Михаил Глинка родился в 1804 году, в имении своего отца, в Новоспасском селе в Смоленской губернии. После рождения сына мать решила, что и так уже достаточно сделала, и передала маленького Мишу на воспитание его бабушке, Фёкле Александровне. Бабушка забаловала внука, устроила ему "тепличные условия", в которых он рос этакой "мимозой" - нервным и изнеженным ребенком. После смерти бабушки все тяготы по воспитанию подросшего сына свалились на мать, которая, надо отдать ей должное, с новыми силами бросилась перевоспитывать Михаила.

Играть на скрипке и на фортепиано мальчик начал благодаря маме, которая увидела в сыне талант. Сначала музыке Глинку учила гувернантка, позже родители отправили его в пансион в Санкт-Петербурге. Именно там он познакомился с Пушкиным - тот приходил в гости к младшему брату, однокласснику Михаила.

В 1822 юноша закончил обучение в пансионе, но занятия музыкой бросать не собирался. Он музицирует в дворянских салонах, и иногда руководит оркестром дяди. Глинка экспериментирует с жанрами и много пишет. Он создает несколько песен и романсов, хорошо известных и в наши дни. Например, "Не искушай меня без нужды ", "Не пой, красавица, при мне ".

Кроме того, он знакомится с другими композиторами, и все время совершенствует свой стиль. Весной 1830 года юноша едет в Италию, немного задержавшись в Германии. Он пробует свои силы в жанре итальянской оперы, а его композиции становятся более зрелыми. В 1833, в Берлине, его застала новость о смерти отца.

Вернувшись в России, Глинка задумывается о создании русской оперы, а за основу он берет предание о б Иване Сусанине. Через три года он заканчивает работу над своим первым монументальным музыкальным произведением. Но поставить ее оказалось гораздо труднее - этому противился директор императорских театров. Он считал, что Глинка слишком молод для опер. Пытаясь это доказать, директор показал оперу Катерино Кавосу, но тот, вопреки ожиданиям, оставил о работе Михаила Ивановича самый лестный отзыв.

Оперу приняли с восторгом, и Глинка написал матери:

"Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною "…

После такого успеха, композитора назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы.

Ровно через шесть лет после "Ивана Сусанина ", Глинка представил на суд общественности "Руслана и Людмилу ". Работать над ней он начал при жизни Пушкина, однако заканчивать работу пришлось при помощи нескольких малоизвестных поэтов.
Новая опера подверглась жестокой критике, и Глинка тяжело переживал это. Он отправился в большое путешествие по Европе, останавливаясь то во Франции, то в Испании. В это время композитор работает над симфониями. Он путешествует до конца своей жизни, задерживаясь на одном месте на год-другой. В 1856 году он едет в Берлин, где и умирает.

Две супружеские пары участников проекта «Московское долголетие» из Южного Медведково сегодня приняли участие в «Бале Победы».
07.05.2019 Район Южное Медведково СВАО Две пары участников проекта «Московское долголетие» из Лосиноостровского района сегодня приняли участие в «Бале Победы».
07.05.2019 Лосиноостровский район СВАО

«Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Большая опера в 4-х действиях с эпилогом. Либретто Г.Ф. Розена (1835–1836) Добавочная сцена в монастыре – либретто Н.В. Кукольника (1837).

«Руслан и Людмила». Большая волшебная опера в 5-ти действиях по А. Пушкину. Либретто В.Ф. Ширкова (1837–1842).

«Князь Холмский», музыка к трагедии в 5-ти действиях Н. Кукольника (1840).

Ввокально-симфонические произведения

«Молитва» («В минуту жизни трудную»), слова М. Лермонтова – для контральто, хора и оркестра (1855). См. также «Молитва» для фортепиано (1847).

Прощальная песнь воспитанниц Екатерининского института. Слова П. Ободовского (1840).

Прощальная песнь для воспитанниц общества благородных девиц. Слова Тимаева (1850).

Тарантелла для хора и оркестра. Слова И.П. Мятлева (1841).

Вокальные произведения

«Вы не прийдете вновь». Дуэттино. Слова неизвестного автора (1838).

Романсы, дуэты, песни, арии

Адель. Слова А. Пушкина (1849).

«Ах ты душечка, красна девица». Слова народные (1826)

«Ах ты, ночь ли, ноченька». Слова А. Дельвига (1828).

Бедный певец. Слова В. Жуковского (1826).

Венецианская ночь. Слова И. Козлова (1832).

«В крови горит огонь желанья». Слова А Пушкина 2-я редакция (1838–1839)].

Воспоминание. («Я люблю тенистый сад»). Слова неизвестного автора (1838).

«Вот место тайного свиданья». Стансы Слова Н. Кукольника (1837).

«Где наша роза». Слова А. Пушкина (1837).

«Горько, горько мне» (1827). «Гудевитер». Слова В. Забелы (1838).

«Дедушка, девицы раз мне говорили». Слова А. Дельвига (1828).

«Дубрава шумит». Слова В. Жуковского (1834).

«Если встречусь с тобой». Слова А. Кольцова (1839).

Желание. («О, если б ты была со мной»). Слова Ф. Романи (1832).

«Забуду ль я?» Слова С. Голицына (1828).

Заздравный кубок. Слова А. Пушкина (1848).

«За миг один» (франц. слова Pour un moment). Слова С. Голицына (1827).

«Зацветает черемуха». Слова Е. Ростопчиной (1839?).

«Как сладко с тобою мне быть». Слова П. Рындина (1840).

К ней. Мазурка. Слова из А. Мицкевича, перев. С. Голицына (1843).

«Любя тебя, милая роза». Слова И. Самарина (1843).

Мери. Слова А. Пушкина (1849).

Моя арфа. Слова К. Бахтурина (1824).

«Не говори, любовь пройдет». Слова А. Дельвига (1834).

«Не говори, что сердцу больно». Слова Н. Павлова (1856).

«Не искушай меня без нужды». Слова Е. Баратынского (1825).

«Не называй ее небесной». Слова Н. Павлова (1834).

«Не пой, красавица, при мне». Слова А. Пушкина (1828)

«Не щеб чи соловейко». Слова В. Забелы (1838).

«Ночной зефир струит эфир». Слова А. Пушкина (1838)

Ночной смотр. Баллада. Слова В. Жуковского (1836).

«Ночь осенняя, ночь любезная» (1829).

«О, милая дева» (Rozmowa) Слова А. Мицкевича (1849) Память сердца. Слова К. Батюшкова.

Песнь Маргариты из «Фауста» Гете в переводе Э. Губера (1848).

Победитель. Слова В. Жуковского (1832).

«Прощание с Петербургом». Сборник 12 романсов, слова Н. Кукольника (1840):

1. «Кто она и где она» (романс Риццио).

2. Еврейская песня («С горных стран пал туман»).

3. «О, дева чудная моя». Болеро.

4. «Давно ли роскошной ты розой цвела». Каватина.

5. Колыбельная песня («Спи, мой ангел, почивай»).

6 Попутная песня («Дым столбом кипит»).

7. «Стой, мой верный, бурный конь».

8. «Уснули голубые». Баркаролла. Фантазия.

9. Рыцарский романс. Virtus antiqua («Прости, корабль взмахнул крылом»).

10. Жаворонок («Между небом и землей»).

11. К Молли («Не требуй песен от певца»).

12. Прощальная песня.

Разочарование («Где ты, о первое желанье»). Слова С. Голицына (1828).

«Светит месяц на кладбище». Слова В. Жуковского (1826).

Северная звезда. Слова Е. Ростопчиной (1839).

«Скажи, зачем». Слова С. Голицына (1827).

Сомнение. Для контральто, арфы и скрипки. Слова Н. Кукольника (1838).

«Только узнал я тебя». Слова А. Дельвига (1834).

«Ты скоро меня позабудешь». Слова Ю. Жадовской (1847).

Финский залив. Слова П. Ободовского.

«Что, красотка молодая». (Русская песня). Слова А. Дельвига (1827).

«Я вас люблю, хоть и бешусь». Слова А. Пушкина (1840).

«Я здесь, Инезилья». Слова А. Пушкина (1834).

«Я люблю, ты мне твердила», впоследствии «Le baiser». Слова С. Голицына (1827).

«Я помню чудное мгновенье». Слова А. Пушкина (1840)

Симфонические произведения

Арагонская хота. [Испанская увертюра (1845)].

Вальс-фантазия. (Скерцо. Соч. в 1839; 1-я оркестровая редакция 1839; 2-я оркестровая редакция 1845; 3-я редакция 1856).

Воспоминание о летней ночи в Мадриде. (Испанская увертюра № 2. 1851).

