Количество игроков: любое
Дополнительно: красные платки или повязки
Все игроки делятся поровну на две команды. Игроки из одной команды назначаются «Людьми»: они помечаются либо ярко-красными платками-повязками на шее, либо ярко-красным широким скотчем, обмотанным вокруг бицепсов обеих рук. Игроки другой команды назначаются «Вампирами» и не имеют никаких маркеров-повязок. Цель «Вампиров» – захватить как можно больше «Людей», которые после захвата тоже становятся «Вампирами». Основная прелесть игры заключается в том, что "Вампиры" не имеют никаких маркеров-повязок и «Люди» находятся в постоянном напряжении и готовности убегать от наполняющих игровую территорию «Вампиров».

Снежки - зимняя игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: снег
Зимой можно вспомнить про эту старую русскую забаву.
В игре участвуют обычно две команды, забрасывая друг друга снежками.

Обезьяньи салочки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Водящий должен по-обезьяньи подражать убегающему. Например, если преследуемый неожиданно (такие вещи убегающий будет делать намеренно) поскачет на одной ноге, то и водящий должен скакать за ним на одной ноге. Если же водящий не успел вовремя повторить движения убегающего, то «осаливание» не считается и убегающему дается 5 секунд, чтобы убежать снова.

Ворота - подвижная игра для детей

Количество игроков: ребенок и взрослый
Дополнительно: нет
Если у вас совсем маленький, но чересчур подвижный ребенок, то можно попробовать его увлечь таким способом.
Играем на улице! Ребенок подбегает к вам, вы расставляете ноги... и как бы "перешагиваете" через него. Возвращается назад, добегает до вас, вы опять пропускаете его под собой, словно через "ворота". Главное - энергия в мирном русле. Игру можно усовершенствовать и обставить прибаутками, подключить дополнительные предметы и задания типа "берём мячик, проносим через ворота, кладём в коляску...".

Догонялки-обрывалки - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 катушки ниток или очень длинные нитки двух цветов (желательно синие и красные)
Выбираем ведущего. Всем на видное место на руку повязывают нитку, но узел крепко не затягивают. Мальчикам и девочкам разные цвета.
Задача состоит в том, чтобы догнать любого человека и сорвать с него нитку. Трудность в том, что тот, кого поймали, также может сорвать нитку с руки срывающего. У кого нитку сорвали, тот идет к ведущему.

Побег из темницы - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игра напоминает старинную забаву «Кошки-мышки». Участники игры, держась за руки, образуют круг. Внутри – пленник или пленница, снаружи – его или её друг. Пленник должен вырваться наружу, его помощник – обмануть охрану. Тот, кто упустит пленника, занимает его место.

Бубенцы - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: колокольчик
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Бездонная бочка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: бочка без дна, мяч
На игровой площадке подвешивается обыкновенная бочка без дна, на высоте трёх метров. Играющий на бегу должен точным ударом снизу вверх забросить мяч в бочку. Побеждает тот, кто сделает это три раза.

«Население Поволжья» - Население 1152,2 тыс. чел. (2004). Город с 1688. В список 100 крупнейших машиностроительных предприятий России входят 16 заводов Поволжья. Специализируется на производстве электроэнергии. Республика Калмыкия. САМАРА (в 1935-1991 гг. Город-герой с 1965. Национальные костюмы. Основан в 1177. Республика Татарстан.

«Поволжье» - В Калмыкии население минимальное, 60 % составляют сельские жители. В пределах Поволжья выделяются сравнительно приподнятое правобережье с Приволжско возвышенностью и левобережье - т. н. Экономическая ось - река Волга. Но характерна неравномерная обеспеченность влагой - по нижней Волге бывают засухи и суховеи.

«Самара» - Жигулевский пивоваренный завод. Монумент ракета - носитель «Союз» олицетворяет Самару Космическую. Речной вокзал. Шоссе длиною более 16 км пересекает Самару с запада на восток. Расположена в историческом центре города Самары. Московское шоссе. Автовокзал. Самарский металлургический завод. Памятник В.И. Чапаеву.

«Поволжский экономический район» - Трaктoр вт 100Д. Центральный. Chevrolet Niva-FAM1. Экономико -географическое положение Поволжья. Тюркские: татары. 1.Финно-угорские: Трактор вт 175. 3.Природные зоны: природная зональность ярко выражена (см. Башкиры. 2.Район вытянут с севера на юг (около 1500 км.). Соль каменная- оз.Баскунчак, Волгоградская область.

«География Поволжья» - Религия поволжья. Красоты поволжья. Площадь водосбора Волги огромна. В настоящее время основные отрасли специализации Поволжья -машиностроение и нефтехимия. Программа рассчитана на15 лет (1996-2010). Главная река поволжья. На рубеже 19-20 веков - началась индустриализация Поволжья. Голод в поволжье.

«Пенза» - Ул. Московская. Выдающиеся люди. Символ непрерывного роста и развития. Арбеково. Лачинов Елисей Протасьевич. Старая Пенза. Памятник Первопоселенцу. О, Пенза, на свете ты очень давно. Вклад в литературу. Гимнастический комплекс. Оборонительный вал. Ледовый дворец. Новостройки. Театральная площадь. Драматический театр.

Всего в теме 19 презентаций

Воспитание нравственных качеств детей посредством народной игры

«Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети».

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимает вопросы нравственного воспитания.

Главным популярным содержанием любого праздника, мероприятия является игра. Игра обладает большой воспитательной силой. В настоящее время в детско-подростковой среде все чаще народная подвижная игра уступает место компьютерной. Из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля, разделения на команды, правила. Разрушены основные носители игровой культуры детства. Именно эти элементы составляют ядро любой традиционной игры и делают её фактором усвоения и передачи народной культуры. Первостепенная задачей воспитания является расширение игрового спектра детского досуга, сохранение народных традиций, пробуждение детей к активной игровой деятельности. Н ародные игры прививают ребенку уважение к национальным обычаям, формируют качества личности, ценные для данного этноса, знания культуры своей Родины, нравственные поступки. В социокультурном развитии любого государства народная игра является важным фактором воспитания в процессе подготовки детей к будущей жизни. Игра- сфера комфортного общения, уникальная возможность развития личности и формирования культуры детей. В народной игре заложена генетика прошлого, как и в народных песнях, танцах, фольклоре, поэтому игра-феномен цивилизации. В народной игре Некоторые виды спорта, которыми многие из нас увлекаются так же родились из народных игр, например, бокс из кулачных поединков, хоккей из игры «котел». Характерные особенности народной игры: единая цель, одноплановость действия, игровой зачин («считалка», «жеребьевка»), словесные приговоры и припевы для проведения игрового действия, определение водящего или разделение играющих на группы (театр начинается с вешалки, а народная игра с определения водящего или разделения, играющих на две группы), объяснение условий должно быть кратким и понятным, игра должна носить эмоционально-познавательное содержание. С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезными осмысленным. Это очень помогает в воспитательном процессе, сокращая дистанцию между педагогом и детьми.

Русская народная игра “Плетень”

Есть старинная игра, называется “Плетень”.
Нам в нее играть охота, нам в нее играть не лень.

Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнем и опять играть начнем.

Участники строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест на крест. По сигналу первая шеренга идет на встречу

второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на

первоначальные позиции. Тоже делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем присаживаются. По сигналу дети должны построиться в шеренги. Правила игры. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.
Белорусская народная игра “Мельница”
Закружилась мельница, крыльями вертя.
Мельница-бездельница, кружит не спеша.
Но подует суховей, заработает быстрей.
Дует, дует ветерок, быстро ловит мяч игрок.

Кто свой мячик не поймал, тот, наверное, устал.
Он в сторонке постоит за другими поглядит
Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Татарская народная игра “Скок-перескок”

Мы займем свои кружки, будем смирно в них стоять,

Но, услышав “Перескок”, быстро бросимся скакать.
На одной ноге скачу, я в другой кружок хочу.
Надо всех опередить, мне не хочется водить.

Рисуют мелом большой круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие кружки 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: “Перескок!” После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих детей не могут находиться в одном кружке.

Нравственное воспитание подрастающего поколения не может быть абстрактным, оно всегда конкретно, национально. Высокие требования к честности, справедливости, доброте, толерантности и другим человеческим качествам заложены во всех народных играх. «Мы перестаем играть не потому, что становимся старше, а становимся старше, потому что перестаем играть!»

Саманцова Э.В.

педагог МБУДО «Дом детского творчества»

Володарского района г. Брянска

Ребёнок дошкольного возраста неспособен к длительным занятиям за партой. Принцип частой смены деятельности диктует чередование малоподвижной формы работы с двигательной активностью. Ребёнок испытывает постоянную потребность в движении. Как поётся в известной песенке: «Должен он бежать и прыгать…».

Характеристика подвижных игр для дошкольников

Стремительное проникновение в нашу жизнь гаджетов и средств массовой информации влияет и на развитие детей. Наблюдается снижение мотивации к подвижным играм у старших дошкольников (5–7 лет). Конечно, в детских садах и центрах систематически проводятся занятия по физической культуре и спортивные праздники. Но в выходные дни и во время каникул дети реже испытывают желание играть в классики, резиночку, казаки-разбойники. Игры в мобильных устройствах затягивают, предлагают онлайн-общение с другими ребятами.

Игры на мобильных устройствах перетягивают внимание детей от шумных забав во дворе и живого общения со сверстниками

Особое внимание в образовательном процессе уделяется обучению детей подвижным играм. Эта игровая форма сочетает развлекательный элемент с чёткими правилами, направленными на развитие физических качеств. Цели проведения подвижных игр - повышение двигательной активности и обогащение игрового опыта дошкольников. Как показывают последние исследования, современные дети недостаточно двигаются в течение дня. Они мало гуляют на свежем воздухе из-за снижения интереса к подвижным играм со сверстниками. Педагог должен научить детей играм, доступным им для самостоятельной организации, а также мотивировать к активным развлечениям.

В игре дети совершенствуют двигательные навыки, веселятся и общаются

Причиной снижения интереса к подвижным играм зачастую является скудный игровой опыт. Дети знают несколько простых игр. В скором времени им надоедает играть в одно и то же. Самостоятельно придумать правила для такой игры детям сложно.

Когда мы с детьми приехали в прошлом году на дачу, первую неделю они пропадали с друзьями где-то за участком. Появлялись дома только перекусить или взять новый атрибут: мяч, скакалки, ленточки, обруч. А потом кто-то из старших ребят вынес на улицу планшет, и вся компания села на лавочку. На вопрос: «Почему вы не играете в мячи теперь?», они отвечали: «Столько раз сыграли в вышибалы, надоело». Тогда мы стали дружно разучивать новые виды игр с мячом.

Обучение новым правилам возвращает детям интерес к играм во дворе

Таблица: задачи и методика обучения подвижным играм

Возрастная группа Задачи Приёмы обучения
Первая и вторая младшие (1,5–4 года)
  • Развитие крупной моторики и координации движений.
  • Развитие внимания.
  • Формирование умения действовать по сигналу воспитателя.
  • Для младших дошкольников выбираются игры с простым сюжетом и знакомыми детям героями.
  • Участники выполняют одинаковые движения.
  • Выделяется в играх одна ведущая роль, её сначала выполняет взрослый, затем разучивают каждый из воспитанников.
  • Воспитатель или инструктор по физкультуре является партнёром по игре.
  • Игры могут сопровождать простые песенки или стишки. Если кто-то из детей молчит, во время игры не следует акцентировать на этом внимания, но разучить с ребёнком текст после, на индивидуальном занятии.
Средняя (4–5 лет)
  • Развитие двигательных навыков.
  • Развитие внимательности, ловкости, выдержки, глазомера.
  • Формирование соотносить словесные инструкции с игровым действием.
  • Воспитание чувства товарищества.
  • Включаются игры с несколькими ролями. В начале учебного года воспитатель распределяет роли, назначает ведущим того ребёнка, который справится с заданием по игре. Со второй половины года ребята распределяют роли самостоятельно при помощи считалочек.
  • Дети начинают взаимодействовать друг с другом. Поэтому в играх воспитатель обращает внимание на моменты, когда надо поддержать одногруппника, помочь, действовать согласованно, в едином темпе или манере.
  • Усложнение знакомых детям игр.
Старшая и подготовительная (5–7 лет)
  • Формирование словесно-логической памяти: умения запоминать словесные инструкции игр и воспроизводить для других детей.
  • Развитие способности действовать в команде.
  • Формирование духа состязательности.
  • Развитие выразительного выполнения движений, артистичности.
  • Воспитание самоорганизации.
  • Игровой опыт старших дошкольников пополняется большим количеством игр, в которых нет сюжета или ролей: игры на скорость, выносливость, ловкость, с мячом, скакалками и т. д.
  • Проведение коллективных соревнований.
  • Воспитатель даёт инструкции к проведению игры кратко и чётко, но эмоционально.
  • Чтобы объяснить выполнение сложного движения, воспитатель осуществляет показ на ком-либо из детей.
  • Со старшими дошкольниками взрослый участвует в игре, если это необходимо для правильной организации. Например, ребёнку не хватило пары.
  • Педагог является активным наблюдателем игры: подбадривает, эмоционально комментирует, хвалит.
  • Большинство подвижных игр в старших группах сопровождаются текстом или песней. При ознакомлении педагог выразительно зачитывает текст целиком. При разучивании детьми следит, чтобы воспроизведение было гармоничным, а не сухим скандированием.

Малыши в игре учатся следовать указаниям воспитателя, развивают простые двигательные умения

Виды подвижных игр

Существует несколько классификаций подвижных игр.

По степени двигательной активности выделяются:


  1. Бессюжетные - игры, в которых не предусматриваются роли, а правила не зависят от какой-либо истории (сказочной или повседневной). То есть в игре нет сценария, а увлекает она детей соревновательностью.

    Примеры бессюжетных игр:

    • «Найди цвет» - игра на внимательность и скорость реакции: у каждого ребёнка в руках флажок определённого цвета, они ходят по комнате (площадке) и по сигналу должны положить флажок на предмет соответствующего цвета, последний выбывает.
    • «Попробуй пройди» - игра на ловкость: дети по очереди проходят под натянутым шнурком (планкой) так, чтобы не задеть, с каждым проходом препятствие опускается.
    • «Займи стул» - игра на скорость реакции: дети бегают вокруг стульев (их количество на 1 меньше числа участников), по сигналу садятся, кому не хватило места, тот выбывает.
    • «Водоносы» - игра на скорость и ловкость: дети делятся на две команды, чтобы определить, кто быстрее и аккуратнее перенесёт вёдрами воду из одной бочки в другую.

    Подвижная игра «Займи стул» разворачивается в виде соревнования: кто окажется самым ловким

  2. Сюжетные игры - подвижные игры, проводящиеся по сценарию. В игре имитируется бытовая сценка или сказочная ситуация. Участники исполняют роли, поэтому в сюжетной игре развивается выразительность движений.

    Примеры сюжетных игр:

    • «Катушка»: воспитатель предлагает детям стать ниточкой, взявшись за руки, и намотаться на воображаемую катушку.
    • «Медведь и пчёлы»: дети изображают пчёл, ведущий - медведя, по сигналу пчёлы разлетаются, медведь пытается их поймать.
    • «Кошкин дом» - игра по мотивам стихотворения-сказки: дети при помощи игровых атрибутов тушат воображаемый пожар.

    В сюжетной игре «Волк и зайцы» развиваются двигательные умения детей и выразительность в воспроизведения образов

  3. Народные подвижные игры отражают представления предков об окружающем мире и содержат фольклорные мотивы. Издавна игра являлась средством разностороннего развития ребёнка. В играх восполнялась потребность детей в движении и развлечениях. Народные игры делятся на три группы:

В подвижных играх осуществляется приобщение детей к народным традициям. Народные игры - одна из форм реализации регионально-национального компонента в образовании. Дети знакомятся с фольклорными героями, выполняют движения под национальную музыку, разучивают стишки и песни на родном языке.

В детских садах в различных регионах РФ проводятся народные игры

  • башкирские;
  • белорусские;
  • бурятские;
  • казахские;
  • казачьи;
  • мордовские;
  • татарские;
  • украинские;
  • чукотские;
  • якутские.

Фотогалерея: подвижные игры народов России

Игра-соревнование на чувашском празднике Уяв в детском саду Башкирская игра «Юрта» заключается в соревновании: кто быстрее сделает юрту из платков В мордовской игре «Варакасо» дети исполняют роли клушки с цыплятами и напавшего на них коршкуна В казахской игре «Орамал» участники перебрасывают друг другу завязанный платок, а ведущий ловит его Дети играют в казачью хороводную игру В татарской игре «Тюбетейка» дети под музыку передают по кругу тюбетейку, на ком остался головной убор, когда остановилась музыка, тот выполняет задание Русская народная игра «Карусель» красочна и весела, она часто проводится на гуляниях и праздниках

Подвижная игра проводится в различных режимных моментах. Игры малой и средней подвижности возможны между занятиями. Собственно, игра часто является частью занятий: музыкальных, познавательных, спортивных. Воспитатель учитывает степень нагрузки и влияние на эмоциональное состояние детей: игра не должна утомить детей или перевозбудить.

На прогулках подвижные игры организуются ежедневно. Если выходу на улицу предшествовало занятие энергозатратное (по физической культуре, ритмике), игру рекомендуется проводить в середине или конце занятия. Традиционно подвижные игры на прогулке классифицируются по природному календарю.

  • весенние игры: с песнями, лентами, флажками, игрушечными фруктами («Битва за флажки», «Заря-заряница», «Шустрые зайцы»);
  • летние игры: с резиночкой, прыгалками, мелками («Рыбаки и рыбки», «Кузнечики», «Олимпиада, мамина помада»);
  • осенние игры: природные материалы или игрушки-имитации («Листопад», «Жёлудь в руках», «Белки, шишки и орехи»);
  • зимние игры: с санками, лыжами, снежками («Взятие снежного городка», «Салки со снежками», «Слалом»).

Фотогалерея: подвижные игры на прогулке

Весенние игры на прогулке проводятся с яркими атрибутами, например, с лентами Лето - время игры в классики Летом девочки любят играть с прыгалками Осенью в играх часто используются природные материалы Зимой можно устроить соревнование с катанием на ледянках Зимой в играх используется соответствующий спортивный инвентарь, например, клюшки Какая же зима бывает без снежков!

Подвижные игры - составляющая досуговых мероприятий в детском саду. Старшие дошкольники проводят мастер-классы по обучению играм младших товарищей. Воспитателем организуются досуги совместно с родителями по дворовым и командным играм. Праздничные гуляния на Масленицу, Рождество, Пасху не обходятся без народных игр и плясок.

Видео: фестиваль народных игр

Проведение подвижных игр в детском саду

Подготовительная работа начинается педагогом с выбора подвижной игры в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Определяется режимный момент или занятие, когда целесообразно провести игру. Педагог должен знать правила и игровой текст (если есть), проверить на себе движения, подобрать музыкальное сопровождение (по желанию).

Если игра будет проводиться в групповом помещении или спортивном зале, педагог должен позаботиться о предварительном проветривании и влажной уборке комнаты.

Для игры подготавливаются атрибуты или элементы костюмов. Необходимые предметы хранятся в игровом или спортивном уголке и доступны детям. Воспитатель привлекает ребят к подготовке: просит принести определённый предмет, нужное количество атрибутов, игрушки заданных цветов.

Таблица: этапы проведения подвижной игры

Этап игры 1, 2 младшие группы (1,5–4 года) Средние и старшие дошкольники (4–7 лет)
Сбор на игру
  • Звенит колокольчик, свирелька, весёлая аудиозапись (например, марш).
  • Сюрпризный момент: видеописьмо, посылка с атрибутами, появление сказочного героя в гостях у ребят.
  • Сигнал свистком.
  • Сюрпризный момент.
  • Предварительный сговор о месте и времени проведения игры.
Мотивирующее начало
  • Раскрытие «сюрприза» из предыдущего этапа (сбор был по сюрпризному моменту): просмотр видеопослания, зачитывание письма, изучение содержимого посылки, беседа со сказочным персонажем и т. д.
  • Эмоциональное исполнение педагогом стихотворения или песни по теме предстоящей игры.
  • Рассматривание подготовленных для игры предметов.
  • Краткая беседа по теме игры (обсуждение бытовой ситуации, персонажей, их качеств).
  • Угадывание игры по иллюстрации (фотографии) или отрывку текста, если ребята ранее играли в неё.
Объяснение Объяснение происходит непосредственно во время игры. Воспитатель даёт сигнал к смене действий. Каждое движение он не только называет, но и показывает.
  • Педагог сообщает название игры: «Поварёнок и пирожок».
  • Излагает содержание: повар испёк пирожок и хочет им угостить.
  • Объясняет правила: повар «месит тесто», остальные ведут хоровод и произносят стишок, по сигналу разбегаются, повар пытается угостить пирожком (осалить).
  • Задаёт несколько вопросов на закрепление правил: «Что делает повар, пока остальные движутся по кругу?», «Когда бежать врассыпную?»
  • Если игра знакомая, то после сообщения названия задаются вопросы на знание правил.
Распределение ролей
  • Роль водящего - у педагога.
  • Когда дети повторили игру несколько раз, усвоили правила, водящим становится кто-то из детей. Может назначаться воспитателем в качестве поощрения или подбадривания. Одногруппники выбирают на роль по соответствию с личными качествами («Петя ловкий, он будет отличным котом-крысоловом»).
  • Сначала роль водящего - у педагога.
  • После знакомства с игрой водящего ребята выбирают самостоятельно - по считалочке.
  • Разбивка на команды происходит по жребию.
Игра
  • Педагог даёт сигнал к началу игры: словесный, звуковой.
  • Активно наблюдает за ходом игры: подсказывает, хвалит, направляет ход игры, помогает избежать конфликтных ситуаций.
  • Педагог всегда является участником игры и при этом руководит.
  • Стихотворения и песни исполняет взрослый, дети со временем вторят.
  • Педагог участвует в игре только в том случае, если кому-то не хватило пары или в одной из команд недостаёт игрока.
Завершение игры Если игра начиналась с сюрпризного момента, на него предполагается отклик в финале: дети составляют устно письмо, воспитатель записывает; ребята прощаются со сказочным персонажем; обещают сделать поделки для ответной посылки.
  • Переход к малоподвижному занятию: пальчиковая игра, прослушивание песенок и т. д.
  • Этап рефлексии. Дети совместно с педагогом обсуждают игру: что понравилось или нет, какие возникали трудности, каким образом можно провести игру интереснее.

Видео: мастер-класс по организации и проведению подвижной игры

Фестиваль подвижных игр в детском саду

Фестивали, посвящённые подвижным играм, являются вариантом спортивного праздника в детском саду. Это своего рода форма отчётности педагога по освоению игр и одновременно развлечение для детей.

Проводить спортивные праздники лучше всего на свежем воздухе

Принципы организации спортивного праздника:

  • выбор оптимального места: в спортивном зале, на территории детского сада, на спортивной площадке соседней школы, в близлежащем парке;
  • определение участников и гостей: участие детей разных возрастов (средняя и старшая группы, старшая и подготовительная), будут ли приглашены родители, братья, сёстры;
  • составление программы праздника: подвижные игры различной степени интенсивности чередуются с пением, чтением стихов, просмотром презентации;
  • продумывание наградной церемонии, если планируется проведение игр-соревнований: памятные медальоны, дипломы.

Видео: зимний фестиваль подвижных игр

https://youtube.com/watch?v=xN1PMd1wKmg Video can’t be loaded: МАДОУ18 Зимний Фестиваль подвижных игр (https://youtube.com/watch?v=xN1PMd1wKmg)

Спортивные праздники организуются с воспитанниками, начиная со средней группы: ребята приглашаются участвовать в играх старшей группы. Проводить фестивали подвижных игр нужно в разные времена года, чтобы у детей формировалась постоянная мотивация к активному отдыху.

Длительность фестивалей подвижных игр

  • В средней группе - 30–40 минут.
  • В старшей - 40–50 минут.
  • В подготовительной - не более 1 часа.

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят праздники, организованные на открытом воздухе

Фестивали русских народных игр традиционно проводятся в период святочных гуляний, на масленичной неделе, на Троицу и Ивана Купалу летом. Это красочные и весёлые праздники, участвуя в которых дети приобщаются традициям. На «разгуляях» участвую и воспитанники младших групп (обязательно совместно с родителями): среди народных игр много таких, что подходят для самых маленьких. Притопывать в ритм прибаутке, водить хороводы и убегать от Бабы Яги - настоящий восторг для малышей!

Фестиваль народных игр часто проводится на Масленицу

Прошлым летом руководитель кружка по духовно-нравственному воспитанию организовала праздник народных игр на Троицу. Местом проведения был выбран городской парк. К подготовке участка для праздника привлекались родители: сделали декоративный плетень, украсили деревья лентами и воздушными шарами. К сожалению, берёз в парке нет, поэтому изготовили красивый муляж.

Троичные гуляния начались с приветствия гостей девицей-красавицей. Ведущая рассказала об истории праздника и увлекла всех в хоровод «Берёзка».

На празднике дети и родители сыграли в «Плетень», «Гори, гори, ясно», «Барыню», «Колокола». Между играми прошёл мастер-класс по плетению венков.

Троичные гуляния испокон веков были днём весёлых игр для детей и молодежи

Таблица: сценарий праздник народных подвижных игр в детском саду (фрагменты)
Автор: О. И. Марченко, инструктор по физической культуре

Этап праздника Содержание
Вводный этап, включение в игровую ситуацию Дети под музыку входят в зал. Выбегают два скомороха.
1-й скоморох. Здравствуйте, гости дорогие! Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем. Сегодня будут игры, танцы, смех. Радости хватит для всех.
2-й скоморох. Сегодня праздник мира и весны.
Народов дружба крепни год от года!
Навеки сгиньте признаки войны.
Пусть будет мир, и счастье, и свобода!
1-й скоморох. Ребята! Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в народные игры. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.
Посмотрите, это глобус - макет нашей Земли. На нашей планете живёт много людей с кожей разного цвета - белой, чёрной, жёлтой. И все они хотят жить в мире. Давайте, ребята, построим корабль и назовём его «Дружба». Пусть наш корабль плывёт по морям и океанам в разные страны.
Дети строят из напольного конструктора корабль.
1 ПИ (подвижная игра) 1-й скоморох. А отплывает наш кораблик, со станции Россия. А любимая игра русских - «Гори, гори ясно!»
Играют.
2 и 3 ПИ Ведущий показывает на глобусе указкой с прикреплённым к ней корабликом, где останавливается корабль путешественников.
Мы делаем первую остановку в северной стране Норвегии. Природа здесь очень суровая. Море врезается в берег. Живут там рыбаки, которые каждый день выходят в море и ловят рыбу. И поиграем мы в норвежскую народную игру «Невод».
Играют.
2-й скоморох. Плывёт наш кораблик дальше.
Вот ещё одна северная страна - Нидерланды. Она небольшая и почти вся стоит на воде. В Нидерландах все время дуют сильные ветра.
Нидерландская игра «Ветродуи».
Отгадывание загадок А теперь наш корабль держит курс на Францию - страну лесов, виноградников и сказок. Пока корабль будет плыть. Мы с вами отгадаем, про какие сказки эти загадки (сказкам Шарля Перро).
4 ПИ 1-й скоморох. Небольшой пролив разделяет Францию от Англии - страны, расположенной на большом острове. Англия всегда славилась своим дождливым климатом и туманами. Но английские ребята, как и все дети мира, любят играть.
Английская народная игра «Пусть делают все так, как я».
5 и 6 ПИ 1-й скоморох. Мы меняем курс и плывём на юг, к берегам Африки - большому чёрному континенту. В Африке очень жарко, там есть большая пустыня Сахара. Люди берегут воду, стараясь не пролить ни одной капли. И мы с вами станем водоносами.
Африканская игра «Водоносы».
1-й скоморох. А теперь мы плывём к берегам Бразилии. В ней много болот.
Игра «Перейди болото».
Завершение Мы объехали много стран, и много осталось, в которых мы не побывали, но нам пора возвращаться в Россию. Нет ничего прекрасней нашей Родины.
Дети читают стихи о Родине.
В каждой стране, где мы побывали, мы играли в любимые игры детей. Ребята, как называется край в котором мы живём?
Дети. Краснодарский. Кубань.
Давайте поиграем в кубанскую игру «Тополёк».
Прощание 2-й скоморох. Молодцы у нас ребята!
Сильные, умелые, дружные и смелые!
1-й скоморох. Ведь правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете хозяева - дети!
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой!
Источник Педкопилка

Во время этого фестиваля дети в развлекательной форме знакомятся с особенностями различных стран. Плюс приведённого сценария - в предметном интегрировании. В мероприятии синтезируются элементы областей «Физическое развитие» (игры), «Познание» (географические сведения), «Художественно-эстетическое» (обращение к стихотворениям, сказкам). Финал праздника посвящён Краснодарскому краю, что воспитывает в детях трепетное отношение к малой родине.

Возьмите за правило: праздничное мероприятие (спортивной, музыкальной, познавательной направленности) реализуется в рамках основного положения ФГОС - воспитание всесторонне развитой личности. Разнообразные формы активного досуга - это веселье для детей и польза.

На праздничных мероприятиях дети отдыхают, общаются и узнают что-то новое

Подвижные игры способствуют гармоничному развитию дошкольников. В играх и соревнованиях укрепляется физическое здоровье и закаляются волевые качества: целеустремлённость, выдержка, настойчивость, чувство справедливости. В пословице говорится: «Человек познаётся в беде, а ребёнок - в игре». Опыт подвижных игр должен постоянно обогащаться новыми вариантами знакомых игр и народными традициями.

Поделитесь с друзьями!

Гуси-лебеди ……………………………………………………….3

Обыкновенные жмурки……………………………………………4

У медведя во бору …………………………………………………5

Краски………………………………………………………………6

Горелки……………………………………………………………..6

Выше ноги от земли……………………………………………… 8

Волк во рву………………………………………………………....8

Бездомный заяц…………………………………………………….8

Части тела………………………………………………………......8

Снежная королева………………………………………………….9

Охотники и зайцы………………………………………………….10

Два Мороза…………………………………………………………10

Коршун и наседка…………………………………………………..11

Караси и щука………………………………………………………11

Плетень……………………………………………………………...11

Иголка и нитка………………………………………………………12

Пошла коза по лесу…………………………………………………12

Как у бабушки Ларисы……………………………………………..13

Как у бабушки Маланьи…………………………………………… 14

Гуси – лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живет хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Обыкновенные жмурки

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

Кот, кот на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Квас.

Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

У медведя во бору

Медведь выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во, бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

Тук, тук!

Кто там?

Покупатель.

Зачем пришел?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: « Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка.

Играющие на распев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле, едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Выше ноги от земли

Игроки бегают по площадке в разных направлениях. Выбранному водящему дается в руки флажок. Водящий поднимает флажок вверх и бегает вместе со всеми. По команде «Лови!» дети убегают и «прячутся» на любом возвышении (гимнастическая стенка, скамейка, турник и т.п.). Игроков, не успевших «спрятаться», водящий пятнает флажком.

Игроки, которых запятнали, остаются в игре. Отмечаются водящие, которые запятнали большее количество игроков.

Волк во рву

Игроки – «козы» находятся на одной стороне площадки. В центре площадки параллельными линиями обозначен «ров», шириною 70-100 см. Водящий – «волк» стоит во рву. По команде «Козы – в поле, волк во рву!» козы перебегают на противоположную сторону, перепрыгивая через ров. Волк старается запятнать прыгающих коз. Игра повторяется 2 раза, затем выбирается новый водящий.

В прыжке отталкиваться одной ногой; волку нельзя выходить за пределы рва.

Бездомный заяц

Игроки – «зайцы» стоят в «домиках» - обручах, расположенных на одной стороне площадки. По команде зайцы выпрыгивают из домиков и прыгают по площадке на двух ногах. Педагог в это время убирает один или несколько обручей. По звуковому сигналу зайцы прячутся в домики. Тот, кому не хватило домика, - бездомный заяц, он остается в игре. Игра продолжается 4-5 раз, отмечаются самые ловкие зайцы.

Прятаться можно в любой домик, два зайца в один домик спрятаться не могут.

Части тела

Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнера и кладет руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.

Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «спина-спина», «рука-нос» и др.

Снежная королева

Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остается стоять на месте.

При повторении игры из числа самых ловких игроков выбирается другой водящий.

Охотники и зайцы

Игроки – «зайцы» находятся в домике на одной стороне площадки, водящий – «охотник» стоит на противоположной стороне площадки. Рядом с водящим лежат снежки. Зайцы прыгают по площадке на двух ногах. По команде «Охотник!» убегают в домик, а охотник бросает в ноги зайцев снежки. По окончании игры подсчитывается количество пойманных зайцев и выбирается новый охотник.

Нельзя бросать снежки в туловище и голову игрокам.

Два мороза

Игроки находятся на одной стороне площадки, водящие – «Два Мороза», в центре площадки лицом к игрокам. Морозы говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые!»

- «Я Мороз – Красный нос!»,

- «Я Мороз – Синий нос!»,

«Ну-ка, кто из вас решится, в путь дороженьку пустится?»

Дети хором говорят: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

После этих слов игроки перебегают на противоположную сторону площадки, а водящие стараются их запятнать («заморозить»). По окончании игры подсчитывают количество «замороженных» игроков и выбирают новых водящих.

Перебегать с одной стороны площадки на другую, не толкаться и не мешать другим игрокам.

Коршун и наседка

Дети стоят в колонне по одному в сцеплении, положив руки на пояс впередистоящим игрокам. Первый игрок в колонне – «наседка», водящий – «коршун», располагается напротив игроков и старается запятнать позади наседки одного из «цыплят». Наседка не пропускает его, перемещаясь из стороны в сторону, не задерживая коршуна руками. Коршун выигрывает, если в течении установленного времени (30-40 с) ему удается запятнать игрока или если разорвется цепочка. Игра повторяется с новыми водящими.

Играют 8-10 человек, игроков можно разделить на 2-3 команды.

Караси и щука

Участвуют две группы. Одна группа строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться карасей, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с участием другой щуки. По окончании игры отмечается лучший водящий.

Карасям нельзя трогать камешки руками.

Плетень

Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноименные руки соседей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются по залу в разных направлениях, а о команде «Плетень» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда которая быстрее построится.

Очередность игроков в команде можно не соблюдать.

Иголка и нитка

Игроки строятся в круг, берутся за руки. Водящие – «иголка» и «нитка» находятся за кругом. По сигналу иголка начинает убегать от нитки, пробегая «змейкой» под руками игроков, стоящих в кругу. Нитка, догоняя иголку, бежит в том же направлении. Если нитка догонит иголку, или нитка перепутает путь движения за иголкой, то выбирают новых водящих. Если нитка за 20-30 сек. Не смогла догнать иголку, то игра останавливается и выбираются новые водящие.

Если детей много, то можно составить 2-3 круга. Игрокам, стоящим в кругу, не разрешается трогать водящих руками и мешать им. Нитка должна бежать по тому же пути, что и иголка.

Пошла коза по лесу

Дети стоят в кругу взявшись за руки. Выбирается водящий - «коза». Водящий, стоя внутри круга, выбирает из играющих пару и выводит ее в круг.

Пошла коза по лесу,

По лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

Дети вместе с водящим выполняют соответствующие движения. Слова песни можно пропевать.

Как у бабушки Ларисы

Все играющие становятся в круг, один из них – водящий – становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей.

Они ни пили, ни ели,

Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так!

Игрок, стоящий в центре круга, принимает какую-нибудь необычную позу, остальные участники повторяют ее за водящим и замирают. Тот, кто первый пошевелится, выходит из круга. Если водящий – мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы….» заменяются словами «Как у дедушки Ивана»

Бабушка Маланья

Вначале главную роль выполняет воспитатель. Он предлагает детям поиграть в очень веселую игру-хоровод. При этом предупреждает, что хоровод ребята будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки Дети движутся по кругу

Жили в маленькой избушке в одну сторону, держась за

Семь дочерей, руки. Останавливаются и с

Семь сыновей, помощью жестов и мимики

Все без бровей. изображают то, о чем говорится в

С такими глазами, тексте: закрывают руками брови

С такими ушами, делают «круглые глаза» и

С такими носами, «большой нос» и т.п.

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели, Присаживаются на корточки и

Целый день сидели, одной рукой подпирают

На нее (него) глядели, подбородок. Повторяют за

Делали вот так… ведущим любое смешное

Движение.

Движения, которые дети повторяют за взрослым, должны быть разнообразными: можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, поплясать и т.д.

Тот, кто стоит в центре хоровода, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи. Разрешается показывать любые движения, но кривляться или дурачиться нельзя. Все участники хоровода повторяют движения ведущего.