До начала XIX века Москва не имела традиции установки скульптурных памятников: в честь знаменательных событий возводились часовни и церкви (например, Покровский собор на Красной площади, выстроенный в память взятия Казани). Первые монументы в России появились в Санкт-Петербурге и были посвящены его основателю – императору Петру I. Со временем и москвичи пожелали увековечить своих героев – выбор пал на Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос – один из самых известных скульпторов России, прошедший длинный путь от сына небогатого помещика до профессора Академии художеств и создавший фигуру Иоанна Крестителя для портика Казанского собора в Петербурге. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения. А после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение: как символ победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.

Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская фамилия, дворяне, купцы, мещане, крестьяне – размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.

Скульптор Мартос сформулировал общую идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Новый памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов. Выбор места не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики. Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного Образа, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя барельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков. Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия в лето 1818».

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь проектами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли: официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Но была и другая причина: Минин теперь указывал прямо на мавзолей, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник героям Второго ополчения «переехал» с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня. В 2010–2011 годах была проведена комплексная реставрация монумента, позволившая укрепить его и предотвратить разрушение.

Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил: в 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

Памятник Минину и Пожарскому - скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.

Посвящён нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году.


С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде - городе, где было собрано ополчение.


Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над памятником. Помимо работы над проектом, он также выступает основным популяризатором народных героев Минина и Пожарского, представляя их российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника.


К 1808 году массовый энтузиазм по поводу установки памятника Минину и Пожарскому постепенно стихает. И тогда нижегородцы опять поднимают вопрос об установке памятника «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан». 2 мая 1808 года даётся указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются скульпторы Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.

В ноябре 1808 скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о начале сбора средств. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам». Рисунок значительно отличается от первого проекта и по своей композиции почти совпадает с окончательным решением памятника.


К 1811 собранная сумма оказалась достаточной для начала работы. К этому же времени было решено установить памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.


Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он неизмеримо возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы. Периодическая печать не только помещала заметки о ходе работ над памятником, но посвящала ему отдельные большие статьи, в том числе и о технологиях, применяемых при его изготовлении.


Отлитый памятник отправился 21 мая 1817 года из Санкт-Петербурга, где он был изготовлен, в Москву водным путём со специальным визитом в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника. Доставка завершилась 6 сентября. До февраля 1818 года шли работы по установке, и наконец 4 марта (20 февраля) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника, сопровождавшееся парадом и исполнением оратории Степена Дегтярёва «Минин и Пожарский».


Первоначально памятник Минину и Пожарскому находился в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), но в 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

В 2010-2011 годах планируется капитальная реставрация памятника. При переносе памятника была нарушена система стока воды, в результате за прошедшие 78 лет монумент пришел в аварийное состояние. Одновременно с восстановлением исторического облика Красной площади и будущем сохранении памятника решается вопрос о его возвращении на историческое место.


Текст надписи критиковал А. С. Пушкин: Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Фёдоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского.

Первые памятники Ленину

Монументы вождю мирового пролетариата устанавливались ещё при его жизни, а смерть Ильича положила начало "народной" лениниане, давшей множество интересных и необычных памятников.

27 января 1924 года, в день похорон Ленина, газеты напечатали Постановление II Съезда советов Союза ССР о памятниках вождю. Кроме общих слов о вечной жизни Ильича в умах и сердцах современников и грядущих поколений и героической борьбе трудящихся за победу социализма во всех странах, постановление предписывало Президиуму ЦИК СССР разработать и утвердить проекты памятников Ленину в Москве, Харькове, Тифлисе, Минске, Ленинграде и Ташкенте и установить сроки их сооружения.

Этот документ дал старт официальной монументальной лениниане, разродившейся за последующие 60 с лишним лет тысячами и тысячами каменно-бронзовых Ильичей.

Ногинск, Московская область

Памятник установлен 22 января 1924 года, на следующий день после смерти Ленина.

Первым памятником Ленину принято считать монумент, открытый 22 января перед входом на Глуховскую мануфактуру в подмосковном Богородске (Ногинске) - о его первенстве часто упоминается в краеведческих справочниках, об этом же говорит и установленная рядом табличка.

В ноябре 1923 года делегация рабочих мануфактуры, захватив с собой 18 саженцев вишневых деревьев, отправилась в Горки навестить больного вождя. Вернувшись, рабочие решили соорудить монумент Ленина и поставить рядом с комбинатом. Работу поручили местному мастеру Ф.П.Кузнецову. Через месяц форма для статуи была готова, и отливать ее из железобетона решили на месте, в сквере. Недалеко от проходной была расчищена площадка, на которой из кирпичей, цемента и досок соорудили постамент.

