Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Н. В. Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Мы можем с полным правом отнести эти слова к произведениям самого Достоевского, которые пронизаны беспокойными и беспокоящими мыслями. «Преступление и наказание» - это роман о России, переживающей эпоху глубоких социальных и нравственных потрясений. Это роман о герое, вместившем в свою грудь все страдания, боли и раны своего времени.

«Герой современности» - Родион Раскольников - молодой человек, наделенный от природы умом, способностью к состраданию, и потому так остро воспринимающий страдания и боль других, болезненно реагирующий на проявления несправедливости и подлости человеческой. Скитаясь по Петербургу, Родион видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения и озлобленности людей, муки тех, кто действительностью, основанной на власти денег, обречен на нищету, пьянство и, в конечном итоге, гибель. Герой романа готов стать в определенном смысле мстителем за обездоленных и униженных.

Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.

К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.

Чуткая и ранимая душа Раскольникова переполняется живой болью за человека, он глубоко уязвлен ужасом и нелепостью окружающей действительности, потому и зреет в его душе бунт, потому и рождается его идея. И потому он мучается, мечется по петербургским улицам, ведет какую-то лихорадочную, «ненормальную» жизнь: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Давно уже зародилась в мозгу его мысль о том, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса может быть разрешено и даже оправдано убийство, «кровь по совести», как называет это герой романа. А посещение ростовщицы, у которой он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко - подарок сестры, только обострило эту убежденность. Старуха, наживающаяся на чужом горе, вызвала в его душе непреодолимую ненависть и отвращение. Разговор студента с офицером об этой «глупой, ничтожной, злой… и всем вредной» процентщице, случайно услышанный им в трактире, окончательно утвердил его в мысли, что на общих весах жизнь этой старушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней.

ушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней. А ее деньги «обреченные в монастырь» могут спасти многих погибающих, умирающих от голода и порока. «Убить такую вредную старуху - воспротивиться злу и восстановить справедливость!» - решает Раскольников.

Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин - преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова).

Толкает Раскольникова на преступление и его желание решить проблему этическую: можно ли, переступив закон, прийти к счастью? Оказывается, нет. После совершения преступления появляются страдания, терзания, муки. Где уж тут думать о всеобщем счастье, если и личного не достичь. Он так и говорит своей сестре: «… если б только я зарезал из того, что голоден был..., то я бы теперь… счастлив был!»

Главным и самым значимым в произведении оказывается теория, разработанная героем. Поскольку мир, который он видит вокруг себя, страшен, уродлив, и принять его, примириться с его законами невозможно и противоестественно, а в возможность излечить болезни своего «смутного» трагического времени он не верит, то единственный способ - стать выше этого «муравейника». «Обыкновенные» люди «живут в послушании» и «обязаны быть послушными». Это ненужность, принимающая любой порядок вещей. «Необыкновенные» люди - разрушители такого порядка - переступают закон. Родион хочет стать выше обычаев и морали окружающего мира, доказать, что «не тварь дрожащая», а «право имеет». Стать выше мира для Родиона Раскольникова - значит стать человеком, обрести истинную свободу, а на такое способны лишь поистине «необыкновенные» люди, единственно достойные именоваться людьми. Все бремя неприятия, бунта «гордого человека», необыкновенной личности, Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание и подчинение или бунт - третьего, по его мнению, не дано.

Жил Раскольников в комнате, имевшей самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями. Сам Раскольников имел до того жалкий вид, что даже иногда на улице получал подаяние, потому что весь его облик вызывал чувство сострадания. Раскольников был исключен из университета, потому что не имел денег для дальнейшего обучения. Он даже не мог в срок уплатить за квартиру.

Условия, в которых живет Раскольников, вызывают у него протест. Зреет бунт, но он носит индивидуальный характер. Раскольников считает, что всех людей можно разделить на две группы. Первая группа - это обыкновенные люди, другие же имеют в себе
дар или талант совершать новое в обществе. Эта категория людей может преступить закон, нарушение закона для таких людей - это не преступление. Создавая свою теорию, Раскольников подводил себя к черте, за которой стояло преступление. Под влиянием
жизненных обстоятельств он постепенно приходит к мысли о том, что его теория
объясняет поступки не только исторических деятелей, но и простых людей.

