Перед осуществлением деятельности человек психологически готовится к ее осуществлению. Процесс подготовки может не осознаваться. Этот факт подготовки Д.Н. Узнадзе и назвал установкой .

Установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения.

Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Исходный пункт психологии, согласно Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют, по Узнадзе, потребности.

Для удовлетворения потребности необходима соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия.

Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека. По мнению Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания.

В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке.

Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности:

– динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;

– статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;

– вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

«Не существует почти ни одной более или менее значительной сферы отношения субъекта к действительности, в которой участие установки было бы вовсе исключено. Установка, касаясь материала, получаемого объектом при помощи всех его реципирующих органов, должна быть понимаема не как их специальная функция, а как общее состояние индивида... Она должна представлять собой скорее некоторое общее состояние, которое касается не отдельных каких-нибудь органов субъекта, а деятельности его как целого». Установка лежит вне сферы сознания. Можем утверждать, что наши сознательные переживания могут находиться под определенным влиянием наших установок, которые со своей стороны вовсе не являются содержаниями нашего сознания...

Мы можем заключить, что деятельность человека может быть активирована помимо участия его отдельных, сознательных психических функций, помимо его познавательных, эмоциональных и волевых актов, – может быть активирована на базе его установки, выражающей не какие-нибудь из отдельных психических функций, а состояние всего субъекта, как такового... Факту выступления активности непосредственно предшествует установка действующей личности, как целостное ее состояние, и вся деятельность ее в дальнейшем протекает под знаком направляющего влияния этой установки. Активность личности, ее деятельность для разрешения данной задачи представляет собой, по существу, ни что иное, как процесс реализации ее установки.

Без такой направляющей установки индивид был бы растерян и сбит с толку. Никакая деятельность не может актуализироваться без готовности к определенной форме реагирования, побуждающей его действовать именно таким образом, а не каким-то иным. Индивид постольку является субъектом деятельности, поскольку он организуется не в самый момент деятельности, а предуготовлен к ней.

Вся сознательная активность субъекта направлена не на выработку в себе соответствующей установки, а на разрешение возникшей перед ним задачи. Точно так же и в случаях волевого поведения – волевое усилие субъекта сознательно направлено не на актуализацию в себе той или иной установки, а на выполнение поставленной перед собой цели. Конечно, согласно Узнадзе, в этих случаях установка актуализируется вследствие активности самого субъекта. Путем активных познавательных процессов он анализирует ситуацию, в которой должны найти свою реализацию сложившиеся в течение всей его жизни высшие осознанные им познавательные или моральные потребности, которым он должен подчинить имеющиеся у него в данных конкретных условиях актуальные потребности. Следовательно, необходимые для возникновения установки условия в случаях волевого поведения создаются в результате активности самого субъекта. Однако указанная активность вовсе не заключается в том, что субъект сам непосредственно вызывает в себе установку – «этого он и не может и не старается делать». Таким образом, и в случаях мышления, и в случаях волевого поведения, т.е. на высшем уровне психической активности субъекта, факторами установки, обеспечивающей адекватное течение указанных процессов, становятся вполне осознанные психические содержания. Однако из признака осознанности последних вовсе не следует осознанность возникшей на их основе установки.

В соответствии с основными структурными единицами деятельности (деятельность, действие, операция) выделяются уровни смысловых, целевых и операционных установок, а также уровень психофизиологических механизмов установки. «Общая функция установок любого уровня в регуляции деятельности характеризуется тремя следующими моментами:

а) установка определяет устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности и выступает как механизм стабилизации деятельности личности, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;

б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

в) (фиксированная) установка может выступать в качестве фактора, обусловливающего инерционность, косность динамики деятельности и затрудняющего приспособление к новым ситуациям.»

Теория установки. Узнадзе Д. Н. Бессознательное и установка Зорева Татьяна Мананкова Юлия Палагина Алла Плотникова Юлия

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 -1950) - Советский грузинский психолог и философ, Глава грузинской психологической школы, Директор Института психологии Грузии. По его инициативе было организовано Общество психологов Грузии. Образование по философии получил в 1909 г. в Лейпцигском университете. В 1913 г. экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. Основатель Теории установки как психологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта.

Целью Узнадзе было объяснение собственной активности живого организма и преодоление “постулата непосредственности” (Положение, согласно которому внешние стимулы однозначно влияют на психику и сознание человека) с помощью установки. Он писал: «Современная буржуазная психология, как мне кажется, целиком базируется на предварительно не проверенной, критически не осознанной, догматически воспринятой предпосылке, смысл которой заключается в положении о том, будто объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психику и в этой непосредственной связи определяется ее деятельность. » (Узнадзе, 1966. С. 158)

Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Таких как Иллюзия объема, веса, количества, иллюзия силы давления и освещения и др. Дмитрий Николаевич не первый заговорил о контрастных установочных иллюзиях. За сто лет до него их открыл родоначальник экспериментальной психологии Г. Фехнер. Но именно Узнадзе понял, что этот, казалось бы, малозначительный курьез восприятия ведет нас в самую глубь психологических процессов, протекающих неосознанно.

Основная методика строилась примерно следующим образом: испытуемому предъявлялась экспериментальная задача - его просили с закрытыми глазами оценить на ощупь, какой из двух предъявленных шаров больше (при этом в одну руку вкладывался больший шар, в другую меньший). Такая задача предъявлялась 10- 15 раз (и каждый раз больший шар оказывался в той же руке, что и прежде), с тем, чтобы установка - готовность оценивать шары как больший и меньший - зафиксировалась. Затем в очередном предъявлении шары заменялись равновеликими; Испытуемый же - в силу сформировавшейся готовности - оценивал один из шаров как больший или меньший относительно другого.

Для того, чтобы возникла установка, обязательным условием является наличие ситуации и потребности. Установка представляет собой совокупность объективного (ситуации) и субъективного (потребности) обстоятельства. В частности, от нее часто зависит перенастройка психофизиологических сил и готовность совершать определенные действия в возникающих ситуациях для того, чтобы удовлетворить соответствующую данной обстановке конкретную потребность.

По Узнадзе существует 2 вида установок: Фиксированная установка Установка, которая возникает на основе многократного повторения и вследствие этого упрочения первичной (актуальной) установки Диффузная установка Возникающая лишь при первом воздействии характеризующаяся неопределенностью, она не способна ориентировать активность в определенном, нужном направлении.

Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации. Антиципация (от лат. anticipatio - предвосхищение) - способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий.

Поведение личности может протекать на двух уровнях: Импульсивное - поведение, которое определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. Регулируемое сознанием - человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; – к нему относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;

2) статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе, волевых усилий; – к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;

3) вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации. – относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установки личности

Кроме того, выделяется такое понятие как генерализация установки (способность распространяться на похожие ситуации); Так же одно из свойств установки – иррадиация (разные модальности характеризуются повторением установки).

Узнадзе отнес понятие установки к общепсихологической категории, благодаря которой можно объяснить непрямое влияние внешней среды на психические реакции индивида и феномены, определяющие характер поведения человека как целенаправленный, настойчивый и волевой. Изучением личности с позиций теории установок занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др. Литература: Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников. Введение в профессию «психолог» . Теория установки Д. Н. Узнадзе

Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки. Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Д. Н. Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие.

По мнению Д. Н. Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феном сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Д. Н. Узнадзе признает заслуги З. Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным психическим. Однако учение З. Фрейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но форма существования бессознательного оставалась неясной. Д. Н. Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые бессознательным психическим, мы можем определить и форму его существования.

Исходный пункт психологии, согласно Д. Н. Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Поэтому психология должна исследовать в первую очередь субъекта, личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся традиционной психологией независимо от личности, должны рассматриваться лишь как дальнейшие определения личности. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка - готовность к совершению определенного действия. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека.

Любые психические процессы человека отличаются друг от друга тем, что в одном случае они сопровождаются сознанием, а в другом - лишены такого сопровождения; по существу же содержания эти психические процессы остаются одинаковыми: достаточно появиться сознанию, и бессознательное психическое содержание станет обычным сознательным психическим фактом. Согласно учению Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Д. Н. Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного.

В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке.

Таким образом, согласно взглядам Д. Н. Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.

Узнадзе Д. Н. внес неоценимый вклад в развитие советской психологии того времени. Он был первым ученым, который стал развивать психологию в Грузии. Открыл в Тбилисском университете кафедру психологии и психологическую лабораторию. Психология стала обязательным предметом для изучения в университете.

Set и attitude
Понятие «установка» (set) занимает в психологии очень важное место, потому что стоящие за ним явления пронизывают практически все сферы психологической жизни.
Установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении.
Проблема установки стала разрабатываться в начале 20 в. в Вюрцбургской школе. Исследованием этой темы занимались многие зарубежные и отечественные ученые: К. Левин, Д. Фриман, Э. Толмен, Г. Фехнер, Н. А. Бернштейн, Н. Н. Ланге, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.
В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее проблему установки, созданное Д. Н. Узнадзе. Узнадзе определял установку как целостное бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности.
Существуют различные виды установок:
. моторная установка — готовность к выполнению конкретного действия;
. умственная установка — готовность к решению интеллектуальных задач;
. перцептивная установка — готовность к восприятию. Установки регулируют деятельность на трех уровнях:
смысловом, целевом и операциональном.
Смысловые установки определяют отношения человека к личностно значимым объектам.
Целевые установки связаны с конкретными действиями и стремлением довести начатое дело до конца.
Операциональные установки обусловливают принятие решения в конкретной ситуации.
Термином «attitude» (аттитюд) обычно обозначают социальную установку — предрасположенность субъекта к совершению определенного социального поведения.
Социальную установку можно рассматривать одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры.
М. Смит выделил в структуре аттитюда три компонента:
1) когнитивный (осознание объекта аттитюда);
2) аффективный (эмоциональная оценка объекта);
3) поведенческий (определенное поведение по отношению к объекту).
Разновидностями аттитюда являются стереотипы и предрассудки. Так, стереотип рассматривается как атти-
тюд с обедненным, а предрассудок — с неверным содержанием когнитивного компонента.
Ж. Годфруа описал три основных этапа в формировании социальных установок:
1. В период до 12 лет развиваются установки, соответствующие родительским моделям.
2. В период с 12 до 20 лет социальные установки приобретают более конкретную форму.
3. В период с 20 до 30 лет происходит кристаллизация аттитюдов.
К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, изменить их крайне трудно.

Лекция, реферат. - Теория установки кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Первая публикация на русском языке по данной теории вышла в Тбилиси в 1925 году: Узнадзе Д. Н., Основы экспериментальной психологии, том I, Тбилиси, 1925 г. (до этого вышли две публикации на грузинском языке).

Начиная с 1927 г. Д.Н. Узнадзе в г. Тбилиси вместе с сотрудниками приступает к экспериментальному изучению эффектов установки. Позже результаты экспериментов были изложены в книге: Узнадзе Д. Н., Экспериментальные основы психологии установки, Тбилиси, 1949 г.

«Возьмём два разных по весу, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета - скажем, два шара, которые отчётливо отличались бы друг от друга по весу, но по объёму и другим свойствам были бы совершенно одинаковы. Если предложить эти шары испытуемому с заданием сравнить их между собой по объёму, то, как правило, последует ответ: более тяжёлый шар меньше по объёму, чем более лёгкий. Причём иллюзия эта обычно выступает тем чаще, чем значительнее разница по весу между шарами. Нужно полагать, что иллюзия здесь обусловлена тем, что с увеличением веса предмета обычно увеличивается и его объём, и вариация его по весу, естественно, внушает субъекту и соответствующую вариацию его в объёме. Но экспериментально было бы продуктивнее разницу объектов по весу заменить разницей их по объёму, т. е. предлагать повторно испытуемому два предмета, отличающихся друг от друга по объёму, причём один (например, меньший) - в правую, а другой (больший) - в левую руку.

Через определённое число повторных воздействий (обычно через 10-15 воздействий) субъект получает в руки пару равных по объёму шаров с заданием сравнить их между собой. И вот оказывается, что испытуемый не замечает, как правило, равенства этих объектов; наоборот, ему кажется, что один из них явно больше другого, причем в преобладающем большинстве случаев в направлении контраста, т. е. большим кажется ему шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объёму шар. При этом нужно заметить, что явление это выступает в данном случае значительно сильнее и чаще, чем при предложении неодинаковых по весу объектов. Бывает и так, что объект кажется большим в другой руке, т. е. в той, в которую испытуемый получал больший по объёму шар. [...] Так возникает иллюзия объёма».

Узнадзе Д.Н., Психология установки, СПб, 2001 г., «Питер», с. 11-12.

Здесь важно, что опыт демонстрирует формирование установки, не всегда осознаваемой человеком, но влияющей на его действия.

Сторонники данной теории считают, что деятельность человека – в том числе и при решении творческих задач – можно рассматривать как последовательность этапов:

потребности личности → установка → деятельность