в которой писатель снова с большой остротой поставил вопрос о бедственном положении народа в царской России.

"Воскресенье" Подсудимые. Иллюстрация Л.О.Пастернака

«Воскресение» - крупнейший социально-обличитель­ный роман Толстого, вершина литературы критического реализма. В нем писатель поставил самые острые пробле­мы русской жизни последней трети прошлого века.

Над романом «Воскресение» Лев Толстой работал с пере­рывами 10 лет, с 1889 по 1899 г. В основу его сюжета легла история некоей девушки Розалии Они, которую со­блазнил и бросил богатый молодой человек, впоследствии оказавшийся присяжным заседателем - участником суда над ней. Эту историю рассказал Толстому в 1887 г. известный судебный деятель и литератор А. Ф. Кони.

«Воскресение» было задумано как произведение о раскаянии и религиозном возрождении барина, осознав­шего свой «грех» перед соблазненной им женщиной из народа. В центре романа стояли вопросы нравственности, трактуемые в узком абстрактно-моралистическом плане. Однако в дальнейшем замысел романа подвергся суще­ственным изменениям. На первый план были выдвинуты актуальные проблемы народной жизни, освещенные под углом зрения беспощадного обличения господствующих классов.

Идейный пафос романа - в бескомпромиссном отри­цании всех основ собственнического мира. С чувством негодования и протеста обрушивается Лев Толстой на цар­скую «комедию суда», на полицейско-тюремный аппарат, казенную церковь, обнажает лицемерие и фальшь буржу­азной морали. Лев Толстой, по выражению Ленина, срывает все и всяческие маски с всесильных «хозяев жизни» и раскрывает всю глубину подавления личности в поме-щичье-буржуазном обществе.

Полная трагизма история простой женщины из наро­да Катюши Масловой показана в романе как глубоко типическая, «обыкновенная» история гибели человека в обществе, основанном на бесправии и угнетении на­рода. Рисуя горе и нужду народа, Лев Толстой показывает и зреющий в нем социальный протест, стихийное стремле­ние народных масс уничтожить все формы эксплуатации и угнетения.

"Воскресенье". Катюша в камере после суда.

В центре романа - образы Катюши Масловой и Дми­трия Нехлюдова. Катюша Маслова - один из самых яр-кда женских образов в русской литературе. Сначала мы

видим ее юной, доверчивой девушкой, полной веры в жизнь, в будущее. Светлая жизнерадостность, одухот­воренность и какая-то особенная чистота сквозят во всем облике Катюши, в ее мыслях и поступках. Но мир коры­сти и насилия, который окружает Катюшу, несовместим с человеческим счастьем. Соблазненная и брошенная князем Нехлюдовым, она оказывается на дне жизни, по­знает обиды, горечь и унижения. Однако хорошие задатки, заложенные в душе Катюши, ее внутренняя нравственная сила предохраняют ее от окончательного падения. Подружившись на этапе с революционерами, оценив их чут­кое отношение к себе, поняв их великую правду, Катюша возрождается к новой, честной жизни.

Образ Нехлюдова продолжает галерею положитель­ных образов Толстого. Как и Дмитрий Оленин, Пьер Бе­зухое и Константин Левин, Дмитрий Нехлюдов видит несправедливость окружающей жизни и честно ищет пра­вильный путь. Встреча на суде с обманутой им в юности Катюшей, решение следовать за ней на каторгу соверша­ют нравственный переворот в душе Нехлюдова, приводят его в мир угнетенных, сталкивают с жизнью народа. И.Нехлюдов решает порвать со своим классом, отказать­ся от своего привилегированного положения, чтобы раз­делить с народом его тяжелую участь. Однако в угоду еврей религиозно-нравственной тенденции Лев Толстой приво­дит Нехлюдова в финале романа не к мысли о борьбе против господствующего зла, а к утверждению идеи непротивления злу насилием, уменьшая этим остроту по­ставленных..в романе проблем. Так в романе «Воскре­сение», как и в других произведениях Толстого, сталки­вается могучий разум художника-обличителя с его пред­рассудками проповедника и моралиста.

