Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ильи Муромца

Один из наиболее часто упоминаемых в древнерусских былинах и легендах героев Илья Муромец жил в XI веке. Именно к этому периоду относились сведения в первых письменных свидетельствах об его существовании. Современные научные исследования считали, что под этим именем скрывался Илья Чеботок, святой, мощи которого хранились в Киево-Печерской лавре.

Детские и юношеские годы

Предположительный год рождения богатыря − 1063-й. О месте рождения до недавних пор существовали лишь предположения. Наиболее популярными из них является то, что былинный герой родился в селе Карачарово неподалеку от Мурома, либо в Карачеве около Моровийска. Второй вариант многим казался более близким к истине из-за географического положения находящегося на месте этого населенного пункта села Моровск. Оно располагается рядом с дорогой из Чернигова в Киев. Кроме того, местный народный эпос содержал примерно те же сведения, что и письменные источники об Илие Печерском, мощи которого были использованы для формирования современных представлений об Илье Муромце. Также в них говорилось о родителях − отце Иване Тимофеевиче и матери Ефросинье Яковлевне.

Согласно представлениям о богатыре, былинный герой был ростом 1 метр 77 сантиметров с очень большой мышечной массой. Ее присутствие определили по характерным наростам на костях. Рентген останков выявил наличие акромегалии и спондилоартроза. Первое вызывает непропорциональный рост внутренних органов и костей, а второе − нарушает работу опорно-двигательного аппарата. Это подтвердило правдивость сведений в письменных источниках, относящихся к Средним векам. В них описывалась внешность былинного богатыря, где помимо высокого для тех времен роста отмечались большие конечности. Кроме того, спондилоартроз поддавался лечению даже в те времена точно таким же способом, как и сегодня – для этого нужен был всего лишь хороший мануальный терапевт. Представители именно этой профессии, скорей всего, поставили богатыря на ноги. В древнерусских писаниях упоминалось о посещении странниками – «каликами». Это были костоправы, которые вылечили 30-летнего Илью.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Карьера воина

В 30-летнем возрасте, излечившись от болезни, он поступил в черниговскую княжескую дружину, приняв участие в защите Чернигова. Получив боевой опыт, он отправился в Киев. Его взяли в дружину, если верить летописям, после того, как он смог сдвинуть с места «камень неподвижный». В составе дружины он совершил свой самый известный подвиг.

Речь идет о бое с Соловьем-разбойником. В середине XII века торговля Киева с другими городами была нарушена из-за постоянных нападений половцев на караваны. Это заставляло направлять их другими дорогами, которые увеличивали путь, чуть ли, не вдвое − до «цельна тысяча», если верить древнерусским письменам. Занимавший в то время престол князь Мстислав приказал организовать охрану торговых караванов, обязанности которой, скорей всего, были возложены на Илью Муромца. Его победа оказалась настолько значима, что память о ней просуществовала, вплоть до наших дней.

Монастырь

После ранения Илья больше не мог состоять на службе в дружине. В одном из боев он получил перелом двух ребер и ключицы. Все травмы были с правой стороны, а их характер свидетельствовал о том, что удары были нанесены боевой палицей. В результате богатырь бы вынужден уйти в монастырь, где он прожил вплоть до своей смерти, ориентировочно в 1118 году. Причем, она не была естественной. Об этом говорилось в летописи от 1638 года монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского. Он указывал дату его кончины, как «за четыреста пятьдесят лет до того». Согласно современным исследованиям, к этому сроку следовало добавить еще полвека. Не исключена ошибка со стороны автора, работавшего с плохо сохранившимися надгробными плитами. Другие источники свидетельствовали о частых нападениях половцев на Киев в конце XI, а не в первой четверти XII века. В их отражениях принимала участие не только княжеская дружина, но и гражданское население, включая монахов. Это объяснило наличие на теле героя колотой раны в области сердца. Его смерть не была естественной. Скорей всего, он скончался от нее в течение нескольких минут в возрасте от 40 до 55 лет.

Былины об Илье Муромце знакомы большинству из нас с детства. Но далеко не все знают, что богатырь был отнюдь не былинным персонажем, но вполне реальным человеком.

Чтобы посмотреть на Илью Муромца , достаточно в Москве зайти в Третьяковскую галерею или, в крайнем случае, найти репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Илья Муромец изображен на ней посередине. Сидит в кольчуге на вороном коне. Смотрит настороженно из-под одетой в кожаную перчатку руки, на которой висит огромная булава. Из-под шлема выбивается седая прядь. Богатырь уже не молод, в нем чувствуется не только спокойная уверенная сила, но и жизненный опыт.

Картина Васнецова Три Богатыря

За спиной щит, левая рука на длинном копье. Слева на картине на белом скакуне — другой богатырь — Добрыня Никитич, на голове у него островерхий шлем, русая борода почти по пояс. В левой руке огромный щит, правой богатырь вытаскивает меч. Он не только силен, но и глаза его светятся умом и мудростью. Самый молодой из троицы былинных героев — Алеша Попович. Он на картине справа. Одной рукой держит лук, другая сзади на гуслях. Он красавец, певец и музыкант. На пальцах у него перстни. Этот если не возьмет силой, то одолеет изворотливостью и смекалкой. Богатыри стоят на границе леса и поля, откуда могут появиться враги русичей — половцы или печенеги. Небо на картине тревожное, серое.

В первом варианте картина называлась длинно: «Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Теперь ее чаще называют просто «Три богатыря».

История Трёх Богатырей

Историки говорят, что в реальной жизни три былинных героя вряд ли могли встретиться. Добрыня жил в конце X века и был воеводой киевского князя Владимира Красное Солнышко, которому приходился дядей. Суздальский же боярин Александр Попович — на полтора века моложе, служил в конце жизни киевскому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году. В былинах Илья, как и Добрыня, тоже служит Владимиру, но вот исторические факты свидетельствуют, что он жил позже, при , в XII веке.

Впрочем, это не так уж и важно. Васнецов писал ведь художественную картину, а не историческое полотно. Всех троих персонажей на нем объединяет одно — они герои былин. Однако Илья Муромец среди них все же выделяется особо.

История жизни Ильи Муромца

В 1643 году он был причислен к лику святых и с тех пор остается единственным святым былинным героем. Память преподобного Ильи Муромца отмечается 1 января. Тем не менее, в древнеславянских рукописях он не упоминается. Возможно, просто потому, что Муромец был не княжеских кровей.

