ВОПРОСЫ ПО ТРАГЕДИИ И.В. ГЁТЕ «ФАУСТ»

  1. Какой деятельностью занимался в своей жизни И.В.Гёте? Где начался его творческий путь?

  1. Какие государственные обязанности выполнял И.В.Гёте?

  1. Чему посвятил себя И.В.Гёте, будучи в Италии?

  1. В чем состоит универсальность таланта И.В.Гёте?

  1. Из каких источников почерпнул Гёте сюжет «Фауста»?

  1. Каковы жанровые особенности «Фауста»?

  1. О чём спорят Мефистофель и Господь в «Прологе на небесах»? В чём заключается их пари?

  1. Кто такой Фауст? Почему в конце своей жизни он разочарован?

  1. Что останавливает Фауста от самоубийства?

  1. В какой момент в жизни Фауста появляется Мефистофель?

  1. Почему Мефистофель является антагонистом Фауста?

  1. Какой договор и ради чего заключает Фауст с Мефистофелем?

  1. Какие условия ставит перед Фаустом Мефистофель?

  1. Где Фауст знакомится с Маргаритой? Какие качества отличают эту женщину?

  1. Какова судьба Маргариты? Как Мефистофель губит её? Кто стал причиной её гибели?

  1. Как Фауст путешествует во времени? Что он пытается сделать для людей?

  1. Как утопические замыслы Фауста рушатся при столкновении с действительностью?

  1. Кто победил в споре – Мефистофель лил Фауст? Почему душа Фауста была спасена?

  1. Какова идея трагедии «Фауст»?

Карточка №1

« Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» - драма об истории человечества , о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел.




Карточка №1

«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» - вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». (Н.Н. Вильмонт)


  1. Какова тема трагедии «Фауст»?

  2. Какое место занимает «Фауст» в творчестве И.В.Гёте?

  3. Какие мечты и надежды выразил И.В.Гёте в своем творении?

Карточка №2

«Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием , придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся , настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник.




Карточка №2

В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». (А.А. Аникст)


  1. Как И.В.Гете переосмыслил народную легенду о Фаусте?

  2. Чем близок автору образ Фауста?

  3. В чем состоит глобальность замысла И.В.Гете?

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор , наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели , во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)




Карточка №3

  1. Согласны ли вы с мнением А.А. Аникстом в том, что И.В.Гете наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какую мысль автора подчеркивает проигравший спор Мефистофель?

Карточка №3
« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)

  1. Согласны ли вы с мнением А.А. Аникстом в том, что И.В.Гете наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какую мысль автора подчеркивает проигравший спор Мефистофель?

Карточка №4
« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни , который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:

Итог всего, что ум скопил.

Жизнь и свободу заслужил».

(И.Ф.Волков)

Карточка №4

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил».

(И.Ф.Волков)

1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?

2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?

3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?
Карточка №4
« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил».

(И.Ф.Волков)

1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?

2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?

3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?

Карточка №4
« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил».

(И.Ф.Волков)

1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?

2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?

3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?

Карточка №1

« Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» - драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел.

«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» - вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». (Н.Н. Вильмонт)


  1. Какова тема трагедии «Фауст»?

  2. Какое место занимает «Фауст» в творчестве И.В.Гёте?

  3. Какие мечты и надежды выразил И.В.Гёте в своем творении?

Карточка №1
« Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» - драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел.

«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» - вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». (Н.Н. Вильмонт)


  1. Какова тема трагедии «Фауст»?

  2. Какое место занимает «Фауст» в творчестве И.В.Гёте?

  3. Какие мечты и надежды выразил И.В.Гёте в своем творении?

Карточка №2

«Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник.

В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». (А.А. Аникст)


  1. Как И.В.Гете переосмыслил народную легенду о Фаусте?

  2. Чем близок автору образ Фауста?

  3. В чем состоит глобальность замысла И.В.Гете?

Карточка №2
«Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник.

В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». (А.А. Аникст)


  1. Как И.В.Гете переосмыслил народную легенду о Фаусте?

  2. Чем близок автору образ Фауста?

  3. В чем состоит глобальность замысла И.В.Гете?

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)


  1. Согласны ли вы с мнением А.А. Аникстом в том, что И.В.Гете наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какую мысль автора подчеркивает проигравший спор Мефистофель?

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)


  1. Согласны ли вы с мнением А.А. Аникстом в том, что И.В.Гете наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какую мысль автора подчеркивает проигравший спор Мефистофель?

Карточка №3
« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)

  1. Согласны ли вы с мнением А.А. Аникстом в том, что И.В.Гете наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какую мысль автора подчеркивает проигравший спор Мефистофель?

Карточка №5

  1. Пергаменты не утоляют жажды.

  1. Не трогайте далекой старины.

  1. Что трудности, когда мы сами
Себе мешаем и вредим!

И мы считаем праздною химерой

Живейшие и лучшие мечты



  1. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.

  1. Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.

  1. Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются…

Карточка №5

Прочитайте афоризмы из «Фауста» И.В.Гете. Как вы их понимаете?


  1. Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.

В своей душе находит их родник.


  1. Не трогайте далекой старины.
Нам не сломить её семи печатей.

  1. Что трудности, когда мы сами
Себе мешаем и вредим!

Мы побороть не в силах скуки серой,

Нам голод сердца большей частью чужд,

И мы считаем праздною химерой

Все, что превыше повседневных нужд.

Живейшие и лучшие мечты

В нас гибнут средь житейской суеты.


  1. Задумались ли вы в своей работе,
Кому предназначается ваш труд?

  1. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.

  1. Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.

  1. Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются…

Карточка №5

Прочитайте афоризмы из «Фауста» И.В.Гете. Как вы их понимаете?


  1. Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит их родник.


  1. Не трогайте далекой старины.
Нам не сломить её семи печатей.

  1. Что трудности, когда мы сами
Себе мешаем и вредим!

Мы побороть не в силах скуки серой,

Нам голод сердца большей частью чужд,

И мы считаем праздною химерой

Все, что превыше повседневных нужд.

Живейшие и лучшие мечты

В нас гибнут средь житейской суеты.


  1. Задумались ли вы в своей работе,
Кому предназначается ваш труд?

  1. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.

  1. Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.

  1. Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются…

Карточка №6
«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил , сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста , он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей , он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.




Карточка №6

С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». (Н.Н.Вильмонт)


  1. Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?

  2. Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?

  3. Какую роль И.В.Гете отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?

Карточка №6
«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.

С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». (Н.Н.Вильмонт)


  1. Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?

  2. Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?

  3. Какую роль И.В.Гете отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?
Карточка №6
«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.

С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». (Н.Н.Вильмонт)


  1. Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?

  2. Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?

  3. Какую роль И.В.Гете отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?

Любовь ко всему мистическому в человеке вряд ли когда-нибудь угаснет. Даже если не принимать во внимание вопрос веры, сами по себе таинственные истории чрезвычайно интересны. Таких историй за многовековое существование жизни на Земле собралось немало, и одна из них, написанная Иоганном Вольфгангом Гете - «Фауст». Краткое содержание этой знаменитой трагедии в общих чертах ознакомит вас с сюжетом.

Начинается произведение с лирического посвящения, в котором поэт вспоминает с благодарностью всех своих друзей, родных и близких людей, даже тех, кого уже нет в живых. Далее идет театральное вступление, в котором трое - Комический актер, Поэт и Директор театра - ведут спор об искусстве. И, наконец, мы добираемся до самой завязки трагедии «Фауст». Краткое содержание сцены под названием «Пролог на небесах» повествует о том, как Бог и Мефистофель спорят о добре и зле среди людей. Бог пытается убедить своего оппонента, что на земле все прекрасно и чудесно, все люди благочестивы и покорны. Но Мефистофель не согласен с этим. Бог предлагает ему спор на душу Фауста - ученого мужа и своего усердного, непорочного раба. Мефистофель соглашается, ему очень хочется доказать Господу, что любая, даже самая святая душа, способна поддаться искушениям.

Итак, пари заключено, и Мефистофель, спустившись с небес на землю, оборачивается черным пуделем и увязывается за Фаустом, который прогуливался по городу со своим помощником Вагнером. Забрав собаку к себе в дом, ученый приступает к своим обыденным делам, но вдруг пудель начал «пыжиться, как пузырь» и превратился обратно в Мефистофеля. Фауст (краткое содержание не позволяет раскрыть всех подробностей) в недоумении, но непрошенный гость объясняет ему, кто он такой и с какой целью прибыл. Он начинает всячески прельщать эскулапа разными радостями жизни, но тот остается непреклонен. Однако хитрый Мефистофель обещает ему показать такие наслаждения, что у Фауста просто дух захватит. Ученый, будучи уверенным, что ничем его удивить невозможно, соглашается подписать договор, в котором обязуется отдать Мефистофелю свою душу сразу же, как только попросит его остановить мгновенье. Мефистофель же, согласно этому договору, обязан всячески служить ученому, исполнять любое его желание и делать все, что тот скажет, до того самого момента, пока он не произнесет заветных слов: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Договор подписан кровью. Далее краткое содержание «Фауст» останавливается на знакомстве ученого с Гретхен. Благодаря Мефистофелю, эскулап стал моложе на целых 30 лет, и посему 15-ти летняя девушка абсолютно искренне полюбила его. Фауст также воспылал страстью к ней, но именно эта любовь и привела к дальнейшей трагедии. Гретхен, чтобы беспрепятственно бегать на свидания с любимым, каждую ночь усыпляет свою мать. Но даже это не спасает девушку от позора: по городу вовсю ходят слухи, которые добрались до ушей ее старшего брата.

Фауст (краткое содержание, имейте в виду, раскрывает лишь основной сюжет) закалывает Валентина, бросившегося на него с целью убить за то, что тот обесчестил его сестру. Но теперь его самого ждет смертельная расправа, и он бежит из города. Гретхен же случайно отравляет свою мать сонным зельем. Рожденную от Фауста дочь она топит в реке, чтобы избежать людских пересудов. Но люди уже давно все знают, и девушка, заклейменная как блудница и убийца, попадает в тюрьму, где Фауст ее находит и освобождает, но Гретхен не хочет бежать с ним. Она не может простить себя за содеянное и предпочитает умереть в мучениях, чем жить с таким душевным грузом. За такое решение Бог ее прощает и забирает ее душу к себе на небеса.

В последней главе Фауст (краткое содержание не способно в полной мере передать всех эмоций) снова становится стариком и чувствует, что скоро умрет. К тому же он ослеп. Но ему даже в такой час хочется построить плотину, которая бы отделила от моря клочок земли, где он создал бы счастливое, процветающее государство. Он явственно представляет себе эту страну и, воскликнув роковую фразу, тут же умирает. Но Мефистофелю не удается забрать его душу: с небес слетели ангелы и отвоевали ее у бесов.

Так кто же он был, знаменитый доктор Фауст? Иоганн? Георг? Иоганн-Георг? Чернокнижник и алхимик? Астролог и врачеватель? Да к тому же обладатель недюжинного интеллекта . Или один из тех многих предсказателей, ученых и фокусников, кто бродил по дорогам и городам Европы? Да и был ли он на самом деле? Или образ вечного искателя истины и красоты, смысла наук и искусств, добра и зла и самого бытия - только легенда, сложенная на заре Возрождения?

В 1954 году, в небольшом немецком городке Книтлингене, в Северо-Западной Швабии, скульптор Христина Шорп-Пфлумм создала доктору Иоганну Фаусту памятник. Задумчиво и удивленно смотрит на нас ученый в длинном не то плаще, не то монашеском одеянии. В том же году устроители музея Фауста - Карл Тине и Карл Вайзерт -выпустили брошюру, в которой на основании архивных документов утверждали, что Иоганн или Иоганн-Георг Фауст действительно родился в этом доме между 1480-1485 годами. Хозяева этого дома - богатая и образованная семья Герлахов - помогли ему получить образование в Гейдельбергском университете, где он окончил теологический факультет, потом, по-видимому, в Кракове,- курс «натуральной», или «естественной» магии.

Значит, и впрямь в Германии в конце XV века - начале XVI века существовал некий ученый, странствовавший под этим именем, плавивший в тигле металлы, стремясь добыть золото, гадальщик, лекарь и маг, погибший в погоне то ли за богатством, то ли за истиной году в 1540 или 1542? Кто он?

…Шел XVI век. Европа бурлила и волновалась. Реформаторы боролись со всесильным католичеством, отстаивая свободу вероисповедания и национальные права, короли и феодалы воевали, оспаривая владения, ученые - алхимики, богословы, врачи, астрологи, философы и историки - добывали крупицы знаний о мире и человеке, отважные путешественники и торговцы бороздили моря и океаны в поисках новых земель и сказочных богатств. Горели костры. На них жгли «ведьм», ученых, проповедников, «вредные» книги, рукописи и картины.

Людей легко обвиняли в связях с дьяволом - так укреплялась светская и церковная власть. Так росли суеверия. Как никогда, была сильна вера в предсказания. И это понятно - ведь мир полон загадок, понять его устройство, овладеть его тайнами манило пытливых, а человек еще так мало знал! Правда, в некоторых университетах еще в XIV-XVI веках в курс «естественной» и «натуральной» магии входили физические и химические опыты, создавались лаборатории, где-то даже обучали гипнозу. Но это были капли в море.

Германия была средоточием этих страстей. Широкая торговля множила богатства городов, здесь процветала промышленность и цеховые ремесла. Но горожане-бюргеры: торговцы, ремесленники, чиновники, писцы, рабочие, преподаватели и студенты (их чаще называли «школяры») были в зависимости от крупных феодалов, могущественных князей, а порой и католического духовенства. Владельцы земель обладали почти безграничными правами: они чеканили свою монету, устанавливали налоги, имели войско - рыцарство и свой суд. Они воевали друг с другом и богатели, разоряя рыцарство и мелких бюргеров. Но чем больше богател князь или прелат - высшее должностное духовное лицо, тем раздробленнее и слабее становилась страна в целом. Зато креп папский Рим, центр и оплот католичества, вымогая со всех подати, продавая индульгенции, преследуя еретиков, конфискуя имущество и казня. Ненависть к всесильным католикам росла. Казалось - все были готовы восстать.

И когда 31 октября 1517 года доктор богословия и монах Мартин Лютер прибил свои возражения-тезисы против злоупотреблений католиков к дверям церкви в городе Виттенберге, они прозвучали как набат, призыв к борьбе со всеобщим врагом! Так началась Реформация.

Размах народных и рыцарских восстаний, крестьянские войны, охватившие всю страну, скоро напугают бюргеров. Сам Лютер, да и многие его единомышленники отойдут от восставших. Но даже это не сможет остановить начавшееся движение. Значительную роль в нем играли немецкие гуманисты. Поле их деятельности было огромно и направлено, прежде всего, на укрепление единства нации. Они создавали немецкий литературный язык, изучали народные обычаи, зрелища, народное творчество. И везде - в сатирических, исторических или философских произведениях, химических опытах, гравюрах - они оказывались деятелями Возрождения в его немецкой форме - Реформации, веря в человека, его ум, силы, творчество. «Какая радость жить! - восклицал выдающийся немецкий ученый Ульрих фон Гуттен.- Науки процветают, умы пробуждаются, ты же, варварство, возьми веревку и приготовься к изгнанию!»

Но умы пробуждались медленно. Ученые, особенно те, которые толковали явления природы - «натурфилософы», были скорее алхимиками, чем химиками, скорее астрологами, чем астрономами. Они и сами еще верили, что дьявол участвует в жизни людей, верили в возможность договора с ним, в магию, в некромантов-чернокнижников. И удивительные явления природы, страшные судьбы преследуемых и казни, внезапные повороты истории словно подтверждали эту веру. Что же говорить о простом люде! Их суеверие было безгранично.

Чем известнее становилось имя какого-нибудь алхимика, врачевателя, предсказателя, чем удачнее оказывались его опыты, лечение или достовернее его прорицания, тем загадочнее казался сам он окружающим; его волшебства рождали споры, его имя легко сплеталось с легендами. Такой популярности быстро достиг и доктор теологии и магии Иоганн Фауст, прославившийся как в Германии, так и за ее пределами («faushis» пo-латыни - «счастливый, удачливый», не было ли это прозвищем?)

Каких только мнений не высказывали о нем даже его современники - ученые, каких только свидетельств чудачеств его они не приводили в своих записях! Философ, богослов, историк аббат Иоганн Тритеми 20 августа 1507 года писал своему другу: «…этот Георгий Сабелликус (одно из прозвищ Фауста) - бродяга, пустослов и мошенник!.. Хвастался знанием всех наук и такой памятью, что если бы все труды Платона и Аристотеля были забыты, то он по памяти полностью восстановил бы их. В нынешнем году он приехал в Крейценах и столь же нелепо хвастал своим искусством, называл себя величайшим философом и алхимиком…».