Глубокие идейные противоречия Толстого сказались в романе и на образах ссыльных революционеров. Писатель с теплотой и сочувствием рисует их самоотверженность в борьбе за народные интересы, их высокие нравственные качества, но не приемлет решительные, революцион­ные методы борьбы с самодержавием.

«Воскресение» впервые печаталось в журнале «Нива» в 1899 г. Роман подвергся свирепым цензурным репрес­сиям. Выход романа в свет послужил поводом для усиле­ния травли писателя реакционерами и мракобесами и отлучения Толстого от церкви (1901).

Художник Л. О. Пастернак создал в 1898 -1899 гг. большую серию иллюстраций к роману «Воскресение» (31 рисунок итальянским карандашом и 2 работы маслом). Иллюстрации получили одобрение н высокую оценку Л. Н. Толстого. В 1913-1915 гг. Пастернак повторил 10 ил­люстраций этой серии (акварель).

В экспозицию включены работы Пастернака: «Весна»; «Утро Нехлюдова»; «Судьи»; «Присяжные заседатели»; «Подсудимые»; «Завтрак у Корчагиных»; «Катюша у за­утрени»; «Кузьминские мужики»; «Нищенство в Панове»; «Mariette в ложе»; «Встреча арестантов с богатой коляской»; «Политические заключенные на полуэтапе» и др.

В январе 1899 г. Толстой посетил Бутырскую тюрьму и имел продолжительную беседу с надзирателем И. М. Вино­градовым. Писатель интересовался бытом заключенных, распорядком дня в тюремных камерах и другими сведения­ми, нужными ему для романа «Воскресение».

Творчество Льва Толстого 1900-х гг. О повести “Хаджи Мурат”

"Хаджи Мурат". Смерть солдата Авдеева.

Последнее десятилетие жизни и творчества Л. Н. Тол­стого относится к периоду первой русской революции. В. И. Ленин указывал, что творчество писателя является зеркалом русской революции. «…Лев Толстой поразительно рельефно воплотил в своих произведениях - и как ху­дожник, и как мыслитель и проповедник - черты исто­рического своеобразия всей первой русской революции, ее силу и ее слабость»

В годы революции 1905-1907 гг. Лев Толстой горячо со­чувствовал стремлению трудящихся к освобождению от ига помещиков и капиталистов. В своих статьях «Конец века» (1905), «Об общественном движении в России» (1905), «Великий грех» (1905), «О значении русской ре­волюции» (1906), «Что же делать?» (1906) и др. писа­тель неизменно поддерживал требования крестьянства, добйЁаЁшегося земли, боровшегося против кабалы, нище­ты и разорения, против полицейского произвола.

Выступая от лица многомиллионных масс крестьян­ства, писатель ратовал за ликвидацию частной поземель­ной собственности и бесправия трудового народа. «Я во псей этой революции, - писал он в 1905 г., - состою в звании, добро-и само-вольно принятого на себя адвоката 100-миллионного земледельческого народа. Всему, что со­действует или может содействовать его благу, я сорадуюсь; всему тому, что не имеет этой главной цели и отвле­кает от нее, я не сочувствую». (Письмо к В. В. Стасову от 18 октября 1905 г.) Еще более четко и ясно он определил свою позицию, написав великому князю Н. М. Романову: «Я - человек, отрицающий и осуждающий весь суще­ствующий порядок и власть». (Письмо от 14 сентября 1905 г.)

Лев Толстой считал, что первая русская революция «бу­дет иметь для человечества более значительные и благо­творные последствия, чем Великая французская револю­ция». (Письмо к Э. Кросби от 6 июля 1906 г.).

Социально-обличительные произведения Толстого иг­рали объективно революционную роль, поскольку они подвергали жестокой критике все порядки самодержав­ной России и расшатывали ее политические устои.

