Alpert Gallery представляет персональную выставку Александра Аросева-Каширина «Капля абсента». Это выставочная премьера автора, жизнь которого никогда не была связана с профессиональной художественной деятельностью.

А.Аросев-Каширин. Зеленая фея (Абсент)

А.Аросев-Каширин. Три сестры

Рисунок автора, относящегося к рисованию как к увлекательному хобби, подробен и сложен, иногда декоративен, и почти всегда пронизан театральным пафосом. Родные Александра Аросева-Каширина – известные актеры: отец - Борис Михайлович Каширин, народный артист РСФСР; мама - Елена Александровна Аросева, заслуженная артистка РСФСР; тетя - легендарная актриса Театра сатиры Ольга Александровна Аросева. Не удивительно, что закулисье театра, его «нереальная реальность» и иллюзорность мерцают и в сюжетах и в композиционных решениях рисунков, напоминающих иллюстрации и театральные эскизы одновременно. Маски из комедии дель арте, мимика героев, пластика тел – немного чересчур, чуть больше, чем в жизни… Благодаря этой выразительности автору удается создавать запоминающиеся сюжеты, интригующие и парадоксальные.

А.Аросев-Каширин. Семья лилит

Кого препарирует «Препаратор», накалывая бабочку на собственную руку – прекрасное насекомое или же самого себя? Романтические фигуры Дон Кихота и его верного спутника - случайная тень двух бродяг или же их реальная суть («Они были»)? Где настоящий двигатель «Машины времени» - не в том ли человеке, который катит этот аппарат на тележке? Каждый рисунок художника удивляет – сначала парадоксом, а затем радостью внезапного понимания. Но вслед появляется ощущение, что это лишь обманка, а настоящая разгадка чуть дальше первого смысла, который автор позволил так легко считать. И где настоящая реальность уже совершенно не ясно, разгадка зависит от точки зрения и посвященности самого зрителя - как в случае с любительницей абсента («Абсент»), где реальна, похоже, только сама бутылка с «зеленой феей».

А.Аросев-Каширин. Они были

А. Аросев-Каширин. Препаратор

Оскар Уальд утверждал: «После первого стакана абсента видишь мир таким, каким хотел бы его видеть. После второго видишь несуществующий мир. И, наконец, ты видишь мир в точности таким, каков он есть, а хуже этого ничего не бывает». Какую бы формулу вывел утонченный эстет и знаток абсента, взирая на мир сегодняшний? Не исключено, что для таких трансформаций зрения оказалось бы достаточно и одной капли этого напитка…

В экспозиции выставки «Капля абсента» представлены более 30 графических работ, несколько десятков рисунков малого формата, а также инсталляция, созданная Alpert Gallery в рамках проекта художника «Красная метла».

Александр Аросев-Каширин родился в 1961 году в Омске. В детстве посещал единственную в городе художественную школу, т. к. родители хотели видеть сына театральным художником. Вопреки воле семьи поступил в медицинский ВУЗ. Изредка рисовал, чтобы развлечь домашних. Последние три года занимается графикой, создает проекты инсталляций.

Елена Аросева - знаменитая советская и российская актриса театра и кино. В 1974 году она получила звание заслуженной артистки РСФСР. Участвовала в Великой Отечественной войне, играла в Омском академическом драматическом театре. Она старшая сестра народной артистки РСФСР Ольги Аросевой, исполнившей несколько десятков ролей в кино.

Ранние годы

Елена Аросева родилась в Москве в 1923 году. Ее отец, Александр Яковлевич, был одним из предводителей Московского восстания 1917 года. Мать, Ольга Вячеславовна, окончила институт благородных девиц, была секретарем-референтом у супруги Вячеслава Молотова Полины.

Стоит признать, что первая половина жизни актрисы была заполнена счастьем и беззаботностью. Она росла в обществе двух сестер - старшей Натальи и младшей Ольги. Они были постоянно окружены вниманием и заботой. Счастливый мир рухнул буквально в одно мгновение, когда мать, отличавшаяся инфантильностью, предпочла своему супругу мимолетное увлечение молодым кавалером, к которому ушла из семьи.

В этот сложный период главу семейства к тому же назначили в Прагу, Александр Яковлевич отказался оставлять дочерей на попечение легкомысленной жены и увез их в Чехию.

Там девочками преимущественно занимались воспитательницы. По воспоминаниям Елены Аросевой, она была в восторге, когда очередная гувернантка со скандалом увольнялась. В результате за это время у девочек сменилась уйма воспитательниц. Однажды сестры изрезали платье своей преподавательницы, та перед уходом потребовала выплатить ей материальную компенсацию.

Мачеха в доме

После этого случая, который стал последний каплей, отец отвел девочек в балетную школу. Их воспитанием занялась Гертруда Фройнд, которая в будущем стала их мачехой. С ее появлением на их вилле сразу стало как-то неуютно и тихо. Гертруда Рудольфовна оказалась властной женщиной, которая страстно желала жить в России, но, оказавшись в Москве, была глубоко разочарована увиденным.

После яркой и величественной Праги, она оказалась в стране, пребывавшей в социальном и экономическом упадке. Продукты выдавали по карточкам, а электропечку в квартиру можно было приобрести только с разрешения ЦК. Фройнд после этого возненавидела мужа, требуя от него материальных благ, но он был не в состоянии выполнить все ее желания, даже оставаясь весьма влиятельным человеком.

В 1937 году Гертруду обвинили в участии в террористической контрреволюционной организации и шпионаже. Муж, отстаивавший ее невиновность, тоже оказался в немилости у власти. В декабре 1937-го расстреляли Фройнд, а в феврале 38-го — отца Елены Аросевой.

Война

Героиня нашей статьи принимала участие в обороне Москвы. Каждый вечер после занятий она отправлялась гасить зажигательные бомбы, копала противотанковые рвы. В выходные трудилась на лесоповале. В 1994 году она была награждена медалью "За оборону Москвы".

Карьера в театре

В 1945 году Аросева стала выпускницей столичного городского театрального училища. При этом ее дебют на театральной сцене состоялся еще раньше. Она появилась в спектакле "Собака на сене", где носила шлейф платья за актрисой Марией Бабановой.

В 1945 году вместе с другими выпускниками училища актриса Елена Аросева отправилась в Брест, чтобы создавать новый театр. После этого она работала в вильнюсском Театре русской драмы, в ленинградском театре Балтфлота, а потом один сезон в Таллине.

Считается, что вершины своего мастерства она достигла на сцене Омского драматического театра. Туда ее в 1957 году пригласил режиссер Владычанский. Он же пригласил в Омск и актера Бориса Каширина, который стал ее будущим мужем.

Амплуа

В этом театре актриса добилась наивысшего успеха. Именно после нескольких ярких премьер в Омске фото Елены Аросевой стали регулярно появляться в местных газетах.

Примечательно, что она никогда не любила исключительно комедийные роли. Ей больше нравилось играть сложных и самобытных персонажей, в характере которых можно было обнаружить тоску и нотки задушевности. Этим критериям, например, соответствовали ее персонажи из спектаклей "Беседы при ясной луне", "Энергичные люди", "Фантазии Фарятьева", "Ретро".

Немногие знают, что героиня нашей статьи не только играла в театре, но еще и писала песни к постановкам. Это увлечение вскоре привело ее в литературу. Многим и сегодня хорошо знакомы ее поэзия и проза. Они проникнуты лиричностью и душевностью. Например, таланта рассказчицы проявился в цикле передач "Вечерний свет", радиопрограмме "За чашкой". Известны ее книги "Под занавес", "Слышишь, Машутка, пишу для тебя...", "Тропинки", "Берега любви", "Борис Каширин. В заснеженном дворике памяти".

Интересно, что в фильмах Елена Аросева так и не появилась ни разу. В отличие от своей сестры Ольги (на фото), которая сыграла несколько десятков ролей в кино.

Среди ярких театральных ролей Елены Александровны нужно отметить образы Беатриче из "Много шума из ничего", Иветты из "Матушки Кураж и ее детей", Наташи из "Трех сестер", Лизы из "Валентина и Валентины", тети Тони из "Проснись и пой", Аллы из "С вечера до полудня", Шарлотты из "Вишневого сада", Дарьи Ивановны из "Пучины", миссис Уордль из "Пиквикского клуба".

Фильмография Елены Аросевой не пополнилась ни одним фильмом. Она утверждала, что никогда бы не променяла сцену на съемочную площадку.

Личная жизнь

В биографии Елены Аросевой большую роль сыграл ее супруг Борис Михайлович Каширин. Правда, сведений об их семье практически не сохранилось. Известно только, что познакомились они в Омске на торжественном мероприятии, посвященном празднованию Нового года. Каширин стал народным артистом РСФСР.

Сама супруга неоднократно называла своего мужа личным ангелом-хранителем. После всего того ужаса и страха, которые она перенесла во время Великой Отечественной войны, этот человек смог добавить в ее судьбу яркие краски, вернуть веру в людей.

Вместе они прожили 35 лет. За эти годы им не раз приходилось отказываться от перспективных предложений ради сохранения своей семьи. Об этом Елена упоминала не раз. После смерти Бориса Михайловича в 1992 году Елене пришлось нелегко. Помог их общий сын Александр, который родился в 1961 году.

Он получил полноценное образование и приличное воспитание. Сейчас живет в Москве, работает врачом. У него две дочери - Анастасия и Мария.

Смерть

Героиня нашей статьи умерла 13 августа 2016 года. На тот момент ей было 94 года. Она проработала на сцене Омского драматического театра с 1957 по 1999 годы. Это впечатляющее достижение, которое даже было отмечено в Книге Почета города, саму актрису удостоили звания Легенды омской сцены.

Последний раз Аросева вышла на сцену в июне 2013 года в год своего 90-летия. Она была награждена медалями "Ветеран труда", "За доблестный труд". Похоронили актрису на Головинском кладбище Москвы.

Аросева Елена Владимировна – популярная российская актриса. Известной она стала благодаря сериалу «Одна ночь любви», телесериалу «Последний кордон» и другим картинам. Всего в творческой биографии актрисы – более тридцати ролей в фильмах и телесериалах, многие из которых являются главными, а также многочисленные роли в театре.

Детство

Родилась Елена в городе Сарове 12.03.1984. Ее девичья фамилия – Кутырева. Отец Лены, Владимир Кутырев, работал в милиции, мама была сотрудницей саровского научно-исследовательского института. Кроме Лены, в семье было еще двое детей. Ее сестра сегодня работает в Сарове фармацевтом, а брат Павел выбрал профессию инженера.

Лена с детства была очень артистичной. Девочка очень любила петь и танцевать. Она серьезно занималась вокалом, а также бальными танцами. Кроме этого, Лена очень любила спорт. Она посещала спортивные секции по плаванию, легкой атлетике, аэробике. В детстве она мечтала стать переводчицей, поэтому много времени посвящала изучению испанского языка.

Увлечение театром, учеба в институте, начало карьеры

В девятом классе девочка начала посещать саровскую театральную студию. Она оказалась очень способной и захотела поступать после школы в театральное училище, передумав к этому времени становиться переводчицей с испанского. Закончив среднюю школу (девушка училась очень хорошо и получила серебряную медаль), Лена отправилась в столицу и с первой же попытки сумела поступить в столичную Школу-студию МХАТ, где она впоследствии проходила обучение актерскому мастерству на курсе К. Райкина.


Фото: Елена Аросева

После окончания школы-студии девушка была принята в труппу популярного театра «Сатирикон». В этом театре она работала в течение десяти лет и сыграла много интересных ролей.

Работа в кино

За свою творческую карьеру Елена Аросева сыграла более тридцати ролей в различных сериалах и кинокартинах. Сниматься в кино она начала с 2006 году, но известной стала после выхода на экраны «Одной ночи любви» — популярного российского сериала. Популярностью у зрителей пользовался и еще один сериал с ее участием, вышедший на экраны под названием «Последний кордон». Снимаясь в этом телесериале девушке, как и остальным членам съемочной группы, много времени пришлось проводить в лесу.

Интересная работа ожидала Елену во время съемок телесериала «Моя Пречистенка». Актриса создала образ героини – Агнии Тихомировой в разные годы ее жизни (в тридцатилетнем и пятидесятилетнем возрасте). Елене пришлось сыграть в этом сериале женщину, которая была гораздо старше ее. Актрисе накладывали грим, старивший ее лицо, и имитировали седину. Ей пришлось подбирать соответствующую походку и мимику, а также продумывать жесты, которые могла использовать немолодая, прожившая нелегкую жизнь, женщина.

Интересный образ создала Елена и в телесериале «Улыбка пересмешника», который транслировался в 2014 году. В этом сериале ее героиней стала Виктория Кравцова-Кручинина, которая вначале фильма предстала перед зрителями в образе провинциальной мечтательницы, а в конце превратилась в сильную, отстаивающую справедливость, женщину.

Согласно сценарию фильма, героиня Елены должна была разговаривать по-немецки. Актриса, которая никогда раньше не учила этот язык, обратилась за помощью к своей знакомой. Та проговорила весь текст и записала его на диктофон. Елена много раз прослушивала запись, стараясь уловить и запомнить все особенности произношения и интонации. Участие в этом сериале далось актрисе нелегко не только из-за языковых проблем. В процессе киносъемок ей пришлось купаться в холодной воде, лазить по скалам, участвовать в батальных сценах. Все это она делала самостоятельно, без помощи каскадеров.

Личная жизнь

В 2007 году Елена познакомилась с будущим мужем – Дмитрием. Выйдя за Дмитрия замуж, она взяла его фамилию. В 2010 году у супругов родился сын Даниил, а четыре года спустя – второй сын, Иван.


Фото: беременная Елена Аросева с мужем и ребенком

Елена считает своего мужа очень романтичным человеком, обладающим уникальным чувством юмора, и заявляет, что соскучиться с ним просто невозможно. Супруги любят и ценят друг друга. После свадьбы они некоторое время снимали жилье, а затем купили комнату недалеко от театра, в котором работают.

Елена Аросева сегодня

После вынужденных перерывов в работе, связанных с рождением детей, Елена вновь приступила к съемкам в кино. В 2016 на экраны вышел кинофильм с ее участием под названием «Из Сибири с любовью». Также актриса сыграла одну из ролей в детективе «Казаки».

В двух работах («Чужое счастье» и «Ненавижу») артистка сыграла главные роли. В драматическом кинофильме «Ненавижу» она сыграла женщину, потерявшую сына и мужа. Темой сериала «Чужое счастье» стала женская мстительность и ревность. Обе эти картины показывал телеканал «Россия-1». Главную роль Е. Аросева сыграла и в «Свидетельстве о рождении» — криминальном фильме, поставленном Еленой Цыплаковой. Этот фильм вышел весной 2017 года.

Актриса старается не останавливаться на определенном актерском амплуа, а развиваться в разных направлениях. В настоящее время она снимается в мистическом телевизионном фильме «Беловодье», в котором речь идет о таинственном портале и о борьбе добра со злом. Также она сыграла в комедийном фильме «Пляж. Жаркий сезон», а также в драме «Страсть». В кинофильме «Страсть» она играет роль главной героини – отчаянной женщины, которая ради любви решилась пойти на преступление. Партнером Елены по фильму «Страсть» стал популярный актер , а в комедии про пляжный отдых она сыграла вместе с Г. Дроновым и .

Сегодня в Омской драме вспоминают легендарную Елену Аросеву

omskdrama.ru

В год 95-летия заслуженной артистки России планируется открыть мемориальную доску, посвященную Елене Аросевой и ее супругу Борису Каширину.

Омские театралы хорошо знают и помнят Елену Александровну Аросеву . Одна из старейших актрис театра, яркая, остроумная, заразительная, она была талантлива во всем - сыграла на сцене десятки главных ролей, писала стихи и прозу, создавала и вела теле- и радиопередачи.

Елена Аросева родилась в Москве 9 июня 1923 года, детство провела в Праге, где работал первым послом СССР в Чехословакии ее отец Александр Яковлевич Аросев .

Детство и юность мои прошли бурно. Отец работал дипломатом, мы жили в Праге, потом переехали в Москву. В 1937-м Александра Яковлевича Аросева арестовали, семья развалилась. Всю войну я проучилась в Москве, в училище при Театре Революции. Часто занятия прерывались воем сирен, и тогда мы спешили на крышу - гасили «зажигалки». Моя первая и самая дорогая для меня награда - медаль «За оборону Москвы», - вспоминала Елена Александровна.

В 1945 году Елена Аросева окончила Московское государственное театральное училище при Театре Революции. В этом же училище чуть позже училась младшая сестра Елены - Ольга Аросева , которая в дальнейшем стала ведущей актрисой Московского академического театра сатиры.

После окончания училища молодая актриса Елена Аросева вместе со всем актерским курсом поехали в Брест. Днем помогали восстанавливать здание Театра Ленинского комсомола, вечером выступали с концертами. После Бреста были театры Вильнюса, Таллина, Ленинграда, Петрозаводска. А в 1957 году Аросеву позвали в Омск, где она прожила долгие годы, более 50 лет отдав Омскому драматическому театру.

Большую часть своей жизни я прожила в Омске - городе респектабельном, уверенном в себе и добром. Как хороши наши широкие набережные, светлые кварталы Левобережья, элегантные скверики, театры, музеи и лучшая в России библиотека. Но самое замечательное, что я здесь встретила - это люди. Есть такой народ на земле - он называется сибиряки. Нигде я больше не видела столько доброжелательства и улыбок. Судьба наградила меня замечательными друзьями, - писала в своей книге «Берега любви» Елена Александровна.

И Омск любил ее. В Омске у нее состоялось все: любовь, рождение сына, с первых же шагов на сцене - признание зрителей и критиков. Особенно ей удавались острохарактерные и комедийные роли. Елену Александровну и ее героинь всегда отличал особый кураж.

В Омске она встретила своего партнера по сцене и любовь на всю жизнь, супруга Бориса Михайловича Каширина , выдающегося российского актера, блистательного исполнителя ролей Иоанна Грозного, Фомы Опискина, Цыганова, Луки, Протасова, Зворыкина, Аристарха Кузькина. Аросева и Каширин - эта семейная пара была «смесью» лирической и взрывчатой, рождавшей многие театральные затеи. Но во все времена Елена Александровна Аросева была самодостаточна. Она сыграла множество ярких ролей в спектаклях Владычанского, Альховского, Хигеровича, Бархатова, Киржнера, Хайкина, Цхвиравы, Марчелли.

Когда перестала выходить на сцену - писала стихи. Вышло несколько сборников ее стихов и прозы. Елена Аросева писала откровенно, исповедально. Словно бы делилась с собеседником своими мимолетными впечатлениями о жизни или тягостными, трудными размышлениями о том или ином событии. Она писала о себе, человеке интересном, живущем творчески полнокровно. Человек этот, даже теряя и старясь, приобретает. Дерзкая девчонка, смешливая, непоседливая и неуемная, в зрелом возрасте обрела стойкость и склонность к анализу, научилась терпению, великому умению радоваться каждому мгновению жизни.

А еще Елена Аросева делала авторские программы на омском телевидении. На ее стихи писали музыку для спектаклей. Она удивляла и покоряла своими выступлениями и большими творческими вечерами на сценах Дома актера и родного театра. В 2008 году за особые достижения в культурной деятельности Е.А. Аросева занесена в «Книгу Почета» города Омска.

Издание: Новое время (The new times)

«Последний раз мы с ним виделись больше года назад. У меня сердце сжалось — он с палочкой! Но все равно в нем сохранилась бездна юмора. И он, чтобы палочку замаскировать, как Чарли Чаплин ее разворачивал, чтобы показать, что она ему не очень-то нужна. Как ему не хотелось, чтобы его принимали таким беспомощным!»

Елена Аросева
актриса Омского академического театра драмы, сестра Ольги Аросевой:

«Когда мы с ним познакомились, он был… шикарный! У него в глазах такой Мужик! Мачо! Но не конфетный мачо. Так взглянет — можешь содрогнуться. Мужской взгляд был. Это для него играло большую роль. Бесполое искусство он не признавал. В нем был настоящий мужчина. Даже в комедийных ролях. Он то что надо!

Я его первую любовь знаю, Ниночку. Тарская девушка — из города Тара, где он жил до Омска. Она стала доктором, живет теперь в Москве. Он долго кавалерил за этой девицей. И когда его приняли в театральную студию в Омске, он на лето приезжал в Тару, на каникулы. Надевал кепочку, высматривал Ниночку.

Помню, что во время войны мы играли в одном здании — наш Омский театр и Вахтанговский. Один день — один театр, в другой день — другой. Об этом наши любят вспоминать. Но война же шла, и пьеса «Нашествие» шла и в одном, и в другом театре. И публика больше любила наш спектакль — из патриотизма, наверное. Здесь был очень сильный театр. Лина Семеновна Самборская им руководила. Михаил Александрович ее тоже очень уважал, любил, он о ней часто вспоминал. Вообще он очень верный человек был. Любил своих первых учителей. Самборская своеобразная была — она в театр приезжала на лошадях и в коляске. Такая вот Дама была. Она была первой, кто углядел в молодом Мише талант. Я считаю, что он был настоящим коммунистом. Мне кажется, что он очень страдал в последние годы — в перестройку. Не из-за политических соображений, а из-за того, что театр изменился. Сейчас больше увлекаются какими-то своеобразными трактовками, иногда очень искажают классику. Мне кажется, что он от этого страдал, потому что был служителем русского психологического театра.

Мой муж был другом Михаила Ульянова. Они очень дружили, мужики. Михаил Александрович приезжал на юбилей моего мужа, народного артиста Бориса Каширина. Кроме того что он был сильным и убежденным человеком, он обладал колоссальным юмором. Помню, он вышел на сцену с букетом, и у него стали падать цветы. Ему хотели помочь их поднять, но он сказал: «Не надо! Отцвели уж давно хризантемы в саду». Он это пропел и отказался от этих цветов. Он говорил замечательные слова: «Пока на земле есть такие большие артисты (в частности, про моего Каширина), святые люди, служители искусства, они подпирают как кариатиды здание русского театра. До тех пор, пока есть эти люди, будет существовать великий русский театр». Так как он все-таки сибиряк, он ценил, уважал, желал успехов нам, актерам периферийным.

Ему очень нравилась омская минеральная вода. Он ее так любил, что, когда он уезжал, ему к самолету всегда подвозили ящик минеральной воды «Омская». Он говорил: «Вот в Москве буду водочку запивать омской водичкой»… Он не всех подпускал близко к себе, мог быть очень даже строгим. Например, в омском Доме актера он всех жучил будь здоров. Он любил, чтобы был порядок.

Он подарил мне такую брошечку… Я уже, конечно, не ношу брошек, но вот сейчас вспомнила в связи с тем, что Миша умер. Достала ее, там финифть, раскрашенный камень…

Когда он приезжал, я к нему подходила: «С приездом, Михаил Александрович, тра-ля-ля!» Наши же все с почтением отходили в сторону, смотрели, как это я так запросто разговариваю с ним.

Он щеголял своей простотой. Ему не нужно было подчеркивать то, что он известный актер. Как-то летом он пришел в наш пустой театр и говорит: «Пустой театр! Я это обожаю! Такая красота! Такая тишина! Стены как будто здесь все вслух разговаривают».