«Мир вздрогнет, когда Китай проснется»
Наполеон Бонапарт

Основные нефтегазовые провинции Китая
Политика правительства Китая направлена на экономическое развитие регионов в рамках программы «Стабилизация Востока - развитие Запада». Западные и северные районы Китая менее развиты, чем восточные и юго-восточные приморские провинции.
В настоящее время почти 3/4 сырой нефти в Китае добывается на трех месторождениях северо-восточного побережья, запасы которых значительно сократились (Дацин, Даган, Цзидун, Цзилин, Шэнли и Ляохэ).

Самая большая группа месторождений нефти под общим названием Дацин располагается в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунхуацзян и Ояохэ (т.н. бассейн Сунляо). Месторождение, открытое в 1959 году, включает нефтяные поля Дацин, Дацин-Е, Шэнпин, Сунпантун, Чанво, Чанцунлинь, Синьчэкоу, Гаоси, Путаохуа-Абобаота. Запасы нефти в Дацине оценивались в 800-1000 млн. т, но извлекаемые запасы ежегодно сокращаются. Падание добычи составляет в среднем 12% в год, если в начале 1980-х гг. добыча составляла 55-56 млн т в год, то в середине – уже 50 млн т в год.
К Дацинскому месторождению примыкает месторождение Ляохэ, дававшее в 1986-1987 годах до 10 млнт т сырой нефти в год и месторождение Фуюй с добычей 1-2 млн т. Из Дацина проложен экспортный нефтепровод в порты Далянь и Циндао, а также в Пекин, Аньшань и к месторождению Даган - крупнейшему в Северном Китае, которое в конце 1980-х-начале 1990-х гг. давало 3-3,5 млн т нефти в год.
В Восточном Китае наиболее известной является группа месторождений под общим названием Шэнли: Цзинцю, Ихэчжуан, Чэндун, Янсаньму, Хэкоу Гудао, Гудун, Юнаньдунсинь, Чунь Хаочжэнь, Шэнто, Хацзя, Шаньдянь. В 1990 году добыча нефти здесь достигла 33 млн т. От месторождения проложены нефтепроводы в Сиань и Чжэнчжоу. В провинции Хэбэй в Восточном Китае имеется месторождение Цзинжун, где в 1990 году добыча нефти составляла 5 млн т.
Добыча на восточных месторождениях Китая неуклонно снижается, если в 1990-х гг. объем добычи составлял более 105 млн. т в год, то в 2004 г. - 75 млн.т в год, что на 1,6 % меньше, чем в 2003г. Естественно, в условиях неизбежного снижения добычи нефти на большинстве истощенных восточных нефтепромыслах возлагаются большие надежды на северо-западные районы, обладающими крупными запасами нефти и газа.
В связи с этим китайское руководство объявило ориентацию на развитие нефтедобычи в западных районах страны основным направлением государственной нефтяной политики.
Северо-западный регион Китая в основном охватывает две провинции - Цинхай и Ганьсу и два автономных района - Синьцзян и Тибет. Территория этого региона составляет 40% всей суши Китая, но там проживает всего лишь 4 % населения. Доля региона составляет в добычи нефти страны -13,9%, потреблении нефти- 5,8%, а мощность НПЗ - 10,0%. Более 90% площади региона занимают горы, высокие плато, безлюдная пустыня Гоби и другие пустынные территории. Территория сравнительно богата полезными ископаемыми, однако из-за удаленности, суровых климатических условий и плохой инфраструктуры регион является одним из слабо-развитых в Китае.
В Северо-западном регионе находятся шесть нефтегазовых провинций, где сосредоточено 30% от общих запасов по стране.
Добыча в Синьцзяне и Цинхае увеличивается более высокими темпами, чем в среднем по стране. В пяти из этих нефтяных зон на северо-западе, за исключением Юймыня, старейшего нефтепромысла Китая, прогнозируется увеличение добычи в ближайшие 10-20 лет. Объем добычи нефти в 2004 г. на западных месторождениях составил более 30 млн. т в год, что на 6,0% больше, чем в 2003 г.
В поисках новых месторождений Китай большое внимание уделяет проведению геологоразведочных работ в районах самых крупных нефтяных бассейнов - Таримского, Джунгарского и Цайдамского.
Бассейны Тарим, Джунгар и Турпан-Хами находятся в Синьцзяне. Добыча нефти по этим трем бассейнам в 1998 году составляла около 15,5 млн.т/г, достигла более 20 млн. т/г в 2000-2005 г. и возможно 29,6 млн.т/г к 2015 г.
Таримский бассейн является крупнейшим малоисследованным нефтяным месторождением в мире площадью 560 тыс. км2. За восемь лет его освоения было обнаружено 27 крупных нефтеносных пластов, открыто 10 нефтегазовых полей мощностью 600 млн. т, на пяти из которых уже ведется промышленная добыча сырья. По некоторым оценкам, потенциальные запасы нефти в Таримском бассейне достигают 20 млрд. т и 9,8 трлн. м3 натурального газа, что превышает совокупные уже разведанные запасы Китая более чем в шесть раз.
В северной части Таримской впадины имеются месторождения Кань, Тамарик, Ичкелик, Дунцулитагэ, Дунчэтан, Бостан, Якела, Тугалмин, Терген, Акекум, Сантаму, Цюнькэ, Луньнань. В южной части впадины находится группа месторождений Тачжун (Тачжун-й, Тачжун-4, Тачжун-6, Тачжун-10), соединенных с северным месторождением Луньнань трубопроводом длиной 315 км. Кроме того, месторождения нефти открыты в самой западной части Тарима на границе с Таджикистаном и Кыргызстаном (Карато, Башэтопу). Добыча нефти растет небольшими темпами: в 1996 г. - 3,5 млн. т, в 1999 г. - 4,7 млн т, в 2000 г. – 5 млн т, а к 2010 ожидается рост до 14 млн. т в год.
Разработка в Таримском бассейне обещает быть наиболее масштабной и капиталоемкой в истории развития нефтяной отрасли Китая. Потребности в капиталовложениях для данного месторождения оцениваются в несколько миллиардов долларов. Другая проблема состоит в том, что у Китая в настоящее время отсутствуют технические возможности для проведения разведки и разработки столь сложного бассейна. Скважины здесь - самые глубокие в мире (5000 м и более). Геологические образования также отличаются высокой сложностью (имеются многочисленные разрывы), что существенно усложняет поиски залежей нефти. Эти факторы делают бурение в Таримском бассейне очень дорогостоящим (по оценкам CERA, 2-3 тыс. долларов за метр). Значительные трудности с материально-техническим обеспечением, а также недостаток производственных и транспортных мощностей, в свою очередь, способствуют повышению стоимости геологоразведочных работ.
С 1993 года Китай провел 3 раунда по лицензированию добычи нефти в Таримском бассейне, так как район нуждался в сейсмической разведке или разведочном бурении. Однако впоследствии иностранные компании не были допущены к развитию месторождения. Развитие бассейна Тарим замедлено в силу отдаленности и суровыми условиями в регионе.
Следует отметить, что высокие издержки железнодорожного транспорта серьезно подрывают стоимость франко-скважины таримской нефти и таким образом, не способствуют интенсивному ведению разведки и разработки месторождения Тарим.
Кроме того, чтобы доставить нефть к основным промышленным центрам, которые расположены на побережье, необходимо построить нефтепровод протяженностью около 3 000 км. Его потенциальная стоимость оценивается в 10 млрд. долларов. Это связано с тем, что он должен пересечь Таримский бассейн в районе, который является одним из самых высокогорных в мире. Но если все вышеперечисленные трудности удастся преодолеть, то Таримский бассейн станет самым крупным источником сырой нефти в Китае.
По оценкам Международного Энергетического Агентства (IEA) полное развитие бассейна Тарим и строительства нефтепровода произойдет только, если размер подтвержденных резервов будет достаточен для поддержания добычи на уровне, по крайней мере от 25 до 50 млн. т в год, тем самым обеспечив соответствующий прирост добычи, достаточный для строительства трубопровода.
На территории Джунгарского бассейна, расположенного на севере СУАР, находится одно из крупнейших китайских месторождений Карамай, разведанного еще 1987 году. Запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд т (Карамай, Душаньцзы, Шиси, Мабэй, Урхо, Сянцзыцзе). Имеются трубопроводы Карамай - Урумчи и Карамай - Шаншань. В 2004 г. объем добычи на этом месторождении составил более 11 млн. в год. Кроме того, важное значение придается месторождениям Кайман и Шиси.
Разведочное бурение в Цзидамском бассейне, северо-западнее провинции Цинхай, началось в середине 50-х годов. Но до начала 80-х годов, когда работы по разведочному бурению и освоению были расширены, регион обладал довольно ограниченными возможностями нефтедобычи.
По данным Министерства нефтяной промышленности КНР, за последнее время китайские геологи обнаружили 72 новых нефтеносных пласта на севере Цайдамского бассейна. По мнению китайских экспертов, район Наньбасянь станет еще одним перспективным источником углеводородного сырья в Китае. Площадь бассейна составляет 240 тыс. км2. Ежедневно в нем добывается 4 300 т нефти и газового конденсата (в эквиваленте 1000 м3 газа на одну тонну нефти). Построен нефтепровод Лэнху-Ланьчжоу.
В 1998 г. в этом бассейне добывали более 1,7 млн.т нефти, но в последнее годы там были обнаружены новые запасы нефти и газа. В 2000 г. отбор с месторождений возрос до 2 млн.т в год, а к 2015 возрастет до 5 млн.т в год.
Чанцинское нефтяное месторождение расположено в бассейне Шэнь-Ган-Нин, простирающемся на территории провинции Ганьсу Нинся-Хуэйского автономного района и провинции Шэньси. Несмотря на то, что к разведочному бурению в этом бассейне приступили в 50-х годах, промышленное освоение месторождения до 70-х так и не начиналось. Недавнее открытие и освоение крупного газового месторождения, запасы которого оцениваются более чем в 20 трлн.куб.футов, намного повышают перспективность этого бассейна. Добыча там нефти в 2004 году составила более 8 млн. т и может возрасти к 2015 г до 11 млн.т/г.
Юймынь - старейшее и обладающее промышленными запасами месторождение Китая - называют колыбелью нефтяной промышленности страны. В конце 50-х годов добыча нефти там достигла 1,5 млн.т в год и с тех пор по мере истощения и старения промысла она снижается. В настоящее время объем нефтедобычи в Юймыне составляет около 0,5 млн. т в год и будет год от года снижаться.
В настоящее время более 90% нефти в стране добывается на суше. Однако параллельно с разработкой новых месторождений на западе Китай активизировал геологическую и геофизическую разведку на континентальном шельфе в Бохайском заливе, в южной части Желтого моря, а также в акваториях Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Месторождения нефти открыты также на шельфе о. Хайнань (Вэньчан, Линьтоу, Ледун). Потенциальные запасы нефти на шельфе Южно-Китайского моря (на который претендуют, однако, по крайней мере 12 стран региона) оцениваются в 10-16 млрд т. В районе Южно-Китайского моря в 1990-х годах добывалось 150-200 млн т нефти в год (все страны региона), из этого объема на всем шельфе Китая - более 16 млн т.
К проведению работ на континентальном шельфе активно привлекаются крупнейшие зарубежные нефтяные компании. Крупные запасы нефти (300 млн т) разведаны в заливе Бохай или комплекс Бочжун. Нефтяные поля здесь разделены на блоки, и с 1997 года разрабатываются иностранными компаниями (Chevron, Agip, Samedan, Esso China Upstream, Wood Mackenzie, Phillips Petroleum International Corporation Asia (совместно с китайской компанией CNODC). В 2000 году добыча нефти в Бохайском заливе составила 4 млн т в год.
Общие запасы на шельфе Китая оцениваются в 20-25 млрд т, из них разведано пока менее 1/10. На сегодняшний день пробурено 280 скважин и ведется разведка 42 нефтяных структур. При этом наличие нефти и газа пока показали 84 скважины.
До последнего времени объемы добычи нефти на континентальном шельфе росли наиболее высокими темпами (в 1996 г. они увеличились сразу с 9 до 15 млн т и составили 10% от общего производства в стране). Однако в последующем (примерно до 2010 г.) достигнутый уровень добычи нефти предполагается стабилизировать. По оценкам зарубежных специалистов, получение нового столь же существенного прироста производства нефти связано со значительными финансовыми расходами и может быть достигнуто только в течение довольно продолжительного отрезка времени.