Но, сочувствуя борющемуся народу, радуясь подъему общественного самосознания, Лев Толстой осуждал револю­ционные методы борьбы народных масс, считая непроти­вление злу насилием единственно верным путем к уни­чтожению старого мира.

В. И. Ленин писал, что Лев Толстой не понял революции и, в угоду своему религиозно-нрав­ственному учению, отстранился от нее, «…его учение ока­залось в полном противоречии с жизнью, работой и борьбой могильщика современного строя, проле­тариата» ‘.

Крупнейшим художественным произведением Толсто­го 1900-х гг. является повесть «Хаджи Мурат». В ее ос­нове лежит действительный эпизод Кавказской войны, связанный с историей жизни и гибели Хаджи Мурата, од­ного из соперников Шамиля - главы реакционного рели­гиозного течения (мюридизма) на Кавказе.

Толстого еще в юности, в бытность его на Кавказе, за­интересовала незаурядная личность Хаджи Мурата. К ра­боте над повестью он, однако, приступил только в 1896 г. Основное ее содержание Лев Толстой определял так: «Меня здесь занимает не один Хаджи Мурат с его трагической судьбой, но и крайне любопытный параллелизм двух главных противников той эпохи - Шамиля и Николая, представляющих вместе как бы два полюса властного абсолютизма - азиатского и европейского». (Слова Тол­стого, записанные С. Н. Шульгиным).

Лев Толстой работал над повестью с перерывами в тече­ние 8 лет, тщательно собирая и изучая материал и стре­мясь к наиболее точному и художественно совершенно­му изображению Кавказской войны. В конце 1904 г. автор, занятый другими работами, оставил повесть неза­вершенной. Она увидела свет лишь после смерти писа­теля, в 1912 г.

К последнему десятилетию жизни писателя относятся также пьеса «Живой труп» (1900), рассказы: «После ба­ла» (1903), «Фальшивый купон» (1904), «Алеша Горшок» (1905), «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» (1905), «За что?» (1906), «Три дня в деревне» (1909- 1910) и ряд произведений, оставшихся незавершенными: «Нет в мире виноватых», «Ходынка», «От ней все каче­ства» и другие.

Из публицистических произведений писателя этих лет наиболее широкий отклик получили трактат «Рабство на­шего времени» (1900), содержащий резкую критику ка­питалистической эксплуатации, частной поземельной соб­ственности и государственного насилия, статья «О Шекспире и о Драме» (i903-1604), статья «Одумайтесь!» (1904), направленная против русско-японской войны, и знаменитая статья «Не могу молчать» (1908).

За выступления против существующего строя и официальной церкви синод в феврале 1901 г. отлучил Толстого от церкви, объявил его еретиком и предал анафеме.

В музее хранятся:

ТЕЛЕГРАММЫ И ПИСЬМА РАЗНЫХ ЛИЦ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ С ВЫРАЖЕНИЕМ СОЧУВСТВИЯ ТОЛСТО­МУ ПО СЛУЧАЮ ЕГО ОТЛУЧЕНИЯ ОТ ЦЕРКВИ. 1901 г.

ГЛЫБА ИЗ ЗЕЛЕНОГО СТЕКЛА, ПРИСЛАННАЯ ТОЛСТОМУ-В ПОДАРОК ОТ РАБОЧИХ МАЛЬЦЕВСКОГО СТЕКОЛЬ­НОГО ЗАВОДА. 1901 г.

На глыбе надпись: «Вы разделили участь многих вели­ких людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич. И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрь­мах и ссылке. Пусть отлучают Вас как хотят и от чего хотят фарисеи-первосвященники. Русские люди всегда будут гор­диться, считая Вас своим, великим, дорогим, любимым».

28 августа 1908 г. исполнилось 80 лет со дня рождения Толстого. в дни юбилея в Ясную Поляну поступило много поздравительных телеграмм и приветственных адресов со всех концов России и из-за границы. в. и. Ленин выступил в связи с 80-летием писателя со статьей «Лев Толстой, как зеркало русской революции».