е только исторических деятелей, но и простых людей. Раскольников
окончательно пришел к мысли об убийстве под влиянием исповеди Мармеладова. Это
разговор о семнадцатилетней дочери Мармеладова Сонечке, о том, что человек может примириться с любыми обстоятельствами, привыкнуть к ним.

Раскольникову было жаль Соню, потому что она ради спасения семьи от голода встала на
унизительный путь, но даже отец не стыдится брать у нее денег. Раскольников отбрасывает мысль, что человек по природе подл, и делает вывод, что это - закон жизни, общества. Есть жертва и есть те, кто пользуется этим. И тогда он приходит к мысли, что желание его сестры Дуни выйти замуж за богатого человека, который поддержал бы их семью и дал бы Раскольникову возможность закончить учебу, является по сути такой же жертвой, как жертва Сонечки. Решение Родиона было однозначным - не страдать пассивно, а действовать.

Раскольников совершает убийство. Выбранная им жертва - старуха-процентщица. Он думал о старухе как о ненужном, злом и жадном человеке. Рассуждения сводились к тому, что такому скупому человеку и жить не следует, и что многих нуждающихся людей можно было бы осчастливить. После убийства старухи сразу же происходит второе преступление. Он убивает ее сестру Лизавету, которая явилась неожиданным свидетелем убийства.

Мучительно состояние Родиона после совершенных злодеяний. Автор показывает, что главное наказание - наказание не от общества, не каторга, а глубокие внутренние страдания, страдания нравственные. Человек, осознающий себя убийцей, уже по-другому
воспринимает мир. Раскольников пытается бороться со своим состоянием. Родион не
понимает истинной причины своих терзаний. Ему кажется, что главная причина состоит в
том, что он оказался «тварью дрожащей», что жизнь показала его слабость, именно поэтому он говорит сестре, которая предлагает ему последовать совету следователя, что он не считает себя преступником, что он виноват только в том, что не смог, не сумел осуществить задуманное.

Самый напряженный момент борьбы - это разговор со следователем Порфирием Петровичем, который понял, кем совершено убийство, и пытается разоблачить Раскольникова. Достоевский исследует такую проблему, как нравственное возрождение личности. Именно поэтому следователь, предлагая Родиону явку с повинной, спросил, верит ли он легенде о Лазаре, которого воскресил Христос и которого сделал истинным
христианином.

Таким образом, Раскольников хочет переступить не только нравственные и социальные, но и физические законы, сковавшие человеческую природу. Но кроме главной теории герой романа выстроил и вторую, более благородную, смягчающую резкость первой. Он решил, что на похищенные у процентщицы деньги будет помогать другим людям, спасать «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Но его мучает вопрос: способен ли он быть настоящим человеком, имеющим право сломать, способен он лично на бунт-преступление? Сможет ли он переступить через убийство, пусть Даже и ради великой благой цели?

Таковы в общих чертах социальные и философские истоки бунта главного героя романа Ф.

овы в общих чертах социальные и философские истоки бунта главного героя романа Ф. М. Достоевского, который, по словам автора, «сознает и судит мир и человека - в этом величие и обаяние его личности». Но преступление, совершенное героем романа, стало тем самым экспериментом, который сразу же показал несостоятельность его теории преступления, показал, что «тою же дорогою идя» Родион Раскольников уже «никогда более не повторил бы убийства».

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Вот бог поверженный лежит -

Он пал, и низко пал.

Мы для того и строили

Повыше пьедестал.

Фрэнк Герберт

Роман "Преступление и наказание" был написан в 1866 году. Шестидесятые года девятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и в области мышления: рушились вековые моральные устои общества. Очень широко проповедовалась теория Наполеонизма. Молодые люди думали, что им позволено всё. "За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерь и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!". Конечно, в реальной жизни никто никого не убивал, а только думал об этом - в шутку. Достоевский довёл эту теорию до апогея, чтобы посмотреть, что получилось. А получилось вот что: несчастный, не понимающий своей ошибки, одинокий человек, мучающийся духовно и физически. Таким нам предстаёт Раскольников.

