Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные. Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.

Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.

Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.

Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда были противоречия между либералами и демократами. После выхода романа на него обрушился шквал критических статей.

Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии “Отцы и дети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, вечная проблема классической литературы, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов. В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” основными героями являются Базаров и Аркадий Кирсанов.

Действующие лица группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы их отнесем.

Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся в противоположном лагере. Базаров - новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.

К политическому лагерю “отцов” по своим взглядам на жизнь относится и Аркадий Кирсанов. Правда, он искренне увлекается теорией Базарова, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста, как его приятель. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий обнажает идейное родство с “отцами”. Не случайно он то и дело защищает их: в одной главе он пытается убедить Базарова, что Павел Петрович - “хороший человек”, а Николай Петрович - “золотой человек”.

Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Над медициной же своего отца Базаров смеется, потому что она отстала от жизни. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

Аркадий - совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий обнаруживает свое кровное и идейное родство с либералами и в ряде других мест романа.

Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог - наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе.

В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”.

С Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову.

Со временем Аркадий приобретает свое мнение и уже перестает повторять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста, и выражает свои мысли.

Разница между героями видна в их поведении в “империи” Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.

Крупное разногласие возникло между “друзьями” в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты - нежная душа, размазня”, - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

“Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов” (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Аркадий хочет быть сыном своего века, пытаясь приспособить для этого идеи Базарова.

Базаров умирает в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже дряхлые старичка - муж с женою”. Аркадий не становится продолжателем его взглядов, он находит свое душевное успокоение с Катей Одинцовой.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Роман «Отцы и дети», написанный И. С. Тургеневым во второй половине 19 века, никогда не утратит своей актуальности.

Это доказывает уже название, ведь противоречия, возникающие между разными поколениями - вполне обычное явление в любые времена. А когда к возрастным различиям добавляются социальные, конфликт приобретает еще более острый характер и становится явлением общественно значимым.

Главные герои произведения И. Тургенева - разночинец Базаров и потомственные аристократы Кирсановы. Каждый из них отличается особым воспитанием, образом жизни, отношением к миру, а также убежден, что именно он может служить если не идеалом, то образцом современного человека. Сравнительная и Павла Кирсанова (это главные антиподы в романе) позволяет читателям, живущим спустя полтора столетия, сформировать свое представление об основных общественных силах и особенностях развития России середине 19 века.

Знакомство с главным героем

Завязкой действия становится приезд в деревню, на каникулы, молодого дворянина Аркадия. Встречающий сына отец с некоторым удивлением разглядывает его товарища - очень уж не похож он на Кирсановых. Евгений Базаров (друг и духовный учитель Аркаши) - сын простого лекаря. Одет просто - в длинный балахон с кистями. Сразу бросались в глаза его большие красные руки и длинные волосы. Да и поведение было особенное - несколько развязное, грубоватое. Такова была данная Николаем Петровичем при первой встрече характеристика.

Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова в тот момент связывали общие интересы, но по мере развития отношений всех героев молодые люди будут все больше отдаляться друг от друга. Одна из причин - конфликт между молодым разночинцем-демократом и уже пожилым, но сохранившим изысканность и врожденный аристократизм, Павлом Петровичем.

Начало противостояния

Появление Базарова у Кирсановых стало событием, нарушившим мирное течение жизни в доме. Павел Петрович сразу же невзлюбил приятеля своего племянника. Это и понятно. В противовес Евгению, он во всем любил лоск и поддерживал сформировавшийся с годами порядок. С красивой, ухоженной внешностью, в английском костюме, с накрахмаленными воротничками и безукоризненным поведением, он представлял собой полную противоположность Базарову. Их антипатия начнется с первого момента знакомства и закончится дуэлью.

Базарова и Кирсанова Павла (литература еще не знала подобных столкновений поколений) помогает не только раскрыть их внутренний мир и идейные убеждения, но и составить представление об особенностях развития общества в тот период.

