ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ

Изучение молодежных субкультур является важным направлением социологии молодежи. С 60-х годов XX в. к этой проблематике обращаются ведущие социологи разных стран

Мира. В России анализ молодежных субкультурных феноменов до

конца 80-х годов велся в очень узких рамках. Это объяснялось тем, что

данные феномены в силу устоявшихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а такого рода тематика в основном носила закрытый характер и ее

разработка не могла свободно проводиться тем или иным исследователем или

исследовательским коллективом. Сказывалось и то, что субкультуры, характерные Западу, были мало представлены в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

С конца 80-х годов возросло внимание исследователей к молодежным субкультурам как в России, так и за рубежом. Разделы по молодежной суб-

культуре выделялись в изданиях учебного характера. Так, в учебнике "Социология моло-

дежи" (СПб., 1996) в разделе, написанном З.В. Сикевич, под молодежной субкультурой

понимается "культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов" . Автор настаивает на том, что молодежная субкультура - характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное "ядро", которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению».Высказанная точка зрения имеет немало сторонников, о чем свидетельствует, например, воспроизведение цитированных положений в другом

учебном пособии .

На мой взгляд, относить целое поколение к субкультурному движению нельзя, более реалистична позиция М.Фуко, который настаивал: во имя

методологической строгости мы должны уяснить, что можем иметь дело только с

общностью рассеянных событий . В применении к данным обстоятельствам совре-

менной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен - по большей части именно как рассеянные события, общность которых устанавливается исследовательским конструированием реальности. Если исходить из положения, что в России молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни, то материалы исследований последних лет покажутся обескураживающими: субкультурные феномены в западном смысле едва заметны. Их известность в обществе во многом результат "эффекта Си-Эн-Эн": представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации.

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее - их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три

фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.

Первый - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г. согласно данным Госкомстата России, молодежь (16-30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7% . Хотя в последующие года

отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для

значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний

план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы

восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и моло-

дежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие

сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы

образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как

обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень

образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к полу-

чению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор

уклонения юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто

основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и

ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется иденти-

фикация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация

в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на мате-

риальное благополучие.

Третий фактор - аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех

нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной

солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде

аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных

предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам госу-

дарственной власти и высшим должностным лицам. В середине 90-х годов негативные

оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют отно-

сительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный

сдвиг наметился в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, ноябрь

2001 г., В.В. Путин вызывает доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет ).

Но, во-первых, эта тенденция слишком кратковременна, во-вторых, та или иная оценка

Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдель-

ным институтам. Важным итогом недоверия к власти является установка большинства

молодых россиян, что можно полагаться только на собственные силы.

На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность

среди российской молодежи. С 1990 г. по 2000 г. число лиц, совершивших преступления,

увеличилось почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18-

24-летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек). В 2000 г. к лицам, совершившим

преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14-29 лет) - более половины

(53,6%) всех преступников . Что это означает для современного состояния

молодежной среды в России? Расчет показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз

совершивших преступление (по установленным фактам), в данный момент составляет

примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14-30 лет.

Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных суб-

культур в России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультур-

ным образованиям в молодежной среде, то (1 ) связь с субкультурами криминала окажется

одной из наиболее часто представленных - наряду с (2 ) влиянием западной молодежной

моды, (3) феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также (

4) воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики

могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России, и в отборе

суб культурных феноменов для описания и анализа мы в основном ориентировались на них.

Криминализация молодежных субкультур . Истоки этого процесса носят общесоциаль-

ный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают

наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в

период между 1990 и 2000 гг. составило 5576,3 тыс. человек . При суммировании

мы не учитывали рецидивы, но все же ясны масштабы явления. Часть вернувшихся из мест

заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального

характера. В середине 90-х годов в России, по официальным данным, насчитывалось более

5 тыс. таких групп . Подобного рода группировки, а в еще большей мере носители тю-

ремного опыта - важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную

среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности

в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно свя-

занной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики,

развлечений и т.д. Организованная преступность фактически составляет параллельную

реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное

значение в молодежной среде. Из этих ориентиров особое значение имеет культ физи-

ческой силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных

ценностей. В наших исследованиях зафиксированы случаи, когда молодые люди добро-

вольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их

возвращения в преступную группировку.

Сегодня криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся

вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ,

кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются

криминалом как боевые отряды при "разборках", резерв охраны и телохранителей. В своем

большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с

криминалом может быть не известна многим участникам. Субкультурными признаками

такого рода групп становятся конкуренция накачанных мышц (искаженная форма

бодибилдинга), тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях

одежда, довольно часто - золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии

преступного мира.

Нередко солидарность криминальной молодежной группы укрепляется совместными

действиями по "оздоровлению" общества. В последнее время здесь активно проявляют себя

экстремистские праворадикальные группы с более высоким уровнем организации и

субкультурной определенности (скинхеды, баркашевцы). Осенью 2001 г. особенно большую

тревогу общества вызвали погромы в Москве торговцев с Кавказа, где ударной силой стали

подростки (возможно, футбольные фанаты, но источник событий находится в право-

экстремистской части политического спектра и в уголовном мире).

В настоящее время все больше криминализация молодежных сообществ осуществляется

структурами организованной преступности на планомерной основе - как подготовка своего

кадрового резерва. Летом 2001 г., например, действовали десятки палаточных лагерей для

подростков, созданные преступными группировками в разных регионах России под видом

легальных форм юношеского отдыха. Известны факты, когда преступные группировки с

той же целью берут шефство над детскими домами.

Влияние западных молодежных субкультурных феноменов . По этому признаку охаракте-

ризовать российские молодежные субкультуры здесь сложно не столько из-за изобилия

быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде

некоторые из них являются простым заимствованием, в то время как другие могут отра-

жать скорее сходство мотивов действий. В самом деле, российские скинхеды, возникшие как

оформленное движение в начале 90-х годов XX века (всплеск их численности относят к

периоду после событий сентября-октября 1993 г.), хотя по форме близки к западным

аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны. (Рассмотрение

скинхедов в рамках субкультурной проблематики упростило бы задачу анализа. Они

должны изучаться в более широком социальном контексте как одна из угроз безопасности

России, что выходит за пределы данной статьи). В общем, существуют разные дистанции

российских субкультурных феноменов от западных образцов. Рассматриваемые ниже

субкультурные формы показывают эту разницу: от фактически "наших" футбольных

болельщиков, где западное влияние не обозначается большинством участников, до рейве-

ров и хип-хоп культуры, где "нашего" (российского) довольно мало.

Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют

фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее

распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России,

имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками

сложились еще в 30-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и

футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков).

Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика

организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах.

Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что тре-

бует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Опрошенные

нами в мае 2000 г. фанаты футбольных команд (37 юношей-москвичей) не знали истории

этих спортивных коллективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и

предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более

значимы (как можно судить из интервью) моменты общей эмоциональной разрядки, воз-

можности "оторваться", проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить). Порой их

характер.

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но

субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается.

Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое

поведение как групповое и в то же время не испытывающее давление основных социально-

контрольных инстанций (родители, школа и т.п.).

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. В среде фанатов москов-

ского "Спартака" выделяются, в частности, такие группы, как "Ред-уайт хулигане", "Гладиа-

торы", "Восточный фронт", "Северный фронт" и др. Группировка, удерживающая контроль

над всем сообществом, - "Правые". В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в

армии. "Правые" выезжают на все матчи команды, их основная функция - заводить стадион,

организовывать реакцию болельщиков ("волну" и т.д.), но также и командовать "военными

действиями" - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие

города очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади. В целом хули-

ганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из

В обозначениях "своих" также прослеживается иерархическая организационная струк-

тура. Основное средство отличия - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в

цветах футбольной команды (у спартаковских фанов - сочетание белого и красного) и

может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: "Let"s go Spartak

Moscow"). Варианты "хулиганского" шарфа содержат оскорбление противника и вызов

(например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: "Смерть врагам!"

и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи

команды в другие города, вправе носить особый - с индивидуальным номером - шарф,

который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф - значит, отно-

ситься к элите (группе "Правых"). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с

милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в

которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Группа

спартаковских болельщиков "Гладиаторы" руководствуются философией "чистого образа

жизни". Физически хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участники из-

бегают драк, но защищают "маленьких" - самую юную часть фанатов, новичков. В то же

время среди фанатов выделяется группа, которую "свои" презрительно называют "Колдырь

бой-фронт", - 17-18-летние и старше болельщики-алкоголики ("колдырь" на сленге - пьяни-

ца, пьет что попало).

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социаль-

ного опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния.

В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают

договоры о "ненападении" и совместных действиях против других сообществ (у спартаков-

ских, например, - договор с болельщиками за "коней" - ЦСКА, дружба с малочисленными

сообществами "торпедонов" - болельщиков команды "Торпедо", "паровозиками" - болель-

щиками команды "Локомотив", но враждебные отношения с болельщиками команды "мусо-

ров" - московского "Динамо"). Некоторые стороны общественного движения институцио-

нализируются, и, в частности, в официальных фан-клубах при спортивных обществах фаны

могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со

Экологисты. В целом экологическое сознание российской молодежи - и после Чернобы-

ля - не настолько развито, чтобы реализовываться в особых жизненных стилях на ориги-

нальной философской основе. Даже среди студенческой молодежи (наиболее культурной и

информированной в молодежной среде), по данным наших исследований, испытывают

опасение относительно загрязнения окружающей среды, экологической катастрофы менее

четверти опрошенных (19,7%; исследование МГСА "Молодежь-2002", N = 718). Экологически

ориентированные группы немногочисленны и в известной мере являются подражанием

формам молодежной активности Запада. Акции российского "Гринписа", например, в

большей мере демонстративны, чем эффективны.

Некоторые молодежные объединения в своих официальных материалах демонстрируют

четкую ориентацию на экологическую проблематику, но в действительности не она состав-

ляет основу группообразования. В подобных случаях очевидно использование популярных

субкультурных образов для имиджа организованных структур. Но здесь есть и другая

сторона: стихийным группам, основанным на каком-либо общем интересе, не слишком

принимаемом в обществе, удобнее организовываться при официальных структурах и под-

держивать их в той мере, в какой это не мешает реализовывать особое видение мира и

соответствующие социальные практики. В ином случае существование некоторых из таких

любительских объединений было бы почти невозможным из-за материальных трудностей и

правовых препятствий.

Байкеры versus мотоциклисты. Иногда спонтанные формы субкультурной активности

соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соеди-

няются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России

есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему

происхождению они - слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В

России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея

особые мотоциклы (в России - недоступные по цене даже для "среднего класса") и другие

культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители опреде-

ленного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не спо-

собны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на

станции технического обслуживания.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распро-

страняться в России. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной

платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет

знаковой системы и даже самоназвания (пример из наших интервью с 19-летним участником

одного из сообществ мотоциклистов: "Как вы сами себя называете?" - "Никак. Мото-

циклистами - как еще?" - "Не байкерами?" - "Нет! Только не байкерами!"). Характерно,

что одна из черт самоидентификации участников движения - подчеркивание своего отличия

от байкеров ("они - тупые__________, пьянь"). На основе интервью с рядом юношей, участвовавших в

июне 2000 г. в ежегодном мотофестивале в Малоярославце (город в Калужской области, в

120 км от Москвы), мы можем констатировать, что организованные для байкеров формы

соревнований ("сосиска": задача девушки, сидящей сзади байкера, откусить на ходу

подвешенную сосиску; соревнование на звание "мисс мокрая майка" и др.) не привлекают ни

мотоциклистов-спортсменов (для которых также организованы собственно спортивные

конкурсы), ни той части мотоциклистов, о которых мы говорим. Ежегодный съезд

(в прямом смысле - на мотоциклах) нескольких тысяч юношей и девушек (девушки чаще -

как сопровождение) из многих российских городов и сел (даже с Дальнего Востока) в

Малоярославце показывает, что определенная часть участников мотофестиваля придержи-

ваются особого стиля жизни. Они обычно сами создают свой мотоцикл: покупают очень

дешево старый (обычно в деревне), дополняют его деталями выброшенных на свалку мото-

циклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с ориги-

нальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит

примерно в 10 раз меньше, чем продаваемый в магазине. Мы наблюдали работу по пере-

делке мотоциклов в нескольких московских гаражах: юноши на протяжении трех-четырех

месяцев собирали их, фактически переселились в гаражи. Некоторые переоборудовали под

мастерские свои комнаты в квартирах, и мотоцикл занимает основное место в таких комна-

тах. Атмосфера в период сборки - рабочая и спокойная, работу не завершают попойки.