Если обратиться к воспоминанию Раскольникова о детстве (сон), то мы видим доброго, чувствительного мальчика, который пытается спасти умирающую лошадь. "Слава богу, это только сон! Но что это? Уж не горячка ли во мне начинается: такой безобразный сон!" - говорит Раскольников, проснувшись. Он уже не может представить себя таким, для него этот мальчуган - "тварь дрожащая, вошь". Но что так изменило Раскольникова? Причин множество, но их можно свести к нескольким, более общим.

Первой, наверное, назовём время, в котором жил Раскольников. Сама эта пора подталкивала к переменам, протестам, бунтам. Наверное, каждый молодой человек тогда (да и сейчас!) считал себя спасителем мира. Время является первопричиной действий Раскольникова.

Второй причиной стоит назвать город Петербург. Вот что пишет о нём Пушкин:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит.

В "Преступлении и наказании" Петербург - город-вампир. Он пьёт жизненные соки из людей, которые туда приезжают. Так случилось и с Раскольниковым. Когда он только приехал учиться, он ещё оставался тем славным мальчиком из детства. Но проходит время, и гордо поднятая голова опускается всё ниже и ниже, город начинает душить Раскольникова, ему хочется вздохнуть полной грудью, но он не может. Интересно, что за весь роман Петербург только однажды предстаёт перед Раскольниковым частичкой своей красоты: "Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..." Но величественный вид Исаакиевского собора и Зимнего дворца нем для Раскольникова, для которого Петербург это его каморка - "шкаф", каморка - "гроб". Именно Петербург во многом повинен в романе. В нём Раскольников становится одиноким и несчастным, в нём он слышит разговор офицеров, в нём, наконец, живёт виноватая в своём богатстве старушка.

Покопавшись в основных социальных причинах бунта, стоит взяться за философские и психологические. Здесь первой стоит назвать, конечно, характер Раскольникова: гордый, даже тщеславный, независимый, нетерпеливый, самоуверенный, категоричный... да мало ли можно подобрать определений? Из-за своего характера Раскольников попал в такую яму, из которой мало кто сможет выбраться...

Когда Раскольников только разрабатывал свою теорию, он, ещё не подозревая, уже относил себя к Людям с большой буквы. Дальше - больше. Находясь в постоянном одиночестве, он только и делал, что думал. Так, он сам себя обманывал, убеждал в том, чего нет. Интересно, что в начале он оправдывает себя, как и многие молодые люди, благородной целью помочь другим. Но после совершения преступления Раскольников понимает, что убил-то он не для помощи другим, а для себя. "Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... Я не человека убил, а принципы убил. Принципы убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался", "...мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею..." Интересно также, что Раскольников до самого конца считал себя единственно правым. "Ничего, ничего не поймут они, Соня, и недостойны понять", "...может, я ещё человек, а не вошь и поторопился себя осудить. Я ещё поборюсь".

Близкие Раскольникова понимали его лучше, чем он - сам себя. "Ведь он никого не любит; может, и никогда не полюбит!" - говорит Разумихин. "А шельма, однако ж, этот Раскольников! Много на себе перетащил. Большою шельмой может быть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить ему хочется", - говорит Свидригайлов."Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдёт. Ну, и найдите, и будете жить", - говорит Порфирий Петрович. "Она [Соня] знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие".

Неверие. Именно этим словом хочет и обосновать поступок Раскольникова Достоевский. Об этом свидетельствует Соня, "персонаж номер два", истинно верующая и живущая этим, поднявшаяся за счёт этого много выше, чем Раскольников. Об этом говорит и фамилия главного персонажа. Об этом свидетельствуют многочисленные намёки и "раскавыченные" цитаты из Священного Писания, скрытые евангельские образы. Ведь Бог означает не просто веру во что-то сверхъестественное, но и присутствие минимальных моральных устоев. А это так необходимо в эпоху перемен и бунтов, чтобы удержать человека на плаву, не сбить с "пути истинного"!