Открыть памятник предполагалось сначала перед новым 1924 годом, а потом 9-го января, в годовщину Кровавого воскресенья. Но закончить работу к этим датам не успели, и открытие было перенесено на воскресенье 22 января. В день открытия пришло известие о кончине Ленина. Чуть позже «Правда» писала, что «намереваясь открыть статую, глуховцы открыли первый памятник Ленину». Возможно, именно эта фраза - абсолютно верная стилистически - стала основой для создания легенды о памятнике в Ногинске. На самом же деле первым был не он…

Еще в 1918 году московский скульптор Г.Д.Алексеев сделал ряд натурных зарисовок Ленина в его кабинете. Он одним из первых среди художников получил разрешение лепить Ильича с натуры и провел в ленинском кабинете несколько сеансов. Итогом стали два бюста - 1919-го и 1923-го годов. О бюсте 1919 года сохранилась запись: «В настоящее время подготовлен скульптором Г.Д.Алексеевым бюст В.И.Ленина. Бюст делался с натуры, размером более натуральной величины. Изготовлен из гипса с имитацией под бронзу».

Но даже эти работы не стали первыми ленинскими скульптурными изображениями. Еще в дни празднования первой годовщины новой власти - 7 ноября 1918 года - в городе Коротояке Воронежской губернии на городской площади был установлен памятник В.И.Ленину, выполненный под руководством учительницы рисования коротоякской школы Анны Ивановны Казарцевой. Вскоре она же изготовила и бюст Карла Маркса.


Коротояк (Воронежская область)

На фото - существующий сегодня памятник. Оригинальный памятник, вероятно, отличался от него по форме и размерам. Фотографий оригинального монумента не найдено.

В эти же дни, в ноябре 1918 года, в «Известиях» был помещен рассказ о посещении Смольного, в котором были такие строки: «Останавливает внимание посетителей поставленный при входе на второй этаж тонкой художественной работы бюст вождя нашей Революции тов. Ленина».

Ленин в этой скульптуре показан молодым, периода 1890-ых годов. Скульптор и точная дата установки этого памятника остались неизвестны. Возможно, этот памятник и стал самым-самым первым.


Орёл (1920 год)

На фото - бюст, созданный по проекту Г.Д.Алексеева, ставшему основным для тиражирования на первом этапе скульптурной ленинианы.

В 1919 году счёт установленным памятникам уже превышает пару десятков - начинается тиражирование бюста, созданного Алексеевым и другими скульпторами. В октябре 1919 года открыты памятники-бюсты Ленину в Тверской губернии: на Почтовой площади (ныне Советской; скульптор Лавров) в Твери и в Осташкове на проспекте Ленина (скульптор Г.Д.Алексеев). 7 ноября 1919 года установлен памятник в Белом (ныне Тверская область) работы того же Алексеева, а 4 июля 1920 года - памятник в Вышнем Волочке . Годом позже открыты памятники в Калязине , во Ржеве и в Орле . Затем аналогичный бюст появился в Уфе, Александрове, Череповце, Меленках .

В 1920 году, в связи с 50-тилетим со дня рождения В.И.Ленина, скульптурный памятник вождю появился в Казани . Он был установлен в сквере, названном именем Ленина, и смонтирован в духе пластических композиций того времени: из бюста и деревянного постамента.

Первый памятник Ленину в Москве появился также при его жизни. Правда, всего лишь в виде стелы. После покушения Фанни Каплан, на месте ранения вождя - на Павловской улице - рабочие поставили деревянный обелиск, а 7 ноября 1922 года заменили его гранитной стелой с надписью «Пусть знают угнетенные всего мира, что на этом месте пуля капиталистической контрреволюции пыталась прервать жизнь и работу вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина». Тогда же Моссовет принял решение увековечить Ленина в бронзе, но памятник был поставлен в сквере у завода Михельсона только в 1925 году. Теперь на этом месте возвышается «канонический» монумент, созданный в 1967 году.

Смерть Ленина дала толчок целому движению по сооружению памятников. Несмотря на то, что практически вскоре после смерти - в марте 1924 года - появляется указание Комиссии по увековечиванию памяти В.И.Ленина о недопустимости проникновения в печать неприемлемых ленинских изображений, на первых порах контроль за сооружением памятников практически не ведется. Благодаря этому в 1924-1925 годах появилось множество замечательных «народных» памятников.


Куртатинское ущелье (Северная Осетия)

Памятный камень в честь Ленина, установленный в январе 1924 года.

В январе 1924 года в селе Нижние Такермени Мензелинского уезда деревенская беднота и бывшие фронтовики установили на вершине большой горы белый камень, а гору постановили назвать именем Ленина. 7 ноября 1925 года памятник Ленину открывается в Елабуге . На каменном основании, выложенном разноцветными плитами в форме звезды, установлен высокий бутовый камень, на котором возвышался бюст Ильича работы С.Д.Меркурова. Аналогичный бюст работы того же автора установлен на центральной городской площади в Тетюшах . 1 мая 1924 в д. Страшевичи Новоторжского уезда был открыт памятник-бюст, вырезанный из дерева крестьянином А.Н.Жуковым.

В 1924 году, вскоре после смерти В. И. Ленина, горцы Куртатинского ущелья поставили непритязательный гранитный памятник. «Горцы никому тогда неведомого Куртатинского ущелья, веками прозябавшие в невежестве и нищете и сбросившие наконец тяжкое ярмо со своих плеч, одними из первых в стране почтили память вождя революции» , - рассказывал позже путеводитель по этим местам.


СЛЕВА - Киров, открыт 7 ноября 1924 года.
В ЦЕНТРЕ - Вытегра, открыт в 1924 году.
СПРАВА - Можайск, открыт 7 ноября 1924 года.

27 января 1924 года в Златоусте был сооружен деревянный обелиск пирамидальной формы, установленный у входа в школу 2-ой ступени. Обелиск был обтянут черным крепом и увит хвойными гирляндами. Над овальным портретом Ленина на передней стенке находилась надпись: «Вечная слава вождю Ленину. 1924». Ниже портрета: «В твердой воле живых поколений вечно жив и бессмертен Ленин». Позднее, 7 ноября 1924 года, на городской площади напротив рабочего клуба был установлен новый памятник. Его постамент составляли три блока мрамора, установленные на пятиступенчатом стилобате. На постаменте был установлен чугунный бюст. Здесь памятник простоял до 1926 года, затем его переместили в сквер у здания железнодорожной конторы Позднее бюст был заменен тиражированной статуей Ленина.

Чуть позже рассматриваемого периода, в мае 1926 года, в Златоусте был установлен другой примечательный монумент. Местный горисполком заказал проект памятника в Академии Художеств в Ленинграде, откуда свои варианты памятника прислали архитекторы Ю.В.Щуко, В.М.Тейтель и архитектор-художник В.А.Волошинов, проект которого и был принят. Новый памятник располагался на площади III Интернационала, напротив здания рабочего клуба. Небольшая статуя В.И.Ленина была установлена на постаменте в виде стилизованной наковальни, который опирался на трехступенчатый стилобат, имевший форму пятиконечной звезды. За бронзовой скульптурой поднимался высокий, квадратный в сечении, пилон со срезанным наискось верхом. Пилон (и некоторые другие части памятника) был изготовлен из дерева, раскрашенного под мрамор, хотя по проекту предполагалось изготовить памятник из полированного мрамора. В настоящее время этот памятник по-прежнему находится в саду напротив здания краеведческого музея, однако скульптура установлена на другом постаменте, имеющем простую кубическую форму.


Златоуст

Памятник установлен в 1926 году.


В конце 1960-ых годов в газете «Советская культура» была напечатана заметка о том, что в госархиве Украинской ССР пионеры разыскали фотоснимок, запечатлевший открытие скульптурного бюста Ленина в Житомире 7 ноября 1922 года. Поместив фотографию, газета снабдила ее следующим текстом: «Всмотритесь в этот снимок, читатель. Перед Вами -- первая в нашей стране монументальная скульптура основателя Коммунистической партии и Советского государства».

Житомирский бюст был открыт в честь 5-ой годовщины революции возле Дворца Труда, где находился губернский совет профсоюзов. Бюст был выполнен из бронзы, для получения которой бойцы отряда Н.Щорса отдали гильзы и старое оружие.

Но и на Украине повторилась российская история - монумент, официально провозглашенный первым, таковым не являлся.

Ещё весной 1919 года киевская газета «Бiльшовик» писала: «Будут поставлены 8 бюстов вождей пролетариата: на Софиевской площади – Ленина и Троцкого, на Думской пл. – Карла Маркса, на б.т.н. (бывшей, так называемой) Царской площади – Тараса Шевченка, на Печерске – Свердлова; на Театральной площ.– Карла Либкнехта; на Б. Васильковской ул. - Энгельса, и на Подоле, на Александровской пл. - бюст Розы Люксембург».

Но простояли эти бюсты (ленинский был выполнен скульптором Ф.П.Балавенским, соавтором памятника княгине Ольге) недолго. Взявшие 31 августа город деникинцы и петлюровцы уничтожили все революционное творчество. Позже тот же «Бiльшовик» писал: «...Уничтожены памятники Ленину и Шевченко. Революционные памятники рубили шашками».

В начале 1920-ых годов, после образования УССР, скульптуры и бюсты Владимира Ильича - это можно проследить по сообщениям местной прессы - были установлены в Киеве, Днепропетровске, Чернигове, Сумах.

Тогда же появляется первый памятник в Харькове работы местного автора Кратко. Он состоял из машинных деталей, в силу чего судьба его оказалась весьма короткой и потому печальной. Харьковская газета «Коммунист» писала: «Памятник В.И.Ленину представлял собой сумбурную композицию из зубчаток, болтов и других частей машин. Нет ничего удивительного, что он вызвал возмущение трудящихся, не желавших мириться с извращением образа любимого вождя, и был снят на следующий день после открытия».

Другой прижизненный памятник Ленину на Украине был установлен в 1922 году в Луганске . Бюст создал модельщик паровозостроительного завода И.П.Борунов. Во время войны он был отправлен на переплавку в Италию, где его выкрали и спрятали до конца войны местные партизаны. В 1945 году он был обнаружен в Римской национальной галерее. В 100-летнюю годовщину со дня рождения Ленина было принято решение передать памятник жителям города Кавриаго. В свое время трудящиеся города приняли резолюцию в поддержку «русских советистов» и избрали Ленина почётным мэром Кавриаго.


Кавриаго, Италия

Памятник в центре города. Установлена копия монумента 1922 года, оригинал выставлен в местном музее.


После смерти Ленина количество возводимых монументов возрастет многократно. В 1969 году газеты рассказали об уникальном памятнике, установленном в Кременчуге : «Это было в январе 1924-го… Жители непрерывным потоком, с утра до вечера, шли к Днепру, чтобы посмотреть на памятник В.И.Ленину, который появился на льду возле острова Фантазия. На постаменте, мастерски вырубленном из льдины, четко вырисовывались слова: «Спи спокойно, дорогой Ильич, заветы мы выполним». Этот монумент был создан рабочими-грузчиками Кременчугского речного порта. Достали снимки Ленина в разных возрастах, нашелся и художник-самоучка. Принесли из союза бюст и лозунги. Памятник готов. Но он временен - скоро наступит весна. Грузчики решают увековечить память об Ильиче коллективным вступлением в партию».

В мае 1924 года на территории Одесского судоремонтного завода был установлен памятник, созданный мастером литейного цеха Федотовым. Бюст Ленина помещен на постамент-земной шар, установленный на символические фабричные трубы (на фото слева ).

Во время войны памятник был разрушен и восстановлен вновь лишь в 1970 году, к 100-летию Ленина. Монумент сохранился по сей день, в 2013 году он перенесён к зданию заводоуправления судоверфи Одесского порта.

Памятники "первой волны" скульптурной ленинианы:
СЛЕВА - Нижний Тагил, открыт 7 ноября 1925 года.
СПРАВА ВВЕРХУ - Елабуга, открыт 7 ноября 1925 года.
СПРАВА ВНИЗУ - Сталинград (Волгоград), открыт в 1925 году, уничтожен во время войны.

Первый (или - не исключено, что история повторится в очередной раз - один из первых) памятник Ленину в Белоруссии появился ещё в 1922 году в посёлке Краснополье. Сделан бюст был из дерева и долго не сохранился.

В день смерти Ленина, в январе 1924 года, пограничники Житковичского погранотряда в Гомельской области собрались в красном уголке и, выслушав рассказ командира заставы Ковалева о революционном пути вождя, решили соорудить монумент Ильичу. По разработанному проекту предполагалось установить небольшой бюст на постамент необычной формы -- ступенчатый куб, по всем сторонам которого шли ряды светлых окон. Пограничники считали, что памятник такому человеку как Ленин должен быть радостным, светлым. «Светлые окна -- это свет ленинских идей, которые озаряют трудящимся всего мира путь к новой жизни».

В 1924 году появляются первые памятники и в Минске . Первой стала скульптура для Коммунистического университета в Минске, выполненная А.Граубе. Граубе также создал скульптуру «Ленин на трибуне», которая была установлена в минском клубе имени Маркса.

Проект, созданный студентами Витебского художественного техникума под руководством педагога М.Керзина, задумывался как «монумент целой исторической эпохи, связанной с преобразованием мира после Октября. На сложном многогранном постаменте был установлен шар - символ Земли, - образ, довольно часто использовавшийся в первых памятниках Ленину. На шаре должна была располагаться фигура Ильича, обращающегося с речью к рабочим мира. У основания памятника -- трибуна. Общая высота монумента - 18 метров. Однако, памятник не был создан.


"Ленин на трибуне", почтовая марка Почты СССР

В феврале 1924 года 2 съезд Советов Туркестанской республики (теперь - территория Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана) принял решение воздвигнуть памятники Ленину в шести городах республики.

Впервые о памятнике Ленину на Советском Востоке написала «Туркестанская правда» от 8 июня 1924 года, которая сообщила, что ученики ташкентской школы имени Пржевальского под руководством своих преподавателей сооружают памятник-бюст Ленина. Он был установлен во дворе школы на высокой усеченной пирамиде. Поскольку памятник был изготовлен из недолговечных материалов, долго он не простоял.

Этот пост будет интересен тем, кто неравнодушен к истории России.
Всяческих русофобов прошу не беспокоить себя его прочтением.

В течение многих столетий в России не было скульптурных памятников. Великие имена и великие события, как правило, увековечивались с помошью построек храмов. Отношение к скульптуре изменилось в петровские времена. И в результате в XVIII веке по европейскому образцу в новой столице были установлены памятники ее основателю. Это конная статуя императора работы Бартоломео Карло Растрелли , долгое время незаслуженно простоявшая в забвении у Троицкого моста и установленная у входа в Михайловский замок только Павлом I, и знаменитый "Медный всадник" скульптора Этьена Мориса Фальконе , возведенный Екатериной II.

В 1801 году на Марсовом поле был открыт памятник великому полководцу генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову работы Михаила Ивановича Козловского . Несмотря на то, что Суворов изображен на памятнике аллегорически - в виде бога войны Марса, все же стоит отметить, что это был первый в России памятник некоронованной особе, к тому же выполненный русским скульптором. Интересно и то, что несмотря на очень сложные, часто доходящие до взаимной вражды, отношения между полководцем и императором Павлом, именно государь принял решение об установке памятника Суворову, причем еще при жизни фельдмаршала, что являлось беспрецедентным случаем.

Интерес к скульптурным монументам в начале XIX века проявила и старая столица: москвичи явно не хотели отставать в этом от петербуржцев. Так, первым в Москве стал памятник героям 1612 года - гражданину Минину и князю Пожарскому.

История создания этого знаменитого монумента оказалась весьма длинной. Началась она вовсе не в Москве, а в Санкт-Петербурге, когда в 1802 году ученикам Императорской академии художеств в качестве темы для работы предложили эпоху Смутного времени. Через год эту идею подхватило Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, образованное выпускниками гимназии при Академии наук. В частности, с инициативой возвести памятник руководителям Второго народного ополчения выступил писатель, поэт и переводчик Василий Васильевич Попугаев (1779 - 1816) - один из наиболее деятельных членов этого общества.

Интересно, что В. В. Попугаев тогда предложил создать монумент не только Минину и Пожарскому, но и другим героям Смутного времени, и прежде всего патриарху Гермогену , который был заключен под стражу и умер от голода в оккупированном поляками Кремле, однако не перешел на сторону интервентов и поддерживал движение за освобождение Москвы.
Ещё раз идея увековечить память о Гермогене в Москве возникнет в 1913 году, когда патриарх был причислен к лику святых. Об этом было официально объявлено во время празднования 300-летия династии Романовых, но вскоре началась Первая мировая война, затем революция... И лишь в 2013 году в Александровском саду был установлен памятник Гермогену, созданный по проекту скульптора Салавата Щербакова:

Однако, вернемся к Минину и Пожарскому.
В 1804 году Иван Петрович Мартос (1754 - 1835) , один из известнейших в то время скульпторов России, по своей инициативе выполнил модель монумента героям 1612 года и представил ее на суд публики, оценившей его работу весьма благосклонно.
И. П. Мартос сформулировал идею будущего двухфигурного памятника героям ополчения так: "Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского - в знак их единомыслия - и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели".

Портрет И. П. Мартоса кисти Пьетро де Росси (1813 г.):


Однако после создания модели обсуждения идеи установки памятника почему-то прекратились. Новый толчок ей был дан в 1808 году, когда жители Нижнего Новгорода объявили подписку, объявив желание установить памятник Минину и Пожарскому в своем городе, ведь именно здесь с призыва Кузьмы Минина в 1611 году началось формирование Второго народного ополчения.
С одобрения Александра I был объявлен конкурс, в котором несмотря на то, что конкуренцию Мартосу составили многие знаменитые в России скульпторы, победу одержал именно его проект. Но из-за финансовых проблем работа над памятником снова остановилась. А в 1811 году, когда по подписке, организованной нижегородцами было собрано 15 тысяч рублей, предполагаемым местом для установки памятника по проекту Мартоса оказался уже не Нижний Новгород, а Москва, так как основные события, явившие подвиг Минина и Пожарского, разворачивались именно в Первопрестольной.

Никаких сомнений в том, что нижегородцы были обижены этим решением, нет. Но и Нижний Новгород не остался без памятника своим героям: в 1828 году в Нижегородском кремле был возведен обелиск в честь Минина и Пожарского, спроектированный Авраамом Мельниковым, зятем Мартоса. А уже в наши дни скульптор Зураб Церетели выполнил для Нижнего Новгорода немного уменьшенную копию московского памятника (без указания года создания в надписи на пьедестале). Этот памятник был открыт 4 ноября 2005 года, тогда же площадь, на которой его установили, была переименована в площадь Народного единства.

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде:

В 1812 году работа над памятником Минину и Пожарскому была снова прервана в связи с наполеоновским нашествием. После победоносного завершения Отечественной войны создание монумента героям 1612 года обрело новое значение, став данью памяти всем защитникам Отечества. Работы возобновились.

По предложению Мартоса местом для установки памятника оказалась уже не Тверская застава, как предполагалось вначале (позднее здесь будет сооружен другой памятник победе в Отечественной войне - Триумфальная арка), а Красная площадь. Тем самым монумент превращался во всероссийский символ патриотизма.

Памятник был отлит в мастерской Академии художеств в Петербурге в 1816 году. Но после отливки его нужно было доставить в Москву. Железных дорог тогда еще не существовало, а везти на лошадях такой массивный груз было очень сложно, если вообще возможно. Однако выход был найден: фигуры и постамент отправили в Москву по воде, через недавно построенную Мариинскую водную систему , соединившую Балтику с бассейном Волги, на судах, сконструированных специально для этого случая.