Статья «Не могу молчать» явилась страстным выступ­лением Толстого против жестокостей царских властей и разгула реакции, последовавших после поражения первой русской революции. Толстой заклеймил гневом и презрением царских опричников, творивших суд и расправу над восстав­шим народом.

Выступление Толстого встретило горячее одобрение и поддержку среди передовых деятелей русской культуры. и. е. Репин в специальном письме, опубликованном в печа­ти, высказал свою солидарность с Толстым.

«Власть тьмы» (1886). Крестьянская драма, предназначенная для крестьян. Рассчитывал, что ее будут давать на балаганах. Но не произошло. Пьеса была запрещена. Сильно проповедническое начала. Главный герой пьесы - Никита, парень лет 25, ленивый и гулящий, но жалостлив. Живет в работниках у богатого Петра. Любовь с молодой женой Петра - Анисьей. Анисья задумывает извести Петра, мать Никиты способствует этому. Бялый писал: «В этой пьесе баб прельщают бесы, а мужиков - бабы». Двигатель драматического действия - родители. Матрена (мать Никиты) олицетворяет власть денег, отец Никиты - праведник - Аким. Никогда не прибегает к насилию, не настаивает на своей правде, действует только словом. Петр умирает, Никита становится хозяином в доме. Преступления не заканчиваются: у Никиты возникает связь с незамужней Акулиной - сестрой Анисьи. Акулина беременна и рожает. Тогда Никита убивает своего новорожденного сына. Муки совести, решает покаяться. Кланяется отцу Акиму.

Неудача. Драматическая форма стесняла писателя. Т. нужно высказать оценку.

«Живой труп» (1900) . Полемизировал с «Дядей Ваней». Главный герой - Федя - имитирует самоубийство, чтобы уйти из общества. Хочет предоставить свободу своей жене, полюбившей другого человека. Чувствует ложь и фальшь дворянского круга. Единственный выход - уйти.

19. Основные этапы жизни и творчества Михаил Евграфович Салтыкова-Щедрина (1826 - 1889).

Родился в дворянской семье, в Тверской губернии. Обедневшие дворяне. Отец почти разорившийся помещик, женился на купеческой дочке, но приданое оказалось небольшим, зато характер властным и суровым (Арина Петровна Головлева). Эти обстоятельства определили характер Салтыкова-Щедрина, едкий и желчный. Ужасные воспоминания о детстве в «Пошехонской старине». Но было и другое: ранний интерес к чтению. Детские годы прошли в Спасском. Начало обучения С. Относит к 1833г. (автобиографическая записка). Вспоминал о впечатлении, произведенном на него Евангелием. Учился «по стопам великих». В 1836 поступил в 3 класс в пансион при Московском дворянском университете, в 1838 переведен в царскосельский лицей в числе лучших учеников. В лицее писал стихи (лермонтовский характер стихов), т. е. подражания романтикам, занимался этим недолго, затем много иронизировал над стихосложением. Первое опубликованное стихотворение - «Лира» , посвященное памяти Державина и Пушкина. В лицее подружился с В. Милютиным (младший брат 2 деятелей). Связи приобрел в лицее.

Сразу после лицея получил чин 10 класса. С 1844 зачислен в канцелярию Военного министерства. Не был карьеристом. Во многом его мировоззрение близко Достоевскому (социалисты-утописты и др.). С 1845 посещает собрания в доме Петрашевского, примкнул к западникам.

В 1847 публикует первые повести: «Противоречия» (подражательная вещь: молодому Достоевскому и Герцену) и «Запутанное дело» (тоже сильно влияние Достоевского, но есть и чисто салтыковские мотивы). История мечтателя, приехавшего из провинции. У него рождаются неблагонамеренные мысли. Герою кажется, как он лежит в основании пирамиды, социальной. За повесть «Запутанное дело» С. был арестован и отправлен в ссылку в Вятку «за вредный образ мыслей...». Там служил в губернском правлении. Сначала переписывает бумаги, потом ему дают важные дела. Чиновник по особым поручениям при губернаторе. Так объездил губернии. Знакомится по службе с раскольниками. Задача: «служить либерализму в самом капище антилиберализма». Уже в Вятке конфликтовал.

1855 - вернулся в Петербург благодаря генералу ЛанскОму. Чиновник в министерстве внутренних дел (т. е. в самом центре подготовки крестьянской реформы). Тогда же женился на Болтиной, дочери вятского вице-губернатора. В этом же году работал над «Губернскими очерками» (1856 - 1857) , где впервые выступил под псевдонимом Н. Щедрин. Яркий дебют. Много положительных отзывов, приняли за новое направление в литературе - обличительная литература. Обобщенная картина. По форме - цикл очерков (32 шт.), объединенных тематическими разделами. Нет сквозного сюжета, но можно отобрать характерное, в то же время дать полную картину. Очерк - примета натуральной школы. В большей степени журналист (так считал он и современники). Изображает город Крутогорск (Вятка). Основное содержание - портреты чиновников: убежденные плуты и взяточники. Эпизация - изображение прошлого в эпических тонах. Подлинный герой здесь - чиновник Порфирий Петрович, уважаемый всем городом, «из грязи в князи». Вводит тему механизации живого, чиновная иерархия - машина, которая калечит всех. В последнем очерке - похороны старых времен. Механическое - живое - оппозиция, важная для Салтыкова-Щедрина. Чиновники одинаково равнодушны. Но полагает, что служить надо. Положительный герой - Н.Щедрин. Есть тема лишних людей (раздел «Талантливые натуры»). Лишним людям противопоставлены дельцы, Салтыков не идеализирует их. Раздел «Богомольцы и странники» - несколько фигур праведников (немного славянофильства).

1858 определен вице-губернатором (командовал всеми чиновниками) в Рязань, цель его была - защищать крестьян, требует четкого исполнения законов, борется со взяточничеством, пытается окружить себя единомышленниками, реальных результатов почти не вышло. Сам иногда перегибал палку, наказывал чиновников. Конфликт с губернатором, поэтому уехал в Тверь в 1860, та же должность. 1862 вышел в отставку. Переезжает в Петербург.

В это время пишет «Невинные рассказы» (продолжение «Губернских очерков», только о новых временах) и «Сатиры в прозе» .

Некрасов приглашает С. в «Современник». Редакторская работа (публицистический отдел) и пишет в каждом номере современное обозрение. Такое же рвение. Заканчивается в 1864: С. не сошелся с нигилистами (Пыпин, Антонович); конфликт с Писаревым и его «Русским словом» (С. обвиняли в том, что он пишет по заказу + личные выпады (либеральничающий чиновник)). Достоевский вмешался в спор.

Снова поступил на госслужбу - управляющий Казенной палаты (сбор налогов) в Пензе, с 1866 - в Туле, с 1867 - в Рязани. «Письма о провинции» (1869) . Везде конфликтует. Очерки о губернаторах - «Помпадуры и помпадурши» (1873) . Помпадурша - любовница губернатора (помпадура). Реформа - чистое разрушение (разочарование). Новый прием: вводит литературных персонажей (Рудин, Райский, Лаврецкий, Марк Волохов; Скотинин, Молчалин). Поздний С. любил Глумова (из «На всякого мудреца довольно простоты»). В 1868 в чине действительного статского советника вышел в отставку. С 1868 - соредактор «Отечественных записок», с 1878 - редактор, работает там до 1884. Последние пять лет - только литературная деятельность. Правил рукописи, иногда сильно.

