Наверное, нет человека, который ни разу не видел деревенскую живность — даже коренные обитатели мегаполисов иногда выбираются в деревню или в зоопарки, в которых можно посетить «сельский дворик». Одним из самых колоритных обитателей таких домашних хозяйств является гусь — энергичная, забавная и очень умная птица. Но если захотите погладить его — будьте осторожны. Гусаки могут довольно ущипнуть своим клювом. А вот научиться тому, как нарисовать гуся — это интересно и совершенно безопасно.

Рисуем гуся шаг за шагом

Итак, начнем разбираться, как нарисовать гуся поэтапно. Рисунок будет базовым, так что справиться с ним сможет даже начинающий художник.

Начнем с головы и клюва. Важно обратить внимание на то, что клюв у этой птицы не заостренный, а скругленный. Несмотря на то, что гусаки могут больно ущипнуть, они все же не хищники, так что острый, способный нанести серьезные ранения клюв им не нужен.

Потом изобразим длинную тонкую шею и довольно массивное туловище.

На следующем шаге отделим крыло и наметим аккуратные перепончатые лапы. Также можно добавить на лапы небольшие пупырышки.

Все, мы справились с задачей.

Гусь с желтыми лапками

В первом разделе мы только начали учиться тому, как нарисовать гуся карандашом. Теперь рассмотрим более детализированный, реалистичный вариант. Кроме того, у нашего гуся будут симпатичные желтые лапки с перепонками.

Первым делом наметим общие очертания туловища. Грудь птицы выдается вперед, а сзади торчит короткий хвостик.

Потом изобразим крылья и аккуратно наметим мышцы ног — они у гусей достаточно мощные.

Теперь — шея, длинная, жилистая. И маленькая овальная голова.

На голове надо изобразить глаз и большой округлый клюв.

И, конечно, не обойтись без больших перепончатых лап, ведь эти птицы отлично плавают.

Чтобы рисунок смотрелся интереснее, сделаем лапки и клюв гусака желтым.

Теперь рисунок полностью готов.

Бегущий гусь — рисуем красивую птицу


Для того, чтобы рисунок смотрелся более живым, интересным, можно нарисовать птицу в движении. Мы научимся тому, как нарисовать гуся, бегущего и хлопающего крыльями.

Вначале изобразим голову птицы, ее длинную, красиво изогнутую шею и линию крыльев. Стоит отметить, что крылья у гусей достаточно большие, мощные.

Затем дорисуем туловище, маленький короткий хвостик и бегущие лапки.

Теперь займемся цветом. Вначале хорошенько наведем черным все основные контуры. Затем сделаем перья птицы сероватыми, а клюв и лапки — желтыми.

Улыбающийся гусак с большими лапами — рисуем с детками

Дети обычно очень любят животных — играть с ними, читать о них, рисовать их. Потому сесть с малышом и разобраться, как нарисовать гуся ребенку, будет очень полезно и интересно. Тем более что он наверняка видел их вживую — в зоопарке или в деревне у бабушки. Да и наверняка гусей в месте с курицами, коровами, свиньями и другими зверушками ему приходилось видеть на страницах разных познавательных книг.

Сначала нарисуем длинную шею, вытянутый клюв и веселую улыбку- все-таки это будет скорее мультипликационные персонаж, чем реалистичный гусак. Так ребенку будет куда интереснее.

Потом изобразим крыло — большое, широкое.

Затем дорисуем мощные лапы и прорисуем на крыле отдельные маленькие перышки.

На этой ноте рисунок можно завершить, но он будет смотреться гораздо интереснее, если внести в него немного красок: сделать лапки и клюв желтым или оранжевым, проложить тени и т.д.

    Хороши здесь уже нарисованы гусли! А вс же хочется ещ одни нарисовать.

    Форма гуслей бывает, можно сказать, произвольной. Разные мастера ищут свои секреты акустики и приходят иногда к совершенно неожиданным разрешениям. Я изберу гусли, несколько смахивающие на треугольник. Но с более округлнными углами, чем мы наблюдаем в треугольниках на уроках геометрии.

    Вот такие, например:

    Ну, а дальше, благодаря тому, что гусли - не такой уж сложнейший музыкальный инструмент, нам останется изобразить отверстие, натянуть на гусли несколько струн, нарисовать места, к которым эти струны прикрепляются к самим гуселькам. И приладить ремень.:

    В общем - ничего сложного. Силуэт деки - достаточно произвольный, несколько вытянутый. Отверстие резонатора - может быть цветком, может набором разнокалиберных отверстий, может - гитарной дыркой.

    Колки - обязательно.

    Ремень и антабки - доп. опции.

    Я предлагаю нарисовать вот такие гусли карандашом поэтапно:

    А нарисовать их совсем несложно:

    1) Сначала рисуем контур инструмента;

    2) Затем рисуем подставку и струнодержатель;

    3) Рисуем струны;

    4) Прорисовываем металлические колодки;

    5) Детализируем изображение и раскрашиваем.

  • Уважаемая Звенка!

    Это тот случай когда можно отделаться словесным описанием процесса срисовывания гуслей с фотографии. Однако подобные вопросы эадаются детьми. А им сложно срисовывать с фотографии. Им даже сложно срисовывать с рисунка. Им проще рисовать по примеру. Т.е по поэтаной схеме или пошаговому уроку. Поэтому я привожу вам таковую схему. С ней ваш вопрос полезнее для посетителей. И те 380 просмотров в месяц, которые соберет ваш вопрос, будут нам благодарны.

    Вариантов гуслей множество. Это от сплошной грубой резной доски с гвоздикамии для струн, до сложного музыкального инструмента с резонатором и колками. Я нарисовал вот так.

  • Гусли - струнный музыкальный инструмент, распространенный в России.

Нетрадиционное рисование Мастер - класс для учащихся 3 класса: Гусь

Панфилова Надежда Павловна, учитель начальных классов МБОУ "Раздольненская школа-гимназия №2 им Л.Рябики" Республика Крым

Мастер-класс пошагово "Гусь". Нетрадиционная техника рисования для детей начальной школы.


Описание: мастер-класс будет интересен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, творческим детям и их родителям.
Назначение: работа может украсить детскую комнату, станет хорошим подарком или выставочным экспонатом.
Цель: создание рисунка "Гусь" в смешанной технике.
Задачи:
учить рисовать гуся пошагово;
развивать навыки рисования восковыми мелками и гуашевыми красками, творческие способности;
развивать кругозор, любознательность;
воспитывать эстетические чувства к прекрасному, аккуратность, любовь к творчеству, к родной природе, птицам и животным.
Материалы:
-гуашь, кисточки, вода,
-альбомный лист, карандаш,
-восковые карандаши,
-рамка.


Шаблон:


Гусь- один из древнейших видов домашней птицы, который был одомашнен в 8 веке до нашей эры. Родоначальником пород домашних гусей является дикий серый гусь, в отличии от которого домашние гуси утратили способность к полёту. Гусь- гордость каждого двора.
Причина одомашнивания гусей кроется в их образе жизни. Это птицы травоядные, поэтому корм добывают самосмоятельно. Первых птенцов для одомашнивания, человек отловил или взял из гнезда. Выращенные в неволе гуси привязывались к своему хозяину.... своим интеллектом. Гуси склонны хранить верность как своему хозяину, так и партнёру по гнездованию. Эти качества гусей были уже известны в древности. Римляне сравнивали этих птиц с богиней Юноной- хранительницей семейного очага и брачной верности. Рядом с храмом богини постоянно содержали стадо гусей.
Именно гуси своим гоготом разбудили ночью стражей, когда враги напали на Рим. Отсюда происходит поговорка: "Гуси
Рим спасли".


В современном хозяйстве, есть много пород гусей. Но объединяет их то, что все они не умеют летать или делают это очень плохо. Гуси- водоплавающая птица, поэтому нуждается в воде. Там они ищут себе подкормку.
Все знают весёлую песенку о двух гусях, которые жили у бабушки:
Жили у бабуси два весёлых гуся,
Один серый, другой- белый,
Два весёлых гуся.
Породы: эмдейская, легард, итальянская и много других, цвет оперения у них белый, клюв и лапки оранжевые, глазки голубые или чёрные.
Художники писали картины, поэты и писатели сочиняли стихи и сказки, рассказы, скульпторы создавали памятники.
Вот какие наши гуси!


В городе Арзамасе стоит памятник гусю.


Курский писатель Евгений Носов написал рассказ "Белый гусь", где гусь ценой собственной жизни спасает маленьких своих гусят. Литературному персонажу, гусю-семьянину открыли памятник в городе Курске.

Ход работы.

Белый лист кладём горизонтально. Простым карандашом по центру листа рисуем овал.


Прорисовываем шею.


Намечаем очертание оперения хвостика.


Прорисовываем клюв, лапки.


Берём белый восковой карандаш и затушовываем всё оперение гуся, кроме клюва и лапок. Их мы покрасим оранжевым восковым карандашом.


Делим визуально лист на две части. В нижней- трава.
Зелёным карандашом намечаем очертание травинок.


Белым цветом рисуем в верхней части листа облака. С левой стороны добавим немного жёлтого тона.


Начинаем голубым тоном краски заливать небо.


Закрашиваем зелёным тоном нижнюю часть листа.


По зелёному полю цветут одуванчики. Способом тычка создаём жёлтые и белые кружочки.



Для большей выразительности, контур гуся обводим серой краской.


Добавляем к облакам немного белого цвета.


Наш "Гусь"

У гуся- две лапки,
Бусинки-глазки,
Есть свои повадки,
Ходит без оглядки,
Да и не спеша.
Гусь-мудрец домашний,
Мыслит, размышляет,
Он борец отважный,
Только не летает.
С виду добродушен,
Но готов и в бой,
И ходить он может
Следом за тобой.
(Борисов Т.)

Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей» . Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах. Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси» , а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент . Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка» 🙂 До самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их с малышом. А вот какие родственники есть у русской домры – У грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».

Рассмотрите с ребенком домру. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.

А Ваш малыш знаком с былиной о Садко? Если нет, то посмотрите замечательный фильм по этой былине.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Загадайте загадки:

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Вспомните с малышом песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, День рождения только раз в году». На каком инструменте играл Крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?

Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный» ? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический» , в нем работает невидимка-воздух. Вспомните с ребенком, какую еще работу выполняет воздух-невидимка, как он людям помогает (интересный материал о том, какую работу выполняет воздух Вы найдете )

Интересно об истории любимой русским народом гармошки рассказано в телепередаче «История одной вещи. Гармонь». Это передача для взрослых. Но, показав малышу отдельные фрагменты из нее, Вы поможете ему увидеть, как работает гармонь, какие кнопочки на ней, услышать как гармонь звучит, ее переливы. А также узнаете много нового об истории гармони в России.

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Рожок.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Если Вы хотите больше узнать о рожках, то можете посмотреть передачу канала «Ремесло» об этих народных инструментах. Это ролик для старших детей и взрослых.

Речевое упражнение «Оркестр»

А теперь, когда ребенок познакомился с наиболее известными русскими народными музыкальными инструментами, можно поиграть в слова. Попросите малыша отгадать, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

Задания для игры:

  • На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — ?… (флейтист)
  • А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
  • А кто играет на балалайке? (балалаечник)
  • На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик)

Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье. Все дети в этом задании ошибаются, и это отлично! Если ребенок, например, скажет «На балалайке играет балалай», ответьте ему: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди договорились называть этого музыканта по-другому. Догадайся, как». Пусть малыш попробует придумать другие слова. Дети могут назвать такие слова – «балалайщик», «балалист» и другие. Стимулируйте ребенка искать правильный вариант, но ни в коем случае не смейтесь над ошибками. Ведь это не ошибки, а словотворчество ребенка, его активный поиск точного слова, его экспериментирование с языком. В конце, если малыш так и не догадался, подскажите началом слова: «балала-е…» и назовите правильный вариант – «На балалайке играет балалаечник». В любом случае похвалите ребенка за его поиски ответов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой игре главное не запоминание ребенком правильных названий профессий музыкантов, а активный поиск ответа и экспериментирование со словом.

Загадка — картинка для дошкольников.

На каких инструментах играют эти сказочные герои?

Вот и подошло к концу наше первое знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Но мы с Вами не прощаемся!

По просьбам читателей сайта для более удобного использования материала я выкладываю картинки из этой статьи в высоком разрешении в виде презентации «Русские народные музыкальные инструменты» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (найти их можно в разделе группы «Документы» — для тех, кто не знает где это находится — это правый столбик странички группы). Эту презентацию можно редактировать.

А с детьми можно выполнять задания и рассматривать картинки из статьи, данные в презентации ниже.

Еще на сайте о музыкальных инструментах для детей:

Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.

В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:

  • здесь по этой ссылке: ,

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Гусли – это старинный русский инструмент, который по праву причисляют к народным. Если обратиться к старославянскому языку, то название происходит от слова «гудеть», что вполне логично.
Уникальность гуслей относительна, так как имеются сходные системы, например цитра, которая была популярна в XVII-XVIII веках в Германии и Австрии. Нужно отметить, что цитра, в свою очередь, попадает в род инструментов, произошедших от древнегреческой кифары. Можно считать, что и имеют примерно тот же вектор исторического развития. Наибольшее распространение получили разновидности крыловидного типа. Академические гусли часто выполняют в 15-ти струнном варианте, сейчас их можно встретить в некоторых ансамблях.

Перечислим инструменты, которые причисляют к разновидностям гуслей:

  • лира (Греция);
  • арфа (Италия);
  • жетыген (Казахстан);
  • канон (Армения);
  • сантур (Иран);
  • кантле (Финляндия);
  • кокле (Латвия);
  • канклес (Литва) и др.

То есть у многих народов есть подобные инструменты. Исполнителей называют гуслярами . Некоторые известные артисты говорят, что нет лучше народного инструмента для аккомпанемента при исполнении вокальных партий. В русском духовенстве в начале ХХ века можно было встретить клавирообразные гусли: прямоугольный резонансный ящик, забитый крышкой, он лежал на столе, строй был фортепианный, поэтому игра облегчалась.

Строение и изготовление

Гусли довольно простой музыкальный инструмент, который состоит из корпуса и закрепленных на нем струн, которые натягиваются посредством колочной системы. Материал – древесина. Чаще всего это хвойные: ель, сосна, кедр, и др. Считается, что только в этом случае будет иметь место характерное, неповторимое звучание. Собирается резонирующая коробка, частями, используется клей или мелкие гвоздики. Нужно продумать, как и где будет расположено отверстие, без него невозможно объемное звукоизвлечение. Также проделываются вспомогательные отверстия. Роль деки здесь играет голосная доска, которая устанавливается на фронтальной части.

Принцип игры и строй

Как правило, можно встретить самоучители игры на звончатых гуслях. На них можно играть стоя или сидя. Во втором случае инструмент устанавливается ребром (боком) на колени и для удобство немного наклоняется к исполнителю. Легче всего найти песни и ноты под 9-ти или 12-ти струнные гусли. Академическая школа включает в себя и оркестры народных инструментов, поэтому имеет свою школу исполнения и многих известных артистов-гусляров (некоторые современные коллективы упоминают в своем творчестве этот инструмент, например Гуф Гусли). Оригинальные гусли производятся и применяются только в странах СНГ, в остальном мире используются другие похожие инструменты. То есть можно с уверенностью назвать русские гусли феноменом (иностранцы нередко называют их трапецевидными из-за характерной этнической формы).

Разновидности и типы гуслей

Крыловидные


Довольно интересная разновидность, потому что изготавливается корпус не из еловых, а из клена. Многие эксперты считают, что именно отсюда такое называние. Есть и другое – яворчатые (явор – клен). Но всё равно дека делается из елового массива (идеально) или из дощечек (хуже). Также их называют звончатыми, они имеют диатонический звуковой ряд . Родственные инструменты: кантеле и коклес. По внешнему виду их довольно просто отличить, так как струны на них натянуты веерообразны и сужаются к «пятке». Корпус нередко скошен, некоторые струны настраивают как бурдонные, то есть они могут звучат при игре непрерывно, не портя песни. Если гусляр затрагивает сразу все струны, то это называется «бряцает». Существует множество приемов, самые распространенные из которых «подщипывание» и «глушение».

Шлемовидные


Такие гусли встретить не так просто – они довольно редкие . Раньше считалось, что происхождение этого вида – древнерусское, но позже историки выбрали другую версию – поволжскую. Музыкант, который играл на таком инструменте в средние века назывался гудцом. Название дано неспроста, и на самом деле имеет место форма шлема, можно насчитать от 11-ти до 27 струн. Правой рукой «выщипывается» мелодия, а левая зажимаются аккорды. Кладется так же, как и другие разновидности, на колени. Инструмент существует и применятся по сей день. Существуют оригинальные техники игры – когда двумя руками дергаются ноты с разницей в октаву, так играют марийцы.

Лирообразные


Имели широкое распространение на Руси, начиная с XI века, внешне похожи на лиру. Имеют проем (окно) в верней части. Туда помещается левая рука, а правая ударят по струнам в районе держателя. Инструмент упирался в бедро, хорошо, что можно было играть и на ходу. Количество струн: 5. Сейчас лирообразные гусли можно встретить только в музеях и у коллекционеров, применяются они крайне редко, имеют историческую и культурную ценность . Стоят очень дорого.

Стационарные


Гусли такого типа сильно отличаются от переносных, так как они закрепляются в определенном месте, для облегчения игры. При этом инструменты более серьезные и продуманные, они бывают

  • клавирообразные;
  • столообразные;
  • прямоугольные.
Стационарные модели бывают щипковыми или клавишными. Находятся на столике или на подставке. Музыкант стоит или сидит возле установки и двумя руками занимается игрой. Иногда левой рукой нажимаются клавиши, а левой дергаются струны. Речь идет о гуслях с комбинированными системами. Основной и характерный прием игры на таких инструментах – арпеджиато, когда звуки аккорда перебираются от нижнего к верхнему.

Посмотрите

Видео

Слушать гусли Субботин концерт барда Рок на гуслях Одинокий пастух - Джеймс Ласт Metallika - Nohing els matter Цой - в исполнении Сергея Плотникова Егор Стрельников Ольга Глазова