Православная церковь не составила его «официальной биографии» — канонического жития. Мы больше знаем об Илье из былин, чем из сохранившихся исторических документов. Однако былин Илье посвящено больше, чем любому другому русскому богатырю, и они достаточно точно доносят до нас подробности жизни Муромца. По сути дела, былины рассказывают нам об Илье от его рождения до кончины.

Например, Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова». Город такой на карте имеется, и село такое сохранилось. Рядом течет Ока. Былины рассказывают, что ее течение Илья однажды изменил, побросав в реку несколько дубов. Возможно. Жители Карачарова показывают приезжим развалины Троицкой церкви, которая по преданию была заложена легендарным богатырем. В ее основу он положил несколько дубов, которые принес с берега реки на крутую гору.

Кстати, древние мореные дубы в три обхвата на дне Оки встречаются и в наши дни.

Старожилы села обязательно укажут на родники, которые, по преданию, возникли от скоков — ударов копыт коня Ильи Муромца. Малым детям в Карачарове рассказывают, что «гром происходит оттого, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Местная династия Гущиных считает Илью своим далеким предком. Говорят, что дом, где родился Илья, стоял почти в самом лесу, в гуще деревьев. Отсюда сначала возникло прозвище — Гущины, а потом пошла и фамилия.

Теперь на месте рождения былинного героя стоит дом под номером 279 по Приокской улице. Так считают местные жители. Многие потомки Муромца отличались недюжинной силой. Родившийся в конце XIX века Иван Афанасьевич Гущин легко тянул воз, доверху нагруженный дровами. Во время кулачных боев ему разрешали толкаться только плечами. Не рассчитав силу своего удара, он мог просто убить человека.


В одном сказители былин промахнулись. По легенде богатырю было предсказано, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в сказках герой под конец жизни либо каменеет вместе с верным конем, либо куда-то уплывает и больше не подает о себе вестей. На самом деле Илья пал в битве против врагов. Утверждать это можно почти точно.

Дело в том, что мощи богатыря хранятся в одной из пещер . Над гробницей висит образ святого Ильи Муромца. Надпись у изголовья гласит — «Илья из града Мурома». Святые останки изучали. Результаты впечатляют. Определен рост Ильи 177-180 сантиметров.

В XII веке такой человек выглядел почти великаном. Илья был широк в плечах, сложение имел богатырское. Про таких, как он, в старину говорили — косая сажень в плечах. Как известно из былин, Илья просидел сиднем на печи тридцать лет и три года и был излечен каликами перехожими, то есть странниками-монахами.

В былинах упоминается о том, что Илья сиднем сидел 30 лет. Действительно, ребенок с детства был болен - не мог ходить. Он было смирился со своей немощью и только молился Богу. Но однажды у него в избе появились «калики перехожие», которые попросили его принести им напиться. Желая угодить старцам, Илья вдруг встал на ноги...

Он всего лишь поверил каликам, что у него это получится. И получилось! По требованию старцев Илья и сам испил воды, получив при этом «силу великую». Так парализованный Илья Чоботок превратился в богатыря Илью Муромца, в котором так нуждалась наша земля - то было время бесконечных набегов на Русь.

Удивительно, но этот впечатляющий эпизод подтверждается наукой.

Исследователи нашли в поясничном отделе Ильи искривление позвоночника вправо. К тому же на позвонках нашли ненормальные отростки. Это говорит о том, что у героя в детстве было смещение позвонков (возможно, от рождения или в результате травмы). Иначе говоря, в юности Илья перенес паралич ног, от которого потом смог излечиться. Скорее всего, калики просто поставили ему на место смещенные позвонки.

Как умер Святой Илья Муромец

Скончался Илья Муромец в январе 1188 года. А через 500 лет его причислили к лику святых: по сей день его нетленным мощам можно поклониться в Антониевых пещерах Лавры.


Причиной смерти героя служит обширная рана в области сердца. Эту область прикрывает правая рука. На ней также следы серьезных повреждений. Создается впечатление, что Илья в своем последнем бою прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Возможно, на склоне лет Илья поселился в обители Киево-Печерского монастыря. Однако закончить свои дни в тихих молитвах ему не пришлось.

В 1203 году на Киев нагрянули половцы. Город был взят, Киево-Печерская лавра, монастырь и разграблены. Илья не мог остаться в стороне во время этих событий. Он встал в ряды защитников города и пал смертью храбрых.

Мощи Ильи были тщательно изучены специалистами уже в наше время, и оказалось, что на самом деле рост богатыря был
необычно высоким для своего времени - 177 сантиметров. Были обнаружены и признаки заболевания костей и суставов, а также следы от полученных в боях ран.

О чем молятся Илье Муромцу

Святому Илье Муромцу молятся в первую очередь об исцелении от телесной немощи, о восстановлении после перенесенных инсультов.

Молитва преподобному Илье Муромцу

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему Царя, мир и благоденствие, Церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь!

Былинный герой или реальная историческая личность?

Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший Киевскому князю.

Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова», казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эта два города разделяют сотни километров и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямоезжая», которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса, Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.

Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора.

Тайна смерти Ильи Муромца.

Объяснение этому факту может быть одно: имя простолюдина мозолило глаза родовитому боярству и опиравшимся на него князьям золотого века Киевской Руси. Поэтому оно и было вымарано из летописи как нежеланный и даже возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика.

Тем более что захоронен он был в приделе главного храма Киевской Руси – Софии Киевской – великокняжеской усыпальнице (где и князей-то не всех хоронили). Бояре же о погребении в Софии Киевской и мечтать не могли, так как для них это была честь неслыханная!

Вероятно, по этой причине в позднее время гробница «мужицкого боярина» была разрушена, в то время как гробница его товарища по часовне – сына древлянского князя Мала, Добрыни Никитича, – «уцелела». О сей знаменательной «памяти» со стороны власть предержащих в отношении неродовитого защитника Земли Русской сообщил в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота, проездом побывавший в Киеве с 7 по 9 мая 1594 года, направляясь с дипломатическим поручением к запорожцам.

К тому времени заботу об останках легендарного человека взяла на себя Киево-Печерская лавра, где он покоится и поныне, в Ближних пещерах, под скромной надписью над гробницей «Илья из Мурома».

По церковному календарю день памяти Ильи Муромца, сына Ивановича 19 декабря по старому стилю, или 1 января по новому. Кстати, именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ивановича, в селе Карачарове, торжественно установили икону преподобного Ильи Муромца (со вставленным в нее ковчежцем с частицей мощей богатыря, переданного в свое время Киево-Печерской лаврой) во вновь отстроенной церкви Гурия, Самона и Авива.

И именно благодаря архивным материалам Киево-Печерской лавры мы хотя бы приблизительно знаем даты жизни всенародно любимого ратника.

В 1638 году в типографии лавры была напечатана книга «Тератургима» монаха Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского. Автор, описывая жития святых лаврских угодников, уделяет несколько строк и Илье, уточняя, что богатырь жил за 450 лет до написания книги, то есть в 1188 году.

События тех далеких лет крайне драматичны. В 1157-1169 годах Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право великого княжения. Только за указанный период на киевском престоле сменилось 8 князей, в 1169 году стольный град был разорен Андреем Боголюбским (кстати, увезшим из Софии Киевской икону, известную сейчас как икона Владимирской Богоматери), а с 1169 по 1181 год Киевом правили 18 князей, некоторые из них даже по несколько раз. Вдобавок, в борьбу за великокняжескую власть вмешались половцы, совершившие в 1173 и 1190 годах опустошительные набеги на Киевские земли.

И при обследовании тела Ильи Муромца специалистами судебной медицины выяснилось, что былинный герой стал жертвой одного из таких набегов. По версии Сергея Хведчени (журнал «Вокруг света», № 1 за 1994 год), произошло это печальное событие в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, «такого разорения в Киеве дотоле не бывало». К тому году богатырь на склоне лет принял монашество в Киево-Печерском монастыре, так что, вероятно, там и стал Илья по прозвищу «Муромец» при постриге – истинное его имя в церковных хрониках не сохранилось. И естественно бывший воин не мог оставаться в стороне, защищая символ древнерусского православия и свою обитель.

Проведенная уже в XX веке медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна – на руке от копья, а роковой – тоже копейная, но в области сердца. Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны.

Любопытно, но еще в 1701 году посетивший катакомбы Киево-Печерской лавры странствующий священник Иван Лукьянов отмечал: «… видел храброго воина Илью Муромца в нетлении под покрывалом златым, рука у него левая пробита копием». Другую рану на груди паломник не мог видеть из-за золоченого покрывала.

Медэксперты датировали останки с честью павшего в бою ратника XII веком, и по версии Сергея Хведчени временной период жизни Ильи Муромца с 1148 по 1203 годы.

С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего – 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, проезжий львовский купец Мартин Грюневег был поражен «мощами великана» древнерусской истории).

Впрочем, телосложением Илья Муромец действительно отличался от обычных людей – он был «ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах», как говаривали в старину. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

Анатомы отметили в поясничном отделе тела Ильи искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости вследствие ущемления нервов спинного мозга. О том же, кстати, повествуют былины, отмечая, что «тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». И только «калики перехожие» – народные целители – вправили Илье позвонки и отпоили целебным травяным отваром, благословив его на ратные подвиги.

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь» в исполнении сказителя Щеголенкова: «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось.

Возраст былинного богатыря специалисты определили в 40-45 лет плюс 10 лет ввиду его специфического заболевания. По методу реконструкции мягких частей лица по черепу известного антрополога М. М. Герасимова ведущим специалистом в этой области, криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет Ильи Муромца.

По мнению Сергея Хведчени: «портрет мастеру явно удался. В нем воплощение спокойной силы, мудрости, великодушия и умиротворения. В его глазах нет раскаяния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Сильные руки богатыря опираются не на булатный меч, а на монашеский посох как символ последних лет его жизни, проведенных в монастыре».

Воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. У Кмиты Чернобыльского (XVI век) Илья - Муравленин, а не Муромец, у Эриха Лассоты (XVI век) - Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века - Илья Мурович или Илья Муровец .

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник », «Илья Муромец и Идолище Поганое », «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром », «Бой Ильи Муромца с Жидовином ». Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева…» По данным некоторых историков Российской империи и современных украинских историков его малой родиной было древнее селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск , Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев. Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илией Печерским .

По данным С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15-ти из них (№ 1-15 по составленному Азбелевым указателю ).

  1. Обретение силы Ильёй Муромцем
  2. Илья Муромец и Святогор
  3. Первая поездка Ильи Муромца
  4. Илья Муромец и Идолище
  5. Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром
  6. Илья Муромец и голи кабацкие
  7. Илья Муромец на Соколе-корабле
  8. Илья Муромец и разбойники
  9. Три поездки Ильи Муромца
  10. Илья Муромец и Сокольник
  11. Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
  12. Камское побоище
  13. Илья Муромец и Калин-царь
  14. Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
  15. Илья Муромец и Соловей Разбойник

По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.

Былинная биография Ильи Муромца

Беспрецедентно большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт уникальную возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).

Фольклор за пределами Русского Севера

Лишь немногие былинные сюжеты с именем Ильи Муромца известны за пределами губерний Олонецкой , Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты:

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге , Яике и входившего в состав казачества.

Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам , латышам , чувашам , якутам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея , которого не знают былины об Илье Муромце.

Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком . Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются . Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.

Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским .

Исторический прототип

Мощи Ильи Печерского

Прототипом былинного персонажа исследователями считается исторический силач по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский .

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря (1) января . Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время не действовали, вследствие или врождённого паралича, или родовой травмы. Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног.

Теория тождества былинного богатыря с иноком - Чобитько, Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.

Русские летописи не упоминают его имени. После чудесного исцеления, переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры . Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина . Часть мощей Ильи - Средний палец левой руки, находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

Илья Муромец в русской культуре

Памятник Илье Муромцу в Муроме

Памятники

  • В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В. М. Клыкова
  • В 2012 году в Адмиральском сквере города Владивостока был установлен памятник святому Илье Муромцу скульптора Зинича. Памятник является подарком группы компаний "Стимэкс" и общественности г. Красноярска городу Владивостоку.

Объекты, названные в честь Ильи

Географические объекты

  • Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец .
  • В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец - ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан.

Организации

  • Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»
  • Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог - Илья Муромец»

Техника

Словесность

Художественная литература

  • «Гистория об Илье Муромце» - рукописная народная книга XVIII века
  • Илья Муромец - незавершенная поэма («богатырская сказка ») Н. М. Карамзина
  • «Илья Муромец» - баллада А. К. Толстого
  • Ян Райнис написал трагедию «Илья Муромец» (1922)
  • Илья Муромец - персонаж рассказа Василия Шукшина «До третьих петухов».
  • Илья Муромец - главный герой одноименного романа Ивана Кошкина.
  • Илья - центральный персонаж романа Олега Дивова «Храбр», имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах , а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.
  • Илья сын Иванов - один из главных героев исторического романа Девятный Спас Анатолия Брусникина. В произведении угадываются образы других сказочных персонажей: Дмитрий Никитин, Алексей Попов, Василиса.