Камаринская. (Свадебная и плясовая. 1848).

Тарантелла. Фантазия для оркестра (1850).

Увертюра-симфония на круговую русскую тему (1834).

Камерно-инструментальные ансамбли

Вариации на тему Моцарта для арфы и фортепиано (1822).

Ноктюрн для фортепиано и арфы (1828).

Соната для альта и фортепиано (1825).

Патетическое трио для кларнета, фагота и фортепиано (1832).

Секстет для фортепиано, 2-х скрипок, альта, виолончели и контрабаса.

Серенада на тему из «Анны Болейн» Доницетти для фортепиано, арфы, альта, виолончели, фагота и валторны (1832).

Серенада на тему из «Сомнамбулы» Беллини (фортепианный секстет. 1832).

Фортепианные произведения

Фортепиано в 2 руки

Вариации на тему «Среди долины ровные» (Air russe 1826).

Вариации на тему «Benedetta sia la madre» (1826).

Вариации на тему из «Анны Болейны» Доницетти (1831).

Вариации на тему из «Монтекки и Капулетти» Беллини (1832).

Вариации на русскую тему (1839).

Вариации на тему «Соловей» Алябьева (1833).

Вариации на тему из оп. «Швейцарское семейство» (1822)

Вариации на шотландскую тему (1847).

Детская полька (1854).

Кадриль на мотивы из «Ивана Сусанина» (1836).

Мазурка, сочиненная в дилижансе (1852).

Молитва (1847) см. также Вокально симфонические произведения.

Полька (1849).

Привет отчизне. Две пьесы для фортепиано («Баркаролла» и «Воспоминание о мазурке». 1847).

«Разлука». Ноктюрн (1839).

Рондо на тему «Монтекки и Капулетти» Беллини (1831).

Тарантелла на тему «Во поле березынька стояла». (1843).

Финская песня (1829).

Каприччио на две русские темы [в четыре руки (1834)].

Первоначальная полька [в четыре руки (1840–1852)].

Гуммель – «В память дружбы». Ноктюрн для симфонического оркестра (1854).

Замыслы и эскизы

Опера «Гамлет» по Шекспиру (1842–1843).

Опера «Двумужница» (по драме А. Шаховского, либретто Василько-Петрова (1855).

Опера «Марьина роша» по В. Жуковскому (1834).

Опера «Матильда Рёкби» по В. Скотту (1822–1824).

Итальянская симфония (1834).

Симфония (1824).

«Тарас Бульба». Украинская симфония по Н. Гоголю (1852).

Литературные произведения

Автобиография (1854).

Альсанд. Стихотворение (1827–1828).

Заметки об инструментовке (1852).

Записки (1854–1855).

Тексты к музыкальным произведениям.

«О, милая дева». Русский текст к польскому романсу на слова Мицкевича (1852).

«О, если б ты была со мною» Русский текст к итальянскому романсу «It desiderio» («Желание») Романи (1856).

Сцена Фарлафа с Наиной и рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (1841?).

