Первые две Госдумы оказались для царя слишком «неудобными». И в 1907 году был принят новый избирательный закон. В нем колоссальное преимущество получили помещики. Один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Таким образом, было сделано все, чтобы уменьшить в новой Думе представительство низших слоев общества и увеличить представительство правящих классов – и в первую очередь помещиков.

III Государственная дума.

1 ноября 1907 года состоялось первое заседание III Государственной думы. В ней большинство мест получили октябристы и монархисты – их представляли 154 и 147 депутатов соответственно. Самой маленькой оказалась фракция социал-демократов- 19 депутатов. Эсеры вообще бойкотировали выборы в новую Думу и в ее работе не участвовали. Третью Думу возглавляли октябристы – сначала Н.А.Хомяков, затем А.И.Гучков, а затем М.В.Родзянко.

Просуществовала весь отведенный ей пятилетний срок. Состоялось пять сессий.

Работа Думы, принимаемые ею решения и законы во многом зависели от позиции октябристов, составлявших большинство. Октябристы поддерживали Столыпина – поэтому Дума в целом была простолыпинской.

Третья Дума рассмотрела около 2,5 тысяч законопроектов. Большинство из них были малозначительными. Наиболее важные законы – об аграрной реформе и введении земства в западных губерниях (приняты в 1910 году).

IV Государственная дума.

15 ноября 1912 года открылась IV Государственная дума. Председателем Думы был избран октябрист Родзянко. Формально провела пять сессий.

В новой Думе были представлены практически те же партии, что и в третьей. Но четвертая Дума была более оппозиционной. Большинство мест в ней получили националисты и умеренно-правые (120), октябристы оказались лишь вторыми (98 мест). У кадетов было 59 мест.

Лидер кадетов Милюков для оказания давления на правительство предложил создать в Думе межпартийную коалицию – Прогрессивный блок. Такой блок был создан в разгар Первой мировой войны – в 1915 году. Кадеты выдвинули идею создания правительства «народного доверия». В 1916 году на заседании Думы Милюков подверг резкой критике деятельность правительства, на которое возложил главную ответственность за поражения русской армии и обострение ситуации в хозяйственной сфере. Вскоре Дума выразила недоверие правительству.

25 февраля 1917 года заседания Думы были прерваны царским указом. С этого дня она больше не собиралась, но формально продолжала существовать, оказывая значительное влияние на революционные события в стране. В марте 1917 года, после отречения царя, вместе с Петроградским Советом сформировала Временное правительство. Выступала против власти Советов.

18 (31) декабря 1917 года Временное правительство официально распустило IV Государственную думу – в связи с началом выборов в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию и определить дальнейшее развитие страны.

Конспект по истории России

В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.

Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.

Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.

Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.

Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы :

1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос : о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой.

Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы : многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

Третья государственная дума (1907-1912): общая характеристика и особенности деятельности

Третья государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и её состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников. Численность депутатского корпуса была законодательно сокращена. Из 442 мест 146 получили правые, 155 - октябристы и близкие им группы, 108 - кадеты и сочувствующие, 13 - трудовики и 20 социал-демократы. Думским центром оказалась партия «Союз 17 октября», а председателем был избран октябрист Н.А.Хомяков. В марте 1910 г. его сменил лидер партии А.И. Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М.В. Родзянко, ставший затем председателем и Четвертой думы (1912-1917). Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России. XX век. М.: АСТ, 2001г. С. 126 - 127.

3 июня 1907 г. одновременно с указом о роспуске Думы Второго созыва было опубликовано новое Положение о выборах в Думу (новый избирательный закон), согласно которому была созвана новая Дума. Роспуск Второй Государственной думы и издание нового избирательного закона вошли в историю под названием «Третьеиюньского переворота».

Акт 3 июня был справедливо назван государственным переворотом: он был совершен в нарушение манифеста 17 октября 1905г. и Основных законов 1906г., согласно которым ни один новый закон не мог быть принят без санкции Государственной думы. За решением созвать новую Думу стояла сложная борьба и колебания в «верхах», обусловленные страхом перед народом. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М.: Политиздат, 1991. С. 25.

Новый избирательный закон расширил права помещиков и крупной буржуазии, которые получили две трети общего числа выборщиков; рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Было резко сокращено представительство народов некоторых национальных окраин: народы Средней Азии, Якутии и некоторых других национальных районов полностью отстранялись от выборов. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды. Это право было передано губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на две: первую составляли крупные собственники, вторую -- мелкая буржуазия и городская интеллигенция. В Думе действовало около 30-ти комиссий, восемь из которых являлись постоянными: бюджетная, финансовая, по исполнению государственной политики в области доходов и расходов, редакционная, по запросам, библиотечная, личного состава, распорядительная. Выборы членов комиссий производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

дума государственный российский столыпин

Табл.1. Численность фракций в Третьей Гос.думе (1907-1912гг)

Сессии: 1-я - 1 ноября 1907 -- 18 июня 1908 года; 2-я -- 15 октября 1908 - 2 июня 1909 года; 3-я - 10 октября 1909 - 17 июня 1910 года; 4-я -- 15 октября 1910 -- 13 мая 1911 года; 5-я -- 15 октября 1911 -- 9 июня 1912 года.

Первая сессия Третьей Государственной думы прошла в атмосфере спокойной работы, взаимопонимания с правительством. Отдельные попытки левых и кадетов разжечь конфликты по некоторым малозначительным поводам окончились неудачей, так как большинство не хотело конфронтации с властью. Среди основных законопроектов, принятых Думой, были законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.

После гибели Столыпина в 1911 г. начались разногласия между депутатами Государственной Думы. Ряд законопроектов был приостановлен. Многие высказывались за то, чтобы распустить Думу. Начался парламентский кризис, который продолжался целый год. Осенью 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государственной Думы. В целом, III Государственную Думу можно смело назвать "Столыпинской". Полностью зависимая от правительства, она конечно же не могла всецело отражать интересы народов России. Являясь "марионеткой" Столыпина она лишь создавала видимость демократического парламентаризма, действуя лишь в интересах императора, что естественно было выгодно царизму. Однако, продолжительность ее полномочий говорит, что Россия не могла обойтись без парламента.

П.А. Столыпин, бывший предводитель дворянства и губернатор, претендент в российские Бисмарки, «новый человек», как его окрестила помещичье-буржуазная контрреволюция, подготовил себя к этой роли все своей предшествующей деятельностью. А.Я. Аверх. Царизм и третьеиюньская система. _ М.: Наука, 1966. С. 27.

Третья Государственная дума провела пять парламентских сессий и была распущена по указу императора Николая II, в июне 1912 г.

После роспуска II Государственной Думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Выборы в III Государственную Думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г. Она стала единственной в истории Российской Империи, которая отработала отведенный ей срок -5 сессий. Дума работала под председательством октябристов Н.А.Хомякова, А.И.Гучкова и М.В.Родзянко. Состав III Государственной Думы: 148 центристов из «Союза 17 Октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.

Таким образом, исход голосования в III Государственной Думе полностью зависел от октябристов. В зависимости от поставленной задачи они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял Столыпин. При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг: «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят столыпинский вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.) По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, по национальному вопросу в 9 украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов 442, председательствовал весь срок октябрист М.В.Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по прежнему выполняли функции «центра», однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В IV Думе, как и в III, были возможны два большинства: правооктябристское - 283 депутата и октябристско-кадетское - 225 депутатов (оно и стало преобладающим в работе IV Государственной Думы). Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным Советом.

Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного Совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов, и представителен Государственного Совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило IV Думу.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Государственная дума Российской империи - законосовещательное, позже - законодательное учреждение Российской империи . Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи . Всего было 4 созыва Государственной думы.

Правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Таким образом, исход голосования в III Государственной Думе полностью зависел от октябристов. В зависимости от поставленной задачи они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял Столыпин. При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг: «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят столыпинский вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.) По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, по национальному вопросу в 9 украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов 442, председательствовал весь срок октябрист М.В.Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по прежнему выполняли функции «центра», однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В IV Думе, как и в III, были возможны два большинства: правооктябристское - 283 депутата и октябристско-кадетское - 225 депутатов (оно и стало преобладающим в работе IV Государственной Думы). Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным Советом.


Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного Совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов, и представителен Государственного Совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило IV Думу.