При прочтении романа читатели встречают на страницах его героев, которые подают жизненные примеры нравственности и вызывают симпатию. Они прошли уже нелегкий жизненный путь, служа родине, воспитывая детей. Именно таким описан Николай Андреевич Болконский. Образ отставного генерала, сосланного в деревню Лысые горы, сам не относится к центральным персонажам произведения. Он является отцом двух главных его героев: Маши и Андрея Болконских. Но, тем не менее, его образ запоминается своей яркой неповторимостью.

У него, как и у большинства персонажей Толстого, есть реальный прототип, князь Н.С.Волконский. Когда читаешь в романе о старом князе, замечаешь, что и самом автор с теплотой относится к своему герою, уважает его.

Характеристика персонажа

Перед нами предстает человек тяжелого нрава, но умный, способный на глубокие чувства. Князь, даже проживая в деревне, не умеет скучать - он умеет беречь свое время, не может бездельничать. Он занимается с дочерью Машей, работает в саду, пишет мемуары. Это человек, любящий порядок.

("Старый князь Н.А. Болконский", художник А.В. Николаев, 1960 )

Князь строг и суров, превыше всего ценит фамильную честь. Эти черты особенно ярко проявляются в его поведении, а также во взаимоотношениях с детьми. «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» - говорит он старшему сыну, когда тот отправляется на фронт. Николай не дает сыну при прощании напутствий, не обнимает его, только молча смотрит, а потом сердито кричит, чтоб тот уходил. Своим поведением старый князь прикрывает глубокое чувство любви к нему. После ухода сына, он, закрывшись в кабинете, долго плакал, о чем свидетельствуют сморкания и вздохи, слышные даже за дверью.

Образ героя в произведении

(Анатолий Кторов в роли князя Николая Болконского, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Николая отличает невысокий рост, маленькие сухие руки, умные, постоянно блестящие глаза, немного насупленные висячие брови. Ходить он предпочитает в "кафтане и пудре". По характеру герой требователен и резок, но справедлив и принципиален, горд и сдержан, интересуетсясобытиями, которые происходят вокруг в мире.

Болконский патриот, обладающий чувством долга, порядочный, благородный. И детей своих воспитывает такими же. Семья князя резко выделяется из ряда других семей аристократического света. Болконские трудолюбивы и деятельны. Они близки к народу, умеют вникать в проблемы простых людей, понимают их.

Князь твердо убежден, что основой жизни являются «…только две добродетели - деятельность и ум». В дочери Марье он воспитывает такие же убеждения, потому и обучает ее всем наукам, которые знает сам.

Николай Болконский представлен Л.Н. Толстым как собирательный образ патриотов своего Отечества, людей высокой нравственности. Но он не является представителем уходящего поколения. Андрей вырос таким же, как отец. Люди, подобные Болконским, будут всегда среди передовых представителей народа.

Князья Болконские являются представителями влиятельного рода Российской империи. Дворянское происхождение указывает на знатность при царском дворе. Об их богатстве ходила по Москве молва.

Семья Болконских в романе «Война и мир» представлена автором, как основа монархической власти России начала XIX века.

Старый князь Николай Андреевич Болконский

Его Сиятельство знала императрица Екатерина II, он служил при ее дворе генерал-аншефом. Князь имел аскетический вид, сухое тело и маленький рост, но былая военная выправка узнавалась в походке и четких шагах. В силу глубокого возраста соседи знали дворянина, как тяжелого в общении человека, называли богатым и скупым. Многие считали князя странным, его поведение иногда настораживало окружающих.

Генерал в отставке был крут в обращении с подчиненными и родными детьми. В пору рассвета сил его называли прусским королем, он слыл любимцем князя Потемкина. В годы правления Павла Николай Андреевич пал в немилость царя, был сослан в глубинку, где оставался до событий 1812 года. До Москвы надо было преодолевать 150 верст или при необходимости 60 верст до Смоленска.