Поэтика: всегда остается журналистом. Смесь публицистики и образа. Обнажение приема - показывает сделанность своего текста (вводит литературных персонажей). Циклы очерков, которые публиковались из журнала в журнал. Портретная галерея, но есть сквозные персонажи. Никогда не стремился к индивидуализации. Обобщенные фигуры, типажи в аспекте общественной психологии. Коллективные образы на уровне персонажей и хронотопа. Стремление создать запоминающиеся типажи, которые бы вошли в язык. Во многом аллегорична поэтика, особенно в поздних сказках. Эзопов язык: С. сатирик, ему нужно писать о вещах, о которых писать запрещено, поэтому формы иносказания, шифра. Выдача настоящего за прошлое. Часто переносит действие в другую страну (часто Турция и Испания - абсолютные монархии). Подмена политического содержания личной тематикой. Умолчания и намеки. И, конечно, гротеск и фантастика, которое не подлежит цензурированию. Сказка - ложь.

«История одного города» (1870) .

20. «История одного города» М.Е. Салтыкова Щедрина.

1869 - 1870. Вершина творчества. Пародийный исторический текст появляется не случайно, т. к. эпоха обострения интереса к истории. Завершена «Война и мир» так-то. Бертенев издает журнал «Русский архив», который популярен. Интерес к истории - мода. Соловьев заканчивает свой труд по истории. Появляются историко-сатирические произведения. А.К. Толстой «История государства российского от Гостомысла до Тимашова». От этого отталкивается С. Форма пародии на летопись, потом на историческое повествование. С начала времен повествование. Начало напоминает «ПВЛ» и «Слово о полку Игореве». Начинает с призвания варягов. История города Глупова начинается с «Запорю». Не случайно: это задает тон всей книге. Череда актов насилия со стороны власти. Не выдерживает заданного формата. Задает стержень повествования, определив хронологические рамки (1731 - 1825). Дальше портреты градоначальников. Свободно обращается с историей. Вводит исторические фигуры (граф Разумовский, князь Потемкин, Дидро, Сперанский, Карамзин и др.). то есть на периферии текста есть исторические фигуры, которые так или иначе связаны с градоначальниками. Сами эти градоначальники своими чертами напоминают российских императоров. «Сказание о шести градоначальниках»: 18 век, когда правили 4 императрицы и одна правительница. Александр 1 предстает с разных сторон: сладострастный Микеладзе, чувствительный Грустилов; последние 2 правителя напоминают Николая 1 (Угрюм-Бурчеев, Перехват-Залихватский). Параллельно с этим появляются и другие. Общее число градоначальников - 22; и русских царей - 22. Перед нами столетие, но и вся русская история. Связь с современностью.

Современники это заметили. Споры по поводу исторической сатиры. Суворин затеял спор: «Смеяться над историей смешно и бесполезно». Салтыков отвечает, но путано, пишет, что была просто сатира. Говорит о современности. Не столько сатира на историков, сколько на современность. За это говорят некоторые черты поэтики: обобщающие, символические черты. Своеобразный хронотоп: город Глупов оказывается весьма странным. Где он расположен? Стоит на болоте (Петербург), потом выясняется, что он построен на 7 холмах (Москва); в «Войнах за просвещение» чуть ли не город-государство, т. к. вступает в дипломатические отношения с соседними государствами. Непонятен статус этого города (уездный? Губернский?). Градоначальник в роли императора. Наследие Гоголя: в «Ревизоре» и в «Мертвых душах» - «сборный город всей темной стороны». То же самое можно сказать о времени: история начинается с «Запорю». Чем измеряется? Правлениями градоначальников (царствованиями), а также лейтмотивом - сигнал рожка, который значит, что идет усмиряющий отряд.

Персонажная структура. Историю можно написать по-разному. В исторических сочинениях все-таки изображаются власть имущие. С. дополняет: противопоставление начальников и народа. Глуповцы - коллективный образ. Взаимодействие их с начальством - главное. Со стороны власти - насилие. Со стороны глуповцев - подчинение, иногда бунты, но заканчивающиеся повинной. Война с собственным народом.

Период процветания происходит тогда, когда начальство перестает заниматься делами. Глуповцы перестают сосать лапу и начинают водить хороводы. Самый лучший правитель - Прыщ, т. к. устранился от государственных дел, меня не трогайте. Его лозунг - «Отдохну». Благосостояние возрастает, науки и все такое. Но такой правитель безмозглый (фарш).

Законы: или абсурдны, или преследуют цели личной наживы. Исключение: Беневоленский, придумывает особый вид законодательства - средние законы. Всякий, читая их, говорит: «Какая глупость», но каждый стремится исполнять их. То есть народу нужно дать волю. Законы писать из сложившихся обстоятельств, обычаев (сходство с Левиным).

В конечном итоге появляется Угрюм-Бурчеев. Надежды на либеральную власть нет.

Глуповцы. Бунтуют постоянно, подают челобитную, сбрасывают с колокольни кого-нибудь. Результатов нет. То есть бунт бьет по самому народу. Часто это провокация начальства. Стадо, которым манипулируют. Такое отношение к народу не нравится современникам (начало народничества так-то). Критикам С. отвечал, но опять путано.

Жанр книги. Не принадлежит одному жанру. Там, где стилизует, там получается пародия. Декларация литературной свободы. Написал так, как хочется. Начинается с стилизации, пародии на летопись (только 2 главы). Затем резко меняет регистр и переходит к привычному жанру очерка. Стержень - список градоначальников. Потом отступает от стержня. Салтыков разрушает хронологический вид связи. Рассказывает о градоначальниках свободным образом. Финал: должен быть Перехват-Залихватский, но он не появляется. Еще и приложение. Отсутствие организующего принципа, организует общая проблема, тема.

Важен фольклор. В чистом виде - в начале. Анекдотические сказки о глупцах (пошехонцы - земля дураков). В них его привлекает абсурд. Игра с масштабами, с механизацией живого, зооморфизация. Буквализация метафор, фразеологизмов (бразды правления, куры не клюют). Противопоставление, которое оказывается тождеством. Разнородность, многостильность. Единственное, что скрепляет, - вкрапления прямого авторского слова.

Проблема финала. Странное: на город надвигается «оно», нечто грозное. Как трактовать? 2 мнения. 1. наступление реакции. 2. народный бунт, революция. Интересно, что обе точки зрения находят отражение в тексте. История не заканчивает свое движение. Дается приложение. Т. е. С. мог дать окончательную аргументацию, но этого он не проясняет. Открытый финал. «Оно» - нечто такое, что обобщает смысл и первого и второго, нечто сверхчеловеческое, воплощающее историю.

21. Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (1880).

Роман вырос из отдельных очерков из «Благонамеренных речей». Больше всего похоже на связное повествование, но все-таки на фоне русской романистики отличается. Объединяет принцип семейственности. Это семейная хроника. Принцип хронологический преобладает. История смены поколений. Конструкция, близкая ненавистному Золя. Только у Золя вырождение биологическое, а здесь социальное.

3 поколения семьи Головлевых. Старшее: Арина Петровна (мать Салтыкова) - время крепостного права, абсолютная власть Арины, строптивость. Муж ее безалаберный бездельник, стишки в духе БаркОва. АП берет на себя все хозяйственные дела. Оправдывает свою деятельность детьми. Основы головлевского благополучия закладывает. Ее путь: от богатой властной барыни до приживалки. Деспотизм разрушает сам себя. Отмена крепостного права - АП чувствует, что больше не может править. Ущерб психологический (Агашку - Агафьей Федоровной звать). Не может отказаться от прежней жизни.

2 поколение: выморочность проявляется отчетливее. Начинают умирать. Дочь Аннушка и Степан Владимирович (Балбес). Балбес во многом копия своего отца. Шут. Заключение в доме матери. Здесь находит новую тему: как перерождается и погибает человек (тоска, отчаяние, как будто заживо погребенный).

Аннушка - дочь, отправлена в институт, чтобы сделаться бухгалтером. Но она бежит с корнетом, ей выбрасывается «кусок». Рано умирает.

