«Характеристика «Мёртвых душ»» - Средства раскрытия образа. Отвратительные черты. Гоголь Николай Васильевич (1809-1852). Иронически рисует в поэме автор также портреты помещиков и чиновников. Гоголь насыщает поэму комическими ситуациями и положениями. Проблемный вопрос. 1836 г. – отъезд за границу. В описании внешности героев автор широко применяет иронию.

«Образы в «Мёртвых душах»» - Русская пословица. Павел. Павел Иванович Чичиков. Чичиков. Чичиков – беда России. Манилов. Сотворчество. Контрольно-подготовительный этап. Эссе. Чичиков – надежда России. Предприниматель. Николай Васильевич Гоголь. Отсроченная отгадка.

«Образы помещиков в «Мёртвых душах»» - Помещик Ноздрев. Помещица Настасья Петровна Коробочка. Кусочек яблочка. Конфетка. Мертвые души. Повествование о жизненной судьбе. Распоротый салоп. Сочинение. Изображение губернского города. Помещик Михаил Семенович Собакевич. Изображение жизни российских помещиков. Писатель. Помещик Манилов. Идейно-композиционная роль Чичикова.

«Николай Гоголь Мёртвые души» - Родители писателя. Ю.Манн. Родительский дом. Второй период творчества. Прекративший жизнедеятельность, умерший физически. Замысел произведения. Реализация авантюры Чичикова. Учеба. История создания «Мёртвых душ». Биография. Сюжет. Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского. Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи 18-19 вв.

«Анализ «Мёртвых душ»» - Сравним обращение к Данте, Каччагвида с письмом Гоголя. С. П. Шевырев о «Мертвых душах». О влиянии «Божественной Комедии» на «Мертвые души». Рецепция одного и того же литературного объекта. Путь моральных исканий. Многосмысленное толкование Библии. Шеллинг. «… в пародии лежит усиление содержания» О. Фрейденберг.

«Помещики в поэме «Мёртвые души»» - Помещик Ноздрев. Н. В.Гоголь «Мертвые души». Помещик Степан Плюшкин. Помещик Собакевич Михаил Семенович. Помещик Манилов. Галерея помещиков. Боязнь обмана продешевить вынуждает Коробочку отправиться в город. Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи. Помещица Коробочка Настасья Петровна.

Всего в теме 22 презентации

1. Встреча Чичикова с Маниловым на балу.
2. Посещение Чичикова Маниловым.
3. «Мертвые души» поэмы.

Чичиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», приехавший в уездный город NN со своими определенными целями, на губернаторском балу с первой минуты не терял времени даром. Он живо интересовался делами помещиков, потому довольно скоро познакомился со многими из них, в том числе и с Маниловым: «Помещик Манилов, еще вовсе не человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся». Он быстро пришел в восторг от приезжего и незамедлительно пригласил его в свое имение Маниловку. При более близком знакомстве Чичиков приходит к выводу, что Манилов не приятный малый, а «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...».

Автор дает очень точную и яркую характеристику своему персонажу: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару... Он улыбался заманчиво, был белокур с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: "Какой приятный и добрый человек!" В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: "Черт знает что такое!" - и отойдешь подальше...». Внешняя слащавость и мнимая доброжелательность скрывают черствость и эгоизм. Манилов занят исключительно своей персоной, а потому с ним быстро становится скучно собеседникам. Этот человек совершенно не имеет никаких интересов или задора, поэтому его речь практически не включала в себя живые или заносчивые слова. У себя дома он говорил чрезвычайно мало, все больше размышлял, однако «о чем он думал, тоже разве богу было известно». На столе его всегда находилась книжка с закладкой на одной и той же странице.

Посетив Манилова, Чичиков с первых же минут понял, что хозяин из нового знакомого неважный: «Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собой». Без строгого взгляда делами управляют приказчик и ключница, а потому процветает воровство. Манилов же ничем особенно не интересуется, и весь его досуг занят пустыми размышлениями и несбыточными мечтами. Жизненную позицию хозяина как нельзя лучше подтверждает и обстановка дома, в которой царит некая незавершенность. Во многих комнатах недостает мебели, часть кресел на протяжении многих лет обиты обычной рогожей. Все это как нельзя лучше раскрывает характер помещика. Вместе с тем Манилов, по задумке автора, это не конкретное лицо, а собирательный образ помещика николаевской эпохи. Хозяин очень обрадовался гостю, причем его любезность доходит до того, что главные герои вынуждены были простоять «уже нисколько минут перед дверями гостиной, взаимно упрашивая друг друга пройти вперед». Наконец этот рубеж был преодолен - и новые приятели оказываются в гостиной.

Даже опытный Чичиков несколько смущен преувеличенными излияниями Манилова в адрес гостя. Хозяин называет Павла Ивановича и майским днем, и именинами сердца. Далее следует беседа, в которой Манилов поочередно всех обитателей города «препочтеннейшими», «прелюбезнейшими», достойными людьми. Хозяин не находит более темы для разговора, как похвалить своих знакомых. После продолжительного обеда, приправленного большим количеством комплиментов как в адрес гостя, так и по отношению к хозяевам, предприимчивый Чичиков решает приступить к делам. Новые приятели перемещаются в кабинет, который показывает, насколько Манилов расположен к трудовой деятельности: «Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкой... несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан просто кучею на столе».

С первого взгляда заметен беспорядок и запустение. Когда Павел Иванович заводит разговор, выясняется, что помещик и представления не имеет, сколько крестьян у него умерло. Он мотивирует это тем, что у него есть дела и поважнее, нежели хозяйство. Ему интереснее мечтать о строительстве большого моста через речку, на котором купцы будут продавать всякую мелочь для крестьян. Однако воображаемая забота и стремление облегчить жизнь крепостных у Манилова никак не отражается на практике. У этого человека все так и остается в сфере фантазий и пустых размышлений. Не обременяет себя работой и разленившийся, располневший на хозяйских харчах приказчик, поэтому гостю так и не удалось выяснить, сколько у Манилова «мертвых душ». Однако это не останавливает Чичикова. Он предлагает хозяину составить на них купчую. Реакция помещика на предложение гостя, продать умерших крестьян, была таковой: «Манилов выронил тут же чубук с трубкой на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут».

Ограниченность и глупость помещика могут найти какое-то объяснение этой сделки. Поэтому он совсем теряется. Только слова Чичикова о законности сделки немного приводят его в чувства. Уточнив, что «подобное предприятие, или негоция, никак не будет несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России», Манилов окончательно приходит в себя. Хозяин настолько глуп, что даже не подозревает Чичикова в мошенничестве. Более того, он соглашается передать «мертвые души» «безынтересно», что сильно радует гостя, который «побужденный признательностью» тут же наговаривает ему массу благодарностей. Помещик мгновенно забывает о своем смятении, убаюканный сердечными излияниями Чичикова. Ему, по большому счету, совершенно неинтересно, зачем гостю понадобились «мертвые души». Он доволен собой, тем, что мог оказать услугу приятному человеку: «Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слезы». Успешно завершив выгодную сделку, Чичиков спешит покинуть дом гостеприимного хозяина. Однако аферист не забывает обласкать на прощанье детей Манилова и сделать комплимент супруге.

Манилов же, проводив гостя, не изменяет своим привычкам и уединяется в комнате. Вскоре он мечтает о том, как государь пожалует их с Чичиковым генералами, «и далее, наконец, бог знает что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать». Безусловно, неожиданное предложение гостя взволновало безмятежную жизнь Манилова. Он даже пытается в какой-то момент разгадать секрет Чичикова. Однако вскоре забывает о своем намерении, поскольку слишком ленив и легкомысленен для этого. Его мысли быстро перескакивают на более привычные и даже приятные вещи - предстоящий ужин.

Так кто же на самом деле выступает в поэме Гоголя в качестве «мертвых душ»? Наверняка это не те крестьяне, которых успешно покупает Чичиков, а те люди, которые сами продают умерших людей. Безусловно, к этой категории можно отнести и Манилова. И все тех помещиков, которые, не задумываясь, избавляются от числившихся только на бумаге крепостных. Каждый из главных героев-помещиков уже несет в своей душе некое омертвевшее начало. И каждый из них по-своему искажает человеческую природу. Манилов пошло и глупо сентиментален, Ноздрев является самодуром, клеветником и вруном, Собакевич - хитрый, умеющий делать разные штуки медведь, Коробочка - трусливая старуха. Однако наибольшего духовного разложения добился Плюшкин, у которого наблюдается полный распад личности. Омертвление характерно для этого помещика, некогда бывшего счастливым семьянином и рачительным хозяином. В этом произведении Гоголь бесстрашно противопоставляет два исключающих друг друга толкования термина «мертвые души». С одной стороны, это привычное в канцелярском жаргоне явление, как подушная подать, с другой стороны, выражение, имеющее некий зловещий смысл для обычных людей.

Н. В. Гоголь работал над одним из основных трудов своей жизни, поэмой “Мертвые души”, поначалу без особого увлечения. Возможно, просто не сразу захватила она его. Возможно, потому, что сюжет был найден не самим писателем, а Пушкиным.
В основу сюжета легло вполне реальное событие, реальная авантюра с покупкой “мертвых душ”. Дело в том, что она была выгодна как помещикам, для которых мертвые крестьяне были обузой, так и, естественно, самому скупщику. В поэме Гоголя претворил в жизнь подобную махинацию Павел Иванович Чичиков. Приехав

В губернский город NN, он сразу же начал действовать. Во-первых, он посетил всех крупных местных чиновников, побывал в местах скопления “самых благородных, приятных” и, главное, нужных людей. На одном из таких обедов Чичиков и знакомится с Маниловым, который на преминул пригласить своего нового приятеля в гости.
Итак, первым Чичиков посещает Маниловку. Какой же видит он ее? Серой, обычной, вид которой оживляли только две бабы, “которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде”, и которые, как оказалось, перебранивались”.
Манилов, с улыбкой встретивший Чичикова, и на этой же ноте беседовавший с ним и позже, немного скрашивает картину. В которой слишком уж много светло-серого цвета. До обеда и за обедом собеседники ведут довольно пустой разговор о губернаторе, “препочтеннейшем и прелюбезнейшем человеке”, о вице-губернаторе, тоже “милом” и “очень достойном”, о жене полицеймейстера, “прелюбезнейшей женщине” и далее в таком же духе.
Все эти разговоры носят слащаво-приторный тон, который идет, естественно, от хозяина поместья – Манилова. Сама его внешность говорит об этом: лицо имело “выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно, воображая ею порадовать пациента”. Он тоже хочет сделать приятное своему гостю и в этом своем стремлении сильно “перебарщивает”. Ну еще бы, он же считает Чичикова высоко образованным человеком, который “имеет высокое искусство выражаться”, говоря словами самого Манилова.
В этой пустой болтовне “ни о чем” читатель открывает для себя Манилова через его речь.
Если говорить о Чичикове, то он отличается необыкновенным терпением и умением подстраиваться под человека. Позже мы убеждаемся, что герой варьирует свой стиль общения в зависимости от характера собеседника. Поэтому впечатление Манилова от беседы с Чичиковым можно обозначить словами: “чувствуешь какое-то, в некотором роде, духовное наслаждение”.
Но мы-то знаем, что не за “приятным разговором” приехал в Маниловку Павел Иванович. Ему нужны мертвые души, разговор о чем он и заводит после обеда уже в кабинете Манилова. Постепенно, шаг за шагом, он выясняет количество умерших крестьян. Интересно, что Манилов сначала без подозрений, даже не задумываясь, помогает Чичикову в этом, но вдруг задается вопросом: “А для каких причин вам это нужно?”
Здесь-то и начинается самое интересное. Чичиков покраснел от “напряжения что-то выразить”. Аферист и мошенник, говоря о своем желании купить крестьян, замкнулся и не кончил речи. Несмотря на всю свою сноровку в таких делах, он пасует перед искренне не понимающим, о чем идет речь, выражением лица Манилова.
По-настоящему комично поведение Манилова и Чичикова. Первый выронил трубку и так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут; оба вперили друг в друга глаза; Чичиков даже был степеннее обыкновенного, что заставило Манилова отказаться от предложения о сумасшествии гостя; наконец, Манилов более ни до чего не додумался, как выпустить дым изо рта тоненькой струйкой.
Из подобного сконфуженного состояния Чичиков выводит Манилова опять же с помощью своей деловой хватки. Он взял себя в руки и более пространно объяснил помещику, что и как, не забыв уточнить, что данная коммерческая сделка не нарушает закона. И Чичиков не солгал: вся история с покупкой мертвых душ рассказана писателем в полном соответствии с действующим в то время законодательством. Павел Иванович не зря говорит, что он “привык ни в чем не отступать от гражданских законов”. Фантастическая сделка Чичикова осуществлялась в полном соответствии с параграфами закона.
Только наш герой упомянул о законности данного предприятия, Манилов забыл о сути покупки. Для него задумка гостя – лишь “фантастическое желание”, которое и исполняет он, Манилов. А какая это для него честь! “Он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души”. К тому же, “умершие души в некотором роде совершенная дрянь”.
Но весь этот спектакль еще не закончен, занавес еще рано опускать. Чичиков был бы не Чичиковым, если бы не выразил благодарности Манилову. “Не без чувства и выражения” произнес он свою речь. Он, человек без роду и племени, вечно подвергаемый гонениям и испытаниям, теперь спасен. И не забыл пустить слезу. Этого оказалось достаточно: “Манилов был совершенно растроган”.
Таков был исход разговора Манилова с Чичиковым. Это была первая удача Павла Ивановича в деле скупки мертвых душ. Успех сделки был обусловлен складом характера Манилова, стремящегося во всем к высокому и благородному.
Встречаться с такими помещиками Чичикову больше не пришлось. Манилов – первый в галерее помещиков, создаваемой Гоголем. Несмотря на всю его воспитанность, умение обходиться с гостями, можно с уверенностью сказать: это – пошлость, которая обнаруживается при заглядывании внутрь героя. Пошлость, все возрастающая от помещика к помещику.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Беседа Чичикова с Маниловым (анализ эпизода 2 главы поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души)

Другие сочинения:

  1. Чичиков, познакомившись в городе с помещиками, получил от каждого из них приглашение посетить имение. Галерею владельцев “мертвых душ” открывает Манилов. Автор в самом начале главы дает характеристику этого персонажа. Внешность его первоначально производила очень приятное впечатление, затем – недоумение, а Read More ......
  2. Роман Гоголя “Мертвые души” рассказывает историю некоего Павла Чичикова, изворотливость и ловкость в делах которого составила основу всего повествования. Замечательность этого образа в том, что, по признанию самого автора, Чичиков – не аномалия общества, а ее прямой продукт, результат определенного Read More ......
  3. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” – одно из величайших произведений в мировой литературе. В. Г. Белинский писал: “Мертвые души” Гоголя – творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило Read More ......
  4. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” создавалась в 40-е годы XIX столетия. Ни над одним своим произведением, включая и “Ревизора”, Гоголь не работал с таким увлечением, с такой верой в свое призвание писателя-гражданина, с какой он создавал “Мертвые души”. Никакому Read More ......
  5. “Мертвые души” Н. В. Гоголя явились великим, крупным вкладом в литературную жизнь страны. Ни Пушкин, давший Гоголю сюжет к поэме, ни сам Гоголь не думали, какое значение будет иметь это произведение. Сюжет “Мертвых душ” состоит из трех внешне замкнутых, но Read More ......
  6. Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь в поэме “Мертвые души” показал страшную российскую Действительность, образно говоря, отразил “ад” современной ему действительности, образно говоря, отразил “ад” Современной ему жизни. Поэма – широкая картина реальной действительности. В то время в России было Read More ......
  7. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” – это попытка автора показать всю жизнь России, постичь характер русского народа, определить дальнейшие пути его развития. Сам Н. В. Гоголь говорил, что сюжет “Мертвых душ” хорош тем, что “дает полную свободу изъездить вместе Read More ......
  8. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” показала все достоинства и недостатки русской жизни. В целом, это произведение сатирическое, потому что хорошего, конечно, гораздо меньше, чем плохого. Поэма раскрывает массу проблем. Так, эпизод “Оформление купчей в гражданской палате” освещает нам актуальную Read More ......
Беседа Чичикова с Маниловым (анализ эпизода 2 главы поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души)

Глава 1

В губернский город NN приезжает некий господин, оста-новившийся в гостинице и «с чрезвычайно тонкостью» при-нявшийся расспрашивать прислугу о здешних чиновниках и помещиках. Любопытный господин оказывается коллеж-ским советником Павлом Ивановичем Чичиковым. На сле-дующий день он посетил многих городских чиновников, начиная с губернатора. В разговорах с ними Чичиков был исключительно любезен и всякий раз скромничал (вернее — скрытничал), когда требовалось что-то сказать о себе. Вскоре господин как бы случайно очутился на губернаторской вече-ринке, где познакомился с несколькими помещиками, в том числе Маниловым и Собакевичем. На другой день Чичиков присутствовал на вечеринке у полицеймейстера, где завязал знакомство с помещиком Ноздревым. Все чиновники отзы-вались о госте как о «преприятном человеке».

Глава 2

Чичиков отправляется по приглашению в гости к по-мещику Манилову. Большая часть их разговора уходит на комплименты и любезничанье, поскольку это в характе-ре Манилова. За время совместного обеда Чичиков ближе знакомится с семьей Манилова. После обеда гость сообщил помещику о том, что должен обсудить с ним важное дело, и оба закрылись в кабинете. Здесь Чичиков договаривается с Маниловым о покупке «с благой целью» мертвых крепост-ных. Манилов, чтобы угодить гостю, соглашается оформить купчую за свой счет и отдать мертвые души бесплатно.

Глава 3

От Манилова Чичиков спешно едет к Собакевичу. По дороге начался сильный дождь, и ямщик Селифан, которо-го угостила водкой дворня Манилова, умудрился перевер-нуть бричку, так что Чичиков упал в грязь. На счастье непо-далеку раздался собачий лай, что свидетельствовало о бли-зости деревни. Ямщик припустил на лай, и вскоре бричка остановилась у дома помещицы Настасьи Петровны Коро-бочки, к которой Чичиков попросился на ночлег. Из разго-вора с ней Павел Иванович понял, что заехал далеко. По-утру он разговорился с Коробочкой и ей тоже предложил сделку с крестьянами. Помещица оказалась «дубинноголо-вой» и долго торговалась, чтобы не продешевить, чем совер-шенно вывела Чичикова из себя.

Глава 4

От Коробочки Чичиков едет в ближайший трактир, чтобы дать лошадям передохнуть, а самому подкрепить-ся. Здесь он выведывает у хозяйки, как можно добраться до имения Собакевича. В это время в трактире показывает-ся Ноздрев с приятелем. Они спорят о прошедшей карточ-ной партии, в которой Ноздрев «в пух продулся». Ноздрев хвастает перед Чичиковым своим щенком, а заодно отгова-ривает Павла Ивановича ехать к Собакевичу, предлагая по-веселиться у него в гостях. Под конец Чичиков соглашает-ся ехать к Ноздреву с мыслью поживиться чем-нибудь. По-мещик показывает гостю псарню и свои владения, затем потчует винами. Чичиков начинает договариваться с Ноз-древым о покупке мертвых душ, но тот непременно же-лает знать, для чего они гостю. Все объяснения Чичико-ва помещик считает ложью, поскольку видит в госте боль-шого шельму. Затем Ноздрев начинает навязывать вдоба-вок к мертвым крепостным то коня, то породистую собаку. Чичиков не соглашается, и приятели ссорятся, хотя гость и остается ночевать у помещика. Под утро Ноздрев уго-ворил Чичикова играть на души в шашки. По обыкнове-нию помещик принялся жульничать, а когда заметивший это гость отказался от игры, решил побить его. На счастье, в дверях показался капитан-исправник, чтобы взять Ноз-древа под суд по какому-то делу. Не дожидаясь, чем закон-чится разговор между помещиком и исправником, Чичиков выскользнул за дверь и сел в свою бричку.

Глава 5

В дурном настроении от встречи с Ноздревым Чичи-ков добирается на бричке до деревни Михаила Семено-вича Собакевича, в которой все было «в каком-то креп-ком и неуклюжем порядке». После недолгого разговора, в ходе которого Собакевич обругал всех городских чинов-ников, Чичиков узнает о скаредном помещике Плюшки-не, которого также намеревается посетить. Затем разго-вор заходит о покупке мертвых душ. Собакевич оказыва-ется ловким в торговых делах, он норовит продать души по высокой цене, не вдаваясь в то, зачем гостю они по-надобились. После утомительного торга Чичиков приоб-рел большое количество душ и довольный собой простил-ся с Собакевичем.

Глава 6

От Собакевича Чичиков отправляется к Плюшкину и вскоре оказывается у его ветхого, заросшего плесенью и плющом дома. Гостя встречает сам хозяин, которого Чи-чиков поначалу принимает за ключницу из-за непонятного наряда — старого, заплатанного халата. Плюшкин усердно жалуется на жизнь, и Чичиков якобы из жалости и состра-дания изъявляет готовность купить мертвые души. Без осо-бого торга Плюшкин продает тому всех мертвых крепост-ных. Довольный Чичиков возвращается в город, в свою го-стиницу, где, поужинав, ложится спать.

Глава 7

о жизни этих крестьян, проявляя редкое знание людей из низших сословий. Затем, порядком задержавшись за чте-нием бумаг, он поспешил в гражданскую палату для за-ключения купчей. Не дойдя немного до палаты, он встре-тил Манилова, который решил пойти вместе с приятелем. В палате друзьям предстоял не очень приятный разговор с чиновником Иваном Антоновичем «кувшинное рыло». Однако Чичиков вовремя «понял, в чем закавыка», и под-сунул чиновнику взятку, которую тот весьма ловко забрал, как бы и не заметив. Затем Чичиков встречает в палате Собакевича и оформляет купчую на его крестьян. Чинов-ники, все перепроверив с излишней подозрительностью, оформили необходимые бумаги. После этих дел помещики вместе с Чичиковым пошли к полицеймейстеру, чтобы от-метить сделку.

Глава 8

Вскоре о покупках Чичикова заговорил весь город. Все решили, что он миллионщик, отчего «полюбили еще ду-шевнее». Автор снова дает общую картину городского чи-новничества, затрагивая на сей раз интеллектуальные за-нятия «сильных мира сего». Вскоре Чичиков получает ано-нимное приглашение от некой дамы на бал у губернатора и, заинтригованный, решает пойти туда. Здесь гостя занима-ют разговорами дамы, так что Чичиков поначалу забыва-ет выразить свое почтение хозяйке. Но губернаторша сама находит Чичикова и знакомит его со своей дочерью, появ-ление которой несколько выбило гостя из равновесия, сде-лало робким и рассеянным. Это порядком рассердило всех остальных дам. Неожиданно на балу появился нетрезвый Ноздрев, который начал приставать к Чичикову с расспро-сами, попутно рассказывая всем и каждому, что гость горо-да NN пытался купить у него, помещика, мертвые души. К счастью, Ноздрева вскоре вывели из зала, и Чичиков по-надеялся, что эти слова припишут обычной лживости вздор-ного помещика. Совершенно расстроенный, Чичиков кля-нет про себя балы.

Глава 9

Автор знакомит читателя с «дамою, приятной во всех отношениях» (Анной Григорьевной), имени которой пона-чалу предпочитает не давать, чтобы избежать кривотолков. Эта дама обсуждает с другой, «просто приятной дамой» (Со-фьей Григорьевной) жалобы Коробочки, которая все боя-лась, что Чичиков ей заплатил меньше положенного. В кон-це концов дамы сходятся во мнении, что загадочный гость приехал, чтобы увезти губернаторскую дочку, а историю с покупкой мертвых душ придумал для отвода глаз. Разуме-ется, через какое-то время весь город только и говорил, что о мертвых душах и губернаторской дочке. Поскольку город ждал назначения нового генерал-губернатора, то чиновни-ки не на шутку перепугались: что-то произойдет, когда до того дойдут слухи о покупке мертвых крепостных? В Чичи-кове готовы видеть и разбойника, и ревизора.

Глава 10 Материал с сайта

Вконец сбитые с толку чиновники поняли, что так и не могут догадаться, кто же таков Чичиков на самом деле. Поэтому они решили обсудить этот вопрос сообща, зару-чившись помощью полицеймейстера. В ходе обсуждения почтмейстер делает удивительное «открытие». Он начина-ет утверждать, что Чичиков есть не кто иной, как капитан Копейкин. Далее автор, как бы со слов почтмейстера, изла-гает историю капитана Копейкина, героя войны 1812 года. Вернувшись с войны инвалидом, Копейкин обосновался в Петербурге, но вскоре понял, что здешняя жизнь ему не по карману. Тогда он отправился к чиновнику, которого ему посоветовали, договориться, чтобы получать государ-ственное пособие. Однако дело с резолюцией на пособие за-тягивалось до того, что голодный офицер устроил скандал в приемной чиновника, за что был арестован. По слухам, капитан потом возглавил разбойничью шайку. Выслушав почтмейстера, чиновники, впрочем, усомнились, что Чичи-ков — это и есть Копейкин. А между тем слухи о личности Чичикова все более множились. Об этих сплетнях ничего не подозревавший Чичиков узнал от Ноздрева, который хва-лил того за находчивость и пронырливость. Чичиков понял, что настало время покинуть город.

Глава 11

Быстро уехать из города у Чичикова не получается, по-скольку бричка, как оказалось, нуждается в ремонте. На-конец бричка готова, и коллежский советник пускается в путь. Далее следует лирическое отступление автора, ко-торый за описанием дороги рассуждает о величии и судь-бах Руси. Затем автор берется рассказать биографию своего героя. Несмотря на дворянское происхождение Чичикова, жизнь поначалу взглянула ему в лицо «кисло-неприютно». Все переменилось после того, как отец дал «ценное настав-ление» угождать начальству и копить копейку. Получив ценой угодничанья свою первую должность, Павел Ивано-вич преодолел первый, самый трудный порог, а дальше стал продвигаться успешнее. Карьеру его, однако, не раз ломали то завистники, то борцы со взяточничеством. Чичиков вся-кий раз строил планы, как вновь разбогатеть и найти себе приличное место. Последний его план состоял в покупке мертвых душ, и план этот, по всей видимости, удался. Ав-тор заканчивает первый том лирическим описанием Руси в образе «необгонимой тройки».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • разговор о мертвых душах с ноздревым
  • краткое содержание повести мертвые души
  • мертвые души чем закончилось сделка
  • критическая статья белинского о поэме мертвые души краткое содержание
  • по дороге к собакевичу начинается

Глава невелика, и авторские рассуждения в ней далеки от лирического пафоса. Автор делает вид, что принимает образ жизни и привычки губернского города, где опасно ненароком кого-то задеть, где требуется осторожность и даже деликатность. Как назвать двух дам-приятельниц, которые обсуждают приезд Коробочки? Автор имитирует робость писателя, затрудняющегося подобрать имена своим героям: если назовешь вымышленной фамилией, употребишь случайное имя, найдется «в каком-нибудь углу нашего государства… кто-нибудь, носящий его, и непременно рассердится не на живот, а на смерть», назовешь «по чинам» - «и того опасней» (VI, 179).

Автор балансирует на некой зыбкой грани: он воссоздает, имитирует мышление жителей города и одновременно изучает, смотрит на него со стороны, иронично передает все мельчайшие особенности речи, погружает читателя в бессмысленный, но динамичный, почти агрессивный поток слов, который изливается из уст дам «просто приятных» и «приятных во всех отношениях». Две безымянные героини, отличие которых обозначено и тут же нивелировано повтором одного и того же слова приятная , погружены в плоть быта, маскирующегося под нечто возвышенное и тонкое, но на самом деле лишь невольно пародирующего духовное содержание жизни.

Явившаяся сообщить своей приятельнице о приезде в город Коробочки, «просто приятная дама» надолго забывает о цели своего визита, каким бы важным он ей ни казался. «„Какой веселенький ситец!" воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы» (VI, 180). Предметом разговора и становится прежде всего этот самый ситец, т. е. материя в буквальном смысле слова. Оказывается, она может стать неистощимой темой разговора и спора. Фразы дам, обращенные друг к другу, адресованы одновременно и читателю: «…вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску все глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки…» (там же). Вспомним упомянутые далее дамами «фестончики»: «пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики» (VI, 181). Сквозь восторженное восклицание дамы проступает авторская ирония; «везде фестончики и одни фестончики!» - мог бы воскликнуть именно он, подытоживая разговор. Но, оказывается итог подводить рано. Дамы должны поговорить о «юбках», «лифчиках», «фижмах» и многом другом, но все о том же. Мы находим в тексте бесчисленные повторы слов, идет ли речь о моде или о Чичикове («он негодный человек, негодный, негодный, негодный» - VI, 182). Лексикон дам не слишком разнообразен. Он питается обыденными заботами да массовой литературой. Именно по законам последней выстраивается, а точнее, передается рассказ Коробочки о приезде к ней Чичикова: «Совершенный роман: вдруг в глухую полночь, когда все уже спало в доме, раздается в ворота стук, ужаснейший, какой только можно себе представить; кричат: „Отворите, отворите, не то будут выломаны ворота…"» (VI, 183). Эстетика необычного, даже фантастического втягивает в свою орбиту дам, подуставших от повседневной жизни, в том числе, быть может, и от «фестончиков»; и вот уже они сами становятся авторами увлекательного сюжета о попытке Чичикова тайно увезти губернаторскую дочку.

Реальность и вымысел перемешиваются, прорастают друг в друга. Чичиков не думал о похищении, но созерцание прелестного лица шестнадцатилетней институтки пробудило в нем неведомые прежде желания. Жены, которая, как предположили дамы, разрушила коварные замыслы героя, у него вовсе не было, однако к семейному уюту, к заботливой жене мысли Чичикова устремлялись неоднократно. Сами о том не ведая, дамы материализуют подсознательное его желание, а заодно и Ноздрева. Предполагая, что тот был сообщником, они угадывают его искание неординарного, динамичного в жизни. Позже, в ответ на вопрос чиновников, «точно ли Чичиков имел намерение увезти губернаторскую дочку и правда ли, что сам взялся помогать и участвовать в этом деле, Ноздрев отвечал, что помогал и что если бы не он, то не вышло бы ничего» (VI, 208–209).

Исследователи писали о нарастающей в повествовании мифологизации действительности. В самом деле, употребляемые в тексте слова не исчерпываются ближайшим контекстуальным комическим смыслом. Обсудив меж собой ситуацию Чичикова, дамы «отправились каждая в свою сторону бунтовать город» - в результате «город был решительно взбунтован» (VI, 189). Но последняя фраза включает в себя более сложный и глубокий смысл, тем более что она поддержана последующими фразами: «все пришло в брожение», «как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город» (VI, 190), «все вдруг отыскали в себе такие грехи, каких даже не было» (VI, 193).

Необходимость объяснить происходящее, найти его причины порождает достаточно широкий диапазон интерпретаций: от отказа каким-либо образом изъяснить непонятное происшествие («Какая же причина в мертвых душах? Даже и причины нет. Это, выходит, просто: Андроны едут, чепуха, белиберда, сапоги всмятку! Это, просто, черт побери!..» (VI, 190. Здесь можно пояснить, что «андроны» - это специальные телеги для перевозки снопов, сена с жердями, концы которых тащатся по земле и гремят. Использованное Гоголем выражение могло означать «вздор, чепуху, бессмыслицу») до догадки, что во всем кроется некий притчеобразный, следовательно, достаточно серьезный смысл («Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мертвые души?» - VI, 189).

Оказалось, что «город и люден, и велик, и населен как следует» (VI, 190), и город пришел в движение. «Толки» извлекли из его потаенных глубин неведомых лиц и странные предметы. «Показался какой-то Сысой Пафнутьевич и Макдональд Карлович, о которых и не слышно было никогда; в гостиных заторчал какой-то длинный, длинный с простреленною рукою, такого высокого роста, какого даже и не видано было. На улицах показались крытые дрожки, неведомые линейки, дребезжалки, колесосвистки - и заварилась каша» (там же). Колесосвистка - совсем не фантастический агрегат, как может показаться современному читателю, это повозка, издающая свист при вращении заржавелых колес, но упомянутая в общем ряду с другими «неведомыми» повозками, она производит довольно-таки экзотическое впечатление.

Город последних глав разительно отличается от того, который описан в первой главе. Правда, мы можем вспомнить, что некоторая странность уже была в нем заметна, но она не бросалась в глаза, ничем не угрожала, не предполагала, что все в городе придет «в брожение» и «как вихорь», взметнется весь город. Однако взметнулся…

Дамам, отправившимся «бунтовать город», удалось это сделать «с небольшим в полчаса» (VI, 184), «слухи проникли наконец в самые глухие переулки» (VI, 187). Творится вторая, как мы бы сейчас сказали, виртуальная реальность. Взбунтовавшееся сознание жителей города порождает сюжеты, на которые прежде было неспособно и которые не может осмыслить. «Не успеешь поворотиться, а тут уж и выпустят историю и хоть бы какой-нибудь смысл был…», «сюжет становился ежеминутно занимательнее…» (VI, 190–191).

Чем чревато это странное, неустойчивое состояние города? Чем может обернуться? Очередной победой «материи», плоти жизни? Ведь как ни встревожены чиновники и их жены, они остаются прежними: спорят «женская» и «мужская» партии, и при всем различии в каждой - «сутолока, сбивчивость, неопрятность в мыслях» (VI, 192). Приведет ли «брожение» к нравственному преображению? Ведь отыскали же чиновники «в себе такие грехи, каких даже не было». Для автора это открытый вопрос.

Появившиеся далее в тексте конкретные наименования как будто возвращают повествование в реальное русло. Дракой закончилась пирушка сольвычегодских и усть-сысольских купцов. Сольвычегодск - это уездный город Вологодской губернии, основанный в XIX в., один из крупнейших центров русского Севера; Усть-Сысольск - также уездный город той же губернии, известен с XVI века, в XIX веке - торговый центр края. Генерал-губернатор, строгого суда которого опасаются чиновники, - начальник одной или нескольких губерний, обладавший высшей военно-административной властью. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» в главе «Занимающему важное место» Гоголь выскажет небезынтересные суждения о том, что мог бы выполнять на своем посту генерал-губернатор, проявляя «христианскую мудрость» (VIII, 350). «Казенные крестьяне», упомянутые в главе, - это не крепостные, а лично свободные крестьяне, которые жили на казенных землях и несли повинность в пользу государства; административную власть над ними осуществляли чиновники.

Однако оттенок ирреальности не только не исчезает, но усиливается. Этому прежде всего способствуют многократные напоминания о непрекращающихся толках и слухах. Но ирреальность проступает и в другом: например в названиях деревень и фамилий (Вшивая-спесь, Задирайлово; «земская полиция в лице заседателя, какого-то Дробяжкина»), в указаниях на новые версии (о «делателе фальшивых ассигнаций» и о «разбойнике»).

Пытаясь вернуть прежнюю устойчивость жизни (а для этого точно узнать, кто такой Чичиков), чиновники осведомляются у помещиков о сделках, ими заключенных, но ничего нового не слышат. Манилов готов был «ручаться» за Павла Ивановича «как за самого себя», «Собакевич отвечал… что крестьян он ему продал на выбор и народ во всех отношениях живой; но что он не ручается за то, что случится вперед… и бывают примеры, что вымирают-де целые деревни» (VI, 195–196). Речи звучат правдоподобно, а правда о герое ускользает. Описание событий живет отдельно от самих событий. Слухи, толки подменяют действительность, мифологизируют ее, порождают все новые и новые фантасмагорические ее варианты. От реального губернского города почти ничего не остается, хотя видимые, бытовые его черты такие же, как были прежде.