Усадьба на Новой Басманной улице, 22 построена в 1895 году по заказу Ивана (Иоганна) Карловича Про ве, известного промышленника и предпринимателя немецкого происхождения.

Главный дом с двумя симметрично расположенными флигелями был предназначен для младших детей И.К. Прове, двойняшек Федора (Теодора) и Адели. Проект особняка был выполнен архитектором Карлом Васильевичем Тре йманом в стиле «французского неоренессанса». Постройки старой усадьбы, принадлежавшей раньше купцам Ланиным, снесли, и на их месте, немного в глубине участка, выстроили новый трехэтажный дом. Первый его этаж был отведен для хозяйственных помещений и комнат прислуги, второй этаж целиком занимала квартира Федора Ивановича Прове, а третий – квартира Адели Ивановны Прове, в замужестве – Ка лиш. В квартиры были устроены отдельные парадные входы – справа для Федора, слева – для Адели, оформленные по-разному, над входами в картушах помещены вензели с инициалами владельцев – «ФП» и «АК». Флигели так же делились между братом и сестрой – правый принадлежал Федору, левый – Адели.

Фасады усадебного дома и флигелей отделаны рустом и выкрашены контрастно в красный и бежевый цвета, главный фасад дома декорирован лепниной, окна обрамлены наличниками. От улицы особняк отделен кованой оградой.

Заказчик дома Иван Карлович Прове - из семьи обрусевших немцев, его отец приехал в Россию из Пруссии. Коммерции советник Иван Прове был совладельцем Торгового дома «Людвиг Кноп», директором правления Товарищества Кренгольмской мануфактуры, членом советов нескольких банков, директором Московского страхового от огня общества. Он также был известен как коллекционер – имел небольшое собрание западноевропейской живописи XIX века и был членом Московского общества любителей художеств. Помимо этого, Прове принимал деятельное участие в создании Музея изящных искусств и был членом Комитета по устройству музея. На его средства был построен и отделан Библиотечный зал (сейчас зал №12).

Его сын Федор Иванович участвовал в семейном деле, но подлинной его страстью была нумизматика. Он собрал одну из самых богатых коллекций античных и византийских монет (притом, что два раза ее продавал и потом опять восстанавливал), был членом, а одно время и председателем Московского нумизматического общества, собрал большую библиотеку по нумизматике; коллекционировал также предметы декоративно-прикладного искусства и старинные книги и рукописи.

Его сестра Адель Ивановна, вышедшая замуж за купца Георгия Калиша, как и все члены семьи Прове активно занималась благотворительностью, была попечительницей Общества поощрения трудолюбия, Болшевского приюта для девочек и членом Общества взаимопомощи нуждающимся ученикам 2-й женской гимназии.

В 1918 году усадьба была национализирована, членов семьи Прове отсюда выселили, и здание отдали под лечебные цели. Сейчас в одной части здания располагается банк, а в другой – государственный хор им. Свешникова.

Во второй части прогулки по этой улице я хочу вам помимо всего прочего показать один из самых красивых и любимых мною домов в Москве. Продолжаем прогулку по Новой Басманной улице.

Четырёхэтажное кирпичное здание начала ХХ века. Изначально было двухэтажное.
Дом 1917 года постройки. Дом Рыбниковых - Голицыных.

Западный флигель городской усадьбы Левашовых.

Главный дом городской усадьбы В. А. Спиридонова - Коротковых - Шибаевых.

Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт (ЦНИРТИ) им. академика А. И. Берга.

4 июля 1943 года, за день до начала Курской битвы, Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО) № ГОКО-3683сс был создан Совет по радиолокации при ГКО и действовавший под его эгидой Всесоюзный НИИ радиолокации, или НИИ 108. В этом здании работали и тесно взаимодействовали между собой НИИ 108 и Совет по радиолокации, а затем и 5 ГУ Министерства обороны.
В связи с развитием систем противоракетной обороны (ПРО) перед институтом была поставлена задача создать средства преодоления любой из систем ПРО, чтобы в случае нападения на нашу страну можно было бы гарантированно нанести ответный удар необходимым количеством боеголовок. Руководил этими работами В. М. Герасименко со своими заместителями Н. Г. Пономарёвым, П. А. Погорелко, Ю. А. Спиридоновым, И. А. Лёгким и многими другими. Задача была решена.
Это привело к заключению в 1970 году договора об ограничении стратегических средств вооружения и систем ПРО, так как на всех наших ракетах, несущих боевое дежурство, были размещены эффективные средства преодоления ПРО. Отметим, что США в 2002 году в одностороннем порядке вышли из этого договора, поэтому на ЦНИРТИ и на руководителе этого направления Ю. А. Спиридонове лежит ответственность за продолжение работ по созданию эффективных средств преодоления ПРО.
Бывшая городская усадьба Е. Г. Левашевой. Здесь в 1833-56 жил и умер философ П.Я. Чаадаев (вероятно, что флигель, в котором он жил, не сохранился).
В 1904 году дом перестроен по проекту архитектора С.У Соловьёва для Женского отделения Николаевского коммерческого училища.
1906 год

Во второй половине 1920-х годов здесь жил учёный-железнодорожник В. Н. Образцов.

В предвоенные годы здесь размещалась Промышленная академия, где среди прочих учились Н. С. Хрущёв и Н. С. Аллилуева.
А вот и тот самый дом. Городская усадьба С. М. Шибаева. Правда он прекрасен?

Главный дом с палатами - городское отделение Басманной больницы. Построен в 1772 году. Перестроен в 1874-75 годах. Памятник архитектуры.
А теперь давайте посмотрим на него в различные года.
1913 год.

Рядом с ним стоит доходный дом врача П. Н. Иванцова - Московской городской управы.

Построен в стиле неоклассицизма в 1912 году. Дом Иванцова стал убийцей своего владельца: в 1913 во время осмотра нового здания доктор погиб от кирпича, упавшего со строительных лесов. Видимо, после этого его дом перешёл к городской Управе.

Главный дом городской усадьбы И. К. Прове. Прове Иван (Иоганн) Карлович – коммерции советник, директор правления Товарищества Кренгольмской мануфактуры, совладелец торгового дома «Людвиг Кноп», член совета Московского купеческого банка, член совета Русско-Китайского банка, директор Московского страхового от огня общества, председатель правления товарищества «Эмиль Циндель», член правления Товарищества Екатерингофской бумагопрядильной мануфактуры, член правления Товарищества Измайловской мануфактуры, член правления Товарищества Вознесенской мануфактуры С. Лепешкина сыновей, член правления Товарищества мануфактур, основанных И. И. Скворцовым, член правления Товарищества каменноугольных копей и химических заводов Р. Гилля, учредитель благотворительного общества при московской Басманной больнице.

Дом Перовской. Построен в послепожарное время на основании середины XVIII века. Принадлежал адмиралу Н. С.
Мордвинову. В 1810-1811 гг. здесь жил Н. М. Карамзин.

В период с 1810 по 1811 годы здесь проживал известный историк Николай Карамзин. Пожар 1812 года уничтожил старое здание и уже в бытность Николая Семеновича Мордвинова, к 1819 году, появилось это строение, возведенное на прежнем фундаменте. Деревянный особняк с оштукатуренными фасадами декорирован в модном на тот момент стиле ампир, с присущими ему лепными пилястрами, лентами, медальонами и венками славы. Центральную часть украсили стройной колоннадой, а оконные проемы сверкают восьмистекольными окнами. Второй этаж (или мезонин, как его тогда называли) увенчан треугольным фронтоном. Первый этаж постройки, как было принято, отвели под устройство парадных комнат, кабинета хозяина, а также бального зала. Кроме этого, в бельэтаже имелись коньячная и обязательная курительная комнаты. Второй этаж занимали спальни, столовая для хозяев и другие личные помещения для проживающей семьи. История дома на Новой Басманной, 27 связана с именами известных личностей, но прежде пару слов о Н.С. Мордвинове. Николай Семенович - потомственный флотоводец. Сам адмирал, он был сыном адмирала С.И. Мордвинова. В 1787 году командовал эскадрой в войне против турок, а в 1788 году уничтожил 23 судна противника в бою под Очаковом. В той кампании его сослуживцами были адмиралы Войно Войнович и Федор Ушаков. Выйдя в отставку, стал видным экономистом, входил в Госсовет Российской империи. Являясь членом Верховного уголовного суда, рассматривавшего дело декабристов в 1825-1826 годах, был единственным, кто не подписал вынесенный бунтовщикам смертный приговор. Следующей официальной хозяйкой дома на улице Новая Басманная, 27 стала Мария Перовская, в девичестве - Соболевская. Она являлась «неофициальной» супругой графа А.К. Разумовского. В этом «внебрачном» союзе между Алексеем Кирилловичем и Марией Соболевской родилось 10 детей: поровну мальчиков и девочек. Фамилию Перовских мать и отпрыски получили по созвучию с названием подмосковной вотчины Разумовских в селе Перово (ныне - один из районов города Москвы).

Интересно знать, что в церкви этого имения некогда тайно обвенчались дядя Алексея Кирилловича - Алексей Григорьевич - и российская императрица Елизавета Петровна. Так что в ту эпоху внебрачные связи если и не были нормой, то и особо не порицались. Все дети Разумовского и Соболевской стали известными личностями: Николай - губернатором Крыма; Алексей - писателем, автором сказки «Черная курица или подземные жители», написав ее для своего племянника Алеши, который стал впоследствии известным писателем А.К. Толстым; Лев - членом Госсовета и министром внутренних дел; Василий - генерал-губернатором Оренбуржья; Борис - также являлся членом Горсовета. В 1857 году владения перешли в собственность купеческой семьи Алексеевых, заработавших свой первоначальный капитал на изготовлении золотых и серебряных нитей (канителей). Их последний представитель - Петр Семенович - владел особняком вплоть до революции 1917 года. В годы Советской власти дом был отдан под коммунальное жилье. Часть комнат занимали родственники последних хозяев - Алексеевых. В настоящее время здание по улице Новая Басманная, 27 занимает банковское учреждение «Огни Москвы», отреставрировавшее здание, стараясь сохранить оставшееся великолепие его убранства.

Здание Басманной полицейской части.

Полицейский дом постройки 1782 года. Когда-то на здании располагалась каланча.

Раньше тут было 92-е отделение милиции и паспортный стол, позже располагались службы ОВД «Басманный».
Главный дом усадьбы Н. Н. Демидова – М. П. Голицына.

История усадьбы начинается в то время, когда граф Н. А. Головин скупает несколько участков и строит в 1755–1756 годах деревянные хоромы. От него усадьба, выходившая и на Новую и на Старую Басманные, переходит в конце XVIII века к внуку знаменитого Акинфия Демидова Никите Никитичу. Он, вероятно, и строит в 1790 году по красной линии Новой Басманной улицы большой дворец с двумя каменными флигелями, купленный в 1805 году князем Михаилом Петровичем Голицыным, продавшим перед тем сравнительно небольшой дом на Старой Басманной. Ему, вельможе, шталмейстеру, а потом и действительному камергеру, нужно было соответствующее статусу помещение.

Современники писали о «великолепном доме» князя и его «славной картинной галерее», о которой говорили, что её «можно назвать музеем или московским Эрмитажем в малом виде: то же разнообразие предметов, тот же вкус ко всему изящному и то же искусство в размещении их».
После 1812 года дом Голицына в Москве получил прозвище «несгораемого» – он чудом уцелел среди погоревших домов по всей Новой Басманной. В 1831 году Голицын расстался с домом, который уже не мог содержать, и через три года его приобрел «Попечительный совет о заведениях общественного призрения» для Сиротского училища.
Переустройство бывшего княжеского дворца включало и строительство домовой церкви, апсиду которой можно видеть с левого восточного торца здания. В 1837 году её освятили во имя Успения святой Анны.

Сейчас усадьбу занимает 6-я городская больница, ведущая свою родословную от Басманной больницы для чернорабочих, которая в 1876 году стала работать здесь. В советское время в больнице работали такие выдающиеся медики, как М. С. Вовси, Е. М. Тареев и В. Э. Салищев.

Построен в 1914 году.
Доходный дом М. А. Мальцева. Построен в 1905 году в стиле модерн с двумя большими эркерами, красивым рисунком балконов и с мрачными масками-уродами: женскими головками с опущенными уголками губ. Архитектор Н. Н. Жерихов.

До 2002 года тут были коммуналки.

Далее идут два дома не представляющие из себя ничего, кстати в одном из них сейчас и находится ОВД "Басманный"

И заканчиваем прогулку у дома 39 на площади Разгуляй.
Так было в 1979 году

А так сейчас

На этом все, гуляйте по Москве чаще.

  • Попадая в этот район Москвы , вы погружаетесь в прошлое, в мир великолепных усадеб, домов с мезонинами и тенистых садовых аллей.
  • На Новой Басманной улице находится необычная по своему облику церковь Петра и Павла, которая была построена по чертежу Петра Первого .
  • Заслуживает внимания Роскошный особняк купца Николая Стахеева, построенный в 1898 году в духе эклектики архитектором Бугровским.
  • Великолепное здание Басманной больницы – 3-этажный дворец конца 18 в., принадлежавший М.П. Голицыну. Дом чудом уцелел во время пожара 1812 г.
  • В конце Старой Басманной улицы стоит скромный деревянный дом, где жил Василий Львович Пушкин - дядя прославленного русского поэта.
  • Еще один деревянный дом на Старой Басманной - особняк Муравьёвых-Апостолов. Трудно поверить, но под слоем штукатурки скрываются брёвна, которым больше 200 лет!

Старую Басманную слободу можно назвать московским «Бермудским треугольником». Грани «Басманного треугольника» - Садовое кольцо, Новая Басманная и Старая Басманная улицы. Попадая сюда, вы «проваливаетесь» в прошлое, в мир великолепных усадеб и их сановных владельцев, в мир домов с мезонинами и тенистых садовых аллей. Вы увидите здесь и кусочек средневековых палат, и барочные церкви, и доходные дома купцов, и панельные советские многоэтажки. С Басманным треугольником связаны имена императора Петра I, художника Фёдора Степановича Рокотова; многократно и громко прозвучавшие в российской истории дворянские фамилии Голицыных, Куракиных, Демидовых, Перовских…

История этих мест начинается в XVII веке, когда в этом районе сложилась Басманная слобода. Основная версия происхождения названия района гласит, что здесь жили мастера, которые «басмили» кожу, то есть, делали на ней узорные украшения. Кожевники в силу неприглядности своей профессии всегда жили за Земляным городом (то есть за Садовым кольцом), а неподалеку находилась ещё одна кожевническая Сыромятническая слобода.

Станция метро «Красные ворота»

Прогулку по «Басманному треугольнику» стоит начать со станции метро «Красные ворота». Обратите внимание на форму южного вестибюля этой станции, похожую на портал. На этом месте некогда стояли настоящие Красные ворота - триумфальная арка в стиле московского барокко, построенная архитектором Дмитрием Ухтомским в 1753 году. Ее разобрали в 1927 году, а память о ней - в названии станции и форме её вестибюля.

За Красными воротами начинается Новая Басманная улица. В годы правления Петра Великого это была парадная улица, поскольку по ней он ездил в любимое село Преображенское и . Здесь не было места деревянным хоромам - только каменные дворцы, и обязательно по красной линии!

Куракинская богадельня

(ул. Новая Басманная, дом 4, стр. 1)

Русский дипломат князь Борис Иванович Куракин (1676-1727), будучи послом в Париже, не раз видел знаменитый Дом инвалидов, выстроенный Людовиком XIV. Князю Куракину захотелось, чтобы в Москве появился свой инвалидный дом. К сожалению, он не успел этого сделать при жизни, и, по завещанию отца, московский инвалидный дом построил его сын, князь Александр Борисович Куракин. Москвичи назвали этот дом «куракинской богадельней». Это замечательный образец московского елизаветинского барокко XVIII-го века, с характерными слегка вогнутыми плоскими наличниками. В ХХ-м веке облик богадельни изменился: её надстроили вторым этажом, а стоявшую в центре ансамбля церковь снесли. Первоначальное здание богадельни и надстройку очень легко различить: первая выкрашена в бирюзовый цвет, вторая - в бежевый. Сейчас в здании бывшей богадельни находится Московский дом национальностей.

(ул. Новая Басманная, дом 4-6, стр. 2).
Сразу за богадельней расположилась городская усадьба князей Куракиных. Её в 1790-х годах построил Степан Борисович Куракин - правнук уже знакомого нам Бориса Ивановича. Усадьба Куракиных, с её скульптурными рельефами и портиком из шести пилястр - прекрасный памятник зрелого московского классицизма. Кроме того, это еще и один из немногих «геральдических» домов Москвы: на фронтоне усадьбы сохранился родовой герб князей Куракиных.

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной

(ул. Новая Басманная, дом 11)

Возможно, это самая необычная . В ней нет почти ничего традиционно русского - строгая, лишенная яркого убранства, она гораздо больше похожа на протестантскую кирху, чем на православный храм. Но именно такой хотел видеть её император Пётр Великий - церковь построена по его чертежу! Он же подарил храму икону святых апостолов Петра и Павла. В советские годы её утеряли, но в наше время нашли и отреставрировали.

В середине XVIII-го века архитектор Ухтомский пристроил к церкви нарядную ярусную колокольню. Сейчас церковь Петра и Павла - действующий православный храм. Главные святыни храма - мощевик с частицами покрова Пресвятой Богородицы, власяницы святого Ионна Крестителя, плаща святого Иосифа Обручника, мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла и святителя Григория Великого.

(ул. Новая Басманная, дом 14, стр. 1)

Мало кто знает, что прототип героя романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Кисы Воробьянинова - купец Николай Дмитриевич Стахеев, житель Новой Басманной улицы. Николай Стахеев занимался добычей угля и нефти, вел дела с недвижимостью в Москве и был очень богат. Социалистическая революция 1917 года застала его во Франции. Не желая потерять свои сокровища, он решил забрать их из тайника в московском доме и перевезти за границу. Но на обратном пути его задержал красногвардейский караул, и драгоценности Стахеева были национализированы.

Роскошный особняк Стахеева построен в 1898 году в духе эклектики архитектором Бугровским. С 1940 года здесь находится Центральный дом детей железнодорожников.

Дом Перовских

(ул. Новая Басманная, дом 27, стр. 1)

Это старая деревянная усадьба, с мезонином в пять окон, изящным пилястровым портиком и декоративными лепными украшениями на фасаде. Ей почти 200 лет - возраст для деревянного дома очень почтенный. Хозяевами дома изначально была семья графа Алексея Кирилловича Разумовского и Марии Михайловны Денисьевой. Брак не был оформлен, дети не имели права носить фамилию отца и потому получили фамилию, образованную от названия имения Разумовских Перово (сейчас это район Москвы) - Перовские. Из этой семьи вышли знаменитые люди - писатель Алексей Перовский и революционерка-террористка Софья Перовская. Удивительный факт: брат её прапрадеда был первым фаворитом и неофициальным супругом императрицы Елизаветы Петровны, а Софья организовала убийство императора Александра II, за что была повешена. Сейчас в здании расположен банковский офис.

Басманная больница, или «несгораемый» дом Голицына

(ул. Новая Басманная, дом 26, корп. 1)

Это великолепный трёхэтажный дворец, с двумя каменными флигелями и сохранившейся исторической оградой, украшенный пилястрами и тонким лепным декором. Его построил в конце XVIII-го века Никита Демидов, выходец из богатейшей и могущественнейшей семьи Демидовых - создателей российской металлургии. Вскоре дворец купил Михаил Петрович Голицын, известный коллекционер. Этот дом стали называть «московским Эрмитажем». Хозяину было чем удивить гостей: полотна Рубенса, фарфоровые вазы севрской фабрики, библиотека старинных книг… Дом уцелел в пожаре 1812 года, после чего его прозвали «несгораемым». Михаил Петрович к концу жизни разорился - он продал и дом, и коллекцию. Сначала там появилось Сиротское училище, а с 1876 года – больница, находившаяся в этом доме до 2015 года.

Площадь Разгуляй

Наверное, это самая странная площадь в Москве. Она не показана на картах города, в городе нет домов по адресу «Площадь Разгуляй, дом №…»). Но есть название остановки троллейбуса: «Площадь Разгуляй». Своё хлёсткое название площадь получила от трактира «Разгуляй». Сюда, на дальнюю окраину города, приезжали любители выпить и погулять со всех концов Москвы, чтобы их не видели родственники и соседи. Трактир был закрыт ещё в середине XIX-го века, а здание трактира снесли в 1970-х гг. Сейчас на этом месте сквер.

Красное здание с белыми колоннами, выходящее лицом на площадь - усадьба графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина (Спартаковская улица, 2/1) . Известный собиратель и любитель древностей, он прославился на века тем, что нашёл подлинный текст «Слова о полку Игореве», древнейшего светского произведения древнерусской литературы. К сожалению, почти вся коллекция Мусина-Пушкина, включая оригинал «Слова» погибла в пожаре войны 1812 года. После смерти графа Мусина-Пушкина, его дети продали усадьбу городу, и в ней обосновалась 2-ая Московская гимназия. В советское время дом надстроили четвертым этажом. Сейчас здесь размещается Московский государственный строительный университет.

Мы прошли всю Новую Басманную улицу - первую грань «басманного треугольника», миновали его «вершину» - площадь Разгуляй. Теперь перед нами вторая грань «треугольника» - Старая Басманная улица.

По названиям двух Басманных улиц вы уже догадались, какая из них старше другой. Старая Басманная улица - это часть древней Покровской дороги, которая вела в загородные царские усадьбы Преображенское и Покровское-Рубцово.

Дом-музей Василия Львовича Пушкина

(ул. Старая Басманная, дом 36)

В конце Старой Басманной улицы стоит , с небольшим фронтоном по центру, замечательными деревянными воротами и небольшим садом во дворе. После пожара войны 1812 года в Москве было очень много таких домов - погорельцам нужно было быстро и дешево построить новое жильё.

В этом доме жил Василий Львович Пушкин - дядя прославленного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Сам Василий Львович тоже был известным поэтом и входил в литературное общество «Арзамас». Знаменитый племянник неоднократно бывал в гостях у дяди, и благодаря знакомствам того, мог с юных лет мог общаться с Жуковским, Батюшковым и другими яркими творческими людьми этого времени. Интересно, что в 1816 году Батюшков жил по соседству с Вас. Пушкиным, в доме Муравьёвых-Апостолов на Старой Басманной.

Сегодня в старом доме на Старой Басманной - музей, где рассказывают о Василии Львовиче Пушкине и московской жизни начала XIX-го века. Здесь вы окунётесь в мир балов, званых обедов и литературных вечеров, происходивших здесь 200 лет тому назад. Зал на антресольном этаже музея посвящен А.С.Пушкину, который, предположительно, останавливался именно в этих комнатах.

(ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1).
Этот старинный дворянский особняк тоже построен из дерева. Трудно поверить, но под слоем штукатурки скрываются брёвна, которым больше 200 лет и которые пережили пожар Москвы 1812 года.

Возможно, это самый изящный памятник московского классицизма. Перед архитектором стояла очень трудная задача: построить на неровном углу Старой Басманной и нынешней улицы Александра Лукьянова правильной формы особняк - этого требовали вкусы времени. Решением стала полукруглая ротонда, которая сглаживает неровный угол дома. Особое очарование дому придают скульптурные барельефы и портик с шестью коринфскими колоннами.

В этом доме жила семья сенатора Ильи Матвеевича Муравьёва-Апостола - отец, мать и три сына: Сергей, Ипполит, Матвей. Все трое участвовали в восстании декабристов 1825 года. После поражения декабристов Сергея повесили, Матвея отправили на каторгу, а Ипполит застрелился. Однако род Муравьёвых-Апостолов не закончился и сегодня дом арендует потомок его старых владельцев: Кристофер Андреевич Муравьёв-Апостол. Он отреставрировал дом и превратил его в культурный центр.

После реставрации. Фото: Мосгорнаследие

Помпезное, с концертом и визитом высоких гостей, открытие главного дома усадьбы Прове можно оправдать нынешней функцией здания: в нем расположился Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина. Вывеска на здании гласит: «Культурный центр „Минин-хор“». Открытие должно было произойти давно: правительство Москвы передало здание хору еще в 2002 году. Точнее, передана была половина особняка — вторая отошла другому знаменитому коллективу, Государственному академическому русскому хору им. А.В.Свешникова.

В середине XIX века этот участок занимал сад соседней усадьбы Левашовых, в которой жил и умер Петр Чаадаев. Нарядный, с рустованным фасадом, двухцветный особняк, спрятанный за кованой оградой в глубине двора, лишь часть усадьбы, построенной архитектором Карлом Трейманом в 1895 году для удачливого коммерсанта Ивана Карловича Прове (1833-1901), прибывшего в Россию из Германии. Он был потомком бежавших из Франции гугенотов. Главный дом усадьбы предназначался для детей Прове, двойняшек Федора и Адели — отсюда и две самостоятельные половины, приютившие нынче два хора, и отдельные входы. Брату и сестре принадлежали главный усадебный дом и флигели. Отец жил по соседству, на Старой Басманной, 16, а еще он владел несколькими зданиями в ближайших окрестностях. Сегодня сказали бы, что Прове был одним из основных застройщиков в этих местах, сохранившихся лучше большинства районов старой Москвы.

Интерьеры усадьбы после реставрации. Фото: Мосгорнаследие

В 1910 году в особняке после свадьбы ненадолго поселилась с мужем 17-летняя Вера Холодная, будущая королева экрана. А накануне революции здесь жила одна Адель Прове, в замужестве Калиш. В 1918-м ее отсюда выкинули. «Детский» особняк со временем отдали под медицинские нужды, десятки лет в нем работал кожно-венерологический диспансер, у которого, понятно, не было ни средств, ни намерения реставрировать здание. Но советская бедность его и спасла: сохранились закрытые обоями стены и местами даже застеленные линолеумом полы.

Здание едва не погубила первая, крайне неудачная, если не сказать бессовестная, попытка реставрации, которая, к счастью, была сразу пресечена. Последовали многолетние суды. Хор Минина их выиграл и вернул выделенные правительством Москвы на реставрацию 300 млн руб. Только в 2016 году началась реальная реставрация. Ее выполнили специалисты ООО «Возрождение», а автором и руководителем проекта стала Наталия Сафонцева, один из самых авторитетных столичных архитекторов, работающих в этой сфере.

Несмотря на сжатые сроки, удалось восстановить оригинальные колористические решения, парадную лестницу, колонны и пилястры, отделанные искусственным мрамором. Отреставрированы даже метлахская плитка на первом этаже (недостающие фрагменты сделаны по аналогам), старые дубовые оконные рамы и двери. Паркет, весь избитый гвоздями, был непригоден, однако новый выполнили точно по его образу и подобию.

Особняк на Новой Басманной аптечный магнат Иван Прове построил специально
для своих детей-двойняшек. Фото: Тимур Аникеев

В числе того немногого, что привнесли реставраторы, — внутреннее окно на маленькой лестнице, превращенное в витраж в стиле ар-деко. «На рубеже столетий были очень модны витражи. Я много занималась Шехтелем и его эпохой — тогда в здании не могло быть ни одного помещения, в котором не было доступа света, хотя бы вторичного. И мы его сделали», — рассказывает Наталия Ивановна.

Кроме витража, из нового в особняке — три зала на верхнем этаже, объединенные в один. Теперь здесь проходят репетиции и камерные концерты. Зал отделан деревянными панелями, модными в конце XIX — начале XX столетий. Оригинальные интерьеры не сохранились, но камин как раз «родной».

Коридоры на всех этажах пронизывают идущие под потолком воздуховоды. Они тоже новые, они заметны, и это было осознанное решение. Век назад в усадьбах такого уровня, как правило, одновременно использовалось четыре вида отопления: печное, каминное, калориферное и паровое, то есть батареи. Все это действовало одновременно, и воздух циркулировал по комнатам. Теперь здесь центральное отопление, и воздуховоды позволяют дому нормально дышать. Конечно, их можно было бы спрятать над фальшивыми новыми потолками, но это как раз тот новодел, которого настоящие реставраторы стараются избегать.

И удается это им все реже. Происходит так в том числе потому, что конкурсы выигрывают не лучшие специалисты, а мощные фирмы. Компанию, которая будет проводить реставрацию здания, находящегося в федеральной или городской собственности, в соответствии с законом выбирают в ходе тендера. Участие в нем стоит 500 тыс. руб. У скромной фирмы, где, возможно, работают исключительного уровня профессионалы (как, например, в созданной в свое время самой Наталией Сафонцевой фирме АРБ-6), просто нет на это свободных средств, а выигрыш не гарантирован. В такой ситуации многое зависит от владельцев и пользователей зданий. То, что для особняка Прове, а вернее, его половины все закончилось хорошо, — заслуга прежде всего руководства хора Минина, которое не захотело мириться с халтурой и потворствовать разрушению памятника регионального значения.

История усадебного владения на нынешней Новой Басманной улице, 16 прослеживается еще с восемнадцатого столетия, когда в 1850-1870-х годах оно находилось в собственности бывшего истопника самодержицы Елизаветы Петровны - Василия Ивановича Чулкова. Со временем участок отошел к племяннику его жены Семену Брюхову, приписанному к царскому двору в должности «придворного танцмейстера».

В великий пожар, случившийся в Первопрестольной в 1812 году, особняк в два этажа, выстроенный из камня, полностью выгорел и был восстановлен и реконструирован 3 года спустя, после чего его главный фасад украсил шестиколонный портик.

Фото 1. Особняк Ивана Карловича и Романа Прове на Новой Басманной улице, 16 в городе Москве

Городская усадьба в 1838 году отошла в собственность Екатерины Петровны Ростопчиной-Протасовой - вдовы бывшего московского генерал-губернатора Федора Васильевича Ростопчина. Здесь же проживала и жена ее сына Евдокия Петровна Сушкова, пребывавшая в Москве в ссылке за свою язвительную балладу с названием «Насильный брак». Цензоры усмотрели в произведении намеки на входившую в состав Российской империи Польшу.

В летние дни 1858 года в доме на Новой Басманной, 16 останавливался Александр Дюма во время своего путешествия с Кавказских гор в Петербург.

Евдокия Петровна ушла из жизни в 1858 году, а спустя год предали земле и Екатерину Петровну. Особняк с территорией перешел по наследству к Наталье Федоровне Нарышкиной, которая практически сразу переуступила его Сергею Васильевичу Шереметеву. После смерти последнего, усадьба отошла к Юлии Сергеевне Шереметевой.

Еще при Сергее Васильевиче комнаты сдавали в аренду. Так, в зимние месяцы 1863-1864 годов здесь проживал писатель Алексей Феофилактович Писемский.

Новая жизни усадьбы

Новым хозяином владений в 1870 году стал Иван Карлович Прове. По его заказу архитектор Роберт Андреевич Гедике, больше практиковавший в Петербурге, полностью меняет декор здания, изменив классические формы на модный тогда стиль эклектики. Таким образом, здание лишилось своего портика с поддерживающимися колонками и приобрело небольшие декоративные элементы фасада. Скульптурное украшение особняка выполнялось в мастерской Александра Михайловича Опекушина.

Помимо главного дома на территории возвели строение под устройство зимнего сада и оранжерею. Также здесь имелись строения конюшни, сарая для скота, каретной и прочих необходимых служб.

После смерти хозяина, владение №16 по Новой Басманной улице отошло к его сыну Роману Ивановичу Прове, который продолжил и семейное дело. С приходом к власти большевиков, последний, вместе с женой, эмигрировал в Германию.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях. А если у вас есть, что добавить по теме, напишите, пожалуйста, в комментариях. Спасибо!

Новые статьи на сайте:

Интересное в блоге: