«Слон наступил на ухо...» - говорят обычно люди, которые уверенны, что у них нет музыкального слуха. А решили они так потому, что не попадают в ноты во время пения, или же обучаясь игре на фортепиано, не могут подобрать мелодию на слух. И даже не подозревают о том, как глубоко они ошибаются!



Как проверить музыкальный слух? Как узнать, расстраиваться сразу или немного подождать? Как понять, над чем нужно работать больше и интенсивнее?

Если вы решили заняться музыкой, но боитесь, что у вас не получится из-за отсутствия слуха, и вы не сможете услышать, где сыграли правильно, а где нет – не спешите расстраиваться.

Способы проверки слуха

Есть несколько проверенных способов определить есть у вас музыкальный слух или его просто нужно развивать.

Например, попросите кого-нибудь сыграть одну ноту. Прослушав ее, запоминаете, а потом пусть вам в разброс нажимают клавиши, пока вы не услышите ту, которую сыграли первой. Повторите так несколько раз. Если получилось угадать ноту по ее звучанию, значит со слухом у вас все в порядке. Либо же пусть нажимают ноты, но в разных октавах, а вам требуется назвать их. Только не халтурьте, не называйте наугад. Иначе, какой же в этом смысл? Или можно попробовать другой вариант. Например, берете в руки по карандашу и садитесь за стол. Помощник молча выстукивает карандашом какой-нибудь ритм, примерно 5-7 секунд, а вы стараетесь воспроизвести этот ритм как можно точнее, выдерживая все паузы и длительность. Повторите так 5-10 раз, постепенно усложняя рисунок.

Если же вы уже владеете азами игры на фортепиано, то вам будет полезен музыкальный диктант. Для начала можно делать так. Вам играют по очереди одиночные звуки в той октаве, где вам удобно будет петь. А вы пытаетесь попасть голосом в унисон тем звукам, которые слышите.

Когда вы потренируетесь так некоторое время, то переходите к наиболее точному способу проверить музыкальный слух. Открываем ноты для первого класса и просим помощника (особенно хорошо, если этот человек владеет инструментом) медленно, выдерживая все паузы и длительность нот, сыграть пару тактов. Вы в это время записываете то, что слышите у себя в тетради. Написав, проверяете и, увидев ошибки, если таковые будут, прикладываете все силы, чтобы исправить их в будущем.

Не опускайте руки, если что-то не получается с первого или второго раза. Все когда-то с чего-то начинают. Верьте в себя и в свои способности, больше практики и тренировок, и тогда вас точно ждет успех!

Здравствуйте, уважаемые читатели. На данной странице вы можете проверить свой музыкальный слух воспользовавшись блоком "Сольфеджио онлайн". Давайте разберёмся как это работает. Для того чтобы проверить свой музыкальный слух - нажмите "Начать". Предварительно вы можете выбрать одну из пяти представленных тональностей, а также режим. По-умолчанию будет включен режим "нота" и тональность До мажор.

Можно угадать одну ноту - режим "нота", угадать пять нот - режим "тест", угадать интервал - режим "интервалы".

рис. 1

Нажав на кнопку "Начать" вам будет проиграна либо нота, либо интервал, в соответствии с режимом, который вы выбрали. Далее из списка вам надо выбрать, какая нота/интервал прозвучала(л) и нажать на кнопку "Проверить".

Если вы угадали правильно, то высветится знак солнца.В случает выбора режима теста вам будет показано сколько нот из предложенных вы угадали. Нажав кнопку "Еще раз" вы можете пройти тест заново, выбрать другую тональность или режим.

Вы можете также включить или отключить показ правильной ноты или интервала в том случае если вы не угадали (по-умолчанию - выключено), нажав на зеленый квадрат с нотой в левом нижнем углу:

рис. 2

А вот и сам тест - желаю удачи.

Нота Тест Интервалы Аккорды

Об интервалах

Вы услышите, что звучание всех интервалов разное, но можно их разделить на несколько групп - какие-то звучат резко и неблагозвучно - эта группа так и называется резкими или диссонансами, к ним относятся секунды (м2, б2), септимы (м7, б7), а также тритон (который называют уменьшенной квинтой - ум5 или увеличенной квартой - ув4). Все остальные интервалы - благозвучные.

Но последние также можно разделить на большие-малые и чистые. Большими и малыми благозвучными интервалами бывают терции и сексты, чистыми кварты, квинты, октавы (чистые называют еще "пустыми", так как они имеют звук ни мажорный, ни минорный). Большие и малые, как вы помните, отличаются своим звучанием - большая терция (б3), к примеру - звучит мажорно (весело) и является главным показателем мажорности аккорда, малая(м3) - минорно (грустно), с секстами также - большая (б6) - имеет мажорное звучание малая (м6) - минорное.

Теперь когда вы знаете как по звучанию распределяются интервалы вам легче будет сориентироваться в процессе узнавания их на слух.

Возможно, в душе или в машине вы поете как рок-звезда, но иногда сложно объективно оценивать собственные вокальные способности. Оказывается, оценить себя вполне реально, если научиться правильно слушать и слышать. Запишите себя на диктофон и обратите внимание на тон, высоту звучания и способность контролировать голос. Хорошая новость заключается в том, что научиться петь хорошо может практически каждый. Следуйте простым рекомендациям, чтобы развивать свои вокальные данные.

Шаги

Часть 1

Как оценить свои вокальные способности

    Оцените общий тон и тембр голоса. Тембр - это общая характеристика звучания голоса. Если вы попадаете во все ноты, но тон или тембр не соответствуют песне, то исполнение будет звучать не лучшим образом. Обратите внимание как четко и последовательно вы подчеркиваете гласные звуки, насколько полно используете свой голосовой регистр и как воспроизводите ритмические нюансы (адаптируете голос под различные стили исполнения).

    • При оценке тембра обратите внимание на мягкость или жесткость, резкость или плавность, силу или слабость голоса.

    Аннабет Новицки, частный преподаватель по вокалу: «Несмотря на то, что некоторые люди поют лучше других от природы, этот навык можно развивать и совершенствовать. Если вы очень любите петь, то подходите к делу с умом и регулярно работайте над собой».

    Ежедневно задействуйте свой диапазон и технику. Некоторые люди лучше других контролируют свой голос от природы, но практика полезна каждому певцу. Продолжайте учиться контролировать дыхание, развивайте голос и слух, а также найдите тот музыкальный стиль, который лучше всего подходит для вашего тембра.

    • Музыкальный талант часто развивается параллельно музыкальной одаренности. Познакомьтесь с вокальными техниками и научитесь пользоваться голосом как инструментом. Чем больше вам известно о разных составляющих правильного исполнения, тем эффективнее будут ваши занятия.
  1. Посещайте уроки вокала. Если найти человека, который научит вас пользоваться голосом как инструментом, то ваше пение значительно улучшится. Выберите репетитора, который научит вас не только правильно попадать в ноты, но и сможет развить общую технику исполнения. Хороший педагог подскажет, как правильно стоять, дышать, двигаться и читать ноты во время исполнения вокальных партий.

    • Если ваши друзья посещают уроки вокала, обратитесь к ним за рекомендациями. Также можно положиться на отзывы руководителя хора, местных групп и ансамблей.
    • Многие педагоги проводят пробный урок бесплатно или по сниженной цене. Посетите пробные уроки у нескольких преподавателей, чтобы выбрать оптимальный вариант. Учитель воодушевил вас? Разговаривал большую часть занятия? Сосредоточился только на голосе или также уделил внимание технике исполнения?
  2. Научитесь принимать конструктивную критику. Если у вас прекрасный певческий голос, вам это уже будет известно, как и обратная ситуация. Как начинающему гитаристу приходится пережить неловкий этап, когда он еще плохо владеет инструментом и не всегда попадает по струнам, так и певцам следует усердно работать, чтобы улучшить свой голос. Такие навыки не даются человеку с рождения, но приобретаются упорным трудом.

    • Если кто-то сказал вам, что вы не умеете петь, но у вас есть сильное желание научиться, тогда продолжайте работать над своим голосом не покладая рук. Не слушайте недоброжелателей. Есть люди, которые никогда не научатся петь, как бы они ни старались. Если дело обстоит именно так, то вы уже будете знать об этом.
  3. Запишитесь в музыкальную школу или местный хор, чтобы практиковаться петь и развивать свой голос. Работа в хоре - прекрасный способ улучшить свои вокальные навыки. Вам будет известно мнение руководителя хора и других участников о ваших способностях, а также вы получите шанс работать в коллективе. Часто неопытным исполнителям комфортнее петь вместе с другим людьми и не становиться центром внимания критиков.

    Продолжайте регулярно учиться и практиковаться, чтобы улучшать свою технику исполнения. Если вы решите, что у вас нет врожденных способностей, но вы любите петь, тогда продолжайте работать. Преподаватель поможет извлечь максимальный результат из ваших возможностей. Радость пения доступна всем желающим.

  • Музыкальная глухота не означает, что у вас плохой голос, но ограничивает вашу способность подстраивать голос под конкретную песню или мелодию.
  • Аналогичным образом трудности при попытках контролировать свой певческий голос вовсе не означают, что у вас музыкальная глухота. Хорошее исполнение зависит от множества факторов. Вполне возможно, что вам просто нужно больше работать.
  • Узнайте мнение людей, которым вы доверяете. Подобно пению в присутствии друзей и родных, включите запись своего голоса самым близким людям, чтобы узнать их мнение. Если ваш друг хорошо поет, то спросите его о технических аспектах. Если слушатель не знаком с вокальными приемами, то узнайте первую реакцию.

    • Выбирайте людей, которые дадут вам честный ответ и мнению которых вы доверяете. Лучше не обращаться к человеку, который в любом случае похвалит или раскритикует вас.
  • Пойте в присутствии других людей, чтобы узнать мнение со стороны. Если нужна конструктивная критика, то попробуйте спеть в присутствии слушателей. Устройте друзьям и родным небольшой концерт. Выступите на открытом микрофоне, участвуйте в шоу талантов или сходите в караоке. Найдите подходящее место и пойте.

    • Выберите подходящее помещение. В большой комнате с высокими потолками ваш голос будет звучать лучше, чем в подвале, пол которого застелен ковром.
    • Когда завершите петь, попросите слушателей сказать свое искреннее мнение. Важно понимать, что некоторые люди могут пощадить ваши чувства, а другие будут настроены слишком критически. Учитывайте не одно конкретно взятое мнение, а усредненную оценку ваших способностей.
    • Еще один способ узнать мнение публики - попробовать спеть на вокзале или в торговом центре. Лучше использовать микрофон и небольшой усилитель. Узнайте, остановятся ли прохожие, чтобы послушать вас. Не забудьте получить все необходимые разрешения от владельца или администрации выбранного места. Для выступлений в некоторых местах могут требоваться особые разрешения местной власти.
  • Само по себе понятие «Музыкальный слух» нужно рассматривать, как способность быстро улавливать, опознавать, запоминать и воспроизводить услышанные звуки. Для того, чтобы искусственно развить музыкальный слух понадобится применение систематизированных методов, при помощи которых можно достичь максимального результата.

    При правильной и качественной проверке музыкального слуха можно выявить потенциальные способности, которые в дальнейшем можно развивать как у детей, так и у взрослых.

    Когда лучше всего провести диагностику музыкального слуха

    По большому счету – в любое время, в любом возрасте. У некоторых специалистов бытует мнение о том, что мы обретаем музыкальный слух на генетическом уровне, хотя это является правдой только наполовину. Чтобы добиться музыкальных высот и стать профессиональным музыкантом каких-то особенных одаренностей не требуется. Ведь имея в наличии даже некоторые «зачатки» музыкальных способностей можно надеяться на получение в дальнейшем высокого результата при регулярных занятиях. Такие занятия можно сравнить со спортивными тренировками. Занимаешься – получаешь результат.

    Как проходит проверка музыкального слуха

    Такую проверку обязательно должен проводить профессиональный музыкальный педагог, или музыкант-специалист с педагогическим образованием. Учитель музыкальной школы – самый оптимальный вариант. Проверка проходит в несколько этапов. После чего можно сделать некоторые выводы. Каждый преподаватель знает о волнении человека на экзамене и обязательно учитывает этот факт при проверке желающего заниматься музыкой. Ведь его ответ может стать неким «приговором» для «испытуемого». Он может не справляться с поставленными задачами даже из-за обычного волнения или стеснительности. Слух проверяют по трем основным критериям:

    • Наличие чувства ритма;
    • Чистое интонирование голосом (пропевание звуков);
    • Музыкальная память.

    Проверка ритмического слуха

    Чувство ритма обычно проверяют таким образом: преподаватель стучит по столу или хлопает в ладоши определенный ритм (чаще всего это знакомые ритмы из песен), после чего предлагает повторить его испытуемому. При точном повторении ритма можно говорить о наличии чувства ритма (ритмического слуха).

    Далее ритмические рисунки немного усложняются. Именно во время усложнения простых ритмов выявляется наличие чувства ритма. Ведь именно чувство ритма, во время проверки наличия музыкального слуха, является главным и точным критерием последующей оценки.

    Чистота интонирования

    Это не самый главный критерий для оценки музыкальных способностей, но очень главная процедура. Ее проходят все кандидаты на звание «слухач». Для такой проверки преподаватель напевает или наигрывает знакомую мелодию, а испытуемый ее повторяет. Таким образом, выявляется чистота голоса и возможная перспектива для занятий вокалом. Тембровая красота голоса проверяется только у взрослых.

    Если ребенок имеет не очень сильный, чистый голос, но чувство ритмического слуха у него в норме, он свободно сможет заниматься обучением на музыкальном инструменте. Не стоит путать с проверкой вокальных данных, это совсем другое. Здесь имеет значение только музыкальный слух. И самое главное, если испытуемый совсем не поет или поет «грязно» — это вовсе не значит, что слуха у него тоже нет.

    Угадывание музыкальных звуков

    Самое интересное. Проверяемый поворачивается спиной к фортепиано, а преподаватель нажимает любую клавишу. После этого испытуемый должен ее найти, основываясь на своих ощущениях и музыкальной памяти. В основном нажимаются ноты в середине клавиатуры (средний регистр), но при хороших результатах учитель может нажимать и достаточно низкие и достаточно высокие звуки на клавиатуре. Потенциальный «слухач» обязательно сможет найти эти звуки.

    Вот таким нехитрым способом можно проверить человека на наличие музыкального слуха. Такую проверку проходят все без исключения желающие заниматься в музыкальной школе. Так что зная это, вы сможете дома самостоятельно потренироваться, после чего смело идти на проверку в музыкальную школу!

    Ответ:

    Многие женщины любят петь в душе, но как понять есть ли голос? Давно доказано, что человек слышит себя не так, как окружающие его люди. Во всем виноват резонанс в синусовых пазухах. Люди слышат себя через кость. Для того чтобы человеку узнать, как воспринимают окружающие его пенье, можно записать голос даже на самый обыкновенный диктофон.

    При первом прослушивании записи, многие приходят в ужас от своего голоса. Это происходит из-за того, что люди не могут узнать свой тембр. Посторонний человек ничему не удивится, потому что голос на записи будет для него привычен.

    Прослушав свое пение, можно услышать фальшь, которой изначально не ощущалось. Если человек ее распознает, значит, слух у него все-таки есть. В противном случае огорчаться не стоит. Скорее всего, от природы может быть развита координация слуха и голоса.

    Для того чтобы окончательно убедиться в том, есть ли голос, необходимо обратиться к профессиональному музыканту или педагогу-вокалисту. Понятно, что их услуги будут стоить немалых денег, но чего не сделаешь ради того, чтобы начать музыкальную карьеру. Необязательно обращаться к специалистам из высших учебных заведений, можно выбрать и преподавателя с музыкальной школы или училища.

    Как проверить есть ли слух и голос — комментарии экспертов

    Не стоит бросать занятия музыкой, думая, что нет слуха и голоса. Просто их надо развивать. Дадим несколько рекомендаций, как проверить есть ли слух и голос:

    • один человек играет ноту на фортепиано, второй ее слушает и запоминает. Затем клавиши будут нажиматься вразброс, пока второй человек не услышит нужной ноты. Если получиться по звучанию определить ноту, значит, слух есть;
    • один человек молча выстукивает какой-то ритм по столу карандашом в течение десяти секунд. Испытуемый следом пытается воспроизвести этот ритм. Со временем можно усложнять музыкальный рисунок;
    • если испытуемый умеет играть на фортепиано, можно провести музыкальный диктант. Преподаватель играет по очереди одиночные звуки. Испытуемый пытается попасть голосом в унисон тех звуков, которые слышит;
    • вокалист играет на фортепиано, испытуемый пытается записать в тетрадь услышанные ноты. Затем вокалист проверяет ошибки.

    В случае, когда что-то не получается, эксперты советуют не опускать рук. Рано или поздно получиться, главное, чтобы было желание развиваться. Просто надо немного потренироваться. Голос и слух заложены в человека природой. Людям, у которых они менее развиты, придется приложить много усилий для их совершенствования.