Это стихотворение было написано поэтом в 1826 году. Поэт с большим мастерством изображает унылую зимнюю панораму, которая открывается с одиноко мчащейся по снежной дороге тройки. С первых же строк читатель заражается грустным настроением, навеваемым впавшей в спячку природой. Этому способствует и частое употребление эпитета «печальный».

Если сначала звон колокольчика и рассеивал как-то печаль, но со временем уже и это не помогает, а наоборот, утомляет: «Колокольчик однозвучный Утомительно гремит». Песни ямщика скрашивают долгий путь, но и он, как назло, переходит к тоскливым песням. На протяжении всего взора не видно ни света, ни черной хаты, только белый снег бежит на встречу. Все кругом облачено в грусть и печаль.

Лирический герой ищет спасения от тоски в своих грезах. Грустное настроение поэта забывается, когда мысли его уносятся к милой Нине, по которой он соскучился, и встречи, которой поэт ждет и не дождется: «Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь». Мысли о родном доме, как свет в конце туннеля.

Но вот замолкает ямщик и мысли поэта вновь возвращаются к скучной дороге, вновь монотонный звук колокольчика и отуманенный лунный лик.

Примечательно, что в этом стихотворении Пушкин выступает не с романтических позиций, несмотря на то, что тема дороги – излюбленная тема для романтиков. У них дорога символизирует постоянное движение, свободу, невозможность остановки, так как это сродни потере свободы. Совершенно иное отношение к дороге у поэта проявляется в этом стихотворении. Поэт неоднократно подчеркивает навеваемую ею скуку, тяготится долгой дорогой и что важно, стремится к остановке в уютном домашнем очаге. Пушкин совершенно по-другому переосмысливает тему дороги.

Предположительно, было написано под впечатлением поездки из Пскова в Москву, когда Государь милостиво разрешил Александру Сергеевичу Пушкину посещать столицу, чтобы пользоваться услугами столичных врачей. Эта поездка состоялась в ноябре 1926 года, тогда же примерно было написано стихотворение.

В первой части стихотворения есть экспозиция – ночной зимний пейзаж, лирический герой – он же судя по всему, автор, герой второго плана — ямщик, управляющий лошадьми и поющий грустную, заунывную песню.

«Зимняя дорога» – удивительное по красоте лирико-эпическое произведение, в котором присутствует описание ночной зимней дороги, неба с редкими облаками, сквозь которые Луна льет печальный свет. В поэзии Пушкина природа оживает и превращается из экспозиции, то есть описания места действия, в действующего героя.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

Вторая часть стихотворения – это послание к таинственной Нине, которая для читателя осталась загадкой. Из обращения к Нине, читатель понимает, что дорога предстоит долгая. Вот уже и ямщик устал петь, задремал, а лошади бегут самостоятельно, больше по привычке, чем управляемые ямщиком.

Душу поэта утешает мысль о встрече, которая состоится завтра, возможность согреться у камина, и романтическая ночь, которую он проведет с милой.

Стихотворение состоит из 7 четырехстрочных строф. Рифма перекрестная, ударные окончания сочетаются с безударными. Ритмика строфы – плавный 4-стопный хорей.

Очарование ночной дороги выражено метафорами: волнистые, печальные, зимней, скучной. Эпитет в стихотворении всего один, и тот употреблен в строчках, написанных в устаревшем стиле

Только версты полосаты
Попадаются одне.

Версты полосаты – это верстовые столбики, выкрашенные в черно-белый цвет, и помогающие не сбиться с пути. В зимнем ночном пейзаже все настраивает на грусть: и долгая песнь ямщика, и пустынные печальные поляны, и скучная, безлюдная, зимняя дорога.

Некоторые литературные критики под зимней дорогой пытаются разглядеть жизненный путь поэта. Но в самом стихотворении нет ни намека на подобное представление. Поэт мог заночевать на любой почтовой станции и выехать с утра, но он рад, что ему разрешили въезд в столицу, торопится встретиться с дорогими его сердцу людьми, и в первую очередь – с Ниной. А в стихотворении он делится своими впечатлениями о времени проведенном в пути.

Пейзажи А. С. Пушкина - не только воплощенные в художественную форму образы природы, но и инструмент для передачи собственных переживаний. Стихотворение, о котором рассказывается в статье, изучается в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимняя дорога» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1826 г., впервые появилось в печати в журнале «Московский вестник» за 1828 г.

Тема стихотворения – печальное очарование зимней природы и «сердечная тоска».

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».

Эпитеты «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты».

История создания

Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 г. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора - Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней. Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе, под образом таинственной Нины скрывается София.

Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г. Пушкина уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту свое покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряженным.

Впервые «Зимний вечер» увидел мир в 1828 г. в журнале «Московский вестник».

Тема

В русской литературе многие поэты развивали зимнюю тематику. У Пушкина она тесно связана с душевными переживаниями. Автор раскрывает две темы - красоты зимней природы и «сердечной тоски». В центре произведения лирический герой, второстепенные образы - Нина и ямщик.

Лирический герой едет по зимней дороге, наблюдая за природой. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется мужчине скучной и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.

Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничего не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты» . Глушь еще больше угнетает героя.

Скука героя немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что мужчина влюблен в нее, ведь говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь» . Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной.

В последней строфе путник оставляет грезы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.