Современный фольклор

  • В современном русском фольклоре Илья Муромец является героем небольшого цикла анекдотов (обычно вместе с Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем).

Изобразительное искусство

Живопись

  • Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри », под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье ».
  • «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» - картина В. П. Верещагина
  • Илья Муромец - картина Николая Рериха
  • «Илья Муромец освобождает узников», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» - картины Константина Васильева

Иллюстрации

  • К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и жена Святогора».

Гравюры

  • Есть лубочные картины об Илье Муромце: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец».

Пластика

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - композиция из фарфора скульптора С. М. Орлова

Музыка

Оперы

  • Катерино Кавос написал оперу «Илья-богатырь» на либретто Ивана Крылова .
  • В опере-фарсе композитора Александра Бородина «Богатыри» есть роль Ильи Муромца.
  • Композитор Леонид Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри»
  • Илья Муромец - персонаж оперы Михаила Иванова «Забава Путятишна».
  • «Илья Муромец» - опера Валентины Серовой
  • Опера «Илья Муромец» композитора Бориса Феоктистова.

Симфонические произведения

  • В 1909-11 композитор Рейнгольд Глиэр создал 3-ю симфонию под названием «Илья Муромец».

Массовая музыка

  • У группы «Сектор газа » есть песня «Илья Муромец»
  • У группы Сектор Газовой Атаки есть альбом «Рок-былина Илья Муромец»

А во славном во русском царстве,
А во той ли деревне Карачарове,
У честных у славных родителей, у матери
Был спорожен тут сын Илья Иванович,
А по прозванью был славный Муромец.

В 1188 году в Киево-Печерской обители почил преподобный старец Илия, память которого Православная церковь празднует 1 января. В народе этот святой более известен как русский богатырь - Илья Муромец. В глубокой старости он стал насельником монастыря, увенчанный славой героя и победителя супостатов. Как пишет журнал Московской патриархии: «Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были они великие, если мощи его через много лет обнаружились нетленными». Православная церковь причислила народного любимца к лику святых в 1643 году.

А в 1594-м посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев и Софийский собор, увидел «там гробницу Илии Муромца, о котором рассказывают много басен. Гробница его ныне разрушена».

Лучшее свидетельство огромной популярности образа Ильи Муромца – количество былин и былинных сюжетов о нем. Ведь даже о Василии Буслаеве – фигуре весьма колоритной – известно всего два сюжета. Существуют сотни записей былин о Ставре, Дюке, Чуриле, Садко, Соловье Будимировиче, но оригинальных сюжетов о каждом из них один-два – не более, в то время как об Илье Муромце можно назвать более десяти, не говоря уже о вариантах, которые, собранные вместе, вполне могут составить подлинную Илиаду русского эпоса.

Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей – ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович – не может сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.

Для русского героя был сооружен специальный богатырский придел в киевском храме. После канонизации останки Ильи перенесли в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 году эти мощи были описаны иноком Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец преставился в 1188-м.

Любопытное описание мощей Ильи, которым он поклонялся в 1701 году, оставил московский священник Иоанн Лукьянов в своем «Путешествии в Святую Землю». По словам Иоанна, это был крупный и сильный человек (рост около 180 сантиметров), облаченный в монашескую одежду. Кроме глубокой округлой раны на левой руке, видно такое же значительное повреждение в левой части груди.

Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Илья Муромец - самый известный герой русского эпоса, но в то же время самый загадочный. Наши далекие предки не сомневались в том, что Илья - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Однако русские летописи не упоминают его имени.

Тем не менее древнерусский эпос, народные песни, былины - необыкновенно ценный исторический документ, считал Д.С. Лихачев. «Древнерусская литература, - говорил он, - не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в свое повествование чудесное, это не был сознательный вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость написанного».

По одной из версий, Илья родился в селе Карачарове под городом Муромом. От рождения он был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. Сила далась ему чудом, через святых старцев, «калик перехожих». Они пришли к нему в дом, где он привычно сидел один, и повелели: «Поди и принеси нам напиться». Не желая ослушаться старцев, Илья вдруг встал и принес им целое ведро воды. «Выпей сам», - велели старцы. Он выпил. «Что ты в себе слышишь?» - «Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли». - «Принеси еще ведро». Илья принес. «Выпей и это ведро, - сказали ему старцы. - Что в себе слышишь теперь?» - «Если бы кольцо ввернуть в землю, - ответил Илья, - я бы повернул землю». - «Это много. Принеси третье ведро». Илья принес третье ведро, выпил, и силы у него стало меньше. «Будет с тебя и этого», - сказали старцы и ушли.

Илья же отправился в стольный град Киев к великому князю Владимиру. Время было тревожным, прямой дорогой в Киев ехать никто не решался. Встретив на этом пути разбойников, Илья драться с ними не стал. Взял свой тугой лук и пустил стрелу в дуб, отчего дуб изломался «в черенья ножевые». Он показал Разбойникам свою силу и они с поклоном пропустили его.

Но народная память слила воедино двух великих князей - святого равноапостольного Владимира и Владимира Мономаха, перенеся события, случившиеся при Владимире Мономахе, во времена святого князя Владимира.

Богатырь Илья Муромец приезжает к князю Владимиру Мономаху (1053-1125), и это видно хотя бы из того, что христианство уже распространилось на Руси, глубоко вросло в народную душу и даже в быт, что, конечно, не могло осуществиться при святом Владимире. Сам Илья - христианин, сидит за столом с Владыкой Черниговским, а в Ростове Великом стоит собор, где давно служит отец сидящего рядом Алеши Поповича.

Усилиями русских богатырей, главой которых был Илья Муромец, борьба с половцами переместилась в глубь степей. Русские богатыри дошли до Азовского моря, завоевали половецкие города на Северном Донце, заставили половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала…

«Спокойное величие древнего эпоса дышит во всех рассказах, и лицо Ильи Муромца выражается, может быть, полнее, чем во всех других, уже известных сказках»,– писал А.С. Хомяков в предисловии к первой публикации былин из собрания П.В. Киреевского (Московский сборник, 1852), когда былины еще считались сказками. А в 1860 году в первом выпуске Песен, собранных П.В. Киреевским, была опубликована «Заметка о значении Ильи Муромца» К.С. Аксакова, с которой, по сути, и начинаются попытки осмысления этого образа. Константин Аксаков первым обратил внимание, что образ Ильи Муромца является своеобразным рубежом, отделяющим две эпохи в развитии русского эпоса. «Илья Муромец,– подчеркивал он,– не принадлежит к титанической, но к богатырской эпохе; он есть величайшая, первая человеческая сила».

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 году. В ту атеистическую эпоху комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами Лавры. В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава СССР вновь провела экспертизу. При этом применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст мужчины - 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича ног; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели очень приблизительная - XI-XII: вв. Но и это не расходится с вышеупомянутым временем жизни Ильи Муромца. Подтвердилось мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире Красное Солнышко, как повествуется в былинах.

В родном селе Карачарове всегда хранили память о любимом богатыре. Здешние предания рассказывают о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы. Местные жители особо почитали родники, которые, по преданию, возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Таких родников насчитывалось множество.

Особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил сам Илья. Троицкая церковь в селе Карачарове, по преданию, также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору. На родине Ильи Муромца бытовали рассказы о его борьбе с драконом. В былинах такого сюжета нет, он известен только в сказочном варианте. Местный краевед А.А. Епанчин в конце 1960-х записал интересную версию данного сюжета, по которой Илья Муромец совершает подвиг, убив дракона в другом государстве, а затем возвращается на родину и женится на красавице-дочери муромского князя Глеба.

В газете «Муромский край», издававшейся в 1914 году, была опубликована «Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце», где ему приписывается истребление драконов - доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города. Здесь же рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Прозвище - Гущины - стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села, которые до сих пор считают себя потомками славного богатыря. В XIX веке бытовало мнение, что карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины также являются его потомками.

В последние годы с возрождением Церкви и местных святынь церковное почитание Ильи Муромца значительно усилилось и распространилось по всей стране. В Карачарове был восстановлен храм, где 1 января 1993 года была торжественно установлена икона святого с частицей его мощей. Образ исполнил муромский художник-иконописец И. Сухов по заказу потомков богатыря, многочисленных Гущиных. Частица мощей преподобного была передана из местного музея.

В 1994 году на городском кладбище заложена часовня во имя святого богатыря. Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и изображается на иконах для монастырей и храмов. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 году на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

В 1869 году вышло первое фундаментальное исследование «Илья Муромец и богатырство киевское» Ореста Миллера, положившее начало научному изучению образа центрального героя русского эпоса. Об Илье Муромце писали Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер, А.И. Соболевский, А.В. Марков и многие другие крупнейшие дореволюционные исследователи. А из работ советского времени следует назвать в первую очередь известную книгу В.Я. Проппа «Русский героический эпос» (1958), несколько глав которой полностью посвящено Илье Муромцу, статью и комментарии А.М. Астаховой к осуществленному ею изданию «Илья Муромец» в серии «Литературные памятники» (1958).

«Илья Муромец,– пишет А.М. Астахова,– это образ огромной, осознающей себя разумной, целесообразно направленной силой. Многочисленные подвиги Ильи Муромца, описанные в былинах, всегда связаны исключительно с задачей служения народу, он изображен в русском эпосе прежде всего как сберегатель родины. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями. Ему также приписываются подвиги в борьбе с насильниками внутри страны, с разбойниками, от которых он очищает прямоезжие дороги, охраняя мирный труд и благосостояние народа».

Поиски исторических «прототипов» былинного Ильи Муромца не дали каких-либо результатов. А причина одна: в летописях и других исторических источниках нет похожего, хотя бы по созвучию, имени, как, допустим, Путята – Путятичка, Тугор-хан – Тугарин, Ставр Гордятинич – Ставр Годинович… Поэтому в данном случае исследователи оказались лишенными возможностей для сближений, сопоставлений, гипотез. Но сам фольклор – тоже документ истории, одна из самых достоверных летописей внутренней жизни самого народа, его идеалов. И в этой летописи Илье Муромцу суждено было стать главным героем.

Однако существует вот такая версия:

По былинам записи XIX в. богатырь Илья — крестьянского происхождения. Родители Ильи — земледельцы, поднимающие новь, очищающие площадку от дубья-колодья под пашню. Исцеленный каликами, Илья идет в поле и быстро кончает начатую его отцом работу. Таково происхождение Ильи по былинам позднейших записей. Былины старой записи ничего не знают о крестьянском происхождении Ильи. Из этого следует, что Илья Муромец сделан крестьянином уже в новейшее время, когда киевские старины, после разгрома класса скоморохов-певцов, попали в крестьянскую среду. Этот вывод подкрепляется и тем соображением, что получение Ильей силы богатырской до сих пор излагается двояко: по одним былинам, Илья получил силу от калик перехожих — версия весьма подозрительная, потому что передающие ее былины нескладны и отличаются плохим стихом, а по другим — Илья выступает с самого начала богатырем, причем его силы увеличиваются благодаря той богатырской школе, которую он проходит под руководством иноземного прикавказского богатыря Святогора — версия, наиболее соответствующая начальным моментам нашей истории: русская сила, действительно, развивалась и крепла под протекторатом прикавказской хазарской силы, наследниками которой становятся русские князья, в том числе каган киевский — Владимир. Кроме того, крестьянское происхождение Ильи ровно ничем не выражается в других былинах.