Спивается и погибает младший сын Павел Владимирович. Человек без свойств, без характера. Лишен желаний, поступков. Самодостаточный. Живет мечтами. В конце появляются желания и эмоции - ненависть к Иудушке.

3 поколение: тоже гибнет молодым. 2 сына Порфирия: Володя - самоубийство, Петя - растратил казенные деньги, отец отказался помогать. Незаконный ребенок от Евпрасеюшки, умер в воспитательном доме.

У Аннушки - 2 дочери (Любинька и Аннинька). Бегут, мечтают об артистической карьере. Но блуд и все такое. Решаются на самоубийство. Но одна из них выживает - Аннинька.

Наиболее отчетливо вырождение рисует в фигуре Порфирия Иудушки. Иудушка Головлев - в 19 веке нарицательное. Важный момент: вырождение как неспособность приспособиться - в остальных героях. Порфирий - гений приспособления. Уничтожать приходится очень близких людей. В финале Порфирий оказывается одиноким, несчастным. Зачем он все это делал? Порфирия отождествляли с понятием лицемерия. Сопоставляли с фигурой Тартюфа. С.: у Тартюфа есть цель, личная выгода. А Иудушка - это лицемер ради лицемерия. Общеголовлевская черта - запой праздномыслия (праздные, пустые мечтания). Стремление уйти от реальной жизни есть у всех головлевых. Мечтания Иудушки - это его проекты. Запой умственный и запой буквальный. Последняя глава - «Выморочный» - имущество без наследия. Перед лицом смерти Порфирий понимает, что все было зря, чувствует вину. Но поздно. В страстную неделю решает сходить на могилу к маме, чтобы просить прощения. Его находят на пути.


Великий русский писатель, драматург, публицист, граф Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября (28 августа по старому стилю) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне Щекинского района Тульской области) в одном… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Граф, русский писатель. Отец Т. граф… …

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828 1910), русский писатель. Родился 28 августа 1828 в Ясной Поляне, семейном поместье в Тульской губернии. Его родители, родовитые российские дворяне, умерли, когда он был ребенком. В 16 лет, воспитанный домашними… … Энциклопедия Кольера

Толстой Лев Николаевич (1828 1910) Толстой Л.Н. Биография Граф, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Принадлежит к богатому и знатному роду, занимавшему высокое положение еще во времена Петра Великого.… … Сводная энциклопедия афоризмов

Имя при рождении: Лев Константинович Дуров Дата рождения: 23 декабря 1931 (77 лет)(19311223) … Википедия

Лев Дуров Имя при рождении: Лев Константинович Дуров Дата рождения: 23 декабря 1931 (77 лет)(19311223) … Википедия

I Толстой Алексей Константинович , граф, русский писатель. В 1836 сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. С 1834 … Большая советская энциклопедия

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич - граф [(28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского р на Тульской обл., 7(20). 11.1910, ст. Астапово, ныне ст. Лев Толстой в Липецкой обл.; похоронен в Ясной Поляне], писатель, мыслитель, педагог. В 1841 47 жил в Казани, где учился в ун те один… … Российская педагогическая энциклопедия

1. Алексей Константинович, граф (1817, Санкт Петербург – 1875, имение Красный Рог, Мглинский у. Черниговской губ.), русский поэт, прозаик, драматург, переводчик. А. К. Толстой Его первые детские стихотворные опыты одобрил близкий друг семьи В.… … Литературная энциклопедия

1. ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817 75), граф, русский писатель, член корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман Князь Серебряный (1863), драматическая трилогия Смерть Иоанна Грозного (1866), Царь… … Русская история

ТОЛСТОЙ Л.Н. - Русский писатель, граф, общественный деятель, классик русской литературы XIX в. Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в родовом имении Ясная Поляна под Тулой*. Толстой рано остался без родителей и воспитывался сестрой отца. В 1844 г. поступил… … Лингвострановедческий словарь