В актах Гейдельбергского университета за 1509 год есть сведения о получении Фаустом степени бакалавра теологических наук первым из пятнадцати. Однако, назначенный в Крейценах школьным учителем, Фауст вскоре был изгнан оттуда за «развращение учеников». Изгнали его позже и из Ингольштадтского университета (протокол заседания городского совета от 17 июня 1528 года), где он больше прорицал и занимался черной магией, чем преподавал. В беседах с Филиппом Меланхтоном, соратником Лютера, записанных его учеником Манлием, находим такой рассказ о чудесах Фауста: «…в Венеции пробовал он взлетать… стараниями дьявола он поднялся в воздух, но столь стремительно низвергся на землю, что едва не испустил дух, однако остался жив». А Филипп фон Гуттен, двоюродный брат Ульриха фон Гуттена, чуть позже - 16 января 1540 года - сообщает брату: «Приходится признать, что предсказания философа Фауста сбылись почти полностью, ибо немало мы натерпелись здесь за это время». (Речь шла о тяжести испанской экспедиции в Венесуэлу, перед началом которой участники ее советовались с доктором Фаустом.)

Современники Фауста рассказывают, что, странствуя из города в город, он изумляет своим искусством всех: простых бюргеров, студентов на лекциях и пирушках, ученых и знать. Он в силах вызвать и оживить тени умерших героев, пересказывает античных авторов, гадает по руке и составляет гороскопы высоким особам (за что порой получает немалые гонорары), излечивает от разных болезней, может произвести бесовский шум в монастыре.

Судебные процессы против него в Гейдельберге в 1528 и 1532 годах свидетельствуют о взрывах в разных домах, произведенных «алхимиком, содомистом и черномагом Фаустом».

Уже упоминавшийся ученик Меланхтона описывает удивительную смерть Фауста: «В полночь дом (по многим источникам - в княжестве Вюртембергском) закачался… утром нашли его лежащим ничком около постели - так умертвил его дьявол… При жизни его сопровождал пес, под личиной которого скрывался дьявол». Может быть, эта смерть была последствием взрыва при каких-то химических опытах, предполагает одна из недавних исследовательниц биографии Фауста Ж. Бьянки.

Как бы то ни было, но весь облик доктора Иоганна Фауста, алхимика и бродяги, фокусника и предсказателя, столь характерный для эпохи Германии всеобщего брожения и неудержимой тяги к знанию, быстро обрастал поверьями и анекдотами, сам Фауст становился героем народных сказаний, песен-баллад и романсов, «проникая» в трактаты и компиляции.

Продолжение следует.

Сочинение


Гете существенно изменил и дополнил сюжет новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фауста, Гете на примере его судьбы в первой части показал осуществление всех возможных желаний человека, а во второй части - безграничные возможности всего человечества. Тем не менее, с точки зрения Гете, максималистское осуществление независимой воли служит причиной трагедии. В первой части - погоня героя за наслаждением оборачивается гибелью героини. Во второй части в трагедию перерастает стремление героя усовершенствовать природу, внести свои прагматические коррективы в мироздание. По авторскому определению, «Фауст» создан в жанре трагедии. Тем не менее, в целом произведение не рассчитано на сценическое воплощение. В «Фаусте» объединяются эпос, лирика, драма. По многим жанровым признакам он близок к поэме.

«Фауст» приоткрывается «Посвящением», написанным октавами. Четыре восьмирядные строфы отображают момент возвращения автора к заветному замыслу. Прошло четверть столетия с того времени, как началась работа над трагедией, первых слушателей не стало, и это предоставляет «Посвящению» элегическое расположение духа.

В «Прологе в театре» отображены наблюдения Гете, когда он на протяжении многих лет руководил Веймарским театром. Директор театра, Поэт и Комедийный актер, каждый на свой лад размышляют об искусстве. Директор мечтает, чтобы публика гурьбой шла в театр. Поэт пренебрегает толпой, он направлен в надзвездную даль, а Комедийный актер ради аплодисментов готов смешить зрителя. Каждый из них прав по-своему, диспут длится недолго. В репликах Директора театра угадывается, что «Фауст» сценически воплощен.

В «Прологе на небе» возникает завязка трагедии. В пари, на которое пошли Рафаэль с самим Господом, речь идет о человеке, о его достоинстве, мучениях и радости, об удовлетворении и разочаровании. Объект споров - человек, и этот человек - Фауст. Доктор Фауст возникает перед читателем в пасмурном готическом кабинете. Прожита долгая жизнь, усвоено много замечательных знаний, но истина оказалась недоступной. Фауст разочарован. Он на грани самоубийства, и лишь пасхальные песнопения удержали его от греховного поступка.

В «Фаусте» Гете с самого начала подчеркивает важнейшие свойства человеческой натуры: недовольство достигнутым и стремление к идеалу. Ради того, чтобы прожить жизнь заново, он отдает душу дьяволу. Вместе с тем Рафаэль дарит Фаусту молодость, и начинается их общее восхождение в обычную жизнь. «Фауст» - это не только философская трагедия, которая оперирует отстраненным понятием, а и изображение конкретной реальной жизни Германии. Важное место в контексте занимают народные сцены, проникнутые лирикой и гуманизмом: «Возле городских ворота», «Погреб Ауербаха», сцены с Мартой.

Из недр народной жизни вырастает и образ Маргариты. Фауст впервые встречает Гретхен, когда она выходит из церкви. Она благочестивая и скромная, у нее есть чувство чести, она долго не подвергается на дьявольские ухищрения Рафаэля, тем не менее, силы неравные. Фауст дарит ей ценный убор, а соседка Марта, по уговорам Рафаэля, действует как опытная сводня.

Трагедия Маргариты состоит из подсознательно осуществленного преступления и убежденно взятого на себя за собственную вину наказания. Несмотря на мольбу Фауста, она отказывается покинуть тюрьму. Величие Маргариты в том, с каким достоинством она принимает суровое наказание.

Фауст, который хотел сделать Маргариту счастливой, послужил причиной ее гибели. Виновен ли он? Он виноват, если рассматривать его как обычного человека. Но он - символ человечества, герой и героиня принадлежат к разным мирам. Счастье с Маргаритой для Фауста было бы преждевременным и невозможным, как остановка на пути к бесконечности.

Во второй части странствования Фауста продолжаются, но теперь он путешествует не только в пространстве, а и во времени, своевольно блуждая по эпохам. Во второй части трагедии, чередуясь, сменяются два исторических периода: Средневековье и античность. Г. создает большое количество образов-символов, черпая их из легенд и мифов, а также из собственной безграничной фантазии.

При дворе немецкого императора Фауст выступает в роли ближайшего советника, на чем, вероятно, обозначились жизненный опыт самого Гете и его просветительские иллюзии. Империя опустошена, в стране господствует хаос и разруха. Мефистофель подсказывает, что нужно начать с выпуска бумажных денег под учреждение земных богатств, а это окончательно приводит страну к краху. Сила таланта Гете не в конкретике отображения исторического момента, а в обобщающей символике.

Символична и любовь Фауста к Елене Прекрасной. Спасет ли человечество красота? В увлечении Фауста Еленой Гете воссоздал обычное стремление человека к идеалу. Но счастье Фауста скоротечно, зона исчезает, как исчезает миф, когда в него вмешивается историческая правда. В эпизоде с Еленой обозначился и определенный этап духовного развития Гете, связанный с увлечением античностью в период «веймарского классицизма». В образе Эвфориона - сына Фауста и Елены - Гете воплотил Байрона и его гибель в Греции.

Возвращаясь в Средневековье, он видит, что Европа охвачена новыми битвами. Но Фауст не воин, он - творец. У него возникает план отвоевать часть суши у моря. Глобальная цель в его глазах оправдывает гибель тех, кто препятствует ему. Цена утопии - жизнь двух стариков, Филомена и Бавкиды, чья избушка мешает строительным работам. Их смерть на совести Фауста. Но и самого Фауста ждет печальный финал. Он слепой и не видит того, что оказался в плену Заботы, но не может смириться, не останавливается даже в последний смертный час. Душа Фауста спасена, так как жизнь его прошла в стремлении к бесконечному.

Творчество Гете уже в начале XIX ст. была широко известной в Украине. Он был избран почетным членом Рады Харьковского университета. Т. Шевченко называл гениального немецкого поэта великим, знал и любил произведения, особенно трагедию «Фауст».

Много тем и образов Гете вошли в мировую художественную культуру, в частности и украинскую. В разговорах с друзьями, в беседах и переписке Гете неутомимо повторял, что сюжеты, темы и образы он находит в литературе прошлого, в мифах и легендах. Действительно, все сюжеты Гете, за исключением «Страданий юного Вертера», не новые, но Гете отблагодарил сторицей читателям будущих поколений, как человек, который всегда думал о будущем человечества.

Другие сочинения по этому произведению

Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" - Трагедия познания Из всех чудес... самое высокое - это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»

В 1587 году во Франкфурте-на-Майне впервые, выходит народная книга под названием «О докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике». Как и все народные книги, которыми так увлекались в Германии с середины XV века, и эта была лубочным изданием с картинками. Задорные анекдоты, нравоучительные легенды, басни и сатирические поэмы, героические сказания и забавные приключения плутоватых и дерзких героев делали такую литературу особенно популярной и занимательной.

Выпуская книгу о Фаусте, издатель Иоганн Шпис постарался: сведения, которые он мог собрать из свидетельств современников, сказки и народные предания, суеверия и начатки знаний об окружающем мире - все сплетено в ней. Герой ее, Фауст, заключает с падшим ангелом Мефистофелем, слугой сатаны, договор, скрепляя его кровью. По нему Мефистофель будет двадцать четыре года выполнять любые желания Фауста: покажет ему ад и рай, устройство Вселенной, даст ему богатство и наслаждения, вдохнет жизнь в тени любимых античных героев, вернет ему молодость, а прекраснейшая женщина - Елена из Спарты - станет его возлюбленной. Расплатой же будет душа Фауста, после этого срока обреченная на адские муки. И шписовская народная книга, и еще более поздняя, выпущенная в 1599 году Г. Р. Видманном, не скупились на описания чудесных, а порой и комичных приключений Фауста. Но они же и предостерегали, пугали тогдашнего читателя его судьбой: разве же не греховно само стремление к познанию тайн природы, к жизни полной и разнообразной?

Однако рассказ о необычном докторе Фаусте так увлекал, что за пять лет только шписовскую книгу переиздавали четырнадцать раз! Переведена она была тогда же на многие европейские языки.

Первая художественно-литературная обработка истории Фауста написана англичанином Христофером Марло в 1589-1592 годах. «Трагическая история жизни и смерти Доктора Фауста» - так назвал пьесу молодой драматург, вольнодумец, ученый и поэт. Он создал ее на основании перевода книги Шписа, однако его герой вышел иным! Фауст Марло - страстный искатель истины, отвергающий все догмы, схоластику. При помощи магии вызвав Мефистофеля, помощника дьявола Люцифера, надеется он познать устройство Вселенной, овладеть её тайнами: «Искусный маг есть всемогущий Бог!» - восклицает этот Фауст. В конце трагедии его ждет разочарование - Мефистофель не приносит ему полного знания. Фауст гибнет, как условлено по договору с Мефистофелем, но могучий интерес к науке одушевляет его до конца.

Трагедия казалась тогда дерзновенной; только после смерти автора она была разрешена к постановке. (К слову пьесу Христофера Мало было бы очень интересно почитать в оригинале на английском языке, правда для этого придется задаться вопросом, как выучить английский быстро и качественно, ведь это будет полезно и не только, чтобы пьесы английских драматургов в подлиннике читать).

Пройдет немало времени, пока такой Фауст, смелый, жаждущий истинного знания ученый, характерный для эпохи Возрождения, получит новое воплощение в творчестве художника или писателя. Пока же внимание широкой публики больше привлекает другая сторона его натуры: его бесчисленные волшебства. Народные представления на эту тему в изобилии бытовали с конца XVI века во всей Европе.

Около середины XVII века появилось одно из первых самостоятельных (не иллюстраций) изображений Фауста в гравюре. Оно называлось «Фауст вызывает Духа» и выполнено было гениальным голландцем Рембрандтом.

Фауст на гравюре Рембрандта.

Ученого, одержимого страстью познать загадки окружающего мира, рисуют нам отрывки неоконченной пьесы о Фаусте, сохранившиеся в наследии немецкого писателя Лессинга. Конечно, и этот Фауст прибегает к помощи слуг сатаны: они должны открыть ему сущность добра и зла, бытия и смерти. Договор - ценой души Фауста - заключен. Но ни Лессинг - страстный просветитель, ни сама эпоха - шестидесятые - семидесятые годы XVIII века - не допускали гибели героя-мыслителя. «Божество не для того дало человеку благороднейшее из стремлений, чтобы сделать его навеки несчастным»,- писал Лессинг. И его Фауст прощен Богом; ведь именно мысль - вечный двигатель человечества на пути к совершенству.

И разве не такого же ученого, полного творческих исканий, беспокойных и пытливых мыслей, встречаем мы в средневековом кабинете в начале знаменитой трагедии Гёте «Фауст» (первая часть - 1808 год)? Еще совсем молодым будущий поэт смотрел народные представления о старинном герое немецких поверий; позже он запишет: «Многозначительная кукольная комедия о Фаусте звучала и отдавалась во мне на множество ладов…»

Герой Гёте - алхимик и чернокнижник. Он пробует создать в реторте живое существо - «homunkulus». Однако силы природы не подчиняются ему. Впрочем, Гёте рисует нам Фауста не только пылким ученым, но и романтиком, жизнелюбом и творцом, требующим от Мефистофеля мига, когда он, Фауст, сможет воскликнуть: «Мгновение, повремени!».

Да, Фауст воскликнет: «Мгновение! О, как ты прекрасно, повремени!», но когда? Когда дух его постигнет конечную цель своей творческой деятельности - покорение природы для людей во имя их жизни. Овладение тайнами природы служит преобразованию земли для народа. «Свободный труд на свободной земле» - таков идеал Фауста второй части, законченной поэтом лишь в 1831 году.

Многочисленные абстракции здесь полны символики. Гёте писал в условиях еще полуфеодальной Германии, тем не менее, его Фауст остается и для людей начала XXІ века прообразом человека будущего. Вера в добро, истину, прекрасное, творческое начало, заложенное в каждом человеке, избавляют героя, по мысли поэта, от власти сатаны. В эпилоге трагедии Фауст - вторично в его литературной жизни - прощен.

Мятежником увидел его французский художник Эжен Делакруа. Его яркие, темпераментные литографии, иллюстрировавшие первый перевод трагедии Гёте во Франции, были полны движения, красноречивых жестов, острых характеристик. Делакруа послал эту книгу Гёте.

В том же, 1828 году французский композитор Гектор Берлиоз написал «Восемь сцен из жизни Фауста по Гёте».

В 1854 году закончена «Фауст-симфония» Франца Листа, симфония, состоявшая как бы из психологических портретов Фауста, Маргариты и Мефистофеля.

Мы помним, каков был Фауст во второй части трагедии Гёте. Деятельность на благо людей одушевляла и спасла его. К этой стороне фаустовского духа обратился в романе «Русские ночи», опубликованном в 1844 году, писатель и философ В. Ф. Одоевский. Его повествование построено на диалогах между Фаустом и молодыми собеседниками. Они спорят о возможности счастья человечества, о месте познания и искусства в жизни людей. В подтверждение своих мыслей и сомнений Фауст читает собравшимся новеллы о великих музыкантах, не достигших счастья, несмотря на творческий гений, и новеллы, рассказывающие о творческом распаде человека и даже общества, ищущего только личную, материальную пользу.

…Почти четыре с половиной столетия отделяют нас от того уроженца Книтлингена, ученого-алхимика, любившего весело пожить, а может, и немного обманщика, который именовал себя Фаустом. Конечно, в то время он был не единственным в своем роде. Скупые сведения донесли до нас имена и других, похожих на него. Среди них, вероятно, были и более достойные - хотя бы известный врач и ученый-натурфилософ Теофраст Парацельс (1493-1541). Но народная молва выделила и окружила легендой именно Фауста. Именно Фауст оказался тем собирательным образом, который впервые обрел живую плоть в народных поверьях Германии XVI века и стал с тех пор источником вдохновения художников и мыслителей мира. Почему?

Не потому ли, что так безгранична «фаустовская тема», так характерен для человечества самый дух Фауста, неутомимого искателя новых путей к истине? И не является ли он, Фауст, символом вечных вопросов людей, их стремления вперед, к совершенству и красоте, независимо от того, принимает ли он образ сомневающегося ученого, пытливого созидателя или жадного к впечатлениям путника, странствующего со своим черным советником и насмешником по просторам Вселенной?