Родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеже
(Курская губерния). Отец был крестьянином,
начале революции вступил в Коммунистическую
партию, в 1919 году погиб в I Мировой войне.

В 1929 году он поступил в класс фортепиано
местной, музыкальной школы. Через три года
Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград,
чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал
учиться на фортепианном отделении Центрального
музыкального техникума.

В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на
время в Курск. Там он написал шесть романсов на
слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор»,
«Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер»,
«Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры».

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую
консерваторию, где стал учеником Д. Д.
Шостаковича. В июне 1941 года Свиридов
закончил консерваторию.

Еще в самом начале войны Свиридов написал
первые свои песни для фронта. С военной
тематикой тесно увязана и написанная тогда же
музыкальная комедия «Раскинулось море
широко», посвященная балтийским морякам.

Самое своеобразное в творчестве Свиридова
1940-х годов - его вокальные сочинения, поэма
«Песни странника», сюита на слова В. Шекспира,
новые романсы и песни. Свиридов много работает
в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании
новых крупных сочинений, которые появились в
начале 1950-х годов.

В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством
поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его
поэзией. Один за другим стали появляться
романсы на стихи Исаакяна в переводах А. Блока и
советских поэтов. Вскоре сложился замысел
большой вокальной поэмы для тенора и баса с
фортепиано под названием «Страна отцов».

В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией
Сергея Есенина, написал несколько песен на его
стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве
высокого творческого вдохновения всего за две
недели родилась многочастная поэма «Памяти
Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31
мая 1956 года в Москве.

Особое место в творчестве Свиридова
занимает «Патетическая оратория» (1959)
для солистов, хора и оркестра на стихи В.
Маяковского. Очень многие советские
композиторы писали на стихи Маяковского,
но «Патетическая оратория» является из них
самым значительным и интересным.

«Патетическая оратория» - это
монументальное художественное полотно из
множества интонаций. Особенно впечатляет
часть оратории, в которой используется
поэма «Необычайное приключение, бывшее
с Владимиром Маяковским летом на даче».
Называется эта часть «Солнце и поэт».

Линия революционной романтики, идущая от
«Патетической оратории», получила свое
дальнейшее продолжение в очень
динамичной музыке к кинофильму «Время,
вперед!» (1977), которая является
музыкальной заставкой к информационной
телевизионной программе «Время.

Следом за ораторией были написаны
«Весенняя кантата» (Н. Некрасов), кантата
«Деревянная Русь» (С. Есенина), несколько
хоровых сочинений «Вечером синим»,
«Табун», «Душа грустит о небесах», кантата
«Снег идет» (Б. Пастернака).

Однако композитор не расстался и с
крестьянской песенностью. В 1960-е годы
обозначилось пристрастие композитора к
этой народной русской музыке. Так был
создан вокальный цикл «Курские песни»,
ставший одним из шедевров советской
музыки.

«Весенняя кантата» на слова Некрасова
(1972) с ее удивительной легкостью, свежей
первой частью и одно из самых ярких
сочинений Свиридова - Три хора из музыки к
трагедии А. К. Толстого «Царь Федор
Иоаннович» (1973).

Обращают на себя внимание сочинения на
стихи Блока - кантата «Ночные облака»
(1979) и хоровой цикл «Песни безвременья»
(1980). Свиридов открывает поэта
причудливого, с диалектикой становления,
произрастания нового. Страстные молитвы о
совершенстве жизни, светлой весны, зыбкой
ночи, тайной любви.

В современной музыке все больше
усложняется музыкальный язык,
обостряется диссонантность звучаний.
Потому Свиридовская кажущаяся
простота в сочетании с новыми
интонациями, порождая ясность мысли,
прозрачность звучания, кажется особенно
ценной. Поиски композитора именно в
этом направлении снискали глубокое
чувство признательности художнику - за
внимание к тому, что есть лучшее в
нашем национальном искусстве, в русской
народно-песенной стихии.

Слайд 1

Свиридов георгий васильевич.

Слайд 2

Свиридов Георгий Васильевич

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов (3 декабря 1915, Фатеж, Курская губерния - 6 января 1998, Москва) - советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994). Среди сочинений Свиридова - всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» и сюита «Время, вперёд!».

Слайд 3

Биография Г.В Свиридова.

Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе. Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе.

Слайд 4

Творчество Г.В Свиридова.

Фортепианное трио (1945, 2-я ред. 1955) Сталинская премия, 1946 Музыка к спектаклю «Дон Сезар де Базан» Ленинградского драматического театра (1948) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954-1955, не окончена) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бернса в переводах С. Я. Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)

7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935) 6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935) Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937) 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938) Камерная симфония для струнного оркестра (1940) Соната для скрипки и фортепиано (1941, черновые наброски) 3 романса на стихи А. А. Блока (1941) «Песни странника», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана (1941-1942) Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942, сохранился не полностью либо не завершён) Соната для фортепиано (1944) «Из Шекспира», вокальный цикл для низкого голоса и фортепиано (1944, 2-я ред. 1960) Фортепианный квинтет (1944, 2-я ред. 1944-1945)

Описание слайда:

Сочинения Г.В. Свиридова - 7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935) - 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) - 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938) - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936-1939) - Камерная симфония для струнных (1940) - 3 романса на стихи А.Блока (1941) - Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942) - Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) - Соната для фортепиано (1944) - Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) - Квинтет для фортепиано и струнных (1945) - Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) - Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) - Музыкальная комедия «Огоньки» (1951) - Оратория «Декабристы» на слова Александра Пушкина и поэтов-декабристов (1954-55, не окончена) - Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) - Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) - Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) - «Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960) - Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69)

Описание слайда:

Произведения Свиридова Г.В. Вокальная музыка 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938)3 романса на стихи А.Блока (1941) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Гимны Родины для хора (1978) 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981) «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

Паймакова Светлана ученица 6 а класса МБОУ "Килемарская СОШ"

Георгий Васильевич Свиридов советский композитор,пианист,музыкально-общественный деятель.Народный артист СССР (1970) , Герой социалистического Труда (1975). Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических сочинениях, и в произведениях, посвященных картинам народной жизни и пейзажам родной земли, и в героических образах революции.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Свиридов Георгий Васильевич Выполнила ученица 6а класса Паймакова Светлана

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов (3 декабря 1915, Фатеж, Курская губерния - 6 января 1998, Москва) - советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994). Среди сочинений Свиридова - всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» и сюита «Время, вперёд!».

Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой.

Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году.

В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался от остановки сердца. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году - ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных инструментов(1940). Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например, в Первой партии для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита.

Спасибо за внимание