Образец дизайна, а частью и технической конструкции мотоцикла берется из западных

журналов. Когда работа закончена, небольшие группы (дружеские компании) едут, нe

нарушая правил, вместе. Они не ставят никаких особых целей путешествия - "просто едут".

Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с

небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками,

создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. В России мотоцикл

давно стал одним из основных средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо

более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практика

означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, пока слабо

фиксирующая свое символическое пространство, но, несомненно, связанная с особой

субъективной конструкцией социальной реальности. (Здесь много параллелей с сооб-

ществом владельцев автомобилей-олдтаймеров, как показывает только что завершенное

под нашим руководством исследование ).

Рейверы. Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно

заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. "Рейв" (от англ.

rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать,

говорить с энтузиазмом) трактуется в "Словаре современного сленга" Т. Торна как "дикая

вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения" .

Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее -

образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли

кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образ-

цов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и

российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимст-

вуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ

жизни российского рейвера - ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реали-

зуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музы-

кального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.

В России рейв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по

отношению

к мировой практике. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-

клубов. В Москве входная плата в клуб 20 долларов, напитки продаются по ресторанным

ценам, следовательно, в российском варианте это никак не субкультура молодежи рабочих

кварталов, каковой она была в Великобритании в период зарождения.

Хип-хоп культура. Среди множества других субкультурных форм, основанных на музы-

кальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук).

Манера исполнения ("чтение"), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от

уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки, на российской почве этот

стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входит составной

частью в субкультурное полистилистическое образование, получившее название хип-хоп

культура. Ее приоритеты, кроме рэпа: брейкданс как форма танца и пластики тела,

граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол

(уличный футбол) и т.д. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с

"молодежью улицы", хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается извне. Таковы

проводимые в Москве конкурсы "Культура улицы", платные школы брейкданса (в Москве

их по крайней мере восемь), соответствующие сайты в Интернете.

В крупных городах довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с

рэпом. Но фанаты рэпа относятся к "крутым парням в широких штанах (а часто просто в

узких с карманами)", изображающих из себя рэперов, с презрением. На то обстоятельство,

что рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других

российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда про-

дается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Но, разумеется, определенная

часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру.

Анализ информации о рейверах, рэперах и других молодежных сообществах, основанных

на заимствованных стилях жизни, показывает, что в своей сущности такие сообщества (с их

корпоративными правилами и образцами поведения, одежды, музыкальных вкусов) - лишь

трамплин в институционализированное общество. Они в этом смысле являются некоторым

достраиванием социальной реальности для смягчения напряженности при вхождении в

общественные структуры .

Романтическая компенсация повседневной рутины . В выделении этого признака ряда

молодежных субкультур для нас важна не столько мотивация соответствующих действий,

сколько выявление фактора, внешнего по отношению к конкретным субкультурным про-

явлениям. Как и криминализация общества, и западные влияния, романтическая компенса-

ция может быть рассмотрена в данном аспекте. Она выражает особенности и данного

времени, и общего для молодежи (в модели европейской цивилизации) стремления к

обновлению, приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла

"Тяга к опасному" реализуется в различных формах молодежных сообществ и не

обязательно имеет криминальный оттенок. Фактически субкультурными образованиями

стали группы, объединяемые интересом к экстремальным видам спорта. Некоторые сооб-

щества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общест-

венных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных

условиях.

Диггеры. К такого рода субкультурным феноменам относятся диггеры - исследователи

подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сооб-

ществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, - эти свойства

диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким

формам активности. Здесь есть параллели с профессиональной деятельностью спелеологов,

но в неменьшей степени, как представляется, - с герильей (без политических мотивов, а

лишь по самоощущению участников), военной разведкой (нередко военная форма исполь-

зуется как идентификационный знак), приключениями в стиле Индианы Джонса.

Если в начале 90-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то

к настоящему времени объединения диггеров (обычно - не зарегистрированные

официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.). Они имеют

малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не стремятся к

расширению этого состава. Тяги к афишированию своей деятельности диггеры, как пра-

вило, не обнаруживают. Лишь в некоторых группах есть представители средств массовой

информации.

Толкинисты. Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкинисты.

Очевидна их связь с иностранным источником - образами книг Джона Рональда Роуэла

Толкиена "Хоббит", "Властелин колец" и "Сильмариллион", сюжеты которых были поло-

жены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же

время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими

экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом. Идеи

и образы Толкиена скорее стали материалом для конструирования реальности толки-

нистами, чем законченными социокультурными моделями. Это подтверждается и пара-

доксальным обстоятельством продвижения на российском кинорынке в 2002 г. фильма

компании Wignut Films "Властелин колец", который, тем не менее, не повлек за собой

заметных изменений в активности толкиенистов.

Основываясь на интервью с рядом участников движения толкинистов, мы можем

зафиксировать некоторые его характерные черты. Начало движения относится примерно к

1992 г. Толкинисты появились на физфаке МГУ. Соединение популярных в то время

ролевых игр с художественным миром Толкиена дало необходимый материал для социаль-

ного конструирования и идентификаций. Местами сбора толкинистов в Москве стали

"Эгладор" (Нескучный сад, в четверг после 6 вечера, общение шло почти до утра) и

Царицыно (встречи были по субботам). На встречи в конце 90-х годов собиралось по

несколько сот человек, одетых в экзотические самодельные одежды: "по-эльфийски"

(красивые накидки разных цветов поверх доспехов, броши, хайратник и фенечки из бисера

или мулине и колокольчики, которые в основном покупали в магазине "Охотник" на

Арбате), "по-гномовски" (капюшоны, кожаные доспехи или балахоны с надписями

"Монавар", "Скорпионе" и т.д.); "гоблины" и другое черное воинство были одеты в

основном в косухи и в козаки. Фенечки, колокольчики не снимались, и толкинисты

узнавали друг друга в любой обстановке. Один из лозунгов: "Тусоваться всегда, тусоваться

везде, даже на суше, даже в воде".

Участники встреч имели экзотическое самодельное вооружение для ведения боев. Бои -

основное занятие, они шли постоянно в течение вечера по всей территории, часто - стенка

на стенку (бои на мечах). В ходе встреч дрались на деревянных мечах, сделанных из клюшек

или из лыж. Кистени делались из лыжных палок, карнизов от занавесок, каких-то палок и

т.д. Были и доспехи - поначалу из картона, дерева, железа (кастрюльки, крышки от

сковороды), позже - специально изготовленные.

При встрече все общались и вели себя соответственно героям Толкиена, с которыми

себя идентифицировали. Ставили пиво или сигареты на выигрыш в боях. Очень много

курили. Наркотики, по всей видимости, принимать было не принято.

Новых приводит кто-нибудь из "ветеранов", он обычно и становится "родственником".

Каждый, кто приходит, берет себе имя, заимствованное у Толкиена, сочиняет историю

своей жизни. Девушки вначале обычно эльфийки. История увязана с историей "родст-

венника", потом она может измениться, когда появятся "мать", "отец". Этикет общения -

ориентированный на "аристократический" ("Что вам угодно, милостивый государь?"). Все

объединены в семьи (мамы, братья и сестры), проводятся "свадьбы", где жрец, орудуя

мечом как крестом, произносит перед "новобрачными" ритуальную фразу: "Я венчаю вас во

имя водки, пива и спиртнаго духа". На венчание испрашивается согласие "родителей", надо

пригласить всю "семью". Когда "жених" целует "невесту" - вслух ведется счет, и сколько

насчитывают, столько бутылок пива надо поставить собравшимся в случае "развода"

("Поэтому развод невыгодное дело").

В последнее время толкинисты с большим стажем ("старики") уже не ходят на "Эгладор"

("там гниль, новенькиев{"). Важными организационными формами движения стали "каби-

нетки" - ролевые игры, проводящиеся небольшим числом участников в квартире одного из

них, а также выездные игры, которые проводятся по предварительно разработанному

сценарию (обычно по мотивам одной из книг Толкиена) нередко в лесу, с ночевками в

Организация ролевых игр все более четко регламентируется и планируется. Так, в Нижнем

Новгороде действует Клуб Ролевых Игр (КРИНН), в рамках которого проводятся конфе-

ренции "мастеров" региона для координации их действий на следующий игровой сезон и

составления графика игр.

Проблема общения - одна из актуальных для молодежи, и ролевые игры оказываются

важным средством технологической подготовки к более эффективному общению в моло-

дежной среде. Проблема идеала накладывается на проблему общения в аномичном

обществе, и фантазии Толкиена оказываются большей реальностью, чем мир российской

социальной действительности. В одном из интервью (девушка 19 лет, активная участница

встреч толкинистов до 1999 г.) есть выразительное представление такого соединения

реальности и иллюзии: "Я по телефону обсуждала сюжеты из "Сильмариллион" Толкиена,

всю ночь говорили о стихах, рыдали над их трагическим звучанием".

На этом фоне в ролевые игры все более активно внедряются мистические идеи, что

связано с увлечением некоторой частью участников ролевых игр книгами Н. Перумова,

М. Семеновой, А. Сапковского и других российских пропагандистов оккультизма и неоязы-

чества. Такие увлечения закрепляются сценариями некоторых игр. Например, в одной из

них ("Древняя Русь-97") от каждого участника требовалось принести жертву идолу языче-

ского бога Перуна. В других играх прослеживались связи с сатанинскими ритуалами:

"черная месса" на "животе обнаженной эльфийки" и т.д.

В целом мифологизация в рамках данного неформального объединения выстроена по

конфигурации романтизированного и более яркого мира, чем тот, который окружает

молодых россиян. Характерно, что формами общения являются различного рода дискурсы.

Обращает на себя внимание и "семейная" организация толкинистского сообщества. Нам

известны факты, когда ролевые браки становились позже реальными. Вообще утеря ясной

грани между реальностью и вымыслом оказалась способом компенсации аномии и

разрушения идеалов советского времени. Вполне серьезно участники толкинистских встреч

видят себя спасителями мира (в одной из наших записей: "Дома маме я говорила: как ты не

понимаешь, мы же совершаем подвиги, мы же спасаем мир!").

В конечном счете в толкинистском движении как-то сказалась ментальность россиян,

ранее реализовавшаяся в таких формах, как тимуровское движение. Литературные образы

Аркадия Гайдара определяли лицо общественного движения детей и подростков в СССР на

протяжении десятилетий. Тимуровские отряды создавались повсеместно, в их деятельности

соединялась общественная польза и романтическое отношение к жизни. На фоне дискре-

дитации образов советской юношеской литературы, дававшей образцы для поведения

молодому человеку в определенной нормативно-ценностной системе, в том числе в прямой

форме ролевых игр, как это было в книгах Гайдара, мифологизации Толкиена оказались

востребованными, поскольку повторяли близкую конструкцию - вполне завершенную и

идейно освященную, легко воспроизводимую в ролевом поведении.

Воспроизводство некоторых черт советского прошлого. Перенос в молодежную среду

моделей поведения и организации жизненного пространства из советской эпохи носит

субкультурный характер главным образом в крупных городах (сохранение соответствую-

щих черт как свидетельство медленного развития культурных форм в российской провин-

ции вряд ли следует трактовать в субкультурном аспекте). Следы такого переноса обнару-

живаются в организациях, сохраняющих связь с пионерией, комсомолом, компартией в их

прошлых формах. Такого рода феномены удалось обнаружить в проведенном под нашим

руководством исследовании прокоммунистических ориентаций современной российской

молодежи. Было установлено, в частности, что среда молодых коммунистов обладает

чертами социокультурной общности, близкой по своим показателям к субкультурному

феномену . Объединительным мотивом чаще является не политический выбор, а

стремление к общению и преодоление обыденной рутины.

Подведем некоторые итоги.

1. Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и

типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологи-

чески важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смыс-

ла. Упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдель-

ных фрагментов субкультурной мозаики.

2. Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации

общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности,

"родимых пятен" советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, они в разной мере при-

сущи тем или иным субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультур-

ная специфика не свойственна молодому поколению россиян как таковому, это мозаика

социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде.

3. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития нега-

тивных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т.д.), другие

скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т.д.). Во всех случаях важно,

что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению

социальности.

4. Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России свидетельствует, что в

российской социальной практике появляются те стороны общинного взаимодействия моло-

дежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого

института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на

уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых

форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о

молодежных субкультурных феноменах в современной России. С такой точки зрения яснее

станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собствен-

но, это и позволяет более широко представить субкультуры молодежи в России в их

специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989.

2. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990.

3. Суртаев В.Я. Молодежная культура. СПб., 1999.

4. Щепанская Т.Е. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.

5. Pilkington H. Russia"s Youth and its Culture. A Nation"s Constructors and Constructed. L. Routledge,

6. Социология молодежи. Учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996.

7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария ФД. и др. Социология молодежи. Учеб. пособие. Ростов н/Д,

8. Foucault M. L"archeologie du savoir. Paris, Gallimard, 1969.

9. Российский статистический ежегодник 2001. М.: Госкомстат России, 2001.

10. Информация: результаты опросов // Мониторинг общественного мнения: Эконом. и социальн.

перемены. 2002. № 1.

11. Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 год. Доклад Правительству Российской Федера-

ции / B.A. Луков (отв. ред.). М., 1996.

12. Русаков М.Ю. Владельцы автомобилей-олдтаймеров как социальная общность: Автореф. дис... канд.

социол. наук. М., 2002.

13. Thorne Т . Dictionary of Moderne Slang. N.Y., 1996.

14. Ковалева А.И.,Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999.

15. Михайлов М.А. Прокоммунистические ориентации молодежи современной России: Автореф. дис...

канд. социол. наук. М., 1999.

Семенова И.

На сегодняшний день наша страна пребывает в глубочайшем кризисе (политического, экономического, культурного, духовного характера) и удержаться от социальной катастрофы – насущная задача. В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, насколько понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда она идет, сама или подталкиваемая стихией социальных процессов?

Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности самому себе сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своих детей, обеспечение собственной старости завтра. От этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований в современной России.

На начало XXI века в гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на общество и формирование личности проанализированы недостаточно. И если раньше это было связано, прежде всего, с неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью наработок. В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. Это обусловило актуальность темы данной работы: «Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры». Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных исследований, поскольку является проблемой социального порядка, связанной с решением многих проблем развития человека, и, в частности, формированием его норм и ценностей.

Поэтому цель работы – выявить механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на жизнь общества. Исходя из цели, были определены следующие задачи :

1.Выявить особенности субкультуры молодежи.

2. Изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме.

3. Проанализировать особенности субкультуры молодежи г.Сердобска.

Исходя из цели и задач исследования, мы выстроили гипотезу : молодежная субкультура, являясь, с одной стороны отражением интересов, склонностей, ценностных ориентаций определенной группы юношей и девушек, с дугой стороны непосредственным образом влияет на процесс формирования и развития личности ее членов, тем самым на формирование их норм и ценностей.

Объектом исследования является субкультура современной молодежи. Предмет исследования: механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на общество. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Практическая значимость исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕРДОБСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

(ГБОУ СПО «СМТ»)

ДОКЛАД

для научно-практической конференции

Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры

Научный руководитель:

Гончарова Т.А. – преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Исполнитель:

Семенова И.А. студент группы У-21 специальности 190604

Сердобск

2011

Готическая субкультура

Готика зародилась в конце 70-х – начале 80-х как ответвление от мрачноватого и депрессивного стиля пост-панк. В России Gothic-субкультура зародилась совсем недавно. А, следовательно, и сами готы по-прежнему являются экзотикой. Подобная ситуация естественно порождает недопонимания и множество недоразумений значения этой самой gothic-субкультуры в мире. Готика – это определенное настроение, это атмосфера и та мистическая сила, которая ощущается во всем, в чем так или иначе она проявляется (особенно во время выступлений готических команд). Ключевым моментом остается имидж и атмосфера, которая непременно должна быть похоронной, и именно поклонники ужастиков чувствовали себя в привычной обстановке. Корни готической эстетики следует искать в Средневековой Европе, в мрачных временах чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции. Именно оттуда современные готы позаимствовали таинственную бледность, интерес ко всему мистическому, черные одежды и непонятное для остальных поклонение перед смертью. Архитектура, название которой совсем недавно присвоили себе эти странные личности, отображает их внешний облик – все узкое, тянущееся ввысь, к небу; и внутреннее состояние – мрачность, грусть и красота… близость к природе, отстранение от реальности и простых людей. Созерцание прекрасного, самосовершенствование…

Эмо

На базе поклонников эмо (особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей) и родственных жанров возникла одноимённая субкультура.

Отаку

Термин «отаку» применяется в отношении любителей аниме и манги. Но, если любой отаку - анимешник, то не всякий анимешник - отаку, так как в отаку - это человек очень серьезно увлеченный аниме, мангой, культурой и историей Японии (причем все это вместе и сразу). На основе личных наблюдений и данных собранных на просторах интернета можно выделить некоторые признаки отаку: интересуется историей и культурой Японии (здесь я бы хотела немного оговориться, что степень увлечения может быть различной, от простого прочтения статей, увлечения японской кухней ит.п., до серьезного изучения языка и истории страны и поездок туда; имеет обширную коллекцию аниме и манги, музыки клипов или игр; читает специальные издания об аниме или посещает соответствующие страницы в интернете; участвует в аниме - фестивалях, косплее и других мероприятиях; занимается каким-либо творчеством (рисование, проза, стихи, АМВ и.т.п).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мы наблюдаем активное формирование очень интересной молодежной субкультуры.


Подписи к слайдам:

«Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры»

Цель работы – выявить механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на жизнь общества. З адачи: 1.Выявить особенности субкультуры молодежи. 2.Рассмотреть историческую постановку проблемы. 3. Изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме. 4. Проанализировать особенности формирования субкультуры молодежи г.Сердобска.

Готика зародилась в конце 70-х – начале 80-х как ответвление от мрачноватого и депрессивного стиля пост-панк. Термин «Goth» был придуман журналистами для характеристики нового стиля, и означал – «варварский» из-за грубости и жесткости звучания новой музыки.

Эмо (англ. emo, сокращение от «эмоциональный») - термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. На базе поклонников эмо и родственных жанров возникла одноимённая субкультура.

Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком». То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций, но в осном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморощенной музыки скиффл. Впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась «своя» музыка.

Отаку В последние годы в развитии аниме наблюдался очередной период активного роста. Аниме стало повсеместно популярным за пределами Японии, вызвав развитие соответствующих субкультуры во многих странах.

Граффити Г раффити появились на свет в Нью-Йорке конца 60-х, когда тинэйджер по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену.

Социологическое исследование

Специфика молодежной субкультуры

Культура общества выступает в качестве достаточно сложного и очень разностороннего явления. Как и в обществе, которое состоит из множества социальных слоев и классов, так и в культуре существуют разнообразные структурные элементы – культурные подвиды:

  • Взрослая и молодежная культуры;
  • Светская и религиозная культуры;
  • Сельская и городская культуры;
  • Традиционная и инновационная культуры;
  • Народная и профессиональная культуры.

Таким элементом является и субкультура, в частности молодежная субкультура. В целом культура выступает в качестве совокупности различных микрокультур, субкультур, а также ее составляющих, которые входят во всю структурную схему.

Замечание 1

Субкультура формируется на основе нескольких критериев: половозрастных, этнических, религиозных и социальных отличиях людей, которые являются их характерными признаками.

Что касается молодежной субкультуры, то в более узком смысле это – культура, которая создается самой молодежью для удовлетворения потребностей данной социальной группы. Сегодня молодежная культура вышла за рамки уже существующих традиций молодежной культуры, и охватывает собой также культуру, которая специально создается не только представителями молодежи, но и для молодежи, т. е. массовую культуру. Очень большая часть современной массовой индустрии направлена на то, чтобы удовлетворять запросы молодежи, соответствовать ее интересам и потребностям. Сюда относятся следующие сферы:

  1. Сфера досуговой деятельности;
  2. Сфера развлечений;
  3. Современная индустрия моды;
  4. Производство одежды, обуви, украшений и аксессуаров для молодых людей.

Возможно, по этой причине изменился и курс развития самих молодых людей: если ранее они стремились скорее повзрослеть, стать равными своим родителям, избавиться от их опеки, то сегодня появились встречные движения. Их представители отказываются взрослеть, стремятся сохранить молодость во внешнем виде, стиле одежды. Также они заимствуют у представителей молодежи сленг, моду, форму общения и поведения, а также стараются вести такой же активный образ жизни (спорт, развлечения, досуговая деятельность).

Сущность субкультуры и ее особенности

Как мы уже отметили, в каждом обществе имеется своя сложная структура. В ней имеются свои ценности и понятия, поддерживаются особые традиции и обычаи. Систему норм и ценностей, которые отличаются от общепринятых, называют субкультурой. Но это понятие достаточно многогранно и неоднозначно, поэтому исследователи до сих пор не могут выбрать одно определение из нижепредставленных:

  1. Субкультура – это трансформированная профессиональным мышлением система ценностей, которая происходит от традиционной культуры, но при этом имеет свои диаметрально противоположные идеи;
  2. Субкультура – это особая форма организации людей, которые определяют стиль жизни, мировоззрение, поведение ее носителей. Субкультура также довольно сильно отличается своими обычаями и интересами от традиционной, привычной культуры;
  3. Субкультура – это совокупность некоторых норм и ценностей, которые отражают негативные черты традиционной культуры, почему и отрицаются ею.

Субкультура как социальное явление и феномен обладает своими специфическими, особыми чертами. Во-первых, это состояние свободы от обязанностей и от ответственности, которую могут нести те люди, кто придерживается традиционной культуры. Во-вторых, субкультура преимущественно – одно из эффективных и действенных средств, благодаря которым человек может выражать самого себя, или же проявлять солидарность с представителями своих интересов, единомышленникам. В-третьих, субкультура играет некоторую социализирующую роль. Она заключается в том, что в рамках субкультуры человек может полностью адаптироваться к постоянно меняющимся социальным условиям. Это довольно проблематично, если индивид находится в постоянной изоляции от остального мира.

Также к особенностям субкультуры следует отнести внутреннее единообразие при внешнем протесте. Представители субкультуры всегда знают, что именно им нужно, какова цель их деятельности, и что будет, если вдруг они отклонятся от правил поведения в группе. При этом в отношении внешнего мира субкультуры могут быть противоположно настроены, и иногда это может доходить до состояния враждебности. Отсюда вытекает следующая особенность субкультуры – ее маргинальность.

Замечание 3

В обществе существует стереотип о том, что субкультура – это обязательно отрицательное явление, которое отражает интересы меньшинства. Иногда так и есть: сегодня существуют такие субкультуры, которые не соответствуют общепринятым нормам и правилам, и которые могут нанести вред некоторым категориям граждан.

В качестве базы, на которой формируется субкультура, выступает возрастная характеристика. Отсюда следует появление таких субкультур, как рокеры, панки, металлисты, роллинги, битломаны. Все эти люди относятся к конкретному возрасту, а также испытывают интерес к одному и тому же явлению, личности (исполнителю, писателю, живописцу), музыкальному или кинематографическому жанрам.

К тому же, очень важную роль играет и то, в какое время возникли те или иные субкультуры, какие социальные и культурные события произошли в это время, и как субкультура стала ответом на них. Также на возникновение и последующее развитие субкультур оказывает влияние изменение образа жизни в обществе, уровня жизни населения, происходящие крупные события и потрясения.

Субкультуры могут активизироваться при улучшении состояния жизни, но могут также и наоборот – исчезнуть под влиянием негативных изменений. Таким образом, есть субкультуры – активаторы, а есть субкультуры «кризиса», каждая из которых отвечает на происходящие события и явления.

Как социальное явление молодёжная субкультура возникла в результате ускорения темпов социокультурных изменений, связана с резким увеличением периода обязательного обучения для широких масс, возникновением специфической социально - демографической группы, получившей название «молодёжь». В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, равно обусловливающих уровень и направленность культурной самореализации, которая понимается нами как содержательная сторона культурной деятельности молодого человека.

Отечественная молодёжная субкультура в своём развитии прошла тот же путь, что и субкультура западной молодёжи: субкультура – контркультура – субкультуры (многообразие стилей). Специфика заключается в некотором запаздывании во времени. Отсюда: заимствование преобладает над самобытностью, а саморазвитие во многом носит догоняющий характер. Ценности и нормы отечественной молодёжной субкультуры, её символика и атрибутика приходили в противоречие с официальной авторитарной культурой. В то же время определяющей характеристикой молодёжной субкультуры в России является феномен субъективной размытости, неопределённости, отчуждения от основных нормативных ценностей, ценностей большинства .

Поэтому присущая и западной молодёжной субкультуре вытесненность на периферию общественной жизни (в сферу развлечения и досуга) стала в ней определяющей. Досуговая окраска молодёжной субкультуры наложила отпечаток и на характер молодёжных группировок. В этой связи основным критерием соотнесённости молодого индивида с определённой субкультурой в России становятся внешний вид и символическая атрибутика. Специфика группировок проявлялась в определённом стиле одежды, специальной символике (украшения, причёски и т.д.), особом сленге, жаргоне, увлечениях .

Состояние и развитие молодежной культуры в современной России, обусловлено следующими факторами:

1. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести к состоянию социальной анемии и фрустрации населения, непосредственным образом повлиявшему на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность – все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.

2. Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровнях в настоящее время находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой – коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.

3. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой внеучебной работой, которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в польку рекреативно развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

4. Юношеский возраст (15 – 18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). Именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию – преодоления социального отчуждения. Естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.

5 Особенности поколения оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. В этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения.

Говоря о молодежной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий. Кроме того, начиная с 90-х гг. XX столетия, усугубляется ценностное и имущественное расслоение молодежи. Так, в частности, вряд ли корректно говорить в социально-психологическом смысле, например, о петербургской молодежи, как единой группе населения. Безусловно, как поведение, так и ценности, например, молодого бизнесмена, с одной стороны, и молодого безработного – с другой, не могут не отличаться друг от друга. Тем не менее, существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению России. Его определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства) .

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга. Молодёжью досуг зачастую воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. На уровне досуговой самореализации молодежную субкультуру в России отличают следующие черты:

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге – «ничегонеделание»), в то время, как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами – образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей американского образа жизни в его примитивном и облегченном воспроизведении. Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов молодых людей, потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд отверженных), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе). Групповые стереотипы и иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента Суть ценностей молодежи одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения.

5. Внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения – наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы – наиболее эффективного культурного коммуникатора.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификщии. Эта тенденция, в высокой мере отличающая, прежде всего российскую молодежь, обусловлена не только вестернизацией массового молодежного сознания, но и характером гуманитарной социализации в ее институциональных формах. Интериоризация норм и ценностей, проходящая в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной модели воспитания, в любом случае – вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть любовью к Отечеству, а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии. Таким образом, отмечается преобладающая тенденция на трансформацию молодежной субкультуры в современной России, что, так или иначе, отражается на содержании субкультурных связей различных социальных слоёв российской молодёжи .

Поскольку молодёжь неоднородна, молодёжная субкультура проявляется в различных формах, типология которых зависит от различных оснований и отличается многообразием.

К примеру, отечественный социолог С.С. Фролов предлагает классифицировать молодёжные субкультуры, по основанию принадлежности к ним индивида, выделяя и нгруппы и аутогруппы молодёжной субкультуры. Ингруппы , к которым индивид чувствует принадлежность, считает их своими и в отношении которых он использует категорию «мы». При этом человек разделяет мнения и чувства представителей группы, единодушен с ними в постановке и достижении целей. Аутогруппы это те молодёжные субкультуры , к которым индивид не принадлежит и в отношении которых он использует категорию «другие», вместо категории «мы». При этом у индивидов существуют черты и признаки, отделяющие их от остальных представителей группы .

Молодёжные субкультуры можно классифицировать, по способу взаимоотношений индивидов, выделяя первичные и вторичные молодёжные субкультуры. Первичные молодёжной субкультуры, представители которых видят друг в друге индивида и личность, молодые люди интересуют друг друга как личности, у них общие интересы, надежды и чувства, в своей группе они полностью удовлетворяют потребности в общении. Такие группы ориентированы на взаимосвязь её представителей. Во в торичных молодёжных субкультурах отношения между индивидами носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Такие группы, как правило, ориентированы на достижение цели.

В зависимости от интенсивности общения , молодёжные субкультуры делятся на малые группы , для которых характерны взаимодействия каждого индивида с каждым и большие группы, для которых нехарактерны личные контакты между отдельными представителями группы.

В характеристике Н. Фрадкина , молодёжные субкультуры классифицируются на основе их взаимоотношений с обществом. При этом выделяются просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодёжные субкультуры. Просоциальные молодёжные субкультуры поддерживают ценности общества, асоциальные – нейтральны по отношению к ним; антисоциальные – способствуют разрушению общественных ценностей (контркультурны по своему характеру). В свою очередь, каждый из видов субкультуры может включать в себя группы принадлежности и референтные группы; большие и малые группы; постоянные и случайные группы; с демократическим или авторитарным типом взаимодействия; разновозрастные и равновозрастные; разнополые и однополые .

А.В. Толстых предлагает следующую типологию молодёжных субкультур:

    общественно-политические («наши», «молодая гвардия», «единство»). Цель – пропаганда общественно-политических идей, взглядов и мнений. Не агрессивны до определённого промежутка времени;

    радикалы (люберы, скины). Агрессивны. Цель – выступление против определённых идей, взглядов, точек зрения. Во главе радикалов, как правило, стоят представители старшего поколения;

    эколого-этические группы (зелёные). Цель – улучшение экологической ситуации. Абсолютно не агрессивны;

    неформальные молодёжные движения, объединения (хиппи, панки). Цель – пропаганда определённого образа жизни, мировоззрения. Не агрессивны до определённых моментов;

    нетрадиционные религиозные группировки (сатанисты, культовые группы, представители сект). Цель – пропаганда религиозных взглядов и учений. Внешне социально не агрессивны;

    группы по интересам .

Типология С. Сергеева и А. Тарасова. С. Сергеев предлагает следующую классификацию молодёжных субкультур: романтическая субкультура (хиппи, толкиенисты и т.д.); гедонистическо-развлекательная (мажоры, рейверы, рэпперы); криминальная (гопники, люберы); анархистско-нигилистская (панки). В свою очередь А. Тарасов предлагает следующую типологию: золотая молодёжь; наркоманы; уголовная среда; голубая тусовка; неофашисты и скинхеды; нацболы; футбольные фанаты; попсовики; старая контркультура; сатанисты, новая контркультура .

Культура общества – сложное и многообразное явление. Как в обществе, состоящем из разных слоев людей, в рамках его культуры всегда существуют различные культуры: взрослая и молодежная, светская и религиозная, сельская и городская, традиционная и новая, народная и профессиональная и т.п. Поэтому культура общества выступает как совокупность различных культур или субкультур (от лат. sub – под) и ее составляющих. Субкультура формируется, как правило, на основе половозрастных, этнических, религиозных, социальных различий людей.

Многообразие культуры общества не исключает существование в ней доминирующей, принятой большинством людей общей культуры, которая образует как бы ядро культуры общества. Именно ядро культуры формирует облик, «лицо» общества и передается от поколения к поколению, аккумулируясь и реализуясь в устной речи и письменности, культурных памятниках и эталонных произведениях искусства, в образцах общепринятой деятельности. Субкультура, как правило, является своеобразной модификацией и конкретизацией общей культуры общества, приспособлением ее под нужды, интересы и потребности определенной группы людей.

В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают различные субкультуры. Так, в наше время молодежь от 14 до 30 лет выделилась в относительно самостоятельную группу и стала носителем особой – молодежной субкультуры.

В узком смысле молодежная субкультура – это культура, созданная самой молодежью. Вместе с тем сегодня молодежная субкультура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально создаваемую для молодежи, включая массовую. Значительная часть современной культурной индустрии общества ориентированна на удовлетворение запросов и вкусов молодежи, касающихся досуга, развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений. Это связанно еще с тем, что молодежь составляет почти половину населения современного общества, в силу чего ее роль в общественной и культурной жизни все время возрастает. Во многом, по этой причине, в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых, которые не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуют у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения.

В целом для молодежи характерно эмоциональное поведение и восприятие мира. Именно в этой сфере она чаще всего расходится с культурой старших поколений, где ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, позволяющие с интересом провести досуг, обсудить личные проблемы, весело развлечься, которые становятся главным местом создания молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов, т.е. молодых людей, утративших прежние социальные связи. Значительная часть молодежи с молодежной субкультурой не связана, либо эта связь с ней является весьма слабой и символической.

Основные виды и формы современной молодежной субкультуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает сильным эмоциональным воздействием, является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок - и поп- музыка, которые в молодежной субкультуре выходят за рамки искусства и становятся стилем и образом жизни. Другими элементами молодежной субкультуры выступают сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры повеления, способы развлечения и т.д. Молодежный сленг отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. К примеру, одна из любимых словообразовательных моделей хиппи – прибавление суффикса -ак, -як к основе прилагательных (и иногда глаголов): «нижняк» - нижнее белье, «крутняк» - сложная или «крутая» ситуация, «отходняк» - похмелье, «голяк» - полное отсутствие чего либо. Распространенным явлением молодежного сленга стал сегодня «стеб» - иронически-издевательское отношение к тому, о чем идет речь. Можно предположить, что «стеб» - это своеобразный механизм защиты молодежи от «невкайфов», т.е. неприятных жизненных ситуаций.

Одежда и обувь представителей молодежных субкультур включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос. Все элементы субкультуры несут символическую нагрузку, подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Так рокеры – это одетые с ног до головы в кожу мотоциклисты. Они культивируют «мужской дух», жесткость и прямоту межличностного отношения. Больше всего они любят собираться ночью и кататься по городу. Отличающиеся особой агрессивностью скинхеды (бритоголовые) одеваются в широкие штаны на подтяжках, на ногах – тяжелые ботинки.

Панки (переводится с англ. со значением «испорченный», «никчемный», «человек зла») – это тесно связанные с «панк-роком» молодые люди с ирокезом, т.е. начесанным «гребнем» на голове, носят обычно черную и темную одежду, а также разорванные в клочья джинсы.

Металлисты – любители музыки « хеви металл», в соответствии с названием группы навешивают на себя всякий железный хлам – булавки, клепки.

Рэпперы (от англ. «треп») – поклонники брейк – танца и ритм – музыки с произносимыми рифмовыми фразами, отличаются штанами до колен, бейсболкой, кроссовками, либо ботами на ногах.

Носители грандж – культуры имеют длинные волосы, рваные джинсы, тяжелые ботинки военного образца, ярые сторонники татуировок и пирсинга, т.е. проколов носов, ушей, сосков, бровей, пупков.

Рейверы – одеваются в кислотные и люминесцирующие одежды ярких обжигающих тонов – оранжевого, салатового и синего цвета, отличаются активным стилем жизни в ночное время под действием экстези – специального химического транквилизатора и наркотической смеси.

Современная молодежная субкультура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются вокруг тех или иных рок-групп. Часть из них составляют поклонники (фанаты) какой либо спортивной команды – футбольной, баскетбольной, хоккейной и т.д.

Современные молодежные субкультуры во многом сходны с контркультурой хиппи (с англ. hip – апатия, меланхолия), имевшей место среди студенческой молодежи и интеллигенции Запада в 1960-е годы. Хиппи выступили с полным отрицанием всей западной цивилизации и господствующей культуры, провозгласили свою систему ценностей, в которой особое место заняли «новая чувствительность» и свобода самовыражения. Особая роль отводилась ими «сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений морали. Символами любви для хиппи выступали цветы, которые они носили в волосах и на одежде. Отсюда их движение называли еще «цветочной революцией». Протест против существующего общества и культуры принял у хиппи форму бегства то этой жизни и культуры. Они уходили из городов и жили коммунами, либо вообще уходили из жизни под действием наркотиков.

В начале 1970-х движение контркультуры хиппи охватил кризис и сейчас оно сошло на нет.

Молодежная субкультура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.