Отсутствие городских условий жизни закалило старика, а нелюдимость вызывала у собеседников чувство страха, смешенное с глубоким почтением. Из Вены, как другу, Болконскому писал письма Кутузов, тот же посылал ему ответ при возможности. Генерала считали оригинальным придворным, наделенным умом и проницательностью.

Князь Андрей Болконский

Богатство не испортило характер молодого вельможи. Воспитание Андрея позволяет ему с достоинством появляться в знатных домах Петербурга. Военное образование стало основой формирования личности молодого князя. Герой постоянно находится в поисках смысла жизни, пытаясь избежать тяготы светской жизни.

Андрей женатый на племяннице Михаила Илларионовича Кутузова. Узы брака приносят мало радости мужчине, ему хочется достичь новых высот, реализовать себя в военном и политическом деле без высокого покровительства дяди жены. Отправившись на войну с французами в 1805 году, Андрею удается проявить себя героически ценой тяжелого ранения.

Возвращение домой в Лысые горы складывается трагически. Герой не успевает увидеть жену живой, она умирает в тот же день, родив на свет сына Коленьку. Молодой отец решает навсегда оставить военную карьеру. Его мировоззрение меняется с появлением сына. Болконский увлекается государственными реформациями, проводимыми министром Сперанским.

Взрослый Болконский влюбляется в юную Наташу Ростову и добивается взаимности. Помолвку приходиться разорвать, чтобы забыть несостоявшуюся любовь Андрей отбывает в Турцию, где застает его война.

Гибель Андрея Болконского

В 1812 году Болконский назначен командиром егерского полка, который прибыл на Бородинское сражение. Князь нервничал, потому что его солдат не пускали в наступление. Но снаряды врага долетали до рядов выстроенных воинов, вырывая их жизни из ровного строя. Командир полка не позволил себе падать на землю под шум летящих ядер.

Болконского достал осколок, разорвавшегося рядом снаряда. Ранение было тяжелым, но офицера довезли до Москвы отступающим обозом. Наташе и Андрею уготовано судьбой встретиться перед вечной разлукой. Глаза любимого мужчины навсегда закрылись через месяц после Бородинского сражения.
Андрей Болконский является любимым персонажем писателя, олицетворяющим патриотический образ защитников отечества.

Княжна Марья Николаевна

Старый князь Болконский воспитывал богатую наследницу в чрезмерной строгости, порой переходящей рамки здравого смысла. Большое значение отец придавал образованию дочери, лично преподавая уроки алгебры и геометрии.

Современники считали лицо девушки некрасивым, хотя сегодня внешность сочли бы неухоженной, без стиля и вкуса. Княжна унаследовала от отца худощавое тело, лишенное привлекательных женских изгибов талии и бедер. Глаза Марии Николаевны всегда выглядели грустно, она разглядывала себя в зеркало безнадежно.

Только умный человек мог уловить в ее взгляде истинный свет доброты и человеколюбия. За отсутствием грациозности придворной дамы крылась робость и природная женская прелесть, кротость. Особое место в мировоззрении княжны занимает религия, мудрая женщина способна распознать и оценить добрые человеческие качества.

Отсутствие женского авторитета формирует снисходительное отношение к деталям быта. На столе Марьи творится мужской беспорядок, что недопустимо для ее отца, у которого каждая мелочь знала свое место. Между отцом и дочерью складываются сложные взаимоотношения.

Невольно старый князь часто обижает родную воспитанницу, тиранит ее моральные силы, приводит в отчаяние. Марья Николаевна приносит в жертву личные интересы, до конца жизни отца украшает его старость. Свое счастье женщина встретит в 1812 году в лице Николая Ростова.

Княгиня Лиза Болконская

Лев Толстой с трепетом относится к жене Андрея Болконского, часто называет ее устами своих прсонажей маленькой княгиней. У нее маленькие губки и белые зубки. Очень мила!

Упомянув несколько раз, что героиня является племянница фельдмаршалу Кутузову, писатель отписывает только достоинства молодой женщины. Может быть, в силу состояния беременности Лизы автор создал образ без недостатков. Окружающие считают княгиню Болконскую милой. На званый вечер Шеррер она пришла со своим рукоделием, чтобы время провести с пользой.

Муж отзывается о Лизе благосклонно, упоминая, что с такими женщинами не приходится сомневаться в своей чести. Трагически потеряв Лизу, мужчина поменял мировоззрение, долгие годы находился в состоянии поиска смысла жизни.

Семью Болконских Лев Толстой представил читателю, как образец порядочности, чести и государственного самосознания.

Семья болконских:

Чтобы делать выводы о семье Болконских из романа Льва Толстого «Война и мир», нужно познакомиться с каждым ее членом отдельно, узнать его характер и привычки. Итак, начнем.

Князь Николай Болконский

Николай Андреевич Болконский – отец семейства Болконских, отставной генерал. Судя по описанию автора, это уже пожилой человек, хотя точный его возраст в романе не указан.

На протяжении произведения герой производит неприятное впечатление, потому что он, хотя очень умный и богатый, но очень скупой, к тому же в поведении заметны некоторые странности.

Свою злобу Николай Андреевич нередко срывает на дочери Марье. Князь Болконский неприятен еще и потому, что свою своенравность характера, граничащую с безумием, подкрепляет неверием в Бога. Жизненная позиция героя видна из этой цитаты: «Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Но куда заведет ум, движимый злобою и ненавистью? Однако, хотя князь Болконский и кажется грубым, перед своей кончиной он осознает ошибки, допущенные по отношению к дочери, и просит у неё прощения.

Предлагаем ознакомиться с “Образом и характеристикой” Элен Курагиной в романе Льва Толстого “Война и мир”.

У героя романа двое детей: дочь Мария и сын Андрей, а также внук по имени Николенька. С их образами читатель познакомится в этой статье.

Андрей Болконский – сын князя Николая

В отличие от своего сурового отца, Андрей обладает положительными качествами, постепенно, на протяжении жизни, превращаясь в зрелого мужчину. Поначалу гордый и жесткий, он с годами становится мягче, сдержаннее. К тому же этот персонаж обладает не только силой воли, но и склонностью к самокритике.



Не будет лишним упомянуть и об отношении Андрея Болконского к крестьянам, из которых одним он заменяет барщину на оброк, а других отпускает в «вольные хлебопашцы».

Серьезным поводом к переменам в характере молодого человека послужила военная служба. Если в начале герой романа, отправляясь на войну с Наполеоном, жаждал получить признание и славу, то постепенно его отношение к этому вопросу меняется.

Он разочаровался в бывшем кумире Наполеоне, и решил, возвратившись домой, посвятить себя семье. Однако, Болконскому не в последний раз пришлось пережить подобные испытания. 1812 год стал фатальным для молодого Андрея, ведь в Бородинском сражении он получил смертельное ранение. Только перед уходом в вечность герой «испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия».

Мария Болконская – дочь Николая

Это очень богатая и знатная дворянка. Автор описывает её как очень некрасивую лицом, с тяжелой походкой, слабую телом, однако, с прекрасными глазами, в которых светились любовь и грусть: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты…”

Что касается характера княжны Марии, то она была чистой, невинной девушкой, доброй, спокойной и кроткой, к тому же, умной и образованной. Еще одно качество отличает девушку: вера в Бога. Она сама признается, что одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек…”

Марья Болконская – женщина, готовая пожертвовать личным счастьем ради блага другого. Так, узнав, что мадмуазель Бурьен (о ней речь пойдет ниже) тайно встречается с Анатолем Курагиным, она решает устроить их брак. Естественно, из этого ничего не выходит, однако, подобным поступком только подчеркиваются положительные качества героини.

Лиза Болконская, маленькая княгиня

Лиза Болконская была женой Андрея Болконского, а также – племянницей генерала Кутузова. Она хорошенькая лицом, очень милая, веселая, улыбчивая женщина, однако, князь Андрей с ней несчастлив, хотя на людях и называет прекрасной. Может, причина кроется в том, что Лиза любит «глупое светское общество», к которому Болконский испытывает антипатию, а может, в нем не проснулись чувства к молодой жене, но ясно одно: супруга все больше и больше раздражает Андрея.


К сожалению, княгине Лизе так и не довелось испытать счастье материнства: при первых родах, к отчаянию мужа, она умерла. Сын Николенька остался наполовину сиротой.

Николенька Болконский

Он родился в 1806 году. К сожалению, мама умерла при родах, поэтому мальчик «жил с кормилицей и няней Савишной на половине покойной княгини, и княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику…”

Ребенка, как своего, воспитывает княжна Марья, всей душой привязавшись к нему. Она сама обучает мальчика музыке и русскому языку, а по другим предметам для него нанимают репетитора по имени месье Десаль из Швейцарии. Бедный мальчик еще в семь лет пережил тяжелое испытание, ведь на его глазах умер отец.

После перерыва в описании с Николенькой снова можно встретиться на страницах романа. Теперь это уже пятнадцатилетний подросток, “…Кудрявый болезненный мальчик, с своими блестящими глазами, сидел никем не замечаемый в уголку, и, только поворачивая кудрявую голову на тонкой шее, выходившей из отложных воротничков…”

Хотя Николай со временем и забывает образ своего родного отца, но всегда с грустью и восторгом вспоминает о нем. Самым лучшим его другом является Пьер Безухов, к которому он особенно привязан.

Княжна Марья и сейчас переживает за подросшего племянника, ведь он очень боязлив и робок, до сих пор спит с лампадкой и дичится общества.

Мадмуазель Бурьен

Мадмуазель Бурьен, француженка, сирота, которую из жалости подобрал Николай Болконский, была компаньонкой жены Андрея Болконского – Лизы. Она любила маленькую княгиню, спала с ней в одной комнате, и слушала, когда та изливала ей душу. Но так было до поры до времени.
Не раз на протяжении романа мадмуазель Бурьен проявляла свои негативные качества. Во-первых, когда стала нагло флиртовать с Анатолем, который, хотя и оказывал ей знаки внимания, все же был женихом Марии Болконской. Во-вторых, когда во время войны с Наполеоном перешла на сторону неприятеля, чем вызвала гнев маленькой княжны, которая больше не подпускала к себе бывшую компаньонку.

Взаимоотношения членов семьи Болконских

Сложные и порой запутанные отношения членов семьи Болконских занимают в повести Льва Толстого свое особенное место. Здесь отражена жизнь трех поколений: старшего князя Николая Андреевича, его сына Андрея и дочери Марии, а также внука Николеньки. Каждый – со своим характером, привычками, взглядами на жизнь, но объединяет этих людей горячая любовь к Родине, близость к народу, патриотизм, чувство долга. Даже князь Николай Болконский, который с первого взгляда кажется грубым человеком, перед переходом в мир иной начинает просить прощения у дочери Марьи, на которую оказывал давление в течение жизни.

Семье Болконских присуща деятельность и активность, и не эта ли черта характера стала ключевой в создании их образов? Вдумчивый читатель сам постарается исследовать такой трудный, но интересный вопрос. И, конечно же, сделать для себя соответствующие выводы.

Семья Болконских в романе “Война и мир”: характеристика и образ героев

4.5 (90.91%) 11 votes

Время действия романа Толстого «Война и мир» - одна из самых значительных эпох в истории России. Но эта конкретно-историческая тема не стоит в романе отдельно, она поднята до уровня общечеловеческого значения. «Война и мир» начинается со сцен, рисующих высшее дворянское общество. Толстой воспроизводит его облик и историческое развитие на протяжении жизни трех поколений. Воссоздавая без прикрас «дней Александровых прекрасное начало», Толстой не мог не затронуть предшествующей екатерининской эпохи. Эти две эпохи представлены двумя поколениями людей. Это старики: князь Николай Болконский и граф Кирилл Безухов и их дети, которые являются продолжателями отцов. Взаимоотношения между поколениями - это прежде всего семейные отношения. Ведь в семье, по мнению Толстого, закладываются духовные начала личности и нравственные моральные понятия. Рассмотрим сына и отца Болконских, их взаимоотношения друг с другом.
Князь Николай Андреевич - представитель родовой русской аристократии, человек екатерининской эпохи. Эта эпоха уходит в прошлое, вызывая, однако, почтение, которым по праву пользуется ее представитель - старик Болконский - у соседских помещиков. Николай Андреевич - человек, безусловно, незаурядный. Он принадлежит к тому поколению, которое в свое время строило мощную российскую государственность. При дворе князь Болконский занимал особое место. Он был приближенным Екатерины II, но своего положения добился не подхалимством, как многие в его время, а личными деловыми качествами и талантами. Уже то, что при Павле он получил отставку и ссылку, указывает на то, что служил он отечеству, а не царям. В его облике отразились черты знатного и богатого деда по матери - боевого генерала. С именем этого человека связана семейная легенда: гордец и атеист, он отказался жениться на любовнице царя, за что был сослан сначала в далекий северный Трумант, а затем в свое имение под Тулой. И старый Болконский, и князь Андрей гордятся древним родом и его заслугами перед отечеством. Андрей Болконский унаследовал от отца высокое понятие о чести, благородстве, гордость и независимость, а также острый ум и трезвое суждение о людях. И отец, и сын презирают выскочек и карьеристов, таких как Курагин. Князь Николай Болконский не водил в свое время дружбы с такими людьми, которые ради своей карьеры были готовы поступиться честью и долгом гражданина и человека. Старик Болконский, правда, ценит и любит графа Кирилла Безухова. Безухов был фаворитом Екатерины, некогда слыл красавцем и пользовался успехом у женщин. Но первоначальная философия наслаждения жизнью графа Кирилла с годами претерпела изменения, может, поэтому теперь он стал ближе и понятнее старику Болконскому.
У Андрея много общего во внешности и во взглядах с отцом, хотя в том, что касается последних, хватает и разногласий. Старый князь прошел суровую жизненную школу и судит о людях с позиции той пользы, которую они приносят как отечеству, так и другим людям. В нем удивительным образом сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, аристократа, гордящегося своей родословной, и черты человека большого ума и жизненного опыта. Сына и дочь он воспитал в строгости и привык распоряжаться их жизнью. Старый Болконский не смог понять чувство сына к Наташе Ростовой. Не веря в искренность их любви, он всячески препятствует их отношениям. Нечто подобное происходило и в случае с Лизой. Брак, по понятиям старого Болконского, существует только для того, чтобы дать роду законного наследника. Поэтому, когда у Андрея с Лизой возникали трения, отец утешал сына тем, что «все они такие». У Андрея было много утонченности, стремления к высшему идеалу, может быть, поэтому чувствовалась постоянная неудовлетворенность собой, чего никак не мог понять старый Болконский. Но если с Андреем он все-таки считался, даже потом прислушивался к его мнению, то его отношения с дочерью были гораздо более сложными. Безумно любя Марью, он предъявлял непомерные требования к ее образованию, характеру, талантам. Он вмешивается и в личную жизнь дочери, вернее совсем лишает ее права на эту жизнь. Из-за своих эгоистических побуждений он не хочет выдавать дочь замуж. И все же, в конце жизни старый князь пересматривает свое отношение к детям. Он с большим уважением относится к взглядам сына, по-новому смотрит на дочь. Если раньше религиозность Марьи была предметом насмешек со стороны отца, то перед смертью он признает ее правоту. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно - у сына.
Старик Болконский верил в прогресс и будущее величие родины, поэтому служил ей всеми силами. Даже будучи больным, он не выбрал позицию стороннего наблюдателя в войне 1812 года. Князь Николай Болконский создал свой отряд ополчения из крестьян-добровольцев.
Взгляды Андрея на предмет славы и служения родине отличаются от отцовских. Князь Андрей скептически относится к государству и власти вообще. Такое же отношение у него и к людям, которые поставлены судьбой на высшую ступень власти. Он осуждает императора Александра за то, что тот передоверил власть иностранным генералам. Князь Андрей со временем пересмотрел свои взгляды на Наполеона. Если в начале романа он воспринимает Наполеона, как властителя мира, то теперь он видит в нем обыкновенного захватчика, который служение родине подменил стремлением к личной славе. Высокая идея служения отечеству, воодушевлявшая его отца, перерастает у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и единения человека с природой. Андрей начинает понимать те христианские мотивы, которыми руководствовались в жизни его сестра и которые он
не мог понять раньше. Теперь Андрей проклинает войну, не разделяя ее на справедливую и несправедливую. Война - это убийство, а убийство несовместимо с человеческой природой. Может бьггь, поэтому князь Андрей погибает, не успев сделать ни одного выстрела.
Надо вспомнить еще одну черту сходства обоих Болконских. Оба они всесторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства. Поэтому, при всей их внешней строгости, они гуманно относятся к своим крестьянам. Крестьяне Болконских зажиточны, князь Николай Андреевич всегда в первую очередь учитывает нужды мужиков. Он заботится о них и при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля. Это отношение к крестьянам перенял у отца и князь Андрей. Вспомним, что он, возвратившись после Аустерлица домой и занявшись хозяйством, многое делает для улучшения жизни своих крепостных.
В конце романа мы видим еще одного Болконского. Это Николинька Болконский - сын Андрея. Мальчик почти не знал своего отца. Когда сын был маленький, Андрей сначала воевал в двух войнах, затем надолго задержался за границей из-за болезни. Умер Болконский, когда сыну исполнилось 14 лет. Но Толстой делает Николиньку Болконского преемником и продолжателем идей своего отца. Уже после смерти князя Андрея младшему Болконскому снится сон, в котором отец приходит к нему, и мальчик дает себе клятву жить так, чтобы его «все узнали, все полюбили, все восхитились» им.
Таким образом, в романе Толстой представил нам несколько поколений Болконских. Сначала боевого генерала - деда старого князя Николая. Мы не встречаем его на страницах «Войны и мира», но о нем упоминается в романе. Затем старого князя Николая Болконского, которого Толстой описал очень полно. Представителем молодого поколения показан Андрей Болконский, один из любимых героев Толстого. И наконец, его сын Николинька. Именно ему предстоит не только сохранять традиции семьи, но и продолжать их.

Старый князь Николай Андреевич Болконский — выдающийся представитель той смеси старого русского барства с «вольтерьянством», которая из 18 столетия зашла и в 19. Это один из тех сильных людей, для которых отсутствие веры в Бога окончательно уничтожило всякие препятствия для самодурства. Но его мнению, «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие», с другой стороны, «есть только две добродетели: деятельность и ум». Но круг деятельности для него закрылся и, жалуясь на то, что у него отняли возможность общественной работы, он мог себя уверить, что его насильно заставили предаться ненавистному пороку — праздности.

Прихотями он вознаграждал себя за свою, как ему казалось, совершенно невольную праздность. полный простор для прихоти — вот в чем заключалась для старого князя деятельность, это его любимая добродетель, тогда как другая добродетель — ум — обратилась в озлобленное, подчас несправедливое порицание всего, что происходило только вне границ его вполне независимых Лысых Гор. Во имя прихоти, говорит Толстой, к столу, например, допускался архитектор старого князя. Озлобленный и в то же время руководимый прихотью ум князя привел его к убеждению, что все теперешние деятели были мальчики … и что Бонапарт был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уж не было Потемкиных и Суворовых… Завоевания и новые порядки в Европе «ничтожного французишки» представляются старому князю чем-то вроде личной обиды. «Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, — сказал князь Николай Андреич. — Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово … » Когда князь Болконский соглашается на поступление своего сына в действующую армию, то есть на участие его «в кукольной комедии», то он соглашается на это только условно и видит тут исключительно личные служебные отношения. « … Напиши, как он [Кутузов] тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет» . Те же сверстники князя, которые, не брезгая своими связями, достигли «степеней высоких», были ему не милы. Когда же в начале зимы 1811 года князь Николай Андреевич с дочерью переехал в Москву, в обществе было заметно «ослабление восторга к царствованию императора Александра» и благодаря этому он сделался центром московской оппозиции правительству. Теперь, на закате дней, перед старым князем открылось широкое поле деятельности или, по меньшей мере, явилась возможность к тому, что он мог принять за деятельность, — широкое поле для упражнения его озлобленного критикующего ума. Но это было уже поздно, чтобы отвлечь его от обратившейся в привычку наклонности к безграничной власти в пределах своей семьи, — то есть над дочерью, бессловесно ему подчинившаяся. Княжна Марья ему, безусловно, необходима, так как на ней он может срывать свою злость, может ее пилить, распоряжаться ею по своему усмотрению. Мысль же о возможности выхода замуж княжны Марьи старый князь гнал от себя, наперед зная, что он ответил бы по справедливости, а справедливость противоречила больше чем чувству, а всей возможности его жизни. Отметив эту черту, Толстой указал и на то, что справедливость существовала в сознании старого князя, но переходу этого сознания в действие препятствовала непокладистая властность и привычка к однажды сложившимся условиям жизни. «Он не мог понять того, чтобы кто-нибудь хотел изменить жизнь, вносить в нее что-нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась». Вот поэтому-то со злобой и недоброжелательством он принял намерение сына вторично жениться. « … Я тебя прошу, отложить дело на год … », — решительно заявил он сыну, очевидно, рассчитывая на то, что в течение года, может быть, все это само собою расстроится, но при этом он не ограничился одним таким предположением, а для надежности дурно принял невесту сына. На случай, если бы вопреки воле отца, князь Андрей все-таки женился, у старика родилась «мысль-шутка» и самому удивить людей совершенно непредвиденной переменой в своей жизни — собственным браком с m-Ile Воuriеппе, компаньонкой дочери. Эта шуточная мысль все более и более нравилась ему и понемногу даже начала принимать серьезный оттенок. « .. Когда буфетчик … по прежней привычке … подал кофе, начиная с княжны, князь пришел в бешенство, бросил костылем в Филиппа и тотчас же сделал распоряжение об отдаче его в солдаты … Княжна Марья просила прощенья … и за себя, и за Филиппа». За себя в том, что являлась как бы преградой для m-lIе Bourienne, за Филиппа — в том, что он не мог угадать мыслей и желаний князя. Созданный самым князем разлад между ним и дочерью держался упорно. Но при этом, как видно, потребность справедливости не заглохла. Старому князю хотелось услышать от сына, что виною этого разлада — не он. Князь же Андрей, напротив, стал оправдывать сестру: «виновата эта француженка», а это было равно обвинению отца. «А присудил! .. присудил! — сказал старик тихим голосом, и, как показалось князю Андрею, с смущением, но потом вдруг он вскочил и закричал: «Вон, вон! Чтоб духу твоего не быпо!». Смущение в данном случае вытекало из сознания, крик — из не терпящей никакого суда и отпора воли. Сознание, однако, в конце концов, одержало верх, и старик перестал допускать к себе m-lIе Воuгiеппе, а после извинительного письма сына и совсем отдалил от себя француженку. Но властная воля по-прежнему сказывалась, и несчастная княжна Марья еще больше прежнего стала предметом шпилек и пиления. Во время этой домашней войны и застигла старого князя война 1812 года. Долго он ни за что не хотел признать ее настоящего смысла. Только весть о взятии Смоленска сломила упрямый ум старика. Он решил остаться в своем имении Лысых Горах и обороняться во главе своих ополченцев. Но ужасный, так упорно им не признаваемый нравственный удар вызывает и удар физический. Уже в полусознательном состоянии старик все спрашивает о сыне: «Где же он?» В армии, в Смоленске, отвечают ему. «Да, — сказал он явственно тихо. — Погибпа Россия! Погубили!» И он опять зарыдал. То, что представляется князю гибелью России, только дает ему новый сильнейший повод корить своих личных недругов. Физическое потрясение организма — удар — расшатывает и властную волю старика: постоянно необходимая жертва ее — княжна Марья, только тут, в самые последние минуты жизни князя, перестает быть предметом его пиления. Старик даже с благодарностью пользуется ее уходом и перед смертью как бы просит у нее прощения.