Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Совсем недавно, я начал увлекаться рисованием карандашом. Мой приятель, так хорошо владеет им, что я попросил у него пару занятий. А еще я попросил его, написать статью, именно для новичков в рисовании, таких как я, где подробно описаны все этапы рисования. Сегодня, в этой статье, он делится своими советами и секретами.

Прежде чем начать, хочу раскрыть секрет, как научился рисовать мой приятель. Он прошел видеокурс "Рисуем портрет по фотографии " и результат на лицо. Тем более автор курса, обещает полный возврат средств, если не научитесь рисовать. Но как говорит мой друг, это просто не возможно! Курс очень понятный и все показано на примерах.

Рисуем портрет по фотографии

Что-то нарисовать, это непросто, но процесс освоения техники создания портрета пойдет намного быстрее, если взять на вооружение несколько советов из этой статьи.

Ведь как бывает, вроде бы рисуешь, стираешь, снова рисуешь, изводишь «тонны» бумаги, а результатов нет. В чем же причина таких неудач?


Все дело в том, что, пытаясь нарисовать глаза, нос или другие части модели, начинающие упускают из виду то, что картина должна писаться от целого к частному.

Как рисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих? Двигаясь от простого к сложному. Приведу пример. Помните, как возникает человек из тумана? Сначала появляются неясные очертания. С исчезновением дымки становятся отчётливее черты лица. Также должно быть на бумаге.

Существуют три ракурса: профиль, анфас и полуоборот - так называемые три-четверти.

Начинающим можно посоветовать попробовать написать портрет человека, сидящего в три четверти или сбоку. Затем, когда техника создания лица в полуобороте будет отточена, можно будет заняться более сложными техниками, писать лицо анфас.

Впрочем, если вы верите в свои силы, можно попробовать нарисовать и прямо сидящего человека с натуры.

С чего начинать?

Каркас или основа портрета - это овал головы и точки расположения глаз, ушей, подбородка, носа, бровей. Чтобы вам было понятнее, покажу как размечать контуры лица. Возьмём, к примеру, портрет девушки.

Какую форму головы она имеет? Яйцевидную? Круглую? Овальную с квадратным подбородком?


Купить можно здесь .

Карандаш вытяните в руке, направляя его в сторону модели. Отметьте расстояние между верхушкой головы и подбородком на бумаге. Ширину отмечаем также. Теперь поставьте все эти величины на бумаге с помощью точек, не забывая о пропорциях, масштабе.

Для рисования с фото измеряйте параметры линейкой, наметьте предполагаемую ширину и высоту головы. Напишите форму головы.

Помните, что ширина головы составляет ¾ высоты. В реальности могут быть отклонения в 1-2 см. Так что, тщательно измерьте высоту и ширину, проверьте их соотношение.

Очертания должны быть лёгкими и нежными, еле заметными. Для этого подойдёт карандаш HB. Теперь вы готовы к следующему этапу.

Многие пытаются овладеть искусством рисования портрета, но у них не выходит. То нос бывает раздувшимся, как у свиньи, то глаза - чересчур маленькими. Важно на этом этапе сверять эталон с оригиналом (моделью или фото).

Каждый человек имеет свои особенности. Это могут быть широкие скулы, крупный нос картошкой, глубоко сидящие глаза. Присматривайтесь и замечайте. А как обычно рисуете вы? С чего начинаете свою работу?


Эталон

Золотое правило портретистов - это так называемый эталон. С него впоследствии лепят уникальный шедевр, то есть лицо.

Он вобрал в себя следующие составляющие:

  1. Отрезок ровно посередине между макушкой головы и подбородком обозначает линию глаз.
  2. Следующая черта проходит посередке между линией бровей и концом подбородка. Это линия носа.
  3. Поделите отрезок между носом и подбородком на три части. Нижняя граница верхней трети и есть место расположения губ. Оно может быть немного выше или ниже, все зависит от особенностей человека.
  4. Чтобы найти линию бровей, поделите высоту головы на три с половиной. Половина от трех частей обозначает линию роста волос. Вторая за ней черта - линия бровей. Третья черта - линия носа.

После того, как наметили овал, отметьте выступающие элементы:

  • скулы;
  • подбородок.

Поделите лицо на пополам по вертикали. В случае с полуоборотом посмотрите пример.

Линия проходит и делит «яйцо» пополам. Одна половина должна быть меньше, чем вторая, так как находится дальше.

Обрубочная голова

В профессиональных художественных школах начинающие портретисты изучают так называемую «обрубку». Это голова человека, представленная в упрощённом варианте.

Мы с вами попробуем нарисовать своеобразный обрубок нашей модели в простом исполнении.

Это второй этап.

Отметьте особенности человека:

  • толщину скулы, впадающие и выпирающие части лица, своего рода рельеф;
  • толщину переносицы, основания носа;
  • ширину и высоту глаз, их расположение;
  • толщину и ширину губ;
  • брови, их изгиб, направление, толщину;
  • форму подбородка: треугольный, квадратный и т. д.

Теперь, позвольте показать вам, как рисовать глаза.

Сферические зеркала

Глаза представляют собой круглую сферу. Эту округлость и необходимо передать на листе. При этом белок глаза никогда не оставляют белым, а оттеняют, добавляя объела. Чтобы было видно, что глаз имеет шаровидную форму.

Найти глаз довольно легко. Поделите ширину головы на пять частей. 2-ая и 4-ая части представляют глаза. Но это пропорции для анфаса. Как рисовать глаза в полуобороте?

В этом случае вы просто отмечаете ту самую глазную впадину, выемку или височную часть головы и уже от неё пляшете. Отмеряете самый дальний глаз, он по величине меньше, чем второй. Измеряете расстояние между глазами и намечаете на бумаге. Также повторяете для другого глаза.

Наметьте глаз четырёхугольником, отметив ширину и высоту насечками.

Внимательно присмотритесь к модели или фото. Какой разрез глаз имеет оригинал? Как относятся ширина к высоте глаза?

Набросайте отрезки, показывающие положение век.

При этом нижнее веко никогда не делают тёмным. Присмотритесь, как изобразить толщину нижнего века. Оно на тон темнее белка глаз.

Нос

Теперь приступаем к созданию плоскости носа. Для этого необходимо знать несколько соотношений:

  1. Проведите от уголков внутреннего века вниз линии, параллельные друг другу. Наметьте расположение крыльев носа.
  2. При создании лица в полуобороте вторая линия, идущая от дальнего глаза, скроется за переносицей.

Постройте трапецию в основании носа, предварительно начертив линии спинки носа. Для этого поставьте карандаш параллельно вертикальной оси и запомните угол между спинкой носа и осью, перенесите на бумагу.

Губы

Расположение губ можно найти так. Если поделить высоту головы на 8 частей, то пятая линия вниз от макушки головы составит линию губ.

Рот пишите так, как будто он нарисован на цилиндре.

Верхняя губа должна равняться 1/3 от высоты губ. Ширина губ равна расстоянию между центром зрачков. В полуобороте измеряйте на фото и подгоняйте к своему масштабу.

Есть еще одна мерка ширины губ: она равна отрезку в полторы глаза.

Уши

Как рисовать уши посмотрите на картинках. Ухо располагается между бровными и носовыми линиями.

На портрете в ¾ мужчина изображён с одним ухом, второе ухо «спряталось». Запомните, ухо должно располагаться под наклоном к голове.

Его можно определить, если провести прямую, соединяющую яремную впадину и ухо. Или просто приложив карандаш к фото, на глаз измерив угол наклона.

Памятка

И ещё некоторые правила:

  1. Если вы пишете портрет человека по пояс, определите ось, которая делит лицо пополам, чтобы можно было определить местоположение глаз, носа и ушей, бровей и т. д. Она проходит через яремную впадину или между ключицами в центре;
  2. Ширина головы по линии глаз есть 2/3 от её высоты;
  3. Самая широкая часть головы является основой для нахождения ширины нижней челюсти (¾ от большей величины).

Детализация

Третий этап создания портрета включает в себя детальную прорисовку. Удалите лишние линии, начните добиваться сходства с фото. При этом замеряйте ширину глаз, носа и других частей и сравнивайте их с шириной лица. Рисуйте плавные линии, округлости.

Последний заключительный этап - штриховка.

Штрихуйте с тёмных участков постепенно переходя на самые светлые. В последнюю очередь высветлите, добавьте бликов зрачкам, кончику носа и другим частям.

Картина готова.

Напоследок хочу сказать вам, что портреты могут быть без штриховки. Например, линейный портрет использует в качестве изобразительного средства линию.

Посмотрите, как рисовать девушку.


Изображать животных, птиц, предметы быта и других выдуманных персонажей намного легче, чем запечатлеть на листе бумаги чье-то лицо. Тут нужно иметь натренированную руку, четкое знание анатомических свойств строения головы и физиологических пропорций. Поэтому нужно сначала испортить несколько листов, тренируя руку. После этого можно будет приступать к чистовому варианту. Итак, как нарисовать лицо девушки?

Техника рисунка

Рисунок будет состоять из целого круга и половинки, которую рисуют под первым. Линии не вытираем. Соединяем края, в которых начинается второй полукруг, разбиваем композицию вертикальной линией на 2 части. Навести прямую под крайней нижней точкой целого круга, и такую же сделать под ней, отделив третью часть пространства. На большой горизонтальной линии ограничить зону носа двумя скобками.

Очертить зону лица: выделить скулы, подбородок. Над скобками сделать симметричные брови, но с учетом наклона вниз в левой части.

На горизонтальной линии нарисовать нижнюю часть круга для глаза, а сверху ограничить кривой века. Не выходить за пределы линии.

На средней горизонтальной, ориентируясь на скобки носа, сделать 2 темных пятна – носовые дырки. Между ними легким штрихом ограничить перегородку, а по бокам нарисовать округлые крылья носа.

Переходим к третьей линии – зона рта. Наводим с некоторым изгибом прямую, а над ней рисуем верхнюю губу. Наложить легкую светотень, очертить носогубный треугольник.

Помня об уклоне, оформить нижнюю губу. Ее нужно сделать полноватой, правильно наложив тень. Навести боковую линию лица.

То же самое проделать со второй половиной лица и ограничить подборок, не забывая о его форме.

Под изгибами подбородка рисуем линию шеи. Настал момент, когда можно добавить девушке волосы. Рисуем легкую волну сбоку начиная от макушки и доводя до плеч. Детализировать пробор и нарисовать изгиб волос на лбу.

Начиная от изгиба на лбу завести прядь на другую сторону. С макушки вывести волнистую границу волос с другой стороны.

Переходим к глазам: заштриховать круг глаза, оставив там маленький блик, навести линию верхнего века, сверху ограничить его нависающую часть, навести границу нижнего. Маленькими линиями нарисовать ресницы, насаживая их на веко от внешнего края к внутреннему.

Теперь рисуем зрачок в середине глаза и от него пускаем несколько линий в разные стороны. На нижнем веке нарисовать короткие ресницы. Навести губы, легкими линиями расставляя акценты. Теперь выделить контуры лица. Увеличиваем брови. Вытираем дополнительные штрихи.

Прорисовываем на прядях отдельные волоски, делая их объемными.

Последние штрихи – легкие движения карандашом в разных частях лица, выделяя складки, боковые части и изгибы.

Получается реалистичный портрет, в котором особенно поражает глубина взгляда. Такой рисунок займет много времени, ведь на каждую зону нужно выделять максимум внимания и старания, не пропуская важных деталей.

Здравствуйте! Свами Анна!

Напомню, к этому уроку мы приготовили:

  1. Бумага А4;
  2. Карандаши, гелевая ручка, «стирательная» резинка (ластик);
  3. Тонкая калька;
  4. Журнал мод.

Помните, мы говорили о старых школах Китая, и лиса Ялисс рассказывала нам о первом этапе обучения, где художник учится по образцам?

Для начала приведу примеры портретов.

Рассмотрите их внимательно. Мы к ним еще вернемся.

Худ. Татьяна Чувашева. Детский портрет:

Пьеро Ратари. Женская головка:

Посмотрели? Итак, пробуем рисовать.

Возьмем бумагу и отточенный карандаш. Нарисуем круг. Постарайтесь нарисовать его от руки. Если сложно, то можно взять маленький стаканчик и очертить его.

Проведем в круге две перекрещивающиеся линии, делящие круг на 4 равные части (горизонтальную и вертикальную). Можете воспользоваться линейкой.

Точка перекрестья - центр круга.

Продолжим вертикальную линию ниже круга.

Внизу дорисуем при помощи двух линий треугольник (не большой и не маленький). Он должен получиться почти равносторонний:

Круг и треугольник составляют лицевую часть черепа. Нижний треугольник - это будущая челюсть.

Обведем ее двумя полукруглыми линиями так, чтобы получилось такое яйцо, как бы, слегка заостренное книзу:

Теперь вернемся к кругу.

Линия, делящая круг пополам, это линия, на которой будут располагаться наши брови.

Проведем еще одну параллельную ей линию, чуть ниже. Это линия, где будут располагаться глаза:

И теперь сделаем такое не простое деление линии, на которой мы будем рисовать наши глаза.

Но перед тем как понять, какое это будет деление, подойдите на минуточку к зеркалу и посмотрите на свое лицо.

Все лица разные, но художники придумали «каноны», такие образцы, для удобства обучения рисованию и для удобства сравнения. Вспоминаем, ведь, чтобы научиться рисовать, надо много наблюдать. Быть просто внимательным мало, надо научиться сравнивать.

Для облегчения сравнения художники выбрали образцы. Сейчас мы с вами и работаем по такому образцу.

Поняв и научившись рисовать образец, мы легко можем сравнивать его с другими лицами.

Как понять, какой нос назвать длинным, а какой коротким?

Для того чтобы это определить, нужно для сравнения иметь средний нос, т.е. нос среднего размера. Образцы для обучения все имеют средние размеры. По образцу легко можно научиться рисовать «образцовое» лицо.

Сейчас мы посмотрим, как по этому образцу рисовать глаза.

По правилу образца, между глазами должен помещаться «один глаз», т.е. расстояние между глазами должно соответствовать размеру одного глаза.

Принято выделять у глаза внутренний край, тот, что ближе к носу, (где находится «слезнячок», место, где скапливаются наши слезы, если мы плачем) и внешний край, тот, который ближе к уху. Расстояние между «слезнячками» и составляет размер одного глаза.

А расстояние от внешнего края каждого глаза до виска составляет по половинке глаза.

Посмотрите на свои глаза или на мамины. У всех людей между глазами будет расстояние примерно в один глаз. Но у кого-то оно больше, у кого-то меньше. У кого-то глаза поставлены близко, у кого-то широко.

Но мы, сейчас изучаем образец, который берем за основу. С ним мы будем сравнивать все другие лица, не для того, чтобы посчитать их несовершенными, а чтобы иметь точку отсчета, то, с чем можно сравнивать. Образец помогает замечать больше.

Посмотрите на рисунок, где показано это деление:

В итоге, мы должны отметить на нашей нижней горизонтальной линии тонкими штрихами размеры трех глаз и их две половинки с боков. Обещаю, что это самое сложное место в рисовании человека анфас. Больше такого не будет.

Еще раз посмотрите на рисунок. И попробуйте сделать такое деление, сравнивая свой рисунок с тем, что вы видите.

Теперь сотрем вспомогательные линии между глаз и с боков глаз, чтобы осталась только наметка наших будущих реальных глаз. Не делайте их очень черными. Пока только определилось место наших глаз.

Теперь отрезок линии от точки из цента круга до конца подбородка делим пополам. Эта точка деления будет самым нижним краем нашего носа. Это точка называется «корень» носа. Место, где нос переходит в верхнюю губу.

Когда у людей болит голова, они часто массируют именно эту точку и это помогает боли уйти. Вы можете попробовать это сделать сами. Довольно болезненное место, но от давления на него, в голове как будто проясняется. Такая вот «волшебная» точка.

Проводим через нее на нашем рисунке тонкую горизонтальную линию:

А теперь делим отрезок линии от точки корня носа до конца подбородка тоже пополам. Проводим горизонтальную линию. Это будет край нижний губы.

И проводим еще одну горизонтальную линию чуть выше этой линии. Как показано на рисунке. Это есть основная линия губ. Запомните ее:

Что ж, мы наметили основные точки.

Теперь можно приступать к деталям.

Начнем с глаз. Глаза у людей бывают разные и не только по цвету, а еще и по форме. Бывают большие, маленькие глаза, выпуклые или впалые, с большими или маленькими веками.

Но сейчас нас интересует только, так называемая, «линия глаз».

Если мы сравним глаза двух человек, то увидим, что они разняться в первую очередь «линией глаз». Что это за линия такая?

Это мысленно проведенная линия от внутреннего края глаза («слезнячка») до внешнего его края. Она у всех людей находиться под разным углом. Или бывает прямая, когда «слезнячок» и внешний угол глаза находится на одной линии:

Сравните эту «линию глаз» на рисунке. Глаза бывают сильно раскосые, где внешний край глаза идет резко вверх. Бываю слегка раскосые или наоборот, внешний край глаза может быть опущен, по сравнению с внутренним. Такие грустные глаза.

Мы нарисуем наши глаза слегка раскосыми. Совсем чуточку, какие они бывают у большинства людей.

Для этого из внешнего края намеченных нами полосок для глаз, проводим слегка опущенную вниз линию (на рисунке она красного цвета).

Стираем прежние полоски. И рисуем вот такой глаз. Рисуем «слезнячок» и верхнее веко. На верхней намеченной ранее горизонтальной линии намечаем брови:

Чтобы нарисовать нос, нужно определить место крыльев носа.

Для этого из точек глаз обозначающих внутренний их край («слезнячок»), опускаем вниз две вертикальные линии. А из точки, которая обозначает корень носа, наоборот, проводим две линии чуть вверх.

Рисуем такую «птичку»:

Посмотрите, как корень носа в профиле соответствует точке, обозначающей его же анфас:

Рисуем нос очень просто. Чуть выше корня носа рисуем ноздри, такими темными треугольничками, слегка раскосыми. Крылья носа тоже слегка подправляем, направляя линию глубже внутрь, чтобы нос был не таким широким.

Мягкой линией в центе носа намечаем самую выступающую вперед часть носа - «пипочку». На «пипочку» маленькие дети любят показывать пальцем или трогать ее друг у друга, как будто они звонят в кнопку звонка: «Дзинь-ь-дзинь!!»

У кого-то эта «пипочка» находится очень высоко, и смотрит вверх - это курносый нос. У кого-то она находиться строго между ноздрями. Если смотреть в анфас. У кого-то она находится низко - висячий нос.

К старости эта самая высокая, самая выпуклая точка на лице слегка опускается. Потому что в ней нет костей, которые держали бы форму. И поэтому носы у старых людей слегка обвисают, по сравнению с молодыми носами.

Мы рисуем средний нос (не курносый и не висячий):

Сотрем вспомогательные линии. И перейдем к губам.

Рот делится на верхнюю губу, нижнюю. Самая главная линия рта - это средняя линия губ. Она образуется, когда губы сомкнуты. Она тоже, как нос и глаза у людей, бывает разной.

Крайние точки, края губ могут быть на одной линии с ее серединой. Но, если края губ опускаются, то получается грустное лицо или плачущее. Если края губ подняты, тогда лицо выглядит улыбающимся и жизнерадостным. Это зависит и от возраста и от настроения, и от природного строения лица.

Сравните:

Теперь рисуем наши губы.

Нам надо их наметить. Вспомогательную, горизонтальную линию средины рта мы уже нашли раньше. Наметим на середине этой линии овал верхней губы. Отметим этот овал темнее.

Теперь намечаем края губ. Края нашего рта. Рот тоже бывает разный. Большой, маленький, средний. Мы нарисуем рот среднего размера.

Определим его размер так: от внутреннего уголка глаз, надо немного отступить по направлению к внешнему уголку глаз.

Теперь найдем точку, делающую глаз примерно на 3 части. Опустим линии вниз из этой точки. В месте, где они пересекутся с центральной линией наших губ и будут края губ.

От середины линии губ, от нашего овала, рисуем линию губ, уголками чуть верх. И ставим на краях уголков, жирные точки (такие треугольнички, как на рисунке). Нижняя линия губы уже у нас найдена. Намечаем ее тверже.

Намечаем верхнюю губу небольшим овалом. Губы готовы:

Теперь стираем все вспомогательные линии.

Рисуем волосы. И рисуем их много и выше нашего круга-черепа, в зависимости от пышности прически.

Рассмотрите и обратите еще раз внимание на портреты, которые представлены были в начале нашего урока.

Когда художники рисовали лицо человека, они ярко, глубоким тоном (чернотой или насыщенностью краски), выделяли на лице не все подряд, а только самые важные места. Самое важное в портрете - это глаза и еще несколько линий и точек. Остальное рисовали очень мягко и тонко. Просто «растворяли».

На самом деле, на портрете самыми главными, самыми яркими и самыми-самыми тёмными, должны стать зрачки глаз .

Художники выделяли глаза на портрете всегда, во все времена. Это самый главный секрет портретиста.

Попробуйте очень хорошо, выделить на вашем рисунке зрачки глаз и вы увидите, как ваши глаза сразу станут смотреть, как живые.

Кроме зрачков глаз нужно выделить еще немного: по сути, это только три линии и три точки.

Первые две линии, которые мы черним сильнее (но не сильнее зрачков глаз) - это две линии верхней части глаза, над зрачками , там, где ресницы. Но, обратите внимание, не всю линию верхнего века , а строго в середине глаза .

Потом черним так же хорошо срединную линию губ.

Вычерняем точки ноздрей и точки краев губ. Это все.

Но в процессе следим, чтобы наши зрачки глаз оставались все равно темнее всего. Если надо мы снова добавим в них черноты .

Напоследок, утемняем немного внутренние края бровей, но слега. Наш портрет-образец готов:

Мы можем сделать из нашего образца и мальчика.

Для этого поменяем прическу. Но в этом случае сначала еще нарисуем уши, потому что у мальчиков причёски часто не скрыты волосами.

Конечно, уши можно спрятать под прическу, но нам же, надо научиться их рисовать.

Размер уха соответствует размеру от брови до корня носа. Рисуем в этой области сбоку ухо, вот такими тремя линиями. Сам овал уха две линии внутри.

Делаем прическу, так же рисуя их выше нашего круга-черепа.

Теперь наметим шею.

Делим наш глаз пополам и опускаем от этой точки линии вниз. Это и будет размер шеи:

Мы можем смягчить все линии ластиком, и сделать темными, только то, что нам необходимо для портрета. Повторю. Самое темное - это сам зрачок, верхняя линия глаза, линия губ, ноздри и крайние точки губ.

Можем немного растушевать, очень мягко, боковой частью карандаша, выделить губы и румянец на щеках. Наш мальчик готов:

Круг, который мы рисовали в начале (основой нашего черепа), мы намечаем всегда, когда начинаем рисовать голову человека в анфас или профиль.

Круг есть круг. Но треугольник нижней скулы может быть разный. Может быть большой, острый или совсем маленький, в зависимости от формы лица и возраста, худобы или полноты.

Посмотрите два примера. Чем меньше треугольник внизу, тем лицо становится либо детским, либо более полным:

Чем острее и длиннее наш треугольник скулы, тем худее или старше будет лицо человека:

Теперь мы перейдем к работе с калькой.

Возьмем наш журнал мод, листок кальки, карандаш.

Не надо брать большой лист кальки. Достаточно такого, на котором поместится только лицо.

Выберем из журнала любое лицо анфас. Журнал мод хорош для изучения рисования головы человека тем, что в нем почти нет фотографий с глубокими тенями, которые скрывают форму. А нам нужно сейчас очень хорошо научиться видеть форму лица, чтобы его изучить.

Выберем лицо в анфас, достаточно большое лицо на странице, чтобы черты его были хорошо видны и кладем сверху кальку.

Внимание! Рисуем не бездумно! Помните про умное срисовывание.

Обводим так, чтобы выявить основные важные места в лице человека. Утемним их хорошо. Мы их запомнили.

Первое: самое темное, прямо черное – зрачки.

Второе: верхняя линия глаз.

Третье: точки ноздрей и уголков губ.

Четвертое: срединная линия губ.

Старайтесь, рисуя, помнить о форме головы и лица. В каждой из них есть круг и треугольник. Обращайте внимание на соотношение их размеров друг к другу.

Не рисуйте пока лишних теней и ничего нового, кроме того, что мы изучили.

Просто сейчас немножко разные будут носы, глаза и губы. На разной высоте будут самые выпуклые части носов - «пипочки».

Нарисуйте через кальку несколько разных лиц и сравните их друг с другом. Представьте, по возможности, как выглядело бы то, или иное лицо в профиль.

Если у вас есть возможность найти фотографию портрета или фото старика, старушки или ребенка анфас, то обрисуйте их под калькой тоже по тому же принципу.

Форма головы обычно схожа с овалом яйца, острый конец которого направлен вниз.

Основные элементы лица располагаются на осях, которые проходят ровно посередине самого широкого и самого длинного места овала лица. Либо симметрично относительно этих линий.

Для того чтобы удобнее было определить местонахождение тех или иных частей лица, нужно ввести измерительную единицу (своеобразный сантиметр). Важно чтобы элемент, принимаемый за единицу измерения был не слишком большим, но достаточно широким для постоянной сверки. Обычно в этом качестве используют ширину глаза.

Если визуально поделить овал головы на пять вертикальных частей, то ширина каждой из них будет равняться ширине глаза. Глаза располагаются во второй и четвёртой частях. Иногда из-за особенностей строения лица, 2,3 и 4 части могут отличаться по размерам, но совсем немного и довольно редко. Также первая и пятая части бывают уже остальных. Но чаще всего создаётся иллюзия того, что они меньше за счёт бакенбард или длинных ресниц и яркого макияжа, которые визуально «съедают» ширину.

Верхний край уха расположен на одном уровне с верхним веком, а нижний край уха — на одной линии с кончиком носа.

Высота полностью открытого глаза от верхней его границы до нижней равна половине его ширины. Самая высокая точка брови обычно также удалена от высочайшей грани глаза на половину его ширины. Высота женского рта также как и расстояние от верхней губы до кончика носа составляют половину размера глаза. Толщина верхней губы чаще всего занимает одну треть от всей высоты рта.

Для построения правильного лица с соблюдением всех пропорций можно использовать правило равностороннего треугольника. Оно заключается в следующем: если соединить внешние уголки глаз(без учета длины ресниц) и самую нижнюю точку центральной оси губ, должен получиться треугольник, стороны которого равны.

Ширина носа, также как и расстояние от верхнего его крыла до глаза равно ширине глаза. Самая нижняя точка подбородка удалена от губ на одну ширину глаза. На этой же величине от уголков губ расположены и нижние границы щёк.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные пропорции характерны для классического идеального лица. Но в зависимости от национальности, возраста и пола все эти закономерности могут немного меняться. Существуют довольно привлекательные лица, в которых не соблюдены классические пропорции, но это скорее исключение из правил.

Настоящий урок посвящен тому, как нарисовать лицо девушки без ярко выраженных эмоций с мягкими чертами лица.

В этом уроке нам понадобятся:

  • альбом для рисования;
  • карандаш НВ;
  • ластик-клячка;
  • линейка.

Я знаю, что в этом уроке много времени уделяется измерению. На мой взгляд, на начальном этапе это необходимо, особенно, если вы новичок. Когда вы освоите пропорции и набъете руку на рисовании женских лиц, вы сможете повторить этот урок, не тратя время на метрики. Готовы попрактиковаться? Тогда начнем!

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 1: Форма лица.

Нарисуйте круг и начертите небольшую горизонтальную линию внизу, на расстоянии половины диаметра круга. Важно соблюсти это правило, так как круг был нарисован от руки.

У женщин подбородок меньше, чем у мужчин. Увеличение подбородка придаст мужественности женскому лицу.

После этого нарисуйте скулы, соединив подбородок с кругом. Формы женских лиц крайне разнообразны. В качестве примера я буду использовать изображение мягких скул.

Затем проведите вертикальную линию ровно посередине будущего лица.

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 2: Намечаем пропорции.

Измерьте длину лица и разделите на восемь равных частей. Обозначьте каждую часть порядковым номером или буквой, как показано на рисунке. Затем, с помощью линейки, проведите прямые горизонтальные линии через точки, помеченные как Сenter line, 2,3, A и C.

Если вы выполнили этот урок несколько раз и хотите попробовать нарисовать лицо без помощи линейки, нарисуйте линии в таком порядке: Сenter line, 2, 3, B, A, C, разбивая линии каждый раз посередине снова и снова.

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 3: Глаза.

Разделите центральную линию внутри лица на пять равных частей. Помните, что у женщин глаза шире и более открыты, чем у мужчин.


Как нарисовать лицо девушки. Шаг 4: Нос.

Чтобы нарисовать нос, проведите две вертикальные линии вниз от внутреннего края глаза до линии 3. Эти линии ограничат нос по ширине. Затем начертите небольшой круг чуть выше линии 2. Мой нос будет коротким и узким, с узкой переносицей.

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 5: Брови.

На рисунке слева я начертила надбровную дугу, чтобы показать органичное положение самой брови по отношению к дуге. На рисунке справа мы видим, что бровь располагается под линией C. Чтобы изобразить удивленное выражение лица, бровь нужно будет еще больше приблизить к линии C.

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 6: Губы.

Для обозначения границ губ от середины каждого зрачка нужно будет провести перпендикулярную линию вниз до линии 3. Затем начертите треугольник, начало которого будет идти от кончика носа. Основание треугольника должно находиться внутри квадрата. Вершина треугольника должна располагаться строго на кончике носа. Как было упомянуто раньше, данный пример характерен для лица, не выражающего ярких эмоций. Если Вы хотите изобразить ухмылку на лице, как будто девушка блефует в процессе классической версии известной всем карточной игры, расположите нижнюю губу чуть ниже. Обозначьте зубы, проведя несколько перпендикулярных линий.

После того, как вы нарисовали губы, вам, возможно, захочется удлинить подбородок. Или наоборот, сделать его короче, чтобы пропорции выглядели натуральнее. Это вполне нормально. Я постоянно корректирую данные пропорции.

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 7: Уши.

Пограничными линиями для ушей являются центральная линия и линия 2. Чтобы попрактиковаться в изображении реалистичных ушей, рекомендуем обратиться к данному уроку (пока еще не переведен).

Центральная линия и линия 2 ограничивают уши сверху и снизу.

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 8: Волосы.

Когда рисуете женские волосы, помните, что женский лоб обычно меньше и уже, чем мужской. На моем примере линия волос начинается ниже линии A. Также я рисую волосы с обеих сторон от висков, но слежу за тем, чтобы волосы не располагались слишком близко у бровей. Не забудьте придать волосам объема, оставив небольшое пространство между волосами и головой. За более детальной инструкцией по изображению реалистичных волос, рекомендую обратиться к одному из .

Перед тем, как стереть все вспомогательные линии, еще раз проверьте, насколько гармоничны пропорции лица. Если после проверки вы остались довольны результатом — можете смело стирать их.

Ну а после того, как вы освоили урок по изображению женского лица, настало время поэкспериментировать и выполнить несколько упражнений уже без линейки.

Статья переведена с сайта rapidfireart . com