Происхождение, образование и общественная деятельность

Внешность - это первое, что бросается в глаза при знакомстве с двумя совершенно противоположными героями. Чем больше накаляются их отношения, тем явнее становится видна абсолютная разница между ними.

Базаров - сын обедневшей дворянки и обычного лекаря. Всего в жизни добивался собственным трудом, не желая хоть в какой-то мере зависеть от родителей. Это человек сильного ума и характера, решивший посвятить жизнь медицине и науке. Ни во что не верил и гордо провозглашал себя нигилистом.

Павел Петрович, дворянин в нескольких поколениях, был воспитан совсем в другой обстановке. Хорошее образование, офицерская служба и всеобщая любовь - вот то, что составляло основу его жизни. Однако страстное увлечение княгиней Р. и довольно быстрое разочарование (она его бросила) стали причиной его преждевременного старения и отчуждения от света. Он потерял вкус к жизни, затем поселился в имении брата и с тех пор вел замкнутую, бесполезную жизнь.

Таким образом, характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова помогает понять, насколько не похожими были эти люди изначально.

Идеологические противоречия

Столь явное различие в социальном положении не могло не сказаться на взаимоотношениях героев. Если Николай Петрович пытался проявить к гостю снисхождение, где-то даже уступить, его брат сразу же показал полную неприязнь. И чем больше общались Базаров и Кирсанов, тем сильнее становилось их противостояние, вылившееся сначала в ожесточенный спор, а затем и в дуэль. Глубокий анализ отношения демократа-разночинца и потомственного дворянина к общественной роли аристократов и нигилистов, способу государственного устройства, народу, природе и искусству - лучшая характеристика персонажей.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов тоже, по сути, мало походили друг на друга - это станет ясно в финале романа. Поэтому второй пытался убедить друга, что тот ошибается в отношении Павла Петровича и просил его быть снисходительнее. Однако примирение двух таких разных людей было невозможно, и дуэль тому доказательство.

В чем же суть идеологических различий между молодым разночинцем и пожилым дворянином?

Отношение к аристократии

Первым спорным моментом для них стал вопрос о том, какова роль дворянства в государственном устройстве и общем укладе жизни.

Павел Петрович, являвшийся аристократом «до мозга костей», утверждал, что они и есть основная движущая сила любого развития, и это право им давалось еще по рождению. А идеал любого государства - монархия и либеральные реформы, ведущие к прогрессу.

Такая точка зрения вызывала в оппоненте ожесточение, главную причину которого он объяснил полной неспособностью аристократов к действиям и, как следствие, их бесполезностью для любого общества. Доказательством тому был сам Кирсанов, праздно проводящий жизнь в деревне.

Нигилисты - кто они?

На этом не заканчиваются их споры, выступающие как сравнительная характеристика. Базарова и Кирсанова интересовали и другие вопросы.

Так, после обсуждения роли аристократии они не могли не перейти к обсуждению деятельности нигилистов, во время которого фраза «он ни во что не верит», произнесенная ранее Аркадием, несколько корректируется Базаровым. Он называет себя человеком, принимающим только то, что может быть полезно. В текущий момент такими для него являлись наука с медициной и абсолютно отрицались устоявшиеся взгляды на жизнь, монархию и крепостничество, религию, поскольку они вели к застою. Для Кирсанова же нигилисты были людьми, вызывающими лишь раздражение своим нахальством и безверием.

Аристократ и нигилист - два абсолютно разных поколения, что убедительно доказывает сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова.

Оценка роли искусства в жизни человека

Высказывают герои в яростных спорах и отношение к культуре, тем более что для Павла Петровича это была попытка одержать верх над «все отрицающим» Базаровым. Здесь они предстают как полные антиподы. Первый - романтик, чья жизнь прошла на балах и в развлечениях. Неслучайно, он выступает в защиту поэзии, музыки, любви (хотя в то же время автор показывает пустоту его рассуждений). Второй воспитан трудом, поэтому все это для него - глупость, отвлекающая от настоящего дела (в этом Тургенев осуждает своего героя, доказывая несостоятельность подобных взглядов любовью Базарова к Одинцовой).

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова - выводы

Роман «Отцы и дети» явился новаторским произведением, поскольку в нем были обрисованы не просто представители старшего и младшего поколения, но и совершенно разные общественно-политические силы, сыгравшие важную роль в развитии России.

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова дает понять, что оба они были незаурядными личностями, лучшими представителями (и это подчеркивал сам автор) дворян и разночинцев. В чем-то они были правы, в чем-то ошибались - это не столь важно. Главное, что и те, и другие внесли свой вклад в развитие страны. А И. С. Тургенев сумел уловить и передать в своем романе важный момент, когда происходит смена поколений и начинается новый этап в развитии общества.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - это произве­дение о современниках автора, поскольку время действия в романе и время его издания практически совпадают. Ничего не приукрашивая, Тургенев сумел показать основ­ные проблемы общественной жизни второй половины XIX века, в том числе и извечный конфликт поколений - «от­цов» и «детей». Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров - представите­ли нового, молодого поколения. С самых первых страниц мы понимаем, насколько Аркадий дорожит дружбой со своим «добрым приятелем», который действительно является не­заурядной личностью, обладающей четко выраженными принципами и убеждениями. Добрый, чувствительный, достаточно мягкий и «пус­той» Аркадий Кирсанов сразу же понимает необыкновен­ность своего нового знакомого и, практически не разду­мывая, принимает чужие мысли, мнения, установки. Поэтому мы и видим в дальнейшем конфликт, который развивается в душе молодого Кирсанова между его реаль­ными взглядами, опытом - и всем тем, что он так быстро решил «принять». Именно поэтому Аркадия за­девают и даже иногда оскорбляют выпады Базарова против Кирсановых-старших, их образа жизни, воспитания, прин­ципов, но молодой человек не только не противоречит своему авторитетному другу, но и пытается найти в его словах зерно истины. С самого начала видно, что эта дружба - неравная. Да и можно ли назвать дружбой отношения, которые ценны лишь для одного? Очарованный внутренней силой, энерги­ей, необычным мировоззрением Базарова, Аркадий готов простить другу его невежливость и бестактность, но сам нередко попадает в ситуации, когда становится объектом насмешек по совершенно неожиданному поводу. Впечат­лительный, мечтательный Кирсанов умеет чувствовать пре­красное, он часто восхищается произведениями искусства, не оставляет его равнодушным непередаваемая красота природы. Но его восторг, искренние глубокие чувства так часто натыкаются на ядовитую усмешку друга, считающе­го, что искусство - это чепуха, «романтизм», «художество», а «природа - не храм, а мастерская, и человек в ней - работник». И здесь проявляется слабость Аркадия - не в том, что не умеет переубедить Базарова, а в том, что ощу­щает чувство вины, смущение за свою искренность, откро­венность, мысли. Не всегда понимая и принимая поступки Базарова, Аркадий готов соглашаться с ним практически во всем, но он ясно ощущает, что его приятель не слишком дорожит их дружбой, не видит в нем самоценной, инте­ресной личности. Поэтому, когда Аркадий вступает в спор с отцом и дядей по поводу несогласия в убеждени­ях, он говорит не только от имени себя лично, но и от имени друга: «мы не признаем авторитетов», «мы долж­ны исполнять эти требования, мы не имеет права преда­ваться удовлетворению личного эгоизма». Это «мы» гово­рит о неуверенности Аркадия, он постоянно обращается за поддержкой. Да и речь его становится слишком напыщенной, «красивой». Слишком разные эти два молодых человека, и мы по­нимаем, что на самом деле у каждого из них - своя доро­га. И все-таки Базарову нужен был зачем-то Аркадий, за­чем-то он держал его около себя! Откровением прозвучал для Аркадия отзыв Базарова о Ситникове - его бывшем «ученике», пародии на убежденного человека, крикливой и бестолковой: «Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» В это мгновение Аркадию ясно открылась не только «вся бездонная пропасть базаровского самолюбия», но и бездна, разделяющая его и Евгения: «Эге, ге!... Мы, стало быть, с тобой боги? то есть - ты бог, а олух уж не я ли?» В конце романа дороги друзей расходятся, поскольку для Базарова были ценными в жизни лишь его убеждения, и он всегда шел на решительный разрыв с теми, кто сочув­ствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни его силой духа и воли, ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог стать лишь ненадежным попутчиком. Находя в Аркадии не только бесхарактер­ность и слабость, но и черты враждебного ему дворянского мира, Базаров при прощании сказал ему: «...мы прощаем­ся навсегда, и ты сам это чувствуешь... В тебе нет ни дерзости, ни злости... Ты славный малый; но ты все-таки мяконький, либеральный барич...» Роман Тургенева «Отцы и дети», заставил меня заду­маться о многом: какой должна быть человеческая друж­ба, как вести себя, если не согласен с товарищами, до какой степени стоит принимать убеждения и авторитеты друга? Тургенев не давал ответов, он ставил нужные вопросы, и дело читателей - понять их, решить, задуматься о своей жизни.

В романе Тургенева «Отцы и дети» изображена эпоха 60-х годов XIX века, когда в русской жизни назревали значительные перемены. В это время в России формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа. Центральное место в романе занимает фигура нового человека - Евгения Базарова. Он относится к тем молодым деятелям эпохи, которые «драться хотят». Люди старшего поколения, которые не разделяют новых убеждений, изображены Тургеневым слабыми, в них много «следов барства».

Но и поколение молодых представлено в романе неоднородным. Базаров и Аркадий - друзья, они получают одинаковое образование, поначалу кажется, что их взгляды на жизнь тоже совпадают. Однако их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, она не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа слабая натура (Аркадий) подчиняется более сильной (Базаров). Разница между героями видна в их поведении в имении Кирсановых. Базаров работает, Аркадий сибаритствует. Базаров - человек дела.

Главное для него - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических знаний на практике. Увлечение естественными науками - типичная черта культурной жизни России 60-х годов. Совершенно разные суждения высказывают Базаров и Аркадий в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, говорит, что Рафаэль гроша ломаного не стоит.

Аркадий ценит и любит литературу. По дороге в усадьбу он вместе с отцом читает наизусть Пушкина: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви! Аркадий всегда аккуратен, хорошо одет, у него аристократические манеры.

Базаров носит «длинный балахон с кистями», при встрече с Павлом Петровичем «руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Крупное разногласие возникло между Базаровым и Аркадием в разговоре о роли природы в жизни человека. «Природа - не храм, а мастерская», - говорит Базаров, Уже здесь видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Кульминационной точкой развития конфликта между героями является спор «в стоге сена» (XXI глава). «Ты нежная душа, размазня», - говорит Базаров, понимая, что их пути с Аркадием расходятся. «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич». Дальнейшие судьбы героев складываются по-разному.

Аркадий продолжает традиции своей семьи, даже свадьбы отца и сына Кирсановых игрались в один день. Базаров умирает от заражения крови. «Я нужен России...

Нет, видно, не нужен». Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Базаровым и Аркадием: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет радостных ей элементов». Произведение И. С. Тургенева было написано в 1860-1861 годах.

Основу этого романа составляет социальный конфликт между «отцами», то есть «веком минувшим», и «детьми» - «веком нынешним». Главными героями произведения Тургенева являются Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Николаевич Кирсанов. С первого взгляда мы видим, что эти два образа очень похожи. Действительно, оба героя молоды (примерно одного возраста, хотя Евгений Васильевич старше Кирсанова), оба учатся в одном и том же университете. И Аркадий и Базаров являются представителями одного идеологического круга, нигилистов, из чего ясно, что они оба разделяют одни и те же моральные убеждения и принципы.

Казалось бы, у Аркадия и у Базарова одинаковые пути (то есть нравственные устои), но на самом деле их идеология различается, так как Аркадий принадлежит к «веку минувшему», а Базаров - представитель «века нынешнего». Прежде всего, у Базарова и Аркадия разное социальное происхождение.

Кирсановы принадлежат к роду богатых дворян-аристократов, тогда как Евгений Васильевич - «выходец» из довольно бедной семьи разночинца. Разное социальное положение накладывает отпечаток на характер и идеологические убеждения Базарова и Аркадия. Кирсанов с раннего детства привык к заботе и любви, так как родители делали все для того, чтобы Аркадию жилось спокойно и счастливо. «Супруги жили хорошо и тихо... а Аркадий рос да рос - тоже хорошо и тихо». Именно поэтому Аркадия тянет домой повидаться с отцом и он искренне рад своему возвращению из университета. «Говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки».

Базаров же, напротив, вырос Самостоятельным человеком, так как ещё в юношестве ушел из дома и привык жить без опеки родителей. При встрече с ними Евгений Васильевич не испытывает особой радости, и его раздражают родительские ласки. Базаров постоянно перебивает отца и рассказывает о нем Аркадию, как о «презабавном старикашке и добрейшем... Много уж очень болтающем». Базаров чувствует превосходство над своими родителями. В некотором роде он даже презирает их, так как не может понять, как им «не смердит собственное ничтожество». На такое отношение к своим родственникам сильное влияние оказывают убеждения Базарова.

По своей натуре Евгений Васильевич - нигилист, то есть человек, не имеющий никаких принципов, не придерживающийся никаких убеждений и все отрицающий. Нигилисты делают только то, что им выгодно и полезно. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем. Строить - это уже не наше дело...

Сперва нужно место расчистить». Базаров не признает даже искусства. По его мнению, все это «романтизм, вздор, чепуха», а Рафаэль и другие великие художники «гроша медного не стоят». Принципы Базарова - это не маска, так как даже перед смертью, в момент, когда люди подводят итоги всей жизни, Евгений Васильевич не отказывается от своих убеждений, хотя и понимает, что он ничего не сделал для пользы человечества и ничего не добился, так как его время еще не пришло. «И ведь тоже думал: обломаю дел много... ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично...

Я нужен России... Нет, видно, не нужен». Аркадий - последователь Базарова. Он восхищается и преклоняется перед своим другом.

Он всеми силами пытается быть похожим на него, поэтому он и «напяливает» на себя принципы и убеждения Евгения Васильевича - Аркадий «сам по себе, а убеждения сами по себе болтаются» (Д. И. Писарев). Примером этому может послужить встреча Аркадия с отцом. Кирсанов искренне рад своему возвращению домой, но он пытается скрыть чувства от Базарова и принимает равнодушный вид. «...Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую, хотелось поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыденное».

Аркадий любит поэзию и иногда не прочь помечтать. Он говорит красиво и витиевато, тогда как его друг всегда лаконичен. «О друг мой, Аркадий Николаевич! - воскликнул Базаров. - ...Не говори красиво».

Впереди Аркадия ждет тихая семейная жизнь со своей женой Катей, ведь он типичный барин и будет продолжать традиции своего деда и отца. Сам Базаров понимает это и называет Кирсанова «мякеньким, либеральным баричем, который не может дойти дальше благородного смирения или благородного кипения». Таким образом, мы видим, что на самом деле убеждения Аркадия Николаевича Кирсанова - это всего лишь маска, поэтому его можно теоретически отнести к «лагерю отцов», тогда как Базаров - истинный нигилист и «демократ до кончиков ногтей» (И. С.