Избранные и наиболее известные

произведения М.И.Глинки

I. Оперы и сочинения для сцены 1) "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") (1836), большая опера в 4-х актах с эпилогом. Либретто Г.Ф. Розена. 2) Музыка к трагедии "Князь Холмский" Н.В.Кукольника (1840). 3) "Руслан и Людмила", большая волшебная опера в пяти актах (1842). Либретто В.Ф.Ширкова по поэме А.С.Пушкина. II. Симфонические произведения 1) Увертюра-симфония на круговую русскую тему (1834), закончена и инструментована В.Шебалиным (1937). 2) Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты (Испанская увертюра N1) (1843). 3) Воспоминание о летней ночи в Мадриде (Испанская увертюра N2 для оркестра) (1848-1851). 4) "Камаринская",фантазия на темы двух русских песен, свадебной и плясовой, для оркестра (1848). 5) Полонез ("Торжественный польский") на тему испанского болеро (1855). - 6) Вальс-фантазия, скерцо в форме вальса для оркестра (третья инструментовка одноименного произведения для ф-но 1839 г.) (1856 г.) III. Камерно-инструментальные ансамбли 1) Струнный квартет (1830) 2) Блестящий дивертисмент на темы из оперы "Сомнамбула" В.Беллини (1832). 3) Серенада на некоторые мотивы из оперы "Анна Болейн" Г.Доницетти (1832). 4) Большой секстет на собственные темы (1832). 5)"Патетическое трио"(1832). IV. Произведения для фортепиано 1) Вариации на тему русской песни,Среди долины ровныя" (1826). 2) Ноктюрн Es-Dur (1828). 3)"Новый контрданс",французская кадриль D-Dur (1829). 4)"Прощальный вальс"(1831). 5) Вариации на тему песни "Соловей" А.Алябьева.(1833). 6) Мазурка F-Dur (мазурка,посвящённая жене) (1835). 7)"Мелодический вальс"(1839). 8)"Контрданс" G-Dur (1839) 9)"Вальс-фаворит"F-Dur (1839). 10)"Большой вальс"G-Dur (1839) 11)"Polonaise"E-Dur (1839). 12) Ноктюрн "Разлука"(1839). 13)"Монастырь", контрданс D-Dur (1839). 14) "Вальс-фантазия"(1839). 15) "Болеро" (1840) 16) Тарантелла на тему русской народной песни "Во поле берёзонька стояла" (1843). 17) "Молитва"(1847).(Для голоса, хора и оркестра - 1855). 18) Авторское переложение для фортепиано Эпилога оперы "Жизнь за царя" (1852). 19) "Детская полька"(по случаю выздоровления племянницы Ольги (1854) 20) Андалузский танец "Las Mollares" (1855). 21)"Жаворонок"(1840) (обработка для ф-но М.Балакирева). V. Вокальные произведения с фортепьянным сопровождением 1) Элегия "Не искушай меня без нужды" (1825). Слова Е.А.Баратынского. 2)"Бедный певец"(1826).Слова В.А.Жуковского (1826). 3)"Утешение"(1826).Слова В.А.Жуковского. 4)"Ах ты, душечка, красна девица"(1826).Слова народные. . 5)"Память сердца". Слова К.Н.Батюшкова (1826). 6)"Я люблю, ты мне твердила"(1827).Слова А.Римского-Корсака. 7)"Горько,горько мне,красной девице"(1827).Слова А.Я. Римского- Корсака. 8)"Скажи, зачем"(1827).Слова С.Г.Голицына. 9)"Один лишь миг"(1827).Слова С.Г.Голицына. 10)"Что,красотка молодая"(1827).Слова А.А.Дельвига. 11)"Дедушка,девицы раз мне говорили"(1828).Слова А.А.Дельвига. 12)"Разочарование"(1828).Слова С.Г.Голицына. 13) "Не пой, красавица, при мне".Грузинская песня(1828). Слова А.С.Пушкина. 14) "Забуду ль я"(1829).Слова С.Г.Голицына. 15) "Ночь осенняя"(1829).Слова А.Я.Римского-Корсака. 16) "Ах ты, ночь ли, ноченька"(1829).Слова А.А.Дельвига. 17) "Голос с того света"(1829).Слова В.А.Жуковского. 18) "Желание"(1832).Слова Ф.Романи. 19) "Победитель"(1832).Слова В.А.Жуковского. 20) Фантазия "Венецианская ночь"(1832).Слова И.И.Козлова. 21) "Не говори: любовь пройдет"(1834).Слова А.А.Дельвига. 22) "Дубрава шумит" (1834).Слова В.А.Жуковского. 23) "Не называй ее небесной"(1834). Слова Н.Ф.Павлова. 24) "Только узнал я тебя"(1834).Слова А.А.Дельвига. 25) "Я здесь, Инезилья"(1834).Слова А.С.Пушкина. 26) Фантазия "Ночной смотр"(1836).Слова В.А.Жуковского. 27) Стансы "Вот место тайного свидания"(1837). Слова Н.В.Кукольника. 28) "Сомнение"(1838).Слова Н.В.Кукольника. 29) "В крови горит огонь желанья"(1838).Слова А.С.Пушкина. 30) "Где наша роза"(1838).Слова А.С.Пушкина. 31) "Гуде вiтер вельми в полi "(1838).Слова <украинск.> В.Н.Забеллы. 32) "Не щебечи,соловейку"(1838).Слова <украинск.> В.Н.Забеллы. 33) "Ночной зефир"(1838).Слова А.С.Пушкина. Свадебная песня(1839).Слова Е.П.Ростопчиной. 35) "Если встречусь с тобой"(1839).Слова А.В.Козлова. 36) "Я помню чудное мгновенье"(1840). Слова А.С.Пушкина. 37) "Прощание с Петербургом",цикл из 12 песен и романсов (1840). Слова Н.В.Кукольника. 38) "Как сладко с тобою мне быть"(1840).Слова П.П.Рындина. 39) Признание ("Я вас люблю,хоть я бешусь")(1840). Слова А.С.Пушкина. 40) "Я люблю тебя,милая роза"(1842).Слова И.Самарина. 41) "К ней"(1843).Слова А.Мицкевича.Русский текст С.Г.Голицына. 42) "Ты скоро меня позабудешь"(1847).Слова Ю.В.Жадовской. 43) "Слышу голос твой"(1848).Слова М.Ю.Лермонтова. 44) "Заздравный кубок"(1848).Слова А.С.Пушкина. 45) "Песнь Маргариты" из трагедии В.Гете "Фауст"(1848). Русский текст Э.Губера. 46) Фантазия "О милая дева"(1849).Слова - подражание стихам А.Мицкевича 47) "Адель"(1849).Слова А.С.Пушкина. 48) "Мери"(1849).Слова А.С.Пушкина. 49) "Финский залив"(1850). Слова П.Г.Ободовского. 50) "Ах, когда б я прежде знала"(1855).Старинная цыганская песня на слова И.Дмитриева в обработке М.Глинки. 51) "Не говори, что сердцу больно"(1856).Слова Н.Ф.Павлова.

Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:

«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский).

  • с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.
  • с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым композитор прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и ).

Оперное творчество М.И.Глинки

М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:

героико-историческая опера по типу народной музыкальной драмы («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя»);

— эпическая опера («Руслан и Людмила»).

Эти две оперы были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 он начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория. Окончание работы над произведением (1936) – год рождения первой русской классической оперы на исторический сюжет, источником для которого послужила дума К.Рылеева.

Михаил Иванович Глинка

Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:

  • героико-исторической оперы (сюжет);
  • черты народной музыкальной драмы . Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен);
  • черты эпической оперы (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале);
  • черты драмы (активизация действия с момента появления поляков);
  • черты лирико-психологической драмы , связанные, в основном, с образом главного героя.

Хоровые сцены этой оперы восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.

Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого. В.Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение. Он доказывал, что «Руслан и Людмила» – не неудачная опера, а произведение, написанное по совершенно новым драматургическим законам, неведомым прежде оперной сцене.

Если «Иван Сусанин», продолжая линию европейской традиции , тяготеет более к типу драматической оперы с чертами народной музыкальной драмы и лирико-психологической оперы, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии, получивший название эпической. Качества, воспринятые современниками как недостатки, оказались важнейшими сторонами нового оперного жанра, восходящего к искусству былины.

Некоторые его характерные особенности:

  • особый, широкий и неторопливый характер развития;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений враждебных сил;
  • картинность и красочность (романтическая тенденция).

Оперу «Руслан и Людмила» часто называют

«учебником музыкальных форм».

После «Руслана и Людмилы» композитор приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.

Симфоническое творчество Глинки

Словами П.Чайковского о «Камаринской» можно выразить значение творчества композитора в целом:

«Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде…».

Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:

  1. Национально-жанровый (народно-жанровый);
  2. Лирико-эпический;
  3. Драматический;
  4. Лирико-психологический.

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление). Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир (здесь его музыка продолжает развитие тенденции, впервые проявившейся в творчестве Г.Берлиоза).

Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.

Новаторство композитора

Новаторский характер произведений Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:

  • тематическую основу произведений, как правило, составляет подлинный народно-песенный и народно-танцевальный материал;
  • широкое использование в симфонической музыке средств и приемов развития, характерных для народной музыки (например, различные приемы вариантно-вариационного развития);
  • подражание в оркестре звучанию народных инструментов (или даже их введение в оркестр). Так, в «Камаринской» (1848) скрипки зачастую подражают звучанию балалайки, а в партитуры испанских увертюр («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1851) введены кастаньеты.

Вокальные произведения Глинки

Ко времени расцвета гения этого композитора Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества Михаила Ивановича, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в. и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки . Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.

Михаил Иванович в своем вокальном творчестве остается лириком , считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений. Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840). Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).

Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить:

  • преобладание в романсах раннего периода (20-е гг.) жанров песни и элегии. В произведениях 30-х гг. чаще всего обращался к стихам .
  • в романсах позднего времени появляется тенденция к драматизации («Не говори, что сердцу больно» — наиболее яркий пример проявления декламационного стиля).