Илья, как богатырь крестьянского происхождения, прикреплен к городу Мурому и селу Карачарову, т.е. к Ростово-Суздальской области. Отсюда и прозвище Ильи — Муромец. Но если мы обратимся к старым записям былин, то найдем достаточно указаний на то, что такое приурочивание — плод позднейшего творчества той эпохи, когда вместе с колонизационным движением из Киевской Руси в Ростово-Суздальский край киевские старины попали на северо-восток и имена лиц, названия местностей Киевской Руси стали приближаться и смешиваться с именами деятелей и названиями местностей в Ростово-Суздальской области. Кмита Чернобыльский (XVI в.) называет Илью не Муромцем, а Муравленином, Эрих Лассота (XVI в.) — Моровлином; в записях былин XVII в. — Мурович и Муровец, у испанца Кастильо, который жил в России в конце XVIII в. — Ilia Muravitz, в финских отголосках наших былин — Muurovitza. Все эти формы более древнего прозвища Ильи, с XVI в. и до конца XVIII в., заставили исследователей изучить названия разных городов и местностей в Киевской Руси. Изучение привело к констатированию существования целого рода названий весьма близких к старому прозвищу Ильи. На Волыни есть местности под названием Моровеск и Муравица. Но особенно прочно можно установить существование мест с названием, близким к старому прозвищу Ильи, в Черниговской области. В Черниговской губ. есть село Моровск, соответствующее древнему городу Моровийску, первое упоминание о котором встречается в летописях под 1139 г. Именно в этом городе Ярополк Киевский заключает мир с Всеволодом Ольговичем. В 1152 г. Изяслав по дороге в Чернигов, осажденный Юрием Долгоруким и половцами, останавливается у Моровийска; в 1154 г. Юрий Долгорукий во время похода на Чернигов останавливается у этого же города; Святослав Черниговский под 1159 г. перечисляя принадлежащие ему города, называет, между прочим, Моровийск; в 1160 г. в Моровийск приехали Святослав Мстиславович для заключения союза; в 1175 г. Олег Святославич Новгород-северский в борьбе с Святославом Всеволодовичем сжигает его город Моровийск. «Книга Большому Чертежу» знает даже и описывает Муравский шлях (дорогу) от Куликова поля мимо Тулы, между реками Упой и Соловой — до Крыма.

На границе Черниговского княжества и Новгород-Северского находился город Карачев, упоминаемый в летописях впервые с 1146 г.: во время усобицы с черниговскими князьями Новгород-Северский князь Святослав Ольгович, не надеясь удержаться в своем городе, направился к Карачеву, разорил его и бежал далее к вятичам; заключив мир около 1155 г., Святослав выменял себе Карачев. Затем Карачев становится достоянием Святослава Всеволодовича киевского (действующего в «Слове о полку Игореве») и служит для киевских князей базой в борьбе с половцами и Рязанью. В 25 верстах от Карачева протекает река Смородиная, а на берегу ее находится село Девятидубье и «Соловьев перевод». По местному преданию, здесь именно жил в древности Соловей-разбойник.

Эти данные заставляют предполагать, что до Ростово-Суздальской эпохи в русской истории деятельность Ильи связывалась с Черниговской областью и приурочивалась к городам Моровийску и Карачеву. Такое предположение находится, во-первых, в полном согласии с историей: в течение более двух веков (с XI-XIII) Чернигов играет роль соперника Киева по силе, богатству и славе; Черниговская область является ареной, где происходят многочисленные военные столкновения русских князей друг с другом или с половцами. Былины, изображающие освобождение Чернигова от осаждающей его силы, является несомненно отголоском исторических событий, связанных с именем этого города. В одной из нынешних былин родным городом Ильи называется Моров, напоминающий по своему звуковому составу — Моровийск. По другой былине Илья просит у отца благословения ехать в Чернигов и уже из Чернигова отправляется в Киев к Владимиру. Во-вторых, при этом предположении устраняется ряд недоразумений, возбуждаемых нынешней редакцией былин о первом выезде Ильи: Илья выезжает из Мурома и села Карачарова с целью попасть в Киев; Чернигов стоит значительно в стороне от пути в Киев; между тем Илья Муромец попадает под Чернигов, делая таким образом значительный крюк, ничем не объясняемый. Если же предположить, что Илья выезжает из Моровийска, то тогда действительно Илья неизбежно должен был по пути в Киев проезжать мимо Чернигова.

Но и приурочение начальной деятельности Ильи к Черниговской области было, по всей вероятности, плодом творчества в эпоху системы очередного княжения. Между тем Илья Муромец настолько ярко выступает, как богатырь, охваченный идеей служения русской земле и ее представителю князю Владимиру, что его образ не мог возникнуть в эпоху системы очередного княжения, когда общерусские интересы отступили перед интересами местными. Образ Ильи Муромца должен был возникнуть первоначально в великую эпоху Владимира св., когда впервые у русского правящего класса с князем во главе возникли интересы культурно-государственного характера. Об этом первоначальном периоде, пережитом старинами об Илье Муромце, мы находим некоторые замечательные отголоски в германской поэме «Ортнит» (начало XIII в.) и в норвежской «Тидрек-саге» (половина XIII в.)

Сопоставляя данные из поэмы «Ортнит» и «Тидрек-саги» с нашими летописными преданиями, приходится заключить, что Илья западноевропейских поэм — никто иной, как дядя Владимира, известный в летописях под именем Добрыни. Это неожиданное заключение возбуждает ряд вопросов.

Во-первых, откуда в скандинавскую «Тидрек-сагу» и в ее отголосок — германскую поэму «Ортнит» могли попасть факты из русской истории? Этот вопрос разрешается очень просто: между Скандинавией и древней Русью существовали деятельные сношения, которые поддерживались варягами, отправлявшимися на службу к русским князьям и затем возвращавшимся назад. Возвратившись на родину, они должны были рассказывать своим близким о собственных приключениях на Руси, о тех лицах, у которых они служили, о событиях, свидетелями и участниками которых они были. Если среди вернувшихся варягов были певцы-поэты, то они об этих лицах и событиях рассказывали в форме песни. Таким образом, ничего нет удивительного в том, что в скандинавских песнях мы находим отголоски древнерусской истории. А из скандинавских песен с русским содержанием мог почерпать содержание и родственный скандинавскому — германский эпос. Возвращавшиеся на родину варяги, знавшие хорошо отношения, существовавшие в русских правящих кругах, не могли не знать Добрыни и его роли в жизни и княжении Владимира.

Во-вторых, в поэме «Ортнит» Илия-Добрыня изображается заезжим иностранным богатырем из Руси. Почему? По всей вероятности, это является отражением следующего, вероятно, действительно бывшего факта. Под 977 г. наша летопись сообщает, что Владимир, услышав о том, что Ярополк убил Олега, испугался и бежал из Новгорода к варягам за море. Владимиру в то время было около 16-17 лет; его руководителем, по летописи, был дядя Добрыня. Ясно, что Владимир бежал не один, а с дядей. В Скандинавии Владимир с Добрыней пробыл до 980 г., т.е. около трех лет. Трудно предположить, чтобы такой даровитый человек, как Добрыня, за это время не проявил себя какими-нибудь действиями, обратившими на себя внимание туземных скандинавских общественных групп: не даром через три года Добрыне удалось увлечь за Владимиром и собою отряд варягов, благодаря которому Владимир завладел всей русской землей.
В-третьих, если летописный Добрыня и Илиас — одно и то же лицо, то почему Добрыня в «Ортните» и «Тидрек-саге» выступает под именем Илиаса, т.е. Ильи большинства наших былин, Этот вопрос — самый трудный для разрешения. Ответом может послужить только ряд предположений, одинаково вероятных.

Первое предположение состоит в том, что имя Добрыня постепенно вытеснялось в песнях об этом деятеле именем Илья, принадлежавшим какому-нибудь позднейшему деятелю. Это предположение находит себе опору в некоторых летописных данных. В первой Новгородской летописи упоминается князь Илья, сын Ярослава Мудрого. Вот это место из летописи: «И родися у Ярослава сын Илья и посади в Новгороде и умре. И потом разгневася Ярослав на Коснятина Добрынича и заточи и (его); а сына своего Володимира посади в Новгороде». В этих отрывочных сведениях любопытно то, что у Ярослава был сын по имени Илья, который даже управлял Новгородом; в свое время этот Илья был лицом очень известным: по крайней мере, в сагах он, под именем Гольти, т.е. ловкого, быстрого, фигурирует рядом с Вальдимаром (Владимиром) и Висиволодом. Замечательно в приведенных сведениях и то, что в них упоминается Коснятин Добрынич, сын Добрыни, чем-то навлекший гнев Ярослава, быть может, какими-либо отношениями к умершему князю, или своими притязаниями.
Второе предположение состоит в том, что имя Добрыня вытеснылось созвучным с словом Иля именем какого-нибудь предшествующего русского деятеля. Вариант имени Илиаса — Eligas — указывает, имя какого именно деятеля могло иметь здесь влияние. Форма Eligas, с ударением безразлично на первом от конца или на втором от конца слоге, соответствует древнерусской форме Ольг и народной Вольга. Эрих Лассота имя Ильи Муромца передает в форме Elia, соответствующей варианту Elias в поэме «Ортнит». В некоторых списках поэмы «Ортнит» прямо встречаются формы Yllias, Illias, Ilias. Итак, по-видимому, имя Добрыни могло вытесняться именем древнерусского князя Олега вещего. Для такого вытеснения были важные в процессе устной передачи песен причины: 1) Олег при Игоре играл такую же роль, как и Добрыня при Владимире: он управлял за Игоря государством, совершил ряд блестящих походов и завоеваний, перенес столицу в Киев, победил греков; 2) Олег, по некоторым летописным сведениям был брат жены Рюрика, следовательно, находился в таких же отношениях родства к Игорю, как Добрыня к Владимиру. По этим причинам песни о Добрыне невольно должны были смешиваться и спутываться с песнями об Олеге вещем, причем имя Добрыни могло легко заменяться именем Олега; а так как некоторые формы этого имени близко подходят к имени Ильи, то замениться в конце концов этим именем. Предположение о вытеснении имени Добрыни именем Илья через посредство имени Олег, благодаря смешению двух исторических лиц и их деятельности, находит себе подтверждение в следующем факте. В одном проложном житии св. Владимира в рассказе о походе Владимира на Корсунь сообщается, что Владимир, взяв Корсунь, «посла Олга воеводу с Жьдеберном в Царьград в царям просити за себе сестры их». Из этого сообщения видно, что Добрыню, воеводу Владимира, устные предания, записанные автором проложного жития, уже смешивали с Олегом, который превратился в воеводу Владимира.

Второе предположение, т.е. вытеснение имени Добрыни именем Олега в формах, близких к имени Илья, бросает свет и на прозвище Ильи — Муромец. В одном «Торжественнике» рассказывается о завоевании новгородским русским князем Бравленином, или Бравлином, южного берега Крыма от Корсуня и до Корчева. Взяв город Сурож (Судак) князь Бравленин-Бравлин ворвался в церковь св. Софии и стал грабить гроб св. Стефана Сурожского. Но здесь произошло чудо: князь упал и стал источать пену, крича, что великий человек ударил его по лицу. Это был св. Стефан, который сказал, что не выпустит его, пока не крестится. Князь крестился. Далее рассказываетс об исцелении корсуньской царицы Анны. В этом сказании прежде всего интересно упоминание о корсуньской царице Анне, тезке той царицы Анны, на которой полтора века спустя после похода князя Бравлина женился в Корсуне Владимир. Далее обращает на себя внимание имя, точнее, прозвище князя Бравленин, или Бравлин. Слово Бравлин, по-видимому, образовалось из Мравлин (как Бохмит из Магомет, бахрома из махрама); краткогласная форма Мравлин, Мравленин соответствует полногласным Моровлин, Моровленин. Слова Мравлин, Мравленин и Моровлин, Моровленин, в свою очередь, могли возникнуть параллельно словам Мурмонин, Нурманин, Урманин, соответствующих германскому Normannen, т.е. названию скандинавов. Итак, Бравленин, Бравлин, вероятнее всего, означает Мурманин, Урманин, Норманн. Так называемая «Иоакимовская» летопись называет Олега князем Урманским, т.е. Норманнским.

Прозвище Ильи «Муромец», как известно, представляет позднейшее осмысление следующих форм: Мурович (XVII в.), Моровлин и Муравленин (XVI в); последние формы, в свою очередь, суть искажение первоначальных форм: Мурманин, Урманин, что значило — Норманин, норманнский. Итак, Илья Муромец означает — Илья Норманн. На Добрыню-Илью, «храбора и нарядна мужа», перенесено было из древних песен об Олеге не только имя последнего, но и прозвище, обозначавшее племя из которого происходили удалые вожди-завоеватели, и получившие потом нарицательное значении. Такое толкование не противоречит исторической теории княжеско-дружинного эпического творчества и находится в полном согласии с историческими фактами древнерусской жизни.


Прп. Илья Муромец в пещерной келье в Киеве

Дискуссии о том, существовал ли Илья на самом деле, могли бы продолжаться еще очень долго, если бы не научные исследования, проведенные в 1989-1992 годах в Киево-Печерской лавре. Дело в том, что в Ближних пещерах лавры среди более чем сотен мощей древних святых покоятся и останки некого «Ильи из града Мурома». Именно эти останки, вместе с десятками других, были исследованы группой ученых.

«Исследования проводились три года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены. Разумеется, участвовали и сотрудники Института геологии Академии наук, и именно в этом институте проводилось исследование по датированию останков», - рассказывает профессор Борис Михайличенко, активный участник научного исследования мощей лаврских святых, ныне заведующий кафедрой судебной медицины Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца. Одной из главных научных сенсаций стали итоги исследования останков Ильи Муромца.

Предоставим слово Борису Валентиновичу: «Давайте вспомним былины. Там он описывается как человек богатырского телосложения. Проверяем. Длина тела, то есть рост, -177 см. Для того периода времени это был человек высокого роста, ведь основная масса населения была ниже. Например, рост других святых из лавры -160- 165 см. Далее - на костях у мумии очень хорошо развиты так называемые бугристости. А мы знаем, что чем лучше у человека при жизни развиты мышцы, тем больше у него будут эти бугристости. То есть у него была хорошо развита мышечная система. Кроме того, при рентгенологическом исследовании в черепе были обнаружены изменения в отделе мозга, называемом «турецкое седло». Эти изменения, характерные для акромегалии, акромегалоидного акцента. Люди в состоянии акромегалии имеют непропорционально большие части тела. Во все времена есть люди с такой симптоматикой, про них говорят - «косая сажень в плечах», по-украински их называют «кремезні». У них большие конечности, большая голова, то есть богатырский вид. Совпадает внешний вид с описанием из былин? Конечно!


Мощи святого Илии Муромского, хранимые в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры

Смотрим дальше. Согласно былинам, он 33 года лежал на печи, потом пришли какие-то калики перехожие, которые его исцелили, и он пошел защищать землю Русскую. Согласно же рентгенологическим исследованиям, у него было специфическое заболевание - спондилоартроз.

В описании рентгенологов указано: «уплощение тела пятого поясничного позвонка, наличие остеофитов на грудных и поясничных позвонках, а также дугообразные соединения отростков пятого и четвертого поясничных позвонков позволяют утверждать, что при жизни этот человек страдал спондилоартрозом». По симптоматике эта болезнь похожа на радикулит, и в таком состоянии люди имеют ограниченную подвижность. В течение какого-то промежутка времени человек не двигается или частично не двигается. 33 года, о которых говорится в былинах, - скорее всего, гипербола. Но то, что он какое-то время он не двигался, - это точно. А потом пришли эти деды, судя по всему - костоправы. И тогда он поднялся. В наше время такие заболевания лечат массажами, расслабляющими процедурами, но хороший костоправ может вправить позвонки и даже вылечить человека.

И еще один аргумент - это возраст захоронения, датирующийся XI или XII веком. С учетом всех этих параметров мы вполне можем считать, что эти мощи действительно принадлежат Илье Муромцу».

В древних книгах Илья называется по-разному: то Муромцем, то Муравленином, то Муровлином.

Кандидат географических наук Сергей Хведченя, написавший книгу об Илье Муромце, объясняет разницу в прозвищах святого богатыря тем, что Илья на самом деле родом не из Мурома, а из Черниговского княжества - из города Моровийска (который впервые упоминается в летописях в 1139 году).

Кстати, в Козелецком районе нынешней Черниговской области и сегодня существует село Моровск. Сергей Хведченя напоминает, что в некоторых былинах Илья слушает заутреню в церкви родного города, а вечерню - в стольном граде Киеве. Расстояние от нынешнего Моровска до Киева - примерно 90 километров, тогда как от Мурома - около 1 500 километров. По этой логике, Илья, скорее всего, родился на территории современной Черниговской области.
Однако такая гипотеза о родине Ильи разделяется далеко не всеми историками.

Хведченя по этому поводу замечает: честь быть родиной нашего Геракла оспаривается разными городами, как и в случае с самим греческим героем.

Многое в жизни Ильи Муромца до сих пор остается загадкой. К примеру, очень трудно определить точные годы жизни древнерусского героя. Согласно свидетельству Афанасия Кальнофойского, Муромец умер за 450 лет до того, как Афанасий в 1638 году издал свою книгу. Поэтому историки просто отняли от 1638 года 450 лет и получили 1188 год. Если эта дата правдива, то о каком тогда князе Владимире упоминают былины, ведь Владимир Креститель умер в 1015 году, а Владимир Мономах - в 1125 году?

Остаются открытыми и многие другие вопросы. Более точно можно говорить не о жизни богатыря, а о его смерти. Профессор Михайличенко считает, что Илья умер во время боя. «У него рана в области проекции сердца, проникающая в грудную полость. Скорее всего, он умер от этой раны. Кроме того, у него была переломана правая ключица. Сломаны также были второе и третье ребро, рентгенологи нашли костные мозоли. То есть эти переломы были получены еще при жизни, в каких-то боях, а потом зажили. Именно в таких случаях образовываются костные мозоли. Хорошо видно рану на ладони, судя по всему, тоже от какого-то холодного оружия - плоско-колющего предмета».

Скудость достоверных сведений никогда не была основанием скептицизма Церкви относительно того или иного святого.

«Бывает, что о святом подвижнике до нас доходят скупые сведения. Но вместе с ними мы наследуем из прошлого традицию почитания данного угодника Божия, отраженную в памятниках письменности. При этом мы осознаем, что современники рождения традиции располагали более подробными данными о подвижнике и не сомневались в обоснованности почитания», - объясняет Владислав Дятлов. Так и произошло с Ильей Муромцем - традиция появилась раньше научного объяснения. Но наука в итоге лишь доказала традицию.

Это мнение разделяет и архимандрит Нестор (Соменок): «В древности была традиция почитания святого Ильи Муромца. А житий не было у многих древних святых, в частности, и у митрополита Илариона, автора «Слова о законе и благодати»».

Кроме того, серьезным аргументом в пользу святости является и сам факт того, что мощи Ильи покоились в лаврских пещерах, где обычно не хоронили воинов, какими бы выдающимися ни были их заслуги перед Отечеством. «То, что он ушел в монастырь, говорит о том, что Илью уже не связывало его героическое прошлое. Его душа оказалась сильнее его богатырского тела», - говорит архимандрит Нестор.

Но самым главным итогом проведенных исследований историки считают развенчание мифа о том, что Церковь якобы использует авторитет народного героя. «Долго считалось, что эти мощи - результат сознательной или несознательной ошибки, а тут именно наука доказывает правдивость древней традиции», - вспоминает Владислав Дятлов первые впечатления ученых после работы в лаврских пещерах.

источники
http://www.vseprokosmos.ru/istoria16.html
http://www.istorya.ru/referat/referat2/21364.php
http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/bogatyri1h.htm#obraz
http://www.to-online.ru/article/a-66.html
http://tainy.net/8123-a-byl-li-muromec.html

Предлагаю ознакомиться еще и с или например Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -