История земских соборов - это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений , изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного , первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, тем более, его состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова , когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивная, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов.

Периодизация земских соборов

Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов:

1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного . Первый собор состоялся в г. Соборы, созываемые царской властью - данный период продолжается вплоть до г.

Также существует мнение, что это был так называемый «собор примирения» (возможно, царя с боярами или примирение между представителями различных сословия между собой).

Б. А. Романов, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих , духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи состоялся в 1566 г., где главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности земские соборы февраля - марта 1549 г. и весны 1551 г. были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений принятых монархом.

Исторические предпосылки появления и исчезновения земских соборов

Р. Г. Скрынников высказывает мнение, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а впоследствии пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию.

Верховная власть уже при великом князе Иване III, стараясь уменьшить властные функции крупных феодалов, обратилась за опорой к крестьянскому самоуправлению. Судебник 1497 определил, чтобы на суде наместников непременно присутствовали дворские, старосты и лучшие люди от волостей, то есть представители крестьянских общин.

Правительство и при Иване IV пытается расширить свою социальную базу, обратившись напрямую к различным сословиям преодолевающего феодальную раздробленность русского государства. Земский собор можно рассматривать, как орган, приходящий на смену вече. Воспринимая традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, он заменяет элементы демократизма началами сословного представительства.

По мнению некоторых историков существование земских соборов было сравнительно непродолжительным и не имело большого влияния на общественное развитие России:

Во-первых, соборы никогда не собирались самостоятельно, их созывал монарх, чаще всего для поддержания своей политики, дабы придать им в глазах народа законность и справедливость (утверждение новых налогов волей «всей земли» исключало жалобы населения);

Во-вторых, сословно-представительный орган не мог развиваться в России из-за того, что все сословия по большому счету были одинаково бесправны перед неограниченной царской властью независимо от знатности и богатства. «Холопов своих казнить и миловать, мы вольны», - утверждал Иван Грозный, подразумевая под холопами всех своих подданных, от родовитых князей до последних кабальных мужиков. Как писал В. О. Ключевский: «Сословия в России XVI-XVII отличались не правами, а обязанностями».

Другие исследователи, как например И. Д. Беляев, полагали, что земские соборы:

Способствовали преодолению остатков феодальной раздробленности в русском обществе, как в политическом, так и в психологическом плане;

Ускорили проведение реформ в суде и местном самоуправлении, потому что у различных сословий общества появилась возможность информировать верховную власть о своих нуждах.

Земские соборы XVI-XVII вв. по вполне объективным причинам не породили устойчивого сословного представительства в России. Российская экономика того периода была ещё недостаточно производительна для развития промышленных и торговых сословий (и в большинстве европейских стран того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм), однако земские соборы сыграли немалую роль в преодолении кризисов и развитии русского общества в XVI-XVII вв.

Библиография

  • А. Н. Зерцалов . «К истории земских соборов». Москва ,
  • А. Н. Зерцалов. «Новые данные о земских соборах в России 1648-1649». Москва, 1887.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Земские соборы" в других словарях:

    Высшие сословно представительные учреждения в России в середине 16 конце 17 веков. Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники собора думные чины, включая думных дьяков, и Освященный … Политология. Словарь.

    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ, высшие сослов но представительные учреждения с законосовещательными функциями в середине 16 конце 17 вв. Включали членов Освящённого собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589 с патриархом), Боярской думы … Русская история

    Высшие сословно представительные учреждения в Русском государстве середины XVI конца XVII в. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и другие во главе с митрополитом, с 1589 г. с патриархом). Боярской думы, государева двора,… … Юридический словарь

    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ, высшие сословно представительные учреждения в России середины 16 конца 17 веков. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и другие во главе с митрополитом, с 1589 с патриархом), Боярской думы, Государева двора,… … Современная энциклопедия

    Высшие сословно представительные учреждения в России сер. 16 кон. 17 вв. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589 с патриархом), Боярской думы, государева двора, выборных от провинциального … Большой Энциклопедический словарь

Эта тема поднимается регулярно. Пытливые умы альтернативных исследователей не могут пройти мимо бездарных с точки зрения не только расчетов, но и здравого смысла тонкостенных орудий с излишними элементами. Предлагаю посмотреть очередные два ролика на эту тему и еще раз ознакомиться с версией назначения этих «пушек».

Ниже привожу небольшой список из примеров древних якобы пушек, многие из которых не разу не стреляли, либо стреляли один раз (что привело к их разрушению).


Бомбарда Штирии (Pumhart von Steyr). Изготовлена была в начале 15 веке. Пушка сделана из металлических полос, скрепленых обручами, как бочка. Калибр 820, вес 8 тонн, длина 259 см., стреляла 700 килограммовыми ядрами на 600 метров при заряде 15 кг. пороха и возвышении 10 градусов. Хранится в военном музее в Вене.
Стенки очень тонкие, ядро непомерно тяжелое. Кто-нибудь делал расчеты – могла такая бомбардира стрелять ядрами такой массы? Причем, не один раз-два раза.


Безумная Грета (Dulle Griet). Названа в честь графини Фландрской Маргариты Жестокой. Как и предыдущая, изготовлена из полос. Производство мастеров города Гента, калибр 660 мм., вес 16,4 тонн, длина 345 см. В 1452 году была применена при осаде города Оденарде, причем была захвачена осажденными как трофей. Обратно в Гент попала в 1578, где хранится и по ныне под открытым небом.
У этого экземпляра есть даже история, легенда. Стенки из полос железа так же тонкие для такого калибра.


Дарданнельская Пушка. Отлита в 1464 году матером Муниром Али. Калибр 650 мм., вес 18,6 тонн, длина 518 см. Сохранившаяся пушка является копией отлитой несколько раньше (в 1453) венгерским мастером Урбаном. Пушка, отлитая Урбаном, сделала всего несколько выстрелов по осажденному Константинополю, после чего треснула. Этого однако хватило, что бы разрушить стену. Сохранившаяся копия долго хранилась в тайне, пока в 1807 году не была применена против британского флота в Дарданнельской операции. В 1866 году султан Абдулазиз подарил пушку королеве Виктории и она ныне хранится в форте Нельсон в Англии.


Для чего нужны подобие «шестерни» на стволе и разборная конструкция «пушки» на резьбовом соединении? Для чего ее половинить? И какой оснасткой разбирать? В полевых условиях?


Толстуха Мег (Mons Meg). Подобно поохожим европейским пушкам того времени, изготовлена из металлических полос мастером Жеаном Комбьером для герцога Бургундского Филиппа Доброго. В 1449 подарена королю шотландии Джеймсу 2 и хранится в Эдингбургском Замке. В 1489 использовалась при осаде замка Дамбертон. Калибр 520 мм., вес 6,6 тонн, длина 406 см. Дальнобойность снарядом весом 175 кг при заряде 47,6 кг пороха и возвышении 45 градусов 1290 метров.
Так тонкоствольная для такого калибра.


Самую знаменитую в нашей стране пушку нет нужды представлять. Из всех представленных ниже она самая крупнокалиберная (1586 год, калибр 890 мм., вес 36,3 тонн, длина 534 см.). За всю историю было изготовлено только 2 орудия большего калибра – американский «Маленький Дэвид» (914 мм. 1945 год) и английская «Мортира Маллета» (в честь создателя Роберта Маллета, 910 мм, 1857 год). Может не все знают, но в Артиллерийском Музее есть еще 2 пушки работы Чохова и еще 2 в Стокгольме (захвачены при поражении Петра 1 под Нарвой).

Я не утверждаю, что это не артелерийские орудия. Да, некоторые из них стреляли. Но я не исключаю, что это находки, либо поздние изделия по найденным экземплярам, которые стали использовать как пушки при захвате, переделе территорий.
В роликах выше озвучена версия для чего могли использовать эти тонкостенные «пушки» с каменными ядрами. Эту версию озвучивал и я в статье

Смотрим на печи для обжига и измельчения породы при производстве извести, цемента и на одну из старинных пушек

Там и там мы видим выступы по окружности «ствола» для опоры на ролик при вращении.

Чем не пушка? После катаклизма, если потомки найдут такое – с большой вероятностью начнут применять как оружие, а не как оборудование.


В современных печах выкладывают внутри огнеупорным кирпичем. Возможно, в якобы «мортирах» и «бомбандирах» так же его применяли.


Технологический процесс сейчас выглядит так.

При том объеме каменного строительства античного мира, да и кирпичной европейской цивилизации, печей для обжига и измельчения извести должно быть много. Возможно, в эти «пушках» лишь измельчали породу, помещая туда каменные ядра, а обжигали шихту в «башнях»:

Схема современной печи

Но может быть, и сам принцип измельчения породы в древних «пушках» - это тоже приспособление находок под нужды того времени, возможно, параллельно с военным. А первоначально их конструкция – что-то более сложное даже для нас.

ЗУБОВ Андрей Борисович --родился в 1952 г. в Москве. Окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД СССР. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН. Профессор МГИМО, Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Возглавляет Учебно-исследовательский центр МГИМО "Церковь и международные отношения".

На чем записана духовность?

Многие до сих пор считают, что религия с древнейших времен развивалась по мере того, как развивался сам человек. Был, иначе говоря, линейный процесс развития: от примитивных форм -- к сложным культам. В науке тоже долгое время господствовал такой подход, но уже с середины прошлого века ученые отказались от этих схем, во-первых, из-за их внутренней несостоятельности, а во-вторых, из-за несоответствия новому массиву фактов. Однако эти схемы, давно оставленные наукой (но еще живущие в России), продолжают существовать в массовой культуре. В литературе, публицистике, кинематографе немало сюжетов про древних дикарей, которые еще не придумали богов, или только-только это сделали. Несмотря на то, что открытия прошлого века все меньше и меньше оставляли места для подобных представлений и даже давали повод ряду ученых предположить, что у древнейшего человека было знание о Едином Боге-Творце, была и вера, и религиозный культ.

Главная проблема здесь заключается в том, что историкам, культурологам и религиоведам зачастую почти не на что опереться. Ведь религию удобнее изучать по текстам, чем по данным археологии. Это духовная сфера жизни, и по материальным остаткам костей и орудий ее не так просто восстановить. Есть сравнительно небольшой отрезок древней истории, в котором существовала письменность*. (СНОСКА: Первый письменный памятник датируют самым концом IV тысячелетия до Р.Х. Письменность появляется почти одновременно с государственностью и примерно через шесть тысяч лет после одомашнивания растений и животных. ) И есть огромный временной пласт -- древнейшие, доисторические времена, заря человечества, когда не только письменности, но и наскальной живописи еще не было.

Удобнее всего сказать: вера древнейшего человека была примитивна, а может, ее и вообще не было, раз нет никаких прямых доказательств. Но сказать так -- значит игнорировать весьма недвусмысленные свидетельства материальных памятников, значит закрыть глаза на факты.

С начала ХХ века ученые пытаются реконструировать мировоззренческие представления древнейших людей на основе археологических находок. Причем делается это одновременно с изучением ныне живущих племен в Центральной Африке и Австралии, ведущих архаичный образ жизни. Все это дает возможность обоснованно говорить о религии и вере наших предков.

Зачем хоронить покойника?

В Олдувайском ущелье в Восточной Африке, на месте стоянки первобытных людей, во множестве находили куски черепа -- верхние части и нижние челюсти. Зачем они древнему человеку? Ученые понаблюдали за современными племенами и увидели, что на груди эти люди носят кости -- нижнюю челюсть или другие части черепа своих предков, как христиане носят крест. Простое совпадение? Нет, на культ предков это похоже гораздо больше, чем на людоедство. Видимо, древнейшему человеку очень важна была личность умершего, хранящаяся в частице его тела. Возможно, эти кости почитались и как священные реликвии.

Во-вторых, оказывается, что древнейшие люди хоронили своих умерших родственников! Они не оставляли тело где-то в укромном месте (в отличие от останков животных), но особым способом захоранивали в землю. Можно предположить, что сама могила -- курган мыслилась как беременный живот земли, который должен родить умершего вовне земли. Поза умершего, останки некоторых предметов, обнаруженные в могилах археологами, свидетельствуют о том, что это было именно захоронение. А ведь это целая революция в представлении об эпохе.

Для нас сейчас естественно: умер человек -- надо его похоронить. Мы воспроизводим обычай, который существовал тысячелетиями. Но как и когда он появился? Когда обычай создается, в каждый его элемент вкладываются вполне конкретные мотивации, идеи. Так что же заставило древних людей хоронить своих предков? Какими были их могилы?

В неандертальском погребении многое указывает на то, что и в тогдашнем представлении земля -- это временное прибежище человека. Очень часто древние могилы, особенно на Переднем Востоке, по форме напоминали матку. Умершего помещали в них в позе эмбриона -- как лежит младенец в чреве матери. Другое известное положение -- на боку, в позе спящего, оно более характерно для Западной Европы. Какой смысл видели в этом погребающие, какую логику? Спящий должен проснуться, младенцу надлежит родиться. Что еще можно увидеть в обеих традициях, как не прозрачную надежду на будущее возрождение, воскресение умершего?

До сих пор иногда встречается наивное мнение, что похороны в землю -- это не более, чем меры примитивной санитарии. Однако погребения были неглубоки, примерно 40-60 сантиметров -- такой тонкий слой земли не скроет запаха тлена. А неизменное придание специальной позы умершему и особый ритуал явно указывают, что воспринимали его соплеменники не просто как кусок разлагающегося и дурно пахнущего мяса.

Единой цели ради...

Давайте посмотрим, на что в период неолита люди тратят свои духовные и физические силы. Мы видим огромные мегалитические сооружения VI-III тыс. до Р.Х. -- гробницы, святилища, древнейшие обсерватории, строительство которых требует колоссальных затрат человеческой энергии. Интересно, что исследователи долго не могли найти поселения, где жили строители этих громадин. Когда же нашли, то очень удивились: это были жалкие хижины с самым простым, даже примитивным бытом -- практически только то, что необходимо для сохранения и воспроизводства жизни. По оценкам ученых, 80-90% трудовых сил тратилось на религиозные постройки. Все это не давало человеку ни дополнительных удобств, ни богатства, строилось на протяжении многих поколений и требовало не только грубой физической силы, но и определенного умения, опыта, знаний. Значит, был и некий способ передачи этих знаний, т.е. интеллектуальная, а точнее говоря, духовная традиция (древнейший человек не разделял эти понятия).

В Англии, в графстве Уилтшир находится загадочный памятник древней "архитектуры" -- мегалит Стоунхендж ("висячий камень"), состоящий из концентрических каменных кругов.

Большинство ученых сходились во мнении, что это место связано с отправлением религиозного культа. В XIX веке общепринятой стала точка зрения, согласно которой каменный круг не что иное, как храм друидов, где поклонялись солнцу и приносили в жертву людей. Большинство современных археологов считают, что Стоунхендж был церемониальным кладбищем, ведь именно в этом районе самая высокая в Британии концентрация могильных курганов.

Ученые установили, что этот памятник, связавший конец каменного и начало бронзового веков, возводился в три или даже в четыре этапа в течение приблизительно 1500 лет. Однако основные работы производились между 1800 и 1400 годами до Р.Х. Но то, что осталось от Стоунхенджа сегодня, -- это лишь бледная тень былого великолепия. Более половины камней либо упали, либо ушли под землю, либо исчезли каким-нибудь другим образом.

Строительство началось примерно за 2800 лет до Р.Х. (некоторые специалисты полагают, что за 3800), когда был выкопан широкий кольцевой ров и в образовавшейся земляной насыпи было сделано 56 выемок. Потом эти ямы были залиты раствором. Единственным инструментом, имевшимся в распоряжении строителей, была мотыга, сделанная из оленьих рогов.

Некоторые исследователи считают, что Стоунхендж -- это обсерватория для определения дней весеннего и осеннего равноденствия, а также зимнего и летнего солнцестояния. По мнению ученых, расположение камней имеет непосредственное отношение к движению Солнца, Луны и планет.

Более поздний пример -- Древний Египет. Что дошло до нас от этой великой цивилизации? Пирамиды, храмы, гробницы -- то, что связано с религиозной сферой, а не с производящей. Вместе с тем, жили египтяне в простых жилищах, не столь примитивных, как в эпоху неолита, но и не в дворцах. По сравнению с неолитом, соотношение изменилось, но тяготение к духовной сфере очевидно.

Историки, изучающие древнейшие царства Китая, поражаются, что весь материальный прибавочный продукт общества шел не в расширение производства, а в сферу заупокойного культа. Все излишки тем или иным образом шли на строительство, на кормление людей, которые это строили, на сокровища, которые клали в гробницы.

Это говорит не о глупости людской, но о том, что главный стержень своего существования люди видели в религиозной сфере. Помните слова Христа: "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мк. 8:36) или "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную" (Ин. 6:27).

Во что верил древний человек?

Раскопки показывают, что в могилу рядом с покойником клали и пищу, и орудия труда. Зачем? Древний человек, конечно же, не хуже нас знал, что мертвое тело истлеет и пища ему не нужна. Кроме того, у археологов есть основания считать, что по умершим совершались тризны. Этот обычай пережил тысячелетия. Многие люди и сейчас после смерти человека вместе с близкими и друзьями приходят на кладбище, чтобы оставить на могилке символическое угощение и самим съесть что-то* (СНОСКА: В целом Православная Церковь не одобряет подобную традицию, видя в ней пережитки язычества. Поминать усопшего надо молитвенно -- и в храме, и дома. -- Ред. ). Смысл тризны в том, что телесно покидая живых, уходя в землю, человек духовно остается со своими близкими. И придя на его могилу, они словно бы еще раз вместе с ним садятся за стол... И вот оказывается, древнейший человек делал то же самое.

Совместное вкушение пищи -- это, прежде всего, соединение, согласие, примирение. Идея единства нашего мира и загробного прослеживается с самых ранних времен. Предельная же цель -- это соединение с Богом (то, что стало возможным в полной мере лишь после пришествия Христа).

В эпоху неандертальца уже известны жертвоприношения, которые имеют, в принципе, ту же цель. Древнейший человек недостаточно овладел внешним миром, чтобы так хорошо, как, например, в Древнем Египте отобразить свои религиозные чувства. Он не умел писать, не умел рисовать. Но отсюда еще не следует, что мир его идей был примитивен.

Посмотрим на первые дошедших до нас в письменной или словесной форме (т.е. в форме эпоса) памятники двух культур: древнеегипетские (около 3-2,5 тыс. лет до Р.Х.) и ведические (веды) древних ариев (примерно то же время). В обоих источниках постоянно подчеркивается уникальность и единственность Бога-Творца. Он -- Отец (в Ригведе Его многократно именуют Дьяуспитар, то есть Небесный Отец, отсюда, кстати, имя Юпитер). "Что ж это за Одно, в образе Нерожденного, который установил порознь эти шесть пространств?" -- вопрошает один из гимнов Ригведы, а другие отвечают ему -- "Этот Единый дышит Сам Собой, не дыша; другого, кроме Этого, тогда ничего не было" ; "Тот, Кто Один есть Бог над богами" . Древние египтяне говорили не менее определенно, быть может, еще более богословски четко: "Всех богов три: Амон, Ра и Птах, и нет среди них второго. ""Сокрытый""-- зовут Его в имени Его Амон, Он -- Ра ликом Своим, а Телом Своим Он -- Птах" .

Нужно помнить, что эти древние памятники не создавали некую новую традицию, а лишь фиксировали гораздо более древние представления.

Ригведы о Едином Боге

"Индрой, Митрой, Варуной, Агни называют... Единого. Этого мудрецы именуют различно -- Агни, Ямой, Матаришваном они Его называют" .

Египетские памятники о Едином Боге:

В древнейшем египетском поучении конца III тысячелетия царь обращается к своему сыну: "Проходят поколения за поколениями, но сокрыт Бог, знающий священные письмена. Никто не в силах отвести десницу Владыки, достигает Он всего, видимого глазом. Должно почитать Бога на путях Его, высекать (образы) Его из камней драгих, отливать из бронзы... Помнит Бог того, кто трудится для Него" [Мерикара,123-125; 129-130]

Вечная драма Адама

Я думаю, если мы рассмотрим историю человечества не как процесс смены экономических формаций, не как борьбу за место под солнцем или лучший кусок пирога, а заглянем в самую глубь, то увидим весь драматизм ее развития. Самое главное для человека -- это поиск правды Божией. И на этом пути возможны как взлеты, так и падения -- когда, отвернувшись от веры в Единого Бога, люди начинали поклоняться духам.

Это и дает нам ключ к пониманию всей динамики исторического процесса. До того, как человек начинает осваивать мир, создавать памятники культуры, технически развиваться, он уже борется за то, чтобы сохранить свой божественный образ. Ведь человек -- образ Божий, и это прекрасно знали древние. Но борьба за сердце человека -- самая тяжелая.

Представления о древнейших наших предках, которые мы по инерции продолжаем воспроизводить, чрезвычайно примитивные и ложные. Они свидетельствуют прежде всего о нашем собственном духовном уровне. И я призываю людей культурных и образованных, прежде чем транслировать дальше "общепринятое мнение", остановиться и подумать: а правильно ли я говорю?

Записала Алла МИТРОФАНОВА

Захоронения на Переднем Востоке, датируемые средним неолитом, были довольно просты и бедны, и с очень большим трудом мы отличаем могилы богатых людей от бедных, знатных от незнатных -- разве что по фрагментам одежды. Но в любом захоронении, каким бы оно ни было бедным, обязательно присутствует один предмет -- это маленькая керамическая чашечка, которая может находиться в разных местах: у изголовья, на уровне груди, около плеча умершего... Эта чашечка совершенно такая же, как сосуд для масел, которые использовали для притираний. В псалмах мы можем прочесть: "Вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. (Пс. 103:15). Масло было обычным средством человеческой гигиены. Ведь в жарком климате Переднего Востока сельскохозяйственные работы совершались под палящим летним солнцем почти голыми людьми, и солнце сожгло бы их дотла, если бы человек не натирался растительным маслом, которое умягчало ярость лучей, защищало от ожогов.

То есть для человека эпохи неолита ярость солнца и ярость Бога связаны. Соответственно, масло стало образом божественной милости, которая покрывает человеческий грех, прощает. То есть чашечка с маслом в могиле -- это своего рода молитва о Божией милости, о помиловании за грехи. Значит, люди глубоко ощущали свой грех, ощущали, что они недостойны предстать перед Богом. Отсюда и разделение кладбища, храмов и жилища, отсюда и похоронный обряд, связанный с маслом .

Лекции профессора Зубова на торренте:

Тут и о ариях и о египте и много-много всего интересного. Реальная наука намного интереснее блеклой фантазии (зачастую по Фрейду) мошенников от квазинауки. Я уж молчу о по факту клинических фантазиях всевозможных неоязычников.

На форумах охотников часто поднимается вопрос об охоте с древними (примитивными) видами оружия. Споры в сети о целесообразности и эффективности такой охоты ведутся до кровавых мозолей на подушечках пальцев. Но те, кто выступает в защиту таких экспериментов, приводят свои аргументы. Ведь одно дело с нарезным ружьем расстрелять выслеженных с вертолета оленей, а другое подобраться к дичи на 10 метров и точно пустить дротик или камень. Как говорят бывалые, хорошая охота, когда у дичи есть шанс, в противном случае это мясозаготовка. А использование копий, духовых ружей и т.п. этот шанс для зверя или птицы увеличивают.

Кроме того процесс становится намного интересней, приносит совсем другие ощущения. Многие народности, сохранившие первобытный уклад жизни, и по сей день используют различные типы традиционного охотничьего оружия. Рассмотрим наиболее обсуждаемые из них и несложные в изготовлении.

Охотничье оружие до изобретения пороха чаще было метательным. Пожалуй, первый о чем мы поговорим – это бумеранг. Существует заблуждение, что полноправными изобретателями сего метательного снаряда могут называть себя только австралийские коренные племена. Но это не совсем так. Изображения разнообразных изогнутых палок в руках человека есть в древних усыпальницах Египта и среди наскальных рисунков Азии. Их использовали на всех континентах разные народы. Существует догадка, что, как и многие изобретения человечества, жителям разных уголков планеты пришло на ум делать возвращающиеся палки почти одновременно. Их использование ушло с изобретением лука и стрел.

Вот только австралийцы не додумались до этого и продолжали, до самой встречи с бледнолицыми колонизаторами, швыряться в птиц бумерангом. Поэтому за ними и закрепилось «авторство». Первый плюс бумеранга в том, что он не так уж сложен в изготовлении. Если говорить о классическом, не возвращающемся виде. По сути, им может стать любая изогнутая палка, которая в полете вращается, тем самым увеличивая силу удара при столкновении с дичью. Охотятся с бумерангом, как правило, на птиц .

Рассмотрим минусы. Необходима открытая местность, так как деревья такому оружию составляют огромную помеху, а то и вовсе могут свести шансы добычи к нулю. И птиц должно быть много. Собственно аборигены так и охотятся, подкарауливая стаи пернатых в местах их скопления. Чтобы попасть бумерангом в одиноко летящую птицу, нужны годы тренировок. И даже в таком случае удача может не улыбнуться. Но если уж попал, эйфория будет несравнима с удачным выстрелом дробью.

Вид оружия – бола (болас)

Применялся жителями Южной Америки, и не только, для охоты на копытных, например, лось , и птиц, но и в качестве боевого. Она представляет из себя несколько (2 и более) круглых камней стянутые в кожаные мешочки, каждый из которых прикреплен к кожаному ремню или веревке длинной около 1,5 метра. Все веревки свободными концами соединены (сплетены) или привязаны к кольцу. Раскручивали болас над головой и метали в цель. Попадая в зверя, шары с силой запутывают ее веревками (или ремнями) и наносят удары. Индейцы с его помощью сбивали с ног бегущую гуанако (семейство верблюжьих). Чукчи и коряки ловили схожим способом птиц. Максимальная дальность броска около 100 м. Индейцы пампы могли бросать болас прицельно до 150 м. Попробуйте потренироваться, избирая в качестве мишени кустарники или небольшие деревца и увидите с какой силой они скручивают ветки.

Другое оружие, где используется камень – праща, древнейшее изобретение человека, уносящее нас во времена неолита и ранее. Некоторые считают ее незаслуженно забытым орудием охоты. По эффективности оно не многим уступало копью. Вспомним, что она из себя представляет: две веревочки, между которыми крепится кусок кожи, куда кладут камень. Один конец веревки заканчивается петлей. Пращей метают камень (либо специально изготовленные пули), перед этим раскручивая, добавляя ему скорости за счет центробежной силы. Кроме всех плюсов данного орудия (дешевизна и простота), есть у него огромный минус: чтобы научиться прицельно бросать камень, как библейский Давид убивший Голиафа, на это могут уйти годы.

Наибольший интерес и одобрение в охотничьих кругах приобрели разного вида духовые ружья. Одно из которых — сарбакан. Это длинная полая трубка, через которую выдувают вставленную заранее стрелку. Длина такого ружья от 1,5 до 3 м. Отверстие в трубке 10-12 мм. В классической форме изготовливается из дерева, бамбука. Индейцы Южной Америки и сегодня им пользуются. Это идеальное оружие в условиях джунглей. Правда, урон от маленькой стрелки невелик, что часто компенсировалось ядовитыми наконечниками. Наши соотечественники при изготовлении сарбакана используют подручные средства, вплоть до лыжных палок, а стрелки из длинных гвоздей с «оперением» из пенопласта. Дальность полета маленькой стрелы около 10 м. Еще немало важно насколько развиты легкие у стрелка. Один американский видеоблогер хвастался забитыми с помощью сарбакана кроликами. Наверняка это максимально возможный размер дичи для данного типа оружия, если не использовать яд.

Еще одно метательное оружие – дротик. Конечно не тот дротик, которым играют в дартс, а совершенно серьезное охотничье оружие, которое, как и любое другое использовалось и на войне до 19 века. Дротик облегченный вариант древнейшего охотничьего оружия — копья. Хотя если брать в расчет оперение, то можно его сравнить с увеличенной стрелой. Изготовить дротик возможно из подручных средств, из любой ровной ветки. Чтобы научиться его прицельно и далеко метать, необходима постоянная практика. Применим в охоте, как на небольшую косулю, так и крупную птицу. Часто использовался для рыбной ловли . Правда в этом случае (и по сей день) больше себя оправдывает острога (копье с несколькими небольшими наконечниками).

Удачи на охоте или полевых тренировках.

Post Views: 2 190

СПРАВКА "ФОМЫ": ЗУБОВ Андрей Борисович - родился в 1952 г. в Москве. Окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД СССР. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН. Профессор МГИМО, Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Возглавляет Учебно-исследовательский центр МГИМО "Церковь и международные отношения".
Автор пяти монографий и более 180 научных и публицистических статей.

В советских учебниках писали, что религия возникла из-за страха первобытных людей перед грозными явлениями природы. Что, надеясь обезопасить себя перед лесным пожаром или наводнением, наши далекие предки выдумали духов и богов. Что по невежеству они оставляли покойникам в могилах еду - а вдруг те проголодаются? Постепенно от поклонения духам природы (шаманизм) люди перешли к воспеванию сонма богов (Египет, Древняя Греция), далее придумали монотеизм (веру в Единого Бога). И, наконец, религия вышла из моды: жизнь-то стала цивилизованной, человек - научно и технически прогрессивным.

Такие воззрения и сегодня еще очень популярны. Но насколько они справедливы? Какими видят наших доисторических предков современные ученые?

На чем записана духовность?

Многие до сих пор считают, что религия с древнейших времен развивалась по мере того, как развивался сам человек. Был, иначе говоря, линейный процесс развития: от примитивных форм - к сложным культам. В науке тоже долгое время господствовал такой подход, но уже с середины прошлого века ученые отказались от этих схем, во-первых, из-за их внутренней несостоятельности, а во-вторых, из-за несоответствия новому массиву фактов. Однако эти схемы, давно оставленные наукой (но еще живущие в России), продолжают существовать в массовой культуре. В литературе, публицистике, кинематографе немало сюжетов про древних дикарей, которые еще не придумали богов, или только-только это сделали. Несмотря на то, что открытия прошлого века все меньше и меньше оставляли места для подобных представлений и даже давали повод ряду ученых предположить, что у древнейшего человека было знание о Едином Боге-Творце, была и вера, и религиозный культ.

Главная проблема здесь заключается в том, что историкам, культурологам и религиоведам зачастую почти не на что опереться. Ведь религию удобнее изучать по текстам, чем по данным археологии. Это духовная сфера жизни, и по материальным остаткам костей и орудий ее не так просто восстановить. Есть сравнительно небольшой отрезок древней истории, в котором существовала письменность*. (СНОСКА: Первый письменный памятник датируют самым концом IV тысячелетия до Р.Х. Письменность появляется почти одновременно с государственностью и примерно через шесть тысяч лет после одомашнивания растений и животных.) И есть огромный временной пласт - древнейшие, доисторические времена, заря человечества, когда не только письменности, но и наскальной живописи еще не было.

Удобнее всего сказать: вера древнейшего человека была примитивна, а может, ее и вообще не было, раз нет никаких прямых доказательств. Но сказать так - значит игнорировать весьма недвусмысленные свидетельства материальных памятников, значит закрыть глаза на факты.

С начала ХХ века ученые пытаются реконструировать мировоззренческие представления древнейших людей на основе археологических находок. Причем делается это одновременно с изучением ныне живущих племен в Центральной Африке и Австралии, ведущих архаичный образ жизни. Все это дает возможность обоснованно говорить о религии и вере наших предков.

Зачем хоронить покойника?

В Олдувайском ущелье в Восточной Африке, на месте стоянки первобытных людей, во множестве находили куски черепа - верхние части и нижние челюсти. Зачем они древнему человеку? Ученые понаблюдали за современными племенами и увидели, что на груди эти люди носят кости - нижнюю челюсть или другие части черепа своих предков, как христиане носят крест. Простое совпадение? Нет, на культ предков это похоже гораздо больше, чем на людоедство. Видимо, древнейшему человеку очень важна была личность умершего, хранящаяся в частице его тела. Возможно, эти кости почитались и как священные реликвии.

Во-вторых, оказывается, что древнейшие люди хоронили своих умерших родственников! Они не оставляли тело где-то в укромном месте (в отличие от останков животных), но особым способом захоранивали в землю. Можно предположить, что сама могила - курган мыслилась как беременный живот земли, который должен родить умершего вовне земли. Поза умершего, останки некоторых предметов, обнаруженные в могилах археологами, свидетельствуют о том, что это было именно захоронение. А ведь это целая революция в представлении об эпохе.

Для нас сейчас естественно: умер человек - надо его похоронить. Мы воспроизводим обычай, который существовал тысячелетиями. Но как и когда он появился? Когда обычай создается, в каждый его элемент вкладываются вполне конкретные мотивации, идеи. Так что же заставило древних людей хоронить своих предков? Какими были их могилы?

В неандертальском погребении многое указывает на то, что и в тогдашнем представлении земля - это временное прибежище человека. Очень часто древние могилы, особенно на Переднем Востоке, по форме напоминали матку. Умершего помещали в них в позе эмбриона - как лежит младенец в чреве матери. Другое известное положение - на боку, в позе спящего, оно более характерно для Западной Европы. Какой смысл видели в этом погребающие, какую логику? Спящий должен проснуться, младенцу надлежит родиться. Что еще можно увидеть в обеих традициях, как не прозрачную надежду на будущее возрождение, воскресение умершего?

До сих пор иногда встречается наивное мнение, что похороны в землю - это не более, чем меры примитивной санитарии. Однако погребения были неглубоки, примерно 40-60 сантиметров - такой тонкий слой земли не скроет запаха тлена. А неизменное придание специальной позы умершему и особый ритуал явно указывают, что воспринимали его соплеменники не просто как кусок разлагающегося и дурно пахнущего мяса.

Единой цели ради...

Давайте посмотрим, на что в период неолита люди тратят свои духовные и физические силы. Мы видим огромные мегалитические сооружения VI-III тыс. до Р.Х. - гробницы, святилища, древнейшие обсерватории, строительство которых требует колоссальных затрат человеческой энергии. Интересно, что исследователи долго не могли найти поселения, где жили строители этих громадин. Когда же нашли, то очень удивились: это были жалкие хижины с самым простым, даже примитивным бытом - практически только то, что необходимо для сохранения и воспроизводства жизни. По оценкам ученых, 80-90% трудовых сил тратилось на религиозные постройки. Все это не давало человеку ни дополнительных удобств, ни богатства, строилось на протяжении многих поколений и требовало не только грубой физической силы, но и определенного умения, опыта, знаний. Значит, был и некий способ передачи этих знаний, т.е. интеллектуальная, а точнее говоря, духовная традиция (древнейший человек не разделял эти понятия).

СТОУНХЕНДЖ: каменная головоломка

В Англии, в графстве Уилтшир находится загадочный памятник древней "архитектуры" - мегалит Стоунхендж ("висячий камень"), состоящий из концентрических каменных кругов.

Большинство ученых сходились во мнении, что это место связано с отправлением религиозного культа. В XIX веке общепринятой стала точка зрения, согласно которой каменный круг не что иное, как храм друидов, где поклонялись солнцу и приносили в жертву людей. Большинство современных археологов считают, что Стоунхендж был церемониальным кладбищем, ведь именно в этом районе самая высокая в Британии концентрация могильных курганов.

Ученые установили, что этот памятник, связавший конец каменного и начало бронзового веков, возводился в три или даже в четыре этапа в течение приблизительно 1500 лет. Однако основные работы производились между 1800 и 1400 годами до Р.Х. Но то, что осталось от Стоунхенджа сегодня, - это лишь бледная тень былого великолепия. Более половины камней либо упали, либо ушли под землю, либо исчезли каким-нибудь другим образом.

Строительство началось примерно за 2800 лет до Р.Х. (некоторые специалисты полагают, что за 3800), когда был выкопан широкий кольцевой ров и в образовавшейся земляной насыпи было сделано 56 выемок. Потом эти ямы были залиты раствором. Единственным инструментом, имевшимся в распоряжении строителей, была мотыга, сделанная из оленьих рогов.

Некоторые исследователи считают, что Стоунхендж - это обсерватория для определения дней весеннего и осеннего равноденствия, а также зимнего и летнего солнцестояния. По мнению ученых, расположение камней имеет непосредственное отношение к движению Солнца, Луны и планет.

Более поздний пример - Древний Египет. Что дошло до нас от этой великой цивилизации? Пирамиды, храмы, гробницы - то, что связано с религиозной сферой, а не с производящей. Вместе с тем, жили египтяне в простых жилищах, не столь примитивных, как в эпоху неолита, но и не в дворцах. По сравнению с неолитом, соотношение изменилось, но тяготение к духовной сфере очевидно.

Историки, изучающие древнейшие царства Китая, поражаются, что весь материальный прибавочный продукт общества шел не в расширение производства, а в сферу заупокойного культа. Все излишки тем или иным образом шли на строительство, на кормление людей, которые это строили, на сокровища, которые клали в гробницы.

Это говорит не о глупости людской, но о том, что главный стержень своего существования люди видели в религиозной сфере. Помните слова Христа: "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мк. 8:36) или "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную" (Ин. 6:27).

Во что верил древний человек?

Раскопки показывают, что в могилу рядом с покойником клали и пищу, и орудия труда. Зачем? Древний человек, конечно же, не хуже нас знал, что мертвое тело истлеет и пища ему не нужна. Кроме того, у археологов есть основания считать, что по умершим совершались тризны. Этот обычай пережил тысячелетия. Многие люди и сейчас после смерти человека вместе с близкими и друзьями приходят на кладбище, чтобы оставить на могилке символическое угощение и самим съесть что-то* (СНОСКА: В целом Православная Церковь не одобряет подобную традицию, видя в ней пережитки язычества. Поминать усопшего надо молитвенно - и в храме, и дома. - Ред.). Смысл тризны в том, что телесно покидая живых, уходя в землю, человек духовно остается со своими близкими. И придя на его могилу, они словно бы еще раз вместе с ним садятся за стол... И вот оказывается, древнейший человек делал то же самое.

Совместное вкушение пищи - это, прежде всего, соединение, согласие, примирение. Идея единства нашего мира и загробного прослеживается с самых ранних времен. Предельная же цель - это соединение с Богом (то, что стало возможным в полной мере лишь после пришествия Христа).

В эпоху неандертальца уже известны жертвоприношения, которые имеют, в принципе, ту же цель. Древнейший человек недостаточно овладел внешним миром, чтобы так хорошо, как, например, в Древнем Египте отобразить свои религиозные чувства. Он не умел писать, не умел рисовать. Но отсюда еще не следует, что мир его идей был примитивен.

Посмотрим на первые дошедших до нас в письменной или словесной форме (т.е. в форме эпоса) памятники двух культур: древнеегипетские (около 3-2,5 тыс. лет до Р.Х.) и ведические (веды) древних ариев (примерно то же время). В обоих источниках постоянно подчеркивается уникальность и единственность Бога-Творца. Он - Отец (в Ригведе Его многократно именуют Дьяуспитар, то есть Небесный Отец, отсюда, кстати, имя Юпитер). "Что ж это за Одно, в образе Нерожденного, который установил порознь эти шесть пространств?" - вопрошает один из гимнов Ригведы, а другие отвечают ему - "Этот Единый дышит Сам Собой, не дыша; другого, кроме Этого, тогда ничего не было" ; "Тот, Кто Один есть Бог над богами" . Древние египтяне говорили не менее определенно, быть может, еще более богословски четко: "Всех богов три: Амон, Ра и Птах, и нет среди них второго. "Сокрытый"- зовут Его в имени Его Амон, Он - Ра ликом Своим, а Телом Своим Он - Птах" .

Нужно помнить, что эти древние памятники не создавали некую новую традицию, а лишь фиксировали гораздо более древние представления.

Ригведы о Едином Боге

"Индрой, Митрой, Варуной, Агни называют... Единого. Этого мудрецы именуют различно - Агни, Ямой, Матаришваном они Его называют" .

Египетские памятники о Едином Боге:

В древнейшем египетском поучении конца III тысячелетия царь обращается к своему сыну: "Проходят поколения за поколениями, но сокрыт Бог, знающий священные письмена. Никто не в силах отвести десницу Владыки, достигает Он всего, видимого глазом. Должно почитать Бога на путях Его, высекать (образы) Его из камней драгих, отливать из бронзы... Помнит Бог того, кто трудится для Него" [Мерикара,123-125; 129-130]

Вечная драма Адама

Я думаю, если мы рассмотрим историю человечества не как процесс смены экономических формаций, не как борьбу за место под солнцем или лучший кусок пирога, а заглянем в самую глубь, то увидим весь драматизм ее развития. Самое главное для человека - это поиск правды Божией. И на этом пути возможны как взлеты, так и падения - когда, отвернувшись от веры в Единого Бога, люди начинали поклоняться духам.

Это и дает нам ключ к пониманию всей динамики исторического процесса. До того, как человек начинает осваивать мир, создавать памятники культуры, технически развиваться, он уже борется за то, чтобы сохранить свой божественный образ. Ведь человек - образ Божий, и это прекрасно знали древние. Но борьба за сердце человека - самая тяжелая.

Представления о древнейших наших предках, которые мы по инерции продолжаем воспроизводить, чрезвычайно примитивные и ложные. Они свидетельствуют прежде всего о нашем собственном духовном уровне. И я призываю людей культурных и образованных, прежде чем транслировать дальше "общепринятое мнение", остановиться и подумать: а правильно ли я говорю?

Записала Алла МИТРОФАНОВА

Захоронения на Переднем Востоке, датируемые средним неолитом, были довольно просты и бедны, и с очень большим трудом мы отличаем могилы богатых людей от бедных, знатных от незнатных - разве что по фрагментам одежды. Но в любом захоронении, каким бы оно ни было бедным, обязательно присутствует один предмет - это маленькая керамическая чашечка, которая может находиться в разных местах: у изголовья, на уровне груди, около плеча умершего... Эта чашечка совершенно такая же, как сосуд для масел, которые использовали для притираний. В псалмах мы можем прочесть: "Вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. (Пс. 103:15). Масло было обычным средством человеческой гигиены. Ведь в жарком климате Переднего Востока сельскохозяйственные работы совершались под палящим летним солнцем почти голыми людьми, и солнце сожгло бы их дотла, если бы человек не натирался растительным маслом, которое умягчало ярость лучей, защищало от ожогов.

То есть для человека эпохи неолита ярость солнца и ярость Бога связаны. Соответственно, масло стало образом божественной милости, которая покрывает человеческий грех, прощает. То есть чашечка с маслом в могиле - это своего рода молитва о Божией милости, о помиловании за грехи. Значит, люди глубоко ощущали свой грех, ощущали, что они недостойны предстать перед Богом. Отсюда и разделение кладбища, храмов и жилища, отсюда и похоронный обряд, связанный с маслом.