Музыка этого композитора синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:

  1. Как представитель своего времени, Глинка – выдающийся представитель русского художественного ;
  2. (в идейном плане выражается в значимости образа идеального героя, ценности идей долга, самопожертвования, нравственности; опера «Иван Сусанин» показательна в этом плане);
  3. (средства музыкальной выразительности в области гармонии, инструментовки).

Композитор также реализуется в жанрах драматической музыки

(музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», романс «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом»); порядка 80 романсов связаны с лирической поэзией (Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Кукольник, т.д.).

Камерно-инструментальное творчество составляют такие произведения Михаила Ивановича:

  • фортепианные пьесы (вариации, полонезы и мазурки, вальсы, т.д.),
  • камерные ансамбли («Большой секстет», «Патетическое трио»), т.д.

Оркестровка у Глинки

Неоценимый вклад композитор внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:

  • общеэстетический (с указанием задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
  • раздел, содержащий характеристики каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.

Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:

«Его оркестровка – одна из самых легких, живых в наше время».

Кроме того, музыкант выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.

Историческая роль композитора М.И.Глинки

Она заключается в том, что он:

  1. Стал основоположником русской классической музыки;
  2. Проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры;
  3. Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Глинка Михаил Иванович

Великий русский композитор, основоположник русской классической музыки.

Биография

Детские и юношеские годы

М.И. Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии, в имении отца, капитана в отставке, Ивана Николаевича Глинки. Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких. Начальное образование получил дома. Музыкальные занятия с приглашенной из Петербурга гувернанткой, Варварой Федоровной Кламер, игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались "страстью" к колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко подражать звонарям.

В начале 1817 года Глинка был отвезен в Петербург, где его поместили в только что открытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Этот пансион был привилегированным учебным заведением для детей дворян. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин - младший брат поэта. Он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились.

Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который "хаживал к нам в пансион к брату своему". Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Обучался музыке у лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианиста Джона Фильда, Шарля Майера. У итальянца Тоди М.Глинка начал учиться и пению. В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из пансиона, оказавшись одним из лучших учеников. В день выпуска он вместе со своим учителем Майером с успехом публично сыграл фортепианный концерт Гуммеля.

Творческие годы

Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году - времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля "Швейцарское семейство". С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаны хорошо известные романсы и песни: "Не искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина и другие.

В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, на минеральные воды, но это лечение не поправило его слабого здоровья. В сентябре он возвратился в Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне до апреля 1824 года, а потом уехал в Петербург и поступил на службу в Министерство путей сообщения (1824-1828). Но так как служба отрывала его от занятий музыкой, Глинка вскоре вышел в отставку. Постепенно круг знакомств Глинки в Петербурге выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с Жуковским,Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом, Одоевским. В апреле 1830 года ухудшившееся здоровье заставило Глинку выехать для лечения в Германию и Италию.

Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии Глинка изучал бельканто и итальянскую оперу, познакомился с Беллини и Доницетти. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка в июле 1833 года поехал в Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение нескольких месяцев брал у него уроки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов: "Венецианская ночь", "Победитель" и др. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.

В 1834 году он стал работать над оперой "Иван Сусанин", сюжет которой Глинке подсказал Жуковский. Занятия Глинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца. Глинка тотчас же отправляется в Россию. Заграничное путешествие неожиданно окончилось, однако он в основном успел осуществить свои планы. Вернувшись на родину, Глинка принимается за сочинение русской оперы. Ни семейные потери (смерть отца, а позже и брата), ни знакомства и амурные приключения (вроде истории с немкой Луизой), ни сватовство и женитьба не могли помешать этой работе.

(В апреле 1835 года Глинка женился, избранницей оказалась Марья Петровна Иванова, миловидная девушка, его дальняя родственница. Но этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы).

Опера быстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большого театра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров А.М. Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. По-видимому, стремясь оградить себя от любых неожиданностей, он отдал её на суд капельмейстеру Кавосу, который являлся автором оперы на тот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв и снял с репертуара свою собственную оперу. Таким образом, "Иван Сусанин" был принят к постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперу вознаграждения.

Премьера оперы "Жизнь за Царя" (в следующих постановках - "Иван Сусанин") состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным. Глинка писал своей матери на следующий день: "Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения... государь-император... благодарил меня и долго беседовал со мною..."

За "Жизнью за Царя" в 1837 году последовали гениальный "Ночной смотр" и превосходная в музыкальном отношении "Херувимская", написанная для Петербургской Придворной капеллы, где Глинка после блестящего успеха своей первой оперы получил место капельмейстера (1837-1840). Еще в 1837 году Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет "Руслана и Людмилы". В 1838 году началась работа над сочинением, композитор мечтал о том, чтобы сам Пушкин написал для нее либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому. Опера создавалась в нелегкое для Глинки время. Он развелся с женой, а в ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами, сплетнями и утомительной службой в Придворной капелле, Глинка подал директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен.

В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: "Вальс-фантазию" (1839) и романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" (1840).

Весной 1842 года Глинка завершает работу над созданием своей второй оперы - "Руслан и Людмила", которая растянулась более чем на пять лет. Ее первое представление состоялось 27 ноября 1842 года, день в день через 6 лет после премьеры "Ивана Сусанина". Однако новая опера Глинки, в сравнении с "Иваном Сусаниным", вызвала более сильную критику. Царская семья покинула ложу до окончания премьерного спектакля, вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и "Иван Сусанин". Композитор тяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие - на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие и разнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус. В 1845 году он написал концертную увертюру "Арагонская хота", а вернувшись в Россию (1848) Глинка пишет еще одну увертюру "Ночь в Мадриде" (1851), тогда же была сочинена симфоническая фантазия "Камаринская" на тему русских песен.

В мае 1851 года умерла мать композитора, Е.А. Глинка. Полученное известие настолько потрясло композитора, что у него отнялась правая рука. Мать была самым близким человеком, и как оказалось трудно жить без нее. Глинке не было еще и пятидесяти, а физические силы его слабели. В 1852 году Глинка надеется поправить здоровье в Испании, но добравшись до Парижа задерживается там на два года. Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, а с 1856 года - в Берлине. Он был полон творческих планов, но не хватало сил довести до конца задуманные произведения. Глинка все слабел, и 3 (15) февраля 1857 года его не стало.

Он умер в Берлине, на чужбине, вдали от родных и близких. Был похоронен там в скромной могиле на лютеранском кладбище. В мае того же года младшая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова с друзьями перевезла тело в Кронштадт пароходом. 24 мая 1857 года гроб с телом Глинки опустили в русскую землю на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В 1859 году на могиле М.И. Глинки был открыт памятник (арх. И.И. Горностаев, ск. Н.А. Лаверецкий), а еще через 46 лет, в январе 1906 года, рядом была похоронена и Л.И. Шестакова. Могилы Глинки М.И. и Шестаковой Л.И. Первоначально композитор и его сестра были похоронены недалеко от входа на кладбище, в 1936 году при реконструкции некрополя, прах М.И. Глинки и Л.И. Шестаковой был перенесен вглубь кладбища, на Композиторскую дорожку.

Основные произведения

Оперы

«Жизнь за царя» (1836)

«Руслан и Людмила» (1837-1842)

Симфонические произведения

Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)

Музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1842)

Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)

«Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)

Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)

«Вальс-фантазия» (1839, 1856)

Камерно-инструментальные сочинения

Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)

Блестящий дивертисмент на темы из оперы Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса

Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)

«Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)

Романсы и песни

«Венецианская ночь» (1832)

«Я здесь, Инезилья» (1834)

«Ночной смотр» (1836)

«Сомнение» (1838)

«Ночной зефир» (1838)

«В крови горит огонь желанья» (1839)

Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)

«Попутная песня» (1840)

«Признание» (1840)

«Заздравный кубок» (1848)

«Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)

«Мери» (1849)

«Адель» (1849)

«Финский залив» (1850)

«Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)

«Не говори, что сердцу больно» (1856)

Гимн Российской Федерации

Патриотическая песня Михаила Глинки в период с 1991 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации.

Память

В конце мая 1982 года в родном селе композитора Новоспасском был открыт Дом-музей М. И. Глинки

В 1907 году сестрой великого композитора Л.И.Шестаковой основана школа им. М.И.Глинкив г.Ельня Смоленской области.

Памятники М. И. Глинке

В Смоленске создан на народные средства, собранные по подписке, открыт в 1885 году в восточной стороне сада Блонье; скульптор А. Р. фон Бок. В 1887 году памятник был композиционно завершён установкой ажурной литой ограды, рисунок которой составлен из нотных строчек - отрывков 24 произведений композитора

В Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Городской Думы, открыт в 1899 году в Александровском саду, у фонтана перед Адмиралтейством; скульптор В. М. Пащенко, архитектор А. С. Лыткин

В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. И. Глинки

В Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Императорского русского музыкального общества, открыт 3 февраля 1906 года в сквере у Консерватории (Театральная пл.); скульптор Р. Р. Бах, архитектор А. Р. Бах. Памятник монументального искусства Федерального значения.

В Запорожье открыт в 1956 году напротив входа в концертный зал имени Глинки

В Челябинске открыт 20 июля 2004 года на площади перед академическим театром оперы и балета; скульптор Вардкес Авакяни, архитектор Евгений Александров

20 мая 1899 года дом в Берлине, где умер М. И. Глинка, был увековечен мемориальной доской

Премии и фестивали имени М. И. Глинки

В 1884 году М. П. Беляевым были учреждены Глинкинские премии, просуществовавшие до 1917 года

С 1965 по 1990 год существовала Государственная премия РСФСР имени Глинки

С 1958 года в Смоленске проводится Всероссийский музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки

С 1960 года проводится Международный (ранее Всесоюзный) конкурс вокалистов имени Глинки

Фильмы о М. И. Глинке

В 1946 году на Мосфильме был снят художественный биографический фильм «Глинка» о жизни и творчестве Михаила Ивановича

В 1952 году Мосфильм выпустил художественный биографический фильм «Композитор Глинка»

В 2004 году к 200-летию со дня рождения был снят документальный фильм о жизни и творчестве композитора «Михаил Глинка. Сомненья и страсти…»

Михаил Глинка в филателии и нумизматике

Почтовые марки России, посвящённые 200-летию со дня рождения М. И. Глинки, 2004, (ЦФА (ИТЦ) #942-944; Михель #1174-1176)

В 1951 году выпущена почтовая марка СССР к 175-летию Большого театра в Москве, на которой портретную галерею русских композиторов возглавляет портрет М. И. Глинки (ЦФА (ИТЦ) #1613; Скотт #1554)

В 1954 году в СССР были выпущены две почтовые марки, посвящённые 150-летие со дня рождения М. И. Глинки (ЦФА (ИТЦ) #1781-1782; Скотт #1723-1724), на одной из них изображён портрет композитора, на другой - сцена из оперы «Иван Сусанин»

В 1957 году вышли две почтовые марки СССР, посвящённые 100-летию со дня смерти композитора (ЦФА (ИТЦ) #1979-1980; Скотт #1907-1908)

В 1958 году марки с портретом М. Глинки выпустили почты Болгарии (Михель #1052) и Румынии (Михель #1712)

В 1991 году в рамках «Международного года русской культуры» Министерством связи СССР выпущен конверт с оригинальной маркой, оригиналом портрета на которой послужила картина И. Репина «М. И. Глинка за сочинением оперы „Руслан и Людмила“», а на конверте - репродукция с литографии «Квартет М. Ю. Виельгорского»

20 мая 2004 года Почта России выпустила три почтовые марки к 200-летию со дня рождения М. И. Глинки. На одной из миниатюр помещён портрет М. Глинки, на двух других - сцены из опер «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». На купоне, объединяющем все марки в единое целое, помещено факсимиле композитора и лист с нотами гимна-марша «Славься» (ЦФА (ИТЦ) #942-944; Михель #1174-1176)

18 июня 2004 года Банк России выпустил памятную монету номиналом 2 рубля

В 2004 году Б. Г. Федоров профинансировал чеканку памятной медали с изображением композитора в честь 200-летия со дня рождения.

В честь М. И Глинки названы

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (в 1954 году).

Московский Музей музыкальной культуры (в 1954 году).

Новосибирская государственная консерватория (академия) (в 1956 году).

Нижегородская государственная консерватория (в 1957 году).

Магнитогорская государственная консерватория.

Минское музыкальное училище

Челябинский академический театр оперы и балета.

Петербургское Хоровое училище (в 1954 году).

Днепропетровская музыкальная консерватория им. Глинки (Украина).

Концертный зал в Запорожье.

Государственный струнный квартет.

Улицы многих городов России, а так же городов Украины и Белоруссии. Улица в Берлине.

В 1973 году астроном Людмила Черных назвала открытую ей малую планету в честь композитора - 2205 Glinka.

Кратер на Меркурии.