После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: даже веселые зимние пейзажи могут превратиться в унылые картины, если рядом нет близкого человека; природа способна отражать все чувства человека.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке. Стихотворение состоит из семи катренов. Разбор формальной и смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.

Жанр

Жанр произведения - элегия. Поэт описывает природу, постоянно подчеркивая свою печаль, в стихах, обращенных к Нине, вместе с радостными нотками чувствуется тоска. Стихотворный размер - четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Зимний пейзаж создается помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты : «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты» . Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры : «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик» . Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы , например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: « То разгулье удалое, то сердечная тоска» .

Для того чтобы передать печаль героя А. С. Пушкин в трех катренах использует оборванные предложения.

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне. Скучно, грустно... Завтра, Нина, Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.

Стих написан в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что стих написан о поездке поэта на дознание к псковскому губернатору.
Тема стиха гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:

Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.

Путь лирического героя непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. На небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза - Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью. Ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит. Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. В последней строфе снова грустно, скучно. Ямщик умолк, звучит только “однозвучный” колокольчик. Применяется прием кольцевой композиции: «пробирается луна» - «отуманен лунный лик».Но долгая дорога имеет приятную конечную цель - встречу с любимой:

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Нагляжусь не наглядясь.

Всегда хорошо удавалось выражать свое настроение через картины природы. Ярким примером тому служит стихотворение «Зимняя дорога» , написанное в декабре 1826 года. Прошел всего лишь год после восстания декабристов, среди которых было много друзей поэта. Одни уже казнены, другие сосланы в Сибирь. Сам Пушкин отбывал ссылку в Михайловском, поэтому его настроение оставалось подавленным.

Уже с первых строк произведения читателю становится ясно, что автор переживает не лучшие минуты в своей судьбе. Жизнь представляется герою унылой и беспросветной, как и одинокие поляны в холодном свете луны, через которые едет карета, запряженная тройкой лошадей. Путь страннику кажется долгим и скучным, а монотонный звук колокольчика – утомительным. Мрачный пейзаж гармонирует с чувствами поэта.

В «Зимней дороге» звучат традиционные философские нотки, характерные для пушкинской лирики. Настроение героя легко сопоставимо с настроением самого Александра Сергеевича. Поэтический образ «верст полосатых» символ переменчивой судьбы человека, а путь героя произведения, как и путь самого поэта, совсем не легок. Природа спит непробудным сном, везде царит зловещая тишина. За много верст вокруг нет ни домов, ни огней. Но, несмотря на меланхоличный тон стихотворения, в нем все-таки прослеживается надежда на лучшее. Герой мечтает о том, как вскоре будет сидеть у камина с любимой женщиной. Это придает ему силы и желание продолжать свое унылое путешествие.

Характерную для романтизма тему пути Пушкин трактует здесь совершенно в другом ключе. Обычно дорога символизирует свободу , герой вырывается на природу из тесного и душного помещения. В «Зимней дороге» все происходит наоборот. Природа враждебна герою, поэтому он спешит домой.

Произведение написано четырехстопным хореем . Оно представляет собой описание природы с элементами авторских размышлений и относится к жанру элегии. Композиция стихотворения – кольцевая. В первом четверостишии читатель погружается в зимний пейзаж, а последняя строфа вновь возвращает его в царство зимы.

Свое грустное и унылое настроение автор раскрывает с помощью эпитетов: «печальные» , «однозвучный» , «скучный» . Усиливает впечатление инверсия: «по дороге скучной» , «колокольчик однозвучный» , «тройка борзая» , «стрелка часовая» . Повторяющиеся несколько раз однокоренные слова характеризуют настроение автора и бесконечно длинную зимнюю дорогу, подчеркивая ее однообразие: «печальные» , «печально» , «скучной» , «скучно» , «скучен» .

В третьем четверостишии присутствуют эпитеты, выражающие отношение Александра Пушкина к русской песне. В двух соседних строках читатель встречает противоположные понятия тоски и удалого веселья, которые помогают автору намекнуть на противоречивость характера русского человека: «то разгулье удалое, то сердечная тоска» .

В четвертой строфе мы словно слышим топот конских копыт. Такое впечатление создается за счет повторения согласных «п» и «т». В пятом четверостишии Пушкин использует аллитерацию со звуком «з», который встречается в пяти словах из одиннадцати. В этой части стихотворения в двух строках подряд повторяется слово «завтра» , усиливая чувство ожидания встречи с любимой. В шестой строфе часто повторяются звуки «ч», «с», характерные для тиканья часов.

Завершающая седьмая строфа повторяет мотив пятой, но уже в иной интерпретации. Слово «путь» употреблено здесь в переносном смысле. Звуки «н», «л» в сочетании с ударным «у» вновь создают ощущение грусти, тоски и бесконечно длинной дороги.

Большинство глаголов в «Зимней дороге» раскрывают душевные переживания лирического героя. Особую мистичность и таинственность пейзажу придают олицетворения: луна «пробирается» сквозь туман, печально льет свет, лунный лик «отуманен» .

Стихотворение «Зимняя дорога» впервые было опубликовано в 1828 году в журнале «Московский вестник». Его музыкальность и стилистическая красота и по сей день привлекают внимание композиторов. Более пятидесяти авторов написали музыку к «Зимней дороге». Песни о ямщике и борзой тройке снискали огромную популярность, многие из них уже давно стали народными.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина