Сандро Боттичелли, произведения которого являют собой бесценное наследие, воплотившее в себя отблески ушедших времен, - выдающийся живописец эпохи Возрождения, яркая фигура на фоне живописцев периода Лоренцо Великолепного.

Биография итальянского художника

Настоящее имя Ботичелли - Алессандро ди Мариано Филипепи. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек».

Флорентиец Сандро Боттичелли, произведения которого вызывают восхищение всего мира, появился на свет в 1445 году в семье дубильщика кожи и был самым младшим сыном. Отец Мариано Филипепи с женой Змеральдой арендовал квартиру, собственная мастерская давала очень скромный доход, поэтому кожевник мечтал удачно пристроить своих сыновей и оставить свое ремесло. В 1458 году Сандро подрабатывал подмастерьем в принадлежавшей его брату ювелирной мастерской. Поднаторев в этом тонком искусстве, требующем уверенности и точности в черчении, вскоре увлекся живописью и через два года записался в ученики к флорентийскому живописцу Фра Филиппо Липпи, у которого проучился до 22-летнего возраста.

Первые уроки Боттичелли

Ценные уроки ювелирного мастерства пригодились художнику в дальнейшем: знаменитые произведения Сандро Боттичелли характеризуются четкостью контурных линий и профессиональным применением золота, использовавшегося в чистом виде для изображения фона либо в качестве примеси к краскам. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. Последний, отвечая взаимностью на столь искреннюю преданность и стремление максимально впитать получаемые знания, постарался дать Боттичелли все, что было в его силах. Стиль первого учителя оказал огромное влияние на стилистику написания картин Боттичелли, в особенности на орнаментальные детали, колорит и типаж лиц.

Далее Сандро, жаждущий новых познаний, стал посетителем мастерской Андреа Верроккио - итальянского скульптора и живописца, человека разностороннего, возглавлявшего бригаду начинающих талантливых художников. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской.

Основные произведения Сандро Боттичелли: "Аллегория Силы"

Первый заказ художник выполнил в 1470 году для зала Торгового суда - городского учреждения, рассматривавшего дела об экономических правонарушениях. Это была картина «Аллегория Силы», изображавшая восседающую на глубоком троне фигуру. Являя в себе воплощение убежденности и нравственной силы, «Сила» Боттичелли своей позой выражает неустойчивость и внутреннюю хрупкость.

1472 год для Сандро ознаменовался зачислением в объединение художников - гильдию Святого Луки, что дало живописцу возможность содержать мастерскую на законном основании, окружив себя помощниками. Одним из учеников Боттичелли был сын бывшего преподавателя - Филиппино Липпи.

Известность флорентийского живописца

К 1475 году Сандро Боттичелли, произведения которого в большинстве своем написаны на библейские и мифологические темы, стал широко известным и востребованным мастером. Художник писал картины для церквей, создавал фрески, постепенно сменяя перенятую от Филиппо грацию и плоскостную линеарность новым осмыслением объемов и более мощной трактовкой фигур. В отличие от своего первого преподавателя, работам которого присуща бледная палитра, свои полотна живописец обогатил ярким колоритом, постепенно приобретавшим все большую насыщенность. Также Сандро Боттичелли, картины которого воплощают в себе дух эпохи Возрождения, для передачи телесного цвета стал использовать охристые тени - прием, ставший чертой его стиля написания полотен.

Известные произведения Сандро Боттичелли

Фото полотен итальянского художника передают огромнейший талант флорентийца, оставившего яркий след в творческом наследии своей страны. Многие работы Сандро Боттичелли относятся к 1470-м годам, хотя не все они имеют точную датировку. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа.

К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Ориентировочно в 1476 году был нарисован портрет брата Лоренцо Великолепного - Джулиано Медичи, убитого во время заговора 1478 года. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи - бесспорными правителями Флоренции. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года.

Индивидуальность стиля Боттичелли

В произведениях периода 1470-х годов можно проследить постепенный рост художественного умения флорентийского автора: в его полотнах исчезли заимствованные стили других художников и стилистические колебания. У Боттичелли появился собственный стиль написания: персонажи его картин характеризуются крепким строением, контурам свойственна энергичность, элегантность и ясность, а драматическая образность достигается сочетанием сильного внутреннего настроя и активного действия.

Эти составляющие присутствуют во фреске «Св.Августин» (1480). Художник был силен в написании натюрморта. Предметы, присутствующие в его картинах, изображены точно и ясно, выражая умение автора правильно улавливать сущность формы. При этом они не выходят на первый план, сосредотачивая внимание зрителя на ключевых персонажах. В качестве фона Сандро Боттичелли, картины которого представлены в самых знаменитых мировых галереях, использовал готические церкви, стены замков, достигая таким образом живописный романтический эффект.

Фрески для Сикстинской капеллы

Свои заказы Сандро Боттичелли, произведения которого приводят зрительскую аудиторию в полный восторг, в основном получал во Флоренции. Одна из самых известных картин - «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Полотно, торжественно помещенное на одной из церковных колонн в январе 1474 года, прочно утвердилось в художественной панораме Флоренции. В 1481 году Сандро Боттичелли вместе с Доменико Гирландайо и Козимо Росселли получил приглашение от папы Сикста IV в Рим для написания фресок на боковых стенах только что возведенной Сикстинской капеллы.

В выполненных работах «Исцеление прокаженного и искушение Христа», «Наказание Корея» и «Сцены из жизни Моисея» автор виртуозно решил проблему трактования сложной богословной программы: в полной мере используя композиционные эффекты, истолковал ее живыми, ясными, легкими драматическими сценами.

Мифологическое веяние в полотнах Боттичелли

Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Это время было пиком славы Боттичелли: клиенты толпами шли в его мастерскую, поэтому часть заказов исполняли ученики мастера, в то время как сам он брался за сложные и престижные заказы.

В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. Сюжеты этих полотен, в которых ясно чувствуется воздействие античного искусства и отличное знание классической скульптуры, навеяны мифологией.

"Рождение Венеры"

«Рождение Венеры» символизирует миф о соединении материи и животворного духа, вдыхающего в нее жизнь. Совершенствование человеческого рода воплощено в фигуре Оры, протягивающей богине плащ скромности - исторический момент, который очень четко и проникновенно запечатлел итальянский мастер Сандро Боттичелли.

Картины, список которых достаточно обширен, на поздних этапах стали характеризоваться признаками некоторой манерности, так сказать, самолюбованием собственного мастерства. Для нарастания психологической выразительности идет на нарушение пропорций фигур. Известно, что Боттичелли часто заказывали эскизы для гравюр и тканей, но до нашего времени дошла лишь малая часть этих рисунков.

Знаменитые полотна итальянца

Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св. Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. В произведении чувствуется определенный отход от совершенства пропорций, нарастание напряженности, усиление резкости цвета - некоторое изменение стиля, присущего Сандро Боттичелли.

Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Художественное олицетворение этого исторического факта несет в себе общечеловеческий смысл: понимание слабости женщины, сочувствие к одиночеству и сдерживаемому ею отчаянию, глухой барьер в виде толстой стены и запертых ворот.

Последние годы жизни итальянского художника

В 1493 году Боттичелли похоронил своего любимого брата Джованни, Флоренция в это время прощалась с Лоренцо Великолепным. В городе - бывшей колыбели гуманистической мысли - звучали революционные речи Савонароды. наступил в жизни Сандро Боттичелли. Картины, описание которых характеризуется глубокой печалью и тоской, выражают полный упадок в настроении автора. Проповеди Савонароды о грядущем конце света привели к тому, что народ в феврале 1497 года на центральной площади устроил огромный костер, в котором сжигал ценные произведения искусства. Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. В языках пламени он сжег несколько своих эскизов, хотя точных свидетельств этого поступка не имеется. Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен.

К концу своей жизни Боттичелли был очень одинок, стал немощен и сильно болел. По словам современников, художник был способен передвигаться только при помощи костылей. Его былая слава осталась в прошлом, перестали поступать заказы: менялись времена, на смену пришла новая эра искусства. Художник никогда не был женат и не имел детей. Умер Сандро Боттичелли в полном одиночестве в 1510 году.

Скорее всего, не все знают имя Сандро Боттичелли – великого итальянского художника, представителя эпохи раннего Возрождения, но его произведение «Рождение Венеры» знают практически все. Оно отмечено одухотворенной поэзией, любованием красотой женского лица и тела, которые царят над временем и пространством.

В течение довольно длительного времени его творчество было несправедливо забыто, но уже в 19 веке французские художники во многом подражали мистически настроенному итальянцу и создали новый образ, к которому мы и сейчас испытываем восхищение и преклонение перед чудесным даром художника.

Биография живописца

Алессандро ди Мариано Филипепи родился в середине 15 века во Флоренции, родине южного Ренессанса, в семье ремесленника – кожевника. Вскоре после смерти отца его дело перешло к старшему брату маленького Алессандра, прозванного «Бочонок» (Боттичелли) из-за его пивного живота или сильной склонностью к винопитию.

От старшего брата смешное прозвище получили и все четыре младших. Благодаря усилиям старших братьев будущий известный художник получил образование в доминиканском монастыре.

Одной из первых профессий, полученных Сандро, была уважаемая и весьма востребованная в то время профессия ювелира. Она научила художника правильному нанесению золотистых и серебристых оттенков в пейзажи своих картин. Кстати, некоторые исследователи искусства эпохи Возрождения считают, что имя «Боттичелли»- означает –серебряных дел мастер.

Средний брат Антонио стал известным ювелиром, а Алессандро решил посвятить свою жизнь живописи. В 1470 году молодой художник получил свой первый заказ от монастыря Святого Доминика: ему поручили изобразить аллегорию Силы для галереи христианских добродетелей. Картина была помещена в зале суда торговой палаты. Уже через год о молодом живописце заговорили во всей Италии.

Его Святой Себастьян, написанный для церкви Святой Марии Марджоре, истинно добродетелен, через прекрасные черты лица юного христианина Сандро показал его душу, чистую и невинную. Все произведения художника пронизаны горячей верой и непоказной любовью к Богу. Они сочетают в себе непревзойденное мастерство и духовную наполненность и непринужденность.

В этом же году он показывает себя искусным реставратором, восстанавливая полностью утраченную фреску в капелле Коронования Божьей Матери.

В 1470-м году живописец сблизился со знатной семьей Медичи, которые окружили себя знаменитыми поэтами, музыкантами, философами и живописцами. Так называемый «медицейский кружок» проповедовал философию Платона, т.е. субъективный идеализм.

Они верили в бессмертную душу, наделенную талантами и способностями, которые душа может сохранять и после смерти и передавать новому владельцу. Этим и объясняется появление гениальных произведений искусства, а также интуитивного знания.

Лучшие произведения художника

Одним из лучших произведений Сандро Боттичелли считается «Поклонение волхвов», созданное после 1470-го года. Она посвящена самому главному празднику христиан – Рождению Иисуса Христа.


Картина Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов»

В образах восточных волхвов, пришедших поклониться Мессии, живописец изобразил членов семьи Медичи, а также и самого себя, стоящим в правом нижнем углу произведения. Яркие и легкие тона картины словно наполнены воздухом и внушают благоговейный трепет и божественную радость.

Одним из самых загадочных произведений художника считается полотно «Весна», датируемая 1475-1480 гг. Картина была создана для Лоренцо Медичи, близкого друга и мецената Сандро Боттичелли.


Картина Сандро Боттичелли «Весна»

Картина написана в совершенно новом для того времени стиле, удачно сочетающем и античность, и христианство, и новые черты Возрождения.

Античный стиль показан представителями мифов и легенд Древней Греции: Бог Зефир, легкий ветер, похищает нимфу – хозяйку полей и лугов Хлориду. Три изящные грации в образе нимф или наяд напоминают о трех христианских добродетелях: целомудрии, покорность и наслаждение, а также вечную любовь.

Меркурий, бог торговли, дорог и мошенничества, срывает с дерева яблоко и невольно напоминает нам о Парисе, отдавшем яблоко богине красоты и любви Афродите. А сама богиня словно летит, не касаясь ногами земли, ее образ легкий и воздушный, и в то же время соблазнительный и пленительный, напоминает о страстной любви и плотской страсти.

В центре полотна изображена Мадонна – Царица Небесная, Богоматерь, возведенная в ранг Богов, и сияющая своей добродетелью и красотой на всю Вселенную. Для всех Дева Мария считается образцом всех женщин, идеалом всех рыцарей, «Прекрасной Дамой», которая вдохновляет всех людей искусства на создание ее образа.

Этим смешением мифов и эпох живописец показывает нам, что люди одинаково во все эпохи любят и мечтают, страдают и стремятся к счастью. И эталоны искусства, и нормы прекрасного не меняются, ибо Вечная красота всегда привлекает к себе все сердца.

Чудесное произведение наполнено светом, радостью и миролюбием. Глядя на него, чувствуешь, что маленькие амуры в реальности посылают свои любовные стрелы во все сердца. Долго не можешь оторвать взгляд от замерших по воле художника фигур на полотне, таких живых и словно на мгновение застывших в изящных позах.

Жемчужина творения

Всемирно известная картина «Рождение Венеры», написана в 1484 году и в настоящее время она находится в галерее Уффици во Флоренции.


Картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Среди безбрежного простора лазурного неба и бирюзового моря из пены морской появилась прекрасная Венера, стоящая на перламутровой раковине. Бог западного ветра Зефир своим дуновением помогает вечно юной богине пристать к берегу, а богиня Ора дарует ей бесценный плащ, расшитый цветами и травами.

Вся земная природа ожидает появления богини Любви и Красоты, к ногам ее летят белые розы, а картина освещена лучами восходящего солнца. Ассоциация раннего утра и рождения богини указывает на то, что любовь и нежность всегда юны и востребованы людьми.

Не известно, кто была натурщица художника, но лицо богини с изумительно красивыми чертами кротко, немного печально и смиренно. Длинные золотистые локоны развевает ветер. А поза женщины напоминает позу известной скульптуры Венеры Стыдливой, созданной в 5 веке до н.э.

Последние годы жизни

В конце 1490-х годов скончался Луиджи Медичи, и правлению этой династии пришел конец. К власти пришел заклятый враг этого семейства монах-доминиканец Джироламо Сованарола, который ранее гневно упрекал правящую династию в роскоши и разврате.

Некоторые исследователи творчества эпохи Возрождения считают, что Сандро Боттичелли стал «новообращенным», поскольку резко меняется стиль его творчества.

Но власть монаха Сованаролы была скоротечной, в 1498 году его обвинили в ереси и казнили через сожжение на костре. Но к этому времени слава великого живописца меркнет. Современники пишут, что он «обеднел и зачах», не мог ходить и прямо стоять, поэтому работал очень мало. Произведения, созданные в последние годы жизни – это «Мистическое рождество», «Брошенная», фрески посвященные святым римлянкам, первым христианкам Лукреции и Виргинии.

После 1504 года художник совсем перестал прикасаться к кисти, и если бы не помощь его друзей и близких, то попросту бы умер с голоду.

Портрет молодой женщины - Сандро Боттичелли. 1480-1485. Тополь, темпера и масло. 82 x 54 см


Свидетели того времени вспоминают, что Симонетта Веспуччи (а на представленном портрете изображена именно она) была едва ли не самой красивой женщиной своего времени. Ею восхищались и дамы, и, разумеется, мужчины, и небогатые художники вроде Боттичелли, и щедрые правители, такие как братья Лоренцо и Джулиано Медичи. «Несравненная», «Бесподобная», «Прекрасная Симонетта» - эти хвалебные эпитеты, адресованные героини портрета, дошли до наших времён.

Сандро Боттичелли не был близко знаком с главной музой его творчества, а именно её мы видим на полотнах , но это не мешало живописцу восхищаться её красотой. Она никогда не позировала мастеру – он воссоздавал её образ всегда по памяти, и многие работы написаны были уже после смерти роковой красотки Ренессанса (Симонетта ушла из жизни в 23 года от чахотки). Примерно через 5-9 лет после трагического события, в период с 1480 по 1485 года был создан и этот замечательный портрет.

Перед зрителем предстаёт красивый профиль юной девушки. Изящный силуэт, написанный с аккуратностью и вниманием к каждой детали, отсылка к традиционным портретам Филиппо Липпи. Однако Боттичелли удалось психологизировать свой образ даже в рамках довольно строгой традиции. Создав из своей модели некий идеальный образ, живописец всё же зашифровал отсылки к личности портретируемой. Нужно лишь уметь их рассмотреть.

Взгляд у героини внимательный и серьёзный. Историки до сих пор не пришли к однозначному выводу, была ли девушка любовницей Джулиано Медичи или позволяла себе лишь гордо нести звание «дама сердца», согласно традициям «куртуазной любви» того времени. Хотя намёк на Медичи здесь присутствует – это ожерелье с медальоном на шее мадам Веспуччи. Доказано, что камея в медальоне принадлежала к коллекции драгоценных камней Медичи. Непокорные кудри также могут быть намёком на страстность натуры Симонетты.

Справедливости ради, нужно отметить, что личность героини картины Боттичелли – это догадки искусствоведов уже более позднего периода, ведь сам мастер нигде не обмолвился о том, как звали его муз-вдохновительниц. По поводу этой работы существует ещё одно неожиданное мнение, что картина вовсе не принадлежит Сандро-«Бочонку», а выполнена его современником Якопо Дель Селлайо или другим каким-то художником из мастерской Боттичелли.

Так или иначе, нам хочется верить, что на этом полотне изображена неподражаемая Симонетта и воспел её никто иной, как великий итальянец Боттичелли. Пусть будет так…

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 13.10.2016 19:14 Просмотров: 3500

«Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло «настоящее» (А. Бенуа).

Настоящее имя художника – Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи . Родился он в простой семье – его отец был дубильщиком кожи, но воспитывал его старший брат Антонио, который был замечательным ювелиром. Из-за своей полноты он был прозван «Боттичелло» (бочонок), это прозвище и перешло к Сандро. Но существует мнение, что это прозвище Боттичелли получил за особенности своей фигуры. Впрочем, это не имеет никакого отношения к его творчеству.
Сандро Боттичелли (1445-1510) – знаменитый итальянский художник Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Первое, что бросается в глаза при взгляде на картины Боттичелли, – это их одухотворённость и тонкий колорит. Считается, что Боттичелли создал около 50 картин.
Сандро учился, как и все дети его времени, а затем стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио. Но долго в ней не задержался и около 1464 г. перешел в ученики к Филиппо Липпи , одному из известных художников того времени.

Влияние Филиппо Липпи

Творчество Филиппо Липпи оказало на Боттичелли очень большое влияние, и при внимательном взгляде на картины этих художников это влияние очевидно. Например, поворот лица в три четверти, декоративность рисунка драпировок, рук, склонность к детализации, лиричность созданных образов. Но главное – колорит. Он как бы мягко светится. Вот, для сравнения, картины Ф. Липпи и С. Боттичелли.

Ф. Липпи. Алтарь Новициата. Уффици (Флоренция)

С. Боттичелли «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1465-1470)
Интересный факт: сначала Боттичелли был учеником Липпи, а затем сын Липпи стал учеником Боттичелли.
Художники сотрудничали до 1467 г., а затем пути их разошлись: Филиппо уехал в Сполето, Боттичелли остался во Флоренции и открыл там свою мастерскую в 1470 г.

Произведения на религиозные и мифологические темы (ранние работы)

Боттичелли был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. А это имело большое значение, т.к. Ме́дичи, олигархическое семейство, известны как меценаты самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. Представители этого семейства с XIII по XVIII вв. неоднократно становились правителями Флоренции.
Из произведений С. Боттичелли второй половины XV в. хочется выделить несколько.

С. Боттичелли. Диптих об истории Юдифи

Юдифь – ветхозаветный персонаж, еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Когда войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город.
Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».
Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине.

С. Боттичелли «Возвращение Юдифи» (1472-1473)
Юдифь сопровождает её служанка. Девушка держит в руке огромный меч, лицо ее сосредоточенно и печально, ноги босы, она решительным шагом идёт домой – служанка еле поспевает за её быстрым шагом, придерживая рукой корзину, в которой находится голова царя Олоферна.
Боттичелли не показывает Юдифь как красивую и соблазнительную девушку (так изображали её многие художники), он отдает предпочтение героическому моменту в жизни Юдифи.

С. Боттичелли «Святой Себастьян» (1474)

Себастья́н (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. Родственники и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, и в один момент Марк и Маркеллин стали колебаться, но поддержать осуждённых пришёл Себастьян, его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».
Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами, и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. По приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке Лукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление.
На картине Боттичелли Себастьян спокоен, он не боится смерти; кажется, что стрелы, вонзившиеся в его тело, совершенно не волнуют героя. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания.

С. Боттичелли «Поклонение волхвов» (ок. 1475). Галерея Уффици (Флоренция)

В образе волхвов Боттичелли изобразил трёх членов семейства Медичи: Козимо Старшего, преклонившего колени перед Девой Марией, и его сыновей Пьеро ди Козимо (коленопреклонённый волхв в красной мантии в центре картины) и Джованни ди Козимо рядом с ним. Ко времени написания картины все трое были уже мертвы, Флоренцией управлял внук Козимо – Лоренцо Медичи. Он также изображён на картине вместе со своим братом Джулиано.

Автопортрет самого Боттичелли выполнен в образе белокурого юноши в жёлтой мантии у правого края картины.
Д. Вазари так отзывался об этой картине: «Невозможно и описать всю красоту, вложенную Сандро в изображение голов, повернутых в самых разнообразных положениях – то в фас, то в профиль, то в полуоборот, то, наконец, склоненных, а то еще как-нибудь иначе, – невозможно также описать и все разнообразие в выражениях лиц у юношей и у стариков со всеми отклонениями, по которым можно судить о совершенстве его мастерства, – ведь даже в свиты трех царей он внес столько отличительных черт, что легко понять, кто служит одному, а кто – другому. Поистине произведение это – величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».
В это время Боттичелли пишет замечательные портреты.

С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. 1475). Уффици (Флоренция)
Картина написана на деревянной доске темперой. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г.
Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным).

С. Боттичелли «Портрет молодой женщины» (1476-1480). Берлинская галерея
Этот портрет Боттичелли создаёт в соответствии с принципами Ф. Липпи, своего учителя – он возвращается к строгому профилю с изящным силуэтом и жёсткой рамой, нишей или окном. Портрет идеализирован, приближен к собирательному образу.
Кто же была моделью? Ответ дать затруднительно. А предположения такие: Симонетта Веспуччи (тайная любовь и модель Боттичелли и возлюбленная Джулиано Медичи); мать или жена Лоренцо Медичи (Великолепного).

В Риме (1481-1482)

К этому времени Боттичелли стал очень известным художником не только во Флоренции, но и за её пределами. Заказы его были весьма многочисленны. Папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце, также пожелал, чтобы её расписал Сандро Боттичелли. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино он украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело.
Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.

С. Боттичелли «Искушение Христа» (1482)

Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Слева дьявол под личиной отшельника уговаривает постящегося Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод. В центре дьявол пытается заставить Иисуса спрыгнуть с вершины Иерусалимского храма, чтобы испытать обещание Бога об ангельской защите. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу. Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить Сыну Божьему.
На переднем плане юноша, исцелённый от проказы, приходит к верховному жрецу Храма заявить о своём очищении. В его руках жертвенная чаша и кропило. Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был воскрешён.
Некоторые фигуры переднего плана являются портретами современников автора.

Картины Боттичелли светской тематики

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли – «Весна» («Примавера»).

С. Боттичелли «Весна» (1482). Галерея Уффици (Флоренция)
На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. Цветы, по утверждению ботаников, воспроизведены с фотографической точностью, но среди них не только весенние, но и летние, и даже зимние цветы.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, он преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; сама богиня цветов Флора щедрой рукой разбрасывает розы.
Центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Над Венерой расположен Амур с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки.
Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями. Боттичелли изобразил его охранником сада с мечом.
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.
Существует множество интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.
Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры».

С. Боттичелли «Рождение Венеры» (1482). Уффици (Флоренция)

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи.
Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты. Читайте в статье «Олимпийские боги»). Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.
В позе Венеры явно прослеживается влияние классической греческой скульптуры. Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты.
Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Художник никогда не пользовался трафаретными приёмами, поэтому его картины волнуют и современного зрителя.

Религиозные картины С. Боттичелли 1480-х годов

Религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.

«Мадонна Магнификат» (1481-1485) стала прославленной ещё при жизни художника. На картине изображено Коронование Богоматери двумя ангелами в облике отроков. Трое других ангелов держат перед ней открытую книгу, в которую Мария вписывает славословие, начинающееся со слов: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»). На коленях Марии – младенец Иисус, a в левой руке она держит гранат, символ Божьего милосердия.

Поздние работы Сандро Боттичелли

В 1490-х годах художник находился в тяжёлом нравственном состоянии. Смерть Лоренцо Великолепного, захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы, которым сочувствовал Боттичелли, – всё это сильно воздействовало на его сознание. Его картины этого периода полны драматизма, тоски и безнадёжности («Покинутая», «Оплакивание Христа», «Клевета» и др.).

С. Боттичелли «Покинутая» (ок. 1495). Рим, собрание Паллавичини
Одинокая молодая женщина изображена в великом горе и смятении чувств. Скорченная фигурка на фоне глухой стены – и больше ничего нет в этой даже для Сандро необычайной и странной картине. Кто она, эта женщина? Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Рубашки распластаны на ступенях как трупы... «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.

С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)
Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. Иосиф изображён с терновым венком в руке. Взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил в новом своем гробе, который высек в скале – в том гробе, который Иосиф, предчувствуя собственную смерть, приготовил себе самому.
Боттичелли поместил все фигуры очень близко друг к другу и у краёв картины. Они как бы образуют крест и единство над телом Христа.
Иоанн Богослов прижался к Деве Марии, ведь Христос завещал любимому ученику относиться к ней, как к матери. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа...
Боттичелли умер 17 мая 1510 г. Похоронен на кладбище церкви Всех святых во Флоренции.
В творчестве Боттичелли ярко воплощены черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности, одухотворенности, красоты. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения.

Сандро Боттичелли, (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя — Алессандро ди Мариано Филипепи Alessandro di Mariano Filipepi; 1445 г. - 17 мая 1510 г.) - итальянский живописец тосканской школы.

Биография Сандро Ботичелли

Сандро Боттичелли - итальянский живописец тосканской школы.

Представитель Раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», около 1477-1478; «Рождение Венеры», около 1483-1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495). Рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты («Джулиано Медичи»).

Алессандро ди Мариано Филипепи родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника Мариано ди Ванни Филипепи и его жены Смеральды. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Это прозвище распространилось и на других братьев. (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы. Сначала, будущего художника, вместе со средним братом Антонио, отдали учиться ювелирному мастерству. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его.

Четкость контурных линий и умелое применение золота, приобретенное им в бытность ювелиром, навсегда останутся в творчестве художника.

Антонио стал хоршим ювелиром, а Алессандро окончив курс обучения, увлекся живописью и решил посвятить себя ей. Семья Филипепи пользовалась уважением в городе, что, позже, обеспечилo его внушительными связями. По соседству жила семья Веспуччи. Один из них, Америго Веспуччи (1454-1512), известный торговец и исследователь, именем которого названа Америка. В 1461-62г по совету Джорджа Антонио Веспуччи, он был послан в мастерскую прославленного художника Филиппо Липпи, в Прато, город в 20км от Флоренции.

В 1467-68г, после смерти Липпи, Боттичелли возвращается во Флоренцию, многому научившись у учителя. Во Флоренции молодой художник, учась у Андрео де Верроккио, где в это же время учится Леонардо да Винчи, становится известным. К этому периоду относятся первые самостоятельные работы художника, с 1469 года работавшего в доме отца.

В 1469 году Сандро был представлен Джорджем Антонио Веспуччи влиятельному политику и государственному деятелю Томмазо Содерини. С этой встречи в судьбе художника происходят крутые перемены.

В 1470 году он получает, при поддержке Содерини, первый официальный заказ; Содерини же сводит Боттичелли со своими племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. С этого времени его творчество, а это период расцвета, связано с именём Медичи. В 1472-75гг. он пишет две маленькие работы, изображающие историю Юдифи, видимо предназначавшиеся для дверок шкафа. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори(Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны, излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г, исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. Флоренция времен правления Медичи была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Он состоялся на площади Санта-Корче, его главным героем должен был стать младший брат Лоренцо Великолепного, Джулиано. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады на штандарте Джулиано. После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи и свое место в официальной жизни города.

Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного. Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. Еще в ранней молодости Боттичелли приобрел опыт в писании портретов, этого характерного испытания мастерства художника. Став известным во всей Италии, начиная с конца 1470-ых, Боттичелли получал все более выгодные заказы от клиентов вне Флоренции. В 1481 Римский папа Сикст IV пригласил живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли в Рим, чтобы украсить фресками стены папской часовни, названной «Сикстинской капеллой «. Живопись стен была выполнена в течение удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля 1481г до мая 1482г. Боттичелли выполнил три сцены. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда. За это время во Флоренции произошли важные события, которые повлияли на настроение, присущее этому произведению. Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Однако за время, прошедшее от начала работы до ее завершения, прекрасная Симонетта скоропостижно умерла, а сам Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит.

Это отразилось на настроении картины, внеся в нее ноту грусти и понимания быстротечности бытия.

«Рождение Венеры» написано несколькими годами позже «Весны». Неизвестно, кто из семейства Медичи был ее заказчиком. Примерно в это же время Боттичелли пишет эпизоды из » Истории Настаджио дельи Онести » (Боккачио «Декамерон»), «Паллада и Кентавр» и «Венера и Марс». В последние годы своего правления Лоренцо Великолепный, 1490г призвал во Флоренцию известного проповедника Фра Джироламо Савонаролу. Видимо, этим Великолепный хотел укрепить в городе свой авторитет.

Но проповедник, воинствующий поборник соблюдения церковных догм, вошел в резкий конфликт со светской властью Флоренции. Он сумел приобрести в городе много сторонников. Под его влияние попало немало талантливых, религиозных людей искусства, не устоял и Боттичелли. Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Если предыдущие мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная, с глазами полными слез, женщина, много изведавшая и пережившая. Художник стал больше тяготеть к религиозным сюжетам, даже среди официальных заказов его в первую очередь привлекали картины на библейские темы. Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров. Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли. В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного.

По всему городу звучали пламенные речи Савонаролы. В городе, бывшем колыбелью гуманистической мысли Италии, произошла переоценка ценностей. В 1494 году из города был изгнан наследник Великолепного, Пьеро, и другие Медичи. В этот период Боттичелли продолжал испытывать большое влияние Савонаролы. Все это сказалось на его творчестве, в котором наступил глубокий кризис. Тоской и печалью веет с двух «Оплакиваний Христа» Проповеди Савонаролы о конце света, Судном дне и Божьей каре привели к тому, что 7февраля 1497г., тысячи людей устроили на центральной площади Синьории костёр, где сжигали ценнейшие произведния искусства, изъятые из богатых домов: мебель, одежду, книги, картины, украшения. Среди них, поддавшихся психозу, были и художники. (Лоренцо де Креди, прежний компаньон Боттичелли, уничтожил несколько из своих эскизов с нагими фигурами.)

Ботичелли был на площади и, некоторые биографы тех лет, пишут, что, поддавшись общему настроению, сжёг несколько эскизов(картины находились у заказчиков), но точных свидетельств нет При поддержкой Римского папы Александра VI Савонарола был обвинен в ереси и приговорен к смерти.

Публичная казнь очень подействовала на Боттичели. Он пишет «Мистическое рождение» , где показывает своё отношение к происходящему.

Последние из картин посвящены двум героиням Древнего Рима — Лукреции и Виргинии. Обе девушки, ради спасения чести, приняли смерть, которая подтолкнула народ к смещению правителей. Картины символизируют изгнание семейства Медичи и восстановление Флоренции, как республики. Если верить его биографу, Джорджо Вазари, живописца мучили в конце жизни болезнь и немощь.

Он стал «так сутул, что он был должен идти при помощи двух палок». Боттичели не был женат, детей у него не было.

Умер он одиноким, в 65лет и был похоронен недалеко от монастыря Санта Марии Новеллы.

Творчество итальянского живописца

Его рассчитанное на образованных знатоков искусство, проникнутое мотивами неоплатонической философии, долго не было оценено по достоинству.

Около трёх веков Боттичелли был почти забыт, пока в середине XIX столетия не оживился интерес к его творчеству, который не угасает и по сей день.

Писатели рубежа XIX-XX вв. (Р. Сизеран, П. Муратов) создали романтико-трагический образ художника, который с тех пор прочно утвердился в умах. Но документы конца XV – начала XVI веков не подтверждают подобную трактовку его личности и далеко не всегда подтверждают данные биографии Сандро Боттичелли, написанной Вазари.

К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. Учеником Боттичелли вскоре стал прославившийся позже Филиппино Липпи, сын фра Филиппо, умершего в 1469. 20 января 1474 по случаю праздника св. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».

Аллегория силы Святой Себастьян

В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции).

К числу лучших произведений Сандро Боттичелли 1470-х относится «Поклонение волхвов», где в образах восточных мудрецов и их свиты показаны члены семьи Медичи и близкие им лица. У правого края картины художник изобразил и самого себя.

Между 1475 и 1480 Сандро Боттичелли создал одно из самых прекрасных и загадочных произведений – картину «Весна».

Она была предназначена для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, с которым Боттичелли связывали дружеские отношения. Сюжет этой картины, сочетающей в себе мотивы Средневековья и Ренессанса, не вполне объяснён до сих пор и навеян, очевидно, как неоплатоновской космогонией, так и событиями в семье Медичи.

Ранний период творчества Боттичелли завершает фреска «Св. Августин» (1480, Флоренция, церковь Оньисанти), написанная по заказу семьи Веспуччи. Она составляет пару композиции Доменико Гирландайо «Св. Иероним» в том же храме. Одухотворенная страстность образа Августина контрастирует с прозаизмом Иеронима, наглядно демонстрируя различия между глубоким, эмоциональным творчеством Боттичелли и добротным ремеслом Гирландайо.

В 1481 вместе с другими живописцами из Флоренции и Умбрии (Перуджино, Пьеро ди Козимо, Доменико Гирландайо) Сандро Боттичелли был приглашен в Рим папой Сикстом IV для работы в Сикстинской капелле в Ватикане. Во Флоренцию он вернулся весной 1482, успев написать в капелле три большие композиции: «Исцеление прокаженного и Искушение Христа», «Молодость Моисея» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона».

В 1480-е Боттичелли продолжал работать для Медичи и других знатных флорентийских семейств, выполняя картины как на светские, так и на религиозные сюжеты. Около 1483 вместе с Филиппино Липпи, Перуджино и Гирландайо он работал в Вольтерре на вилле Спедалетто, принадлежавшей Лоренцо Великолепному. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора.

К 1480-м относятся и два лучших тондо (круглых картин) Боттичелли – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе – Флоренция, Уффици). Последняя, возможно, предназначалась для зала аудиенций в палаццо Веккио.

Мадонна Магнификат Мадонна с гранатом

Считается, что с конца 1480-х Сандро Боттичелли находился под сильным влиянием проповедей доминиканца Джироламо Савонаролы, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию.

Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Действительно, трагическое настроение и элементы мистицизма во многих поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Савонарола был сожжен в том же году 29 мая, и существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности. Почти два года спустя, 2 ноября 1499, брат Сандро Боттичелли Симоне записал в своем дневнике: «Алессандро ди Мариано Филипепи, мой брат, один из лучших художников, какие были в эти времена в нашем городе, в моем присутствии, сидя дома у очага, около трех часов ночи, рассказал, как в этот день, в его боттеге в доме Сандро разговаривал с Доффо Спини о деле фрате Джироламо». Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы.

К наиболее значительным поздним работам Боттичелли относятся два «Положения во гроб» (оба – после 1500; Мюнхен, Старая пинакотека; Милан, Музей Польди-Пеццоли) и знаменитое «Мистическое Рождество» (1501, Лондон, Национальная галерея) – единственное подписанное и датированное произведение художника. В них, особенно в «Рождестве», усматривают обращение Боттичелли к приемам средневекового готического искусства, прежде всего в нарушении перспективных и масштабных соотношений.

Положение во гроб Мистическое Рождество

Однако поздние работы мастера не являются стилизацией.

Использование форм и приемов, чуждых ренессансному художественному методу, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира. Один из самых чутких живописцев Кватроченто, Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся кризис гуманистической культуры Возрождения. В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального и субъективного искусства маньеризма.

Одна из самых интересных сторон творчества Сандро Боттичелли – портретная живопись.

В этой области блестящим мастером он зарекомендовал себя уже в конце 1460-х («Портрет мужчины с медалью», 1466-1477, Флоренция, Уффици; «Портрет Джулиано Медичи», ок. 1475, Берлин, Государственные собрания). В лучших портретах мастера одухотворенность и утонченность облика персонажей сочетаются со своеобразным герметизмом, иногда замыкающим их в высокомерном страдании («Портрет молодого человека», Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Современники чрезвычайно высоко ценили его рисунки, и во многих мастерских флорентийских художников они хранились в качестве образцов. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х, и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno).

К выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима, использовав отчасти свои первые композиции. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами, их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными чернилами. Четыре листа раскрашены темперой. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Именно эти иллюстрации особенно ясно дают почувствовать красоту легкой, точной, нервной линии Боттичелли.

По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями».

«Говорят также, – пишет он далее, – что он превыше всего любил тех, о ком знал, что они усердны в своем искусстве, и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. В конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, опираясь на две палки…» О материальном положении Боттичелли в 1490-е, то есть в то время, когда, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. Из них следует, что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с землей и виноградником за воротами Сан-Фредиано. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. О том, что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести, агента правительницы Мантуи Изабеллы д’Эсте, искавшей мастеров для украшения своего студиоло. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине.

В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом.

25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело. Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены. Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари.

Интересные факты: происхождение прозвища «Ботичелли»

Настоящее имя художника — Алессандро Филипепи (для друзей Сандро).

Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. У него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, дело приносило весьма скромный доход, и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, наконец, возможность оставить трудоемкое ремесло.

Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом «portate al Catasto», то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи.

Так в 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный». Четыре брата Филипепи принесла семье значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и лавками.

До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро — «Боттичелли».

Возможно, уличное курьезное прозвище «Botticella», означавшее «Бочоночек», стройный и ловкий маэстро Сандро унаследовал от отечески опекавшего его толстяка-Джованни, старшего брата Сандро, который стал маклером и выполнял роль финансового посредника при правительстве.

Судя по всему, Джованни, желая помочь стареющему отцу, много занимался воспитанием младшего ребенка. Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. Впрочем, как бы мы ни толковали приведенный документ, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. К ювелиру («некоему Боттичелло», как пишет Вазари, человеку, личность которого по сей день не установлена), отправил Алессандро отец, устав от его «экстравагантного ума», одаренного и способного к учению, но беспокойного и до сих пор не нашедшего истинного призвания; возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.

По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других, и Сандро, изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.

В честь Боттичелли назван кратер на Меркурие.

Библиография

  • Боттичелли, Сандро // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Перейти к: 1 2 3 4 Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. - М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008.
  • Тит Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: Художественная литература, 1983.
  • Долгополов И. В. Мастера и шедевры. - М.: Изобразительное искусство, 1986. - Т. I.
  • Бенуа А. История живописи всех времён и народов. - М.: Нева, 2004. - Т. 2.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: bottichelli.infoall.info ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.