Литературная игра для 5 классов

«УЗНАЙ-КА – УГАДАЙ-КА»

(правильный ответ оценивается в 1 балл)

1 конкурс

«Узнай писателей по фотографиям»

Задание: узнать писателей по фотографиям и сделать подписи

2 конкурс

«Узнай героя произведения»

Задание: ответь, кто из литературных героев

28 лет провёл на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами (Гулливер)

Вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из

болота за косичку парика (Мюнхгаузен)

Помчался вдогонку за Белым Кроликом, провалился в очень глубокий колодец и оказался в удивительной стране (Алиса)

Свергнул власть 3-х толстяков (Суок, Просперо, Тибул)

3 конкурс

«Кто это»

А) Кличка Каштанки (Тётка)

Б) Первые создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)

В) Имя няни А.С.Пушкина (Арина Родионовна)

Г) Лиса – подруга Базилио (Алиса)

Д) Известный русский баснописец (И.А.Крылов)

4 конкурс

«Догадайся, какое это произведение»

1. «Хума куотоцах» («Муха-цокотуха»)

2. «Спень о щевме Глеое» (»Песнь о вещем Олеге»)

3. «Таскир Табохтчы» («Старик Хоттабыч»)

4. «83 гуппоеав» («38 попугаев»)

5. «Кто в хагсопа» («Кот в сапогах»)

6. «Кничещулк» («Щелкунчик»)

5 конкурс

«Перевёртыши - узнай фразы»

1. «Помолчи-ка, тётя, ведь бесплатно» «Скажи-ка, дядя, ведь недаром»

2. «Не слушайте!» «Послушайте!»

3. «Ваш Ваня тихо смеётся» « Наша Таня громко плачет»

4. «Старик, ворота отвори!» «Старуха, дверь закрой!»

5. «Оттепель и луна, ночь мерзкая!» «Мороз и солнце, день чудесный!»



ОТВЕТЫ К ПОРТРЕТАМ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ

1 ряд (слева направо)

1. А.С.Пушкин 2. Л.Н.Толстой 3. И.А.Крылов

2 ряд (слева направо)

1. А.П.Чехов 2. С.А.Есенин 3. П.П.Бажов

3 ряд (слева направо)

1. С.Я Маршак 2. К.И.Чуковский

4 ряд (слева направо)

1. А.Л. Барто 2. С.В. Михалков

Цель : развивать внимание, память, мышление, умение работать в коллективе.

Оборудование: рисунки лошадей (См. приложения)

В игре участвуют три команды с любым количеством игроков. Первой команде предлагается угадать литературного героя: сначала — по трем словам, относящимся к произведению (и получить за это 3 балла); если герой не угадан, то — по отрывку из этого произведения (и получить 2 балла); если и после этого герой командой не назван, то его называет учитель, а команда получает возможность заработать 1 балл, выполнив задание по карточке, связанное с темой данного произведения. Если же герой был угадан командой, то учитель предлагает выполнить задание в качестве развлекательного момента.

Следующего литературного героя угадывает вторая команда, затем третья. После этого в игру снова вступает первая команда, и т. д.

В конце игры подводится подсчет баллов, выявляется команда-победитель.

Игра развивает внимание, память, мышление, воображение.

ЗАДАНИЯ

1. Небольшой герой из мира домашних животных. (Конек-горбунок.)

Слова: поле, дозор, кобылица.

Отрывок. «На земле и под землей

Он помощник будет твой». (П. Ершов)

Задание. В сказке П. Ершова конек-горбунок не имеет клички, скорее — обидное прозвище. А ведь можно было ему за его заслуги дать красивую кличку, например, одну из тех, что у этих лошадей. (Ведущий показывает рисунки лошадей и просит угадать их клички. Угадавший получает рисунок.)

➢ Так называют первого человека в государстве. (Президент)

➢ Кличка этого жеребца связана с названием мощного явления природы. (Вихрь)

➢ Этот конь отзывается на кличку, происходящую от названия драгоценного камня. (Алмаз. См. приложения)

2. Герой — представитель самой гуманной профессии. (Айболит)

Слова: крест, саквояж, животное.

Отрывок.

«Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!» (К. И. Чуковский)

Задание: изобразить с помощью жестов и мимики животных, которых лечил доктор Айболит из сказки К- Чуковского: обезьяну, корову, медведя, зайца, попугая.

3. Очаровательная юная героиня. (Дюймовочка)

Слова: цветок, девочка, крылья.

Отрывок. «Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не такое, какие растут на крестьянских полях и которыми кормят кур. Посади это зернышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет». (Х.-К Андерсен)

Задание. Рост Дюймовочки из сказки Андерсена — один дюйм, а это в два раза меньше мизинца. Вспомните названия и имена других маленьких героев из различных произведений.

➢ В их стране гостил Гулливер. (Лилипуты)

➢ Незнайка и его друзья — все как один... (коротышки).

➢ Старший брат Дюймовочки из сказки Ш. Перро. (Мальчик-с-пальчик)

➢ Друзья Белоснежки. (Гномы)

➢ Мужчина в полном расцвете сил, живущий на крыше. (Карлсон)

➢ Он «ростом только в три вершка». (Конек-горбунок)

➢ Сказочные существа с крылышками; женой одного из них стала Дюймовочка. (Эльфы)

➢ Волшебная страна Гудвина населена удивительными народцами, которые все время ЖУЮТ и поэтому называются... (жевунами), МИГАЮТ и поэтому называются... (мигунами), ПРЫГАЮТ и поэтому называются... (прыгунами), БОЛТАЮТ и поэтому называются... (болтунами).

➢ Мужественный герой из сказки Андерсена. (Оловянный солдатик.)

4. Влюбленный герой. (Королевич Елисей)

Слова: солнце, месяц, ветер.

Отрывок.

«Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста». (А. С. Пушкин)

Задание. Королевич Елисей долгое время был занят поисками невесты. Провести игру «Холодно — горячо». Условия игры: в помещении спрятан предмет; его должен найти игрок, ориентируясь на слова ведущего «холодно» и «горячо».

5. Печально известная героиня. (Снегурочка)

Слова: холод, костер, облако.

Отрывок. «Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку». (Русская народная сказка.)

Задание. Исполнить отрывки из песен на зимнюю тему, например, «Три белых коня», «Кабы не было зимы», «В лесу родилась елочка» и т. д.

6. Герой, прославившийся необычайной хитростью. (Кот в сапогах.)

Слова: сапоги, маркиз, принцесса.

Отрывок . «Не успел он спрятаться, как ему сразу повезло: молоденький, доверчивый кролик забрался в мешок». (Ш. Перро)

Задание. Коту в сапогах приходится решать сложнейшие задачи, чтобы добиться цели. Решите задачи про котов.

➢ Пять котов устроили грандиозную драку. Сколько лап было в ней повреждено, если каждый кот ухромал с поля боя на двух лапах? (10 лап.)

➢ Под окном самой красивой кошки города коты устроили концерт. Участвовали 3 черных кота, 10 полосатых, 5 рыжих и 6 белых. Сколько котов орало под окном? (24)

7. Герой из мира птиц. (Гадкий утенок.)

Слова: двор, одиночество, лебеди.

Отрывок . «— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме одного... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!» (Х.-К. Андерсен.)

Задание . Гадкий утенок из сказки Андерсена на самом деле оказался лебедем, дикой птицей. Отгадайте загадки о диких птицах.

➢ Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавли)

➢ И петь не поет, и летать не летает,

За что же тогда его птицей считают? (Страус)

➢ У нее глаза большие, хищный клюв —

всегда крючком,

По ночам она летает, спит на дереве лишь днем. (Сова)

➢ Проживает в странах жарких, а в нежарких —

в зоопарках,

И спесив он, и хвастлив, потому что хвост красив,

Им любуется он сам и показывает нам. (Павлин)

➢ Это старый наш знакомый,

он живет на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)

8. Единственный в своем роде сказочный герой. (Карлсон)

Слова: мужчина, малыш, крыша.

Отрывок. «— Странно... Домик? Не может быть! На крыше стоит маленький домик?.. Как он мог здесь оказаться?» (А. Линдгрен)

Задание. Карлсон. Герой произведения А. Линдгрен, как известно, обожает пошутить над людьми, причем, ни одна его шутка не повторяется дважды. Игра-игралка — приз-хватал- ка.

Условия игры : разыгрывается приз — игрушка из «киндер-сюрприза». Участвуют 2 или более человек.

Ведущий.

Вот этот приз достанется тому,

Кто всех внимательнее будет,

Тому, кто ловок и умен

И приз забрать свой не забудет.

Когда услышите «И раз!!!» —

Тогда наступит звездный час.

Начинаем мы игру:

«И три, и два, и...»

Рассмеялся бегемот

И схватился за живот.

Вдруг взорвется он сейчас?!

Быстро прячьтесь все и...

Разве вы не знаете,

Что в игру играете?

Я читаю текст для вас,

Слушайте еще и...

Разлетелся на клочки

Мой дневник с оценкой «три»

Не позорю я свой класс.

Рву его. Вот так — и...

Разъяренный военрук

Не любил зеленый лук,

Надевал противогаз

Быстрее всех ребят и...

Разгулялись наши гости:

Чай и кофе уже просят.

Пошла мама включать газ,

Спичку чиркнула и...

Разговаривать не надо,

Лучше съешьте шоколада.

И РАЗ и навсегда запомни:

Укрепляй зубные корни!

9. Прозвище этого героя в переводе с датского означает «Закрой глазки». (Оле-Лукойе)

Слова: дети, зонтик, сновидения.

Отрывок . «Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, который развертывается над нехорошими детьми; ну, они и спят всю ночь как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне». (Х.-К Андерсен)

Задание . Оле-Лукойе, которого придумал Х.-К. Андерсен, раскрывал над послушными детьми цветной зонтик, и тогда им снились чудесные сны. А вот мамы и бабушки знают другой способ создания благоприятных сновидений — они поют колыбельные песни. Нужно спеть колыбельную «Спят усталые игрушки» (Слова 3. Петровой, музыка А. Островского.)

Спят усталые игрушки, книжки спят,

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы ночью нам приспиться.

Ты ей пожелай баю-бай.

Обязательно по дому в этот час

Тихо-тихо ходит дрема возле нас.

За окошком все темнее,

Утро ночи мудренее,

Глазки закрывай, баю-бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать

Баю-баю, завтра будет день опять.

За день мы устали очень.

Скажем всем — спокойной ночи,

Глазки закрывай, баю-бай...

Литературная викторина «По страницам детских произведений».

Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан.
Литературная викторина по детским произведениям предназначена для детей 9-10 лет. Данный материал можно использовать для внеклассной работы по предметам, в проведении классных часов. Ребята очень любят сказки, всегда знают их много, с удовольствием их читают. И поэтому данная викторина будет им интересна.
Цель: Расширение знаний по произведениям для детей.
Задачи: обобщить знания по детским произведениям; развивать смекалку, находчивость, эрудицию, память; воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: сказочные герои, кроссворд, можно презентацию.

Ход мероприятия.
В викторине участвуют три команды.
Ребята, вы любите сказки? А много ли вы их знаете? А вот сейчас мы это и проверим. Сегодня мы проведём викторину «По страницам детских произведений», по страницам ваших любимых сказок. В конце нашей викторины мы сможем узнать, кто же лучший знаток сказок. Для игры нам надо разделиться на три команды. У меня в мешочке картинки с изображением предметов, которые принадлежали сказочным героям (ключик, тыква, цветок). Дети достают картинки и группируются в команды. Ребята, кому принадлежит ключик? Те, у кого ключик вы команда «Буратино». Кому принадлежит тыква? Вы команда – «Золушка», ну а кому принадлежит цветок? Вы команда - «Дюймовочка». И так мы начинаем нашу викторину.
Конкурс «Волшебные слова».
Итак, наш первый конкурс «Волшебные слова». Вам надо вспомнить какие герои говорили те или иные волшебные слова и в каком произведении.
1. «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля в русской народной сказке «По щучьему велению»)
2. Сивка-Бурка, вещий каурка! Встань передо мной, как лист перед травой. (Иван-дурак в русской народной сказке «Сивка - Бурка»)
3. «Сим – сим откройся!» (Али-баба, в восточной сказке «Али-баба и 40 разбойников»)
4. Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг! Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели! (Женя, в сказке «Цветик- семицветик» В.Катаева)
5. «Раз, два, три. Горшочек вари!» (Девочка, в сказке Братьев Гримм «Горшочек каши»)
6. «Крекс, фекс, пекс» (Лиса Алиса, Кот Базилио, Буратино, в сказке А.Н.Толстого « ключик или Приключения Буратино».
7. «Мутабор» (Калиф, в сказке В.Гауфа «Калиф - аист»)
8. «Кара – барас». (Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)
9. «Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять.» (Федора из произведения К.Чуковского «Федорино горе»)
Конкурс «Удивительные превращения».
Второй конкурс называется «Удивительные превращения». Вам надо вспомнить в кого превращались или в кого были заколдованы герои различных произведений для детей.
1. В кого превращался князь Гвидон в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? (комара, шмеля, муху)
2. В кого превращался великан-людоед в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»? (льва, мышь)
3. В кого превратила старуха-колдунья красивого мальчика Якоба в сказке В.Гауфа? (в карлика)
4. В кого превращались каждое утро 11 братьев-принцев в сказке Х.К.Андерсена? (в сказке «Дикие лебеди» в прекрасных 11 лебедей)
5. В кого превратился гадкий утёнок в сказке Х.К.Андерсена? (в прекрасного лебедя)
6. В нанайской сказке в кого превратилась красивая девочка Айога? (в гусыню)
7. Во что превратилась девочка Снегурочка в русской народной сказке? (в облачко)
8. В кого превращался Иванушка-дурачок в русской народной сказке «Сивка-бурка» влезая в правое ухо, а вылезая в левое? (в доброго молодца, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать)
9. Во что превратилась Русалочка в сказке Х.К.Андерсена? (в пену морскую)
Конкурс «Кто автор».
Наш третий конкурс называется «Кто автор». Каждой команде будет прочитан отрывок из произведения, вам надо угадать автора этого произведения, ну и само произведение.
1. Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи.
Яль на свете всех милее,
Всех румяней и белее… (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
2. Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой. (Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)
3. У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? – слон!
Откуда? – от верблюда.
Что вам надо? – шоколада.
Для кого?
Для сына моего?... (К.Чуковский «Телефон»)
4. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели. (В.Катаев «Цветик-семицветик»)
6. – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе красная?
- Тепло, Морозушка, тепло, батюшка. (Русская народная сказка «Морозко»)
Конкурс «Отгадай загадку».
1. Эта девочка очень мала,
И в цветочке она спала.
Жук танцевал с ней,
Мышка полёвка в норке держала,
Она в страну цветов попала. (Дюймовочка)
2. Этот мальчик очень странный.
Из полена сделан Карло.
И с лисой связался зря
Стать счастливым, так нельзя! (Буратино)
3. Этот малый очень хитр.
Он с хвостом, но знаменит.
В сапогах всегда ходил,
Великана победил. (Кот в сапогах)
4. Девочка эта очень прекрасна,
Но Буратино учила напрасно. (Мальвина)
5. Эта собака Мальвине служила,
А Буратино в чулане закрыла. (Артемон)
Конкурс «В необычной стране»
Следующий конкурс называется «В необычной стране». Вам надо угадать, кто из героев побывал в той или иной необычной, ну или волшебной стране.
1. Кто побывал в королевстве Кривых зеркал? (Оля и Яло в сказке «Королевство кривых зеркал» В.Г.Губарева)
2. Кто из героев отправился в страну Лимпопо? (Доктор Айболит в произведении К.Чуковского)
3. Кто из героев попал в страну дураков? (Буратино в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик»)
4. Кто побывал в стране Лилипутии? (Гулливер в сказке Г.Свифта «Гулливер в стране Лилипутов»)
5. Кто из героев полетел на Луну? (Незнайка из произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»)
6. Кто из героев отправился с друзьями в Изумрудный город к Великому Гудвину? (Элли в произведении А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
Конкурс «Друзья».
В конкурсе «Друзья», вы уже наверное догадались, что надо назвать друзей сказочных героев.
1. Крокодил Гена (Чебурашка)
2. Девочка Герда (мальчик Кай)
3. Карлсон (Малыш)
4. Буратино (Артемон, Мальвина, Пьеро)
5. Дядя Фёдор (кот Матроскин, пёс Шарик)
6. Девочка Элли (Тотошка, Железный Дровосек, Лев, соломенное чучело)
Конкурс «Сказочный кроссворд».


В этом конкурсе вам надо отгадать кроссворд и ответить на вопрос: Кто пишет сказки?(сказочники)
1. Как в русской народной сказке звали девочку, которая превратилась в облачко? (Снегурочка)
2. Кем работал Гена в произведении Э.Успенского в произведении «Крокодил Гена и его друзья»? (крокодилом)
3. Что являлось лучшим лекарством для Карлсона? (варение)
4. Кто из героев сказки отправился на бал в карете из тыквы? (Золушка)
5. Кто в русской народной сказке снёс золотое яичко для деда и бабы? (курочка)
6. При встрече с каким сказочным героем приходиться лить слёзы? (Чиполлино)
7. Назовите главного героя сказок «Лягушка-царевна», «Сивка-бурка»? (Иванушка)
8. Что положили под двадцать тюфеков и двадцать перин для принцессы в сказке Х.К.Андерсена? (горошина)
9. Какой овощ вырастил дед в русской народной сказке? (репка)
10. Какие цветы собирала падчерица в лесу в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)


Молодцы, ребята! Сказки сочиняют сказочники. Всем нам очень нравятся сказки, пусть их будет больше. На этом наша викторина закончилась. Послушаем наше жюри. Награждение победителей.

1

«Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам - города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие...»

Угадай литературного героя!!!

2

«Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила… Снял… свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась.»

Угадай литературного героя!!!

3

«Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.»

Угадай литературных героев!!!

4

«Испугались шпионы мои

И кинулись прочь: человека заслыша,

Так стаей с мякины летят воробьи.

… - снова явились,

Глазенки мелькают в щели.»

Угадай литературного героя!!!

5

«С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле…»

Угадай литературного героя!!!

6

«Она, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке.»

Угадай литературного героя!!!

7

« С тех пор прошла про него слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Привез ему хозяин снасть; и щипчики, и буравчики, и подпилочек.»

Угадай литературного героя!!!

8

«Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, - никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы»

Угадай литературного героя!!!

9

« Крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжинный ум.»

Угадай литературного героя!!!

10

« Куда она идет - все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней - на … - меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает. Идут-идут, остановилась она.»

Угадай литературного героя!!!

11

«Он думал, что там живут на дне маленькие водяные люди. Он знал, какие они были, он их видел во сне и, проснувшись, хотел их поймать, но они убежали от него по траве в колодец, в свой дом. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные; они, должно быть, хотели у него выпить глаза, когда он спал.»

Угадай литературного героя!!!

12

«Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим…»

Угадай литературного героя!!!

13

«Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.»

Угадай литературного героя!!!

14

«Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.»

Угадай литературного героя!!!

15

«С своей стороны он был в восхищении, целый день думал он о новой своей незнакомке; ночью образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение. Заря едва занималась, как он уже был одет. Не дав себе времени зарядить ружье, вышел он в поле с верным своим Сбогаром и побежал к месту обещанного свидания.»

Угадай литературного героя!!!

16

«Развел он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы. Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля свои обрабатывал он по английской методе.»

Угадай литературного героя!!!

17

«Он воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.»

1. Царевна-лягушка

2. Иван-крестьянский сын

3. Царевна из сказки А.С.Пушкина

4. Крестьянские дети из стихотвор. Н.А.Некрасова

5. Герасим из рассказа И.С.Тургенева «Муму»

6. Татьяна из рассказа И.С.Тургенева «Муму»

7. Жилин из «Кавказского пленника» Л.Н.Толстого

8. Вася – сын судьи из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

9. Тыбурций Драб из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

10. Медной горы Хозяйка из сказа П.П.Бажова

11.Никита из рассказа А.П.Платонова «Никита»

12. Васютка из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

13. Ваня из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

14. Падчерица из пьесы- сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

15. Алексей Берестов из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

16. Помещик Муромский (отец Лизы) из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

17. Владимир Дубровский из романа А.С.Пушкина «Дубровский»

к игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их – три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

к ошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.

Игру покидает команда №…..

2 тур

(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

  1. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?
  2. 1. Серебро.
    2. Железо.
    3. Платина.
    4. Золото.

    (У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том…)

  3. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
  4. 1. Быть столбовой дворянкой.
    2. Быть владычицей морской.
    3. Быть вольной царицей.
    4. Новое корыто.

  5. Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.
  6. 2. Урок.
    3. Намек.
    4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

  1. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
    1. Горюшко ты моё.
    2. Пустая твоя голова.
    3. Дурачина ты, простофиля.
    4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.

Из игры выбывает команда № …

3 тур

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Задание 1:

(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
  2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
  3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Задание 2:

  1. Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
  2. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
  3. Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
  4. Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)

Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

  1. “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
  2. “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
  3. “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:

1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

(Слайд 18)

1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.

За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

Попросим жюри объявить результаты III тура…

Выбывают… (им вручаются призы).

В финал вышли …

Финал

ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).