"Если существо уже стало кем-то, оно умрёт, но не превратится в собственную противоположность", "между людьми и богами нет резкой грани: люди становятся богами, а боги превращаются в людей" - эти строчки были написаны много позже, и это доказывает, что в какое бы время мы ни жили, темы для романов остаются одни и те же: где проходит граница между fas и nefas (дозволенное и недозволенное).

Годы создания романа «Преступление и наказание» (1865-1866) для Достоевского были очень тяжелыми: незадолго перед тем умерли жена, брат и близкий друг и сотрудник А. Григорьев. Писателя обступило вдруг не только полное одиночество, но и десять тысяч вексельного долга и пять тысяч «на честное слово». Достоевский находился на грани отчаяния. «О друг мой, я охотно бы пошел опять в каторгу на столько же лет, чтоб только уплатить долги и почувствовать себя опять свободным», - писал он в марте 1865 года А.Е. Врангелю.
Жил Достоевский в это время в той части Петербурга, где селились обычно мелкие чиновники, ремесленники да студенты. И потому не случайно, что именно здесь явился перед ним образ Родиона Раскольникова, задавленного бедностью и мучительными вопросами бытия бывшего студента. Автор посетил его на той же улице и в том же доме, где обитал сам. И буквально с первых строк мы знакомимся с жилищем Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Позднее в исповедальном порыве герой скажет: «А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!» Это не случайная фраза в романе.
Но Раскольникова «теснили» не только низкие потолки, жизнь давила со всех сторон: он так беден, что пришлось оставить университет, настолько беден, что другой, «даже и привычный человек посовестился бы Днем выходить в таких лохмотьях на улицу», в какие был одет он. Раскольников давно должен был хозяйке за каморку, которую он занимал, и потому каждый раз испытывал «какое-то болезненное и трусливое ощущение», когда проходил мимо хозяйской кухни. Он уже заложил колечко - подарок сестры, на очереди - серебряные часы - последняя память об отце. Мать из скудной пенсии высылает ему деньги, чтобы он имел возможность окончить обучение, по той же причине сестра собирается выходить замуж за подлого человека... «С некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию», - приоткрывает автор то, что происходит в душе героя.
Но нужно оговориться: в состоянии душевной депрессии Раскольников находится не только из-за своего бедственного положения. Дело в том, что с недавних пор в его голове стала проклевываться некая мысль, которая уже не покидала его, терзала, преследовала и оформлялась в идею. В результате мучительных размышлений герой приходит к выводу, что «одно крошечное преступ- леньице» может загладиться «тысячами добрых дел». Казалось бы, тут простая арифметика, верный расчет. На чашу весов кладется, с одной стороны, смерть «глупой и злой старушонки», сосущей кровь из бедняков, наживающейся на их нищете, а с другой стороны - тысячи жизней, спасенных «от гниения и разложения». И такое преступление представляется Раскольникову и не преступлением вовсе, а торжеством справедливости.
Долго и мучительно вынашивал герой свою идею. Не столько за себя, за свою поруганную бедностью молодость страдал он душой, но за бедственное положение матери и сестры, за пьяную и обесчещенную девочку на Конногвардейском бульваре, за мученичество Сонечки, за трагедию семейства Мармеладовых, за всеобщую нужду, беспросветную и безысходную бессмыслицу жизни, которую нужно было как-то изменить. И, как возможный вариант, как ответ на нелепое положение вещей рождается теория Раскольникова, по которой во имя справедливости и прогресса кровь по совести может быть оправдана.
Сам герой так объясняет свою мысль: «Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». И если, допустим, человеку из второй категории для исполнения своей идеи (возможно, «спасительной для всего человечества») понадобится «перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может... дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Но тут же Раскольников оговаривается: «Из этого, впрочем, вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных, или воровать каждый день на базаре». По мысли автора теории, устранять можно только то, что мешает воплощению великой идеи. И только в таком случае преступление не может быть расценено как преступление, так как совершается не с корыстной целью, не ради выгоды, а для блага человечества.
Но, разделив людей на два разряда, бывает любопытно выяснить для себя, к какой категории ты сам относишься. И вот Раскольников решается на убийство старухи- процентщицы с тем, чтобы на ее деньги сделать людям добро, спасти близких, устроить свою судьбу наконец. Но настоящей причиной преступления является не это. Герой имеет смелость отбросить второстепенные оправдания и добраться до последней правды: «Не для того, чтобы матери помочь, убил я- вздор!- говорит он Соне. - Не для того я убил, чтобы, получив средство и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного... Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...»
Раскольникову его эксперимент нужен для проверки своей способности на преступление, для выяснения того, к какому разряду людей он относиться, но в то же время он осознает, что сама постановка вопроса говорит о том, что он такой же «обыкновенный», как и все другие, так как «властелину» или «существу высшего порядка» и в голову бы не пришло задаваться таким вопросом.
Будучи человеком мягким и добрым, переживая в сердце своем все страдания человечества, Раскольников и до преступления чувствовал, что он не способен убить, что он не вынесет такого убийства. Его тошнило и бросало в ужас только от одной мысли, что он будет бить топором по голове, скользить в липкой и теплой крови... Временами он даже готов был отречься от своей идеи, настолько мучительно давалась она ему: «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все... ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все же равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!... Господи! - молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой... мечты моей!»
Но «мечта» уже слишком глубоко вошла и жила в нем, чтобы так просто отделаться от нее. Уже не он управлял ею, а она вела его за собою, как лунатика. И преступление свершилось: убита старуха, убита безвинно сестра ее Лизавета, тихая и безответная, чья гибель совершенно не входила в планы Раскольникова. Но она стала невольной свидетельницей, следовательно, могла разрушить расчеты и намерения героя. Окажись тут и другие свидетели, и они могли бы разделить участь Лизаветы. Ради идеи Раскольников готов был и на другие жертвы. Об этом красноречиво говорит сцена, в которой герой, «сжимая топор в руке», стоял за дверью, когда перед ней некстати оказывается и Кох...
Достоевский показывает, как одно преступление неминуемо тянет за собой другое, требуя все больше и больше крови для осуществления дела, предпринятого будто с благонамеренной целью.
Весь месяц от убийства до признания проходит для героя в непрестанном напряжении, в непрекращающейся ни на минуту душевной муке. Раскольников переживает состояние бесконечной отъединенности от людей, оно охватывает его сердце «мертвым холодом», и это «ужасное ощущение» становится новой попыткой, расплатой за преступление.
Попытка жить и поступать не в согласии с сердцем и совестью, а по выработанной рассудком теории приводит героя к трагическому раздвоению. Он играет роль «властелина» и одновременно осознает, что эта роль не по нему. Он замышляет и совершает убийство, когда весь его облик восстает против этого. И потому он вправе был сказать потом Соне: «Я себя убил, а не старушку! Тут так-таки разом и ухлопал себя навеки!»
Убийство «чахоточной, глупой и злой старушонки», чья жизнь представляется не дороже жизни вши или таракана, все же открывает герою ту истину, что все люди связаны между собой незримыми нитями, что каждое человеческое существо - безусловная ценность и что нельзя насильно устранять любую жизнь без ущерба для собственного сердца, без непредсказуемых трагических последствий.
Если своей идеей решения «крови по совести» Раскольников делает шаг к нравственной катастрофе, то его человеческая сущность, его добрая и отзывчивая душа, не вынесшая страшного эксперимента, отвергает его теорию. Автор подводит героя и читателя к мысли, что никакие благонамеренные цели, никакая великая идея, будь она даже «спасительной для всего человечества», не могут оправдать никакого, даже самого «крошечного» преступления. Нельзя осчастливить человечество через насилие - вот главный нравственный урок, который мы выносим из романа Достоевского.

Вот бог поверженный лежит -

Он пал, и низко пал.

Мы для того и строили

Повыше пьедестал.

Фрэнк Герберт

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Шестидесятые года девятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и в области мышления: рушились вековые моральные устои общества. Очень широко проповедовалась теория Наполеонизма. Молодые люди думали, что им позволено всё. «За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерь и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!». Конечно, в реальной жизни никто никого не убивал, а только думал об этом - в шутку. Достоевский довёл эту теорию до апогея, чтобы посмотреть, что получилось. А получилось вот что: несчастный, не понимающий своей ошибки, одинокий человек, мучающийся духовно и физически. Таким нам предстаёт Раскольников.

Если обратиться к воспоминанию Раскольникова о детстве (сон), то мы видим доброго, чувствительного мальчика, который пытается спасти умирающую лошадь. «Слава богу, это только сон! Но что это? Уж не горячка ли во мне начинается: такой безобразный сон!» - говорит Раскольников, проснувшись. Он уже не может представить себя таким, для него этот мальчуган - «тварь дрожащая, вошь». Но что так изменило Раскольникова? Причин множество, но их можно свести к нескольким, более общим.

Первой, наверное, назовём время, в котором жил Раскольников. Сама эта пора подталкивала к переменам, протестам, бунтам. Наверное, каждый молодой человек тогда (да и сейчас!) считал себя спасителем мира. Время является первопричиной действий Раскольникова.

Второй причиной стоит назвать город Петербург. Вот что пишет о нём Пушкин:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит.

В «Преступлении и наказании» Петербург - город-вампир. Он пьёт жизненные соки из людей, которые туда приезжают. Так случилось и с Раскольниковым. Когда он только приехал учиться, он ещё оставался тем славным мальчиком из детства. Но проходит время, и гордо поднятая голова опускается всё ниже и ниже, город начинает душить Раскольникова, ему хочется вздохнуть полной грудью, но он не может. Интересно, что за весь роман Петербург только однажды предстаёт перед Раскольниковым частичкой своей красоты: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...» Но величественный вид Исаакиевского собора и Зимнего дворца нем для Раскольникова, для которого Петербург это его каморка - «шкаф», каморка - «гроб». Именно Петербург во многом повинен в романе. В нём Раскольников становится одиноким и несчастным, в нём он слышит разговор офицеров, в нём, наконец, живёт виноватая в своём богатстве старушка.

Покопавшись в основных социальных причинах бунта, стоит взяться за философские и психологические. Здесь первой стоит назвать, конечно, характер Раскольникова: гордый, даже тщеславный, независимый, нетерпеливый, самоуверенный, категоричный… да мало ли можно подобрать определений? Из-за своего характера Раскольников попал в такую яму, из которой мало кто сможет выбраться...

Когда Раскольников только разрабатывал свою теорию, он, ещё не подозревая, уже относил себя к Людям с большой буквы. Дальше - больше. Находясь в постоянном одиночестве, он только и делал, что думал. Так, он сам себя обманывал, убеждал в том, чего нет. Интересно, что в начале он оправдывает себя, как и многие молодые люди, благородной целью помочь другим. Но после совершения преступления Раскольников понимает, что убил-то он не для помощи другим, а для себя. «Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел… Я не человека убил, а принципы убил. Принципы убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался», "… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею..." Интересно также, что Раскольников до самого конца считал себя единственно правым. «Ничего, ничего не поймут они, Соня, и недостойны понять», "… может, я ещё человек, а не вошь и поторопился себя осудить. Я ещё поборюсь".

Близкие Раскольникова понимали его лучше, чем он - сам себя. «Ведь он никого не любит; может, и никогда не полюбит!» - говорит Разумихин. «А шельма, однако ж, этот Раскольников! Много на себе перетащил. Большою шельмой может быть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить ему хочется», - говорит Свидригайлов.«Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдёт. Ну, и найдите, и будете жить», - говорит Порфирий Петрович. «Она [Соня] знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие».

Неверие. Именно этим словом хочет и обосновать поступок Раскольникова Достоевский. Об этом свидетельствует Соня, «персонаж номер два», истинно верующая и живущая этим, поднявшаяся за счёт этого много выше, чем Раскольников. Об этом говорит и фамилия главного персонажа. Об этом свидетельствуют многочисленные намёки и «раскавыченные» цитаты из Священного Писания, скрытые евангельские образы. Ведь Бог означает не просто веру во что-то сверхъестественное, но и присутствие минимальных моральных устоев. А это так необходимо в эпоху перемен и бунтов, чтобы удержать человека на плаву, не сбить с «пути истинного»!

«Если существо уже стало кем-то, оно умрёт, но не превратится в собственную противоположность», «между людьми и богами нет резкой грани: люди становятся богами, а боги превращаются в людей» - эти строчки были написаны много позже, и это доказывает, что в какое бы время мы ни жили, темы для романов остаются одни и те же: где проходит граница между fas и nefas (дозволенное и недозволенное).

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта

Известное классическое произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - история студента, который решился на ужасное преступление. В романе автор затрагивает много социальных, психологических и философских вопросов, которые актуальны для современного общества. Теория Раскольникова проявляет себя уже не один десяток лет.

В чем заключается теория Раскольникова?

Главный герой в результате длительных раздумий пришел к выводу, что люди делятся на две группы. К первой относятся личности, которые могут делать все, что хотят, не обращая внимания на закон. Ко второй группе он отнес бесправных людей, жизнью которых можно пренебречь. Это основная суть теории Раскольникова, которая актуальна и для современного общества. Многие люди считают себя выше других, нарушая законы и делая все, что вздумается. В пример можно привести мажоров.

Изначально главный герой произведения воспринимал собственную теорию, как шутку, но чем больше он об этом думал, тем реальнее казались предположения. В результате он всех людей вокруг себя делил на категории и оценивал только согласно своим критериям. Психологи уже доказали, что человек может сам себя убедить в разных вещах, думая о них регулярно. Теория Раскольников является проявлением крайнего индивидуализма.

Причины создания теории Раскольникова

Не только любители литературы, но и специалисты в разных сферах тщательно изучали произведение Достоевского, чтобы выделить социальные и философские истоки теории Раскольникова.

  1. К нравственным причинам, побудившим героя пойти на преступление, можно отнести желание понять, к какой категории людей он относится и боль за униженных бедняков.
  2. Есть и другие причины возникновения теории Раскольникова: крайняя степень нищеты, понятия жизненной несправедливости и потеря собственных ориентиров.

Как Раскольников пришел к своей теории?

Сам главный герой на протяжении всего романа пытается понять, что стало причиной совершения ужасного поступка. Теория Раскольникова подтверждает, что для того, чтобы большинство жило счастливо, меньшинство следует уничтожить. В результате длительных размышлений и рассмотрения разных ситуаций Родион пришел к выводу, что он относится к высшей категории людей. Любители литературы выдвигают несколько мотивов, которые побудили его совершить преступление:

  • влияние окружающей среды и людей;
  • желание стать великим;
  • стремление получить деньги;
  • неприязнь к вредной и бесполезной старушке;
  • желание проверить собственную теорию.

Что несет обездоленным теория Раскольникова?

Автор «Преступления и наказания» хотел в своей книге передать страдания и боль за все человечество. Практически на каждой странице этого романа прослеживается нищета, и жесткость людей. На самом деле роман, опубликованный в 1866 году, имеет много общего с современным обществом, которое все чаще проявляет свое безразличие к ближнему. Теория Родиона Раскольникова подтверждает существование обездоленных людей, которые не имеют шанса на достойную жизнь, и, так называемых, «вершителей жизни» с большим кошельком.

В чем противоречие теории Раскольникова?

Образ главного героя состоит из одних нестыковок, которые прослеживаются на протяжении всего произведения. Раскольников является чутким человеком, которому не чуждо горе окружающих, и ему хочется помочь нуждающимся, но Родион понимает, что не в его силах изменить уклады жизни. При этом он предлагает теорию, которая полностью противоречит .

Выясняя, в чем ошибка теории Раскольникова для самого героя, стоит отметить факт - он ожидал, что она поможет выйти из тупика и начать жить по-новому. При этом герой добился совершенного противоположного результата, и он попадает в еще более безысходную ситуацию. Родион любил людей, но после убийства старухи он просто не может находиться с ними рядом, это касается даже матери. Все эти противоречия показывают несовершенство выдвинутой теории.

В чем опасность теории Раскольникова?

Если предположить, что идея, выдвинутая Достоевским через мысли главного героя, стала масштабной, то итог для общества и мира в целом очень плачевный. Смысл теории Раскольникова заключается в том, что люди, которые превосходят других по каким-либо критериям, например, финансовым возможностям, могут для своего блага «расчищать» дорогу, делая все что хочется, в том числе и совершать убийство. Если бы по такому принципу жило много людей, то мир бы просто перестал существовать, рано или поздно, так называемые «конкуренты», уничтожили бы друг друга.

На протяжении всего романа Родион испытывает моральные терзания, которые часто приобретают разные формы. Теория Раскольникова опасна тем, что герой всеми возможными способами пытается убедить самого себя, что его поступок был правильным, поскольку он хотел помочь своей семье, а для себя он ничего не желал. Огромное количество людей совершает преступления, размышляя подобным образом, что никак не оправдывает их решение.

Плюсы и минусы теории Раскольникова

Сначала может показаться, что каких-либо положительных сторон у идеи разделения общества, нет, но если отмести все плохие последствия, то плюс все же найдется – стремление человека быть счастливым. Теория Раскольникова о праве сильной личности показывает, что многие стремятся к лучшей жизни и являются двигателем прогресса. Что касается минусов, то их больше, и они имеют значение для людей, разделяющих представления главного героя романа.

  1. Стремление разделить всех на два класса, что может иметь ужасные последствия, например, подобные представления идентичны нацизму. Все люди разные, но они являются равными перед Богом, поэтому стремление стать выше других является неправильным.
  2. Еще одна опасность, что несет миру теория Раскольникова – применение в жизни любых средств. К сожалению, многие люди в современном мире живут по принципу «цель оправдывает средства», что приводит к ужасным последствиям.

Что помешало Раскольникову жить по его теории?

Вся проблема заключается в том, что создавая в своей голове «идеальную картинку» Родион не учел особенностей реальной жизни. Нельзя сделать мир лучше, убивая другого человека, неважно кем он был. Сущность теории Раскольникова понятна, но не было учтено то, что старуха процентщица была только начальным звеном цепочки несправедливости и, удалив его, справиться со всеми мировыми проблемами нельзя. Людей, которые стараются нажиться на бедах других, не правильно назвать корнем проблемы, поскольку они являются лишь следствием.

Факты, подтверждающие теорию Раскольникова

В мире можно найти огромное количество примеров, где идея, предложенная главным героем романа, была применена. Можно вспомнить Сталина и Гитлера, которые стремились очистить народ от недостойных людей, и к чему привели действия этих людей. Подтверждение теории Раскольникова можно увидеть в поведении богатой молодежи, так называемых «мажоров», которые, не обращая внимания на законы, загубили жизни многих людей. Сам же главный герой для подтверждения своей идеи совершает убийство, но в итоге он понимает ужас поступка.

Теория Раскольникова и ее крах

В произведении не только появляется, но и полностью опровергается странная теория. Чтобы изменить свое решение, Родиону приходится пережить много душевных и физических терзаний. Теория Раскольникова и ее крушение происходит после того, как он видит сон, где люди уничтожают друг друга и мир исчезает. Затем он начинает постепенно возвращать веру в добро. В итоге он понимает, что все, независимо от своего положения, заслуживают на то, чтобы стать счастливыми.

Выясняя, как опровергается теория Раскольникова, стоит привести в пример одну простую истину – счастье нельзя построить на преступлении. Насилие, даже при возможности оправдать его какими-либо высокими идеалами, является злом. Сам герой признается, что он убил не старуху, а уничтожил самого себя. Крах теории Раскольникова был виден еще в самом начале ее предложения, поскольку проявление бесчеловечности оправдать не получится.

Живет ли сегодня теория Раскольникова?

Как бы печально это не звучало, но идея разделения людей на классы существует. Современная жизнь является жесткой и принцип «выживает сильнейший» заставляет многих совершать поступки, которые не соответствуют . Если провести опрос, кто сегодня живет по теории Раскольникова, то каждый человек, скорее всего, сможет привести в пример некоторых личностей из своего окружения. Одна из основных причин такого положения вещей – значимость денег, которые правят миром.