Новоладожский канал Мариинской системы
(фотография С. М. Прокудина-Горского 1909 года):

Проплыв через Рыбинск, затем по Волге до Нижнего Новгорода, где его встречал буквально весь город, а далее по Оке и Москве-реке, 2 сентября 1817 года памятник прибыл в Москву.

Открытие памятника Минину и Пожарскому назначили на 20 февраля 1818 года. В Москву съехались многочисленные гости, и в первую очередь императорская фамилия во главе с самим Александром I и императрицей Елизаветой Алексеевной, вдовствующей императицей Марией Федоровной и братьями царя Константином, Николаем и Михаилом. Торжественная церемония состоялась при огромном стечении народа. На церемонии была исполнена оратория композитора Степана Дегтярева "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы", а затем по площади прошли сводны гвардейские полки, прибывшие из Петербурга.

Гравюра XIX века:


Новый памятник установили в самом центре Красной площади , напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов - таким образом сформировалась гармоничная композиция.
Выбор этого места не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому, рукой указывает на Кремль, где находятся иноземные захватчики. В движениях Минина, его жестах, мече, который он подает князю, читается призыв возглавить народное ополчение и изгнать поляков из Москвы. Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного и готовится встать.

Литография по оригиналу Ф. Бенуа (1850-е гг.):


Любопытно, что Мартос облачил героев в древнеримские одежды, но в то же время добавил русские порты - это и дань моде на все античное, существовавшей тогда в архитектуре и скульптуре, и указание на эпоху, когда разворачивались изображаемые события.

Два горельефа на постаменте представляют ключевые эпизоды истории освобождения России от интервентов в 1612 году: на лицевой стороне - сцена сбора пожертвований на Второе ополчение, на задней стороне - наступление русского войска и разгром поляков:

На этом горельефе И. П. Мартос изобразил себя,
отдающего Отечеству двух сыновей (в левой части горельефа).
Один из сыновей скульптора погиб в 1813 году в Италии
от рук наполеоновских солдат.

Князь Дмитрий Пожарский изгоняет поляков из Москвы:

В том же 1818 году была выпущена книга "Историческое описание монумента, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому в столичном городе Москве". В ней содержится внушительный список людей, давших средства на возведение памятника. Перечисление открывается именем императора Александра I, пожертвовавшего 20 тысяч рублей, после следуют представители всех сословий от дворян до крестьян со всех уголков России. Размер пожертвований от 5 тысяч рублей до 50 копеек. Это была живая иллюстрация, утверждающая народный статус памятника Минину и Пожарскому.

В начале ХХ века Красная площадь уже выглядела иначе, чем в момент открытия памятника: появилось новое здание Верхних торговых рядов (ныне - ГУМ), на месте небольшого Земского приказа вырос огромный Исторический музей, по площади был пущен трамвай. Но несмотря на это, памятник Минину и Пожарскому сохранял свое изначальное местоположение.

Фотография 1914 года:


К 1930-м годам ситуация изменилась: теперь во время парадов здесь проходили огромные толпы народа, а монумент оказывался у них на пути. В связи с этим появились предложения памятник Минину и Пожарскому снести и переплавить в новый монумент, более соответсвующий духу эпохи и коммунистической идеологии. К счастью, эти планы не были осуществлены. Однако оставить памятник в центре Красной площади большевистские власти не могли. Это объяснялось одним немаловажным моментом: памятник приобрел не вполне "удобный" подтекст , ведь по замыслу Мартоса Минин указывал на Кремль, в котором засели захватчики. А теперь он еще и указывал на Мавзолей Ленина! Новые интерпретации относительно расположения монумента, распространявшиеся в виде слухов и частушек среди москвичей, властям понравиться никак не могли. Например, такие:

"Смотри-ка, князь, какая мразь
У стен Кремлевских улеглась...".

По воспроминаниям Лазаря Кагановича , бывшего в то время первым секретарем МГК ВКП(б), решение о новом месте для памятника Минину и Пожарскому принял лично Сталин . Архитектор Иван Жолтовский рассказывал, что сам Каганович, высказавший предложение избавиться от храма Василия Блаженного, мешающего, по его мнению, демонстрациям трудящихся и проезду военной техники на парадах, был одернут именно Сталиным, приказавшим собор "поставить на место" , - разговор происходил у макета Кремля и Красной площади.

Видимо тогда же вождь озаботился и судьбой монумента героям 1612 года. Из протокола Моссовета от 3 августа 1931 года: "слушали об ассигновании средств на перенесение памятника" и постановили предоставить в распоряжение коменданта Кремля 30 тыс. рублей "из фонда непредвиденных расходов Горисполкома Моссовета". В том же году памятник и "переехал" с середины площади к храму Василия Блаженного, где находится по сей день. Теперь Минин как будто указывает Пожарскому на их прежнее месторасположение.

Через 10 лет после перемещения памятника он сыграл немаловажную роль во время знаменитого парада 7 ноября 1941 года , когда наша страна в очередной раз оказалась в ситуации близкой к гибельной: силы объединенной Европы осадили Москву, хотя в отличие от событий начала XVII и XIX веков, им взять древнюю столицу России так и не удалось.

Иногда приходится слышать предложения о необходимости возвращения памятника Минину и Пожарскому на его историческое место - в центр Красной площади .
Я считаю это совершенно нецелесообразным по трём причинам , не имеющим никакого отношения к политике, если кто-то подумал о моей политической предвзятости.
Во-первых , памятник не имел серьезной реставрации вплоть до начала XXI века. Реставрационные работы, проведенные в 2010 - 2011 годах, показали, что монумент находится в опасном положении: металл его корпуса истончился настолько, что в нем образовались дыры, а металлические прутья каркаса памятника сильно проржавели. Эти работы позволили укрепить памятник, но его любое перемещение грозит полным его разрушением.
Во-вторых , нынешнее местоположение момумента стало уже давно привычным, и он составляет единый ансамбль с Покровским собором, перед которым стоит.
В-третьих , Красная площадь в ее нынешнем виде является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, и менять что-либо на ней нельзя (и это, по моему мнению, совершенно правильно!).

В завершение поста привожу иллюстрации тех петербургских памятников, о которых речь шла в его начале:

Первый памятник Петру I работы Б. К. Растрелли, работа над которым шла с 1716 по 1747 г.,
но установлен на своем нынешнем месте - у Михайловского замка он был лишь в 1800 году:

"Медный всадник" на Сенатской площади работы скульптора Э. М. Фальконе
является первым монументом в России. Он был создан в 1768 - 1770 годах,
но установлен только в 1782 году:

Памятник генералиссимусу Суворову, работы М. И. Козловского
был сначала установлен на Марсовом поле, но в 1818 году перенесен
в то место, где находится сейчас, на площадь, названную именем
великого полководца:


При работе над постом были использованы материалы статьи Никиты Брусиловского "Гражданин и князь", опубликованной в журнале "Историк" (№11, 2015 г.).

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Памятники Москвы . В них запечатлена история столицы, важные вехи ее развития, а иногда это просто городская скульптура: серьезная и веселая, классическая и модерновская, больших размеров и совсем маленькая, заставляющая плакать и смеяться. Многообразие невообразимое!

Памятники города Москвы по категориям:

Начиная со средних веков , на Руси исторические события было принято увековечивать не памятниками, а строительством различных культовых сооружений: соборов, церквей, небольших часовен, а также основанием монастырей.

Таким образом, например, появились Новодевичий монастырь (в честь взятия Смоленска в 1514 году), памятник-часовня «Гренадерам - героям Плевны» (в память о русско-турецкой военной кампании 1877-1888 годов), церковь во имя Георгия Победоносца на Поклонной горе (в память о героях Великой Отечественной) и многие другие.

Начиная с эпохи правления Петра Первого приоритет в монументальном искусстве получили и арки (первые триумфальные ворота, построенные из дерева, возвели в Москве еще в 1696 году в ознаменование взятия города Азова).

Первые скульптурные памятники в Москве

Первый скульптурный памятник в Москве был воздвигнут в честь освободителей города во времена Смутного времени и событий 1612 года - Минина и Пожарского. Случилось это в 1818 году.

Второй памятник появился много лет спустя - в 1877 году. Это был бюст Михаилу Ломоносову, установленный перед университетским Аудиторным корпусом на улице Моховой.

Третьим в Москве стал памятник поэту Александру Пушкину, который сегодня высится на Пушкинской площади.

Помимо памятников, посвященных отдельным личностям, в Москве начали возводить монументы в память об исторических и военных событиях.

Последним обелиском, установленным до революции 1917 года, стал памятник по случаю 300-летнего юбилея дома Романовых.

Послереволюционные и современные московские памятники

Первым в городе Москве послереволюционным памятником стал памятный знак «Павшим в борьбе за мир и братство народов», установленный на Сенатской башне московского Кремля. Под ним были захоронены участники боев на улицах города в 1917 году (впоследствии место станет правительственным со стоящим перед ним мавзолеем Ленина).

В годы советской власти в городе появилось много памятников героям войны и труда, событиям войны и революции, международным деятелям коммунистического и освободительного движения.

После распада Советского Союза, на начальном этапе, сложилась тенденция, идентичная первому периоду правления большевиков, уничтожавших памятники царственным особам и их сподвижникам. В начале 90-х годов громили уже коммунистическое культурное наследие.

В последние годы в Москве появилось много памятников, монументов и скульптурных композиций. Одни стали украшением столицы, другие, как, например, церетелевский Петр Первый, вызывают много вопросов.

Особенностью последних лет стало появление в городе малых скульптурных форм, тепло принятых москвичами и гостями столицы.

Самые известные памятники Москвы

В нижеследующем списке мы приведем описание лишь части памятников Москвы, которые наиболее известны и находятся на главных улицах города. О всех остальных вы сможете узнать, зайдя в соответствующие разделы, указанные в начале этой страницы.

Памятник императору Александру II
Памятник Александру Второму был открыт в Москве в июне месяце 2005 года в непосредственной близости от Храма Христа Спасителя. Скульптурную композицию выполнил скульптор А. Рукавишников в соавторстве с архитекторами И. Воскресенским и С. Шаровым. Этот памятник Москвы стал данью прошлому нынешнего поколения россиян …

Памятник Владимиру Высоцкому
Памятник Владимиру Высоцкому - поэту, музыканту и великому актеру - был установлен на Страстном бульваре Москвы в 1995 году и вскоре стал одной из Москвы. Памятник Высоцкому выполнил скульптор Г. Распопов …

Памятник пианистке Елене Гнесиной
Памятник в Москве в честь великой пианистки и педагога Елены Гнесиной открыли на Поварской улице в сентябре месяце 2004 года. Установлен он на территории знаменитого на весь мир музыкального училища …

Памятник гренадерам - героям Плевны
Это один из самых старых памятников Москвы, который был установлен на улице Ильинке еще в 1887 году - в дни чествования солдат-победителей, освободивших 10-летие назад болгар от турецкого ига …

Памятник Москвы «Дети - жертвы пороков взрослых»
Этот необычный памятник был открыт в сентябре месяце 2001 года на Болотной площади. Он представляет собой не отдельную скульптуру, а целый ансамбль из 13 изваяний пороков и 2-х детских фигур. Работу выполнил известный скульптор Михаил Шемякин...

Памятник писателю Федору Достоевскому
Памятник Федору Михайловичу Достоевскому установлен в центральной части столицы по улице Воздвиженке, неподалеку от главного входа в Главную Российскую библиотеку …

Памятник маршалу Жукову
Памятник маршалу Георгию Константиновичу Жукову был открыт в Москве в 1995 году накануне для празднования 50-летия Великой Победы 1945 года. Установили его на Манежной площади перед зданием Исторического музея …

Памятник Кириллу и Мефодию
Памятник великим просветителям и создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию установлен в Москве на Славянской площади. Каждый год у его подножия отмечаются праздники русского языка и словесности …

Памятник актеру Евгению Леонову
Открытие этого необычного памятника в Москве пришлось на 2001 год. Стоит он на Мосфильмовской улице. Скульптурная композиция Евгения Леонова представлена в образе Доцента из популярного в Советском Союзе фильма «Джентльмены удачи» …

Памятник артисту Юрию Никулину
Памятник Юрию Никулину в Москве открыли в сентябре месяце 2000 года рядом с бывшим местом его работы - Московским цирком на Цветном бульваре. Актер запечатлен в образе Балбеса из фильма «Кавказская пленница», стоящего рядом с известным по этому фильму автомобилем …

Знак «Нулевой километр»
Своеобразный памятник Москвы - знак «Нулевой километр» расположен перед входом на Красную площадь со стороны Манежной. С момента его установки он стал местом паломничества многочисленных туристов, которые загадывают около него свои желания, бросая через плечо монетку …

Памятник Булату Окуджаве
Памятник барду Булату Окуджаве установлен на любимом и воспеваемым им Арбате. Торжественное открытие монумента, обсаженного кленами, состоялось в 2002 году …

Памятник Петру I
Этот огромный по размерам монумент стоит на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала. Памятник выполнил известный московский скульптор Зураб Церетели. Установка столь масштабного памятника сопровождалась большими скандалами …

Памятник хирургу Николаю Пирогову
Памятник Николаю Пирогову - один из старейших в Москве. Установили его на нынешней Большой Пироговской улице еще в 1897 году …

Фонтан-памятник «Принцесса Турандот»
Этот необычный по формату памятник Москвы стоит у стен театра имени Евгения Вахтангова на Старом Арбате. Эта капризная царственная особа стала со временем талисманом местного театра …

Памятник Пушкину и Гончаровой на Арбате
Это не единственный в Москве памятник Наталье Гончаровой и Александру Пушкину (фонтан-ротонда в честь известной пары расположен и на Большой Никитской улице). Разместился он напротив дома-музея великого поэта. На его фоне любят фотографироваться не только влюбленные пары, но и многочисленные туристы …

Памятник генералиссимусу Александру Суворову
Памятник величайшему полководцу Александру Суворову был установлен на площади, названной в его честь, еще в 1982 году по-соседству с нынешним Академическим театром Российской Армии. Скульптурную композицию выполнил скульптор О. Комов …

Памятник книгопечатнику Ивану Федорову
Памятник первопечатнику Ивану Федорову стоит в Театральном проезде с 1909 года. Это место было выбрано не случайно, ведь неподалеку отсюда находилась типография, где и была выпущена в XVI столетии первая книга на русском языке …

Памятник композитору Петру Чайковскому
Памятник композитору Петру Ильичу Чайковскому стоит во дворе Московской консерватории. Установлен он был по случаю празднования в России 100-летия со дня его рождения. Автор композиции - скульптор Вера Мухина …

Россия всегда чтила своих героев. И памятники Москвы яркое тому подтверждение.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях. А если у вас есть, что добавить по теме, напишите, пожалуйста, в комментариях. Спасибо!

Новые статьи на сайте:

Интересное в блоге: