Виды и жанры самодеятельного народного творчества. Их характеристика. Специфические особенности.

Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в своих проявлениях. От того, как отдыхает человек, во многом зависит его самочувствие, здоровье и в конечном счёте его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер отдыха, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Вот почему в числе важных элементов досуга существенное место занимает любительское художественное творчество. Для такого рода занятий всегда найдётся место в школах, средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, во Дворцах и Домах культуры, в сельских клубах и т.д.

Потребность в общении, самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к искусству, побуждает множество людей разного возраста участвовать в самодеятельности. Любительское творчество многообразно, каждый может выбрать тот вид, который ему по душе. Одним близки подвижные и энергичные занятия в танцевальном коллективе, другим - спокойное и неторопливое создание предметов декоративно-прикладного искусства.

Основная задача самодеятельности заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации в сфере досуга.

Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.

Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.

Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства к профессиональному могут быть разными.

Если профессиональное искусство можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.

Самодеятельность по собственной инициативе. Она способствует становлению самостоятельно творческой личности. Творчество не мыслимо без самодеятельности. Она позволяет познать самого себя, развить свои способности. Коллектив художественной самодеятельности – это добровольное объединение любителей (музыки, хореографии, театра и т.д.) основанное на общности интересов и совместной творческой деятельности, способствующей развитию даровании его участников.

Участие в коллективах художественной самодеятельности, осуществления в свободное от работы, учёбы время. Она является активной формой общественной деятельности.

Художественная самодеятельность признана способствовать:

    Расширению кругозора участников, формированию моральных качеств и эстетического вкуса.

    Способствовать дальнейшему развитию массового художественного творчества, широкому вовлечению в него новых участников.

    Культура обслуживает населения.

    Содействовать разумному полноценному досугу, организации их отдыха.

Сегодня художественное самодеятельное и техническое творчество имеют разнообразное содержание и охватывают все виды и жанры:

    Вокальная самодеятельность (хоровое, сольное пение).

    Музыкальная самодеятельность (оркестры, ансамбли и т.д.).

    Театральная самодеятельность (народные театры).

    Хореографическая самодеятельность.

    ИЗО (живопись, прикладное творчество).

    Кинолюбительские.

    Фотолюбительские.

Высшей формой проявления художественной самодеятельности является звание «народный коллектив» и «образцово-показательный».

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ

ФОЛЬКЛОРНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

для работников сферы культуры

г. Дюртюли, 2015г.

Фольклор (от англ. folk-lore -«народная мудрость») – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

Современные культурно-досуговые учреждения могут вести работу по использованию фольклора и других видов традиционного народного творчества в нескольких направлениях.

1. Культурно-досуговые учреждения должны ориентировать людей, особенно молодежь, на усвоение духовных ценностей, содержащихся в народном художественном творчестве, для чего нужно как можно шире использовать фольклор и народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство в художественно-массовой работе.

2. Культурно-досуговые учреждения призваны способствовать поиску, собиранию, сохранению и изучению произведений традиционного народного творчества, для чего необходимо организовывать поисково-исследовательские объединения этнографов, любителей народного искусства, любителей фольклора, краеведов, любителей истории.

3. Работники культурно-досуговых учреждений должны выступать организаторами непосредственного художественного творчества в традиционных фольклорных формах, что возможно в рамках коллектива художественной самодеятельности, использующего фольклор и народное изобразительное искусство в своей работе.

Когда фольклор используется в работе самодеятельных художественных коллективов, то его освоение идет таким путем:

собирание - творческая переработка - исполнение - создание.

В результате такого освоения происходит всестороннее творческое развитие участников самодеятельных коллективов, осуществляется воспитательное воздействие на зрителей и слушателей, присутствующих на концертах, а также развитие самого народного художественного творчества.

Современный фольклорный коллектив

Современный фольклорный коллектив – это художественно-творческая группа, основу репертуара которой представляют произведения традиционного фольклора, воспринятые от аутентичных исполнителей непосредственно или опосредовано через технические средства. Фольклорный ансамбль представляет одну или несколько локальных (местных) певческих, хореографических, инструментальных фольклорных традиций (одна из них в некоторых случаях является базовой). Аутентичными группами являются преимущественно сельские исполнители традиционной народной музыки, носители локальной традиции народной культуры, передающие и воспринимающие ее устным способом из поколения в поколение и сформированные под влиянием трех факторов: преемственности, вариативности, отбора среды.

Исполнение народной песни на сцене – один из эффективных способов пропаганды фольклорных традиций. Перенесение музыкально-песенного фольклора на сцену всегда сложно, так как сценический вариант народной песни оторван от исконной среды рождения и развития. При воспроизведении музыкально-песенного фольклора возникает необходимость учитывать законы, которые выработаны другими сценическими жанрами, в частности драматическим искусством. Большой режиссерской работы требует интерпретация традиционных обрядов и сцен народных гуляний, в них происходит соединение всех видов народного искусства: пения, танца, драматического действа. В работе над сценическим воплощением музыкально-песенного фольклора перед руководителем выдвигаются как хормейстерские задачи, так и требования знания законов театрализации. Эти законы диктуют,

во-первых, формирование художественного образа через выявление конфликта, который выражается во взаимоотношениях героев поэтического текста, в их личных переживаниях.

Во-вторых, организацию сценического действия через систему выразительных средств театрального искусства.

Основные методы работы с фольклорным коллективом

В своей деятельности руководители большинства самодеятельных фольклорных коллективов сталкиваются, с одной стороны, с проблемами, касающимися вокальной техники с другой стороны с проблемами фольклористического плана, как разработка и реконструкция фольклорно-этнографических материалов, освоение особенностей звучания и говора той или иной локальной традиции, специфика внедрения элементов народных традиций в современную культурную жизнь, особенности показа фольклорных образцов и обрядовых фрагментов на сцене и т.д.

Различия фольклорных традиций разных районов касаются не только репертуара певческих деревенских ансамблей, но главным образом особенностей поэтического диалекта (говора), музыкальных закономерностей фольклорных образцов (фактура, ритмика, интонационный строй, исполнительские приемы), видов хореографического движения, структуры обрядовых комплексов и т.д. Именно поэтому на современном этапе самое пристальное внимание должно быть направлено на выявление специфических закономерностей местных традиций одного района, сельсовета и даже одной деревни.

В зависимости от типа учреждения, на базе которого организован, фольклорный коллектив может решать ряд следующих задач:

– научно-исследовательские: изучение стилевых закономерностей локальных традиций местности, реконструкция и восстановление форм музыкально-песенного фольклора, хореографических и обрядово-ритуальных форм традиционной культуры (коллективы, созданные при научно-исследовательских и образовательных учреждениях);

– учебно-методические: выработка методов восстановления традиционного фольклора в современных условиях, оказание учебно-методической помощи самодеятельным фольклорным коллективам в рамках семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации (коллективы, созданные при РДК);

– художественно-творческие: реализация восстановленных форм традиционной музыкальной культуры в современном обрядово-бытовом контексте и художественной практике (традиционные обряды, праздники, гуляния и пр., концертно-лекторская, просветительская деятельность) (все виды фольклорных коллективов).

Методы работы фольклорного коллектива, ставящего своей основной задачей реконструкцию и восстановление народно-песенных традиций, формируются в процессе углубленного изучения содержательных и формообразующих закономерностей явлений фольклора. В первую очередь, в процессе изучения песенных традиций перед участниками коллектива ставится задача максимально полного овладения разнообразными “языками” традиционной музыкально-песенной культуры – словесным, музыкально-исполнительским, хореографическим. При решении этой задачи основным принципом работы должен быть постоянный “контакт” с этнографическим первоисточником – работа с экспедиционными записями подлинных фольклорных образцов, а также, по возможности, общение с самими носителями традиции. Владение музыкальным языком народной песни подразумевает знание максимально полного корпуса возможных вариантов (мелодических, ритмических, фактурных и пр.) одной и той же песни, жанра в рамках местной традиции и умение свободно ими пользоваться в процессе пения. В изучение хореографического языка местной традиции входит выявление особенностей и типов хореографического движения (хороводов, плясок), пластики, “языка” жестов и пр.

В фольклорном ансамбле (как и в этнографическом) запевала не есть солист, он – “заводила”, от которого зависит начало песни или даже каждой песенной строфы. Вместе с тем остальные участники ансамбля – равноправные “делатели” песни; от каждого из них в полной мере зависит качество исполнения и его соответствие той или иной ситуации (обрядовой, праздничной и др.), тонус коллективного звучания, эмоциональное состояние всего ансамбля, а также его энергетическое “поле” и многое другое.

Одной из сложных проблем, с которой сталкивается большинство фольклорных коллективов, является показ в сценических условиях фольклорных образцов, а тем более постановка фрагментов обрядовых комплексов. Сценическое воплощение фольклорного явления всегда вторично по отношению к естественной ситуации его бытования – обрядовой или праздничной. Если коллектив стремится к достоверности своего исполнения, к соответствию традиции, то несомненно хотя бы на первоначальном этапе освоения фольклорных образцов он должен искать возможность реализации их в естественной обрядово-бытовой ситуации – на свадьбе, в обрядах календарного цикла, на общинных (деревенских или городских) праздниках и гуляниях, в сфере семейного общения и т.д.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

В данном разделе интернет портала артистов Artist.ru «Фольклор» представлена информация от артистов и творческих коллективов, работающих в жанре русского фольклора.

Народный фольклор представляет собой народное творчество, по средствам которого можно понять психологию народа в настоящие дни. Как правило, в произведениях народного фольклора отражены важнейшие ценности человека и его жизни: семья и труд, общественный долг и любовь к родине. Знание народного фольклора той или иной страны, даст представление об ее народе и истории, а также культуре. Пригласив на организуемый вами праздник фольклорный ансамбль, тем самым вы культурно обогатите проводимое мероприятие.

Фольклорные ансамбли Москвы

Фольклорные ансамбли Москвы могут исполнить самые разнообразные программы: фольклор для детей и музыкальный фольклор, современный фольклор и свадебный. Незаменимым окажется русский народный фольклор при организации развлекательной шоу-программы для иностранных туристов. Иностранцы по достоинству оценят как частушки, потешки и танцы, так лирические русские народные песни. Россия, являясь крупнейшей страной в мире богата живым русским народным фольклором. Фольклорные ансамбли Москвы не просто исполняют произведения русского народного фольклора, но и вобрали в себя многовековые традиции их исполнения. Как любое исконно русское застолье не обходится без пения песен, так и праздник сможет обогатиться от выступления на нем фольклорного ансамбля Москвы.

Если вы представляете фольклорный ансамбль Москвы и ищете работу, связанную с участием в праздничных мероприятиях и шоу программах, зарегистрируйтесь на интернет портале Artist.ru, и ваши данные будут доступны в каталоге артистов в разделе «Фольклор». Посетители нашего сайта смогут легко с вами связаться, чтобы пригласить принять участие в праздничном мероприятии.

Коллективы народного искусства. Народное искусство представляет собой древнейший пласт художественной культуры. В настоящее время оно существует в различных проявлениях.

Во-первых, это собственно народное искусство в его подлинном, естественном виде - искусство певцов, инструменталистов, сказителей, народных мастеров ковроткачества, керамики, чеканки, резьбы и т.д.

Во-вторых, это профессиональные формы организации народного искусства, например мастерские и художественно-промышленные комбинаты на базе старинных художественных промыслов, Северный русский народный хор и другие исполнительские ансамбли и коллективы, развивающие национальные и местные художественные традиции. Каждая из таких профессиональных организаций в различной степени связана с подлинно народной основой: в одних случаях можно видеть бережное следование традициям прошлого, в других - вольные обработки народных мотивов.

Формой народного искусства является и самодеятельность, ориентированная на художественную народную культуру. В разных республиках и регионах художественная самодеятельность играла неодинаковую роль в сохранении и развитии народных форм искусства. Так, на Кавказе, в Средней Азии самодеятельность, наследующая национальные традиции, весьма развита и близка к своей первооснове. В некоторых же районах Центральной России внимание к народному искусству было ослаблено. Тенденция освоения городской культуры здесь нередко приводила к тому, что даже в сельской самодеятельности копировались формы развития профессионального искусства (академический хор, театр и др.). Самодеятельность "народного плана" нередко оказывалась эклектичной.

Вместе с тем в стране насчитывается немало районов, где художественная самодеятельность сыграла исключительно важную роль в развитии национальной культуры. Она оказалась средством организации, консолидации элементов народного искусства, базой, на которой вызрели соответствующие профессиональные формы. Так, например, многие малые народности Севера, Приамурья на базе культпросветучреждений развивали национальные формы художественной деятельности. Здесь возникли и самодеятельные и профессиональные национальные ансамбли.

Самодеятельность народного характера - многоплановое явление. Иногда на клубной сцене звучит собственно фольклор. Это происходит, когда народному певцу, сказителю, группе женщин, еще помнящих народные песни, предлагают выступить перед публикой. Привлечение общественного внимания к творчеству народных мастеров - важная задача клубов, особенно в местностях, где молодежь односторонне ориентирована на городскую культуру и без должного уважения относится к местным художественным традициям.

Однако простое перенесение фольклора на сцену еще не решает задачи. Нередко фольклорные номера в концертном исполнении не воспринимаются публикой. Для того чтобы фольклорный материал был понят аудиторией, а исполнители чувствовали себя максимально естественно, необходимо проводить определенную работу, как со зрителями, так и с кружковцами. Фольклору следует посвящать тематические вечера, которые могут строиться как живая беседа ведущего (естественно, знатока местной художественной культуры) с исполнителями. Еще лучше, если на встрече со зрителями воссоздаются посиделки, свадьбы, гуляния. Здесь, конечно, нужен режиссер, хорошо знающий соответствующий обряд. Это не обязательно профессионал. Режиссуру можно поручить признанному умельцу: в среде фольклорных исполнителей всегда есть свои "заводилы", свои авторитеты.

Другим видом самодеятельности, ориентированной на народное искусство, является самодеятельность, ставящая перед собой задачу воссоздания фольклорных произведений. Участники таких коллективов первоначально не являются мастерами или знатоками народного искусства, но хотят овладеть им. Необходимым элементом работы и учебы оказываются этнографические исследования, экспедиции, встречи со знатоками фольклора в естественной для них обстановке.

Еще один вид самодеятельности - коллективы, которые не ставят перед собой задачи точного воспроизведения фольклора, берут его как основу, как мотив и подвергают существенной переработке, осовремениванию, приспосабливают к жизни на эстраде. Это и ансамбли народных танцев, где танцы ставятся клубными балетмейстерами на основе элементов народной хореографии, и оркестры народных инструментов, исполняющие обработки народных мелодий, и вокальные эстрадные группы, находящиеся под воздействием профессиональных вокально-инструментальных ансамблей фолькстиля.

Эффективность работы этой самодеятельности существенно зависит от специальной культуры руководителя. Постановки и аранжировки такого плана могут далеко отходить от подлинников и первоисточников. Здесь не может быть запретов или каких-либо ограничений. Однако следует различать творческую и грамотную разработку народных мотивов от эклектики, а кроме того, не питаться в сознании публики и участников отождествлять это направление в исполнительской самодеятельности с подлинным фольклором.

Таким образом, художественное народное творчество - огромная и чрезвычайно важная сфера работы клуба, требующая истинно творческого подхода. Руководство художественным народным коллективом не может осуществляться на основе жестко предписанной технологии. Но в качестве общей методики управления следует использовать общепедагогическую теорию коллектива, социально-психологическую теорию управления групповой деятельностью.

Термин "коллектив" произошел от латинского collectives - собирательный. Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.

Под коллективами народного художественного творчества понимаются любые формы объединения любителей искусства для реализации в условиях досуга общей художественной цели.

Классификация

- По форме:

Фольклорные:

а) Аутентичные - представляют собой группу односельчан, которые являются носителями традиционного, аутентичного фольклора. Их репертуар фольклорный, заранее не составляется, берется из того, что осталось в памяти. Руководство таким коллективом формальное. Участники собираются стихийно. Коллективы разновозрастные, для них не свойственна концертная ситуация. Способ передачи традиций, умений и навыков художественной деятельности - этнопедагогика.

Этнопедагогика - теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций того или иного народа (этноса).

б) Вторичные . Объединяют заинтересованных людей разных специальностей. Собирают фольклорный материал, участвуют в экспедициях. Функция таких коллективов – сохранение и пропаганда фольклора, поэтому участвуют в творческих показах, культурных мероприятиях. Руководитель чаще всего профессионал. Коллективы могут быть как формально, так и неформально организованными. Коллективы разновозрастные.

Любительские . Характерна добровольная деятельность, демократизм. Цель – реализация творческого потенциала участников коллектива. Репертуар разнообразный, чаще всего произведения зарубежной и отечественной классики. Существуют за счет взносов участников. При выборе репертуара учитываются пожелания участников. Руководитель может быть как профессионалом, так и непрофессионалом, может получать з/п.

Любительство активно развивается с 18 века благодаря реформам Петра 1. На этом этапе появились новые формы массового художественного просвещения и воспитания, опирающиеся на профессиональную педагогику искусства.

Самодеятельные . Развитие данного типа коллективов происходило в годы советской власти. Свойственно государственное финансирование; приоритетный принцип партийности, проявляющийся в грубом и некомпетентном вмешательстве партийно-государственного аппарата в процессы художественного творчества. Создавалось новое, управляемое искусство взамен саморазвивающегося и саморегулирующегося.

В эти годы складывается система профессиональной подготовки руководителей коллективов художественной самодеятельности. Появляется профессиональный, получающий з/п руководитель. Для самодеятельности характерна четкая организация процесса обучения и воспитания. При наборе в коллектив учитываются возраст, творческие наклонности участников.

Становление педагогики художественной самодеятельности, учитывающей специфику деятельности непрофессионалов в сфере искусства.

Педагогика народного художественного творчества - теория и методика педагогического руководства различными формами неспециализированного художественного творчества.

Неспециализированное (непрофессиональное) художественное творчество характеризует современное состояние любительского искусства. Для него свойственны идейно-художественное многообразие, гуманизация. Коллективы неспециализированного художественного творчества по организации, подбору репертуара, статусу руководителя отражают или синтезируют типы, существовавшие до них. Характерно сочетание традиционных видов занятий художественным творчеством и инноваций (наполнение новым содержанием, использование технических средств).

- По виду организации: неформально организованные и формально организованные. Формально организованные: есть общая цель совместной деятельности, разделение функций. Деятельность регламентируется нормативными документами, инструкциями, разработанными вышестоящими инстанциями. Их работа организуется и планируется, оценивается вышестоящими организациями. Профессиональный, получающий з/п руководитель.

Неформальные- это самостоятельные объединения любителей в группы и организации. Образуется в результате инициативы составляющих ее людей. Нечетко выраженная цель. Контроль основан на внутригрупповых традициях, нормах поведения и ценностных ориентациях.

- По формам деятельности : исполнительские (хоры, оркестры, ансамбли, хореографические коллективы, театральные студии), авторские (коллективы и студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства, клубы авторской песни, любительские кино- и фотостудии), искусствоведческие (клубы любителей музыки, театра, кино) и смешанные.

- По видам искусства : инструментальные, танцевальные, вокальные, декоративно- прикладные, театральные, ИЗО и т.д.

- По жанрам , например, танцевальные коллективы: народного, классического, эстрадного, бального танца, смешанные и т.д.

- По формам организации : кружки, студии, ансамбли, объединения и клубы любителей искусства и т.д.

- По возрастным особенностям участников : детские, юношеские, молодежные, смешанные, коллективы ветеранов.

- По времени существования .

Таким образом, за время существования народного художественного творчества сложились различные виды и формы коллективного творчества, которые продолжают развиваться в соответствии с тенденциями времени.