Нефтеперерабатывающие мощности Китая
Суммарная мощность нефтеперерабатывающий заводов в настоящее время составляет порядка 315 млн т в год и занимает по большому счету второе месторождение в Азии после Японии.
Значительная часть мощностей по переработке нефти размещена на северо-западе и севере страны, где находятся крупнейшие нефтепромыслы страны. Бурный рост экономики и возросшая необходимость в импорте нефти дали импульс для строительства новых НПЗ и расширения существующих мощностей в юго-восточных прибрежных регионах, а также в дельте реки Янцзы. В начале 1990-х гг. коэффициент использования производственных мощностей на большинстве китайских НПЗ не достигал и 70% от проектной и повысился лишь в результате политики запрета импорта на бензин и газойля в конце 1990-х гг.
По мнению экспертов, национальные компании КННК и СИНОПЕК столкнулись с необходимость проведения технической модернизации действующих НПЗ и повышение их производительности. В основном, расширение производственных мощностей, как полагают, произойдет в юго-восточных приморских регионах, хотя в юго-западном регионе, где нет крупных центров переработки нефти, планируется строительство новых НПЗ. Например, в Даньяжоу провинции Хайнань недавно был сооружен самый крупный и современный в КНР нефтеперерабатывающий завод, стоимость первой очереди которого составляет около 2,2 млрд. долларов. Рост общих производственных мощностей НПЗ страны прогнозируется довести к 2010 г. до 360 млн.т в год и 400 млн т в год к 2015 г. (См. таблицу 1).
Таблица 1

Прогнозируемый рост мощностей нефтепереработки в Китае, млн. т/г

Район 2000 2005 2010 2015
Северо-восточный 80 73 84 88
Северо-западный 25 25 34 39
Северный и Центральный 60 69 80 88
Восточный 69 83,5 99 105
Южный 35 44 53 65
Юго-западный 1 1,5 10 15
Всего 270 296 360 400

В северо-западном регионе имеется пять нефтеперерабатывающих заводов, а также два нефтехимических завода в Ланьчжоу и Урумчи мощностью до 1 млн т в год. НПЗ в Ланьчжоу, Душаньцзы и Юймыне располагают довольно прогрессивными установками вторичной переработки нефти и способны удовлетворять спрос на разные нефтепродукты на внутреннем рынке. Другие НПЗ относительно просты и в своих схемах установок для сложных технологических процессов не имеют (См. таблицу 2).

Таблица 2
Мощности нефтепереработки на северо-западе Китая, млн. т в год

НПЗ Мощность
Душаньцзы 6,0
Карамай 3,6
Урумчи 2,7
Ланьчжоу 5,7
Юймынь 4,0
Голмуд 1,0
Всего 23

Транспортная инфраструктура
Китай располагает вполне достаточной сетью нефтепроводов для транспорта нефти, добываемой в настоящее время. Эта система протяженностью 11 тыс. км позволяет транспортировать более 90% сырой нефти, добываемой на нефтепромыслах. Однако, несмотря на то, что объемы добычи нефти не увеличиваются, охват нефтепроводной сетью на некоторых территориях оказывается недостаточным.
Большинство существующих нефтепроводов уложены на северо-востоке и севере страны для доставки нефти на расположенные в этом же регионе НПЗ. Большинство НПЗ, расположенных на юге и в бассейне реки Янцзы, получают нефть морским путем, и лишь незначительное число заводов в центральной части Китая все еще ориентированы на доставку сырья железнодорожным транспортом.
В стране отсутствует трубопроводная инфраструктура для транспорта нефтепродуктов, за исключением линии малого диаметра, соединяющий Голмуд в провинции Цинхай с Лхасой в Тибете. Все требуемые объемы нефтепродуктов поставляют потребителям железнодорожным, водным или автомобильным транспортом.
Транспортная инфраструктура на западе и северо-западе неразвита по сравнению с другими районами страны, и общая протяженность системы во всем регионе составляет около 5 000 км. (См. таблицу 3).

Таблица 3
Нефтепроводный транспорт на западе и северо-западе Китая

Наименование Протяженность, км Пропускная способность, млн т/г
Карамай-Урумчи 370 4
Кармай-Душаньцзы 322 4
Ланьчжоу-Голмуд 438 3
Голмуд-Лхаса/нефтепродукты/2 лупинга 1 143 1
Ланьчжоу-Юймынь 628 3
Мэйлинь-Чжоннинь 315 6
Тачжон-Луннань 330 6
Луннань-Корла 103 10
Корла-Шаньшан 475 10

Урумчи с центральным Китаем соединяет только одна крупная железная дорога и несколько железнодорожных линий имеются в Синьцзяне, Цинхае и Ганьсу.
Наряду с освоением ресурсов в северо-западном регионе построено несколько местных трубопроводов для транспортирования сырой нефти на НПЗ и к центрам потребления. Основные нефтепроводы соединяют Карамай с НПЗ в Урумчи и Душаньцзы в провинции Синьцзян, а с месторождения Ленху проложены нефтепроводы до НПЗ в Голмуде (провинция Цинхай) и в Юймыне (провинция Ганьсу). Нефть с промысла Чэнцин по трубопроводу поступает до Чжонниня в Нинся-Хуэйском автономном округе и затем перегружается в железнодорожные цистерны для доставки в Ланьчжоу. В последние году было также построено несколько местных нефте и газопроводов в Таримском бассейне для отгрузки нефти из этого региона.
Вследствие того, что добыча нефти в Сицзяне превышает мощности НПЗ в Урумчи и Душаньцзы, избыточную нефть вывозится на юг и восток страны. В настоящее время объем синьцзянской нефти, перевозимой железно-дорожным транспортом в восточном направлении, составляет более 10 млн. т в год.
Как отмечалось выше, требуемый объем нефти из Синьцзяна должен достигнуть по меньшей мере 25 млн т в год и выше для загрузки магистрального нефтепровода внутри страны - сначала до Ланьчжоу, Центральный Китай (1 800 км) и затем далее на восточное побережье Китая в провинцию Сычуань (1 000 км).
Проект строительства магистрального нефтепровода из Синьцзяна до Ланьчжоу в КННК неоднократно лоббировался в целях более эффективного обеспечения нефтеперерабатывающих заводов на юге и востоке страны. Однако ограничения в потенциальных объемах добычи нефти в Тариме поставили экономическую состоятельность строительства нефтепровода под сомнение. Только подписав с Казахстаном в 1997 г. пакет нефтяных соглашений, в том числе о строительстве трубопровода из Западного Казахстана в Китай, Китай решил проблему реализации внутреннего трубопровода на восток своей страны.
Строительства первого этапа нефтепровода Атасу (Казахстан)- Алашанькоу (Китай) в 2005-2006 гг., а также реализация второго этапа Кенкияк-Кумколь-Атасу (Казахстан) в 2009-2010 гг. мощностью 20 млн т в год позволит обеспечить загрузку нефтепровода «Запад-Восток» в Китае.

10

  • Запасы: 13 986 млн барр.
  • Добыча: 2 624 тыс бар/день

Не смотря на занимемое 10 место в нашем списке, потребности в нефти Бразилия обеспечивает только наполовину и вынуждена импортировать её. Годовая потребность в нефти составляет 75 млн. тонн. Главными отраслями обрабатывающей промышленности Бразилии являются нефтепереработка и химическая промышленность. Обрабатывающая промышленность занимает свыше четверти в ВВП.

9


  • Запасы: 104 000 млн барр.
  • Добыча: 3 000 тыс бар/день

Кувейт - один из важных экспортёров нефти, является членом ОПЕК. 19 июня 1961 года Кувейт стал независимым государством. Свод законов был составлен приглашённым эмиром египетским юристом. В 1970-1980-е годы благодаря экспорту нефти Кувейт превратился в одно из богатейших государств мира, уровень жизни в этой стране был одним из самых высоких в мире. По собственной оценке Кувейта, он обладает крупными запасами нефти - около 104 миллиардов баррелей, то есть 6 % мировых запасов нефти. Нефть даёт Кувейту около 50 % ВВП, 95 % доходов от экспорта и 95 % доходной части государственного бюджета. В 2014 году ВВП Кувейта составил около 172,35 млрд долл., на душу населения - 43 103 долл.

8 Объединенные Арабские Эмираты


  • Запасы: 97 800 млн барр.
  • Добыча: 3 188 тыс бар/день

1 декабря 1971 года шесть из семи эмиратов Договорного Омана объявили о создании федерации под названием Объединённые Арабские Эмираты. Седьмой эмират, Рас-эль-Хайма, присоединился к ней в 1972 году. Предоставление независимости совпало с резким скачком цен на нефть и нефтепродукты, вызванным жёсткой энергетической политикой Саудовской Аравии, что облегчило новому государству самостоятельные шаги в области экономики и внешней политики. Благодаря доходам от нефти и умелому вложению средств в развитие промышленности, сельского хозяйства, образованию многочисленных свободных экономических зон Эмираты в самые короткие сроки смогли достигнуть относительного экономического благополучия. Получили значительное развитие сфера туризма и финансов.

Большая часть добычи производится в эмирате Абу-Даби. Другие нефтяные производители по важности: Дубай, Шарджа и Рас аль-Хайма.

В последнее время доля доходов от добычи и переработки нефти в общем объёме ВВП снижается, что связано с мерами правительства по диверсификации экономики

7


  • Запасы: 173 625-175 200 млн барр.
  • Добыча: 3 652 тыс бар/день

Канада является одной из самых богатых стран мира с высоким доходом на душу населения и состоит членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Большой семёрки. Однако в связи с очень низкой плотностью населения некоторыми государствами причисляется к развивающимся странам. Канада - крупнейший в мире производитель урана, находится в числе крупнейших производителей гидроэлектроэнергии, нефти, природного газа и угля. В начале 2010-х годов большинство нефти Канады добывается в западных провинциях Альберта (68,8%) и Саскачеван (16,1%) В стране 19 НПЗ, 16 из которых производят полный спектр нефтепродуктов.

6


  • Запасы: 157 300 млн барр.
  • Добыча: 3 920 тыс бар/день

Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа, является индустриальной страной с развитой нефтяной промышленностью. Имеются нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия. Добыча нефти, угля, газа, медных, железных, марганцевых и свинцово-цинковых руд. Согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Иранская национальная нефтяная компания (ИННК). С конца 1990-х, однако, в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы (французские Total и Elf Aquitaine, малайзийская Petronas, итальянская Eni, Китайская национальная нефтяная компания, а также белорусский «Белнефтехим»), которые по компенсационным контрактам получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль ИННК.

Несмотря на свои колоссальные запасы углеводородов Иран испытывает дефицит электроэнергии. Импорт электричества на 500 млн киловатт-часов превышает экспорт.

5


  • Запасы: 25 585 млн барр.
  • Добыча: 3 938 тыс бар/день

Важным источником энергоресурсов для Китая является нефть. По запасам нефти Китаю заметно выделяется среди стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Месторождения нефти обнаружены в различных районах, но наиболее значительны они в Северо-Восточном Китае (равнина Сунгари-Нонни), прибрежных территориях и шельфе Северного Китая, а также в некоторых внутренних районах - Джунгарской котловине, Сычуани.

Первая нефть была добыта в Китае в 1949 году; с 1960 года началась разработка месторождения Дацина. 1993 год стал поворотным для китайской энергетики, обозначив окончание эпохи самообеспечения. Китай впервые с 1965 года испытал нехватку нефти. До 1965 года КНР также испытывал недостаток этого вида топлива, импортируя его из СССР. Однако после разработки крупных месторождений Дацина Китай смог к началу 70-х обеспечивать нефтью не только себя, но и своих соседей. Впоследствии также был открыт и ряд других месторождений на востоке страны. Экспорт нефти, кроме того, был одним из основных источников иностранной валюты. С начала же 1980-х, из-за нехватки инвестиций в нефтяную отрасль, истощения старых месторождений и недостатка новых, темпы роста производства нефти начинают падать. Последствия неэффективности осуществления стратегии самообеспечения проявились в том, что Китай, на который «нефтяные шоки» 1973 и 1978 годов не оказали никакого влияния, не стал, подобно западным странам, разрабатывать энергосберегающие технологии и концентрировать внимание на проблемах энергетической безопасности, в том числе эффективной добычи при нанесении минимального вреда окружающей среде. Тем не менее разведка нефтяных месторождений в КНР велась очень активно - за 1997-2006 гг. открыто 230 месторождений. Доказанные запасы нефти в Китае на начало 2006 года составили 18,3 млрд баррелей. К 2025 году эта цифра увеличится ещё на 19,6 млрд баррелей. При этом неразведанные запасы составляют 14,6 млрд баррелей.

4


  • Запасы: 140 300 млн барр.
  • Добыча: 4 415 тыс бар/день

Основными полезными ископаемыми Ирака являются нефть и газ, месторождения которых протягиваются с северо-запада на юго-восток страны вдоль Месопотамского передового прогиба и относятся к нефтегазоносному бассейну Персидского залива. Основная отрасль экономики - нефтедобыча.

Иракские государственные компании North Oil Company (NOC) и South Oil Company (SOC) обладает монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Они подчиняются министерству нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти. Доходы Ирака от экспорта нефти с начала 2009 года по состоянию на 1-е августа 2009 года составили 20 миллиардов долларов. 10 августа 2009 года об этом заявил генеральный директор отдела маркетинга в министерстве нефти Джасем аль-Мари. Ирак располагает третьими в мире разведанными запасами углеводородов. Их экспорт дает около 98 процентов дохода в госбюджет страны.

3 Соединенные Штаты Америки


  • Запасы: 36 420 млн барр.
  • Добыча: 8 744 тыс бар/день

Нефть - ключевой источник энергии для США. В настоящее время она обеспечивает около 40 % общей потребности в энергии. В Министерстве энергетики Соединённых Штатов существует подразделение по управлению минеральными энергетическими ресурсами, в компетенцию которого входят важнейшие вопросы, касающиеся нефти - готовность реагировать на нарушения поставок и поддержание работы американских месторождений. На случай, если США столкнутся с проблемами в добыче или перебоями в поставках нефти существует так называемый стратегический нефтяной резерв, созданный после нефтяного кризиса 1973-1974 годов, который в настоящее время составляет примерно 727 млн баррелей нефти. Сейчас запасов стратегического нефтяного резерва хватает на 90 дней.

В добыче нефти лидируют Техас, Аляска (Северный склон), Калифорния (бассейн реки Сан-Хоакин), а также континентальный шельф Мексиканского залива. Однако, добыча нефти на остающихся в Соединённых Штатах месторождениях становится всё дороже, так как большая часть недорогой в производстве, доступной нефти уже добыта. По статистике, на каждый добытый баррель на американских месторождениях, 2 барреля остаются в земле. Эти данные свидетельствуют о том, что необходимо развитие технологий в бурении, производстве нефти, а также поиск и разработка новых месторождений. Использование нефтеносных сланцев и песков и производство синтетической нефти могут значительно увеличить запасы американской нефти.

2


  • Запасы: 80 000 млн барр.
  • Добыча: 10 254 тыс бар/день

По запасам нефти РФ занимает восьмое место. Запасы нефти оцениваются в 80 000 млн барр. Большая часть этих ресурсов сосредоточена в восточных и северных районах страны, а также на шельфах арктических и дальневосточных морей. В начале XXI века с 2152 открытых в России нефтяных месторождений в разработку вовлечено менее половины, а запасы эксплуатируемых месторождений выработаны в среднем на 45 %. Однако начальный потенциал ресурсов нефти России реализован примерно на треть, а в восточных районах и на российском шельфе - не более чем на 10 %, так что возможно открытие новых крупных запасов жидких углеводородов, в том числе в Западной Сибири.

1


  • Запасы: 268 350 млн барр.
  • Добыча: 10 625 тыс бар/день

В марте 1938 года в Саудовской Аравии были открыты колоссальные нефтяные месторождения. Из-за начала Второй мировой войны их разработка началась лишь в 1946, и к 1949 в стране уже была хорошо налаженная нефтяная индустрия. Нефть стала источником богатства и процветания государства. Сегодня Cаудовская Аравия с её колоссальными запасами нефти - основное государство Организации стран-экспортёров нефти. Экспорт нефти составляет 95 % экспорта и 75 % доходов страны, давая возможность поддерживать государство всеобщего благосостояния.Экономика Саудовской Аравии базируется на нефтяной промышленности, которая составляет 45% валового внутреннего продукта страны. Разведанные запасы нефти составляют 260 миллиардов баррелей (24 % разведанных запасов нефти на Земле). Саудовская Аравия играет ключевую роль «стабилизирующего производителя» в Организации стран-экспортеров нефти, с помощью которой регулирует мировые цены на нефть.

Несмотря на то, что Китай - одна из самых быстрорастущих экономик мира, структура потребления энергоносителей в нем очень отличается от свойственной развитым странам. Доля нефти и газа в энергетическом балансе страны составляет лишь 25%; среднедушевое потребление товарных видов топлива в Китае достигает менее 1 т условного топлива в год, тогда как в среднем в мире - 2 т.

Собственных топливных ресурсов Китая уже сейчас недостаточно для нужд его развивающейся промышленности. С 1993 года Китай превратился в нетто-импортера нефти, что означало фундаментальную перемену на энергетическом рынке всего АТР. Ясно, что в перспективе объем развития нефтегазового сектора промышленности в Китае вряд ли будет соответствовать внутренним потребностям экономики, и в ближайшем будущем страна будет вынуждена импортировать нефть и природный газ во все возрастающих количествах.

Сведения о запасах нефти в КНР до недавнего времени относились к категории государственной тайны. К тому же доказанные запасы существенно отличаются от разведанных и потенциальных. Во многих документальных источниках информации разная степень вероятности запасов не учитывается; по мере выработки старых и открытия новых нефтяных месторождений оценки часто менялись. Например, в печати КНР в годы культурной революции (1966-1969) и в конце 1970-х годов (с целью привлечения иностранных компаний для разведки) потенциальные запасы явно завышались. Даже в настоящее время суммарные данные по запасам на отдельных месторождениях и общие данные по стране не совпадают.

Доказанные запасы нефти в Китае в 1999 году оценивались в 3,2 млрд т, что составляет приблизительно 2,4% мировых запасов. Достоверные запасы нефти на суше, по китайским данным, оцениваются в 5,3 млрд т и в 4 млрд т на шельфе .

Потенциальные запасы нефти выросли за 30 лет (с 1966 по 1996 годы) в 5 раз, с 6 до 30 млрд т. На оценку запасов нефти в стране влияет также их привязка к двум показателям (доле от мировых запасов, оцениваемой в 2,3-2,4%, и так называемому R/P Ratio, т.е. соотношению запасов к производству, принятому для Китая в 20 лет).

Таблица 1

Добыча нефти в КНР по годам (млн т)

1949 - 0,12 1973 - 50,0 1986 - 131,0 1997 - 158,0
1957 - 1,40 1975 - 70,0 1987 - 134,0 1998 - 157-160
1958 - 2,25 1978 - 104,0 1988 - 137,0 1999 - 159-160
1962 - 5,75 1979 - 106,15 1990 - 139,0 2000 - 162 (оценка)
1968 - 10,0 1980 - 105,95 1991 - 137,0 2005 - 170 (прогноз)
1970 - 20,0 1984 - 114,6 1995 - 140,3 2010 - 185 (прогноз)
1971 - 38,0 1985 - 124,9 1996 - 155,6

Источники:

Как видно из таблицы, за последние годы темпы роста нефтедобычи снизились в связи с выработкой старых месторождений. В середине 1990-х годов для Китая закончился период нефтяной самодостаточности.

Таблица 2

Добыча и потребление нефти по годам (млн барр/сутки, в среднем)

Источник:

Таблица 3

Потребление нефти в КНР по годам (млн т)

Источник:

Таблица 4

Прогноз дефицита потребления нефти в КНР по годам (млн т)

2000 2005 2010
Спрос 195 220 265
Дефицит 33 50 80

Источник:

В настоящее время Китай производит около 160 млн т нефти в год, а потребляет 200 млн т. В 2000 году импорт нефти составил около 60 млн т , в основном из Омана. Поскольку трудно точно спрогнозировать, какими темпами будет развиваться экономика Китая, предположения экспертов относительно будущего импорта расходятся: так, одни утверждают, что в 2010 году он может составить 70-90 млн т , тогда как в других публикациях приводится цифра в 120 млн т уже в 2005 году .

В то же время, несмотря на нехватку нефти, часть ее ранее экспортировалась, преимущественно в Японию, а также (в небольших количествах) в КНДР И Вьетнам. Впрочем, объемы экспорта нефти, начиная с 1980-х годов, неуклонно снижались: если в 1986 году Китай экспортировал 28,4 млн т нефти, то в 1999 году - всего 8,3 млн т, тогда как в 2000 году экспорт прекратился вовсе.

Общая протяженность нефтепроводов в стране в 1997 году составила 9,3 тыс. км. Обращает на себя внимание крупнейший энергопровод из города Голмуд (Цайдамское месторождение) в Тибет до Лхасы протяженностью 1080 км.

Месторождения нефти

Самая большая группа месторождений нефти под общим названием Дацин располагается в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунхуацзян и Ляохэ (т.н. бассейн Сунляо). Месторождение, открытое в 1959 году, включает нефтяные поля Дацин, Дацин-Е, Шэнпин, Сунпантун, Чанво, Чанцунлинь, Синьчэкоу, Гаоси, Путаохуа-Абобаота. Запасы нефти в Дацине оценивались в 800-1000 млн т, но извлекаемые запасы ежегодно сокращаются.

Таблица 5

Добыча нефти на месторождении Дацин по годам (млн т)

1975 11,1 1984 53,56
1978 50,37 1985 55,59
1979 50,75 1986 55,50
1980 51,5 1987 55,55
1981 51,75 1993 56,0
1982 51,94 1994 56,0
1983 52,63 1999 50,0

Источники:

К Дацинскому месторождению примыкает месторождение Ляохэ, дававшее в 1986-1987 годах до 10 млн т сырой нефти в год и месторождение Фуюй с добычей 1-2 млн т. Из Дацина проложен экспортный нефтепровод в порты Далянь и Циндао, а также в Пекин,

Аньшань и к месторождению Даган - крупнейшему в Северном Китае (поля Баньцяо, Тяньцзяхэ, Гандун, Вансюйчжуан, Ганьси, Чжоуцинчжуан; в конце 1980-х - начале 1990-х годов это месторождение давало 3-3,5 млн т нефти в год).

В Восточном Китае наиболее известной является группа месторождений под общим названием Шэнли: Цзинцю, Ихэчжуан, Чэндун, Янсаньму, Хэкоу гудао, Гудун, Юнаньдунсинь, Чунь Хаочжэнь, Шэнто, Хацзя, Шаньдянь. В 1990 году добыча нефти здесь достигла 33 млн т. От месторождения проложены нефтепроводы в Сиань и Чжэнчжоу.

Таблица 6

Добыча нефти на месторождении Шэнли по годам (млн т)

1975 3,2 1986 29,5
1978 19,5 1987 31,6
1983 18,4 1990 33,0
1984 23,02 1999 30,0
1985 27,03

Источник:

В провинции Хэбэй в Восточном Китае имеется месторождение Цзинчжун, где в 1990 году добыча нефти составила 5 млн т. Таким образом, в Восточном Китае добывается примерно 40 млн т нефти в год.

В Юго-Западном Китае на месторождениях в провинции Сычуань к северу от города Чунцин (Иншань, Наньчун, Панланьчэнь) добывается примерно 2,2 млн т нефти в год . Кстати, в провинции Сычуань нефть добывали еще за 600 лет до нашей эры с использованием бамбуковых трубок из неглубоких скважин. В 1996 году начата прокладка нефтепровода Чэнду - Ланьчжоу.

В Южном Китае на суше в провинции Гуандун на месторождении Саньшуй добывается порядка 2 млн т нефти в год.

Большие надежды за последние годы в Китае возлагались на нефтяные месторождения северо-западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района (Джунгария, Карамай, Тарим, Турфан-Хами, Цинхай, Юймэнь), где сосредоточено 30% от общих запасов по стране. В 1997 году во всем районе было добыто 16,4 млн т сырой нефти, а в 2001 году, по прогнозам, добыча должна возрасти до 23 млн т. Наиболее значительны месторождения Таримской впадины с разведанными запасами в 600 млн т и потенциальными в 18,8 млрд т. В северной части впадины имеются месторождения Кань, Тамарик, Ичкелик, Дунцулитагэ, Дунчэтан, Бостан, Якела, Тугалмин, Терген, Акекум, Сантаму, Цюнькэ, Луньнань. В южной части впадины находится группа месторождений Тачжун (Тачжун-1, Тачжун-4, Тачжун-6, Тачжун-10), соединенных с северным месторождением Луньнань трубопроводом длиной 315 км. Кроме того, месторождения нефти открыты в самой западной части Тарима на границе с Таджикистаном и Киргизией (Карато, Башэтопу). Добыча нефти в Таримской впадине в 1996 году составила 3,5 млн т, в 1999 году - 4,7 млн т, в 2000 году она должна вырасти до 5 млн т, а к 2010 году - до 14 млн т.

В Джунгарии между горными системами Алтая и Тянь-Шаня находится старое нефтяное месторождение Карамай, разведанное еще в 1897 году. Потенциальные запасы этого месторождения оцениваются в 1,5 млрд т (Карамай, Душаньцзы, Шиси, Мабэй, Урхо, Сянцзыцзе). Имеются трубопроводы Карамай-Урумчи и Карамай-Шаншань. Добыча нефти на месторождении не превышает 5 млн т.

Месторождения Цайдамской впадины (Лэнху-3, Лэнху-4, Лэнху-5) в 1990 году давали 3,5 млн т нефти . Добыча в настоящее время оценивается в 1,5-2 млн т. Построен нефтепровод Лэнху-Ланьчжоу.

В настоящее время более 90% нефти в стране добывается на суше, однако с 1969 года пробную нефть начали извлекать на шельфах Восточно-Китайского, Желтого и Южно-Китайского морей и Бохайского залива. Месторождения нефти открыты также на шельфе о. Хайнань (Вэньчан, Линьтоу, Ледун). Потенциальные запасы нефти на шельфе Южно-Китайского моря (на который претендуют, однако, по крайней мере 12 стран региона) оцениваются в 10-16 млрд т . В районе Южно-Китайского моря в настоящее время добывается 150-200 млн т нефти в год (все страны региона). Из этого объема на всем шельфе Китая 1993 году было добыто 4,5 млн т нефти, в 1996 году - около 15 млн т, в 1997 году - 16,2 млн т .

В 1994 году на шельфе Южно-Китайского моря Китай добыл 6,47 млн т сырой нефти, в 1996 году - 11,8 млн т. В настоящее время добыча возросла до 14-15 млн т , однако, по оценкам экспертов, разработки шельфовых месторождений принесли в целом разочаровывающие результаты. Первоначальные оценки нефтяных запасов китайского сектора шельфа (до 1,7 млрд т) оказались явно завышенными в целях привлечения иностранных инвесторов.

Крупные запасы нефти (300 млн т) разведаны в заливе Бохай (так называемый комплекс Бочжун). Нефтяные поля здесь разбиты на блоки, с 1979 года разрабатываемые иностранными компаниями (Chevron, Kerr McGee, Texaco, Agip, Samedan, Apache, Esso China Upstream, Wood Mackenzie, Phillips Petroleum International Corporation Asia совместно с китайской компанией CNODC). В 2000 году добыча нефти в Бохайском заливе составила 4 млн т.

Что касается переработки сырой нефти, совокупная мощность нефтеперерабатывающих предприятий КНР составила в 1999 году 4,3 млн барр/сутки. Заводы расположены в главных городах страны, а также на месте наиболее крупных месторождений. Впрочем, доля импорта в сырье для НПЗ постоянно увеличивается: в китайской нефти повышено содержание серы, и это делает более выгодным производство нефтепродуктов на основе легкой ближневосточной нефти . В настоящее время в Даньчжоу провинции Хайнань сооружается самый крупный в КНР нефтеперерабатывающий завод, стоимость первой очереди которого - 2,2 млрд долларов.

Нефтедобывающие компании

Добыча полезных ископаемых в Китае вертикально интегрирована и находится под жестким контролем государства. В 1998 году нефтегазовая промышленность была реформирована, и две из четырех существовавших тогда государственных компаний объединены. На данный момент добычей нефти и газа в КНР занимаются:

Китайская национальная нефтяная корпорация (China National Petroleum Co., CNPC). В 1998 году активы КННК составили 57,8 млрд долларов, компания контролирует 70% разведанных запасов нефти на севере, северо-востоке и западе страны. Объем добычи 107 млн т в год (1998). В 1999 году была учреждена PetroChina Company Ltd, которой CNPC передала большую часть своих активов внутри страны, оставив за собой зарубежный бизнес и управление трубопроводами;

Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National offshore Oil Corp., CNOOC) с капиталом 1,8 млрд. Отделения: China National oil and gas exploration and development Corporation (CNODC), China offshore oil Nanhai East (CONHE);

Китайская нефтехимическая корпорация (China Petrochemical Corp., Sinopec). Активы - 46 млрд долларов, перерабатывает ежегодно 36 млн т нефти.

В 2000 году доли в нефтегазовой промышленности Китая распределялись между этими тремя компаниями следующим образом:

Таблица 7

Добыча нефти Добыча газа Переработка нефти
CNPC 67% 68% 45%
CNOOC 10% 17% -
Sinopec 23% 15% 55%

Источник:

Существуют и отдельные компании, созданные со специализированными целями:

  • China Petroleum Engineering and Construction Corp (CPECC) (строительство инфраструктуры нефтяного сектора, участие в строительстве предприятий нефтепереработки);
  • Китайские нефтегазовые бюро (КНБ), которые занимаются строительством газо- и нефтепроводов;
  • В 1997 году образована China National Star Petroleum Co (добыча нефти в южных провинциях КНР);
  • Shanghai Petrochemical (нефтепереработка в Северо-Восточном Китае), сумма продаж 1,6 млрд долларов;
  • Zhenhai Referining & Chem. (нефтепереработка в Юго-Восточном Китае), сумма продаж 1,3 млрд долларов;
  • В Сянгане (Гонконге) монополистом по снабжению нефтью, а также переработке и складированию нефтепродуктов является японская компания Tokyo Electric Power Company.

В КНР приняты довольно четкие правила и постановления в отношении разработки нефтяных ресурсов. Следует отметить в этой связи:

  • Временные правила регулирования регистрации данных разведки и добычи нефти и природного газа (приняты Госсоветом КНР в 1987 году);
  • Постановление о внесении платы за использование территории нефтяного шельфа при освоении нефтяных ресурсов (1968);
  • Положение об охране нефтепроводов и газопроводов (1969);
  • Постановление о возмещении ущерба при сейсмической разведке нефтяных залежей (1989);
  • Временное постановление о внесении платы за использование месторождений при освоении континентальных нефтяных ресурсов путем кооперации китайских и иностранных предприятий (1990);
  • Положение КНР о сотрудничестве с иностранцами в разработке нефтяных ресурсов на суше (1993).

Наличие достаточно хорошо разработанной правовой базы позволяет иностранным компаниям успешно работать в Китае. К началу 1998 года было подписано более 130 контрактов с 67 иностранными компаниями из 18 стран на разведку и эксплуатацию нефтяных месторождений на шельфе Южно-Китайского моря. Все вместе они вложили около 3 млрд долларов. Так, консорциум из трех компаний (China Offshore Oil Nanhai East (CONHE) - 51% акций, Amoco Orient Pertoleum - 24,5%, Kerr McGee China Pertoleum - 24,5%) вложил 650 млн долларов в проект Люйхуа - месторождение в 120 милях к юго-западу от Гонконга в дельте р. Жемчужной, запасы которого оцениваются в 160 млн т нефти. В 1990 году образована группа CACT (China National Offshore Oil Corporation - 51%, Agip China BV, Chevron Overseas pertoleum Inc. - 49%) с участием Texaco China B.V., которая продолжает разведку другого месторождения - Хуэйчжоу в дельте р. Жемчужной, с предполагаемым уровнем добычи 5-6 млн т в год.

В стране имеется программа строительства крупных емкостей для хранения нефтепродуктов общим объемом 2171 тыс. м?, в том числе, в Шэньчжэне, Циндао, на о. Хайнань (Лингао), Шанхае (Пудун), Чэнду (Сычуань) . В строительстве принимают участие иностранные компании - Agip, Feoso, Marubeni, Shell, Saudi Aramco, Sangyong, Mitsui. В разведке новых месторождений принимают участие также компании Santa Fe (США), Occidental Petroleum, JHN oil operation Co, Exxon Corp.

Международные проекты

Как уже упоминалось выше, в настоящее время 50% сырой нефти Китай импортирует из Омана, с которым заключен ряд долгосрочных соглашений. Однако КНР не может устраивать такая зависимость от одного поставщика, поэтому сейчас прорабатываются варианты долгосрочных соглашений на поставку нефти и газа из Саудовской Аравии, Ирака, Перу, Кувейта, ОАЭ, Брунея, Индонезии, Малайзии. Китай добивается права на участие в разработках нефтяных и газовых месторождений Папуа-Новой Гвинеи, Судана, Таиланда, Венесуэлы; в Судане, Ираке и Перу приобретены права на проведение поисково-разведывательных работ на ряде месторождений.

В соответствии с Генеральным соглашением между Министерством энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан и Китайской Национальной нефтяной корпорацией (CNPC) была начата разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства казахстанско-китайского нефтепровода. Казахская часть трубопровода Актау-Кумколь составит 1200 км, китайская часть - 1800 км (по территории СУАР). От нефтяных месторождений СУАР китайская трубопроводная система продолжается до города Шаншань. В случае, если загрузка нефтепровода будет не менее 20 млн т нефти в год, трубопровод может быть продлен до Ланьчжоу, откуда уже имеется магистральный нефтепровод в Восточный Китай. Общая длина нефтепровода Актау-Кумколь, таким образом, составит около 3000 км при стоимости 2,4-2,7 млрд долларов и гарантированной пропускной способности 20 млн т в год (максимальная - 40 млн т).

Строительство по расстоянию и необходимым вложениям разбито на три этапа:

1. Кенкияк-Кумколь - 785 км, 785 млн долларов.

2. Атасу - Алашанькоу (КНР) - 1100 км, 1,3 млрд долларов.

3. Атырау-Кенкияк (410 км, 359 млн долларов) и Кумколь-Каракоин (199 км, 131 млн долларов).

В 1997 году было заключено рамочное соглашение о намерениях, однако в 1999 году все работы по ТЭО были приостановлены.

К очевидным преимуществам проекта можно отнести отсутствие риска транзитных стран. Между 1996 и 1998 годами Китай в лице CNPC приобрел за 4 млрд долларов 60% акций компании АО “Актобемунайгаз” (АМГ), которой принадлежит месторождение Узень на п-ове Мангышлак. В то же время специалисты указывают на очевидные недостатки проекта: большую протяженность, отсутствие развитой внутренней сети, соединяющей СУАР и восточные районы Китая, опасность недостатка нефти, поскольку рентабельным трубопровод может стать при перекачке не менее 20 млн т в год. К тому же в самом СУАР пока не подтверждаются большие расчетные запасы нефти на месторождениях Таримской впадины. Казахская нефть никогда не будет дешевле, чем ближневосточная, и может рассматриваться прежде всего с точки зрения политической необходимости диверсифицировать источники углеводородного сырья.

Наблюдатели подчеркивают, что китайская сторона пока считает проект в целом неэффективным, и Казахстан вынужден считаться с этим выводом.

Следует учесть и негативный опыт сотрудничества Казахстана и КНР. Ежегодно, начиная с 1997 года, “Актобемунайгаз” экспортировал в Китай через Россию около 2 млн тонн нефти, поставляя ее по прямому трубопроводу на Орский нефтеперерабатывающий завод. Специальные распоряжения правительства России освобождали эту нефть от таможенной пошлины как транзитную. Однако в январе 2001 года срок льготы на экспорт для АО “АМГ” истек, но договоренности и лицензия на экспорт не были переоформлены CNPC. В результате Орский НПЗ отказался принимать казахстанскую нефть, остановились десятки нефтяных скважин, в дома актюбинцев перестал поступать газ, добываемый попутно при извлечении нефти, под угрозой оказалась работа Актюбинской ТЭЦ. Только с большим трудом CNPC удалось достичь соглашения с владельцем Орского НПЗ - Тюменской нефтяной компанией. Кроме того, казахстанской стороной отмечалось, что CNPC не выполнила взятого на себя при покупке акций АМГ обязательства построить трубопровод из Казахстана в Западный Китай (нефть по-прежнему доставляется туда по железной дороге) и не выдерживает графика инвестиций, предусмотренного договором: в 1999 году он был выполнен лишь на 59% .

Следует отметить также участие китайской корпорации CNPC в двух совместных проектах с туркменской государственной компанией “Туркменнефть” по разработке нефтяного месторождения Гумдаг, а также месторождений на шельфе Каспийского моря.

Российский проект

Перспективы импорта нефти из России кажутся для Китая достаточно очевидными, благодаря территориальной близости и существующей в России развитой сети трубопроводов, которую вполне можно продолжить для экспорта в Китай. Тем не менее, до сих пор не существует ни одного завершенного российско-китайского нефтяного проекта. Пока что в стадии завершающих согласований находится только проект нефтепровода от месторождений Красноярского края в Китай. Ожидалось, что соглашение будет подписано в июле 2000 года во время визита президента РФ В. Путина в КНР, однако этого не случилось.

Соглашение о составлении ТЭО проекта CNPC заключила с ЮКОС в феврале 1999 года.

В декабре 1999 года был подписан меморандум о прокладке нефтепровода из Ангарска в Китай. Стоимость проекта оценивалась в 1,7 млрд долларов, пропускная способность трубы - 30 млн т в год в течение 25 лет (добыча становится нерентабельной при загрузке менее 20 млн т в год). Работы по ТЭО планировалось завершить в 2000 году, однако российская сторона тогда не смогла предоставить гарантий достаточного количества нефти. Изначально предполагалось, что ее основной объем будет поступать из Западной Сибири, однако большинство тамошних месторождений уже вступили в период спада добычи, и гарантировать необходимые поставки оказалось невозможно. Затем решено было переориентироваться на Юрубчено-Тохомскую зону (ЮТЗ) Восточной Сибири, извлекаемые запасы которой оцениваются в 900-1100 млн т - это самое крупное неразработанное месторождение нефти и газа в Восточной Сибири . Юрубченский участок, где предполагается вести работы, содержит около 300 млн тонн извлекаемых запасов нефти и является наиболее изученной частью ЮТЗ.

Определенным преимущество проекта - возможность использования имеющегося нефтепровода Тюмень-Омск-Красноярск-Иркутск, к которому, однако, еще предстоит создать отводы. Лицензия на геологоразведочные работы и разработку Верхнечонского, Юрубчено-Тохомского и Собинского месторождений ЮТЗ принадлежит Восточно-Сибирской нефтяной компании (ВСНК), где 68% акций владеет НК ЮКОС.

Однако крупное Куюмбинское месторождение той же зоны разрабатывается “Славнефтью”. Последнее обстоятельство создало значительные затруднения для проекта, поскольку две компании не могли прийти к соглашению по ключевым вопросам. Только к сентябрю 2000 года ЮКОСу удалось приобрести дополнительные права на освоение месторождений, которые позволили ему достичь паритета со “Славнефтью” и приступить к согласованию интересов . Одновременно ЮКОС активизировал работы на Терско-Камском участке Юрубчено-Тахомской зоны.

Другое затруднение лежало в том, что, хотя еще в мае 1999 года Государственная Дума приняла решение об освоении Юрубченского месторождения на условиях СРП, “Соглашение” о разделе продукции на месторождении так и не было подготовлено , и налоговый режим проекта, таким образом, пока не определен. Что касается Куюмбинского месторождения, оно пока только рекомендовано Правительством РФ Госдуме для рассмотрения на предмет перевода его на режим СРП.

В данный момент рассматривается два возможных маршрута трубопровода: через Монголию и минуя ее. Для российских компаний предпочтителен экономически более выгодный путь через Монголию на Пекин, для CNPC - в обход Монголии из Ангарска в Харбин, до месторождения Дацин, далее по существующим нефтепроводам в порты

Далянь, Циндао и другие.

Предполагаемый тариф за прокачку нефти по маршруту составит 30 долларов за тонну, тогда как перевозка нефти из Омана обходится КНР в 10 долларов за тонну.

Немаловажно, что в Китае - стране с плановой экономикой - директивами на 10-ю пятилетку (2001-2006 годы) не предусмотрено строительство ни казахского, ни сибирского нефтепроводов. Таким образом, проект, очевидно, не относится к реализуемым в ближайшие несколько лет.

Причины сегодняшних неудач

Не приходится сомневаться в перспективности китайского рынка топливных элементов, однако будущее России на нем, несмотря на колоссальные запасы сырья, представляется очень неопределенным. Сущность проблем, встающих перед Россией в этой сфере, на наш взгляд можно свести к нескольким пунктам.

1. Нерентабельность

Российская нефть не относится к дешевой, а существующие экспортные платежи и акцизы, в сочетании с дороговизной транспортировки, делают ее для КНР слишком дорогой. За один только 2000-й год ставки вывозных таможенных пошлин на российскую нефть повысились с 15 до 32 евро за 1 т , и не приходится сомневаться, что они будут повышаться далее, особенно учитывая, что Россию ожидают масштабные выплаты по внешним долгам, средства на которые традиционно изымаются из нефтедолларов.

2. Несовершенство законодательства

Российское законодательство в области разработки месторождений до сих пор не сформировано окончательно; так, отсутствует завершенная нормативно-правовая база по СРП, не устранены противоречия между Законом о СРП и Налоговым кодексом. Если учесть некоторое недовольство региональных и федеральных властей первыми опытами разработки нефтяных месторождений по схеме СРП, то становятся неочевидными и дальнейшие перспективы СРП в России. Все это не позволяет привлечь средства, необходимые для разработки новых месторождений и строительства трубопроводов.

Кроме этого, в ближайшее время следует ожидать других изменений в законодательстве. Так, началась реформа правил допуска экспортеров к магистральным нефте- и газопроводам, для чего создана специальная комиссия Правительства РФ . В результате планировать импорт нефти из России для иностранных партнеров стало значительно сложнее. Нужно учитывать при этом, что Китай - государство с плановой экономикой и мощной бюрократической системой, для которой любые изменения в законодательстве страны-партнера, даже в более выгодную для себя сторону - причина полностью свернуть контакты и выждать, пока

все “утрясется”.

3. Отсутствие государственных гарантий

Китай традиционно предпочитает работать в условиях, когда сотрудничество на всех этапах, начиная от предварительных переговоров, подкреплено надежными государственными гарантиями. Кроме того, ожидается, что позиции компаний, с которыми ведутся переговоры, и государства будут согласованы, чего в России ждать не приходится. В тех же случаях, когда несколько российских компаний одновременно выступают с различными, не согласованными между собой

предложениями, ссылаясь при этом на поддержку российского государства, можно с достаточной степенью вероятности ожидать от китайской стороны отказа воспринимать эти предложения как реальные.

4. Непонимание специфики взаимоотношений

Случай с “Актобемунайгазом” (и комментарии по нему в российской и казахстанской прессе) интересен тем, что демонстрирует непонимание в нашем деловом мире (имеется в виду как Россия, так и страны СНГ) специфики взаимоотношений между китайским бизнесом и китайским государством. Поэтому с Китаем в наших корпорациях работают те же группы, которые ведут переговоры и с западными нефтяными компаниями, что приводит к многочисленным ошибкам.

Невыполнение китайцами своих обязательств - норма для бизнеса в тех случаях, когда желание “получить дешевле, отдать дороже, расходов по прежним обязательствам не нести” не уравновешивается чиновничьим аппаратом. Отсюда, например, родился миф о плохом качестве китайских товаров. Нужно понимать, что в китайском государстве бизнес всегда стоит чуть ниже госаппарата. Этот момент и другие особенности китайского мышления требуют от российских компаний создания постоянных групп для работы именно с Китаем (и в Китае), а не привычного для россиян представления, что всё или почти всё можно продумать и подготовить непосредственно в России. Вести дела с китайским нефтегазовым сектором нельзя по российской или европейской схеме.

ЛИТЕРАТУРА:

1. BP Amoco Statistical Review of World Energy. 1994.

2. Energy in Japan. 1989, #5.

4. OPEC Petroleum (general review). 1997-1998.

5. OPEC Petroleum. 1993, #2.

6. Petroleum Economist (review). 1997-1999.

7. Petroleum Economist. 1995, # 9.

8. Там же. 1996, № 1.

9. Там же. 1996, № 2.

10. Там же. 1997, № 2.

14. State Petroleum and Chemical Administration (China). 1999.

15. Wood Mackenzie Statistical Review.

21. ИВД РАН, экспресс-информация. 1996, № 5.

23. Международная жизнь. 1999, № 10.

24. Нефтегазовая вертикаль. 1999, № 2-3.

25. Там же. 2000, № 2.

26. Нефть России. 2000, № 2.

29. Эксперт. 2000, № 13.

30. Китай в XXI веке. Тезисы докладов // ИДВ РАН. М., 2000.

31. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 11.

32. Эксперт, 2000, № 45.

33. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 7-8.

34. Независимая газета, 27.02.2001.

35. Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности. 2000, № 4.

36. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 12.

Георгий Дмитриевич БЕССАРАБОВ - ведущий научный сотрудник отдела проблем Азии и АТР Российского института стратегических исследований

Александр Дмитриевич СОБЯНИН - заместитель главного редактора аналитического журнала "Профи"

Многие знают, что Китай – это страна, явившая миру порох, фаянс, компас, шелк и бумагу. Сейчас эти сведения стали чем-то обыденным и не вызывающим удивления. Но ведь эти изобретения – еще далеко не все. Если говорить о нефтегазовой отрасли, то и здесь Китай обладал передовыми технологиями.

Как это делали в Китае

В глубокой древности, еще до нашей эры, в Китае уже освоили добычу нефти и газа с помощью бурения скважин. Изобретение ударно-канатного способа бурения принадлежит китайскому строителю Ли Бину, который возводил дамбу на реке Миньцзянь в 250 г. до н.э. Изначально так получали соляной раствор, а позже стали использовать для извлечения из недр нефти и газа.

Для получения нефти сначала выкапывался колодец. В него вставляли трубу из дерева, сверху накрытую камнями – одним или нескольким, но так, чтобы оставалось небольшое отверстие. Далее в трубу опускали металлический груз весом около двухсот килограмм (так называемая «баба»). Груз крепился на канате из тростника и служил сверлом. Силой людей или животных его поднимали и вновь роняли в колодец, разрушая силой удара горную породу. Время от времени «бабу» вытаскивали, содержимое колодца вычерпывали, а скопления воды выкачивали своеобразным насосом из бамбуковой трубы с клапаном. Таким методом китайцы бурили скважину примерно по 60 см в день. Глубокие скважины разрабатывались не один год.

Что касается природного газа, то китайская нация считается первой, кто открыл миру широкие возможности его применения. Уже во II веке до н.э. добыча газа бурением велась систематично. Китайцы изобрели первый в мире трубопровод из бамбука для транспортировки газа из месторождений. И, что поражает еще больше, научились контролировать его горение. Для этого была придумана сложная конструкция из деревянных камер конусообразной формы. Самую большую из них вкапывали в землю на глубину трех метров – в нее из скважины подавали газ. От большой камеры шли трубы к нескольким камерам меньшего размера, установленным над землей. В маленьких камерах были сделаны отверстия для подачи воздуха и смешивания его с газом. Таким образом, рабочие могли постоянно регулировать состав смеси газа с воздухом и избежать взрывов. Избыток газа направляли в трубы, «смотрящие» вверх.

Известно, что в древности добыча газа велась в провинциях Сычуань, Шэньси и Юньнань. Надо ли говорить, что китайский народ прикладывал много усилий для охраны своих технологий. Ведь во всех других частях света нефть все еще добывали примитивными способами – собиранием, копанием вручную колодцев и ям. А природный газ считался чем-то потусторонним или божественным и был, в основном, для людей предметом поклонения и трепета.

Сферы применения

В эпоху правления династии Сун (с 960 по 1270 гг. н.э.) известно об использовании нефти в переносных бамбуковых трубах, которые в ночное время использовались как факелы. Хотя нефть и применяли для освещения жилищ в Китае, но широкого распространения она не получила, может быть, из-за ее неприятного запаха. Тем не менее, у китайцев были в обиходе глиняные горшки с фитилями из тростника, пропитанные нефтью.

Великий китайский ученый Шэнь Ко назвал нефть «каменным маслом» и отметил, что запасы ее в стране огромны и это может оказать влияние на весь мир. Предсказание получилось как нельзя точным. В 1080 –1081 гг. Шэнь Ко применил сажу, образованную при сжигании нефти, в изготовлении туши для живописи и каллиграфии. Его способ стал заменой производству туши от сжигания сосновой смолы.

Китайцы использовали нефть в качестве смазочного материала, в кожевенном деле и медицине для лечения кожных заболеваний.

В 347 году н.э. китайский географ Чжан Цюй в своих записках упоминал, что в месте слияния рек Хуоцзинь и Бупу есть «огненный колодец». Так он назвал место выхода природного газа на поверхность. По его словам, жители этого района приносят сюда головешки из домашних очагов и получают огонь, поднеся их к колодцу. Для поддержания света люди пользуются трубами из бамбука, с их помощью газ можно перенести из одного места в другое на довольно большое расстояние – день пути от колодца.

Газ использовался и для подогрева котлов, в которых выпаривалась добытая из скважин соль.

В справочнике эпохи династии Цин (1644-1912) говорится, что для получения света и тепла, необходимо сделать отверстие в кожаной емкости, наполненной газом, и поджечь.

Война и «китайский греческий огонь»

Нефть, благодаря своим горючим свойствам, использовалась многими народами не только в мирных целях. Так, «греческий огонь», по мнению многих ученых, включал в свой состав нефть, серу, битум и другие горючие вещества. Греки и византийцы с успехом применяли его в сражениях и побеждали, даже если противник имел численное превосходство. В Византии состав «греческого огня» составлял государственную тайну, и продолжал использоваться даже тогда, когда на смену зажигательным смесям пришел порох.

Китайцы познакомились с «греческим огнем» относительно поздно — около 300 года до н.э., но смогли успешно применить его в военном деле. Горючий состав на основе нефти они соединили с другим своим изобретением – «огненной трубой», которая могла извергать непрерывную струю огня. Это древнее устройство имело два впускных клапана – воздух всасывался с одной стороны трубы и выталкивался другой. Рецепт держался в строгом секрете, известно только, что в списке ингредиентов, помимо прочих, были нефть и сера.

В X веке в Китае были изобретены «огненные копья» — трубы из бамбука (или железа), которые наполнялись горючей смесью и привязывались к копьям. Такое копье могло гореть 5 минут и считалось очень грозным оружием. В XIV веке применялись уже передвижные огнеметные батареи на колесах, и, по словам одного из китайских авторов военного руководства, одна такая батарея стоила десятка храбрых солдат. В то время в Китае порох стал постепенно вытеснять нефть в военном деле, а огнеметные батареи позже сменились пушками.

Остается только догадываться, как могла бы развиваться нефтегазовая отрасль в Китае, если бы не маньчжурское завоевание, начавшееся в 1644 году. Многие отрасли в стране, раздираемой войной, деградировали, а технологии забылись. Китай оказался изолирован от внешнего мира, а феодальные отношения укоренились в нем почти на три столетия. Только к середине XIX века здесь снова стали появляться зачатки капитализма.

В Китае впервые за много лет обнаружено крупное нефтяное месторождение. Удача улыбнулась компании Xinjiang Oilfield - региональному подразделению нефтегазового гиганта PetroChinа. Крупные запасы нефти были обнаружены в Джунгарском бассейне в районе озера Ма в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Как сообщило в пятницу агентство «Синьхуа», речь идет об геологических запасах сырья на 1,24 млрд тонн. Доказанные запасы, по данным PetroChinа, составляют 520 млн тонн.

Это больше, чем у месторождений Хэмлок в США (штат Аляска) и бразильского нефтегазоносного бассейна Кампус (акватория Атлантического океана), подчеркивает геолог Xinjiang Oilfield Тан Юн.

По его словам, в результате геологоразведки возле озера Ма были получены данные о том, что в данном районе есть потенциал для обнаружения еще как минимум одного месторождения с запасами свыше 1 млрд тонн. Для Китая эти открытия - масштабное событие.

КНР несколько десятилетий ведет собственную добычу нефти и в 70-е годы прошлого века даже экспортировал углеводороды в Японию, Вьетнам и КНДР. Но точных данных о запасах нефти в КНР нет. По официальной оценке китайских властей, на территории страны находится 5,3 млрд тонн доказанных нефтяных запасов, на шельфе Тихого океана - еще порядка 4 млрд тонн. Основная добыча - примерно 2,2 млн тонн нефти в год - ведется на северо-востоке страны.

Крупнейшим по запасам считается Дацинское нефтегазовое месторождение, расположенное в провинции Хэйлунцзян. Разведанные запасы обнаруженного в 1959 году месторождения оценивались в 5,7 млрд тонн.

В последние годы собственное производство нефти в КНР падает. В 2016 году объем добычи в Китае сократился на 7% и составил порядка 4 млн баррелей в сутки. Аналитики и эксперты прогнозировали, что спад объемов извлечения углеводородов в КНР в этом году продолжится примерно в тех же параметрах из-за сокращения дебита на зрелых месторождениях и снижения инвестиций в разведку новых.

Еще в начале года Bloomberg отмечал, что

Китай лидирует по снижению добычи нефти во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. По прогнозам Wood Mackenzie, добыча нефти во всем регионе к 2020 году упадет примерно на 1 млн баррелей — до 6,5 млн баррелей в сутки, при этом 47% снижения придется на Китай.

По мнению экспертов, эта позитивная новость для КНР, но она существенно не изменит расклад на мировом рынке нефти, и Китай не сможет существенно сократить импорт углеводородов.

Разработка такого месторождения займет годы, и на пике оно будет добывать не более 1% от общемирового объема добычи, что эквивалентно одному году роста потребления, отмечает старший аналитик «БКС Глобал Маркетс» Кирилл Таченников.

С такой оценкой соглашается и старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Артем Малов.

Для страны открытие такого большого нефтяного месторождения с доказанными запасами 520 млн тонн значит, что в течение ориентировочно 40-50 лет они смогут добыть примерно 156 млн тонн или 1 110 млн баррелей нефти, отмечает аналитик.

Соответственно можно предположить, что если в течение 4-6 лет данное месторождение будет введено в эксплуатацию, то потребность в импорте будет снижаться на величину годовой добычи до 100 тыс. баррелей в день, в зависимости от применяемых методов интенсификации добычи: в общей сумме нефтяного импорта Китая — около 8 млн баррелей в день — эта цифра составляет чуть более 1%, добавляет эксперт.

Китай - это регион с высокой себестоимостью добычи, поэтому реализация такого проекта во многом зависит от конъюнктуры,

обращает внимание Таченников.

По некоторым оценкам до 2025 года спрос на нефть в Китае может увеличиться до 12-14 млн баррелей в день. На фоне этой цифры добыча нефти с этого месторождения кажется не существенной, добавляет Малов.

Сейчас КНР является вторым по величине в мире импортером сырой нефти. По данным таможенной статистики КНР, страна в январе-сентябре 2017 года импортировала 320 млн т сырой нефти, что на 12,2% больше, чем за январь-сентябрь 2016 г. При этом поставки из РФ в Китай за этот период составили 45 млн тонн (на сумму $17,28 млрд).

Объем импортируемых Китаем нефтепродуктов по итогам января-октября 2017 года также вырос на 4,7% относительно аналогичного периода прошлого года - до 24,35 млн тонн.

В Минэкономразвития ранее отмечали, что Китай в 2017 году может обогнать США по объему импорта нефти.